Опросник шмишека: Недопустимое название — Psylab.info

Опросник Шмишека. Моя характеристика. Надо было ответить на 88 вопросов

Профиль личности

демонстративность =14 (среднее)
застревание =6 (низкое)
педантичность =10 (среднее)
возбудимость =9 (среднее)
гипертимность =21 (высокое)
дистимность =9 (среднее)
тревожность =3 (низкое)
экзальтированность =18 (среднее)
эмотивность =15 (среднее)
циклотимность =9 (среднее)

Анализ профиля

Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7-18 баллов).

Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие:

1. Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений (0–6 баллов). Такие показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Также, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям.

2. Большинство значений оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации. Согласно концепции К. Леонгарда, наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности и характерной манере ее взаимодействия с людьми.

3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.

4. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа.

Значения шкал

Демонстративность : 14 (среднее)

Средняя общительность; избегает выставлять себя, но и не прячется от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией.

Застревание : 6 (низкое)

Не помнит никаких обид, немстителен, не замечает оскорблений, отсутствует честолюбие, не обращает никакого внимания на критические замечания. Отсутствуют эгоцентрические побуждения (либо они блокированы). Границы психического образа «Я» не очерчены, отношение к себе не выработано. Формирование мотивации затруднено.

Педантичность : 10 (среднее)

Аккуратен в меру: дома и на работе старается поддерживать порядок по мере надобности; не любит, но согласен выполнять работу, требующую тщательности.

Возбудимость : 9 (среднее)

Старается держаться хладнокровно, но иногда выходит из себя; способен адекватно контролировать сильные желания.

Гипертимность : 21 (высокое)

Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив. Очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам и авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность.

Дистимность : 9 (среднее)

В меру разговорчив, разумный пессимист, настроение ровное.

Тревожность : 3 (низкое)

Отрицает (или блокирует) субъективные переживания страха. Не испытывает беспомощности, решительный, инициативный человек, всегда ощущает себя в безопасности. Проявляет смелость в любой неизвестной ситуации, не боится несчастных случаев. Бесшабашен.

Экзальтированность : 18 (среднее)

Средняя эмоциональная восприимчивость, устойчивое ровное настроение.

Эмотивность : 15 (среднее)

Плачет редко, не выражает особых чувств к людям, проявляет сострадание только в случае необходимости.

Циклотимность : 9 (среднее)

Настроение в целом устойчиво.

Сочетания типов

Высокая гипертимность при низком застревании указывает на то, что направленность деятельности человека не ограничена жесткими рамками; этот профиль может характеризовать людей свободных профессий, людей, отдающих много времени общению, активно занимающихся своим хобби. Часто при таком сочетании шкал допустимо говорить о несформированнности профессионального интереса или нечетких представлениях о формальных аспектах работы. Дополнительно, этот профиль может указывать на то, что человека не волнуют в настоящий момент семейные проблемы, у него нет значительных затруднений с деньгами.

Высокая гипертимность при низкой тревоге может свидетельствовать об одной из возможных интерпретативных гипотез:
1. Человек занимается любимым делом (хобби) и не испытывает тревоги по поводу своего успеха или неуспеха.
2. Человек занимается любимым делом, он переживает подъем, это дело дает ему уверенность в себе, он оценивает себя как высоко-успешного.
3. Человек занимается нелюбимым делом (или чем-то, что ему безразлично), но его мотивируют внешние формальные требования или некая внешняя цель.
4. Человек «прячется» в деятельности от проблем, которые не готов решать.

Одновременно низкие показатели по шкалам застревания и тревожности могут свидетельствовать о восприятии мира как беспроблемного, безопасного, или игнорировании негативных событий, «лавирование» и избегание ситуаций, в которых пришлось бы столкнуться с болью, страданием (как собственным, так и другого человека).

Tags: Тесты

Опросник Шмишека на акцентуации характера. Пройти психологический тест онлайн

Skip to content Акцентуации характера

Опросник Леонгарда Шмишека

Личностный опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Определяются следующие 10 типов акцентуации личности.

  • Демонстративный тип.
  • Педантичный тип.
  • Застревающий тип.
  • Возбудимый тип.
  • Гипертимический тип.
  • Дистимический тип.
  • Тревожно-боязливый.
  • Циклотимический тип.
  • Аффективно-экзальтированный.
  • Эмотивный тип.

ИНСТРУКЦИЯ: Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

1.Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

Да

Нет

2.Восприимчивы ли вы к обидам?

Да

Нет

3.Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

Да

Нет

4.Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

Да

Нет

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

Да

Нет

6.Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

Да

Нет

7.Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

Да

Нет

8.Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

Да

Нет

9.Серьезный ли вы человек?

Да

Нет

10.Можете ли вы сильно воодушевиться?

Да

Нет

11.Предприимчивы ли вы?

Да

Нет

12.Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

Да

Нет

13.Мягкосердечный ли вы человек?

Да

Нет

14.Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

Да

Нет

15.Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

Да

Нет

16.Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

Да

Нет

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

Да

Нет

18.Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

Да

Нет

19.Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

Да

Нет

20.Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

Да

Нет

21.Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

Да

Нет

22.Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

Да

Нет

23.Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

Да

Нет

24.Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

Да

Нет

25.Смогли бы вы убить человека?

Да

Нет

26.Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

Да

Нет

27.Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

Да

Нет

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

Да

Нет

29.Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

Да

Нет

30.Быстро ли вы можете разгневаться?

Да

Нет

31.Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

Да

Нет

32.Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

Да

Нет

33.Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

Да

Нет

34.Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

Да

Нет

35.Влияет ли на вас вид крови?

Да

Нет

36.Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

Да

Нет

37.Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

Да

Нет

38.Трудно ли вам входить в темный подвал?

Да

Нет

39.Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

Да

Нет

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

Да

Нет

41.Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

Да

Нет

42.Убегали ли вы ребенком из дома?

Да

Нет

43.Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

Да

Нет

44.Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

Да

Нет

45.Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

Да

Нет

46.Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

Да

Нет

47.Любите ли вы животных?

Да

Нет

48.Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

Да

Нет

49.Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

Да

Нет

50.Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

Да

Нет

51.Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

Да

Нет

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

Да

Нет

53.Много ли вы общаетесь?

Да

Нет

54.Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

Да

Нет

55.Нравится ли вам работа организаторского характера?

Да

Нет

56.Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

Да

Нет

57.Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?

Да

Нет

58.Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

Да

Нет

59.Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

Да

Нет

60.Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

Да

Нет

61.Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

Да

Нет

62.Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

Да

Нет

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

Да

Нет

64.Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

Да

Нет

65.Часто ли вы смеетесь?

Да

Нет

66.Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

Да

Нет

67.Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

Да

Нет

68.Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

Да

Нет

69.Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

Да

Нет

70.Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

Да

Нет

71.Пугливы ли вы?

Да

Нет

72.Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

Да

Нет

73.Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

Да

Нет

74.Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

Да

Нет

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

Да

Нет

76.Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

Да

Нет

77.Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

Да

Нет

78.Переносите ли вы злость длительное время?

Да

Нет

79.Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

Да

Нет

80.Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

Да

Нет

81.Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

Да

Нет

82.Часто ли вы видите страшные сны?

Да

Нет

83.Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

Да

Нет

84.Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

Да

Нет

85.Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

Да

Нет

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

Да

Нет

87.Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

Да

Нет

88.Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Да

Нет

admin_p2020-04-21T18:24:25+03:00 Page load link

Изучение личных социально-психологических качеств сотрудников службы судебных приставов

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 210, 2020

Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020)
Номер статьи 19024
Количество страниц) 8
Секция Психология взаимодействия человека с окружающей средой
ДОИ https://doi. org/10.1051/e3sconf/202021019024
Опубликовано онлайн 04 декабря 2020 г.

E3S Web of Conferences 210 , 19024 (2020)

Ekaterina Pyatkina * , Елена Гринна, Танзилья Рудзинскайя и Лариса Шипова

Государственный университет Saratov, 410012, Russia

. Abstract

В статье представлены результаты исследования личностных социально-психологических особенностей сотрудников службы судебных приставов. В исследовании приняли участие 675 судебных приставов-исполнителей, 410 мужчин (60,7%) и 265 женщин (39%)..3%) в возрасте от 21 до 59 лет. В нашем исследовании мы использовали ряд диагностических инструментов, таких как MMPI — многофакторный опросник для изучения личности, Краткий ориентировочный отборочный тест, разработанный В.Н. Бузина и Е.Ф. Вандерлик, К. Леонгарда — Н. Шмишека, диагностический тест для определения акцентуаций характера, проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж.

Бука, а также наблюдения и интервью. В нашем исследовании выявлены средние показатели уровня интеллектуального развития, относящиеся к диапазону значений «выше среднего», отсутствие выраженных акцентуаций характера со склонностью к гипертонии и демонстративности, риски склонности к депрессии и ригидности. Анализ показал связь некоторых характеристик с возрастом и полом испытуемых. Факторный анализ выявил основные социально-психологические черты личности судебных приставов, наиболее значимые для их профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для профессионально-психологического отбора сотрудников службы судебных приставов, их психологического сопровождения и разработки методик профилактики синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Агрессивное поведение детей — Причины, симптомы, диагноз

ICD 10

Общая информация

Причины

Патогенез

Классификация

Симптомы

Осложнения

Лечение.0003

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей — словесная и двигательная активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним предметам. В его основе негативные эмоции, желание навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказом от общения, актами насилия (укусы, удары). Диагностируется психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению гнева.

Полное руководство по психическим заболеваниям:…

Пожалуйста, включите JavaScript

Полное руководство по психическим заболеваниям: что это такое, типы и как лечить информация

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Он в первую очередь служит способом выражения отрицательных эмоций – раздражения, гнева, гнева. Наблюдая за результатом такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Во второй раз он проявляет агрессию с определенной целью – получить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить себе других. Чем чаще желаемое достигается, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность этого явления определить сложно, так как каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков возникает раньше, носит открытый характер. У девочек это проявляется косвенно.

Причины

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выразить обиду словами, отсутствие внимания взрослых, желание заполучить чужую игрушку, проявить силу перед сверстниками. Часто дети причиняют вред другим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут понять собственного состояния, не обладают коммуникативными навыками для решения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует проявление жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, равнодушие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Личные характеристики. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию, страх, усталость выражается плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, низкая самооценка.
  • Особенности нервной системы. Дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС склонны к агрессии. Они менее толерантны к стрессу, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Тяжесть агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями и социальным статусом. Мальчикам часто внушают мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать отпор».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гнева при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Ребенка может спровоцировать плохая оценка в школе, необходимость делать уроки, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительная поездка.

Патогенез

Физиологической основой детской агрессивности является дисбаланс процессов возбуждения-торможения центральной нервной системы, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, ответственных за управление эмоциями и поведением. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, процесс торможения «запаздывает». Психологической основой детской агрессивности являются низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых коммуникативных навыков, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – это способ снятия стресса при эмоциональном, психическом напряжении, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение направлено на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Было разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение вреда другим, и аутоагрессию – причинение вреда себе. По этиологическому признаку различают реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивированную внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Приемы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные действия не осознаются и не отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется через слова – оскорбления, угрозы, ругань. Самый распространенный вариант среди школьниц.
  • Физическая агрессия. Повреждение нанесено с применением физической силы. Эта форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы

Основные проявления агрессии наблюдаются у детей до года. У малышей 1-3 лет возникают конфликты из-за присвоения игрушек и других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, бросают предметы, плюются, кричат. Попытки родителей купировать реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, так как речь активно развивается, осваивается ее коммуникативная функция.

Потребность в общении растет, но продуктивному взаимодействию мешает эгоцентризм, неспособность принять чужую точку зрения, объективно оценить ситуацию взаимодействия. Бывают недоразумения, оскорбления, порождающие словесную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники обладают базовым уровнем самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.

При этом активно используют его для защиты своих интересов и отстаивания своей точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, спотыкаются, «щелкают» по лбу. Девушки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, называния, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов отмечаются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает в результате гормональной перестройки и сопутствующей эмоциональной лабильности, осложнению социальных контактов. Возникает необходимость доказать их важность, силу, актуальность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивной деятельностью, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, ранят соперников, совершают попытки самоубийства.

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой, закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, ожесточения, обидчивости. Развиваются акцентуации и психопатии – расстройства личности с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети причиняют себе вред, совершают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к психиатру, психологу родители формируют самостоятельно или по рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает использование специальных психодиагностических методов:

  • Опросы, наблюдение. Родителям и педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение осуществляется по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность и причины.
  • Анкеты личности. Применяются для обследования подростков. Они выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенными методами являются опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Испытания чертежей. По особенностям рисунков определяют выраженность симптомов, причины, неосознанные эмоции. Используются тесты несуществующего животного, кактуса, человека.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, раскрывают бессознательные, скрытые переживания ребенка. Обследование проводят с помощью Теста реакции на фрустрацию Розенцвейга, Hand test (ручной тест).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов оправдано, когда гневливость, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессию навсегда невозможно, она будет проявляться у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь решить личные проблемы, научить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. Общие методы коррекции включают в себя:

  • Игровые упражнения. Представлен экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается вымещать гнев, раздражение, гнев без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листами гнева».
  • Коммуникационные тренинги. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные коммуникативные стратегии, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для окружающих. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Занятия по релаксации. Направлены на снижение тревожности, эмоционального напряжения – факторов, повышающих риск возникновения вспышек агрессии. Детей учат восстанавливать глубокое дыхание, добиваться расслабления мышц, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется совместными усилиями родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Для предотвращения закрепления агрессии как предпочтительного способа взаимодействия необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы мирного разрешения конфликтов, уважительно относиться к ребенку, допускать проявления гнева в безопасной форме.