Опросник структуры темперамента – Тест Русалова онлайн | Опросник структуры темперамента
Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова
Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова
Тест предназначен для выявления темпераментных особенностей личности. ОСТ базируется на концепции Русалова, которая считается наиболее проработанной и теоретически обоснованной. Согласно этой теории, эмоциональные качества человека являются проявлением свойств нервной системы и выражаются в его психологическом облике.
Кому подойдёт опросник Русалова?
Он одинаково информативен как для мужчин, так и женщин. Вопросы теста не адаптированы для детей, но они вполне подойдут для выявления типологических характеристик эмоциональной системы подростка.
Кто и зачем использует данный тест?
Практикующие психологи используют эту методику для установления индивидуальных характеристик личности человека. Возможно проведение обследования в группах. Он широко распространён в русскоязычных странах и успешно применяется на различных предприятиях при подборе персонала.
Владимир Михайлович Русалов (05.10.1939)
Советский и российский психолог, антрополог. Основоположник активностно-специфической модели темперамента. Ему принадлежат труды в области психофизиологии, психодиагностике, дифференциальной психологии и психологии личности.
Инструкция
Опросник содержит 105 утверждений и варианты ответов «да» или «нет». Необходимо отвечать быстро, не пропуская вопросы и не задумываться над высказываниями.
Результаты
Предметная эргичность
Это динамичность человека, проявляющаяся в его стремление к активности или же избегание ее, стойкость к сильным умственным или физическим нагрузкам, а также степень вовлеченности в процесс деятельности.
Высокий уровень
Индивид проявляет активность, работоспособность и энергичность. Обладает склонностью к напряжённому труду, где необходимо задействовать как умственные, так и физические способности. Любит проявлять инициативу. Может долгое время достаточно эффективно заниматься одной работой, при этом, не испытывая усталости. Индивид очень настойчив, целеустремленный, стремится непременно получить отличный результат. Ему подойдут профессии, в которых требуются быстрая реакция, умение брать на себя ответственность, стрессоустойчивость, выносливость. Например, пожарный, врач, спасатель и т.д.
Средний
Личность способна заниматься активной деятельностью, но очень избирательно относится к областям её проявления. Она не склонна избегать работы, требующей умственного и физического напряжения. Однако не особо проявляет предприимчивость в поиске сферы труда. На протяжении долгого времени сохраняется работоспособность и эффективность. После этого необходим продолжительный отдых.
Низкий
Человек характеризуется пониженным жизненным тонусом. Он не стремится заниматься напряжённой работой. Предпочтения в выборе деятельности очень ограничены. Часто испытывает трудности с быстрым включением в работу и сохранением высокого темпа, что приводит к плохим результатам. Если сталкивается с трудностями, может бросить начатое дело и не получить необходимого результата. Ему требуется много времени, чтобы восстановиться после длительного занятия напряжённой деятельностью. Подойдут профессии, не требующие проявлении ответственности и стрессоустойчивости.
Социальная эргичность
Это стремление человека к социальному взаимодействию, проявлению лидерства и исследованию миру посредством коммуникации.
Высокий
Индивид инициативен, любит находиться в обществе, легко устанавливает контакты с людьми. Его стиль общения остаётся неизменным даже в незнакомой компании. Спокоен и уверен в себе при общении с людьми, которые находятся на более высоком социальном положении. Не боится выступать перед большой аудиторией и взаимодействовать с противоположным полом. В компаниях стремиться быть лидером, всегда отстаивает свою точку зрения. Любит участвовать в общественной деятельности, имеет активную гражданскую позицию. Предпочитает работу в большом коллективе. Легко находит общий язык с коллегами.
Средний
Индивидуум избирательно относится к выбору своего окружения. Легко входит в контакт с хорошо знакомыми людьми. При общении с малознакомыми смущается, испытывает напряжение и неуверенность. Реагирует на критику и шутки в свой адрес. Лидерские качества проявляет в знакомой обстановке. Попадая в новый коллектив, предпочитает не привлекать к себе внимание.
Низкий
Личность испытывает большие трудности в общении с малознакомыми людьми и лицами противоположного полома. Ей очень сложно выступать перед большой аудиторией. Обладает узким кругом общения, в который входят люди со схожими интересами. Остро реагирует на критику и замечания, шутки в свой адрес может принять за оскорбление. Низкая социальная активность. Во время общественных мероприятий испытывает скуку. Избегает лидерства и публичных выступлений.
Пластичность
Это способность переключаться с одного вида деятельности на другой, лабильность мышления и стремление к разнообразию.
Высокий
Способность быстро переключаться на различные виды деятельности. Умение переходить с одной формы мышления к другой, если того требуют обстоятельства.
Низкий
Склонность к монотонной работе и консервативным взглядам.
Социальная пластичность
Это способность переключаться в общении от одного человека к другому.
Высокий
Индивид обладает большим количеством коммуникативных программ, легко включается в социальные связи и налаживает контакты, переключается в процессе общения.
Низкий
Проявляется в стремлении поддерживать общение с одними и теми же людьми. Личность избегает новых социальных взаимодействий.
Темп или Скорость
Это быстрота моторно-двигательных актов во время деятельности.
Высокий
Быстрота выполнения операций и высокая психическая скорость.
Низкий
Заторможенность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
Социальный темп
Это скорость речевых и двигательных актов в процессе общения.
Высокий
Быстрая речь и движения.
Низкий
Медленные речь и движения.
Эмоциональность
Это восприимчивость к неудачам в работе, чувствительность индивида.
Высокий
При данном уровне эмоциональности человек очень чувствителен к разнице между ожиданиями и полученным результатом. Он испытывает тревогу по поводу своей работы, переживает, что допустил ошибку или приложил недостаточно усилий.
Низкий
Эмоциональная устойчивость к неудачам, уверенность в себе и спокойствие.
Социальная эмоциональность
Это эмоциональная чувствительность при коммуникации в обществе.
Высокий
Склонность переживать из–за неудач в общении. Зависимость от мнения других людей, неуверенность в себе.
Низкий
Независимость от мнения товарищей или коллег. Отсутствие переживаний из – за неудач в общении. Спокойствие и уверенность в себе.
Пройдите опросник Руслова прямо сейчас!
На нашем сайте Вы можете пройти тест на определение выраженности различных качеств Вашего характера. Зная свои психологические черты, Вы сможете скорректировать поведение, выбрать наиболее подходящую профессию или наладить отношения с окружающими людьми.
Изображение в шапке — Rathish Gandhi, Unsplash.
testometrika.com
ТЕМПЕРАМЕНТА ОПРОСНИК В.М. Русалова
ТЕМПЕРАМЕНТА ОПРОСНИК В.М. РУСАЛОВА
Обзор
Опросник личностный. Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.
Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы.
Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:
1. афферентный синтез соответствует эргичности;
2. блок программирования — пластичности;
3. блок исполнения — темпу;
4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.
Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
1. объективно ориентированного;
2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).
Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
5. контакта.
6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
9. Социальная эмоциональность
Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
Инструкция
Инструкция.
Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик или галочку в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».
Содержание
Стимульный материал:
1. Подвижный ли Вы человек?
2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая включиться и разговор?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
6. Ранимый ли Вы человек?
7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
13. Нравится ли Вам быстро бегать?
14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что Вы выполнили работу не так, как нужно?
18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?
23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями от того. что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
29. Любите ли Вы сидячую работу?
30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
33. Быстры ли у Вас движения рук?
34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи на другой?
36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?
37. Разговорчивый ли Вы человек?
38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
40. Беспокоят ли Вас страхи, связанные с работой?
41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?
42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной деятельности?
43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку.
46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?
49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное’Вам дело?
50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоя телыю?
51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно это Вам или нет?
53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
56. Много ли в Вашей речи длинных пауз?
57. Легко ли Вам внести оживление и компанию?
58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?
59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того. что сорвалось запланированное дело?
61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?
69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности и процессе выполнения работы?
70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на друто?
72. Быстро ли Вы читаете вслух?
73. Вы иногда сплетничаете?
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей.
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед том как высказать свое мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь но поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?
90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?
91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко ли Вам удержаться от пысказын.шнм неожиданно возникшей идеи?
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете ли Вы из-из малейших неполадок на работе?
96. Вы предпочитаете медленный спокойный разговор?
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?
98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности и себе при общении с людьми?
101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?
102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладней, без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Ключи
Ключи.
Эргичность (Эр)
Да — вопросы 4,8,15,22,42.50,58,64,98; Нет — 27,83,103.
Социальная Эргичность (СЭр)
Да — 11,30,57,62,67.78,86; Нет — 3,34 74,90,105.
Пластичность (П)
Да — 20,25,35,38.47,66,71,76,101,104; Нет—54,59.
Социальная пластичность (СП)
Да — 2,9,18,26,45,68,85,99; Нет — 31,81,87,93.
Темп (Т)
Да — 1,13,19,33,46,49,55,77; Нет — 29,43,70,94.
Социальный темп (СТ)
Да — 24,37,39,51,72,92; Нет — 5,10,16, 56,96,102.
Эмоциональность (Э)
Да — 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97.
Социальная эмоциональность (СЭм)
Да — 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80, 84,100.
Контрольные вопросы на социальную желательность (К)
Да — 32,52,89; Нет —12,23,44,65,73,82.
Анализ
Интерпретация.
Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы: афферентный синтез соответствует эргичности; блок программирования — пластичности; блок исполнения — темпу; обратная связь — эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
объективно ориентированного и субъективно ориентированного (или коммуникативного), связанных с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой (с предметным миром и обществом). Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
контакта.
Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
studfile.net
Опросник структуры темперамента Русалова
Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
«К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
[свернуть]
5psy.ru
Выявление структуры темперамента с помощью опросника Русалова
Выявление структуры темперамента с помощью опросника Русалова
Бланк опросника Русалова В. М. (ОСТ)
Опросник Русалова В. М. (ОСТ) — детский вариант
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность — включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.
2. Социальная эргичность — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. Пластичность — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому,
склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте
моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных пераций.
6. Социальный темп — включает вопросы, направленные
на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не
удачам в работе.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
Процедура проведения методики.
Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.
Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс, раздача вопросника и бланков для ответов — 3-7 мин, чтение инструкции — 6 мин; ответы на уточняющие вопросы — 7-10 мин, волнение бланков — 1 ч — 1ч 30 мин на один класс.
Обработка данных опросника
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
КЛЮЧИ к ОСТ
1. ШКАЛА — ЭРГИЧНОСТЬ
«да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
«нет» — вопросы 27, 83, 103.
2. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ
«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
«нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
3. ШКАЛА — ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
«нет» — 54, 59.
4. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
«нет» -31, 81, 87, 93.
5. ШКАЛА — ТЕМП
«да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
«нет» — 29, 43, 70, 94,
6. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП
«да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.
«нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. ШКАЛА — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. ШКАЛА-«К»
«да» — 32, 52, 89.
«нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Бланк опросника Русалова В. М. (ОСТ)
Опросник Русалова В. М. (ОСТ) — детский вариант
1-source.ru
Диагностика темперамента и характера — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
Опросники Г.АйзенкаМетодика Я.Стреляу
Опросники В.М.Русалова
Патохарактерологический диагностический опросник
Опросник Шмишека
1. Опросники Г.Айзенка
Серия личностных опросников, предназначенных для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотр., являются реализацией типологического подхода к изучению личности.
1. Первый из опросников Г. Айзенка — Моудлейский медицинский опросник (MMQ) 1947
предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться («да») или не согласиться («нет»).
возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста.
Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ, показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств: истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволяют сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем, экстраверсии-интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.
2. Вслед за MMQ был предложен «Моудслейский личностный опросник» (MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии-интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии-интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника. Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста. Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстраверсии-интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой — 0,83 и 0,81 соответственно.
3. На основе дальнейших исследований Г. Айзенка и сотрудников, направленных на анализ составляющих экстраверсии-интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название «Айзенка личностный опросник» (EPI). Опубликован в 1963 г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи», по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в лучшем свете. Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстраверсии- интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма — 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления- 0,74-0,91. разработаны две эквивалентные формы опросника А и В. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, созданы варианты для обследования детей и подростков.
Адаптация: 1970-1974 гг -Ленинградский институт психоневрологии им. В.М.Бехтерева. 1992 — модификация В.М.Русалова.
4. В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии-интроверсии и психотизма. Так же, как и в EPI, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма — 23, по шкале экстраверсии-интроверсии — 21, по шкале психотизма — 25, по «шкале лжи» — 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов — «буферные», ответы на которые не учитываются). Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстраверсии—интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма — 0,74-0,92, по «шкале лжи»- 0,61-0,90. Возрастной диапазон: взрослые, со студенческого возраста, разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма.
Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Заимствуя у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это типы, различающиеся направленностью либидо, для Г. Айзенка — комплексы коррелирующих между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
По Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра-, интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка.
Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма — психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.
2. Методика Я.Стреляу
Авторы: Я.Стреляу. Павловский опросник темперамента (PTS), 1982
диагностика основных характеристик темперамента на базе концепции И.П.Павлова: сила процесса возбуждения, сила процесса торможения и подвижность
134 вопроса, сгруппированные в три шкалы с вариантами ответов да, нет, не знаю.
возрастной диапазон: подростки, лица юношеского возраста и взрослые
подтверждена надежностьи валидность опросника.
Авторы: Я.Стреляу, Б.Завадский
методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения), FCB-TI, 1993
диагностика 6 базисных черт темперамента — живости, настойчивости, сенсорной чувствительности, выносливости, эмоциональной реактивности и активности.
120 вопросов (по 20 вопросов на каждую шкалу), предусматривающих дихотомические ответы да/нет
возрастной диапазон: адаптация на русскоязычной выборке проведена с 15 лет
валидность подтверждается данными исследований.
3. Опросники В.М.Русалова
1. опросник структуры темперамента (ОСТ), 1990
Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность. Каждый из них оценивается в двух аспектах: предметном (объектно-ориентированном) и социальном (субъектно-ориентированном)
ОСТ имеет 105 вопросов с дихотомической (да/нет) шкалой ответов,
допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.
существуют 2 формы опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ)
В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.
Выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
5. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
2. опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФД-СИ) , 1996
Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Исследование структуры темперамента по параметрам: эргичность, темп, пластичность и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах
возрастной диапазон: взрослые от 18 до 55 лет
В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).
В.М.Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:
Эргичность – выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане;
Пластичность – способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность – ригидность.
Скорость – темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы;
Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.
ОФДСИ содержит 150 вопросов с рейтинговой шкалой ответов (не характерно, мало характерно, довольно характерно, характерно), распределенных по 13 шкалам:
Эргичность психомоторная;
Эргичность интеллектуальная;
Эргичность коммуникативная;
Пластичность психомоторная;
Пластичность интеллектуальная;
Пластичность коммуникативная;
Скорость психомоторная;
Скорость интеллектуальная;
Скорость коммуникативная;
Эмоциональность психомоторная;
Эмоциональность интеллектуальная;
Эмоциональность коммуникативная;
Контрольная шкала.
Диагностика акцентуаций характера.
Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.
4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г.
Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений. Всего в опроснике 351 утверждение.
Обследование проводят в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора. Семь и более отказов по двум этапам — показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.
Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частоты выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный.
А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как:
а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно;
б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П. д. о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся:
1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов
2) индекс В, указывающий возможность изменений характера вследствие резидуального органического поражения головного мозга;
3) показатель отражения реакции эмансипации — стремление освободиться от контроля, оценки старших;
4) показатель психологической склонности к алкоголизации;
5) показатель психологической склонности к делинквентности, т. е. проступкам, правонарушениям;
6) показатель мужественности—женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник).
Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть также выделены черты достоверно отвергаемых типов.
Теоретической основой П. д. о. является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений.
5. Опросник Шмишека
предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов с дихотомической («да»/«нет») шкалой ответов. Разработан также сокращенный вариант опросника.
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Существуют детский и взрослый варианты
Все темы психодиагностика
Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. — Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
anchiktigra.livejournal.com
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
Инструкция: предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
Текст опросника- Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?
- Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
- Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
- Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
- Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?
- Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
- Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
- Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
- Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
- Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
- Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались несколько недель или месяцев?
- Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
- Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
- Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
- Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
- Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
- Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
- Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
- В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
- Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
- Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
- Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
- Способны ли Вы стойко переносить поражения?
- Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
- Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
- Есть ли у Вас на все готовые ответы?
- В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
- Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т.п.?
- Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
- Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
- Быстро ли Вы засыпаете?
- Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
- Легко ли Вам испортить настроение?
- Трудно ли Вам оторваться от работы?
- Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
- Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
- Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
- Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?
- В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
- Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
- Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
- Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
- В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?
- Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
- Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
- Быстро ли Вы читаете беллетристику?
- Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
- Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?
- Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
- В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
- Трудно ли Вам работать при шуме?
- Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
- Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
- Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
- Любите ли Вы частые перемены?
- Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
- Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?
- Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
- Перебиваете ли Вы собеседников?
- Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
- В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
- Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
- Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
- Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
- Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять — важное решение?
- Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
- Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
- Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
- Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
- Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
- Любите ли Вы оживленную обстановку?
- Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
- В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
- Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
- Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
- Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?
- Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?
- В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
- Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
- Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
- Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
- В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
- В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
- В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?
- Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
- Говорите ли Вы обычно быстро?
- Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
- Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?
- Терпеливы ли Вы?
- Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?
- Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?
- Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?
- Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?
- Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?
- Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?
- Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?
- Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
- Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?
- Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?
- Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
- Любите ли Вы часто менять род работы?
- Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
- Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
- Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?
- Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
- В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
- Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?
- В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?
- Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
- В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?
- В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?
- Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?
- Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
- Умеете ли Вы интенсивно работать?
- Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
- Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
- Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
- Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?
- Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?
- Владеете ли Вы своей мимикой?
- Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?
- Считаете ли Вы себя смелым?
- Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
- Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
- Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?
- В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
- Легко ли Вы переходите от печали к радости?
- Легко ли Вас вывести из себя?
- Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?
- Любители Вы выступать публично?
- Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?
- Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
- Энергичны ли Вы в движениях?
- Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?
№ вопр. | № шкалы | № вопр. | № шкалы | № вопр. | № шкалы | № вопр. | № шкалы |
1 | 3 | 36 | — 2 | 71 | 3 | 106 | 1 |
2 | 2 | 37 | 2 | 72 | 1 | 107 | — 1 |
3 | 1 | 38 | 2 | 73 | 1 | 108 | 2 |
4 | 1 | 39 | 1 | 74 | 3 | 109 | 2 |
5 | 2 | 40 | 3 | 75 | 2 | 110 | 2 |
6 | 3 | 41 | 2 | 76 | 3 | 111 | З |
7 | 1 | 42 | 3 | 77 | 2 | 112 | 2 |
8 | 2 | 43 | 3 | 78 | 1 | 113 | 1 |
9 | 3 | 44 | 3 | 79 | 3 | 114 | 1 |
10 | 2 | 45 | 1 | 80 | 3 | 115 | 3 |
11 | 1 | 46 | 3 | 81 | 1 | 116 | — 3 |
12 | 2 | 47 | — 1 | 82 | 1 | 117 | 1 |
13 | 1 | 48 | 1 | 83 | 1 | 118 | 2 |
14 | 3 | 49 | 3 | 84 | 2 | 119 | 3 |
15 | 1 | 50 | 2 | 85 | 3 | 120 | 2 |
16 | 2 | 51 | — 1 | 86 | 3 | 121 | 1 |
17 | — 2 | 52 | 2 | 87 | 2 | 122 | 1 |
18 | 1 | 53 | 2 | 88 | 3 | 123 | — 1 |
19 | 1 | 54 | 3 | 89 | 2 | 124 | 1 |
20 | 3 | 55 | 3 | 90 | 2 | 125 | 2 |
21 | 1 | 56 | 1 | 91 | 3 | 126 | 2 |
22 | 3 | 57 | — 3 | 92 | 3 | 127 | 3 |
23 | 1 | 58 | 1 | 93 | 3 | 128 | — 2 |
24 | 1 | 59 | — 2 | 94 | 1 | 129 | 2 |
25 | — 3 | 60 | 1 | 95 | 3 | 130 | 1 |
26 | 3 | 61 | 1 | 96 | 2 | 131 | 3 |
27 | 2 | 62 | 2 | 97 | 1 | 132 | 1 |
28 | 3 | 63 | — 3 | 98 | 1 | 133 | 1 |
29 | 3 | 64 | 3 | 99 | 2 | 134 | 1 |
30 | 2 | 65 | 2 | 100 | 3 | ||
31 | 3 | 66 | 1 | 101 | 3 | ||
32 | 1 | 67 | — 2 | 102 | 1 | ||
33 | 3 | 68 | 3 | 103 | 2 | ||
34 | — 2 | 69 | 2 | 104 | 3 | ||
35 | 2 | 70 | 2 | 105 | 1 |
За ответ «Да» начисляется 2 балла, за ответ «Не знаю» — 1 балл, за ответ «Нет» — 0 баллов. Большинство вопросов по каждой шкале являются прямыми — в пользу высокого балла по шкале говорит ответ «да». Но есть также и «обратные» пункты — в этом случае в ключе перед номером шкалы стоит знак «-», в этом случае 2 балла начисляется за ответ «Нет».
«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:
М — среднее нормативной выборки;,
S — стандартное отклонение.
Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)
М | S | |
шкала 1 | 37 | 12 |
шкала 2 | 32 | 11 |
шкала 3 | 36 | 12 |
Интерпретация результатов теста
Уровень процессов возбуждения — норма от 25 до 49, 62 — выше среднегоУровень процессов торможения — норма от 21 до 43, 61 — выше среднего
Подвижность нервных процессов — норма от 24 до 48, 58 — выше среднего
Шкала 1:
— высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;
— низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.
Шкала 2:
— высокий балл отражает силу процесса торможения;
— низкий балл — слабость процесса торможения.
Шкала 3:
— высокий балл отражает подвижность нервных процессов;
— низкий балл — инертность нервных процессов. Уровень процессов возбуждения
Высокие баллы — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
Низкие баллы — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость Уровень процессов торможения
Высокие баллы — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Низкие баллы — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии. Уровень подвижности нервных процессов
Высокие баллы — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Низкие баллы — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях. Расчет дополнительного показателя: уравновешенность по силе. Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению Fд к силе по торможению Fт: А = Fд / Fт Чем ближе к единице значение A тем более высокой является уравновешенность.
По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение A не выходит за пределы интервала 0,85 — 1,15.
Если значение A выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.
Причем если значение дроби меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения;
Если значение больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.
Источник:
|
testoteka.narod.ru
ОПРОСНИК «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА» (Б. Н.
Опросник Б. Н. Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента:
• экстраверсию—интроверсию,
• эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность,
• темп реакций (быстрый—медленный),
• активность (высокую—низкую).
Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.
Ход выполнения задания. Психолог обращается к испытуемым со словами: «Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».
Испытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его сами, записывая числа от 1 до 48 четырьмя столбиками по 12 чисел в каждом.
Текст опросника
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
7. Считаете ли себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?
10. У Вас очень быстрый почерк?
11. Ищете ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
12. Бывает ли так, что Вы не выполняете свои обещания?
13. У Вас много очень хороших друзей?
14. Трудно ли оторваться от дела, которым Вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли Вас терзает чувство вины?
16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
18. Бывает ли, что иногда соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли Вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т. д.?
21. Вспыльчивы и легко ли ранимы намеками и шутками над Вами?
22. Во время беседы Вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего просыпаетесь ли Вы утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Возникают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свою точку зрения, прежде чем сообщить ее кому-либо?
27. Часто ли Вам снятся кошмары?
28. Обычно легко ли Вы запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что Вам даже несколько часов трудно быть без дела?
30. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже не очень важное?
33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей реакции?
35. Если у Вас что-то долго не получается, то все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременное, чувство раздражения к родителям?
37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
40. Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
41. Вы можете в течение дня долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас иногда принимают за человека беззаботного?
44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии Вы обычно быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем- либо?
48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Ключ к опроснику.
Экстраверсия—интроверсия. «Да»: (1, 7, 13, 19, 25, 31, 37) х 3; (4, 43) х 2.
Ригидность—пластичность. «Да»: (8,26,32) х 3; (2,14,20,38,44) х 2; «нет» — (19,46) х 1. Эмоциональная возбудимость—уравновешенность. «Да»: (15,21,33,39,45) х 3; (3,9) х 2; 27 х 1.
Темп реакции. «Да»: (4, 16, 28) х 3; (10, 22, 34, 40, 46) х 2. Активность. «Да»: (5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47) х 3; 10 х 1; «нет»: 38 х 1. Искренность. «Да»: (30, 36, 42, 48) х 3; (6, 12) х 2; (18, 24. 25) х 1; «нет»: 23 х 1.
Обработка результатов. Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.
1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.
2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов, то надежность результатов высокая, 8-12 — средняя, 1-7 — низкая.
Таблица интерпретации результатов
Очень высокая | Высокая | Средняя | Высокая | Очень высокая | ||
Экстраверсия | 22-26 | 17-21 | 12-16 | 7-11 | 0-6 | Интроверсия |
Ригидность | 16-23 | 12-15 | 7-11 | 3-6 | 0-2 | Пластичность |
Эмоциональная возбудимость | 18-20 | 14-17 | 8-12 | 4-7 | 0-3 | Эмоциональная устойчивость |
Быстрота реакции | 20-22 | 14-19 | 9-13 | 5-8 | 0-4 | Медлительность |
Активность | 24-26 | 21-23 | 14-20 | 9-13 | 0-8 | Пассивность |
psihologia.biz