Одежда славян древней руси: Одежда древних славян

Содержание

Одежда древних славян

Архаичная мода славян одновременно проста и загадочна, поэтому изучать праславянскую моду довольно-таки интересно. Что скрывается за этими противоречиями, и какая одежда древних славян для женщин известна на сегодняшний день? Давайте разбираться.

Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?

Изучая лингвистические данные древних времен известно, что первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно.

Сукно, сермяга или власяница – это шерстяная ткань, которая начала использоваться в XI—XIII вв. В каждой славянской семье женщины занимались ткачеством и прядением с помощью веретен.

Разумеется, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например византийскую шелковую материю.

Одежда древних славянок

Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическим материалам мало что известно про женскую одежду. По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.

Для всех слоев населения покрой был одинаковым – перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубахи изо льна, а вот знатные девицы – из привозного шелка. В XIII веке появилась хлопчатобумажная ткань.

Женщинам не позволялось носить ременные пояса, только вязаные или тканные.

Про платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны. Длинные вышитые рукава, вместо воротника одевался ожерелок, украшенный камнями и перламутром. Пришивной манжет и косой ворот появились в семнадцатом веке. Декорирование платья всегда носило глубокий смысл, в основном это сочетание обережной и волховской символики (кони, птицы, дерево Жизни, изображение Богов и полосчатые орнаменты). Использовались узорные лоскутные нашивки и тесьма.

Традиционный цвет на Руси – красный, и существовало около тридцати его оттенков.

Одежда и украшения древних славян

Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иноземные мастера присматривались к великолепным творениям, копируя их.

Гривна – металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, не дававший душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества.

Височные кольца – это украшения головных уборов, которые крепятся возле висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентам и венкам.

Серьги-кольца – проволочные изделие крупного размера. Носили их обычно по несколько штук.

Браслеты – самые известные славянские украшения, чаще всего попадающиеся в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками.

Подвески – крупные металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, крестов, ромбов, полумесяца, а также в форме животных.

Одежда древних славян очень быстро видоизменялась, но всегда оставалась верной своим традициям и культуре. Поэтому она так интересна и оригинальна!

 

Статьи по теме:

Одежда Древней Греции

Древнегреческая культура – одна из первых европейских культур современной цивилизации. Именно Древняя Греция подарила миру Олимп и первые мифы о богах, а также богатейшую историю и высокую культуру. Что же касается одежды Древней Греции – то тут тоже есть о чем поговорить.

Одежда древних римлян

Государство древних римлян существовало достаточно долго, поэтому и одежда была достаточно разнообразной – от простых фасонов, которые носили обычные жители, до богатейших и красивейших нарядов, в которые облачалась аристократия.

Одежда древнего Китая

Китайская культура – одна из самых древних в нашей цивилизации, она очень богата и разнообразна. То же касается и одежды, в том числе и древнего Китая – в то время пока в Европе были лишь кочевые племена, на Востоке была высокоразвитая империя.

Японский народный костюм

Японская культура очень самобытна – все-таки на протяжении практически всего своего развития Япония была отрезана огромными морскими пространствами от всего мира, что свело к минимуму влияние других народов на нее. В связи с этим и японский народный костюм не похож ни на какой другой.

Одежда, обувь и ремесла восточных славян. Восточные славяне и нашествие Батыя

Одежда, обувь и ремесла восточных славян

Давайте познакомимся с тем, какими были ткани в Древней Руси и во что одевались восточные славяне на заре русской истории.

Производством тканей занимались «опонники» – делавшие парчу и другой «красный товар», «ручечники», ткавшие обиходные материи, из которых шили всю детскую, женскую и мужскую одежду. А верхнее платье изготавливалось преимущественно из выделанных кож и сермяги – грубой ткани. Обувью же повсеместно служили лапти и постолы, или поршни, – сандалии из сыромятной кожи. Сапоги же и сапожки были редкостью.

Однако все сказанное выше – лишь самое общее введение в большую и интересную проблему: одежда и обувь восточных славян в древности.

Автор заранее приносит извинения за то, что последующий материал об одежде и обуви будет несколько мозаичен и, по-видимому, не полон. Однако о главных предметах древнерусского гардероба будет рассказано.

Лапти

По-видимому, мы не сделаем ошибки, если, отыскивая самый древний и самый распространенный вид обуви на Руси, отдадим предпочтение лаптям.

Лапти испокон веков были главной обувью крестьян – и мужчин и женщин. Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется производство его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.

Лапти плелись из лыка различных деревьев – липы, из мочала – липового дуба, размоченного и разодранного на волокна. Делались лапти и из коры ракиты («верзни»), и из коры ивы («ивняки»), вяза («вязовики»), березы («берестяники»), дуба («дубовики»). Но не только лыко и кора деревьев шли на изготовление лаптей, их делали из ветлы, вербы, ракиты, то есть различных видов лозы, а также из пеньковых оческов, старых веревок («чуни» и «шептуны») и из конского волоса – грив и хвостов («волосянинки»), и даже из соломы («соломенники»).

Для изготовления пары лаптей обдирались три молодые липы, именно молодые, потому что только деревья 4–6 лет способны давать лучшее лыко для лаптей, а мужику пары лаптей хватало максимум на одну неделю.

Потому и существовала поговорка: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести!» Лаптем называли и простодушного человека, лапотником – крестьянина, а ведь лапти были хороши для любого времени года: зимой были они теплы, летом – прохладны.

А вместе с тем были они очень красивы: их плели из материалов разных цветов, в прямую и в косую линейку, а иногда и в клетку, чаще лапти плелись без затей и назывались «простоплеткой». Нередко лапти были симбиозом многих материалов: лыка, пеньки, веревки и даже кожи.

Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без различия левой и правой.

В русском языке осталось множество пословиц и поговорок, связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться – не лапоть надеть», «Лапти подковырки не стоят», «Это – как лапоть сплесть», «Без снаряда и лапоть не сплесть», «Сапог с сапогом, лапоть с лаптем», «И мы не на руку лапоть обуваем», «Не берись лапти плести, не надравши лык», «Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь», «Путает, словно кашу в лапти обувает», «Станешь лапти плесть, коль нечего есть», «Правда в лаптях, а кривда хоть и в кривых, да в сапогах».

Сапоги

Теперь расскажем о сапогах, которые в предыдущем очерке столь часто оказывались рядом с лаптями.

Для того чтобы не возвращаться к этому сюжету впредь, выйдем за хронологические рамки Древней Руси и сообщим о сапогах времен более поздних.

Сапоги, как и лапти, были и мужской и женской обувью с голенищами различной длины, из кожи или ткани. Существует множество версий о происхождении этого слова. Ученые-этимологи находят корни названия «сапог» и в старославянском, и в прибалтийских, и в монгольском, и в тюркских языках. Однако общее у всех этих слов то, что в каждом из них первоначальный смысл заключен в определении формы слова.

Это – дымоход, трубка, сабля, стебель, а в маньчжурском и печенежском языках «саб» и «сапай» – «обувь с голенищем». Как бы то ни было, но сапоги получили широкое распространение во времена татаро-монгольского ига. Они имели загнутые кверху носы, что свидетельствовало об их восточном происхождении, и были удобны для верховой езды. Сапоги всегда противопоставлялись лаптям и постолам – обуви простолюдинов – и были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества.

Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.

Австрийский посол в Москве, барон Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в первой трети XVI столетия, так описывал сапоги москвичей: «Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздями».

Одежда простонародья – рубаха, порты и понёва

Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили портки (порты) – штаны из грубого полотна – и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, набедренная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи.

Аксамит – византийский бархат

По-иному обстояли дела у людей богатых и знатных. Кроме обиходной одежды, изготовлявшейся из лучших сортов полотна, их платье шилось не из домотканого холста, а из иноземных тканей, привозимых купцами из дальних стран – Византии, Китая, Ирана.

Древнерусская знать носила одежду из аксамита – ткани ручной выработки, похожей на бархат. Это была чаще всего золотая или серебряная материя, плотная и ворсистая, с травами, узорами и разводами разных цветов. Аксамит привозили на Русь из Византии, и он шел на нужды княжеских дворов, считаясь принадлежностью высокородных особ.

Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая фигуре особенные достоинство и величие.

Он вышел из моды после 1717 года, когда в России стали работать первые мануфактуры по производству шелковых тканей и парчи.

Атлас – китайский шелк

Атлас – шелковая блестящая ткань, название которой произошло от арабского слова «атлас», что означает «гладкий».

Появился он в Древней Руси еще в домонгольский период, сохранив свою привлекательность на протяжении тысячи лет. Чаще всего атлас завозили из Китая по Великому шелковому пути, проходившему и через Византию. Атласные ткани завозились и из других восточных стран: Египта, Персии, Леванта и др.

Первые перчатки на Руси

В Древней Руси знатные люди носили и перчатки, изготовлявшиеся из кожи или сукна, парчи или бархата. Перчатки отделывались по внешней стороне вышивкой, кружевами, жемчугом или даже драгоценными камнями.

Япончица не из Японии

В Древней Руси распространена была и широкая, просторная накидка с капюшоном – япончица, которую впоследствии стали называть епанчой. Завезена она была с арабского Востока.

Ее носили чаще всего как дождевик; для того чтобы епанча лучше оберегала от влаги, сукно или войлок, из которого была она сделана, пропитывали олифой.

В конце XVII века епанча с драгоценной застежкой под подбородком, расшитая цветными узорами, превратилась в торжественную придворную одежду, а в XVIII веке стала форменной одеждой солдат и офицеров, напоминая современную армейскую плащ-палатку.

Клобук

В конце XI – начале XII века, вскоре после принятия на Руси христианства, монахи и монашествующие священники стали носить черные округлые шапочки с покрывалом, опускающимся на плечи и грудь. По плечам концы покрывала имели плавные вырезы. В более поздние времена монахи и почти все монашествующие священнослужители носили черные клобуки. И только митрополиты и патриархи носили клобуки белого цвета.

Архиепископы и митрополиты на лобной части клобука имели крест, как знак их высокого достоинства.

В народе отношение к клобуку, как знаку монашествующему, определялось оценкой того состояния, в котором находились ушедшие в монастырь. Жалея монахов, отказавшихся от мирских соблазнов, говорили: «Дожила голова до черного клобука». А те, кто полагал принятие монашества ничего не значащим поступком, говорили: «Нашел чернец клобук – не скачет, а потерял – не плачет».

Древнерусские ремесла

Познакомившись с самыми необходимыми элементами бытия – пищей, питьем и одеждой, – коротко коснемся и иных сторон жизни восточных славян, обратив внимание на их рукотворчество, которое называлось и рукоремеслом.

Глиняная обожженная посуда, сделанная иногда вручную, но чаще на гончарном круге, являет нам и корчаги, и кринки, и миски, и чашки, и даже игрушечную детскую посуду. Изделия из металла выковывались кузнецами, железо для которых выплавлялось из болотных, озерных и дерновых руд в специальных домнах, называемых крицами. Домники, или кричники, отдавали железо кузнецам, и те делали из него сошники и серпы, оковки для лопат, ножи и гвозди, подковы и стремена, ключи и замки, скобы и косы. Для воинов ковались мечи, боевые топоры, наконечники стрел и копья, кольчуги и шлемы, щиты и нагрудники, а позже – поручи и поножи.

Немало обиходных предметов – от котлов до булавок – делалось из меди, а серебряных и золотых дел мастера изготавливали множество прекрасных украшений и предметов роскоши – колец, серег, называемых височными кольцами, ковшей и кубков, пряжек и наградных цепей и ожерелий.

Кроме доменщиков, кузнецов и ювелиров известны (уже из летописей и сказаний) скорняки-кожевники – «усмари», потому что выделанная кожа называлась «усма». Это – сафьянники, сапожники, седельники, тульники, делавшие колчаны («колчан» по-древнерусски – «тула»). А самым распространенным строительным материалом было дерево. Древнюю Русь часто называли «деревянной», противопоставляя ее «каменной» Европе. Потому и самым распространенным ремеслом было «плотницкое дело».

Из дерева строились дома и кремли, мосты, позднее – церкви, хотя издавна в ходу были и кирпич и черепица.

Все изделия ремесленников можно было купить или обменять на торжищах. Торговые и обменные пункты назывались у восточных славян погостами – от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» – в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги – Днепра. С течением времени на погостах стали устраиваться ярмарки. (Это слово пришло из немецкого языка: «яр» – год и «маркт» – торговля, – так как в Новгороде чаще всего бывали немецкие купцы.) Однако ярмарки собирались не раз в год, а гораздо чаще, как правило, открывались они в пятницу, и именно в этот день торговцы брали товар, а с появлением денег – и деньги под честное слово. Отсюда (одна из многих версий) происходит пословица «семь пятниц на неделе».

Таким вот в самых общих чертах было телесное, или, как стали говорить позже, материальное, бытие. Однако не хлебом единым жил человек, ибо кроме этого был он существом духовным, что и отличало его от всех иных живых созданий, обитающих на Земле.

В отличие от них он задумывался над тем, кто он и что есть мир, существующий вокруг него.

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Одежда и обувь

Одежда и обувь Неандертальцы обитали преимущественно в районах с довольно суровым климатом и снежными зимами, и поэтому трудно представить, что они могли обходиться без одежды и обуви. Антрополог и специалист по биоэнергетике Л. Айелло, специально изучив этот вопрос,

Обособление славян восточных

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Одежда и обувь

Одежда и обувь Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспех. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря. Такой же платок имели и солдаты вспомогательных войск, даже если в качестве

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в

Напитки восточных славян

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

3. Одежда и обувь

3. Одежда и обувь Тут у меня к вопросу личное отношение. Никогда не считал его важным и вообще не понимал такой вещи, как «мода». На близких по этому поводу я не давил совершенно — вот мама у меня любила и умела и любит и умеет красиво одеваться, я же её приводил в отчаянье

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Союз восточных славян

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

Быт и занятия восточных славян

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Боги восточных славян

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

5. Религия восточных славян

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Соседи восточных славян

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

Русский костюм. Собрание Русского музея.

больше года назад Традиционная русская одежда отличается от одежды других стран мира и даже ближнего зарубежья и по праву может быть названа частью художественной культуры России. Элементы языческой культуры древних славян, а также Древней Руси переплетаются с региональными художественными и ремесленными традициями, образуя уникальный костюм каждой географической области.
Два комплекта одежды были наиболее распространены у женщин по всей России. Первая представляла собой женскую рубаху с юбкой и головным убором («сорока») и была особенно популярна в южных областях России. Здесь женщины носили длинную полотняную рубаху, поверх которой надевали юбку («поневу»). Спереди надевали фартук, а сверху надевали какие-то дополнительные предметы — «насов», «навершник» и т. д. Женщины всегда носили традиционный головной убор «сорока», который полностью скрывал волосы.
Второй типовой женский комплект состоял из женской рубахи, сарафана и «кокошника». Этот набор был распространен в северных районах России, Поволжье, Урале и Сибири. Поверх длинной рубашки женщины надевали сарафан, а поверх него короткую нагрудную одежду на бретелях, называемую «душегрея». Замужние женщины, а также женщины юга носили головной убор «кокошник», полностью закрывавший волосы. В древности считалось, что волосы обладают магической силой. Его можно было использовать во вред женщинам и детям, поэтому, чтобы избежать несчастья, женщины тщательно прятали волосы. Замужние женщины носили «сороки» и «кокошники», полностью закрывающие волосы. Русские девушки носили венки и повязки, оставляя открытой темя. Кокошник, пожалуй, один из самых известных элементов национального русского женского костюма. В Древней Руси женщины не носили головных уборов, потому что головные уборы предназначались мужчинам. Вместо этого женщины носили еще более красивый и удобный головной убор – «кокошник». Их шили из дорогих материалов — шелка, бархата или парчи — и украшали жемчугом, кружевами, камнями и вышивкой золотыми нитями. Слово «кокошник» произошло от славянского слова «кокош», что означало курица и петух. Этот древнерусский головной убор в виде гребня (веера или круглого щита) давно стал символом русской моды. Форма кокошника сильно варьировалась от региона к региону, но, как правило, зависела от особенностей традиции собирать волосы в жгут или две косы: вокруг головы надо лбом, на шее, на висках и т. д.
Как правило, крестьянам приходилось шить одежду из собственных тканей – шерсти, пеньки, пеньки и льна. Бедные семьи крайне редко могли приобретать одежду, а если и происходили покупки, то по очереди, путем объединения средств нескольких семей. Даже ритуальные одежды, такие как свадебные платья, были доступны только для коллективного пользования. Наряды дворян шили, конечно, из дорогих тканей, а также из золота, серебра, жемчуга и дорогих пуговиц.
В наши дни национальный костюм России по-прежнему представляет собой загадку для этнографов и привлекает внимание искусствоведов и модельеров своей потрясающей красотой.
www.rusmuseum.ru.

Государственный Русский музей

Михайловский дворец (Русский музей)

Инженерная ул. 4

ВЫБОР РЕДАКТОРА

/st-petersburg-en/mikhailovsky-palace-russian-museum_141314v

Михайловский дворец — традиционный эпицентр Русского музея, построенный в 1825 году. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, он представляет собой прекрасный …

подробнее

Выбор редактора

Государственный Русский музей

Михайловский сад

Садовая ул. 1

избранное

/st-petersburg-ru/mikhailovsky-garden_141330v

Михайловский сад — один из редчайших архитектурно-ландшафтных памятников 18-го и 30-х годов 19 века; это уникальное сочетание двух …

подробнее

Избранное

Государственный Русский музей

Замок Святого Михаила

Садовая ул. 2

избранное

/st-petersburg-en/st-michaels-castle_9779v

История Михайловского замка восходит к 1797 году, когда началось строительство императорской резиденции в историческом центре Санкт-Петербурга. К 1801 году … 90 008

подробнее

Избранное

Возьмите с собой гида Скачать pdf

Просмотрите нашу коллекцию направляющие

Положите наше приложение в карман


Культура России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Культура

Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

 

Российская культура — бесценная часть нематериального наследия страны, сочетающая в себе традиции различных этнических групп, субкультур и мировоззрений России, отражающая ее сложную историю и разнообразие географических особенностей.

Некоторые элементы современной русской культуры уходят корнями в языческие времена. Например, жанры фольклора, отдельные праздничные обряды и даже детали традиционной вышивки восходят к дохристианской эпохе страны.

На протяжении столетий на развитие русской культуры большое влияние оказывало ее географическое положение между Востоком и Западом. Его, казалось бы, безграничный и разнообразный ландшафт передан как в художественных, так и в литературных произведениях, поскольку художники и писатели стремились изобразить действительность России, которая могла сильно различаться в зависимости от региона. Благодаря своей обширной территории и эволюции ее цивилизаций с течением времени Россия стала родиной самых разных народов, традиции которых сливались с существующей культурой, постепенно перекраивая и трансформируя ее. Все это, в свою очередь, способствовало развитию культурного богатства современной России.

Сегодня далеко идущее влияние русской культуры проявляется, в том числе, в ее огромном вкладе в искусство. Имена выдающихся деятелей русской культуры — Достоевского, Толстого, Чайковского, Глинки, Пушкина, Ахматовой — стали нарицательными во всем мире. Произведения многих русских писателей переведены на бесчисленное количество языков, а «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — самые популярные балеты всех времен.

Русская живопись

Долгое время русская живопись ограничивалась религиозными иконами. У каждого из известных мастеров был свой стиль — иконы Андрея Рублева сильно отличались от икон, созданных, например, Феофаном Греком. В царствование Петра Великого в Россию вошли западные техники, и русские художники начали писать пейзажи, портреты и натюрморты. К началу 20 века русские пейзажи передавали не только красоту природы, но и душевное состояние художника. В начале 20 века расцветают течения модернизма и авангарда. Например, художник-авангардист Казимир Малевич создал новый стиль абстрактного искусства — супрематизм, который сосредоточился на простых формах и цветах, а не на изображении сцены, пейзажа или человека. Этот новый стиль нашел отражение в культовой картине Малевича «Черный квадрат».

Русская литература

Важной частью русской культуры является литературное наследие страны. Произведения Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина и Грибоедова переведены на множество языков. Характерными чертами русской литературы являются углубленное описание душевных переживаний героев, живописное и образное описание природных ландшафтов, исследование внутреннего мира человека. «Серебряный век» русской поэзии конца XIX в.ХХ век и начало ХХ века дали прекрасные произведения таких поэтов, как Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок и Валерий Брюсов. Литературные произведения, созданные в советское время, также оказали неизгладимое влияние на российскую культуру: такие писатели, как Аркадий и Борис Стругацкие, Владимир Высоцкий и Евгений Евтушенко, известны во всем мире.

Русский Театр

Россия всемирно известна своим балетом, уникальной школой танцевального искусства, ставшей визитной карточкой страны. Неудивительно, что так много гостей в России хотят попасть на балетное представление. Но мало кто знает, что история русского театра берет свое начало с народных гуляний и представлений на площадях, с клоунов-шутов, заложивших основу российской театральной культуры.

Русская скульптура

Жанр скульптуры развивался в России неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, которые символизировали различные стихии или духов. После прихода христианства искусство создания подобных скульптур практически угасло из-за запрета идолопоклонства в православной русской культуре. Однако жанр развивался в виде барельефов и оформления фасадов зданий. Практика скульптуры снова всерьез возобновилась во время реформ Петра Великого, когда многое было заимствовано из западноевропейского стиля. Значительное внимание уделялось скульптуре в советское время, лидеры и общественные деятели почитались и увековечивались в мраморе, камне, бронзе или гипсе.

Русская музыка

Русская музыка прошла путь от простых народных песен до сложных симфонических произведений. Русская классическая музыка сочетает в себе объем, художественную глубину, легкость и драматизм. Произведения великих русских композиторов Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова регулярно исполняются в крупнейших театрах мира. Сразу узнаваемы композиции из балетов Чайковского «Щелкунчик» или «Лебединое озеро».

Кинотеатр России

Современная кинематографическая культура России часто ориентируется на западные фильмы. В то же время культовые российские фильмы отличаются неповторимым стилем, сюжетом и актерской игрой. Несмотря на натянутые отношения между Советским Союзом и Западом, некоторые фильмы советской школы кинематографии завоевали престижные награды на международных конкурсах.

Традиционная русская мужская одежда

Одежда славян, как и у многих древних народов, защищала владельца как в физическом смысле (от стихии), так и в символическом (например, от сглаза). Традиционная мужская одежда была проще женской и состояла из свободной льняной рубашки, парусиновых брюк и пояса. В русской культуре пояс был непременным атрибутом «человеческой» одежды. По мнению славян, пояса не носили только злые духи и мертвые. Чтобы уберечь мужчину от злых духов и придать ему смелости и ясности, на одежду вышивали различные обереги. Вышивка обычно была на воротнике и, конечно же, на поясе.

Традиционная русская женская одежда

По одежде славянской женщины можно было определить ее географическое происхождение, семейное положение и возраст. Каждый элемент имел скрытый смысл. Например, девушка на выданье носила две косы, замужняя женщина носила одну косу, а вдова могла носить распущенные волосы и непокрытую голову. Женская одежда состояла из нескольких слоев. Особую роль играл сарафан, или сарафан. Покрой этой традиционной одежды варьировался в зависимости от региона.

История русской культуры

Эволюцию русской культуры можно разделить на пять этапов: культура Древней Руси, культура 13-17 веков, культура Российской империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства в Киевскую Русь; архитектура, традиции и письменность изменились.

Нашествие хана Батыя отбросило влияние византийской культуры. Сцена Московской Руси объединила бескрайние земли вокруг столицы, был построен белокаменный Московский Кремль, возродилась роспись церквей фресками, живописцы вновь стали ориентироваться на византийские каноны. Кстати, именно в то время работал известный иконописец Андрей Рублев.

Благодаря реформам Петра I русская культура была переориентирована на западноевропейские ценности.