Основатель экспериментальной психологии в россии: К истокам экспериментальной психологии в Московском университете

Содержание

Ланге Николай Николаевич



Ланге Николай Николаевич

1858-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Николай Николаевич Ланге

Ланге Николай Николаевич [12 (24). 3.1858, Петербург,— 15.2.1921], русский психолог. Профессор философии Одесского университета (1888—1921), где организовал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий. Сформулировал закон перцепции — стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувственного образа предмета ко всё более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания как двигательной реакции организма, улучшающей условия восприятия (влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова). Перевёл на рус. яз. «Первую аналитику» Аристотеля (1894).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: История нравств. идей 19 в., ч. 1, СПБ, 1888; Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1891; Психологич. исследования, Одесса, 1893; Психология, М., 1914 (библ.).


Ланге Николай Николаевич (12(24).03.1858, Петербург — 15.02.1921, Одесса) — психолог, философ, мыслитель широкого гуманитарного профиля. В 1878-1882 годы — студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Обучался философии у Владиславлева. Стажировался в Германии и Франции (с 1883). Работал в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «История нравственных идей XIX века». В 1888-1921 годы — приват-доцент, профессор (с 1893) кафедры философии Новороссийского университета (Одесса). В 1893 году защитил докторскую диссертацию «Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания». Как профессор философии читал философские курсы: «Введение в философию», «История новой философии», «История новейшей философии», «Логика». Редактировал философский отдел в Энциклопедическом словаре «Гранат» и написал ст.: «Вера», «Воля», «Внимание», «Идеализм», «Гоббс», «Гегель», «Гераклит», «Душа», «Имманентная философия», «Кант», «О. Конт», «Лейбниц», «Психология», «Психология экспериментальная». Сделал первый русский перевод «Первой Аналитики» Аристотеля (1894), который снабдил ценными комментариями.

Ланге — один из основателей экспериментальной психологии в России. В 1896 году организовал психологическую лабораторию при кафедре философии Новороссийского университета — одну из первых в России. Главной экспериментальной работой Ланге является его исследование

восприятия и внимания, которое привело его к моторной теории этих процессов. В этом обнаруживается влияние Сеченова. Указав на недостаточность самонаблюдения как метода исследования психических явлений, отличающихся неустойчивостью, текучестью, он с помощью экспериментальных методов показал, что восприятие — это процесс последовательной смены стадий и разворачивается как переход от более абстрактного к более конкретному. Описанные стадии сопоставлял с процессом филогенетического развития психики. В моторной теории внимания указал на факт колебания внимания, дал глубокий обзор теорий волевого внимания, начиная от Августина и кончая У. Джемсом и Дж. Болдуином. В труде «Психология» (опубл. в серии «Итоги науки в теории и практике», т.
8, 1914, имеется обширная библиография с коммент. Ланге) дал очерк современной психологии, критически рассмотрел ее важнейшие течения. Состояние психологии, сложившееся к началу XX века, оценил как кризисное, уподобив психолога Приаму, сидящему на развалинах Трои. Собственная концепция Ланге является вариантом эмпирической психологии.

Ланге называл свою психологию биологической или реалистической, примыкающей к естественным наукам. Критикуя взгляды Маха, Авенариуса, Наторпа, признавал первичность материального, существование физического мира до всякой психики и сознания, помимо и независимо от него. Развивал объективную точку зрения на психическую жизнь, которая подлежит реальному генетическому, т. е. эволюционному, объяснению, отрицал эпифеноменализм. Считал, что объективный подход к изучению психики необходимо объединить с субъективными данными о ней в сознании во всей совокупности составляющих ее переживаний (ощущений, воспоминаний, чувств, желаний и знаний).

Соединение этих двух точек зрения — субъективной и объективной — называл необходимым постулатом психологии. Кроме связи психологии с естествознанием Ланге подчеркивал важность социальных факторов и языка в развитии психики человека, указывал на необходимость связи психологии с науками общественными и историческими. «У психологии, — писал Ланге, — обнаружились две стороны, два лика: один — обращенный к физиологии и естествознанию, другой — к наукам о духе, к истории, к социологии. Первая есть наука о причинностях психической жизни, вторая — о ценностях ее». В отличие от животных, преемственность в жизни которых обусловлена физиологической наследственностью органического типа, а индивидуальный опыт каждого существа не передается другим, у человека как существа исторического и общественного появляется новая форма опыта — совокупный опыт, который передается через обучение, подражание от поколения к поколению. Культура образует особую среду, которая «слагает душу каждого из нас», вырабатывает новые формы психической жизни.
«Через традицию в языке, быте, нравах, искусстве, науке, религии в нашу душу входит колоссальный прошлый опыт всего человечества, к которому каждая отдельная личность присоединяет ничтожно малую частицу действительно своего. Душа человеческой личности в 99% есть продукт истории и общественности». Эти идеи Ланге созвучны современным представлениям о человеке. Преемником Ланге был С. Л. Рубинштейн.

А. Н. Ждан

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 316-317.


Ланге Николай Николаевич (1858-1921) — русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Биография, Окончил Петербургский университет. С 1883 г. работал в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 по 1921 г. — профессор кафедры философии Одесского университета, организовал здесь психологическую лабораторию — одну из первых в России. Исследования. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления. Сформулировал стадиальный закон построения перцептивного образа, от общего образа предмета ко все большей дифференциации выделяемых признаков. Так, всякое ощущение начинается с толчка в сознании, который свидетельствует о том, что что-то случилось, и лишь затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. На основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам разработал моторную теорию внимания, где внимание трактуется как двигательная настройка на предмет восприятия (Внимание; Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М: Изд-во МГУ, 1976). В соответствии с его подходом внимание — комплекс мускульных и вазомоторных движений, ориентированный на обеспечение лучшего восприятия раздражителей. Оно может быть интегрировано с эмоциями (влечениями) и волей (целями).

При этом им выделялись различные виды внимания: чувственное и интеллектуальное, непосредственное и опосредованное, активное и пассивное (Механизмы внимания //: Русская школа. 1891. № 1). Считая движение отдельным компонентом мышления. Волю трактовал как неосознаваемым импульс сознательного движения.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 289.

Сочинения: История нравственных идей  XIX в. СПб., 1888, Ч 1; Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1891; Душа ребенка в первые годы жизни. СПб.: Питер, 1998; Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893; Теория В. Вундта о начале мифа. Одесса, 1912; Психология. М., 1914; Психический мир. М,: МПСИ, 1996.

Литература: Рубинштейн С. Л. Николай Николаевич Ланге // Вопросы психологии. 1979. № 5; Ярошевский М. Г, История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

История нравственных идей XIX века: Критические очерки философских, социальных и религиозных теорий нравственности. Спб, 1888;

Beitrage zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit und der activen Apperception. // Philos. Studien. 1888. Bd. 4;

Механизм внимания // Русская школа. 1891. № 1;

Душа ребенка в первые годы жизни. Спб., 1891;

Душа ребенка в первые годы жизни. СПб.: Питер, 1998;

Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893;

Теория В. Вундта о начале мифа: Критические заметки. Одесса, 1912;

Учебник логики. Одесса. 1918;

Гельмгольц как психолог //Вопросы психологии. 1963. № 2:

Принципы современной психологии // Там же. 1968. №1;

Психический мир. Избр. психологические труды. М.; Воронеж, 1996 (есть список трудов Ланге и работ о нем).

Литература:

Радлов Э. Л. Николай Николаевич Ланге (Некролог) //Мысль. 1922. № 1. С. 154-155;

Рубинштейн С. Л. Николай Николаевич Ланге (Некролог) // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 141-144;

Теплов Б. М. Основные идеи в психологических трудах Н. Н. Ланге // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 44-65.

Ярошевский М. Г, История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Испытуемый
  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
  • Психологический эксперимент
  • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями. ]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

11. Психологическая концепция Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед. В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структурализм, а теория Вундта – теорией элементов сознания.

Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о “непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:

-выделить путем анализа исходные элементы;

-установить характер связи между ними и

-найти законы этой связи.

Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия — неудовольствия, напряженности — расслабленности, возбужденности — успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Идея Вундта о том, что чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, “интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. Связи — это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Вундт говорил о том, что воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой “психической причинности”. К важнейшим законам он относил: закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей.

Первый саратовский профессор психологии А. А. Крогиус: К 150-летию ученого

Южанинова Алла Львовна ◽  

Экспериментальная психология ◽  

Мировая наука ◽  

Выдающийся ученый ◽  

150 лет ◽  

Документальные источники ◽  

Психологический анализ ◽  

Советская психология ◽  

Газетные статьи

Статья посвящена 150-летию со дня рождения выдающегося ученого ХХ века А. А. Крогиуса (1871–1919 гг.).33), стоявший у истоков отечественной экспериментальной психологии и педологии в начале 1900-х годов, основоположник отечественной тифлопсихологии. Крогиус был известным в Европе психологом и проработал 12 лет (1919–1931) в Саратовском университете, став первым профессором психологии в Саратове. В статье рассматриваются особенности появления успешного петербуржца Крогиуса в провинциальном Саратове в 1919 г. , представлена ​​специфика его работы в Саратовском университете, анализируются появившиеся в саратовский период жизни ученого расхождения между положениями советской психологии, формировались в это время и методология исследования Крогиуса. На примере его судьбы и биографического метода, а также психологического анализа документальных источников, газетных статей, писем, дневниковых записей автор показал особенности развития в 1920-х и 1930-х годов как российской, так и региональной саратовской психологии, связанный с отказом от прежних научных традиций, сформировавшихся в отечественной психологии как части европейской и мировой науки, и процесс становления новой советской психологии, связанный иногда с разрушением специфической судьбы ее участников.

«ЗАПАД-ВОСТОК-ЗАПАД» — ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Ж. Арзыматов

Центральная Азия ◽  

Научные знания ◽  

Мировая наука ◽  

естествоиспытатель ◽  

Научное наследие ◽  

Выдающийся ученый ◽  

Восток-Запад

В статье автор пытается показать место и роль в развитии мировой науки выдающегося ученого средневековой Средней Азии Абу Райхана Беруни. Изучение научного наследия Беруни показывает, что в его лице мы имеем перед собой естествоиспытателя и великого философа своего времени. Есть основания сделать вывод, что Беруни обеспечил один из моментов преемственности развития науки в форме триады.


К юбилею со дня рождения Иоганна Петера Мюллера — 220 лет

Буйваленко Ю.В. ◽  

Левшина А.Р.

Эндокринные железы ◽  

Мировая наука ◽  

Выдающийся ученый ◽  

Берлинский университет ◽  

Университет ◽  

Мир животных

14 июля 2021 года исполняется 220 лет со дня рождения выдающегося ученого и врача — Иоганна Петера Мюллера. Именно благодаря его трудам мы знаем, что такое «железы внутренней секреции», понимаем систематику животного мира и сущность онтогенеза. Профессор, исследователь, прекрасный педагог, директор анатомо-физиологического музея Берлинского университета — ему удавались любые роли в жизни. Открытия Мюллера получили признание еще при его жизни, под его руководством издавались учебники, публиковались научные статьи. Ценность труда профессора высока и по сей день, что еще раз доказывает колоссальный вклад Иоганна Мюллера в становление мировой науки.


Сопротивление мифу об отмене рабства: журналистские поворотные моменты в голландской памяти о рабстве

Дианта Влит

Нидерланды ◽  

Новости Медиа ◽  

Поворотный момент ◽  

Поворотные моменты ◽  

150 лет ◽  

Встречные рассказы ◽  

Расовая напряженность ◽  

Открытое обсуждение ◽  

Газетные статьи

Дата 1 июля 2013 г. ознаменовала 150-летие отмены рабства в Нидерландах, и, хотя голландская память о рабстве ранее в значительной степени замалчивалась, интересы афро-голландского сообщества и недавняя расовая напряженность превратили годовщину в национальный праздник. . Рассматривая появление нарративных тем и агентов в основных средствах массовой информации, в этой статье задается вопрос, предоставило ли празднование 150-летия отмены рабства в Нидерландах возможность для распространения контрнарративов и включения этнических воспоминаний о рабство в официальном повествовании. Этот анализ 222 газетных статей показывает, что 2013 год стал поворотным моментом в использовании памяти о рабстве. Повествование перешло от аболиционистского мемориального режима, рассказывающего только об окончании рабства, к режиму жертв, который позволял более открыто обсуждать реалии и долговременные последствия рабства.


Школа академика С.И. Спасокукоцкого по хирургической анатомии и оперативной хирургии грыж (К 150-летию со дня рождения выдающегося ученого-хирурга академика С.И. Спасокукоцкого)

В.В. Алипов ◽  

Тараскин А.Ф. ◽  

Н.О. Челнокова ◽  

Веретенников С.И. ◽  

И.Н. Дьяконов ◽  

Хирургическая анатомия ◽  

Хирургия грыжи ◽  

Выдающийся ученый ◽  

150 лет


Образовательный проект: утопия или новая реальность?

Елена Ташлинская ◽  

Иностранный язык ◽  

Штат ◽  

Русская философия ◽  

Мировая наука ◽  

Интеллектуальная традиция ◽  

Образовательный проект ◽  

Выдающийся ученый ◽  

Отечественная наука ◽  

Просвещение ◽  

Философия науки

В статье раскрываются основные специфические черты русской философии Просвещения. На первый план выходит деятельность выдающегося ученого М.В. Ломоносова, его вклад в развитие отечественной и мировой науки и философии. Русское Просвещение отличается своеобразием интеллектуальной традиции. Познание западных идей приводит к возникновению отечественной науки, философии, литературы. Стремление к свободе, самостоятельности и прогрессу в науке в век Просвещения сочеталось с верностью духовным традициям, а открытость к иноязычной культуре не отменяла патриотизма и почитания государства.


ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНОГО ДЕТСТВА К 150-ЛЕТИЮ В.П. КАЩЕНКО (1870–1943)

Марина Александровна Степанова

Поведенческие расстройства ◽  

Нарушения развития ◽  

Черты характера ◽  

Советский период ◽  

Научная биография ◽  

Нормальные дети ◽  

Научное наследие ◽  

150 лет ◽  

Психологический анализ ◽  

Образование и развитие

Предметом публикации является психологический анализ системы педагогической коррекции (терапевтической педагогики), разработанной известным русским педагогом Всеволодом Петровичем Кащенко, специалистом в области воспитания трудных детей. Автор останавливается на некоторых данных В.П. Кащенко, которые непосредственно связаны с открытием в 1908 году уникального лечебно-педагогического учреждения — санатория-школы для детей-инвалидов. Это привело к появлению в последующие годы, особенно в советский период, сети специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Методы. В статье анализируются термины, используемые В.П. Кащенко: «неполноценный ребенок», «трудный ребенок», «особое детство». Понятие «трудный ребенок» ввел В.П. Кащенко обозначить группу детей с выраженными нарушениями поведения и чертами характера, которые нарушают их успешную социализацию, в частности вызывают проблемы в усвоении учебной программы, нередко приводят к асоциальному поведению в школьные годы. Впоследствии значение этого термина изменилось, но теперь он употребляется в значении, близком к тому, как его расценивал В.П. Кащенко. Полученные результаты. Общая характеристика В.П. Приведена эффективная и практически проверенная система воспитания детей с нарушениями поведения Кащенко. Делается попытка выявить психологические основы творчества В.П. Педагогическая коррекция Кащенко. Основным принципом является социальная обусловленность детской исключительности, в частности сложных черт характера, которые корректируются сложной системой методов, разработанных В.П. Кащенко. Психологический анализ В.П. Педагогическая система Кащенко основана на представлениях русских ученых о единстве воспитания и развития, общности законов психического развития нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. Делается вывод о целесообразности обращения к В.П. Кащенко как источник психолого-педагогической информации в области воспитания детей с нарушениями развития. Статья посвящена В.П. Кащенко в этом году исполнилось 150 лет.


Труды Общества экспериментальной психологии, 1999 г.

Экспериментальная психология


Помимо тестирования интеллекта

Серж Николя ◽  

Закари Левин

Социальная психология ◽  

Экспериментальная психология ◽  

Тестирование интеллекта ◽  

Развивающая психология ◽  

Умственная жизнь ◽  

Прикладная психология ◽  

Важное исследование ◽  

Исследования памяти ◽  

английские переводы ◽  

Многие

Хотя Альфред Бине был плодовитым писателем, многие из его произведений 1893–1903 годов малоизвестны. Отчасти это связано с отсутствием английских переводов многих важных документов и книг, которые он и его сотрудники создали в этот период. Открытия Бине в области тестирования интеллекта широко известны, но столетие со дня его смерти дает повод пересмотреть другие его психологические исследования. Его исследования включали множество разнообразных аспектов психической жизни, в том числе исследование памяти и науку о свидетельствах. Действительно, Бине был пионером психологии и провел важные исследования в области когнитивной и экспериментальной психологии, психологии развития, социальной психологии и прикладной психологии. В этой статье делается попытка пролить свет на эти аспекты его работы.


Проективный подход к изучению личности в советской психологии: итоги исследования

Бурлатчук Леонид Федорович ◽  

Елена Юрьевна. Коржова

Советская психология


Экспериментальная психология

Кристоф Шталь

Экспериментальная психология


Experimental Psychology — IResearchNet

Эдвин Г. Боринг, историк экспериментальной психологии, утверждал, что «применение экспериментального метода к проблеме психики — это великое выдающееся событие в истории изучения психики, событие с которым не сравнится ни один другой». Проведение сравнения путем манипулирования независимыми переменными и наблюдения за их влиянием на зависимые переменные (измеренное поведение) определяет основную методологию экспериментальной психологии. Этот метод позволяет психологу определить причинно-следственные связи между манипулируемыми и измеряемыми переменными.

Экспериментальная психология в XIX веке

Рождением экспериментальной психологии обычно называют 1879 год, когда Вильгельм Вундт открыл свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете. Однако у Вундта было много предшественников, экспериментировавших с психологическими явлениями. Важными соотечественниками являются Эрнст Вебер, изучавший осязание, и Густав Фехнер, разработавший психофизические методы. Герман фон Гельмгольц внес разнообразный экспериментальный вклад в сенсорную и нервную физиологию и известен своими книгами, обобщающими психологию и физиологию зрения и слуха.

В Соединенных Штатах Уильям Джеймс и его студенты в Гарвардском университете занимались научным изучением психологии, в то время как Вундт создавал свою лабораторию. У Джеймса была психологическая лаборатория в Гарварде, которая, возможно, открылась до лаборатории Вундта в Лейпциге, хотя по поводу такой возможности существуют разногласия.

Вундт считается основателем экспериментальной психологии благодаря двум наследиям. Первый относится к его письменным вкладам в раннюю психологическую мысль, которые насчитывают более 50 000 страниц в 491 шт. Одна из его книг выдержала 15 изданий, и Вундт основал первый журнал, посвященный экспериментальной психологии, Philosophische Studien, в 1881 году.

Второе наследие является результатом его обучения и рекомендаций. Вундт защитил 186 докторских диссертаций, а лейпцигская лаборатория была космополитичной: студенты приезжали не только из Европы, но и из России и США. Многие из его учеников стали крупными фигурами в истории экспериментальной психологии.

Хотя значение Вундта не следует недооценивать, многие ранние деятели экспериментальной психологии не имели с ним прямого отношения. Некоторые известные из них включают: Франциска Дондерса (время реакции), Германа Эббингауза (человеческая память), Эвальда Геринга (цветовое зрение), Освальда Кюльпе (восприятие) и Эдварда Л. Торндайка (обучение животных).

Лаборатории Джеймса и Вундта были быстро скопированы. Особенно это имело место в Северной Америке, где к концу девятнадцатого века было создано более 40 психологических лабораторий.

Школы психологии

Примерно в 1900 году различные подходы к экспериментальной психологии объединились в школы мысли, которые доминировали в теории и исследованиях почти четыре десятилетия. Эти школы: структурализм, функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология. Их исследования и теоретические разногласия обеспечили богатую интеллектуальную основу для современной экспериментальной психологии.

Структурализм

Эдвард Б. Титченер учился у Вундта, а затем поступил в Корнельский университет. Титченер провозгласил, что предметом психологии является разум, а сознание является непосредственным объектом исследования. Сознание представляло собой сумму текущих психических процессов, и задача экспериментатора заключалась в выборе точки для получения данных. Чтобы получить эти данные, структуралисты использовали интроспекцию в качестве основного метода исследования. Поскольку для интроспекции требовалось, чтобы хорошо обученные наблюдатели делали точные словесные отчеты об элементах своего сознания, структуралисты изучали «обобщенный нормальный взрослый разум», игнорируя поведение как данные и игнорируя животных, детей и людей с ограниченными вербальными навыками.

Титченер считал свой подход строгим и экспериментальным; однако школа столкнулась с серьезными трудностями из-за сильной зависимости от самоанализа. Интроспективным отчетам наблюдателей не хватает надежности, и они не достоверны, потому что их нельзя подтвердить независимо. Таким образом, между интроспекционистами в разных лабораториях возникли спорные споры, что привело к яростным нападкам на интроспекцию, особенно со стороны бихевиористов и гештальт-психологов. Структурализм как школа умер, когда умер Титченер, но его наследие было глубоким. Структурализм служил мишенью, на которой другие школы практиковали свои теории и методы.

Функционализм

Если структурализм исследовал «есть» психической жизни, то функционализм изучал, для чего нужна психическая жизнь. Функционализм пытался применить дарвиновские представления о выживании к психологии, сводя к минимуму интроспекцию сознания и подчеркивая, как основные психологические процессы вписываются в адаптацию организма. Таким образом, в отличие от структурализма, объектами изучения стали животные, дети и слабоумные.

Более широкий охват требовал методологии, отличной от интроспекции, и функционалисты были одними из первых, кто изучал животных в контролируемых условиях. Одна из целей заключалась в изучении того, как обучение приводит к адаптации. Торндайк, один из первых экспериментаторов на животных, разработал процедуры, известные сейчас как инструментальное обусловливание. Торндайк и его коллеги из Колумбийского университета Джеймс Маккин Кеттелл и Роберт С. Вудворт были видной группой функционалистов, наряду с коллегами из Чикагского университета, в число которых входили Джеймс Энджелл и Харви Карр. Один из учеников Энджелла, Джон Б. Уотсон, позже восстал против остатков ментализма в функционализме и основал новую школу мысли.

Бихевиоризм

Программа Джона Б. Уотсона была сосредоточена на избавлении психологии от менталистских концепций, которые, по его мнению, привели к небрежности в науке:

Психология, как ее понимает бихевиорист, является чисто объективной, экспериментальной отраслью естественных наук. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания. Бихевиорист в своих попытках получить единую схему реакций животных не видит никаких разделительных линий между человеком и животным. ([1913]. Психология, как ее видит бихевиорист. Psychological Review, 20, 158-177)

Манифест Уотсона основывался на успехе его ранних исследований на животных. Его диссертация, написанная в 1907 году, как и другие исследования, проведенные им в Чикаго, касались того, как крысы изучают лабиринты. Эти методологически умные эксперименты оказали большое влияние на экспериментальную психологию, которое наблюдается до сих пор. Еще учась в аспирантуре, он проводил полевые исследования поведения птиц. а также исследования на различных животных. Он принял должность на кафедре психологии в Университете Джонса Хопкинса в 19.08.

За 12 лет работы в Хопкинсе влияние Уотсона на психологию возросло. Он предпринял известные исследования классического обусловливания эмоций у детей и популяризировал методы обусловливания Ивана Павлова. Уотсона уволили в 1920 году в результате семейного скандала, и после этого он лишь изредка имел связи с академической психологией. Тем не менее Уотсон оказал существенное влияние на экспериментальную психологию. Поскольку ее основными зависимыми переменными являются поведения, экспериментальную психологию сегодня можно охарактеризовать как бихевиористскую.

Гештальт-психология

На основе феноменов восприятия, таких как видимое движение, гештальт-психологи разработали теории, противоречащие атомистическим и аналитическим подходам большинства экспериментаторов. Школа началась в Германии примерно в 1912 году под эгидой Макса Вертхаймера и его учеников Вольфганга Колера и Курта Коффки. С ростом нацизма эти психологи приехали в Соединенные Штаты.

Гештальт примерно означает «целое» или «форма», и это понятие появляется в кредо гештальт-психологии: целое отличается от суммы своих частей. Таким образом, разбиение восприятия на составные части является контрпродуктивным способом его понимания. Эта идея также применялась к обучению животных, делая упор на проницательность и интеллект, а не на условные рефлексы. Позже Курт Левин распространил это понятие на мотивацию и социальное поведение. Хотя молярный подход гештальтистов умерил крайности структурализма и бихевиоризма, их раннее влияние было ограниченным. Позже в современной когнитивной психологии появляется оттенок гештальта.

Теория обучения

С середины 1930-х до конца 1950-х годов одной из основных тем для психологов-экспериментаторов было обучение. Исследователи обучения животных, такие как Эдвин Гатри, Кларк Халл, Б. Ф. Скиннер, Кеннет Спенс и Эдвард С. Толмен, доминировали в литературе по психологии и расширили методы обусловливания Павлова, Торндайка и Уотсона. Влияние Халла распространилось на теорию личности и социальную психологию, а идеи Скиннера были применены к обучению и лечению расстройств поведения.

В то же время несколько экспериментаторов сосредоточились на человеческом обучении. Расширение общего метода, использованного Эббингаузом. Артур Мелтон и Бентон Андервуд изучали заучивание и запоминание простых словесных единиц в контролируемых условиях.

Современная экспериментальная психология

Большая часть современной экспериментальной психологии сосредоточена на познании, что приводит к тому, что когнитивная психология и экспериментальная психология часто используются как синонимы. Интерес к познанию начался с теории обработки информации. Джордж Миллер и Герберт Саймон были пионерами этого подхода, в котором обработка данных цифровыми компьютерами служила метафорой познания. Когнитивные психологи используют эксперименты для проверки теорий внутренней работы разума / мозга в отличие от бихевиористского подхода. Этот привлекательный метод привел к зависимости от экспериментов при изучении языка, социальной психологии, человеческого фактора и промышленной психологии. Кроме того, когнитивная психология привела к резкому увеличению использования физиологических методов в качестве инструментов для понимания. Таким образом, экспериментальные психологи могут использовать магнитно-резонансную томографию или электроэнцефалографию для изучения познания.

Бихевиористское наследие не умерло. Обусловливание остается в центре внимания многих психологов-экспериментаторов, и методы обусловливания широко используются для исследования физиологических субстратов поведения.

Библиография:

  1. Андерсон. JR (1995). Обучение и память. Нью-Йорк: Уайли. Включает обзор современных работ по базовым явлениям обучения и кондиционирования, а также обзор исследований памяти.
  2. Скучно, EG (T950). История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. Стандартный справочник по истории экспериментальной психологии. Долгая, детальная работа, которая стоит затраченных усилий.
  3. Гарднер. Х. (1985). Новая наука о разуме: история когнитивной революции. Нью-Йорк: Основные книги. Доступная для чтения история развития когнитивной психологии и когнитивной науки.
  4. Херст, Э. (ред.). (1979). Первый век экспериментальной психологии. Хиллсдейл. Нью-Джерси: Эрлбаум. Опубликовано к столетию экспериментальной психологии. книга содержит отличные главы о школах психологии, обучении животных и познании. Это передовое лечение.
  5. Хилгард, Э. Р. (1987). Психология в Америке: исторический обзор. Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович.
  6. Хозерсолл, Д. (T995). История психологии (3-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. Учебник для колледжа, в котором есть интересные виньетки со многими фигурами в истории экспериментальной психологии.
  7. Кантовиц, Б.Х., Редигер, Х.Р., и Элмс, Д.Г. (1997). Экспериментальная психология: понимание психологических исследований (6-е изд.). Миннеаполис: Запад. Учебник для колледжа, который включает обсуждение того, как проводить достоверные эксперименты.
  8. Штернберг. Р. Дж. (1996). Когнитивная психология. Форт-Уэрт, Техас: Брейс Харкорт.

Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс

Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс
Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс

Доктор К. Джордж Бори



На украинском языке: Вильгельм Вундт і Уильям Джеймс (перевод Елены Червоной)

Вильгельма Вундта и Уильяма Джеймса обычно считают отцы психологии, а также основоположников психологии первых двух великих «школы.» Хотя это были очень разные люди, есть некоторые параллели: их жизни пересекаются, например, с Вильгельмом Вундтом Родился в 1832 г. и умер в 19 г.20 лет, а Уильям Джеймс родился десятью годами позже. и умер десятью годами ранее. Оба претендуют на наличие учредил первая лаборатория психологии в 1875 году. И ни один из них не назвал свою школу. В качестве вы увидите, есть и другие общие черты, личные и философский.

Я полагаю, что мы не видели мыслителей их уровня в психологии. поскольку.


Вильгельм Вундт

Вильгельм Вундт родился в деревне Неккерау в Бадене, Германия. 16 августа 1832 года. Сын лютеранского пастора, он был одинокий и прилежный мальчик. Он жил с отцом и обучался у него. помощник, викарий церкви. Его отправили в школу-интернат в г. 13, и университет в 19.

Он изучал медицину в Тюбингене, Гейдельберге и Берлине. несмотря на то что интересуется больше научным аспектом, чем медицинским карьера. В 1857 году он был назначен дюзентом (инструктором) в Гейдельберге, где он читал лекции по физиологии. С 1858 по 1864 год он также служил помощником известному физиологу Гельмгольцу, и изучал неврологические и химическая стимуляция мышц.

В 1864 году он стал доцентом в Гейдельберге. Три несколько лет спустя он начал курс, который назвал физиологической психологией. который сосредоточены на границе между физиологией и психологией, т. чувства и реакции — интерес, вдохновленный работами Вебера и Фехнер. Его конспекты лекций в конечном итоге стали его главной работой, Принципы физиологической психологии ( Grundzüge der physiologischen Psychologie ), которая будет опубликована в 1873 и 1874 годах.

Подобно Фехнеру и многим другим в то время, Вундт принял Спинозан идея психофизического параллелизма: Каждое физическое событие имеет психический двойник, и каждое ментальное событие имеет физический двойник. А также он считал, как и Фехнер, что доступность измеримых стимулов (и реакции) могут сделать психологические события открытыми для чего-то вроде экспериментальная методология в духе более ранних философов, таких как Кант мысль невозможно.

Метод, разработанный Вундтом, является своего рода экспериментальным самоанализ: Исследователь должен был внимательно наблюдать за каким-то простым событием, которое мог измеряться по качеству, интенсивности или продолжительности — и записывать его ответы к вариациям этих событий. (Заметим, что в немецкой философии того времени время ощущения считались психологическими событиями, и поэтому «внутренний» разуму, даже если это ощущение чего-то «вне» разум. Следовательно, то, что мы могли бы назвать наблюдением, было названо Вундт самоанализ!)

Продолжая свою историю, Вундт стал председателем «индуктивной философия» в Цюрихе в 1874 г. , затем профессор философии в Лейпциге в 1874 г. 1875. Именно там он останется и проработает следующие 45 лет. годы!

В 1875 году Вундту была отведена комната для демонстрации того, что мы теперь назовите ощущение и восприятие. Это тот самый год, когда Уильям Джеймс создал аналогичную лабораторию в Гарварде. Мы можем отпраздновать что год как основание экспериментальной психологии!

В 1879 году Вундт помогал своему первому аспиранту в психологический исследование — еще одна веха. В 1881 году он основал журнал Philosophische. Студия . В 1883 году он начал первый курс, получивший название экспериментальный психология. А в 1894 году его усилия были вознаграждены официальный создание «Института экспериментальной психологии» в Лейпциге. — первый такой в ​​мире.

Вундт был всем известен как тихий, трудолюбивый и очень методичный исследователь, а также очень хороший лектор. Последний комментарий является со стандартами того времени, которые значительно отличались от сегодняшний: Он продолжал вполголоса часа два кряду, без заметки или аудиовизуальные средства и без пауз для вопросов. Его студенты любили его, но мы, несомненно, критиковали бы его за то, что он не достаточно развлекательный!

Любопытно отметить, что в этот же самый напряженный период Вундт также опубликовал четыре книги по философии! Имейте в виду, что при это время психология не считалась чем-то отдельным от философия. Фактически, Вундт отверг эту идею, когда кто-то предложил ее ему!

Исследования, проведенные Вундтом и его теперь уже многочисленными учениками, были в основном на ощущении и восприятии, и из них больше всего касалось зрения. Кроме того, проводились исследования времени реакции, внимания, чувств, и ассоциации. Всего под его руководством защищено 186 докторских диссертаций. диссертации, больше всего в психологии.

Среди его наиболее известных учеников были Освальд Кюльпе и Хьюго. Мюнстерберг (которого Джеймс пригласил преподавать в Гарварде), русские бихевиористы Бехтерев и Павлов, а также американские студенты таких как Холл («отец» психологии развития в Америке), Джеймс Маккин Кеттел, Лайтнер Уитмер (основатель первой психологической клиники в США, в Пенсильванском университете) и главный переводчик Вундта на английский язык. Говорящий мир, Э. Б. Титченер. Титченер особенно ответственен за плохо интерпретирует Вундта!

Позднее в своей карьере Вундт увлекся социальными и культурными психология. Вопреки тому, во что многие верят, Вундт не считал, что экспериментальный изучение ощущений было всем и концом всей психологии! В на самом деле, он чувствовал, что это только поверхность, и, кроме того, что самый Психология была не так податлива экспериментальным методам.

Вместо этого он считал, что мы должны подходить к культурной психологии через продукты, которые он производил — мифология, например, культурные обычаи и ритуалы, литература и искусство… Он написал десять томов Народная психология , опубликованных между 1900 и 1920 годами, которые включали идею этапов культурный развития, от первобытного к тотемическому, через век герои и боги, до эпохи современного человека.

В 1920 году он написал Erlebtes и Erkanntes , его автобиография. Вскоре, 31 августа 1920 года, он скончался.


Уильям Джеймс

Уильям Джеймс родился в Нью-Йорке 11 января 1842 года. Его отец был богатым человеком, который проводил время, развлекая интеллектуалов того времени и обсуждая религиозный мистицизм Сведенборга. Эта чудесная атмосфера для яркого юноши возникла благодаря его дедушка, иммигрант из Ирландии со способностями к инвестициям в недвижимость! Уильям Вскоре к нему присоединился младший брат Генри, который вырос и один из ведущих американских романистов. Все дети Джеймса были отправлены в европейские школы-интернаты и объехал все великие столицы.

В 19 лет, после учебы на факультете искусств, Джеймс поступил в Гарвард в химия, которую он вскоре сменил на медицину. Он был не совсем заинтересован в медицинской карьере, но хотел изучать науку, которая сопровождала Это.

В 1865 году он воспользовался чудесной возможностью путешествовать по Бассейн реки Амазонки с великим биологом Луи Агассисом, чтобы собрать образцы новых видов. Находясь там, он начал страдать от различных проблемы со здоровьем. В 1867 году он уехал изучать физиологию в Германию. при Гельмгольце и др. Он подружился с несколькими известными ранними Немецкий психологи, в том числе Карл Штумпф. С другой стороны, у него было маленький уважение к Герберту Спенсеру, Вильгельму Вундту, Г. Э. Мюллеру и другие.

В Германии у него началась тяжелая депрессия, сопровождающаяся мыслями о самоубийстве. Кроме того, у него были сильные боли в спине, бессонница, и диспепсия. В 1869 году он вернулся в США, чтобы закончить свое доктор медицины степени, но продолжал страдать от депрессии. Он был чтение книга французского философа по имени Ренувье, которая убедила его в сила свободной воли. Он решил применить эту идею к себе. проблемы, и, казалось, улучшилось.

(Личное отступление: я тоже страдаю депрессией.  В отличие от Джеймс, однако, я начал справляться со своей депрессией, когда наконец понял, что это биологическое, и поэтому точно не в моем контроль!)

С 1871 по 1872 год Джеймс был членом «Метафизического клуба». группа выпускников Гарварда, собравшихся в Бостоне для обсуждения вопросов день. В клуб входили философ Чарльз Пирс, Оливер Уэнделл Холмс и Чонси Райт. Именно Райт представил идея объединения концепции верований Александра Бейна как расположение вести себя в соответствии с дарвиновской концепцией выживания наиболее приспособленных: Идеи должны были конкурировать друг с другом, и лучшие остались. Это похоже на более позднюю идею, называемую мемами.

С другой стороны, именно Пирс воспринял идею Канта о том, что мы можем никогда действительно знаю правду — что все наши убеждения — возможно — и обратились в основу прагматизма. Это очень похоже на Ганса Файхингера (1852-1933) философия «как будто», которая так повлияла на Альфреда Адлера и Джордж Келли.

В 1872 году Джеймс был назначен преподавателем физиологии в Гарвард. В 1875 году он читал свой первый курс психологии, или «физиологических психология,» аля Вундт, и создал демонстрационную лабораторию — в том же году Вундт основал свой в Лейпциге, а в 1876 году стал помощник профессор физиологии.

В 1878 году он женился на Элис Гиббонс, школьной учительнице из Бостона. Она особенно заботился о нем, и его депрессия уменьшилась существенно. Несмотря на его нежный характер, им с Алисой удалось воспитать пятерых детей.

В том же году он подписал контракт с издателем Холтом, чтобы написать психология учебник. Предполагалось, что это займет два года, а ему потребовалось 12.

В 1880 году его звание было изменено на доцента философ, именно этому в те дни действительно принадлежала психология. В 1885 г., он стал полным профессором.

Несмотря на его борьбу с депрессией, его очень любили его ученики и известен своим прекрасным чувством юмора. Даже его учебник имеют некая легкость, которую мы редко находим в учебниках. Он казался к получать удовольствие от преподавания. С другой стороны, он не любил исследования, почти ничего из этого, и сказал, что лаборатории были в основном пустой тратой ресурсов!

В 1889 году его звание снова изменилось — на профессора психология! В следующем году его книга была наконец опубликована — два тома, точный, под названием Основы психологии . В 1892 году он выпустил а более короткая версия с подзаголовком The Briefer Course , которую студенты бы называть в течение следующих 50 лет «Джимми». Оба шедевры прозы и пользовались огромной популярностью среди студентов-психологов и миряне одинаковый

Несмотря на свою неприязнь к исследованиям, он все же собрал деньги на новый а также расширил лабораторию в Гарварде, но быстро договорился о найме одного из сотрудников Вундта. ученики, Хьюго Мюнстерберг, чтобы быть его директором. Он не контролировал много аспирантов, но некоторые из них весьма преуспели в своих собственных Правильно, включая Джеймса Энджелла, Эдварда Торндайка и Мэри Калкинс.

[Мэри Калкинс (1863–1930) была первой женщиной, завершившей требования на докторскую степень по психологии в Гарварде. К сожалению, ей отказали степень, потому что (приготовьтесь…) она была женщиной. Позже она стал первая женщина-президент АПА. ]

Джеймс всегда разделял интерес отца к мистицизму, даже в психические явления. Это подорвало его репутацию среди хардкор ученых в психологическом сообществе, но это только вызывало у него симпатию более публике. В 1897, он опубликовал Воля к вере , а в 1902 г. — разновидности религиозного опыта .

Но Джеймсу никогда не нравилось быть психолог, и предпочитал считать себя философом. Он, на самом деле, считается Величайший философ Америки, помимо того, что он был «отцом» американский психология!

Он находился под сильным влиянием более раннего американского философа, Чарльз Сандерс Пирс, основатель философии прагматизма. Прагматизм говорит, что идеи никогда не могут быть полностью доказаны как истинные или ложные. Скорее, мы должны обращать внимание на то, насколько полезна идея — насколько она практична, насколько продуктивный. Джеймс назвал это «денежной стоимостью» идеи! Джеймс популяризировал Прагматизм в книгах вроде Прагматизм в 1907 году и Значение истины в 1909 году. В 1909 году он также написал Плюралистическая Вселенная , который был отчасти прагматизмом, а отчасти выражением его собственных убеждений в что-нибудь мало чем отличается от пантеизма Спинозы.

Он ушел с преподавания в 1907 году, потому что его сердце было не то, что Это раньше не было после легкого приступа в 1898 году при восхождении в северной части штата Новый Йорк. Он встретил Фрейда, когда приехал в Бостон в 1919 году.09 и был очень впечатлен. В следующем году он отправился в Европу для своего здоровья и навестить своего брата Генриха, но вскоре вернулся к себе домой в Нью-Гемпшир. Через два дня, 26 августа 1910 года, он скончался в своей руки жены Алисы.

Несколько его произведений были опубликованы посмертно, в том числе Некоторые Задачи по философии в 1911 году и великолепные очерка в Радикальный Эмпиризм в 1912 году. Самыми известными учениками Джеймса были Джон Дьюи, философ, которого часто считают отцом современного американского образование, и Эдвард Торндайк, чья работа с кошками открыла дверь в Бихевиористы.


Структурализм или волюнтаризм

Wundt переживает возрождение популярности. Более 100 лет после его работы мы, наконец, догнали его. На самом деле он был широко представлен в ложном свете малообразованными американскими студентами в Германия, и особенно эгоистичный англичанин по имени Титченер. Вундт понял, что Титченер представляет его в ложном свете, и попытался заставить люди в курсе проблемы. Но Скучно — главный американский историк психологии на протяжении многих десятилетий — знал Вундта только через Титченера.

Одно недоразумение связано с названием одной крупной работы: Физиологические психология . Но физиологическая психология первоначально означала экспериментальных психологии — с использованием 90 487 методов 90 488 физиологии — хотя и не экспериментальный психология бихевиористов ХХ века.

Вундт и его ученики использовали экспериментальную версию самонаблюдения — внимательное наблюдение за своим восприятием — и изложение немного довольно конкретные детали метода:

1. Наблюдатель должен знать, когда опыт начинается и заканчивается.
2. Наблюдатель должен сохранять «напряженное внимание».
3. Явление должно выдерживать повторение.
4. И явление должно быть способно изменяться — т.е. эксперименты.

По ощущениям, например, установлено, что есть семь «качеств» ощущений: визуальные, слуховые, обонятельный, вкусовые, кожные, кинестетические и органические. Некоторые из они имеют дополнительные аспекты. Видение, например, оттенок, насыщенность и ценность. И качества могли различаться по интенсивности, продолжительность, яркость и (для зрительных и кожных ощущений) расширение.

Лаборатории Вундта были чрезвычайно продуктивными местами, описывающими вещи. как избирательное внимание, кратковременная память и т. д., включая известный ограничения кратковременной памяти до 7 или около того «кусков» информации что не будет замечен снова до 1970-х годов.

Сознание

Одна из вещей, которые сделали бы работу Вундта настолько чуждой для американский психологов было то, что он называл принцип актуальности: Он сказал, что сознание на самом деле является реальностью, и что это предметом психологии. Это, конечно, правда — несмотря на то что нам удавалось не замечать этого в течение добрых 80 лет или около того, когда бихевиоризм правил академический мир США, Великобритании и России.

Психические процессы являются деятельностью мозга, а не материал. Вундт принял метафизику параллелизма Спинозы и провел большую иметь дело усилий, опровергающих редукционизм. Он считал, что сознание а также его деятельность просто не вписывалась в парадигмы физической науки — даже хотя психология возникает из биологии, химии и физики. С этого появления сознание приобрело определенную способность на креатив синтез — еще одна ключевая концепция Вундта.

Хотя сознание действует «внутри» и «через» физическое мозг, его деятельность не может быть описана с точки зрения химии или физика. Синий цвет, звук ми минорного аккорда, вкус копченого лосось, смысл предложения… все они в высшей степени психологические или субъективные события, не имеющие простых физических объяснений. Когда делает длина волны, активность сетчатки, возбуждение нейронов и т. д. «синий?»

Вундт также предвосхищает гештальт-психологов в отказе от ассоциативность Локка и Юма: Психологические структуры — это больше, чем просто в сумма их частей!

Он и его ученики пришли к выводу, что сознание состоит из двух «стадии:» Во-первых, существует рабочая память большого объема, называемая Бликфельд . Тогда есть более узкий сознание позвонил Апперцепция , , что можно перевести как селективный внимание, которое находится под произвольным контролем и перемещается в Бликфельд.

Эта идея избирательного внимания стала очень влиятельной. Это привело, среди прочего, к теории шизофрении Крепелина как авария процессов внимания.

Психолингвистика

Другим аспектом вундтовской психологии была ее психолингвистика, который на самом деле занимает первые 2 книги из Народная психология . Вундт предположил, что основной единицей языка является предложение. — не слово и не звук. Он определил предложение не только последовательностью слов и звуков, а как особое умственное государство. Звуки, слова, правила грамматики и т. д. — все они имеют только свое значение. по отношению к этому лежащему в основе ментальному предложению.

Вундт на самом деле изобрел древовидную диаграмму синтаксиса, которой мы все привычный с лингвистическими текстами! Язык начинается с S ( приговор) вверху, а избирательное внимание отделяет объект (фокус или фигура) от сказуемого (основа) и т. д., в отличие от популярная восходящая ассоциативная концепция бихевиористов предложенный. Идеи Вундта теперь являются стандартом, но никто не помнит, что они были его в первую очередь!

Глядя на язык детей, Вундт и его ученики предложили что язык берет свое начало в эмоциональных звуках и жестах — еще один теория, которая возвращается в фаворе.

Эмоции

По Вундту, мы прежде всего существа эмоциональные. Все нашей умственной деятельности связаны с эмоциями. И эмоции предшествуют познание! Он был очень романтичен (в философском смысле!).

Он использовал различные термины:  Чувства были тем, чем он называется основные, кратковременные переживания; настроения были тем более долгоживущий версии. Эмоции собственно были более сложными опыт. И мотивации были более «напряженными» версиями эмоций. которые приводят к поведению.

Вундт не соглашался с Уильямом Джеймсом и теорией Джемса-Ланге. эмоции. Джеймс считал, что сначала мы реагируем на ситуацию, а затем опыт эмоция. Вундт указывал, что интроспекция ясно показывает что эмоции приходят первыми — затем у нас есть физиологические и поведенческие последствия.

Он чувствовал, что мы не можем составить какой-то организованный список эмоции: Они слишком сливаются друг с другом. Но мы могли бы определить несколько параметры качества, с помощью которых можно их описать, в частности три:

1. удовольствие против неудовольствия
2. высокое и низкое возбуждение
3. Напряженное (или контролируемое) внимание и расслабленное внимание 90 277 Воля

Вундт чувствовал, что воля — акты воли, «решение и выбор» — мы настолько важным для понимания психологии, что он в конце концов позвонил его теория волюнтаристской психологии.

Воля действительно мотивация, а волевое действие мотивировано поведение. Оно возникает в результате творческого синтеза других эмоциональных качества. Студенты-психологи часто узнают о времени реакции Вундта. эксперименты — он действительно видел в них исследования воли.

Работа, проделанная в его лабораториях по изучению воли, повлияет на бельгийскую феноменолог Альберт Мишотт, который, в свою очередь, повлиял на таких людей, как Хайдер, Левин, и Фестингер, который оказал бы большое влияние на новую специальность под названием социальная психология.

Воля и волевые акты могут варьироваться от импульсивных и автоматических, почти рефлекторные действия к сложным решениям и действиям, требующим большого усилие. Многие контролируемые действия со временем становятся автоматическими, что затем освобождает нас для более сложной волевой работы. На самом деле это было развитие логического мышления, которое Вундт считал самым наибольший форма воли, на которую способны люди. Он был весьма оптимистичен о нашем потенциале в этом отношении!


Функционализм

Функционализм как психология развилась из Прагматизма как психологии. философия: Чтобы найти смысл идеи, вы должны Смотреть на его последствиях (посмотрите, к чему это приведет). Итак, правда в том, что есть полезный, практичный, прагматичный. Это привело Джеймса и его учеников в направлении акцент на причине и следствии, предсказании и контроле, а также наблюдение окружающей среды и поведения, над тщательным самоанализом в Структуралисты.

Прагматизм легко смешивался с дарвинизмом: идея, спросите «для чего это нужно?» то есть какова его функция в организм, какова его цель в экосистеме, как он увеличивает шансы выживания и размножения?

Некоторые аспекты функционализма явно «антиструктурализм», отражение, возможно, нетерпения Джеймса к деталям и плохой владение немецким языком. В частности, он считал, что структуралисты игнорировали все и уделяли слишком много внимания лакомые кусочки. Антиструктурализм более поздних функционалистов основывался больше на Титченера неточная интерпретация работы Вундта, а не работы Вундта сам.

Эмоции

Пример функционалистского мышления можно найти во взглядах Джеймса на эмоции (теория Джемса-Ланге):

    Наш естественный способ думать об этих стандартных эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие какого-либо факта возбуждает психическое состояние, называемое эмоции, и что это последнее состояние ума порождает телесные выражение. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за в ВОСПРИЯТИЕ возбуждающего факта и то, что наше ощущение того же изменения когда они возникают, ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией. Здравый смысл говорит, что мы теряем наше состояние, находятся сожалеть и плакать; встречаем медведя, пугаемся и бежим; мы оскорблены соперником, злятся и бьют. Гипотеза здесь для защиты говорит что этот порядок последовательности неверен, что единственное психическое состояние не вызвано непосредственно другим, что телесные проявления должен быть вставлено между ними, и что более рациональным утверждением является что мы сожалеем, потому что плачем, злимся, потому что бьем, боимся, потому что мы дрожать, а не плакать, бить или дрожать, потому что нам жаль, гнев или страх, в зависимости от обстоятельств. Без телесных состояний следующий по восприятию, последнее было бы чисто познавательным по форме, бледным, бесцветный, лишенный эмоциональной теплоты. Мы могли бы тогда увидеть медведя, и сочту за лучшее бежать, получить оскорбление и счесть правильным забастовка, но мы не могли на самом деле чувствовать страх или гнев.

    Начнем с того, что читателям журнала не нужно напоминать, что Нервная система любого живого существа представляет собой всего лишь пучок предрасположенность реагировать особым образом на контакт с определенными чертами окружение. Точно так же, как брюшко краба-отшельника предполагает существование пустых раковин драконов где-нибудь, так что, конечно же, обоняние гончих предполагает наличие, с одной стороны, оленьих или лисьи лапы, а с другой — склонность идти по их следам. Нервный механизм — всего лишь дефис между определенными механизмами из имеют значение вне тела и определяют импульсы к торможению или увольнять внутри его органов. Когда курица увидит белый овальный предмет на земле, она не может его оставить; она должна держаться за него и возвращаться к нему, пока в последний его превращение в маленькую массу движущегося щебетания вызывает из ее механизм совершенно новый набор действий. Любовь человека к женщине или человеческой матери для ее младенца, наш гнев на змей и наш боязнь пропастей, все они могут быть описаны сходным образом как примеры способ, которым особенно приспособленные предметы мировой мебели будут фатально вызывают самые частные психические и телесные реакции, в продвигать вердикта нашего преднамеренного причина относительно них. Труды Дарвина и его последователей только начинает обнаруживать всеобщий паразитизм каждого существа на Другой особые вещи и то, как каждое существо приносит подпись его особых отношений, отпечатанных в его нервной системе с ним на в сцена.

    Насвистывать, чтобы поддержать храбрость, — это не просто фигура речи. С другой руку, сидеть целый день в хандрящей позе, вздыхать и отвечать на все с мрачный голос, и ваша меланхолия задерживается. Нет более ценного заповедь в нравственном воспитании, чем это, как знают все, кто имеет опыт: если мы хотим победить в себе нежелательные эмоциональные наклонности, мы должны усердно и в первую очередь хладнокровно пройти через внешние движения тех противоположных диспозиций, которые мы предпочитаем культивировать. Награда за настойчивость неизбежно придет, когда исчезнет в угрюмость или депрессия, а также появление настоящей бодрости и доброта вместо них. Разгладьте бровь, осветлите глаза, сожмите спину. а не вентральной части кадра, и говорить в мажорной тональности, передать любезный комплимент, и ваше сердце должно быть действительно холодным, если оно не оттаивайте постепенно! 3
В первом абзаце обратите внимание на целостную идею о том, что эмоции — это ничто. без тела. Во втором он указывает, что эмоции эволюционный цель. А в третьем Джеймс делает акцент на практическом заявление своей теории!

Привычка

С исторической точки зрения именно акцент Джеймса на привычке вызвало интерес у его последователей и проложило дорогу разработка американского бихевиоризма. Опять же, вот слова Джеймса:

Когда мы смотрим на живых существ с внешней точки Посмотреть, одна из первых вещей, которые бросаются в глаза, это то, что они представляют собой пучки привычки. У диких животных обычный круг повседневного поведения кажется необходимостью. имплантированный при рождении; у одомашненных животных и особенно у человека, по-видимому, значительной степени, чтобы быть результатом образования. Привычки, к которым там это врожденная склонность называется инстинктами; некоторые из них из-за образование большинство людей назвали бы актами разума. Таким образом, оказывается, что привычка охватывает очень большую часть жизни, и тот, кто занимается изучением объективные проявления духа с самого начала должны определять ясно, каковы его пределы.

Так что нет ничего проще, чем представить себе, как, когда ток пройденный путь, он должен пройти его с большей готовностью еще во второй раз. Но какие удалось ли ему пересечь его в первый раз? [5] Отвечая на этот вопрос, мы можем только вернуться к нашему общему пониманию нервной системы как масса материи, части которой, постоянно находящиеся в различных состояниях напряжение, так же постоянно стремятся уравнять свои состояния. Уравнивание между любые две точки проходят через любой путь, который может быть в данный момент наиболее проницаемый. Но, поскольку данная точка системы может принадлежать, действительно или потенциально, разными путями, и, поскольку игра питания подвержена случайный изменения, время от времени могут возникать блоки и вызывать выбросы токов. через нестандартные линии. Такая непривычная линия была бы вновь созданным путем, который при повторном прохождении станет началом нового рефлекса дуга. Все это неясно до последней степени и сводится к немногим более чем говоря что новый путь может быть проложен случайностями, которые в нервной материал вероятно, произойдут. Но, как бы туманно это ни было, на самом деле это последнее слово наша мудрость в этом вопросе.[6]

Таким образом, привычка является огромным маховиком общества, его самым ценным консервативный агент. Это единственное, что держит нас всех в границах таинство, и спасает детей удачи от завистливых восстаний бедных. Оно одно предотвращает самые трудные и самые отвратительные прогулки жизнь от того, чтобы быть покинутым теми, кто был воспитан, чтобы идти по ней. Он держит рыбак и матрос зимой в море; он держит шахтера в его темноте, и прибивает земляка к его бревенчатой ​​хижине и его одинокая ферма сквозь все снежные месяцы; это защищает нас от вторжение туземцами пустыни и морозной зоны. Это обрекает нас всех на Борьба из битвы жизни на линиях нашего воспитания или наших ранних выбор, и сделать все возможное из стремления, которое не соглашается, потому что нет Другой для которого мы приспособлены, и слишком поздно начинать снова. Он держит другой социальные слои от смешения. Уже в двадцать пять лет ты видишь в профессиональная манера, присущая молодому коммивояжеру, на молодого врача, на молодого министра, на молодого присяжный советник. Вы видите маленькие линии декольте, проходящие через характер, уловки мысли, предрассудки, приемы «лавки», словом, из которого человек может мало-помалу избежать не больше, чем рукав его пальто вдруг, внезапно попасть в новый набор складок. В общем, лучше бы он не побег. Это хорошо для мира, что у большинства из нас к тридцати годам характер застыл, как пластырь, и уже никогда не размягчится.
Чтобы прочитать некоторые взгляды Джеймса на сознание , перейдите на http://www.ship.edu/~cgboeree/jamesselection.html.

Общие черты

В действительности структурализм и функционализм были более похожи друг на друга. другое и отличающееся от современной господствующей психологии тем, что обе свободолюбивый и антиматериалистическим, и оба считали надлежащим изучением психология быть умом:

Вундт:

«Разум», «интеллект», «разум», «понимание» и т. д. понятия… которая существовала до появления какой-либо научной психологии. что наивное сознание всегда и везде указывает на внутренний опыт как особый источник познания, может, следовательно, быть принято на данный момент как достаточное свидетельство права психология как наука… «Разум», соответственно, будет тем предметом, к которому мы атрибут все отдельные факты внутреннего наблюдения как предикаты. сам субъект определяется всецело и исключительно своими предикатами.
Джеймс:
В мире есть только один первичный материал или материал, вещество, из которого все состоит, и… мы называем это вещество «чистым опыт.»
И Вундт, и Джеймс были эмпириками и считали психология экспериментальный. Никому не нравились рационалистические системы распространенный в философии того времени — например, в большой системе Гегеля. Однако, и не были чем-то похожим на то, что большинство людей понимают под экспериментаторы сегодня, потому что ни один из них не был материалистом или редукционисты.

Вундт о материализме:

Если бы мы могли видеть каждое колесо в физическом механизме, работу сопровождают психические процессы, мы все равно не должны находить нечто большее, чем цепочка движений, не обнаруживающих ни малейшего следа своего значение для ума…  (Все), что ценно в нашей душевной жизни, по-прежнему падает к психической стороне.
Друг и учитель Джеймса Пирс о материализме:
Материалистическое учение кажется мне столь же отвратительным, к научная логика относительно здравого смысла; поскольку это требует от нас предположения что определенный вид механизма будет ощущаться, что было бы гипотезой абсолютно несводимая к разуму — последняя, ​​необъяснимая закономерность; пока в единственное возможное оправдание любой теории состоит в том, что она должна делать вещи понятно и разумно.
А Мэри Калкинс*, одна из учениц Джеймса, с точки зрения Джеймса самоанализ:
Из самонаблюдения он черпает материалы для психологии. «Интроспективное наблюдение, — прямо утверждает он, — это то, что мы должны полагаться прежде всего и всегда…»
Что касается исторически влиятельных различий между Вундтом и Джеймс: В то время как Вундт сосредоточился на самоанализе сознания, Джеймс сосредоточенный на поведение в окружающей среде. Этот фокус заложил бы основу за бихевиоризм, который Джеймс вряд ли распознал бы.

Пройдет почти столетие, прежде чем появится исследовательская психология. назад от долгого пребывания в материалистическом, редукционистском, количественный, физиологических, бихевиористских методов к тому, что Вундт и Джеймс признать психологией!


* Мэри Уитон Калкинс была одной из первых учениц психология, а также основатель психологической программы в Уэллсли. Она учился у Джеймса и Мюнстерберга в Гарварде, но не получил кандидат наук она вполне заслужила — потому что она была женщиной! После того, как она умерла, ученики обратилась в Гарвард с просьбой присвоить ей степень доктора философии посмертно.