Основные черты личности: Черты личности — Психологос

Черты личности — Психологос

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности.

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и «звания» (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта — неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? — Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца​), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г.

Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности — стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, Потребитель сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека.

Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле — личностной чертой.

Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI, тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость — общительность», интеллект, «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность», «подчиненность — доминантность», «сдержанность — экспрессивность», «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения», «робость — смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость — подозрительность», «практичность — мечтательность», «прямолинейность — дипломатичность», «спокойствие — тревожность», «консерватизм — радикализм», «конформизм — нонконформизм», «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль», «расслабленность — напряженность», «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (первичный факторы теста), а также «тревога», «экстраверсия — интроверсия», «чувствительность» и «конформность» (вторичные факторы теста).

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как «Кивки», «Угуканье» и «Вспышки глазами» являются составляющими умения подавать знаки слушания — умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать. В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

​С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты.

Таковыми принято считать экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту (так называя Большая пятерка).

Открытость опыту — способность и готовность человека видеть (прислушиваться, воспринимать) то, что происходит в нем, в окружающих людях и жизни.
Открытость опыту обеспечивает рост и развитие личности.
Личностная неадекватность является помехой в открытости опыту: открытость есть, но информация приходит к человеку в искаженном виде.
​Закрытость от опыта, внутренние и внешние защиты дают большую безопасность, но прекращают рост и развитие личности. Крайний вариант защит — непроницаемость для опыта.

Некоторые из черт, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях.

Может ли человек менять черты своей личности? Кто-то — может определенно. Большинство — нет, сами не способны. Подробнее посмотрите статью «Можно ли менять свой характер, и как?»


Основные черты личности: список, характеристика, примеры

Личность человека многогранна, глубока и уникальна. На протяжении веков являясь предметом всестороннего исследования для различных научных областей, до сих пор остается до конца не изученной. Благодаря накопленным и систематизированным знаниям выделены основные черты личности. Знакомство с ними помогает человеку лучше понимать себя, что, в свою очередь, позволяет вносить коррективы в убеждения, систему самомотивации, менять привычные способы действий для улучшения качества своей жизни и повышения уровня счастливости.

Структура личности

Существует большое количество различных теорий черт личности человека. В отечественной психологии широко известны структуры личности таких авторов, как Платонов К. К., Леонтьев А. Н. , Ковалев А. Г.

В таблице ниже структура личности по Ковалеву А. Г.

Психологические процессы личности

Психологические состояния личности

Психологические свойства личности

Наиболее динамичные

Более устойчивые

Наиболее стабильные

Познавательные

Эмоциональные

Волевые

Познавательные

Эмоциональные

Волевые

Направленность

Способности

Темперамент

Характер

В работах известного отечественного психолога Ковалева А. Г. личность определяется как интегративное образование психических процессов, состояний и сформировавшихся черт личности человека.

Психологические процессы

Психологические процессы определяют фундамент психической жизни человека, поскольку обеспечивают ему взаимодействие с окружающей средой и отвечают за формирование его жизненного опыта. Таких процессов масса как в сознании, так и в подсознании. Они наиболее динамичны и кратковременны. Среди них выделяются эмоциональные, волевые и познавательные психические процессы. К последней группе относятся восприятие, ощущение, представление, мышление, память, внимание, воображение.

Психологические состояния

Психологические состояния — это уже более устойчивые образования, которые формируются из психологических процессов. Они представляют собой относительно неизменные во времени внутренние целостные характеристики индивидуальной психики. Каждое такое состояние может быть охарактеризовано одним или несколькими параметрами, которые выделяют его из множества других. В зависимости от того, какую деятельность или какой поведенческий акт данное состояние обеспечивает, проявляется доминирование тех или иных познавательных, эмоциональных либо волевых психических процессов.

Психологические свойства

Психические свойства или черты личности человека представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые лежат в основе постоянных способов его взаимодействия с миром. Они характеризуют человека как систему определенных субъективных отношений к самому себе, к окружающим людям, различным группам и миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии с ними.

Пока формирование общих устойчивых черт личности только начинается, ребенка характеризуют в целом по его превалирующим психологическим состояниям. Например, о нем говорят, как о спокойном, уравновешенном, застенчивом, капризном, аффективном, возбудимом, депрессивном. При смене психических состояний изменяется и облик личности ребенка. В определенных условиях одно из таких состояний может закрепиться и в будущем проявиться в некоторых особенностях его характера.

Формирование черт личности осуществляется из психических процессов, которые протекают на фоне психических состояний. Они представляют собой наиболее стабильные и устойчивые, мало подверженные изменениям и при этом медленно накапливаемые психические образования. В качестве таковых Ковалев А. Г. выделил четыре основные категории. Список черт личности человека выглядит следующим образом:

  • темперамент;
  • направленность;
  • характер;
  • способности.

При этом он обращал внимание на определенную меру условности выделения данных структур, поскольку одни и те же свойства могут характеризовать и направленность, и характер, и оказывать влияние на проявление способностей. Однако, рассмотрение этих структур как относительно автономных очень важно. Ведь при наличии одинаковых свойств, например, темперамента люди могут сильно отличаться друг от друга по направленности, характеру и способностям.

Темперамент

Темперамент человека относится к биологически обусловленным свойствам личности и является тем фундаментом, на котором происходит ее формирование. Он отражает различия между людьми по таким критериям, как эмоциональная впечатлительность, интенсивность и устойчивость эмоций, темп и энергичность действий, и другим динамическим характеристикам. Свойства личности, им обусловленные, носят наиболее устойчивый и долговременный характер.

Согласно определению Теплова Б. М., о темпераменте можно говорить как о совокупности психических особенностей, характерных для данного конкретного человека, которые связаны с быстротой возникновения чувств и их интенсивностью.

Таким образом, для определения типа темперамента исследуют две основные динамические характеристики — активность и эмоциональность. Показатель активности поведения характеризует степень быстроты, стремительности, энергичности либо инертности и медлительности. Показатель эмоциональности характеризует эмоциональные процессы, отражая их знак, положительный либо отрицательный, и модальность — страх, гнев, радость и другие. Наиболее распространенной на сегодняшний день является классификация, предложенная еще Гиппократом в V веке до н. э., выделяющая четыре типа темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • меланхолический;
  • холерический.

У представителей сангвинического типа отмечаются быстро возникающие, но слабые чувства, флегматического — медленно возникающие и слабые чувства, меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, холерического — быстро возникающие и сильные чувства. Также можно отметить, что для представителей сангвинического и холерического типов темперамента свойственны быстрые движения, общая подвижность и предрасположенность к яркому внешнему выражению чувств через мимику, движения и речь. Для представителей флегматичного и меланхолического, наоборот, характерны медленные движения и тенденция к слабому выражению чувств. На практике очень редко можно встретить людей с ярко выраженным чистым типом темперамента, чаще встречаются смешанные типы, когда сочетаются черты двух видов темперамента.

Темперамент никоим образом не влияет на наличие способностей и одаренности человека. Выдающиеся таланты в различных сферах деятельности могут встречаться с одинаковой частотой при любом типе темперамента. Например, у таких известных русских писателей, как Гончаров И. А. и Крылов И. А., проявлялись черты флегматического типа темперамента, у Гоголя И. В. и Жуковского В. А. — меланхолического, у Герцена А. И. — сангвинического, у Пушкина А. С. были ярко выражены черты холерического. А у двух великих русских полководцем типы темпераментов были противоположны: у Суворова А. В. — холерический, у Кутузова М. И. — флегматический.

Постановка вопроса о том, какой тип темперамента лучше, некорректна. Каждый из них обладает как своими положительными, так и своими отрицательными сторонами. Ценные свойства личности сангвиника — живость, подвижность, отзывчивость, флегматика — спокойствие, отсутствие суетливости и торопливости, меланхолика — глубина и устойчивость чувств, холерика — энергичность, страстность, активность.

Имеется тенденция развития нежелательных черт личности:

  • у сангвиника, таких как легкомыслие и инфантильность, склонность распыляться, поверхностность чувств;
  • у флегматика — инертность, вялость, безучастность;
  • у меланхолика — чрезмерная замкнутость, излишняя застенчивость, склонность с головой погружаться в собственные переживания;
  • у холерика — резкость, несдержанность, склонность к эмоциональным «взрывам».

Направленность личности

Направленность личности выступает в качестве ведущей характеристики человека. Ее понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и имеющих относительную независимость от фактической ситуации. Другими словами, это основной мотивационный стержень человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, которые стали свойствами личности и нашли свое проявление в определенных формах, в основе каждой из которых лежат мотивы деятельности человека. К этим формам относятся:

  • влечение;
  • желание;
  • интерес;
  • склонность;
  • идеал;
  • мировоззрение;
  • убеждение.

Характеристика форм направленности

В данном контексте под влечением понимается такое психическое состояние, которое выражает неразличимую, неосознаваемую либо недостаточно осознаваемую потребность. Как правило, влечение — явление временное, поскольку проявленная в нем потребность человека или угасает, или осознается и таким образом трансформируется в желание.

Желание — это уже осознанная человеком потребность и влечение к чему-либо конкретному. Желание благодаря достаточной осознанности обладает побуждающей силой. Оно способствует видению цели будущих действий и построению детального плана. Для данной формы проявления направленности характерно осознание, во-первых, своих потребностей и, во-вторых, потенциальных способов их удовлетворения.

Стремление обычно рассматривается как ощущаемое побуждение к деятельности. Оно появляется, когда желание сочетается с волевым компонентом.

Наиболее яркой и объемной характеристикой направленности личности выступают ее интересы, являясь важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. На субъективном уровне интерес обнаруживает себя в особом эмоциональном фоне, сопутствующем процессу познания или вниманию к определенным объектам. Удивительной особенностью интереса является то, что при его удовлетворении вместо угасания он, напротив, вызывает ряд новых, соответствующих более высоким уровням познавательной деятельности.

Склонность отражает направленность человека на определенный вид деятельности. По своей сути она является устойчивым интересом в динамике своего развития перерастающим в глубокую и устойчивую потребность человека в совершении той или иной деятельности. Это происходит тогда, когда к интересу подключается волевой компонент.

Идеал – это некий конкретный образ или представление предметной цели, на которые человек ориентируется, к которым стремится через реализацию своих склонностей.

Мировоззрение понимается как система субъективных взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, на отношение к себе и к другим людям. Здесь находят свое отражение идеалы, ценностные ориентации, принципы и убеждения индивида.

Убеждение считают высшей формой направленности и рассматривают как систему мотивов личности человека, побуждающих его поступать согласно своим взглядам, принципам, мировоззрению. Понятия мотива и мотивации отличны друг от друга. Последнее является более широким и емким. Мотив — это устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее человека к определенным действиям. В формировании направленности личности основная роль принадлежит осознаваемым мотивам, поскольку они обеспечивают активизацию и направленность поведения. Их формирование берет свое начало из потребностей человека.

Характер

В психологии под характером принято понимать совокупность индивидуальных психических свойств, проявляющихся в типичных для данного индивида формах поведения и способах действия. Процесс формирования общих устойчивых черт личности осуществляется в ходе жизнедеятельности.

К чертам характера относятся не все ее особенности, а лишь наиболее существенные и устойчивые. К примеру, даже очень веселые и оптимистичные люди могут испытывать такие чувства, как печаль или грусть, но от этого они не становятся пессимистами или нытиками.

Классификаций основных психологических черт личности достаточно много. Чаще всего в отечественной психологической литературе встречаются два подхода. Согласно первому, все черты характера привязываются к психическим процессам и потому подразделяются на три группы. Список черт личности в этом случае получается таким:

  • Волевые — самостоятельность, организованность, активность, настойчивость, решительность и другие.
  • Эмоциональные — впечатлительность, порывистость, горячность, отзывчивость, безразличие, инертность и другие.
  • Интеллектуальные — любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и другие.

Согласно второму подходу, черты характера личности описываются исходя из направленности личности. В сформированном характере в качестве ведущего компонента выступает система убеждений, которая задает долгосрочную, стратегическую направленность действий и поведения человека, обеспечивает уверенность в важности и справедливости выполняемого им дела, обуславливает настойчивость в достижении поставленных перед собой целей.

Черты характера, определяющие отношение к деятельности, выражаются в устойчивых интересах человека. У бесхарактерного человека отсутствуют цели совсем или очень разбросаны. Поверхностность и неустойчивость их интересов зачастую сопряжены с большой долей подражательности, с недостатком самостоятельности и целостности личности человека. И, напротив, содержательность и глубина интересов человека свидетельствуют о его целенаправленности и настойчивости.

Специфика характера личности проявляется в ситуациях выбора способов действий или типов поведения. В данном контексте можно говорить о такой черте характера, как степень выраженности мотивации на достижение успеха. От нее будет зависеть выбор человека либо в пользу действий, ведущих к успеху, — инициативность, соревновательная активность, готовность рискнуть, либо в пользу стремления просто избежать неудачи — избегание рисков, уклонение от ответственности, неактивность, безынициативность.

Все черты характера личности условно можно отнести к двум видам — мотивационным и инструментальным. Первые, соответственно, побуждают и направляют деятельность, а вторые придают ей определенный стиль. Например, при выборе цели действия проявляется мотивационная черта личности. Однако после того, как цель определена, больше проявляются инструментальные черты характера, которые определяют выбор тех или иных способов достижения этой цели.

Характер формируется постепенно и может претерпевать трансформации на протяжении всей жизни человека. И этот процесс можно сделать осознанным. Как говорил известный английский писатель Уильям Мейкпис Теккерей, посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.

Способности человека

Согласно подходу отечественного ученого Теплова Б. М., под способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности, которые, с одной стороны, отличают одного человека от другого, с другой — имеют отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многочисленных деятельностей, с третьей — не сводятся к уже имеющимся у человека знаниям, навыкам и умениям.

Способности человека определяют степень легкости и быстроты приобретения и усвоения им знаний, умений и навыков. В свою очередь, приобретенные знания, умения и навыки оказывают существенное содействие дальнейшему развитию способностей, а их отсутствие, напротив, служит тормозом для развития способностей. В психологии уровни развития способностей чаще всего классифицируются следующим образом:

  • способность;
  • одаренность;
  • талант;
  • гениальность.

Успешное выполнение любой деятельности находится в зависимости не от какой-то одной, а от сочетания сразу нескольких способностей. При этом сочетание, приводящее к одному и тому же результату, может обеспечиваться различными способами. В случае отсутствия необходимых задатков к успешному развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более глубокого развития и проработки других.По мнению Теплова Б. М., способности не могут существовать при отсутствии постоянного процесса развития. Способность, которая не практикуется, со временем утрачивается. Только благодаря усердию, постоянным упражнениям, систематическим занятиям такими сложными видами деятельности, как математика, музыка, художественное или техническое творчество, спорт возможно поддержание и развитие у себя соответствующих способностей.

Как великого художника не приняли в академию

Отождествление в повседневной практике способностей и навыков зачастую приводит к ошибочным суждениям и выводам, в особенности в педагогической практике. История о том, как знаменитого художника Сурикова В. И. на начальном этапе его развития не приняли в Академию художеств, удостоилась быть внесенной в психологическую литературу в качестве примера для лучшего понимания категории «способности».

Страсть Сурикова В. И. к рисованию была очевидна с раннего детства. Какое-то время он брал уроки в красноярском уездном училище. После смерти отца ввиду стесненных финансовых обстоятельств хорошее образование было не по карману для его семьи. Юноша попал на службу в качестве писца в губернаторское управление. Как-то его рисунки попались Замятину П. Н. — енисейскому губернатору, и тот углядел в них огромный художественный потенциал автора. Он нашел Сурикову В. И. мецената, готового оплатить обучение в Академии художеств. Но несмотря на это, первая попытка поступления в учебное заведение не завершилась успехом.

Педагоги совершили ошибку потому, что не смогли различить отсутствие умений и навыков и отсутствие способностей. Несмотря на то что выдающиеся способности юного художника проявились достаточно рано, умений и навыков рисования на тот момент у него еще было недостаточно.

В течение трех месяцев Суриков В. И. овладел нужными навыками и умениями и в результате был зачислен в Академию художеств. В процессе учебы он получил четыре серебряные медали за свои работы и был удостоен нескольких денежных премий.

Его пример показывает, что нужно верить в себя, в свою мечту и настойчиво добиваться своей цели.

Как они измеряются, что они означают

Большая пятерка черт личности: как они измеряются, что они означают
  • Состояние здоровья
    • Популярные
      • Рак молочной железы
      • ВЗК
      • Мигрень
      • Рассеянный склероз
      • Ревматоидный артрит
      • Диабет 2 типа 2
    • Статьи
      • Кислотный рефлюкс
      • ADHD
      • Аллергии
      • Alzheimer’s & Dementia
      • БИПОЛОНЕ0008
      • Cancer
      • Crohn’s Disease
      • Chronic Pain
      • Cold & Flu
      • COPD
      • Depression
      • Fibromyalgia
      • Heart Disease
      • High Cholesterol
      • HIV
      • Hypertension
      • IPF
      • Osteoarthritis
      • Psoriasis
      • Заболевания кожи и уход за ними
      • ЗППП
  • Откройте для себя
    • Темы о здоровье
      • Питание
      • Fitness
      • Уход за кожей
      • Сексуальное здоровье
      • Women Health
      • Психическое благополучие
      • Сон
    • Обзоры продуктов
      • Витамины и добавки
      • Sleep
      • Penthy Health
      • AT-HOME-HOME.
      • CBD
      • Men’s Health
    • Original Series
      • Fresh Food Fast
      • Дневники диагностики
      • You’re Not Alone
      • Настоящее напряжение
    • Видео серии
      • Молодежь в фокусе
      • Здоровый урожай
      • Нет больше молчания
      • Future of Health
    • Проблемы здоровья
      • Mindful Feetware
      • SAGCLVVY
      • . Ваше тело
      • Здоровье кишечника
      • Продукты для настроения
      • Выровняйте позвоночник
    • Find Care
      • Первичная помощь
      • Психическое здоровье
      • Акушер-гинеколог
      • Дерматологи
      • Неврологи
      • Кардиологи
      • Ортопеды
    • Тесты на образ жизни
      • У меня депрессия
      • Контроль веса
      • Викторина для подростков
      • Вы трудоголик?
      • Как хорошо ты спишь?
    • Инструменты и ресурсы
      • Новости здравоохранения
      • Найдите диету
      • Найдите полезные закуски
      • Лекарства от А до Я
      • Здоровье от А до Я
  • Connect
      • Breast Cancer
      • Inflammatory Bowel Disease
      • Psoriatic Arthritis
      • Migraine
      • Multiple Sclerosis
      • Psoriasis

Medically reviewed by Timothy J. Legg, PhD, PsyD — Автор Crystal Raypole — Обновлено 26 января 2019 г.

Каковы черты личности Большой пятерки?

Ваша личность уникальна для вас и является важной частью того, кто вы есть. Он включает в себя ваши предпочтения, манеры и поведение. Вместе они могут сыграть роль в вашей дружбе, отношениях, карьере и хобби.

Существует множество личностных тестов, которые помогут вам лучше понять свою личность. Они бывают разных форматов и основаны на разных моделях. Модель личности «Большая пятерка», также называемая пятифакторной моделью (FFM), является одной из популярных моделей.

Модель Большой пятерки представляет пять основных черт личности, которые вы можете запомнить, используя аббревиатуру CANOE:

  • C добросовестность
  • A доброжелательность
  • N Евротизм
  • O Пенность
  • E Экстраверсия/Экстраверсия

Читайте дальше, чтобы узнать больше о личностных чертах Большой пятерки, в том числе о том, как узнать свои собственные результаты.

Есть несколько веб-сайтов, которые предлагают свои версии теста личностных качеств Большой пятерки. Один из популярных вариантов называется инвентарем Большой пятерки. Этот метод использует ваш ответ примерно на 50 коротких утверждений или фраз.

Вам будет предложено согласиться или не согласиться с каждой фразой по шкале от 1 до 5. Основываясь на ваших ответах, ваши результаты покажут вам, где вы находитесь в спектре для каждой черты. Например, у вас может быть высокая степень добросовестности и низкая экстраверсия.

Вы можете взять инвентарь Большой пятерки здесь.

ПОМНИТЕ

Глядя на свои результаты, помните, что личность невероятно сложна. Нет правильных или неправильных черт, и каждая черта связана с уникальными сильными сторонами. Эти результаты также не являются окончательным утверждением о вашей личности. Они могут даже измениться в зависимости от ряда факторов, от вашего настроения в этот день до того, предстоит ли вам важное, нервное событие в ближайшем будущем.

Добросовестность описывает внимательный, внимательный к деталям характер.

Высокий балл

Если у вас высокий балл по добросовестности, вы, вероятно:

  • следите за порядком
  • приходите готовыми к школе или работе
  • целеустремленны
  • настойчивы
902 если вы добросовестный человек , вы можете следовать обычному расписанию и уметь отслеживать детали. Скорее всего, вы обдумываете варианты и усердно работаете для достижения своих целей. Коллеги и друзья могут считать вас надежным и справедливым человеком.

Вы склонны к микроуправлению ситуациями или задачами. Вы также можете быть осторожными или вам трудно угодить.

Низкий балл

Низкий балл за добросовестность может означать, что вы:

  • менее организованны
  • выполняете задачи менее структурированным образом

Низкий показатель добросовестности может означать, что вы предпочитаете обстановку без структуры. Вы можете предпочесть делать что-то в своем собственном темпе, чем работать в срок. Это может сделать вас ненадежным в глазах окружающих.

Доброжелательность относится к желанию поддерживать бесперебойную работу.

Высокий балл

Высокий балл за доброжелательность может означать, что вы:

  • всегда готовы прийти на помощь
  • заботливы и честны
  • интересуетесь окружающими
  • верите в лучшее в других
  • 0 Если Вы набираете высокие баллы за приятность, вы готовы помочь и сотрудничать. Ваши близкие могут часто обращаться к вам за помощью. Люди могут считать вас заслуживающим доверия. Вы можете быть человеком, которого ищут другие, когда пытаются разрешить разногласие.

    В некоторых ситуациях вы можете быть слишком доверчивы или готовы пойти на компромисс. Постарайтесь сбалансировать свое умение радовать других с самозащитой.

    Низкий балл

    Низкий балл уступчивости может означать, что вы:

    • упрямы
    • вам трудно прощать ошибки
    • эгоцентричны
    • меньше сочувствуете другим склонен держать обиду. Вы также можете быть менее сочувствующим другим. Но вы также, вероятно, избегаете ловушек сравнения себя с другими или заботы о том, что другие думают о вас.

      Нейротизм описывает склонность к тревожным мыслям и чувствам.

      Высокий балл

      Высокий балл по невротизму может означать, что вы:

      • часто чувствуете себя уязвимым или незащищенным
      • легко впадаете в стресс
      • боретесь с трудными ситуациями
      • испытываете перепады настроения
      • может винить себя, когда что-то идет не так. Вы также можете легко разочароваться в себе, особенно если совершите ошибку. Скорее всего, вы тоже склонны к беспокойству.

        Но вы, вероятно, более склонны к самоанализу, чем другие, что помогает вам исследовать и понимать свои чувства.

        Низкий балл

        Если у вас низкий балл по невротизму, вы, вероятно:

        • сохраняете спокойствие в стрессовых ситуациях
        • более оптимистичны
        • меньше беспокоитесь
        • имеете более стабильное настроение
        9022 уверен. У вас может быть больше устойчивости, и вам будет легче сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Расслабление также может прийти к вам легче. Постарайтесь иметь в виду, что это может быть не так просто для окружающих, поэтому наберитесь терпения.

        Открытость, или открытость опыту, относится к чувству любопытства к другим и миру.

        Высокий балл

        Если вы набрали высокий балл по открытости, вы можете:

        • любить пробовать новое
        • быть более творческим
        • иметь хорошее воображение
        • быть готовым рассматривать новые идеи

        высокий балл по открытости может означать, что у вас широкие интересы. Вам может нравиться решать проблемы с помощью новых методов, и вам будет легко думать о вещах по-разному. Открытость к новым идеям может помочь вам легко приспособиться к изменениям.

        Просто следите за любыми ситуациями, когда вам может понадобиться установить границы, будь то отношения с членами семьи или баланс между работой и личной жизнью.

        Низкий балл

        Низкий балл открытости может означать, что вы:

        • предпочитаете делать что-то привычным образом
        • избегаете изменений
        • более традиционно мыслите

        Низкий балл открытости может означать, что вы рассматриваете концепции в прямые способы. Другие, вероятно, считают вас приземленным и приземленным человеком.

        Экстраверсия относится к энергии, которую вы черпаете из социальных взаимодействий.

        Высокий балл:

        Высокий балл экстраверсии может означать, что вы:

        • ищите волнения или приключений
        • легко заводите друзей
        • говорите, не думая
        • наслаждаетесь активностью с другими

        Если вы набрали высокий балл по экстраверсии, может считать себя экстравертом. Вы можете получать удовольствие от внимания и чувствовать себя перезаряженным, проведя время с друзьями. Вы, вероятно, чувствуете себя лучше всего, когда находитесь в большой группе людей.

        С другой стороны, у вас могут возникнуть проблемы с продолжительным пребыванием в одиночестве.

        Низкий балл:

        Низкий балл экстраверсии может означать, что вы:

        • с трудом завязываете светскую беседу или представляете себя
        • чувствуете себя утомленным после общения
        • избегаете больших групп
        • более сдержанны
        • 92020 Низкий 90 показатель экстраверсии может означать, что вы предпочитаете проводить время в одиночестве или с небольшой группой близких друзей. Вы также можете быть более скрытным человеком, когда дело доходит до того, чтобы делиться подробностями своей жизни. Это может показаться другим сдержанным.

          С момента своего создания в начале 1990-х годов модель «Большой пятерки» широко использовалась исследователями, профессионалами в области бизнеса и другими людьми. Отчасти потому, что это эффективная модель.

          Хотя личность может продолжать развиваться на протяжении всей жизни, исследование 2011 года показывает, что личностные черты Большой пятерки в целом остаются стабильными в течение четырехлетнего периода после достижения вами совершеннолетия. Любые изменения, которые происходят, обычно небольшие и постепенные.

          Кроме того, обзор кросс-культурных исследований 2006 года, посвященных личностным чертам Большой пятерки, показывает, что эти черты, как правило, встречаются во всем мире.

          В одних культурах некоторые черты могут рассматриваться как менее важные, чем в других, а в некоторых культурах могут цениться другие черты, которые эта модель не измеряет. Но вообще говоря, эта модель считается универсальной.

          Тесты личности иногда могут помочь вам лучше понять себя. Но они не могут полностью определить, кто вы как личность. Тест не опишет вас полностью, даже если некоторые вещи он покажет правильно.

          Если вы хотите поработать над определенным чувством или поведением или считаете, что одна из ваших черт может негативно повлиять на ваши отношения, вы всегда можете обратиться за помощью к консультанту или психотерапевту.

          Консультант может помочь вам узнать больше о своей личности и изучить способы достижения любых изменений, которые вы хотели бы осуществить.

          Последнее медицинское рассмотрение от 23 октября 2018 г.

          Как мы рецензировали эту статью:

          Healthline придерживается строгих правил выбора поставщиков и опирается на рецензируемые исследования, академические исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования третичных ссылок. Вы можете узнать больше о том, как мы обеспечиваем точность и актуальность нашего контента, прочитав нашу редакционную политику.

          • Кэмпс Дж. и др. (2016). Взаимосвязь между личностными качествами руководителей «большой пятерки» и опытом сотрудников в отношении оскорбительного надзора. DOI:
            10.3389/fpsyg.2016.00112
          • Cobb-Clark D, et al. (2011). Стабильность личностных тестов Большой пятерки.
            ftp.iza.org/dp5943.pdf
          • Hussain S, et al. (2012). Выбор личности и карьеры.
            researchgate.net/publication/269673029_Personality_and_career_choices
          • Квон С. и др. (2016). Невротизм.
            britannica.com/science/neuroticism
          • McCrae RR. (2002). Кросскультурное исследование пятифакторной модели личности. DOI:
            10.9707/2307-0919.1038
          • McCrae RR, et al. (2005). Универсальные черты черт личности с точки зрения наблюдателя: данные из 50 культур. DOI:
            10.1037/0022-3514.88.3.547
          • Rantanen J, et al. (2007). Долгосрочная стабильность черт личности «большой пятерки» во взрослом возрасте. DOI:
            10.1111/j.1467-9450.2007.00609.x
          • Terracciano A, et al. (2007). Кросс-культурные исследования черт личности и их отношение к психиатрии. DOI:
            10.1017/S1121189X00004425

          Share this article

          Medically reviewed by Timothy J. Legg, PhD, PsyD — By Crystal Raypole — Updated on January 26, 2019

          Read this next

          • Being a Высокочувствительный человек — научная черта личности. Вот на что это похоже.

            Писательница Хули Фрага, которую большую часть своей жизни списывали как странную, понимает, что она очень чувствительный человек (ВЧЛ). СЧЛ глубоко чувствуют, обладают чувствительностью…

            ПОДРОБНЕЕ

          • Вы экстраверт? Вот как сказать

            Медицинский обзор Тимоти Дж. Легга, доктора философии, психолога

            Экстравертов часто называют душой компании. Их общительный, яркий характер привлекает к ним людей, и им трудно отвернуться…

            ПОДРОБНЕЕ

          • Что такое интроверт и чем он не является

            Медицинский осмотр Кендры Кубала, психолога

            Интроверта часто считают тихим, сдержанным и вдумчивым человеком. Они не ищут особого внимания или социальных обязательств, поскольку…

            ПОДРОБНЕЕ

          • Является ли пограничное расстройство личности (ПРЛ) типом нейроразнообразия?

            Медицинская экспертиза Николь Вашингтон, DO, MPH

            Новые данные связывают пограничное расстройство личности с нейроразнообразием, что может помочь вам переосмыслить некоторые ключевые черты ПРЛ как сильные стороны.

            ПОДРОБНЕЕ

          • 7 советов, как наладить отношения с родителем-нарциссом

            Воспользуйтесь этими советами от экспертов, чтобы защитить свое эмоциональное здоровье и благополучие, если у вашего родителя есть признаки нарциссического расстройства личности (НРЛ).

            ПОДРОБНЕЕ

          • Все о тихом ПРЛ (пограничном расстройстве личности)

            Тихом пограничном расстройстве личности (ПРЛ) — это теория ПРЛ, при которой перепады настроения и поведение направлены вовнутрь, а не на других.

            ПОДРОБНЕЕ

          • Нарциссическое расстройство личности (НРЛ)

            Медицинское обследование Кендры Кубала, PsyD

            Люди с нарциссическим расстройством личности (НРЛ) имеют завышенное мнение о себе. Узнайте о симптомах, диагностике и преодолении НРЛ.

            ПОДРОБНЕЕ

          • Кто такой психопат?

            Медицинское заключение Джеффри Дитцелла, DO

            Психопат и социопат — общепринятые термины, но вам не может быть поставлен диагноз «психопат». Узнайте, почему и что нужно знать об антисоциальной личности…

            ПОДРОБНЕЕ

          • 9 советов, как справиться с нарциссическими чертами личности

            Медицинский обзор Кендры Кубалы, PsyD

            Общение с человеком с нарциссической личностью может быть сложной задачей. Мы дадим вам девять советов, как справляться с трудностями, и поможем вам распознать, когда пришло время…

            ПОДРОБНЕЕ

          • Пограничное расстройство личности

            Медицинская оценка Карин Гепп, PsyD

            Люди, живущие с ПРЛ, испытывают трудности с обработкой своих эмоций или управлением ими. . Узнайте больше о его симптомах, причинах и лечении.

            ПОДРОБНЕЕ

          Большая пятерка личностных черт: ОКЕАН

          Большая пятерка личностных черт — это пять широких категорий личностных черт, присутствующих в людях и определяющих их поведение. Черты личности включают открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм.

          Содержание

          1. Каковы основные 5 черт характера?
          2. Понимание модели OCEAN
          3. Большая пятерка личностных черт
          4. Факторы, влияющие на черты характера «большой пятерки»
          5. Стабильность черт личности из «большой пятерки»
          6. Краткий обзор черт личности «большой пятерки»

          Что такое черты личности «большой пятерки»?

          В 1936 году Гордон Олпорт и Г. С. Одберт впервые выдвинули гипотезу о том, что индивидуальные различия, наиболее заметные и социально значимые в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке и личности. Тем не менее, эксперты считают, что в основном есть пять основных черт личности, которые определяют личность человека. Большая пятерка личностных черт, также известная как модель ОКЕАН, представляет собой категоризацию пяти личностных черт. Важно учитывать, что эти черты представляют собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство людей находятся между двумя крайностями каждого измерения или черты. Большая пятерка личностных качеств сокращенно обозначается как ОКЕАН –

          • O означает открытость
          • C означает добросовестность
          • E означает экстраверсию
          • A означает приятность
          • N означает невротизм

          Понимание науки о личности является ключом к оптимизации поведения и познанию самого себя. Эти черты используются в общеупотребительном языке для определения личности и психики человека. Несмотря на то, что личностные черты не могут конкретно предсказать поведение, они могут помочь понять, почему люди реагируют так, как они поступают, ведут себя по-разному и как они по-разному видят вещи в сходных ситуациях.

          Понимание модели OCEAN

          Эта модель 1 была разработана для демонстрации взаимосвязи между личностью и академическим поведением. Исследователи использовали факторный анализ вербальных дескрипторов, чтобы понять поведение человека. Изучая отношения между большим количеством вербальных дескрипторов, относящихся к чертам личности, они сократили список этих дескрипторов в 5-10 раз, а оставшиеся черты сгруппировали с помощью факторного анализа, чтобы найти лежащие в их основе факторы личности. Модель личности, OCEAN, является широко принятой теорией личности в научном сообществе. В этой модели обнаруживается, что люди имеют разную степень ключевых личностных факторов, которые управляют их мыслями и поведением. Некоторые исследования 2 показывает, что добросовестность, экстраверсия, открытость опыту и невротизм стабильны от детства до взрослой жизни. Исследование 2012 года 3 показало, что люди из более чем 50 различных культур обнаружили, что пять измерений могут быть точно использованы для определения личности. Отчеты 4 обнаружили относительную стабильность пяти больших личностных черт на протяжении всей жизни человека, по крайней мере, от дошкольного возраста до взрослой жизни. Существует очень мало доказательств того, что неблагоприятные жизненные события могут оказывать значительное влияние на личность человека.

          Понимание и знание людей и их личностей является ключом к улучшению общения и принятию лучших решений, связанных с ситуацией. Также считается, что наше лицо также раскрывает нашу личность. Следовательно, это также может помочь определить личность человека. Когда человек понимает свою личность, он может задавать свои собственные потребности, легче находить общий язык и соответствующим образом оптимизировать свое поведение.

          Большая пятерка черт характера


          Пять больших личностных черт классифицируются ниже:

          1. Открытость

          Эта черта личности состоит из таких характеристик, как воображение, проницательность или креативность. Люди с высоким уровнем открытости проявляют широкий круг интересов. Они любознательны и стремятся узнавать новое и получать новые впечатления. Люди с высоким уровнем открытости склонны к авантюрам и творчеству. С другой стороны, люди с низким уровнем открытости более традиционны и борются с творчеством.

          A. Характеристики высокого уровня открытости:
          • Чрезвычайно творческий
          • Пробовать что-то новое
          • Чрезвычайно сосредоточен на решении новых задач
          • Думает об абстрактных концепциях
          0 B. Характеристики открытости низкие 0
          • Не любит перемен
          • Не интересуется новыми вещами
          • Не приветствует новые идеи
          • Обладает слабым воображением
          • Не любит абстрактные или теоретические концепции

          Узнайте больше об открытости здесь

          2. Добросовестность

          Эта большая пятерка черт характера включает в себя высокий уровень вдумчивости, отличный контроль над импульсами и целеустремленное поведение. Люди с высокой степенью добросовестности более организованы и ориентированы на детали. Это люди, которые любят планировать заранее, думают о том, как их поведение повлияет на других, и более внимательно относятся к срокам. Сознательность связана с активностью лобных долей. Эта часть мозга отвечает за исполнение, сдерживание и регулирование животных и инстинктивных импульсов из других областей мозга.

          A. Характеристики высокого уровня добросовестности:
          • Тратит больше времени на подготовку
          • Сосредотачивается и завершает важные дела вовремя
          • Уделяет особое внимание деталям
          • Любит составленный график
          • 9 B0309
          • 8 Признаки низкого уровня добросовестности:
            • Не любит структуру и расписание
            • Не любит заботиться о вещах
            • Не справляется с важными или порученными задачами
            • Неспособность вернуть вещи или поставить их на место

            Узнайте больше о добросовестности здесь

            характеризуется возбудимостью, общительностью, разговорчивостью, напористостью, высокой степенью эмоциональной экспрессивности. Экстраверсия предполагает взаимодействие с внешним миром, поскольку люди с этой чертой любят быть в центре внимания. Экстраверты любят общаться с людьми и полны энергии. Часто это активные и полные энтузиазма люди. Экстраверты более доминируют в социальной среде по сравнению с интровертами. Люди с высоким уровнем экстраверсии более общительны и полны энергии в социальных ситуациях. Они чувствуют себя более энергичными и возбужденными, когда находятся среди людей. В случае низкого уровня экстраверсии люди более замкнуты и интровертированы и обычно имеют низкий уровень энергии в социальных ситуациях. Они обычно чувствуют себя опустошенными на светских мероприятиях. Таким образом, им требуется период одиночества, чтобы перезарядить свои энергетические уровни.

            A. Характеристики высокого уровня экстраверсии:
            • Любит быть в центре внимания
            • Начинает разговор
            • Любит знакомиться с новыми людьми
            • Имеет большой круг друзей и знакомых от природы
            • 9000 новые друзья
            • Имеет много энергии среди других людей
            • Склонен говорить вещи, не задумываясь
            B. Характеристики низкого уровня экстраверсии:
            • Предпочитает уединение компании
            • Чувствует себя опустошенным, когда ему приходится общаться с другими людьми
            • Не может начать разговор
            • Не любит вести светские беседы
            • Много думает, прежде чем говорить
            • Не любит быть центр внимания
            • Меньшая вовлеченность в социальную среду

            4. Покладистость

            Эта черта личности включает в себя такие качества, как доверие, альтруизм, доброта, привязанность, щедрость или помощь. У приятных людей оптимистичный взгляд на человеческую природу. Неприятные люди больше интересуются собственными интересами, чем ладят с другими. Эти люди обычно не заботятся о благополучии других. Они более подозрительны, недружелюбны, склонны к манипуляциям, соперничают или отказываются сотрудничать. 9

          • Обычно заботится о других помогать другим людям
          B. Характеристики низкого уровня доброжелательности:
          • Проявляет меньший интерес к другим людям
          • Низкий интерес к чужим проблемам
          • не заботится о том, как другие люди чувствуют, что
          • являются подозрительными, недружественными или манипулятивными
          • оскорблениями других людей

          Подробнее о приятеле здесь

          5. Невротизм 1120230234. 5 больших черт личности, характеризующихся грустью, капризностью или эмоциональной нестабильностью. Эта черта связана с низкой стрессоустойчивостью. Люди с высоким уровнем невротизма испытывают перепады настроения, тревогу, раздражительность и печаль. Они более эмоционально реактивны и уязвимы к тревоге или стрессу. Люди с низким уровнем невротизма более эмоционально устойчивы и жизнестойки. Они менее эмоционально реагируют и обычно не расстраиваются. Они более спокойные, эмоционально устойчивые, хорошо переносят стресс.

          Корреляция с высоким уровнем невротизма может быть обнаружена, когда человек не доволен своими достижениями, которые могут увеличить вероятность клинической депрессии. Исследование 2014 года 5 показало, что люди с высоким уровнем невротизма склонны переживать больше негативных жизненных событий, но также меняют их в ответ на позитивные и негативные жизненные события. Исследование 2017 года 6 показало, что люди с более высоким уровнем невротизма имеют худшее психологическое состояние.

          A. Характеристики высокого уровня невротизма:
          • Склонен к сильному стрессу
          • Склонен сильно беспокоиться о разных вещах
          • Часто расстраивается
          • Драматические перепады настроения

            90 Чувство тревоги

            38 Трудно прийти в себя после стрессовых ситуаций

          B. Характеристики низкого уровня нейротизма:
          • Очень эмоционально устойчивый
          • Хорошо справляется со стрессом
          • Редко чувствует себя расстроенным или подавленным
          • Менее тревожен
          • Очень расслаблен

          Факторы, влияющие на большую пятерку личностных черт

          Эксперты считают, что биологические факторы и факторы окружающей среды в значительной степени ответственны за влияние на нашу личность. Исследование близнецов 1996 года 7 показало, что природа и воспитание ответственны за развитие пятерки больших личностных качеств. В этом исследовании была предпринята попытка понять генетические и экологические влияния пяти личностных черт у 123 пар однояйцевых близнецов и 127 пар разнояйцевых близнецов. Результаты показали, что наследуемость каждого признака составила 53% для экстраверсии, 41% для покладистости, 44% для добросовестности, 41% для невротизма и 61% для открытости.

          Другие исследования 8 показывают, что пять больших личностных черт, как правило, остаются относительно стабильными в течение взрослой жизни. Исследование 2016 года 9 продемонстрировало, что взрослые трудоспособного возраста были стабильны в течение 4 лет и мало менялись в результате неблагоприятного жизненного опыта. Научное исследование 2014 года 10 также показало, что возраст и зрелость влияют на пять больших личностных качеств. С возрастом люди становятся менее экстравертными, менее невротичными и менее открытыми для новых ощущений. С другой стороны, покладистость и добросовестность, как правило, растут, когда люди становятся старше.

          Стабильность личностных черт «большой пятерки»

          Стабильность личностных черт «большой пятерки» остается постоянной на протяжении всей жизни человека с некоторыми минимальными изменениями от детства до взрослой жизни. В исследовании 2012 года 11 была предпринята попытка отследить тенденции развития большой пятерки личностных черт. Было обнаружено, что общая доброжелательность и добросовестность увеличиваются с возрастом. Экстраверсия не претерпела существенных изменений. Открытость опыту и невротизм несколько снижались от подросткового возраста к среднему детству. Исследователи также обнаружили, что существуют более значительные тенденции в конкретных аспектах личности, чем в пяти больших чертах личности в целом.

          Краткий обзор пяти личностных черт «большой пятерки»
          1. Пятерка личностных черт «большой пятерки», также известная как модель ОКЕАН, представляет собой классификацию пяти личностных черт.
          2. Черты личности включают открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм.
          3. Стабильность пяти больших личностных черт остается неизменной на протяжении всей жизни человека с некоторыми минимальными изменениями от детства до взрослой жизни.
          4. Эта модель была разработана для демонстрации взаимосвязи между личностью и академическим поведением.
          5. Понимание и знание людей и их личностей является ключом к улучшению общения и принятию лучших решений.
          1. Поропат А.Э. (2009). Метаанализ пятифакторной модели личности и успеваемости. Психологический бюллетень , 135 (2), 322-338. https://doi.org/10.1037/a0014996 [↩]
          2. Леон Г.Р., Гиллум Б., Гиллум Р., Гуз М. Стабильность личности и изменение за 30-летний период – от среднего возраста до старости. J Consult Clin Psychol. 1979 июня; 47(3):517-24. doi: 10.1037//0022-006x.47.3.517. PMID: 528720. [↩]
          3. Гурвен, М., фон Рюден, К., Массенкофф, М., Каплан, Х., и Леро Ви, М. (2013). Насколько универсальна Большая пятерка? Тестирование пятифакторной модели личностных вариаций среди собирателей-фермеров в боливийской Амазонии. Журнал личности и социальной психологии , 104 (2), 354–370. https://doi. org/10.1037/a0030841 [↩]
          4. Марки П. М., Марки С. Н. и Тинсли Б. Дж. (2004). Детские поведенческие проявления пятифакторной модели личности. Бюллетень личности и социальной психологии , 30 (4), 423-432. https://doi.org/10.1177/0146167203261886 [↩]
          5. Jeronimus BF, Riese H, Sanderman R, Ormel J. Взаимное усиление между невротизмом и жизненным опытом: пятиволновое 16-летнее исследование для проверки взаимной причинно-следственной связи. J Pers Soc Psychol. 2014 Октябрь; 107 (4): 751-64. doi: 10.1037/a0037009. Epub 2014, 11 августа. PMID: 25111305. [↩]
          6. Дван Т. и Оунсворт Т. (2017). Факторы большой пятерки личности и психологическое благополучие после инсульта: систематический обзор. Инвалидность и реабилитация , 41 (10), 1119-1130. https://doi.org/10.1080/09638288.2017.1419382 [↩]
          7. Jang KL, Livesley WJ, Vernon PA. Наследуемость больших пяти параметров личности и их аспектов: исследование близнецов. J Перс. 1996 г.