Новорожденность – новорожденность — это… Что такое новорожденность?

Содержание

Новорожденность. Возрастная педагогика и психология

Новорожденность

Родившись в этот мир, человек вступает в первый свой возраст — возраст новорожденности. Границы этого периода разнятся у врачей, физиологов и психологов. Различные авторы по — разному определяют этот период. Врачи наиболее часто к нему относят детей в возрасте до девяти — двенадцати дней. Это время, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес. Дело в том, что в первые три — четыре дня жизни дитя теряет свой вес, а затем понемногу начинает его восстанавливать. Восстановление первоначального веса является для врачей сигналом того, что первый жизненный стресс ребенком преодолен благополучно. Интересно, что в Древнем Израиле обрезание мальчика осуществлялось на восьмой день. Может быть, это совершалось именно тогда, когда ребенок уже до некоторой степени «осваивался» в этой жизни и восстанавливал свой вес.

Духовное воспитание. Младенчество — возраст запечатления. Но запечатления чего? Сознание еще не поставило своих барьеров, и то, что ребенок видит, слышит, ощущает, ложится в самую глубину его души, становится фундаментом становления его личности. В течение первых недель жизни ребенка православные родители совершают главные церковные Таинства: крещения, миропомазания и причащения. Софья Куломзина пишет: «Этим Церковь, по — видимому, признает существование области подсознательного — более глубокого „я“, чем уровень сознания, и необходимость просвещения его. С точки зрения аскетической традиции нашей Церкви, „я“, которое мы осознаем, принимаем и даже в какой — то мере „творим“, — это лишь верхушка айсберга. Существует значительно большая часть души, которая нами не осознается, но которая активно влияет на нашу жизнь. Эта очень важная критическая глубина почти целиком формируется в младенчестве. В каком — то смысле последующая жизнь взрослого есть развитие полученного в детстве» (9, 34–35).

Относительно того, в каком возрасте стоит ребенка крестить, не существует строгих правил. Чаще всего крестят ребенка в возрасте сорока дней, когда мать воцерковляется после родов. Это делается для того, чтобы она могла присутствовать при крещении. Однако, вспоминая о том, что обрезание было прообразом крещения и совершалось на восьмой день, можно предположить, что позволительно крестить ребенка уже и в этом возрасте. Если же родившемуся ребенку угрожает смерть, его крестят сразу после рождения.

Рождаясь, ребенок начинает видеть и слышать. Хорошо, если над кроваткой висят иконы, если он слышит прекрасные слова молитвы, читаемые мамой, еще лучше если они поются вслух. Природа, красотой своей прославляющая Творца, также духовно питает его: шелест листьев, пение птиц, журчание ручья — все это позволяет душе ребенка формироваться должным образом.

Старец Сампсон учил: «С первых дней мать кормит свое дитя, читая каждый раз „Богородицу“ или „Достойно есть“, пока ребенок ест. И так полтора года. Соблюдать строжайший пост, избегать всевозможных блудных вещей, жить только свято, тогда и ребенок вырастет христианином. Помните, все переживания матери передаются ребенку! Лишь когда она перестанет кормить, женщина может позволить себе отдых» (29, 84). Существует иконописный облик Пресвятой Богородицы, называемый «Млекопитательница», и чудотворные его списки, есть и молитва для кормящей матери, читаемая перед этим образом.

В Первом послании святого апостола и евангелиста Иоанна сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Отражением этого Божественного свойства является любовь человеческая. Поэтому можно утверждать, что религиозное воспитание ведется в этом возрасте еще и через направленную на него любовь и заботу, через взаимную любовь между окружающими его людьми. Ребенок, в глубине подсознания которого есть память об этой любви, впоследствии намного легче воспримет весть о Боге, чем тот, у которого опыта такой любви нет. При этом любовь к ребенку должна проходить через призму осознания в нем образа Божия.

Выготский для характеристики каждого определенного возраста использует понятие ведущей деятельности. Мы введем понятие главной задачи каждого возраста и попытаемся понять, какая главная задача стоит перед человеком определенного возраста на его пути к Богу. Сразу скажем здесь, что главная задача возраста до трех лет — это запечатление любви.

Психическое развитие. Еще раз повторим, что для ребенка очень важно, чтобы сразу после рождения его не отбирали от матери, чтобы он постоянно был при ней. Тогда, имея ее не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную и душевную, помощь, он будет развиваться быстрее. Светская наука, давая указания относительно содержания новорожденных в роддомах, где детей держат отдельно от матерей, не учла, конечно, жизни человеческой души, а ведь ее состояние определяет психическое и физическое здоровье и развитие младенца.

К моменту рождения ребенок уже обладает элементарной психикой. Он способен ощущать: видит, слышит, различает вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль. Новорожденный способен выборочно останавливать взгляд на том, что привлекает его внимание. Л.С. Выготский выделяет три момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного: 1) преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения; 2) неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения; 3) реагирование прежде всего на комплексные эмоционально окрашенные ситуации, нежели на отдельные ее элементы.

У новорожденного есть первичные потребности: в еде, тепле, движении. Есть потребности, связанные с функциональным развитием мозга, — потребности в новых впечатлениях. Постоянный приток новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга. Если ребенок попадает в условия «сенсорной изоляции» (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.

В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Основное время суток ребенок проводит во сне. Когда новорожденный не спит, он легко впадает в раздражение. Перед кормлением он почти всегда беспокоен и раздражен. Сразу после кормления и между кормлениями он также может раскричаться. В то же время ребенок может совершенно внезапно успокоиться. Быстрые перемены настроения сохраняются и в последующие периоды жизни младенца.

Для ребенка в первые недели жизни совершенно нормально вздрагивать и вскрикивать при внезапных изменениях положения или же воздействии на него. Подобные реакции обычно наблюдаются в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки или коляски, на быстрые, неожиданные, изменения положения.

Для психологов период новорожденности у ребенка завершается с появлением у него первых признаков психической деятельности. Эти признаки могут весьма разниться, но объединяет их общее наименование — комплекс оживления. Комплекс оживления — это многообразные проявления положительных эмоций, связанных с узнаванием взрослого человека. Именно первые признаки выражения радости как реакции на лицо и (или) голос взрослого (в первую очередь матери) подтверждают тот факт, что психика новорожденного работает. Узнавая взрослого, ребенок всем своим существом обращается к нему: улыбка, движение, издаваемые звуки — все свидетельствует о стремлении воздействовать на взрослого. Начало выстраивания взаимодействия с взрослым человеком завершает период новорожденности. Многие исследователи (4, 269) называют новорожденность переходным периодом от внутриутробного развития человека к самостоятельному существованию. Переход к младенчеству знаменуется новой фазой в развитии малыша — это начало эмоционального взаимодействия, общения ребенка и взрослого. Как только появляются первые признаки того, что «контакт» состоялся, психологи отмечают появление новой общности — ситуация «мы» (термин Выготского). Ребенок, начавший общение с взрослым человеком, переходит в категорию младенцев.

Физическое развитие. Обычная поза родившегося ребенка — положение лежа на спине. При этом обе его ручки сжаты в кулачки. Движения новорожденного нельзя назвать движениями в собственном смысле слова. Поведение новорожденного фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов, физиологических отправлений двигательных органов. Эти простые единицы поведения (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют исходную основу его последующего развития.

Ребенок активен; в основе его активности лежат прирожденные (безусловные) рефлексы. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания и ориентировочно — пищевых рефлексов. Ориентировочно пищевой рефлекс (рефлекс «поиска груди») вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы, как будто ищет сосок. Сосательный рефлекс вызывается прикосновением к слизистой оболочке языка; если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая решительные сосательные движения. Рефлекс шагания проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы. При хватательнам рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).

Физиологическим критерием завершения периода новорожденности считается появление реакции на зрительные и слуховые раздражители. Приблизительно к тридцатому дню своей жизни ребенок проявляет сосредоточенность во взгляде, а также реагирует вниманием на звук. Появление этих реакций в поведении ребенка и является для физиологов критерием перехода в младенчество.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

7 Лекции по психологии развития. «Новорожденность» Период новорожденности План

  1. Кризис рождения. Особенности адаптации к новым условиям жизни.

  2. Рефлексы новорожденного.

  3. Особенности сенсорного развития.

  4. «Комплекс оживления» как новообразование кризиса новорожденности.

  5. Роль общения в психической жизни новорожденного. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность.

Социальная ситуация новорожденного специфична и определяется следующими моментами:

  1. Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом.

  2. у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым (речь).

В этом есть основное противоречие возраста, и оно лежит в основе всего развития в данном периоде.

Основное новообразование: возникновение индивидуальной психической жизни, отдельной от материнского организма. Оно проявляется в виде комплекса оживления.

Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым.

Этот период часто называют кризисом новорожденности. Есть представления о том, что данный кризис можно смягчить, например, при родах в воде.

Вопрос 1: Кризис рождения. Особенности адаптации к новым условиям жизни.

Границы: от 0 до 1 месяца. Включен в период младенчества.

При рождении крик ребенка рассматривается как родовая травма. С другой стороны, считается, что это нормальное поведение ребенка, связанное с разворачиванием легких.

Новорожденность является переходным периодом в развитии ребенка. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершено другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Особенности этого перехода проявляются на следующих уровнях:

  1. Общесоматический

Приспособление и адаптация ребенка к новой окружающей среде (аллергические реакции, краснота, потеря в весе. Ψ – пример про Светлану Алексеевну «Я-то объективно вижу»

В зависимости от того, как быстро ребенок теряет и набирает вес, детей делят на группы:

    1. Потеря в весе 3-4% от первоначального, а восстановление через 3-5 дней – повышенный жизненный тонус ребенка;

    2. Потеря в весе 5-6%, а восстановление за 7-9 дней – пониженный жизненный тонус.

И тот и другой вариант реакций – норма, и речь в данном случае идет только об индивидуальных особенностях НС, т.е. об основе темперамента.

  1. Сенсо-моторный уровень

Сенсорная система дана ребенку уже к моменту рождения. Причем более выражены филогенетически более древние анализаторы: обоняние, тактильный (осязание). Менее готовы к моменту рождения зрительный и слуховой анализаторы.

К моменту рождения сенсорная система дана качественно, а количественно (пороги ощущений) – вырабатываются у человека в течение жизни.

Сенсорная система является основой психической жизни новорожденного ребенка и определяет ее, т.к. является единственной формой регуляции на данном возрастном этапе.

studfile.net

Развитие новорожденного ребенка (с рождения до 2 месяцев)

Содержание статьи:

Первый период в жизни ребенка — новорожденность, от рождения до 2 месяцев. Это переломный момент, когда ребенок переходит от уютного внутриутробного существования, где поддерживалась постоянная температура, не было резких звуков, запахов и света; к куда менее комфортной среде, в которой темнота сменяется ярким светом, а водная среда меняется на воздушную и нужно срочно учиться дышать и питаться. Все это вызывает у ребенка стресс и приводит к потере веса в течение первых дней, который возвращается через одну-две недели.

Попытаемся представить, что переживает младенец после рождения:

  • Он не знает где он, и что с ним происходит. Откуда взялось столько света (и что такое свет), и почему очень холодно (падение температуры воздуха как минимум на 10 градусов).
  • Младенец впервые видит людей и чувствует их воздействие на свое тело.
  • Он делает открытие, что умеет плакать, и часто не понимает от чего. И что на плач кто-то приходит, обычно это теплое существо, которое пытается чем-то накормить. После этого процесса наступает новое ощущение — удовольствие и счастье.
  • И т.д. Все что происходит, для ребенка новое, неожиданное и непонятное.

Уже с самого рождения младенец обладает индивидуальным темпераментом, который определяется нервной системой. Поэтому одни новорожденные более чувствительны к свету или внезапным громким звукам, другие менее. Некоторые быстрее реагирует на пребывание в состоянии дискомфорта, кто-то более суетлив, другие более спокойны, третьи — активны и энергичны. Индивидуальность ребенка проявляется уже в первые месяцы.

Реакции младенца проявляются в 6 типичных вариантах поведения этого периода:

  • Активное бодрствование — ребенок совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание неровное.
  • Плач (крик) — ребенок плачет и проявляет неорганизованную двигательную (моторную) активность. Плач может принимать различные формы: «голодный плач», плач «боли», «дискомфорта», «гнева». Плач для ребенка, как голод для взрослого. Он не может его контролировать, он не может им управлять и призывать его. Плач в первые месяцы происходит вне зависимости от воли ребенка, поэтому нет оснований думать, что он делает это назло вам.
  • Спокойное бодрствование — глаза открыты и блестят, взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет. Наиболее продуктивное состояние у ребенка для восприятия и научения.
  • Полусон (дремота) — ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Дыхание ровное, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.
  • Ровный (глубокий) сон — глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги.
  • Неровный (поверхностный) сон — глаза ребенка закрыты, иногда отмечаются слабые движения конечностей. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне.

Сначала новорожденные проводят большую часть суток в состояние сна. По мере развития организма и коры головного мозга, происходит изменения соотношения сна и бодрствования. Так, в период между 4-й и 8-й неделями продолжительность дневного сна сокращается, а ночного увеличивается. Удлиняются периоды спокойного и активного бодрствования, младенец становится более восприимчивым к воздействию со стороны родителей.

Что умеет ребенок с рождения? Рассмотрим подробно каждый компонент:

Зрение

Новорожденные способны фокусировать взгляд в очень узком диапазоне в среднем это от 18 до 26 см. (это совпадает со средней удалённостью лица матери от младенца, когда он находится у нее на руках), тогда как объекты за пределами этого расстояния расплывчаты. Это означает, что они практически не видят, что находится у противоположной стены комнаты. С каждым месяцем диапозон фокусировки медленно растет.

Как видит мир новорожденный и взрослыйЧто видит младенец с рождения до года

Движения глаз новорожденного короткие и скачкообразные. В первый месяц ребенок способен фиксировать взгляд лишь непродолжительное время. Плавные движения развиваются ко второму месяцу и ограничиваются близлежащей областью. Они пока не могут сконцентрировать оба глаза на одной точке, но это проходит к концу 2-го месяца. Также из-за плохой координации глаз, младенцы имеют трудности с восприятием глубины.

Американские психологи проводили эксперимент с «обрывом» на восприятие глубины. Ребенка помещали в конструкцию, где в одной части находился обрыв, поверх которого было положено толстое стекло. До 6 месяцев ребенок, может без опаски проползти к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.

Младенцы предпочитают смотреть на контрастные и сложные узоры, их привлекают края и контуры объектов, особенно искривленные. Особой интерес представляют движущиеся предметы. В 1–2 месяца предпочитают черно-белую палитру.

Как видим мы (наверху) и как это же видит ребенок (внизу)

Больше всего дети восприимчивы к человеческому лицу, особенно к лицу матери. Из незнакомых лиц, ребенок вероятнее отдаст предпочтение мужскому лицу украшенному бородой, т.к. оно создает больший контраст. Сначала новорожденные прослеживают взглядом контуры лица, а к 2 месяцам начинают фиксировать свой взгляд на глазах.

С рождения и в первые месяцы, ребенок видит мир в сером цвете, объекты отличаются между собой только степенью яркости. Способность немного различать некоторые яркие цвета (красный, оранжевый, желтый, синий) появляется лишь через несколько месяцев.

Как видит цвета младенец при рождении и в 3 месяца

Слух

В первые несколько недель после появления на свет ребенок слышит звуки приглушенно, из-за наличия избытка жидкости в области среднего уха. Но при этом обладают способностью к локализации звука. Уже в первые дни жизни они поворачивают голову на звук или голос.

Новорожденные предпочитают человеческие голоса и в особенности голос матери, который они слышали ещё в утробе до рождения. Кроме того, в исследованиях, в которых матери, ожидающие скорого рождения ребенка, зачитывали вслух некоторые фразы, показали, что новорожденные предпочитали эти фразы новым. Это говорит о том, что способность к сравнительно сложному речевому восприятию развивается у ребенка еще до рождения.

Звуки могут по-разному влиять на младенцев: успокаивать, возбуждать или вызывать стресс. Низкочастотные или ритмично повторяющиеся звуки обычно успокаивают младенцев; громкие, неожиданно раздавшиеся или высокочастотные создают беспокойство. Поэтому будьте внимательны к тому, что окружает вашего ребенка.

Моторика

Как заставить двигаться ту или иную часть тела определенным образом? Вот задача для ребенка в первые месяцы и годы. С самого рождения и на протяжении последующих лет, ребенок без устали учится управлять своим телом. Развитие моторики следует «от головы к ногам» (контроль над моторикой головы осуществляется раньше, чем контроль над руками и туловищем, установление которого опережает контроль над ногами) и идёт от центра тела к периферии.

К 4–5 недели ребенок научается удерживать головку, находясь в вертикальном положении. К двум месяцам научается таким навыкам как: лежа на животе подниматься на ручки, и переворачиваться с бока на спину.

Новорожденный обладает рядом рефлексов, которые со временем пропадают. Подробнее про рефлексы вы можете прочитать в статье «Рефлексы новорожденного».

Вкус и обоняние

Органы вкусы и обоняния полностью функционируют с самого рождения. Они негативно реагируют на сильные запахи и пытаются отвернуться от них, а некоторые приятные ароматы, такие как запахи, исходящие от матери, привлекают их. Шестидневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запах другой женщины и отдает предпочтение знакомым запахам.

Когнитивное (познавательное) развитие

Дети появляются на свет готовыми реагировать на окружающую среду, посредством уже развитых и заложенных в них навыках: взгляд, зрительное слежение, слух, сосание, хватание и плач. На их основе строится когнитивное развитие младенца, которое обеспечивает представление детей о предметах, людях и их самих, создаются элементарные схемы (модели) этого мира. Все это является истоком зарождающегося интеллекта ребенка.

Что происходит в сознании новорожденного? Например, он пытается понять, что за ощущения происходят внутри его тела (пищеварение). Вы можете определить такие мыслительные процессы по лицу ребенка в момент бодрствования.

С рождения младенец живет только в настоящем, поэтому предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для него существовать: он не ищет спрятанную игрушку, не узнает знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). И лишь к двум месяцам у ребенка начинает развиваться понятие «постоянства объектов», он узнает знакомые предметы, например, оживляется при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ним ухаживает.

Малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают к повторяющимся видам и звукам. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже если она незначительно отличается от старой. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются.

В течение первых двух месяцев появляется подражательное поведение (имитация), младенцы имитируют выражения лиц окружающих людей.

Речь

В первые месяцы жизни ребенок уже начинает «говорить», но говорить не словами, а при помощи плача. Сначала плач является реакцией на окружающую среду, например, ему некомфортно или слишком жарко. Но к концу первого месяца появляется плач, направленный как средство коммуникации, он ориентирован на действия взрослых — «мама, покорми меня», «мне одиноко». Близкие взрослые могут различать следующие интонационные разновидности плача: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий. Мама начинает распознавать виды плача с первых недель. У ребенка нет понимания времени, поэтому все его потребности являются немедленными и срочными.

К двум месяцам начинает проявляться такое явление как «комплекс оживления», о котором подробнее мы говорим в статье Комлекс оживления и первая улыбка младенца.

progressio.me

Новорожденность — Судебно-медицинская энциклопедия

Материал из Судебно-медицинская энциклопедии

Период новорожденности, понятие новорожденности

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. Период новорождённости подразделяется на два подпериода: ранний (первые 7 дней) и поздний (8—28 дни внеутробной жизни).

Признаки новорожденности

[1]

Наружные признаки новорожденности

пуповина без демаркационного кольца

Пуповина у новорожденных сочная и влажная, белого цвета, студенистого вида, сильно изменяющаяся при подсыхании. Длина пуповины у трупа новорожденного может быть различной, как вследствие анатомических особенностей ее строения, так и в результате различных манипуляций с ней (обрыв или обрезание на различных уровнях). Длина пуповины у доношенного и зрелого младенца в среднем около 50 см. При наличии ухода за новорожденным сразу после рождения пуповину, как правило, перевязывают и перерезают недалеко от брюшной стенки. Отрезок пуповины, оставшийся с новорожденным, в дальнейшем подсыхает и сморщивается.

Высыхание пуповины может происходить как прижизненно, так и по смертно. У живого новорожденного ребенка высыхание пуповины происходит равномерно. У основания подсыхающей пуповины, в области пупочного кольца, через несколько часов, а иногда к концу 1-х суток, появляется кольцо реактивного воспаления в виде красноватой каемки, которая называется демаркационной линией. В этом месте пуповина впоследствии отделяется и отпадает. Как правило, это происходит на 4-7 день, однако в силу ряда причин этот процесс может затянуться и до 10-11 дней.

На трупах часть поверхности пуповины, прилегающая к пупочному кольцу высыхает медленнее. Следует отметить возможность посмертного высыхания пуповины, развивающегося в условиях сухой и теплой погоды. Следовательно, сам факт наличия признаков высыхания пуповины не исключает новорожденности. Доказательством этому служит наличие пуповины, соединяющей переднюю брюшную стенку с последом или детским местом.

По степени реактивного воспаления у основания пуповины можно судить о времени, прошедшем после рождения, как визуально, так и при последующем лабораторном (гистологическом) исследовании. В экспертной практике нередко можно выявить покраснение, занимающее какой-то участок пупочного кольца у мертворожденных детей. Это является проявлением трупных изменений (гипостаза, высыхания), и ошибочно может быть принято за демаркационное кольцо. Для дифференциальной диагностики необходимо провести гистологическое исследование кожи из области покраснения вместе с прилегающими неизмененными участками.

Отсутствие замкнутого демаркационного кольца у основания пуповины является несомненным доказательством новорожденности. Однако, и его наличие, иногда не может исключить новорожденность. В случаях выраженного гниения трупа установить новорожденность по особенностям пуповины и отсутствию демаркационного кольца не представляется возможным.

Если для экспертизы (исследования) поступает труп ребенка с неотделенным от него детским местом, то это служит бесспорным признаком новорожденности.

помарки крови (при отсутствии следов повреждений на теле)

Обнаружение фетального гемоглобина в таких случаях свидетельствует о ее принадлежности новорожденному, а при различиях по группе и резус-фактору у эксперта появляется возможность установить принадлежность крови матери или ребенку. Эти данные могут быть использованы и для установления матери, если она неизвестна. Тем не менее, категорично утверждать, что обнаруженная на теле ребенка кровь принадлежит его матери нельзя, так как нужно иметь в виду хотя и крайне редкую, но имеющуюся возможность случайного попадания крови на кожный покров ребенка от других лиц, помимо матери. Отсутствие крови на теле младенца полностью не исключает его новорожденность, так как кровь может быть смыта дождем или при таянии снега.

сыровидная смазка

Внутриутробно сальные железы кожи плода выделяют жирную творожистого вида массу, состоящую из капелек жира, кристаллов холестерина и жирных кислот, которая, перемешиваясь со слущенными клетками эпителия и пушковыми волосами, покрывает его тельце, образуя так называемую сыровидную смазку.

Таким образом, к моменту рождения плод, как правило, покрыт сыровидной смазкой, причем количество ее может быть различно. Если тело ребенка не было обмыто, то сыровидная смазка на поверхности его тела после рождения может сохраняться до 3-х суток и более.

Если же тело ребенка было обмыто, то сыровидная смазка может быть обнаружена в естественных складках кожи (паховых, подъягодичных, на шее), а также в подмышечных впадинах. Так как, сыровидная смазка может сохраняться на коже до 3-х суток и более, то данный признак нельзя рас сматривать как абсолютное доказательство новорожденности.

Значимость этого признака возрастает при исследовании гнилостно-измененных трупов новорожденных, так как в этой ситуации, вопрос о новорожденности эксперт вынужден решать лишь ориентировочно (на основании наличия пуповины и сыровидной смазки).

В некоторых случаях тельце новорожденного может быть покрыто жидкой кровью и ее свертками при отсутствии видимых повреждений на трупе младенца. Наличие крови объясняется выделением ее из родовых путей матери и служит косвенным доказательством новорожденности. В этих случаях целесообразно произвести лабораторное исследование крови.

меконий (первородный кал) вокруг заднепроходного отверстия, на коже ягодиц

См. ниже

Внутренние признаки новорожденности

родовая опухоль

Родовая опухоль — ограниченная отечность мягких тканей предлежащей части плода (обычно головки), сопровождаемая, как правило, небольшим кровоизлиянием.

Родовая опухоль возникает в процессе родов, поэтому ее можно встретить на трупах младенцев, умерших как во время родов, так и после рождения. Наличие родовой опухоли свидетельствует о том, что. ребенок новорожденный.

Родовая опухоль имеет желеобразную консистенцию, желтоватую окраску и образуется в результате сдавления предлежащей части головки в родовых путях. Возникновение родовой опухоли обусловлено венозным или лимфатическим застоем выше места сдавления. Если отек сопровождается кровоизлиянием, то окраска опухоли будет темно-красной. При массивном кровоизлиянии период рассасывания опухоли может затянуться до нескольких дней.

При родах в лицевом предлежании можно обнаружить кровоизлияние в склеру, конъюнктивы, а иногда и в сетчатку, слизистую оболочку рта.

Родовая опухоль при тазовом предлежании сопровождается отеком ягодиц и наружных половых органов плода. При этом всегда можно обнаружить кровоизлияния в яички.

кефалогематома

Родовая опухоль при головном предлежании нередко сопровождается так называемой кровяной опухолью — кефалогематомой, которая представляет собой под надкостничную гематому. Она также является результатом родового акта, но сопровождавшегося значительно большей травмой головы, чем в случаях образования родовой опухоли. Кефалогематома ограничивается пределами только одной кости и располагается обычно под надкостницей теменных или затылочной костей и практически никогда не заходит за черепные швы.

Большие кефалогематомы, как правило, не встречаются у ребенка, умершего непосредственно после рождения, так как опухоль в течение некоторого времени после родов постепенно увеличивается.

Излившаяся под надкостницу кровь в течение нескольких дней остается жидкой, затем свертывается и подвергается организации. Рассасывание кефалогематомы длится до 8-10 дней после рождения, а иногда и более. Поэтому наличие кефалогематомы не может доказать новорожденность, хотя и не исключает ее.

врожденный (первичный) ателектаз легких, не дышавшие легкие

Из внутренних признаков новорожденности первостепенное значение имеет состояние легких и желудочно-кишечного тракта. Недышавшие легкие мертворожденных младенцев всегда безвоздушны, хотя отсутствие воздуха в легких может быть вследствие вторичного ателектаза (часто бывает у недоношенных, незрелых новорожденных, вследствие недоразвития легочной ткани). Если вторичный ателектаз исключен, а при проведении плавательной пробы легкие тонут, то это свидетельствует о мертворожденности, а значит, и о новорожденности.

Можно устанавливать новорожденность и по степени заполнения воздухом желудочно-кишечного тракта ребенка, который при его рождении находится в спавшемся состоянии. В результате глотательных движений, сразу после рождения, воздух проникает в желудок, а затем и в тонкую кишку. При этом в пищеварительный тракт воздух поступает даже раньше, чем в легкие. Степень заполнения воздухом пищеварительного тракта позволяет судить о длительности жизни ребенка после рождения, что, в свою очередь, дает возможность решить вопрос о его новорожденности.

меконий в кишечнике

К признакам новорожденности относят также наличие мекония — первородного кала, состоящего из клеток слущенного эпителия, секрета желез желудочно-кишечного тракта и желчных пигментов, которые содержатся в толстой кишке.

Источники

  1. ↑ Качина Н.Н., Кильдюшов Е.М. Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупов плодов и новорожденных: Учебное пособие. — Москва: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2003. — 124 с.

forensicmedicine.ru