Основатель бихевиоризма: 12.2 . : . (1878 1958 .)

Кого считают основателем бихевиоризма? Б.Ф. Скиннер | Психология

Б. Ф. Скиннер родился в маленьком городке в штате Пенсильвания. Он получил степень бакалавра по английской литературе и хотел стать писателем. Но его попытки писать и публиковать свои сочинения оказались безуспешными. Однажды, работая в книжной лавке, он увидел книги Павлова и Уотсона, которые перевернули его представление о будущих занятиях. Он поступил в Гарвардский Университет на отделение психологии.

Во время учебы он начал заниматься научными исследованиями. В лаборатории, которая впоследствии получила название «коробка Скиннера», он проводил эксперименты над крысами. Суть эксперимента состояла в том, что за определенные действия крыса получала или награду в виде еды, или наказание с помощью электрического тока. В результате он создал теорию оперантного обуславливания, которая дала толчок дальнейшим исследованиям ученых во многих странах.

Его теория положила начало большому направлению в психологии — бихевиоризму (от англ. слова behavior — поведение). Оно изучает взаимодействие между поведением человека и полученными результатами. Впоследствии основные положения теории Скиннера легли в основу поведенческой (бихевиоральной) психотерапии. Это направление начало активно разрабатываться в противовес психоанализу, потому что тот был слишком дорогим для пациентов и не давал подтвержденных эмпирических результатов.

Основная идея бихевиоральной психотерапиии состоит в том, что некоторые проявления нашего поведения и характера являются неправильно сформированными навыками. И если изменить определенные навыки и привычки, то изменится характер и жизнь человека. Например, человека считают неаккуратным, потому что у него беспорядок в доме и на рабочем столе.

Но если он изменит свои привычки и всегда будет класть вещи на свое место, то у него изменятся бытовые условия. Соответственно, могут наладиться отношения с домочадцами, которых раздражает вечный хаос в квартире.

Скиннер считал, что самый лучший способ понять поведение человека — это посмотреть на то, по какой причине человек выполняет определенное действие, и на результат, к которому приводит выполнение этого действия. Поведенческую психотерапию используют как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной. Направление когнитивно-поведенческой терапии официально признано во многих странах как научно доказанный метод психологической помощи.

Скиннер всегда выступал против принудительных методов в воспитании и обучении. Он доказывал, что поощрение за хороший результат приводит к значительно большим успехам в обучении школьников, чем наказание и критика. Например, если ученик будет получать какую-либо награду за хорошо выполненное задание, то его стремление к обучению значительно повысится. Его методы сейчас широко используются в бизнесе для мотивации сотрудников, в специальном школьном обучении, философии и других сферах.

Все его работы были посвящены главной миссии — сделать мир лучше. В своих книгах он писал о том, что в основе любых социальных явлений, в том числе и войн, истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, лежит поведение человека. В книге «За пределами свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity) он высказывал идею, что изменив свое поведение, мы можем изменить мир. Всего он опубликовал более 200 научных статей и 20 книг.

Многие психологи впоследствии критиковали Скиннера за то, что он считал, что поведение человека зависит от внешней среды. Постулат о жестком детерминизме отрицал свободу выбора. После выхода его романа-утопии «Уолден-2» многие критиковали его за идею построения счастливого общества с помощью применения бихевиористских методик изменения поведения, основанных на тотальном контроле.

Еще при жизни Скиннер заслужил славу, уважение и почет. До сих пор его работы издают многомиллионными тиражами во всем мире. Несмотря на критику, у него также осталось много последователей, цель которых такая же — сделать мир лучше.

Теги: ученые, биографии, исследования, психолог, наука, Беррес Фредерик Скиннер, бихевиоризм

51.

Бихевиоризм, его основатели и предмет изучения (Дж. Уотсон)

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений.

Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд.

Эдвард Толмен (1886-1959) свои основные идеи изложил в книге «Целевое поведение у животных и человека» (1932). Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.

Подобно своим предшественникам, «классическим бихевиористам», Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания.

Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными».

Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации.

В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.

) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.

После экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр.

Кларк Халл (1884-1953) стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода.

Халл опирался в основном на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халд разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.

Халл первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. Он высказал предположение, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения.

Халл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.

Бихевиоризм – исследования в области образования

Бихевиоризм – это область психологических исследований, которая фокусируется на наблюдении и анализе того, как контролируемые изменения окружающей среды влияют на поведение. Целью бихевиористских методов обучения является манипулирование окружающей средой субъекта — человека или животного — с целью изменить наблюдаемое поведение субъекта. С бихевиористской точки зрения обучение полностью определяется этим изменением в наблюдаемом поведении субъекта. Роль субъекта в процессе обучения заключается в том, чтобы на него воздействовала среда; субъект формирует ассоциации между стимулами и меняет поведение на основе этих ассоциаций. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы способствовать желаемым изменениям в поведении. Принципы бихевиоризма не были сформированы в одночасье, а развивались с течением времени в результате работы нескольких психологов. По мере того, как понимание психологами обучения развивалось с течением времени, некоторые принципы бихевиоризма были отвергнуты или заменены, в то время как другие продолжают приниматься и практиковаться.

История бихевиоризма

Базовое понимание бихевиоризма можно получить, изучив историю четырех наиболее влиятельных психологов, внесших вклад в бихевиоризм: Ивана Павлова, Эдварда Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Эти четверо не разрабатывали принципы бихевиоризма изолированно, а опирались на работу друг друга.

Иван Павлов

Иван Павлов, пожалуй, наиболее известен своей работой по обучению собак выделять слюну при звуке звука после сочетания еды со звуком с течением времени. Исследование Павлова считается первым, в котором исследуется теория классической обусловленности: стимулы вызывают реакции и что мозг может связывать стимулы вместе, чтобы выучить новые реакции. Его исследование также изучало, как определенные параметры, такие как время между предъявлением двух стимулов, влияют на эти ассоциации в мозгу. Его исследование модели «стимул-реакция», ассоциаций, образующихся в мозгу, и влияния определенных параметров на развитие нового поведения стало основой будущих экспериментов по изучению поведения человека и животных (Хаузер, 19).97).

В своем самом известном эксперименте Павлов начал с изучения того, сколько слюны разные породы собак производят для пищеварения. Однако вскоре он заметил, что у собак начиналось слюноотделение еще до того, как им давали еду. Впоследствии он понял, что собаки связывали звук его спуска по лестнице с прибытием еды. Он продолжал проверять эту теорию, проигрывая звук при кормлении собак, и со временем собаки научились выделять слюну при звуке звука, даже если еды не было. Собаки научились новой реакции на знакомый стимул посредством ассоциации стимулов. Павлов назвал эту выученную реакцию условным рефлексом. Павлов выполнил несколько вариаций этого эксперимента, наблюдая, насколько далеко друг от друга он может воспроизводить тон, прежде чем собаки перестанут ассоциировать звук с едой; или если применение рандомизации — иногда воспроизведение тона при кормлении собак, но не других — как-то повлияло на конечные результаты (Павлов, 19 лет).27).

Работа Павлова с условными рефлексами оказала огромное влияние на бихевиоризм. Его эксперименты демонстрируют три основных принципа бихевиоризма:

  1. Поведение усваивается из окружающей среды. Собаки научились выделять слюну при звуке звука после того, как их среда несколько раз представила звук вместе с едой.
  2. Поведение должно быть наблюдаемым. Павлов пришел к выводу, что обучение происходит, потому что он наблюдал, как у собак выделяется слюна в ответ на звук тона.
  3. Все виды поведения являются продуктом формулы стимул-реакция. Звук тона не вызывал никакой реакции до тех пор, пока он не был связан с подачей пищи, на что собаки естественным образом реагировали повышенным выделением слюны.

Эти принципы легли в основу бихевиоризма, на котором будут основываться будущие ученые.

Эдвард Торндайк

Эдвард Ли Торндайк считается первым, кто начал изучать оперантное обусловливание или обучение на последствиях поведения. Он продемонстрировал этот принцип, изучая, сколько времени требуется разным животным, чтобы нажать на рычаг, чтобы получить пищу в качестве награды за решение головоломки. Он также был пионером закона эффекта, который представляет теорию о том, как поведение усваивается и закрепляется.

Один эксперимент, проведенный Торндайком, назывался «Эксперимент с коробкой-головоломкой», который похож на классический эксперимент «Крыса в лабиринте». Для этого эксперимента Торндайк поместил кошку в коробку с куском еды на внешней стороне коробки и замерил время, которое потребовалось кошке, чтобы нажать на рычаг, чтобы открыть коробку и получить еду. Первые два или три раза, когда каждую кошку помещали в коробку, было мало различий в том, сколько времени требовалось, чтобы открыть коробку, но последующие эксперименты показали заметное сокращение времени, поскольку каждая кошка научилась открывать коробку одним и тем же рычагом.

Вторым важным вкладом Торндайка в эту область является его работа по открытию закона эффекта. Этот закон гласит, что поведение, за которым следуют положительные результаты, с большой вероятностью будет повторяться, и что любое поведение с отрицательными результатами со временем постепенно прекратится. Эксперименты Торндайка с коробкой-головоломкой подтвердили это убеждение: животных приучили часто выполнять задачи, которые приводили к вознаграждению.

Две основные теории Торндайка по сей день лежат в основе большей части бихевиористских и психологических исследований животных. Его результаты о том, что животные могут научиться нажимать на рычаги и кнопки, чтобы получать пищу, лежат в основе многих различных типов исследований на животных, изучающих другое поведение, и создали современную основу для предполагаемого сходства между реакциями животных и реакциями человека (Энгельхарт, 19).70).

В дополнение к своей работе с животными Торндайк основал область педагогической психологии и написал одну из первых книг по этому предмету, Педагогическая психология, в 1903 году. Большая часть его более поздней карьеры была посвящена пересмотру области преподавания с применением его идей. о законе эффекта и оспаривании прежних теорий об обобщенном обучении и наказании в классе. Его теории и работа преподаются в педагогических колледжах по всему миру.

Джон Б. Ватсон

Джон Бродус Уотсон был новаторским психологом, которого обычно считают первым, кто объединил многочисленные аспекты этой области под эгидой бихевиоризма. Основой бихевиоризма Уотсона является то, что сознание — интроспективные мысли и чувства — нельзя ни наблюдать, ни контролировать с помощью научных методов, и поэтому его следует игнорировать при анализе поведения. Он утверждал, что психология должна быть чисто объективной, сосредотачиваясь исключительно на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения, тем самым устраняя любую интерпретацию сознательного опыта. Таким образом, согласно Уотсону, обучение — это изменение наблюдаемого поведения. В свои 19В статье 13 «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон определил бихевиоризм как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания», которая «не признает никакой границы между человеком и животным». Единственным направлением бихевиоризма Уотсона является наблюдение и предсказание того, как субъекты внешне реагируют на внешние раздражители.

Джон Ватсон известен как первый психолог, использовавший подопытных людей в экспериментах по классической обусловленности. Он известен экспериментом с Маленьким Альбертом, в котором он применил идеи Павлова о классической обусловленности, чтобы научить младенца бояться крысы. Перед экспериментом девятимесячный младенец Альберт подвергался воздействию нескольких незнакомых раздражителей: белая крыса, кролик, собака, обезьяна, маски с волосами и без волос, вата, горящие газеты и т.д. страх в ответ. Путем дальнейших экспериментов исследователи обнаружили, что Альберт реагировал со страхом, когда они ударяли молотком по стальному стержню, издавая звук стука.

Во время эксперимента Альберту представили белую крысу, которая ранее не вызывала реакции страха. Всякий раз, когда Альберт прикасался к крысе, стальной стержень ударялся, и Альберт падал вперед и начинал хныкать. Альберт научился колебаться рядом с крысой и боялся прикасаться к ней. В конце концов, вид крысы заставил Альберта захныкать и отползти прочь. Уотсон пришел к выводу, что Альберт научился бояться крыс (Watson & Rayner, 1920).

По сегодняшним меркам эксперимент с Маленьким Альбертом считается неэтичным и неубедительным с научной точки зрения. Критики говорят, что эксперимент «выявляет мало доказательств того, что у Альберта развилась боязнь крыс, или даже того, что животные постоянно вызывали у него страх (или тревогу) во время эксперимента Уотсона» (Harris, 19).97). Тем не менее, эксперимент дает представление об определении бихевиоризма, данном Уотсоном: он обучал Альберта, контролируя окружение Альберта, и изменение поведения Альберта привело исследователей к выводу, что обучение имело место.

Б. Ф. Скиннер

Скиннер был психологом, который продолжал влиять на развитие бихевиоризма. Его наиболее важным вкладом было введение идеи радикального бихевиоризма и определение оперантного обусловливания.

В отличие от Уотсона, Скиннер считал, что при анализе поведения следует учитывать внутренние процессы, такие как мысли и эмоции. Включение мыслей и действий в поведение — это радикальный бихевиоризм. Он считал, что внутренние процессы, такие как наблюдаемое поведение, могут контролироваться переменными окружающей среды и, следовательно, могут быть проанализированы с научной точки зрения. Применение принципов радикального бихевиоризма известно как прикладной анализ поведения.

В 1938 году Скиннер опубликовал книгу «Поведение организмов», в которой представлены принципы оперантного обусловливания и их применение к поведению человека и животных. Основной концепцией оперантного обусловливания является взаимосвязь между подкреплением и наказанием, аналогичная закону эффекта Торндайка: поощряемое поведение повторяется с большей вероятностью, а наказуемое поведение повторяется с меньшей вероятностью. Скиннер разъяснил закон эффекта Торндайка, разбив подкрепление и наказание на пять отдельных категорий (см. рис. 1):

  • Положительное подкрепление — это добавление положительного стимула для поощрения поведения.
  • Побег — это устранение отрицательного стимула для поощрения поведения.
  • Активное избегание предотвращает отрицательный стимул для поощрения поведения.
  • Положительное наказание — это добавление отрицательного стимула, препятствующего поведению.
  • Негативное наказание устраняет положительный стимул, чтобы воспрепятствовать поведению.

Поощрение поощряет поведение, а наказание препятствует поведению. Те, кто использует оперантное обусловливание, используют подкрепление и наказание, чтобы изменить поведение субъекта.

Рисунок 1. Обзор пяти категорий оперантного обусловливания.

Положительное и отрицательное подкрепление можно давать по разным схемам. Скиннер разработал пять схем подкрепления:

  • Непрерывное подкрепление применяется, когда учащийся получает подкрепление после каждого конкретного выполненного действия. Например, учитель может наградить ученика наклейкой за каждый осмысленный комментарий, который делает ученик.
  • Подкрепление с фиксированным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло фиксированное количество времени. Например, каждую пятницу учитель может раздавать стикеры ученикам, которые оставляли комментарии в течение недели.
  • Подкрепление с переменным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло случайное количество времени. Например, учитель может раздавать наклейки в случайный день каждую неделю учащимся, которые активно участвовали в обсуждении в классе.
  • Поощрение с фиксированной пропорцией применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется заданное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся сделает пять осмысленных комментариев.
  • Поощрение с переменным коэффициентом применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется случайное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся внесет от трех до десяти значимых комментариев.

Скиннер экспериментировал с различными схемами подкрепления, чтобы проанализировать, какие из них наиболее эффективны в различных ситуациях. В целом, он обнаружил, что графики соотношения более устойчивы к угасанию, чем графики интервалов, а графики с переменным соотношением более устойчивы, чем графики с фиксированным графиком, что делает график подкрепления с переменным соотношением наиболее эффективным.

Скиннер был решительным сторонником образования и повлиял на различные принципы методов обучения. Он считал, что для образования есть две причины: научить как вербальному, так и невербальному поведению и заинтересовать учащихся в постоянном получении новых знаний. Основываясь на своей концепции подкрепления, Скиннер учил, что учащиеся лучше учатся, когда их обучают с помощью положительного подкрепления, и что учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а не просто быть пассивными слушателями. Он предположил, что ученики, которых учат через наказание, учатся только тому, как избежать наказания. Хотя сомнительный взгляд Скиннера на наказание важен для дисциплины в образовании, найти другие способы дисциплины очень сложно, поэтому наказание по-прежнему играет важную роль в системе образования.

Скиннер указывает, что учителя должны быть лучше осведомлены о стратегиях преподавания и обучения (Skinner, 1968). Он обращается к основным причинам, по которым обучение не удается. Эта главная причина, по которой учителя не могут обучать своих учеников, заключается в том, что они учат только показом и недостаточно подкрепляют своих учеников. Скиннер привел примеры шагов, которые учителя должны предпринять, чтобы преподавать должным образом. Вот некоторые из этих шагов:

  1. Убедитесь, что учащийся четко понимает действие или представление.
  2. Разделите задачу на маленькие шаги, начиная с простого и заканчивая сложным.
  3. Пусть ученик выполняет каждый шаг, подкрепляя правильные действия.
  4. Регулируйте так, чтобы учащийся всегда добивался успеха, пока, наконец, не достигнет цели.
  5. 90–103 Переход к случайному подкреплению для поддержания успеваемости учащегося (Скиннер, 1968).

Критика и ограничения

Хотя некоторые элементы бихевиоризма все еще принимаются и практикуются, существуют критические замечания и ограничения бихевиоризма. Принципы бихевиоризма могут помочь нам понять, как на людей влияют связанные с ними стимулы, награды и наказания, но бихевиоризм может чрезмерно упростить сложность человеческого обучения. Бихевиоризм предполагает, что люди подобны животным, игнорирует внутренние когнитивные процессы, лежащие в основе поведения, и сосредотачивается исключительно на изменениях в наблюдаемом поведении.

С бихевиористской точки зрения роль учащегося заключается в том, чтобы на него воздействовала среда, контролируемая учителем. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы формировать поведение. Таким образом, ученик является не агентом в процессе обучения, а скорее животным, инстинктивно реагирующим на окружающую среду. Учитель обеспечивает ввод (стимулы) и ожидает предсказуемый результат (желаемое изменение в поведении). Более поздние теории обучения, такие как конструктивизм, гораздо больше сосредоточены на роли учащегося в активном построении знаний.

Бихевиоризм также игнорирует внутренние когнитивные процессы, такие как мысли и чувства. Радикальный бихевиоризм Скиннера принимает во внимание некоторые из этих процессов, поскольку их можно измерить, но на самом деле не пытается понять или объяснить глубину человеческих эмоций. Без желания понять причину поведения, поведение не понимается в более глубоком контексте и сводит обучение к модели «стимул-реакция». За поведением наблюдают, но лежащие в его основе когнитивные процессы, вызывающие такое поведение, не понимают. Мысли, эмоции, сознательное состояние, социальные взаимодействия, предшествующие знания, прошлый опыт и моральный кодекс учащегося не принимаются во внимание. На самом деле все эти элементы являются переменными, которые необходимо учитывать, если нужно точно предсказать и понять поведение человека. Новые теории обучения, такие как когнитивизм, больше внимания уделяют роли эмоций, социального взаимодействия, предшествующих знаний и личного опыта в процессе обучения.

Другое ограничение бихевиоризма состоит в том, что обучение определяется только как изменение наблюдаемого поведения. Бихевиоризм исходит из того, что знание ценно только в том случае, если оно приводит к изменению поведения. Многие считают, что цель обучения и образования гораздо больше, чем научить всех соответствовать определенному набору моделей поведения. Например, Фошай (1991) утверждает, что «единственной постоянной целью образования с древних времен было дать людям как можно более полное осознание того, что значит быть человеком» (стр. 277). Сосредоточенность бихевиоризма только на поведении может не достичь цели образования, потому что люди — это больше, чем просто их поведение.

Заключение

Бихевиоризм — это исследование того, как контролируемые изменения в окружающей среде субъекта влияют на наблюдаемое поведение субъекта. Учителя контролируют окружающую среду и используют систему поощрений и наказаний, чтобы поощрить желаемое поведение у субъекта. Окружающая среда воздействует на учащихся, формируя ассоциации между стимулами и изменяя поведение на основе этих ассоциаций.

Существуют принципы бихевиоризма, которые до сих пор принимаются и практикуются, например, использование поощрений и наказаний для формирования поведения. Однако бихевиоризм может чрезмерно упрощать сложность человеческого обучения; преуменьшать роль ученика в процессе обучения; игнорировать эмоции, мысли и внутренние процессы; и рассматривать людей так же просто, как животных.

Ссылки

Engelhart, MD (1970). [Обзор измерения и оценки в психологии и образовании]. Журнал образовательных измерений, 7 (1), 53–55. Получено с http://www.jstor.org/stable/1433880

Фошай, А. В. (1991). Матрица учебного плана: Трансцендентность и математика. Журнал учебных программ и надзора, 6 (4), 277-293. Получено с http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/jcs/jcs_1991summer_foshay.pdf

Harris, B. (1979). Что случилось с Маленьким Альбертом? Американский психолог, 34(2), 151-160. Получено с http://www.academia.edu/8144115/Whatever_happened_to_Little_Albert

Хаузер, Л. (1997). Бихевиоризм. В Дж. Физер и Д. Брэдли (ред.), Интернет-энциклопедия философии. Получено с http://www.iep.utm.edu/behavior/

Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга (Г. В. Анреп, Пер.). Лондон, Англия: Издательство Оксфордского университета. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/

Skinner, B.F. (1938). Поведение организмов. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Appleton-Century. Получено с http://s-f-walker.org.uk/pubsebooks/pdfs/The%20Behavior%20of%20Organisms%20-%20BF%20Skinner.pdf

Скиннер, Б.Ф. (1968). Технология обучения. Восточный Норуолк, Коннектикут: Appleton-Century-Crofts.

Торндайк, Э. Л. (1911). Интеллект животных: экспериментальные исследования. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компания Macmillan. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Thorndike/Animal/chap5.htm

Watson, JB (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20(2), 158-177. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Watson/views.htm

Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1-14. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Watson/emotion.htm

Предлагаемая ссылка

Брау, Б. , Фокс, Н., и Робинсон, Э. (2022). Бихевиоризм. В R. Kimmons (Ed.), Education Research . Книги EdTech. https://edtechbooks.org/education_research/behaviorismt

Учебное пособие по истории бихевиоризма | София Обучение

В этом уроке мы обсудим еще одну важную теорию в психологии, теорию бихевиоризма, а также людей, которые сыграли важную роль в ее эволюции.

  1. Теория бихевиоризма
  2. Важные личности в бихевиоризме
    1. Иван Павлов
    2. Джон Ватсон
    3. Б. Ф. Скиннер
  3. Радикальный бихевиоризм

1. Теория бихевиоризма

Как вы узнали из предыдущего урока, психология — это научное исследование разума и поведения. Бихевиоризм специально фокусируется на поведении или научных аспектах психологии, чтобы выяснить, что конкретно можно измерить и наблюдать.

Таким образом, бихевиоризм — это теория, которая изучает открытое, наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их психические процессы.

Бихевиоризм также фокусируется на окружающей среде и ее воздействии на человека, чтобы определить, влияет ли окружающая среда на поведение или заставляет людей действовать или реагировать определенным образом.

Во многом сам бихевиоризм является реакцией на некоторые другие теории, которые вы будете изучать в этом курсе. По мнению бихевиористов, многие другие теории слишком философские и недостаточно научные.

В то время как другие теории могут быть более интроспективными в том смысле, что они включают в себя то, что, по мнению самих психологов, происходит, бихевиоризм предполагает очень конкретное наблюдение и измерение того, что происходит с людьми.

срок знать

Бихевиоризм
Теория психологии, изучающая наблюдаемые действия или поведение, а не внутренние психические состояния.

2. Важные личности в бихевиоризме

Три отдельных ученых и психолога чрезвычайно важны для истории бихевиоризма благодаря своим теориям и исследованиям:

  • Иван Павлов
  • Джон Ватсон
  • Б. Ф. Скиннер
2а. Иван Павлов

Иван Павлов был русским ученым, который в 1870 году переключил исследования на физиологию и естественные науки.

Вы можете узнать его имя из-за его знаменитых экспериментов с собаками, в ходе которых звонили в колокольчики, а затем приносили еду собакам, чтобы посмотреть, начнут ли собаки выделять слюну в ответ на звонок. Эти эксперименты будут рассмотрены более подробно позже в курсе.

В связи с бихевиоризмом важно помнить об Иване Павлове то, что он изучал различные рефлексы и реакции на раздражители, которые разные животные и, в свою очередь, люди имели в отношении окружающей их среды.

человек, которых нужно знать

Иван Павлов
Разработал концепцию классической обусловленности

2б. Джон Уотсон

Джон Уотсон на самом деле ввел термин «бихевиоризм» в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиориста».

Уотсон смог взять работу Павлова, физиолога и естествоиспытателя, и приспособить ее к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Он адаптировал идею реакции на стимул, или реакции человека на что-то, что происходит в его или ее среде, к человеческому обучению, чтобы объяснить, что существуют определенные условные реакции.

Это реакции, которым люди учатся, когда со временем испытывают различные раздражители в своей среде. Люди могут научиться этому поведению и в конечном итоге адаптировать его и превратить в более сложное поведение.

Изучение этих ответов помогает понять весь диапазон человеческого поведения и адаптировать это понимание к более сложным вещам.

Эксперименты Джона Ватсона «Маленький Альберт» были одними из его самых известных экспериментов, и они включали в себя формирование определенной фобии у ребенка, показывая ему разных белых пушистых животных, а затем ударяя друг о друга громкими предметами позади него. Ребенок испугался этих белых предметов из-за шума, который он предвосхитил, увидев их.

человек, которых нужно знать

Джон Ватсон
Основатель бихевиоризма, 1878–1958 гг.

2с. Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер был психологом с 1950-х по 1970-е годы, который смог продвинуть работу своих предшественников, Павлова и Ватсона, на один шаг вперед в объяснении человеческого поведения.

Вы можете узнать его имя по «ящику Скиннера», который был инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных. Он помещал животное внутрь ящика и вознаграждал его или наказывал, чтобы изменить его поведение. Эти эксперименты привели к его большому вкладу в бихевиоризм, который заключался в идее оперантного обусловливания.

Оперантное обусловливание утверждает, что поощрения и наказания в ответ на положительное и отрицательное поведение — это силы, которые можно использовать, чтобы влиять на поведение людей и увеличивать или уменьшать вероятность возникновения определенного поведения.

человек, которых нужно знать

Б. Ф. Скиннер
Основатель оперантного обусловливания

3. Радикальный бихевиоризм

Скиннера можно назвать радикальным бихевиористом. В отличие от когнитивного бихевиоризма , который сочетает в себе теории поведенческого обучения и когнитивные теории, радикальный бихевиоризм утверждает, что ментальные события или процессы совершенно не нужны для описания того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Радикальные бихевиористы, по сути, пытаются думать о поведении как о «черном ящике», что означает, что все, что происходит внутри разума, не имеет отношения к психологии.

Согласно радикальному бихевиоризму, существуют просто поступающие стимулы, влияющие на поведение людей, а также реакции или поведение в результате этих стимулов.

Теория не рассматривает активность в голове человека во время этого процесса как нечто, подлежащее изучению.

Существуют и другие различные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в ходе курса. Кроме того, мы более подробно обсудим, что каждый из этих вкладов означает для психологии в целом.

термина, которые нужно знать

Когнитивный бихевиоризм
Теория, сочетающая теории поведенческого обучения и когнитивные теории
Радикальный бихевиоризм
Школа бихевиоризма, которая считает, что внутренние психические состояния не нужны для объяснения поведения. Поведение полностью определяется внешними стимулами и усвоенными реакциями.

На этом уроке вы узнали о теории бихевиоризма , изучающей наблюдаемое, измеримое поведение, часто в связи с окружающей средой, в которой оно происходит. Некоторыми из наиболее важных личностей в истории бихевиоризма являются Иван Павлов , Джон Ватсон и Б.