Определение психология: Что такое психология?

Лекция на тему «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»

Учебно-методическая карта (план) занятия

Дисциплина:            «Психология общения»                                                                 

Тема занятия: «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»      

Вид занятия: лекция                                                                                                        

Цель занятия: 1. Образовательная: дать общее представление о психологии как науке и месте психологии в системе наук; определить основные цели и задачи и типы общения.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения; воспитывать у студентов ответственность, прилежание, интерес к    психологии и этике.

3. Развивающая: Формировать у студентов умение анализировать, сопоставлять излагаемый материал; развивать познавательные процессы и способности; развивать умения систематизировать необходимую информацию.

 

Междисциплинарные связи: основы философии, обществознание.

Методы обучения: словесный.

Место проведения: аудитория колледжа.

                                               ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.                                

Литература основная:

1.         Рогов Е.И. Психология общения. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. –336с.

2.         Немов Р.С. Общая психология. Учеб. Для студ. Образоват. Уреждений сред.

           Проф. Образования. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003. – 400с.

3.         Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2011.

Вспомогательная література

  1. Бодалев А.А.   Психология  общения  /  А.А.  Бодалев.  —  М.:  Издательство  «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
    — 256 с.
  2. Волкова А.И. Психология  общения  /  А.И.  Волкова,  Серия:  Среднее  профессиональное образование. — М.: Издательский центр Феникс, 2011. — 448с.

Интернет ресурсы:

  1. http://psychology.net.ru/
  2. http://psy.rin.ru/
  3. http://psycheia.ru/
  4. http://progressman.ru/communication/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Общение
  6. http://www.abe.com.ua/

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.        Организационный момент                                                                                

Подготовить аудиторию к началу занятия. Заполнение документации. Настраивание студентов на учебный процесс.

2.      Подготовка к восприятию нового материала

2.1. Актуализация опорных знаний

·           Какова роль общения в жизни человека?

 

2.2. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели, плана лекции.

3. Формирование новых знаний, умений и навыков

         План лекции:

3.1. Определение психологии как науки.

3.2. Основные отрасли психологии.

3.3. Задачи и методы исследования в психологии.

3.4. Понятие общения, задачи общения.

3.5. Типы и стороны общения.

 

4. Обобщение и систематизация изученного материала.

4.1. Фронтальный опрос:

1. Дайте основную характеристику понятию «общение». Какие задачи общения вам известны?

2. В чем заключаются цели общения?

3. Охарактеризуйте основные типы и стороны общения

4.Раскройте разницу между микро и макросредой общения

5. Что вы понимаете под аттракцией?

6. Какие приемы формирования аттракции вам известны?

 

5. Подведение итогов занятия.

Оценивание индивидуальной и групповой работы студентов

Методические советы относительно дальнейшей обработки темы

 

6. Домашнее задание.

6. 1. Повторить изученный материал

6.2. Подготовить реферат по теме:

  1. Место психологии в системе наук
  2. Трансформация предмета психологии во временном контексте

3.      Роль и место общения в структуре деятельности.

 

 

 

 

Преподаватель                                                                            Орлова К.А.

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»

 

 

 

 

 

Лекция

на тему «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»

           

по дисциплине «Психология общения»

 

 

 

Разработал преподаватель                        Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

Орлова К.А.                                              общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___»_____ 2019г. №____

Председатель цикловой комиссии

_____________М.Л. Берестовая

 

 

Луганск, 2019

План:

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Задачи и методы исследования в психологии.

4. Понятие общения, задачи общения.

5. Типы и стороны общения.

 

1.     Определение психологии как науки.

 

Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т.

 д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

    Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука».

Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. СНемов предлагает следующую схему основных явлений, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это 

психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

 душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

 в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж.  Локка;

в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

 согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

 процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

 

2.     Основные отрасли психологии.

 

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

 

3. Задачи и методы исследования в психологии.

 

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

   Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

   Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А.Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

  Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

  Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

  Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

  Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

  Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

  Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

  Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

  Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

 

4. Понятие общения, задачи общения.

   Общение – это форма деятельности, осуществляемая  между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

    Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.

         Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:

1.     познание собеседника;

2.      формирование доверительных отношений с ним;

3.     собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.).

     В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и то же.

         Общительность — склонность общаться.

         Коммуникабельность — способность общаться.

 

Задачи  (выступающие как цели общения):

1.Социальная — засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения и т.д.

2. Информативная – обменяться информацией, фактическими сведениями, сообщить, выяснить факты, обстановку, намерения.

3. Экспрессивная – выразить чувства, мнения, недовольство.

4. Побудительная – попросить, заставить что-то предпринять, сделать и т.д.

 

5. Типы и стороны общения.

Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. К такому  типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо вставать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д.

При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушней объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено воинским уставом; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждение и промедление может привести к непоправимым последствиям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношения между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

2. Манипулятивное общение сходно   императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Корнеги и его последователей. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.

Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям с просьбой, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают словами: «А я сегодня пять по русскому получил!».

Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляций отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Вовой только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих.

Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подвержены манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющийся даже тогда, когда этого не требуется.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается СА с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А.Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, попутчиками в поезде и пр.

Стороны общения

— информационную (или коммуникативную), которая заключается в обмене  информацией между общающимися людьми: мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;

— взаимодействия (или интерактивную), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он, также молча берет их и отсчитывает нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получим, а просто взаимодействуем – обмениваемся действиями.

— понимания (или перцептивную), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общении друг друга.

                  

Преподаватель                                                                К.А. Орлова

Определение психологии как науки — Психология Жизни

1 Психология наука или искусство

1.1 Практика или мифотворчество

2 За рамками понимания науки

3 Задайте вопрос психологу

3.1 Похожие записи:

Психология наука или искусство

Практика или мифотворчество

Что же такое психология? Наука о душе, о том, что даже не все признают существование. Задав вопрос всемирному разуму первое что появляется в определение психология:

Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека

Но что есть психика, здесь все еще сложнее, сложное философское понятие, совокупность душевных процессов и явлений. И опять мы упираемся в душу. Есть она или нет — на это наука ответа не дает. Можно ли тогда назвать наукой то, что изучает, чего и нет вовсе. А может есть? Но этот вопрос не подвластен осмыслению, здесь только вера, но на веру наука не опирается. Наука опирается на факты, а факты таковы, что каждый человек как-то функционирует. И именно это, наука может изучать. Его поведение, реакции, взаимодействие с другими членами общества, психические функции и т.д. Все, что поддается какому-либо измерению.

Мы можем измерить объем памяти и даже есть способы ее улучшить. Внимание, которое можно развить. Многое что, можно измерить из когнитивных способностей человека. Именно поэтому, когнитивно-поведенческая терапия является самым научно доказанным способом и признается даже страховыми компаниями как научный метод (правда не в нашей стране). Можем измерить эмоции, и придуманы способы совладания с ними. Но здесь уже сложнее. Силу эмоций да, дать названия эмоциональному состоянию, объяснить почему возникло. Но вот контроль над появлением и исчезновением очень труден. Зачем-то природой заложен такой сложный механизм восприятия действительности. Почему душа болит и что значит это выражение. Что именно болит у человека, когда болит душа — наука ответить также не в состоянии.

За рамками понимания науки

Практические психологи, да и не только психологи, а и обычные обыватели могут легко объяснить, что происходит с человеком, когда он на крыльях счастья или в пучине страданий. Что его душа поет или плачет и как ему с этим справиться. Да, у профессиональных психологов есть знания и методики для оказания помощи человеку. Но ведь такую же помощь могут оказать простые люди, своим вниманием, принятием, разговором. Раньше ходили к батюшке на исповедь, сейчас вера слаба. Да и с батюшками не все просто, кому попало не доверишь беды свои, а уж тем более при всем честном народе. Да, практический психолог обладает специальными знаниям о человеке, о возрастных закономерностях. Знает много разных методов как сделать так, что бы человек что-то понял, осознал, решил, как ему действовать, набрался смелости и уверенности в себе. Методы выработаны в разных научных направлениях, что-то пересекается, а что-то нет. Что-то подходит человеку, а что-то нет.

Главным в помощи психолога остается контакт и беседа, а не научные методы и методики. Сложился контакт — сможет помочь, нет — можно даже не пытаться, наука будет бессильна. Искусство вести беседу, как правило трудно, подвести под научные обоснования. Искусство понять человека, расположить его к себе. Дать возможность проявить себя как личность. Это настоящее искусство психолога, которому невозможно научиться. Искусство, вовремя задать нужный вопрос или выбрать нужную методику, которая поможет человеку справиться с его задачей. Прежде всего осознать свою проблему и понять, как ему действовать дальше. Искусство создать такую атмосферу доверия и принятия, которая помогает человеку просто тем, что она есть. В наш век скоростей и поверхностных отношений, создается пространство, пусть даже искусственно,  где человек может говорить обо всем что его волнует, не боясь, что его осудят или не поймут. Искреннее и открытое общение — великое искусство сегодняшнего дня.

Психолог Мартынова Ирина Викторовна

Статью прочитали 2 898 чел.

Задайте вопрос психологу

На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная

 

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога онлайн

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

 

Что такое психология? — Определение психологии

Определение психологии

Что такое психология? Можно ли дать определение психологии? Да, согласно веб-сайту Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение разума и поведения». Нет, возражают другие. Психология охватывает различные области и приложения; мы можем указать на них по отдельности, но мы не можем определить сущность, разделяемую всеми. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.

Философы всегда размышляли о природе разума. В 1800-х годах физиологи, изучающие чувства, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 г. Вильгельм Вундт видел в этих течениях необходимость самостоятельной науки, науки непосредственного опыта, систематического анализа сознательного человеческого субъективного мира.

В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «науку о психической жизни… ее явлениях и их условиях. Феноменами являются… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное» 9.0006 (стр. 1). И Вундт, и Джеймс основали первые лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы были частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, сочетающая физиологические исследования с изучением психических процессов, также является активной современной областью.

Расширения и модификации психологии

Но является ли психология просто изучением человеческого сознания? Не со времен Зигмунда Фрейда. Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы занимают центральное место в понимании человеческой личности и ее мотивов. (Изучение личности остается важной современной областью.)

Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Тогда Эдвард Л. Торндайк, интересующийся эволюцией разума, приводил в свою лабораторию различных животных и изучал процессы их обучения. Так началась сравнительная психология, раздел, который сравнивает поведение разных видов. И дети стали частью заботы психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие взялись за изучение развития ума от младенчества до зрелости, подобласть психологии развития.

Первоначально психология занималась универсальными качествами опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика сейчас используется во многих подобластях, и оценка человеческих различий остается активной подобластью.

В 1913 году Джон Уотсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — это основывать ее на систематических наблюдениях за поведением. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи вняли его призыву основывать свою область на систематике. Повторяемые поведенческие наблюдения — позицию, которой сегодня придерживаются многие, но не все. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто путем выводов из поведения (Вольфганг Келер, Жан Пиаже), господствующая экспериментальная психология приняла это определение: Психология – это наука о поведении .

Несколько направлений сошлись в середине века, чтобы вернуть психические процессы в основное русло экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, обрабатывающие информацию, вдохновили исследователей на изучение того, как люди обрабатывают информацию, когда они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику основной областью. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, были признаны важным вкладом в когнитивное развитие. Джордж Миллер (1962) учебник объявил новый акцент в своем названии: «Психология: наука о психической жизни» (но еще в 1997 г. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).

Факторы вне психологии также расширили предмет психологии. События, связанные со Второй мировой войной, дали толчок развитию социальной психологии (области, граничащей с социологией), поскольку к небольшому коллективу, изучавшему влияние социальной жизни на психологические процессы, присоединилось много новых исследователей. Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов, как и сегодня.

Прикладные области психологии

Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психология — это то, чем занимаются психологи, приложения, а также области исследований являются определяющими частями поля, и так было почти с самого начала.

Фрейд построил свою психоаналитическую модель психики в связи с развитием психотерапии. Сам будучи врачом, он понял, что медицинские степени не нужны для занятий психотерапией. Сегодня психотерапевт может быть психиатром (со степенью доктора медицины), клиническим психологом или психологом-консультантом (со степенью доктора философии или психиатрии) или социальным работником (со степенью магистра медицины). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые когнитивные; третьи опираются на другие традиции или создают свои собственные смеси.

Появились и другие прикладные профессии. Педагоги-психологи работают со школами и учебными планами. Промышленные, организационные и инженерные психологи работают в организационных условиях и решают такие проблемы, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые людям легко использовать. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт для разработки тестов специально для прикладных условий, таких как образование, промышленность и армия. Прикладные когнитивные психологи работают с искусственным интеллектом, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее». Некоторые прикладные социальные психологи занимаются разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Психологи здоровья применяют принципы, например, как уменьшить стресс, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным видам деятельности в правовой системе.

Последние разработки в психологии

Предмет психологии продолжает расширяться. В последнее время психологи, обеспокоенные окружающей средой, разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к различиям в человеческом опыте породила такие области, как культурная психология (которая граничит с антропологией), психология женщин, афроамериканская психология и подполя внутри подполей (например, в рамках психологии развития изучение старения). Некоторые психологи вернулись к истокам психологии в философии, изучая и размышляя над предположениями и последствиями различных философских и психологических подходов (подполей теоретической и философской психологии).

Психологи продолжают спорить о методах психологии. Сторонники новой подобласти, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературоведения, такие как поиск тем по мере того, как люди рассказывают свои истории. Многие другие не согласны. Они опираются на все более сложные лабораторные и статистические методологии и считают их необходимыми для научной базы психологии.

Среди всего этого разнообразия подполей и приложений, среди всех этих разногласий по поводу метода и предмета, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие чувствуют общую заботу всех психологов, будь то фундаментальные исследования — от биопсихологии до культурной психологии — или приложения. Один из способов выразить эту общую озабоченность таков: психологи изучают осмысленные действия индивидов и их состояния: действия в уме как психические процессы или наблюдаемые как поведение, возможно, сознательное, а возможно, и нет: прежде всего человеческая деятельность, но также и деятельность животных; действия, характерные для человека, социального контекста или культуры, или универсальные для человека: значения, раскрываемые в действиях в отдельном эпизоде ​​или в моделировании всей жизни.

Ссылки:

  1. Аш, С. (1987). Социальная психология. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  2. Баарс, Б. Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  3. Карлсон, Н. Р. (1997). Психология: наука о поведении. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.
  4. Глейтман, Х. (1996). Психология. Нью-Йорк: Нортон.
  5. Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии. Нью-Йорк: Генри Холт.
  6. Кох С. и Лири. DE (ред.). (1985). Век психологии как науки. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  7. Лихи, Т. Х. (1993). История современной психологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  8. Миллер, Джорджия (1962). Психология: наука о психической жизни. Рединг, Массачусетс: Аддисон Уэсли.

 

 

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. психология наука о психической жизни

  2. 06″>

    психолог специалист в области науки о психической жизни

  3. психологический умственный или эмоциональный в отличие от физического по своей природе

  4. школьное обучение акт обучения в школе

  5. психологически с учетом психологии

  6. лозунг излюбленное высказывание секты или политической группы

  7. одеколон парфюмированная жидкость, изготовленная из эфирных масел и спирта

  8. психотическая характеристика тяжелого психического расстройства или страдание от него

  9. 55″>

    джин из терна джин со вкусом терна (плоды терновника)

  10. Кельн торговый центр и речной порт в западной Германии на реке Рейн; процветал в 15 веке как член Ганзейского союза

  11. социология изучение и классификация человеческих обществ

  12. психогенный или связанный с психологической причиной расстройства

  13. экология окружающая среда в отношении живых организмов

  14. псефология раздел социологии, изучающий предвыборные тенденции

  15. экстрасенс человек, чувствительный к вещам, находящимся за пределами естественного восприятия