Основной задачей психологии является – Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

238 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:

Варианты ответа:

  1. когнитивной психологии
  2. гештальтпсихологии
  3. бихевиоризме
  4. отечественной психологии

Вопрос:

Основной задачей психологии является:

Варианты ответа:

  1. коррекция социальных норм поведения
  2. изучение законов психической деятельности
  3. разработка проблем истории психологии
  4. совершенствование методов исследования

Вопрос:

К психическим процессам относится:

Варианты ответа:

  1. темперамент
  2. характер
  3. ощущение
  4. способности

zaochnik.com

Основные задачи современной психологии | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Психология –

является очень старой наукой. Её история протекает на многие тысячелетие, но как отдельный предмет она существует всего лишь сотню лет. Также, психология изучает множество субъективных явлений. Благодаря им, человек узнаёт и изучает окружающую среду. Это так называемые познавательные процессы.

Список познавательных процессов:

  1. воображение;
  2. ощущение;
  3. мышление;
  4. восприятие;
  5. память.

Важно! Предметом психологии называются факты психической жизни, процессы и механизмы человеческой психики, а также формирование личности человека как действующего субъекта.

Основные задачи современной психологии

Современная психология – это обширная область науки, изучающая психические явления жизнедеятельности.

Основной задачей психологии является изучение психических процессов путём открытия некоторых предметных связей, из-за которых психические процессы впервые появились и начали проявляться как объективные факты.

Современная психология изучает:

  • поведение человека;
  • явления души;
  • сознание;
  • приспособляемость к окружающей среде;
  • психические функции;
  • бессознательное.

На сегодняшний день, психологические процессы и явления очень активно изучаются. Область, которую изучает психология достаточно огромна и обширна. Некоторые из этих явлений достаточно хорошо изучены и исследованы, другие же области достаточно просто зафиксировать.

Основные задачи современной психологии

Список имён, которые внесли неоценимый вклад в психологию:

  • В.И. Овчаренко;
  • З. Фрейд;
  • А. Х. Маслоу;
  • М. Кляйн;
  • В. Э. Франкл;
  • А. Альфред;
  • Б. В. Зергайник;
  • А. П. Назаретян;
  • Л. С. Выготский.

Эти знаменитые фамилии внесли неоценимый вклад в развитие психологии и изучение психических процессов. Основным видом деятельности в их жизни, было изучать и развивать науку.

Цитата! Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придёт. А. Х. Маслоу.

Основные задачи современной психологии

Каковы основные задачи современной научной и социальной психологии:

  • понимать и различать сущность различных психологических процессов и явлений;
  • исследовать и управлять ими;
  • правильно применять полученные знания на практике в других различных отраслях;
  • преподносить правильную и достоверную теорию.

 

Большой интерес людей к психологии  и духовному развитию, связан с тем что в современно мире многие отрасли в жизни связаны или так или иначе, пересекаются, в экономике, политике и т. д.

Рабочие, которые заняты современным производством, стали намного больше и быстрей понимать свою деятельность, в основном как область. Тем самым работник понимает, что от него требуется управления собой и другими людьми.

Основные задачи современной психологии

Такая установка на западе стала картой для бизнесменов, менеджеров и специалистов.

Изучение процессов в психологии помогает двигаться человечеству вперёд в различных других отраслях жизни. С помощью психологии можно изучить психологию человека, животного их поведения, ставя их в определённые условия.

Также, изучение психики человека, помогает улучшить систему образования и обучения специалистов, что отлично влияет на будущее и качество жизни.

poznanie-mira.ru

Раздел № 1. Тема № 2. «Структура, предмет, цели и задачи общей психологии»

Структура общей психологии

Общая психология рассматривает характерные фактически для всех людей проявления психических процессов, состояний, свойств личности, а также общие характеристики человеческой деятельности и общения.

Дисциплина «Общая психология» подразделяется на три важнейших, теснейшим образом взаимосвязанных между собой содержательных элемента: 1) «введение в общую психологию» (см. учебно-тематический план раздела), 2) «психология познавательных процессов», 3) «психология личности».

В психологию познавательных процессов входят семь психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

В психологию личности входят семь личностных качеств, свойств личности: потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация.

Предмет общей психологии

Предмет общей психологии – это психика человека, – её общие, повсеместные, присущие абсолютно всем людям явления, феномены, параметры. В дисциплине «Общая психология» изучаются те психические явления, которые, во всей психологической норме, имеют практически абсолютный характер для всех людей без исключения, — без различия возраста, пола, социального статуса, имущественного положения, образовательного уровня, культурного уровня и других характеристик. Итак, предмет научной и учебной дисциплины «Общая психология» – это целостный комплекс (система) нескольких психологических частей (компонентов), составляющих собою психику человека

: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования, 5) психическая деятельность.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в отражении (способности, возможности отражать) субъектом (человеком) объективного (окружающего) мира, в построении субъектом неотделимой от него (своей) картины этого мира и в саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Психика – это единая функциональная система.

Под понятием «высокоорганизованная материя» первично понимается головной мозг. Понятие высокоорганизованной материи физиопсихически определяется в широком смысле как ЦНС1 и в узком смысле как головной мозг.2

Психическое отражение – это уникальное свойство психики, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности и заключающееся в принципиальной возможности, уникальной способности психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения объектов.

Человек отражает, чувствует и осознаёт объективную (внешнюю) реальность и производит отражение субъективной (внутренней) реальности3 посредством (с помощью) психических познавательных процессов и психических эмоциональных процессов.

Психика человека делится на четыре базовые психические сферы (области): познавательную, мотивационную, волевую и эмоциональную.

Компоненты (части) психики человека

Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.

Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, – филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) «психические» — подразумеваем «психофилогенетические», когда говорим (пишем) «психологические» — подразумеваем «психоонтогенетические».

I. Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми.

Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные, — ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.; 2) Эмоциональные, — эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые, — воля, волевые действия и 4) Мотивационные, — мотивация и мотивы.

II. Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности: творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности.

III. Психологические свойства – это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.

Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.

IV. Психические образования – это системные части психики, состоящие из взаимосвязанных между собою компонентов психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются такие психологические структуры личности как Я-концепция, образ Я, самосознание, иерархия мотивов, самооценка, уровень притязаний, локус контроля и пр.

Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей, которая определяется согласно подавляющему большинству людей, выказывающих именно такие, а не другие реакции.

V. Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности.

Виды психической деятельности.

  • 1. Познавательная психическая деятельность – формирует знания об окружающем мире и о себе в этом мире.

  • 2. Эмоциональная психическая деятельность – выражает внутреннее отношение человека к тому или иному познанию, явлению, феномену, объекту, предмету, субъекту.

  • 3. Волевая психическая деятельность – активное долговременное воздействие на окружающий мир; во внутреннем плане, — это волевая сознательная регуляция психической активности и поведения.

  • 4. Мотивационная психическая деятельность отображает собою осознание каждым человеком в процессе жизни наиболее важных для него устремлений, желаний, побуждений, т.е. – актуальной мотивации. Мотивация в целом, как квинтэссенция психической активности, задаёт направления жизнедеятельности и цели деятельности для каждой личности. Осознание своих доминирующих мотивов ставит главные жизненные цели для любого человека (скажем, по А. Адлеру это работа, дружба, любовь). Мотивационная психическая деятельность – это борьба мотивов, разрешение мотивационных конфликтов, когда мотивы иерархизируются, сменяют друг друга на ведущих позициях в иерархии мотивов и т.п.

Цели и задачи общей психологии

Глобальная цель общей психологии состоит в том, чтобы найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом как наукой, выработать теоретические и методологические принципы психологии, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования, формирования и развития психики человека как личности и как представителя вида homo sapiens.

Две основные цели общей психологии.

  1. Изучение законов психической жизни. Исследование представлений человека о себе и окружающем его мире с научной точки зрения. Обнаружение, изучение и понимание сил, оказывающих влияние на поведенческие процессы, на умственные и другие психические процессы.

  2. Совершенствование работы и взаимодействия людей в различных, соответствующих их личностной направленности видах деятельности. Применение знаний о поведении, а так же об умственных, эмоциональных и других психических процессах людей на практике, – в совместной трудовой деятельности и в межличностном общении.

Главной содержательной частью процесса достижения цели является задача.

Две основные задачи общей психологии.

I. Описательная, объяснительная задача: изучить то, почему произошло явление, что послужило толчком к нему. Эта задача заключается в том, чтобы определить причинно-следственные связи психического явления, изучить логику его протекания. Смысл этой задачи в том, чтобы выявить и обозначить причину какого-либо психологического явления.

II. Прогнозирующая задача. Данная задача состоит в том, чтобы заранее предопределить психическое явление, чтобы на основе анализа причины явления определить его следствие, чтобы прогностически влиять на события, видеть следствие за причиной психологического явления.

studfile.net

Основные задачи современной психологии — Психология закономерностей

Выделение задач в науке, это дело не простое. Поскольку они могут быть общими и частными, узкими и широкими. Но все же, главной задачей в психологии является изучение психологических явлений и их закономерностей.

Исходя из главной задачи современной психологии, вытекают второстепенные

  • Понимание — необходимо разобраться, как именно работают те или иные психологические явление и закономерности;
  • Управление — по мимо понимания принципа работы, необходимо найти им практическое применение, то есть научиться управлять ими;
  • Теоретическая база — полученные знания необходимо обработать, для дальнейшего развития науки психология.

Изучение психологических явлений и закономерностей, помогает пониманию процессов отражения объективного мира в мозгу человека, так же помогает выяснить чем и как регулируются действия человека, а так же в целом, как развивается человек в течении всей своей жизни. Сознание и психика это объективная реальность человека, изучая психологические закономерности, устанавливается взаимосвязь между психическими явлениями и деятельностью человека. Однако на деятельность человека влияют не только объективные факторы, но и субъективные, поэтому современная психология ставит задачи выявить эти факторы.

Изучение психических процессов таких как: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции дает возможность разработать эффективные методики обучения. Что в свою очередь, положительно влияет на будущих специалистов.

Решение задач психологии имеет ряд проблем. Так для решения некоторых задач, требуется знания из других наук, что в свою очередь усложняет процесс поиска ответов. На этой почве, как раз и создаются новые отрасли психологии, которые призваны решать те или иные задачи современной психологии.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

1.Определение психологии как науки (предмет, задачи, структура).

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен — философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» — категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным — опосредствованным — образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления — явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция — это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти… И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет — значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет — значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

studfile.net

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Цель:Сформировать у студентов знания о психологии как науке

План:

  1. Предмет и задачи общей психологии.
  2. Этапы развития психологии
  3. Мир психических явлений.
  4. Соотношение житейской и научной психологии.
  5. Отрасли психологии.
  6. Методы психологии.

Основные понятия: психология, наука, душа, сознание, деятельность, психика, методы, психические процессы, свойств, явления, состояния

 

1. Предмет и задачи общей психологии.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

В дословном переводе психология — наука о душе (рsyche — душа, logos — понятие, учение), таким образом, психология — наука о психике и психических явлениях.

Психика человека— это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологии — основные закономерности порождения, функционирования психической реальности. Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей, психических явлений и процессов, как отражение объективной действительности.

Задачи общей психологии:

· Изучить качественные особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

· Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов, в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

· Содействовать правомерному внедрению, научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения воспитанию…).

 

2. Этапы развития психологии.

 

Этап    
Психология, как наука о душе. Такое определение было дано более 3 тыс лет тому назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Психология, как наука о сознании Начинается в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называется сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция) до середины 19 века.
Психология как наука о поведении Начинается в 20 веке. Задачи: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались
Психология как наука изучающая факты, законы и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной Российской психологией является закономерное осмысление теории отражения.

1 Этап.

В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм», от лат «анима» — дух, душа. Его основой выступает убеждение в том, что у всего, что существует на свете есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отдельное от тела и способное управлять всеми живыми и неживыми предметами. В одухотворенности видели причину явлений и движений.

В дальнейшем анимистическое представление о душе уступило место «гилозолизму», — от греческого — «вещество, жизнь».

Весь мир представлялся изначально живым. Все рассматривалось как порождение единой первичной материей или праматерией. Гелузоизм впервые поставил душу психику под общие законные вещества(?). Позднее сложилось две противоречивые точки зрения на психику: материалистическая (Демокрита, 5-4 век до нашей эры) и идеалистическая (Платона, 428-348 гг до н. э.).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа материальна. Душа состоит из атомов. Познание мира происходит через органы чувств. Со смертью тела, умирает и душа.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличии от последней — идеальна. Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир и этому миру противостоит мир материи. Между ними есть посредник, это мировая душа. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминания души о том, что она видела в идеальном мире, до того как попала в тело человека.

Платон является родоначальником дуализма психологии, трактующего материальное и духовное тело и психику, как два самостоятельных и онтогонестических началах. Дуализм Платона в значительной степени успешно преодолел его ученик Аристотель, который возвратил психологическую мысль, на естественнонаучную почву. Его «трактат о душе» считается первым психологическим трудом.

Гиппократ — врач, философ, первоиспытатель.

2 Этап.

В 17 веке были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличии от психологии души, основанной на рассуждениях, в психологии сознания основными источниками знаний считается самонаблюдение за своим внутренним миром. Это метод интроспекции (самонаблюдение).

Рене Декар. Он заложил основы деторминизской концепции поведения и интерспективной концепции сознания. Он утверждает, что тело, т.е. физическое, механическое, оно лишь движется, душа же …………..

Барок Спиноза, является зачинателем одного из основных принципов научной психологии, принципа детерминизма, согласно которому все явления порождаются действием материальных причин и законов.

Джон Лук, исповедал опытное происхождение человеческого сознания. В самом опыте ученый выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннею деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт).

Сознание — восприятие человеком происходящего в его собственном уме. Данное положение стало оправданным в развитии интроспективной психологии.

Лейбниц, ввел сознание о бессознательной психики. Ученый полагал, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики, неосознаваемых восприятием.

3 Этап.

В начале 20 века основатель «пихебиоризма» Уотсон выступил против взглядов на психологию, как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях. Предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, что бы понять и объяснить причину его , а не душевные феномены без которых наука о поведении может обойтись. Уотсон считал, что необходимы условия:

1) точно описать поведение,

2) выяснить те физ стимулы, от которых оно зависит и установить связи существующие между стимулом и поведеним.

Научный поиск бихиористов был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение на реакции, как реакции на стимулы.

4 Этап.

Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектно-психологического взгляда на происхождение психики.

3. Мир психических явлений.

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека.

Психические процессы (внимание, память, и т.д.) — это психические явления обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Делятся на познавательные (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление), а также на эмоциональные и волевые процессы.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека (темперамент, характер, способности).

Психические состояния — определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, в характерный для него данный момент времени. К психическим состояниям относятся: проявление чувств (эмоциональность, эйфория, аффект), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность) и сомнения.

4 .Соотношение житейской и научной психологии.

Житейская психология — это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными характеристиками: конкретностью (т.е. привязанностью к конкретным ситуациям), интуитивностью (свидетельствующей порой о недостаточной осознанности происхождения и функционирования), ограниченностью (т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов). Основывают на наблюдениях и размышлениях. Обыденные психологические знания — не подвергнуты научному осмыслению.

Житейская психология характеризуется ограниченностью материала, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими наблюдениями не может их сравнить с подобными у других людей.

Научная психология — это устойчивые психологические знания полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психологии. Особенности:

· обобщенность (т.е. осмысленность, конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей в разных условиях и т.д.),

· присущ рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны,

· неограниченность, т.е. сведения полученные научной психологией могут быть использованы многими людьми,

· основывается на эксперименте.

 

5. Отрасли психологии.

Существует более ста отраслей, подразделяются:

2. По характеру деятельности.

· Психология труда — изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. (Пр, инженерная психология — человек и машина, авиационная психология — психология полета, космическая психология).

· Педагогическая психология — психология обучения, т.е. основы дидактики и обучения и т.д.; и психология воспитания.

· Медицинская психология — нейропсихология, психофармакология (изучение действия лекарственных препаратов на психологическую деятельность человека), психическое воздействие, психопрофилактика.

· Юридическая психология — судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология.

· Военная психология — межличностные отношения, подготовка воинов к разным психологическим ситуациям.

· Психология спорта.

· Психология торговли.

· Психология искусства.

  1. По развитию:

· Возрастная психология — изучает онтогенез различных процессов, и психологические качества личности развивающегося человека.

· Специальная психология — изучает отклонение психики человека. (Парапсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, т.е. когда люди потеряли зрение.)

  1. По принципу отношения личности и общества:

· Социальная психология — изучает психические явления которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и не организованных группах.

· Психология личности — изучает психологию личности.

 

6Методы психологии.

Метод (путь исследования) – способ достижения какой-либо цели, решений конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы науч исслед – это приемы и средства с помощью кот ученые получают достоверные сведения, использ далее для построения науч теорий и выработки практ рекомендаций.

Методами психологии – наз основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Этапыпсихологич исследования:

1)Подготовительный. Изучение состояния вопроса, определение задач и рабочей гепотизы исследований, разработка методики;

2)Сбор фактич данных. Реализует конкрет методику исследования и в свою очередь распадается на ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных серий.

3)Количественная и качественная обработка данных исследований. Подсчет средних величин, построение графиков и таблиц.

4)Интерпретация данных и формулирование выводов.

Классификация методов.

Анаьев выделяет:

1)Организационные методы:

-Сравнительный метод – предполагает сопоставление исслед объектов по различным признакам, показателям.

-Лонгетюдный метод – предусматривает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индив личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых качеств личности.

-Комплексный метод – заключается в рассмотрении объекта с позиции различных наук или с позиций различных точек. Исслед такого рода позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа.Напр: между физиолог психолог и соц развитием личности.

2)Эмперические методы – влючают наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, психо-диагностические методы, анализ продуктов деятельности.

3)Методы обработки данных – включают в себя количественный, статический и качественный (дифферанциация материала по группам, анализ) методы.

4)Интерпретационные методы – вкл в себя генетический (анализ материалов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

 




infopedia.su