Основные направления деятельности педагога психолога: Цели, задачи и направления работы педагога-психолога в ДОУ

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ — Детский сад №32 «Антошка»

Психолог в детском саду

Профессиональное Кредо: «Душа помнит о прошлом, зрит настоящее, предвидит будущее»

/Марк Туллий Цицерон/

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий.

Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

Ø Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;

Ø Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

Ø Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

Ø Развивающее значение разных видов детской деятельности — игры, рисования, конструирования и др.;

Ø Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

Ø Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;

Ø Особенности подхода к «трудным» детям;

Ø Адаптация ребенка к детскому учреждению.

Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. (Это вовсе не значит, что взрослые должны всегда и во всем потакать детям, идти навстречу любым, часто неразумным, да и невыполнимым, их желаниям.)
Успех в развитии в значительной степени зависит от того, смогут ли воспитатели отказаться от привычной схемы с одним, единственно правильным путем развития, который жестко определяется небогатым перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности (якобы обеспечивающих «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности). Психологу стоит иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

Одна из важнейших задач психолога — сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах. Так, целесообразно делить их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать).
Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, — застенчивых, робких, неуспешных, одиноких.
Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель должны вырабатывать в каждом конкретном случае совместно. Это тем более необходимо, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Неадекватное отношение воспитателя к ребенку, в свою очередь, возникает как следствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Поэтому зачастую углубленная и систематическая работа с воспитателем позволяет изменить его педагогические установки не только по отношению к отдельным детям, но даже к группе в целом.

Психолог может наметить и реализовать ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где психолог может проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с коллективом возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно намечать пути их решения.
Отказ от строгой унификации программ даст психологу возможность выявить наиболее «сильные» стороны каждого воспитателя и помочь ему так скорректировать свою работу с детьми, чтобы эти его стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу не только детям, но и самому воспитателю, повысив его самооценку и предоставив возможность развития собственного творческого потенциала.
Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь приближение их жизни в группах к домашней обстановке и налаживание более тесной связи с семьей. Следует всячески поощрять посещение детского сада родителями в любое время, их присутствие на занятиях, участие в играх, прогулках. Хорошо, если в саду систематически отмечаются дни рождения детей, когда каждый ребенок приносит маленький подарок «имениннику», а сам «именинник» и его родители угощают детей печеньем, конфетами и т.п. Поскольку не все родители в достаточной мере подготовлены к участию в таком общении, в сложных случаях психолог может выступить в качестве посредника с тем, чтобы установить более тесный контакт родителей с педагогом и детьми.

В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
Психодиагностика — психолого-педагогическое изучение уровня умственного развития и индивидуальных психологических качеств отдельных детей, определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой;
Развивающая и коррекционная работа — работа педагога психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной, личностной, познавательной сферах;
Психологическая профилактика — работа психолога, направленная на предотвращение появления различных нарушений в развитии ребёнка;
Консультирование — оказание психологической помощи обратившимся с проблемой педагогам и родителям в форме индивидуальных и групповых консультаций;

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии;
Занятия направлены на развитие у детей умения общаться со сверстниками и со взрослыми. Занятия проходят в игровой форме.

Основные направления работы педагога-психолога

Виды работы (направления) соответствуют Письму Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и Приказу Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическая диагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная деятельность, организационно — методическое направление.

 

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС ДО позволяют повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс.  

  1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.    Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями заведующей) и другими специалистами (учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.).
  2. Диагностическая работа (индивидуальная, групповая). Можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении: во-первых, когда мы отслеживаем нормы развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 л и старше), так как дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по критериям на каждом возрастном периоде. А также сопровождение готовности ребенка к школьному обучению.
  3. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная, групповая) Формирование потребности в познании чего-то нового, возможности его приобретения и реализация в деятельности, в общении между сверстниками и воспитателями. Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремиться приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
  4. Экспертная деятельность — это психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Консультирование (индивидуальное, групповое). Помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии. Осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.
  6. Организационно-методическая и аналитическая работа направлена на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ДО, планирование работы на следующий год.

Основные направления деятельности педагога-психолога учреждения дошкольного образования

Основные направления деятельности педагога-психолога учреждения дошкольного образования

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения — содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:

  • содействие и обеспечение реализации прав ребёнка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;
  • организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация педагогического потенциала социального окружения;
  • содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для обеспечения реализации учебной программы дошкольного образования.

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа;
  • психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми во взаимодействии с воспитателями, другими специалистами дошкольного учреждения, родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.

На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста.

Психодиагностические мероприятия с педагогами

Психолого-педагогическая диагностика специалистов дошкольного учреждения проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

Психодиагностические мероприятия с родителями

Задачи психодиагностических мероприятий:

  • изучение личностных особенностей ребёнка, особенностей взаимодействия детей со сверстниками и социальной ситуации развития;
  • изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки;
  • выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога — составная часть образовательного процесса дошкольного учреждения.

Цель содействие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности детей, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, воспитании и обучении, созданию условий для получения коррекционно-развивающей поддержки педагога-психолога всем нуждающимся детям.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

содействие личностному развитию и развитию эмоционально-волевой, коммуникативных сфер ребёнка, повышения возможностей его социализации и др.

С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.

Здоровьесберегающая деятельность

Цель — содействие сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирование установок на здоровый образ жизни и организацию безопасной жизнедеятельности детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания и др. ), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель — оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.

Психологическая профилактика и просвещение

Цель — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей, в том числе по вопросам защиты прав детей, профилактики социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.).

Методическая работа.

Цель — изучение и обобщение опыта психологической, коррекционно-развивающей работы с детьми, накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования педагогическими работниками, руководителями методического объединения и другими сотрудниками, участие в подготовке вопросов на заседаниях методических объединений, повышение собственной профессиональной компетентности.

Психологическое сопровождение управленческих процессов.

Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Источник:

Осипова, Е.А. Педагог-психолог в дошкольном учреждении: учеб.-метод. пособие / Е.А. Осипова, Е.В. Белинская; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2010. –  с.

Что делает

ЧТО ДЕЛАЕТ ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ?

  Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.

  Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение. Как видим, ничего сверхъестественного в работе психолога нет. А сам он обычный живой человек, выполняющий свою работу. Существует кардинальное отличие психолога от психиатра или психотерапевта. Работа двух последних относится к медицине, отклонениям от нормы, патологии. Психолог же работает «с нормой».

  Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.

  Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной. Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие – нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату именно за охват всех учеников примерно в равной степени. Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?

  Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.

  В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? – Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний – учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное, поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.

  Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».

  Стержневая проблема первого направления – повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя – не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире. Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.

  Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение. Тренировка механического запоминания небольшого объема отвлеченных слов малоэффективна по следующим причинам:

  • механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;
  • суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;
  • эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».

  В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т.е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее образовательный процесс, усиливающее его развивающий характер, – вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.

  Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа – один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) – один из главных показателей воспитанности ученика. Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.

  Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа – не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты — позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.

  Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Библиографическое описание:

Поликарпова, Е. Д. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ / Е. Д. Поликарпова, А. С. Аллахвердян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 30.04.2021).



Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?

Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.

Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.

  1. Содержание скрининговой диагностики.

Таблица 1

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

3-4 года (вторая младшая группа)

Игровая деятельность

Наглядно-действенное

мышление

Наблюдение, экспертная оценка

«Разрезная картинка»

Эльконин Д. Б.

Марцинковская Т. Г.

4-5 лет (средняя группа)

Игровая деятельность

Воображение

Предпосылки логического мышления

Наблюдение, экспертная оценка

«Дорисовывание фигур»

«Четвертый лишний»

Эльконин Д. Б.

Дьяченко О. М.

Забрамная С. Д., Боровик О. Д.

5-6 лет (старшая группа)

Игровая деятельность

Мышление

Самооценка

Наблюдение, экспертная оценка

«Последовательность событий»

«Лесенка»

Эльконин Д. Б.

Бернштейн

Щур В. Г.

6-7лет (подготовительная группа)

Игровая деятельность

Произвольность

Самооценка

Школьная зрелость

Наблюдение, экспертная оценка

Графический диктант

«Улицы»

Ориентировочный тест школьной зрелости

Эльконин Д. Б.

Эльконин Д. Б.

Модификация Дембо-Рубинштейна

Керн-Йрасек

  1. Содержание диагностики по запросу.

Подбор методик происходит исходя из двух критериев: возраста ребенка и заданной проблемы, которую озвучивает родитель или воспитатель ребенка. Перед педагогом-психологом могут быть поставлены следующие задачи: выявить нарушения в эмоционально-волевой сфере, в детско-родительских отношениях, в процессе обучения, в интеллектуальной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, для диагностики трудностей в познавательной сфере следует обратиться к Таблице №1. При возникновении проблем в эмоционально-волевой сфере целесообразно использование проективных методик: «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Два дома» и др. (Таблица №2).

Использование проективных тестов является дополнительным к основным, стандартизированным методам, поэтому при интерпретации результатов нужно учитывать все в комплексе.

При оформлении протоколов исследования необходимо указывать фамилию и имя ребенка, номер группы, возраст, дату проведения исследования и название методики с обратной стороны бланка. Для проведения рисуночных тестов используются листы формата А4, все комментарии к рисунку также указываются с обратной стороны.

Интерпретация рисунка является промежуточным видом работы педагога-психолога, предшествующим беседе с родителями. При личной встрече с родителями выдается ответ на их запрос по интересующей проблеме. В данной беседе интерпретация рисунка не приводится.

Таблица 2

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

5-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок человека»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок несуществующего животного»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Детско-родительские отношения

«Рисунок семьи»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения

«Два дома»

Вандвик И., Экблад П.

5-7 лет

Самооценка

«Автопортрет»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Эмоционально-личностная сфера

«Дом, дерево, человек»

Бук Дж.

6-7 лет

Межличностные отношения

«Цветовой тест отношений»

Эткинд А.

3-7 лет

Эмоционально-волевая сфера

Тест Люшера

Люшер

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Домики»

Орехова О. А.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, «Деловая книга», 1995г.
  2. Люблинская А. А. «Детская психология», Москва, «Просвещение», 1971г.
  3. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва, 2011г.
  4. «Психолог в детском саду», Ежеквартальный научно-практический журнал, выпуск №1/ 2011г, Москва, «Информполиграф», 2011г.
  5. Сластенин В. А., Киширин В. П. «Психология и педагогика», Москва, «Академия», 2001г.
  6. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А., «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
  7. Шевандрин Н. И. «Основы психологической диагностики», Москва, «Владос», 2003г.
  8. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, игровая деятельность, экспертная оценка, диагностик, дошкольное учреждение, отношение, возраст детей, диагностик детей, психологическая диагностика, школьная зрелость.

Похожие статьи

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода. Сегодня значительное количество детей

Особенности

эмоциональной сферы и методы диагностики

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоциональноволевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности

Диагностика психологической готовности старших…

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая оценка детей показала, что задержка их развития носит относительно равномерный характер, проявляясь как в сенсорно-моторной, так и в эмоциональноволевой и коммуникативной сферах.

Изучение

эмоциональных нарушений через изобразительную…

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание… Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики

Изучение эффективности применения методов

диагностики

Необходимо отметить проблемы диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста: присутствие неоднозначных трактовок и интерпретаций в процессе обработке результатов (особенно в проективных методах). ..

Особенности

психологического сопровождения детей в рамках…

Обследование было направлено на диагностику эмоционального отношения детей к школе, изучение самооценки и выявление уровня интеллектуального развития (в частности умение ребёнка исключать лишнее).

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Особенности деятельности педагога психолога ДОУ в соответствии с ФГОС

Страница 1 из 2

Савина Алена Геннадьевна/Alena Savina Gennad’evna — педагог-психолог  МБДОУ «Котовский детский сад «Облачко»  Старооскольский район, с. Котово

 

Аннотация: в статье рассматривается особенности деятельности педагога психолога  ДОУ  в условиях введения ФГОС нового поколения, описаны направления деятельности педагога-психолога и основные требования.

Ключевые слова: коррекционно развивающая работа, психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

С введением новых образовательных стандартов, деятельность дошкольного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ — содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

Новое в разделе «Должностные обязанности»:

  • Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
  • Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
  • Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива.
  • Участвует в работе педагогических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Направления деятельности педагога-психолога:

-коррекционно-развивающая работа;

—  психологическая диагностика;

— психологическая профилактика;

— психологическое просвещение.

Коррекционно-развивающее направление

  •  Цель: содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

  •  Обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
  •  Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
  •  Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.


психолог — Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 482

Уважаемые родители!

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы Вы были для него примером и авторитетом, смогли понять и поддержать в трудную минуту. В жизни случается так, что Вам необходим взгляд со стороны на сложившуюся ситуацию, помощь и поддержка специалиста, педагога-психолога.

В школе № 482 работают два педагога-психолога:

Кузнецова Анфиса Геннадьевна: [email protected]
(1-4 классы) корпус 2, кабинет 122 (1 этаж)

Часы психологических консультаций родителей:

  • Вторник 16.00-18.00
  • Четверг 16.00-18.00
Кононова Наталья Николаевна [email protected]
(5-11 классы) корпус 1, кабинет №319 (3 этаж)

Часы психологических консультаций родителей:

  • Вторник 16.00-18.30
  • Четверг 16.00-18.00

Если у Вашего ребенка:

  • Сложности во взаимоотношениях с Вами, родителями;
  • Низкая школьная мотивация;
  • Проблемы в обучении;
  • Проблемы в поведении.
Чем может помочь Вам школьный психолог?
  • Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
  • Ответить на Ваши вопросы.
  • Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение. Найти внутренние силы и ресурсы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
  • Если Вам нужна консультация школьного педагога-психолога Вы можете обратиться / записаться к педагогу-психологу по электронной почте педагога-психолога, с пометкой «Вопрос педагогу-психологу»

Часы психологических консультаций, обучающихся и педагогов:

Понедельник

13:30 — 16:30

Вторник

14:00 — 16:00    

Среда 

13:30 — 16:30

Четверг 

13:30 — 16:00

Пятница

13:30 — 15:30

 

Основные направления работы педагога психолога школы:

Психодиагностика

  • 1 классы
  • 5 классы
  • 2-4, 6-11 классы по запросу

Психокоррекция

  • По необходимости (по результатам диагностического обследования)
  • В соответствии с Рабочей программой по внеурочной деятельности для обучающихся 3-4 классов «Шкатулка памяти и внимания» для развития когнитивной сферы учащихся.

Психологическая профилактика

  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов
  • Профилактика психологических перегрузок учащихся с 1-11 класс особенно в периоды адаптации, ОГЭ, ЕГЭ.
  • Профилактика всех видов зависимостей несовершеннолетних.
  • Профилактика психологического здоровья семьи.

Психологическое просвещение

  • Проведение психолого-педагогических занятий в «Школе родителей»
  • Выступления на родительских собраниях
  • Психологическое просвещение обучающихся по запросу (проведение встреч, выступления на классных часах)
  • Психологическое просвещение педагогов (организация воркшопов, мастерских, занятий с элементами тренинга).

 

Мамы и папы, бабушки и дедушки, Ваши устремления достигнут цели, если вы:

  • знаете, что доверие – основное правило;
  • всегда своим детям говорите правду;
  • стараетесь быть примером для ребенка;
  • уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения, независимо от возраста;
  • советуетесь с ребенком;
  • учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в нем он прав или не прав;
  • постоянно читаете книги вслух своему ребенку;
  • осуждаете ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте;
  • знакомы с друзьями своего ребенка и приглашаете их в дом;
  • вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
Рекомендации психолога

Учителя психологии, информация о высшем образовании и специальности колледжей

Важность Мероприятия

Обучение и обучение других — определение образовательных потребностей других, разработка формальных образовательных или учебных программ или классов, а также обучение или инструктаж других.

Обновление и использование соответствующих знаний — техническая поддержка и применение новых знаний в вашей работе.

Получение информации — Наблюдение, получение и иным образом получение информации из всех соответствующих источников.

Коучинг и развитие других — Определение потребностей в развитии других и обучение, наставничество или иная помощь другим в улучшении их знаний или навыков.

Интерпретация значения информации для других — Перевод или объяснение того, что означает информация и как ее можно использовать.

Связь с руководителями, коллегами или подчиненными — Предоставление информации руководителям, коллегам и подчиненным по телефону, в письменной форме, по электронной почте или лично.

Документирование / запись информации — ввод, расшифровка, запись, хранение или поддержание информации в письменной или электронной / магнитной форме.

Установление и поддержание межличностных отношений — Развитие конструктивных и основанных на сотрудничестве рабочих отношений с другими и поддержание их с течением времени.

Креативное мышление — Разработка, проектирование или создание новых приложений, идей, отношений, систем или продуктов, включая творческий вклад.

Обработка информации — компиляция, кодирование, категоризация, вычисление, табулирование, аудит или проверка информации или данных.

Анализ данных или информации — определение основных принципов, причин или фактов информации путем разделения информации или данных на отдельные части.

Взаимодействие с компьютерами — Использование компьютеров и компьютерных систем (включая оборудование и программное обеспечение) для программирования, написания программного обеспечения, настройки функций, ввода данных или обработки информации.

Разработка целей и стратегий — Установление долгосрочных целей и определение стратегий и действий для их достижения.

Принятие решений и решение проблем — анализ информации и оценка результатов для выбора наилучшего решения и решения проблем.

Организация, планирование и определение приоритетов работы — разработка конкретных целей и планов для определения приоритетов, организации и выполнения вашей работы.

Идентификация объектов, действий и событий — идентификация информации путем категоризации, оценки, распознавания различий или сходств и обнаружения изменений в обстоятельствах или событиях.

Выступать или работать напрямую с общественностью — Выступать для людей или иметь дело непосредственно с общественностью. Это включает обслуживание клиентов в ресторанах и магазинах, а также прием клиентов или гостей.

Консультации и рекомендации другим — предоставление руководящих указаний и рекомендаций руководству или другим группам по техническим, системным или технологическим вопросам.

Планирование работы и действий — планирование событий, программ и мероприятий, а также работы других.

Выполнение административных действий — Выполнение повседневных административных задач, таких как ведение информационных файлов и обработка документов.

Оценка качества вещей, услуг или людей — оценка ценности, важности или качества вещей или людей.

Общение с людьми вне организации — общение с людьми вне организации, представляющими организацию для клиентов, общественности, правительства и других внешних источников. Этой информацией можно обмениваться лично, в письменной форме, по телефону или электронной почте.

Оценка количественных характеристик продуктов, событий или информации — оценка размеров, расстояний и количества; или определение времени, затрат, ресурсов или материалов, необходимых для выполнения работы.

Разрешение конфликтов и ведение переговоров с другими — рассмотрение жалоб, урегулирование споров и разрешение жалоб и конфликтов или иным образом ведение переговоров с другими лицами.

Оценка информации для определения соответствия стандартам — Использование соответствующей информации и индивидуальных суждений для определения того, соответствуют ли события или процессы законам, постановлениям или стандартам.

Мониторинг процессов, материалов или окружающей среды — мониторинг и анализ информации из материалов, событий или окружающей среды для обнаружения или оценки проблем.

Направление, направление и мотивация подчиненных — обеспечение руководства и указаний подчиненным, включая установление стандартов эффективности и мониторинг эффективности.

Координация работы и деятельности других — привлечение членов группы к совместной работе для выполнения задач.

Помощь и уход за другими — оказание личной помощи, медицинской помощи, эмоциональной поддержки или другой личной заботы другим людям, например коллегам, клиентам или пациентам.

Развитие и построение команд — поощрение и укрепление взаимного доверия, уважения и сотрудничества между членами команды.

Ресурсы для преподавания социальной психологии

Ресурсы, связанные с PANDEMIC недавно были добавлены на сайт. Используйте поле поиска ниже или Ctrl (Cmd) -F на каждой странице, используя ключевое слово «пандемия.«

YouTube Channel for Psychology Videos (включая множество видеороликов по социальной психологии) — Стивен Росс начал отличный сборник видеоклипов из фильмов, телешоу, рекламных объявлений, новостных программ и других источников. Он хорошо организован в плейлисты, чтобы найти видеоклипы по многим областям психологии.

Изготовление Связи — Соединение психологических концепций и социальных вопросов — Созданный Сьюзан Гольдштейн и его коллегами, этот сайт «был предназначен для ознакомления инструкторов с результатами психологических исследований. и другую научную информацию по конкретным социальным вопросам и помощь их, как педагогически, так и концептуально, связывая эти социальные к психологическим конструкциям и теориям, обсуждаемым в их классы.На веб-сайте представлены (1) резюме статей, посвященных социальные вопросы из недавних рецензируемых журналов по социальным наукам (2) предложения по «установлению связи» между конкретными исследованиями выводы и психологические конструкции, (3) дополнительные подкасты, видеоклипы и статьи, (4) ресурсы по учебной программе, ориентированные на педагогику развитие, занятия в классе, стратегии обучения и услуги обучение и (5) ссылки на профессиональные и некоммерческие организации с информацией по социальным вопросам.Материалы веб-сайта доступны для поиска. по проблеме, а также по соответствующей психологической конструкции и адресам такие темы, как интервенция прогулов, культурная социализация в межрасовых усыновление, виктимизация ЛГБ в армии, смартфоны в сфере психиатрической помощи, инвалидности и насилия в детстве, проявление этнической идентификации в ситуации занятости, глобальное потепление убеждения, программы борьбы с запугиванием и стойкость афганских женщин.»

Luvze — (ранее — Наука взаимоотношений) Бен Ле, Гэри Левандовски, Тим Ловинг и Марси Глисон создал веб-сайт под названием «Наука взаимоотношений». Это будет держать нас в курсе исследований в этой области, отвечать на вопросы отправлены на сайт, и предоставят наблюдения о взаимоотношениях в поп-культура и упоминания в СМИ. У них даже будет Раздел «Проверка фактов», который проверяет и опровергает утверждения.Как говорится, это будет их версия «Разрушителей легенд», но без материал взрывается «

GoCognitive Веб-проект — «Цель веб-проекта GoCognitive — создание онлайн-центра обучения когнитивной психологии и когнитивная нейробиология. Предоставляем онлайн-демонстрации когнитивных и неврологических явлений, а также связанного с видеоконтентом к исследованиям в области нейробиологии.Многие демонстрации можно загрузить и содержимое можно изменять, чтобы их можно было использовать в небольших масштабах. исследовательские проекты студентов ».

Обучение Исследования и статистика в психологии — TeachPsychScience.org — новый сайт, созданный Гэри Левандовски, Натали Черокко и Дэвидом. Стромец. «TeachPsychScience.org предоставляет ссылки на онлайн-демонстрации, описания демонстраций в классе, предложения по работе в классе / лаборатории, классные задания, лекционные материалы и / или упражнения для студентов.» Сайт был поддержан на средства фонда обучения APS, отличное место для создания таких ресурсов.

Марианна Личность Мизерандино Педагогика — отличный Wiki-сайт, на котором представлено множество ресурсы для преподавателей индивидуальных и смежных курсов — Формат Wiki также позволяет добавлять на сайт.

Корреляция или причинно-следственная связь? — Эта страница содержит большое количество научных новостей. заголовки, ссылающиеся на актуальные популярные статьи в прессе.К несчастью, многие заголовки путают корреляцию и причинно-следственную связь. Некоторые занятия / задания включены на страницу, описывающую, как вы можете использовать этот ресурс на различных курсах.

Учителя психологии, высшее образование на моем следующем шаге

Инструктор, профессор, преподаватель психологии, профессор психологии

Говорят, что лучшие профессора пробуждают в студентах величие и вдохновляют их на раскрытие своего потенциала как в карьере, так и в жизни.Преподаватели высших учебных заведений, которых часто называют профессорами или преподавателями, обучают студентов на уровне колледжа по широкому кругу предметов и часто вносят свой вклад в развитие знаний в своих областях. Профессорам необходимы высокоуровневые навыки критического мышления, отличные навыки устной и письменной речи, творческий подход и способность общаться со своими учениками. Они проводят курсы по таким предметам, как история, наука, бизнес, музыка и многие другие области. Профессора в небольших колледжах или колледжах часто проводят большую часть своего времени, преподавая уроки и работая со студентами.Работая в крупных колледжах или университетах, преподаватели также проводят исследования или эксперименты, публикуют свои выводы, подают заявки на исследовательские гранты и руководят преподавателями-выпускниками, которые помогают вести занятия. Неполный рабочий день или адъюнкт-профессора часто работают в своей области, например, юристы. кто преподает вечерний юридический класс. Некоторые преподаватели преподают курсы в режиме онлайн, используя Интернет для презентации уроков, назначения работ студентам и участия в обсуждениях. Преподаватели также проводят рабочие часы для студенческих собраний и могут входить в комитеты своих учебных заведений.Большинство профессоров преподают в дневное время, но некоторые проводят вечерние занятия и занятия по выходным. Онлайн-обучение может предлагать гибкий график. Как правило, учителя высших учебных заведений должны иметь докторскую степень. в смежной области, хотя для двухгодичных колледжей может потребоваться только степень магистра. В некоторых областях, таких как специальности в области здравоохранения, искусства или образования, практический опыт работы в отрасли является важной квалификацией.

Что они делают:

Преподавайте курсы психологии, такие как детская, клиническая психология и психология развития, а также психологическое консультирование.Включает как учителей, которые в основном занимаются преподаванием, так и тех, кто сочетает преподавание и исследования.

На работе вы бы:

  • Подготовка и чтение лекций для студентов и аспирантов по таким темам, как ненормальная психология, когнитивные процессы и мотивация к работе.
  • Инициируйте, проведите и модерируйте обсуждения в классе.
  • Оценивать и оценивать аудиторные, лабораторные работы, задания и контрольные работы учащихся.

Математика и естественные науки

  • психология
  • социология и антропология

Искусство и гуманитарные науки

Образование и обучение

  • обучение и разработка курсов

Здоровье

Базовые навыки

  • использование лучших стратегий обучения или преподавания для изучения нового
  • чтение информации, связанной с работой

Решение проблем

  • заметить проблему и найти лучший способ ее решения

Люди и технологические системы

  • размышления о плюсах и минусах разных вариантов и выбор лучшего
  • выясняя, как система должна работать и как изменения в будущем повлияют на нее

Устный

  • разговаривать
  • общаться письменно

Идеи и логика

  • сформулируйте общие правила или получите ответы из большого количества подробной информации
  • используйте правила для решения проблем

Людям, заинтересованным в этой работе, нравятся занятия, которые включают помощь людям, обучение, и разговоры.

Они преуспевают в работе, где требуется:

  • Достижения / усилия
  • Надежность
  • Независимость
  • Стойкость
  • Инициатива
  • Целостность

Вы можете использовать подобное программное обеспечение на работе:

Аналитическое или научное программное обеспечение

  • IBM SPSS Statistics
  • Minitab

Компьютерное обучающее программное обеспечение

Программное обеспечение для обработки текста

  • Google Документы
  • Microsoft Word

Преподаватели психологии, высшее образование :: Резюме

Требования к должности
Опыт: Для этих профессий требуются обширные навыки, знания и опыт.Многие требуют более пяти лет опыта. Например, хирурги должны закончить четыре года колледжа и дополнительно пять-семь лет специализированной медицинской подготовки, чтобы иметь возможность выполнять свою работу.
Образование: Большинство этих профессий требует аспирантуры.Например, им может потребоваться степень магистра, а для некоторых — докторская, докторская или юридическая степень.
Обучение: Сотрудникам может потребоваться обучение без отрыва от производства, но большинство этих профессий предполагает, что человек уже имеет необходимые навыки, знания, опыт работы и / или обучение.

Подробнее >>

Значимые точки
(отрывок из статей о карьере)
Учителя высшей школы

Преподаватели высшей школы обучают учащихся широкому кругу академических, профессиональных и технических предметов, выходящих за рамки уровня средней школы.Они также проводят исследования и публикуют научные статьи и книги.

Учителя высших учебных заведений работают в государственных и частных колледжах и университетах, профессиональных школах, младших или местных колледжах, а также профессиональных и технических школах. Вне уроков их графики, как правило, гибкие, и они могут тратить это время на административную деятельность, консультирование студентов и исследовательскую деятельность.

Требования к образованию зависят от предмета и типа учебного заведения. Чаще всего учителя послесреднего образования должны иметь докторскую степень.D. Тем не менее, степени магистра может быть достаточно для некоторых учителей высших учебных заведений в местных колледжах. В профессиональных и технических школах опыт работы может быть важен для получения работы преподавателя после окончания средней школы.

Средняя годовая заработная плата учителей высших учебных заведений в мае 2015 года составляла 72 470 долларов США.

Предполагается, что занятость учителей высших учебных заведений вырастет на 13 процентов с 2014 по 2024 год, что выше, чем в среднем по всем профессиям. Ожидается рост, поскольку набор учащихся в высшие учебные заведения будет продолжать расти, хотя и более медленными темпами, чем в прошлом.Ожидается, что многие рабочие места будут работать на факультете с неполной занятостью.

Изучите ресурсы для трудоустройства и заработной платы для учителей высших учебных заведений по штатам и регионам.

Сравните должностные обязанности, образование, рост занятости и заработную плату учителей высшей школы с аналогичными профессиями.

Узнайте больше о учителях высших учебных заведений, посетив дополнительные ресурсы, в том числе O * NET, источник по ключевым характеристикам работников и профессий.

Подробнее >>

Top Ten Industries
Карьерное видео
Родственные вакансии

Учителя социологии, высшее образование

Учителя социальной работы, высшее образование

Учителя высшего образования

Учителя философии и религии, высшее образование

Учителя связи, высшее образование

Преподаватели области, этнографии и культурологии, высшее образование

Социологи

Преподаватели бизнеса, высшее образование

Преподаватели медицинских специальностей, послесреднее образование

Клинические психологи

Заработная плата
Родственные специальности и степени

Чем занимаются профессора психологии (включая их обычный рабочий день)

Описание работы

Профессора психологии преподают курсы психологии, такие как детская, клиническая психология и психология развития, а также психологическое консультирование.Включает как учителей, которые в основном занимаются преподаванием, так и тех, кто сочетает преподавание и исследования. Они также готовят и читают лекции для студентов и аспирантов по таким темам, как аномальная психология, когнитивные процессы и мотивация работы.

Другие задачи включают:

  • Инициируйте, проведите и модерируйте обсуждения в классе.
  • Оценивать и оценивать классные работы, лабораторные работы, задания и контрольные работы учащихся.
  • Будьте в курсе событий в этой области, читая актуальную литературу, разговаривая с коллегами и участвуя в профессиональных конференциях.
  • Составьте, проведите и оцените экзамены или поручите эту работу другим.
  • Подготовьте материалы курса, такие как учебные планы, домашние задания и раздаточные материалы.
  • Руководить обучением студентов и аспирантов, стажировками и исследовательской работой.

Мы спросили профессоров психологии, насколько они довольны своей работой. Вот что они сказали.

Насколько значима эта работа


83% из них заявили, что довольны своей работой, а 83% заявили, что они считают, что их работа делает мир лучше или помогает сделать лучше чью-то жизнь.


Обычный рабочий день

Профессора психологии ежедневно поддерживают рабочее время по расписанию, чтобы консультировать студентов и помогать им. Они следят за развитием отрасли, читая актуальную литературу, разговаривая с коллегами и участвуя в профессиональных конференциях.

Обычный день учителя психологии высшего образования также будет включать:

  • Ведение записей посещаемости, оценок и других необходимых записей.
  • Руководить обучением студентов и аспирантов, стажировками и исследовательской работой.
  • Предоставлять клиентам клинические услуги, такие как оценка психологических проблем и проведение психотерапии.
  • Руководить клинической работой студентов практических занятий.
  • Разрабатывать и использовать мультимедийные учебные материалы и другие современные технологии, например онлайн-курсы.

Мы задали нескольким профессорам психологии несколько вопросов, чтобы узнать, как еще выглядит их рабочий день.Вот что мы нашли.

Вы каждый день разговариваете по телефону на этой работе? 50% сказали, что да
Насколько важно работать в команде на этой работе? 15% отметили очень важное
У вас на этой работе ежедневные групповые обсуждения? 62% сказали, что да
Вы каждый день общаетесь или работаете с клиентами на этой работе? 31% сказали, что да
Приходится ли вам каждый день иметь дело с рассерженными клиентами на этой работе? 0% сказали, что да
Приходится ли вам каждый день принимать решения на этой работе? 36% сказали, что да

Прочие обязанности

Помимо обычного рабочего дня, профессора психологии также готовят и читают лекции для студентов и аспирантов по таким темам, как ненормальная психология, когнитивные процессы и мотивация работы.Они также могут руководить лабораторными работами студентов.

Еженедельно или ежемесячно профессора психологии поддерживают регулярные рабочие часы, чтобы консультировать студентов и помогать им. Они также могут инициировать, способствовать и модерировать обсуждения в классе.

Кроме того, они пишут рекомендательные письма для студентов.

Хотя конкретные обязанности могут различаться, многие из них участвуют в кампусе и общественных мероприятиях.

Некоторые профессора психологии также обязаны руководить обучением в бакалавриате или аспирантуре, стажировкой и исследовательской работой.


Срок службы

Рабочие часы

График работы

В типичную рабочую неделю учителем психологии высшего образования вы можете рассчитывать работать более 40 часов в неделю.

Работают ли профессора психологии в офисной рабочей среде?

Ежедневно


Раз в неделю


Работают ли профессора психологии на открытом воздухе?

Никогда


Раз в год



Подходит ли мне это

Лучшая личность для этой карьеры

Людям, подходящим для этой работы, как правило, нравится работать с людьми, общаться с ними и обучать их.Им нравится помогать другим или оказывать им услуги.

Им также нравится работать с идеями, и они требуют обширного мышления. Им нравится искать факты и решать проблемы мысленно.

Подробнее об этих типах карьерных личностей можно прочитать здесь.


Другие вакансии


Узнайте больше о профессорах психологии
Найдите колледж с желаемой специализацией

Описание работы учителей психологии высшего образования

Описание работы учителей психологии высшего образования, чем занимаются учителя психологии высшего образования, типичный день для учителей психологии высшего образования, каково это работать учителем психологии высшего образования, сколько часов работают учителя психологии высшего образования, повседневная работа преподавателя психологии высшего образования Учитель

Дополнительные ресурсы

http: // www.bls.gov/OOH/education-training-and-library/postsecondary-teachers.htm

http://www.cgsnet.org/

ACTE

http://www.teach.org/

Учебные пособия по темам

Инструменты обучения — организованы по темам

Ниже приведен список ресурсов, доступных на этом сайте. Информация организована в соответствии с Рекомендуемыми областями компетенции, предложенными в Руководстве по образованию и обучению в области производственно-организационной психологии:

Руководство по образованию и обучению (PDF)

Обратите внимание: некоторые действия, указанные ниже, повторяются, если они соответствуют нескольким категориям.

Общие знания и навыки

Введение в производственно-организационную психологию

  • Знакомство с полем
    • Доступный обзор «I» и «O», а также тем в этой области.
    • Автор: Eunae Cho
  • Введение в поле
    • Использует фильм Офисное пространство , чтобы познакомить учащихся с основами ввода-вывода.
    • Автор: Джо Маццола
  • Ледокол
    • Привлекательный ледокол в первый день занятий.
    • Автор: Питер Бачиочи
  • Ледокол
    • Рукопожатие ледокола в первый день занятий.
    • Автор: Брайан Ким

Этические, юридические вопросы, вопросы многообразия и международные вопросы

История и системы психологии

  • 1943 Руководство по найму
    • Упражнение, исследующее защиту EEOC и историю операций ввода-вывода.
    • Автор: Венди Эвертон

Статистические методы / анализ данных

  • Надежность и действительность
    • Упражнение для обсуждения надежности, а также конструкции и внешней достоверности.
    • Автор: Майк Хорват
  • Генератор наборов данных
    • Онлайн-инструмент для создания наборов данных для тестирования статистических навыков в классе.
    • Автор: Ричард Ландерс
  • Генератор диаграммы рассеяния
    • Онлайн-инструмент для создания и отображения диаграммы рассеяния корреляций.
    • Автор: Ричард Ландерс

Содержимое ядра

Развитие карьеры

Теория и развитие критериев

Группы и команды

  • Социальное бездельничанье
    • Упражнение на социальное бездельничанье с защитой от дурака.
    • Автор: Венди Эвертон
    • Дилемма заключенного
    • Упражнение «Дилемма заключенного».
    • Автор: Джефф Стэнтон
  • Упражнения на выживание
    • Упражнение на выживание для командного развития.
    • Автор: www.scoutingweb.com
  • График социальных сетей
    • Онлайн-инструмент для создания диаграмм социальных сетей, отображающих отношения классов.
    • Автор: Джули Лион
  • Групповое обсуждение без лидера
    • Упражнение на групповое обсуждение без руководителя с несколькими вариантами подведения итогов.
    • Автор: Т. Гиберсон

Индивидуальные различия

  • Международный пул личностных предметов
    • Бесплатный онлайн-ресурс множественных измерений индивидуальных различий.
    • Автор: www.ipip.ori.org
    • Анкета личности
    • Анкета (разработанная на основе заданий IPIP) плюс синтаксис для анализа.
    • Автор: Джули Лион

Работа / Задача / Анализ работы / Моделирование и классификация компетенций

Лидерство и менеджмент

Охрана труда и техника безопасности

  • Рабочий стресс
    • Упражнение для обсуждения стресса на работе.
    • Автор: К. Прехар

Оценка эффективности / менеджмент

Набор, отбор и расстановка кадров

  • Интервью с видеоклипами
    • Предложения по отрывкам из фильмов для демонстрации интервью.
    • Автор: извлечен из списка HR-DIV

Трудовая мотивация

Смежные области компетенции

Человеческий фактор

  • Плохой дизайн
    • Использование веб-сайта BadDesigns для демонстрации хорошего дизайна.
    • Автор: Питер Бачиочи

Общие учебные пособия

Советы по составлению хорошей учебной программы:

Общие советы по изучению имен учащихся:

iOS-приложение для изучения имен:

Android-приложение для изучения имен:

Онлайн-программа для регистрации по расписанию:

О прикладном спорте и психологии физических упражнений

Прикладная психология спорта и физических упражнений включает в себя расширение теории и исследований в этой области с целью обучения тренеров, спортсменов, родителей, занимающихся физическими упражнениями, специалистов по фитнесу и спортивных тренеров психологическим аспектам их спорта или деятельности.Основная цель профессионалов прикладного спорта и психологии физических упражнений — способствовать оптимальному вовлечению, результативности и удовольствию от спорта и физических упражнений.

Практика в области прикладного спорта и психологии физических упражнений обычно включает в себя сочетание индивидуального и группового консультирования или консультирования в зависимости от стиля профессионала, проводящего вмешательство, и потребностей клиента. Хотя в прикладном спорте и психологии физических упражнений существует множество конкретных концепций (например,g., постановка целей, концентрация, мотивация, расслабление, образы), общая цель состоит в том, чтобы научить умственным навыкам, необходимым для последовательной работы на тренировках и соревнованиях, повысить приверженность программам упражнений и помочь людям реализовать свой потенциал.

Сертификация

в качестве сертифицированного консультанта по психическим качествам (CMPC) ® демонстрирует клиентам, работодателям, коллегам и общественности в целом, что сертифицированный специалист соответствует высочайшим стандартам профессиональной практики, включая выполнение сочетания образовательных и рабочих требований, успешное прохождение сертификационный экзамен, подтверждающий согласие придерживаться этических принципов и стандартов и стремление к постоянному профессиональному развитию.

В настоящее время AASP — единственная ассоциация спортивной психологии и психологии производительности в Северной Америке, которая предлагает аккредитованную программу сертификации квалифицированным специалистам.

Определение спорта

Подходит ли вам CMPC

® ?
  • Вы или ваши спортсмены:
    • не можете сосредоточиться во время соревнований?
    • не хватает уверенности во время тренировки или игр?
    • лучше выступают на тренировке, чем на соревнованиях?
  • Вы ищете конкурентное преимущество?
  • Обеспокоены ли вы опытом вашего ребенка в организованных молодежных видах спорта?
  • Вы изо всех сил пытаетесь начать или продолжить программу упражнений?
  • Вы потеряли уверенность или мотивацию после травмы?
  • Вы ищете способ улучшить свой спорт или упражнения?

Если вы ответили утвердительно на любой из вышеперечисленных вопросов, работа с CMPC может быть для вас!
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о том, почему вам следует выбрать CMPC .

В течение последних двух десятилетий прикладной спорт и психология физических упражнений привлекают все большее внимание спортсменов, тренеров, родителей и средств массовой информации. Рассмотрим, например:

  • Растущее число элитных, любительских и профессиональных спортсменов, признающих работу с профессионалами в области прикладной спортивной психологии.
  • Повышенное внимание средств массовой информации к увеличению физической активности среди молодежи как способу борьбы с национальной эпидемией ожирения.
  • Тренеры средних школ и университетов, которые ищут профессионалов в области прикладного спорта и психологии упражнений для работы со своими спортсменами и командами над подготовкой к игре, сплоченностью команды, коммуникативными навыками и другими областями, влияющими на производительность.
  • Растущее беспокойство по поводу использования веществ, улучшающих работоспособность, при занятиях спортом и физическими упражнениями.
  • Крупные университеты, где профессионалы в области прикладного спорта и психологии физических упражнений добавляются к штатам атлетических факультетов, чтобы помочь спортсменам развить жизненные навыки и научиться справляться с требованиями студента-спортсмена.
  • Число профессиональных спортсменов и спортсменов-олимпийцев, которые обсуждают умственные тренировки как регулярную часть своих тренировок.
  • Специалисты по физическим упражнениям, спортивные тренеры, руководители молодежных видов спорта, корпорации и психологи, которые используют знания и методы, разработанные профессионалами в области прикладного спорта и психологии упражнений, чтобы помочь в улучшении соблюдения режима упражнений, реабилитации травм, обучении тренеров и родителей, саморазвитии -оуважение, обучение групповой динамике и повышение эффективности.

В настоящее время AASP — единственная профессиональная ассоциация психологии спорта и физических упражнений в Северной Америке, которая предлагает своим членам сертификацию.

Мы посвятили целый раздел этого веб-сайта тому, чтобы помочь вам узнать о сертифицированных консультантах по умственной деятельности и о том, как найти CMPC.


Общие психологические навыки в области прикладного спорта и психологии физических упражнений

Управление тревогой или энергией

Навык, наиболее часто используемый для помощи людям, испытывающим неэффективное возбуждение (т.е. слишком высоко или слишком низко) для оптимальной производительности. Эти техники можно использовать для управления тревогой, стрессом и гневом. Общие методы лечения включают: (а) дыхательные упражнения (например, диафрагмальное дыхание, ритмичное дыхание), (б) прогрессивное расслабление, (в) медитацию, (г) образы или визуализацию и (г) когнитивные техники (например, остановку мыслей и когнитивные реструктуризация).

Контроль внимания и концентрации (фокусировка)

Способность сосредоточить внимание на релевантных подсказках, чтобы они могли эффективно справляться со своей текущей ситуацией.Эти навыки помогают им сохранять умственную напряженность в ситуации. Общие техники включают в себя: (а) тренировку контроля внимания (чтобы не отвлекаться) и (б) техники для расширения осведомленности (например, внимание к репликам и телесным ощущениям).

Связь

Навык, используемый для улучшения групповой сплоченности и индивидуального взаимодействия в спортивной среде (например, спортсмен – спортсмен, спортсмен – тренер, тренер – родитель). Методы, используемые с этим навыком, включают: (а) обучение навыкам активного слушания и общения (размышление, разъяснение, воодушевление, перефразирование), (б) помощь людям в создании свободной и открытой среды и (в) тренировка самоуверенности.

Постановка целей

Навык, обычно используемый для повышения мотивации, концентрации внимания на аспектах производительности, которые больше всего нуждаются в улучшении, или облегчения реабилитации после травм. Создание программы постановки целей часто включает несколько общих компонентов, в том числе: упор на развитие навыков (а не на результат, например, победу), определение контрольных сроков для достижения целей, определение стратегий достижения целей и обеспечение регулярной оценки целей.

Образцы, визуализация, ментальная практика

Навык, использующий все чувства ума (например, зрение, звук, вкус, осязание, слух, кинестетическое / мышечное ощущение) для воссоздания или создания опыта в уме. Использование включает: (а) психологическую подготовку, (б) контроль тревожности, (в) внимание, (г) укрепление уверенности в себе, (д) ​​обучение новым навыкам и (е) восстановление после травм. Общие компоненты включают оценку способностей к изображениям, создание надлежащих физических и умственных условий (т.д., расслабленно и тихо), и попрактикуйтесь в создании ярких и контролируемых изображений.

Самостоятельный разговор

Это то, что вы говорите или думаете про себя. Паттерны разговора с самим собой связаны с тем, как люди себя чувствуют и действуют. Изменение разговора с самим собой обычно используется для (а) побуждения к определенному поведению, (б) повышения уверенности в себе, (в) контроля внимания, (г) мотивации и (д) контроля возбуждения. Общие компоненты включают выявление негативных или нерелевантных мыслей, оспаривание этих мыслей, создание позитивных мыслей и замену негативных мыслей позитивными.

Тимбилдинг

Это процесс помощи членам группы в повышении их способности работать слаженно за счет улучшения коммуникации, групповых целей, доверия и уважения. Стратегии тимбилдинга часто используются в начале сезона, чтобы помочь членам группы стать более знакомыми и доверять друг другу. Общие методы включают групповое знакомство друг с другом, веревочные курсы, а также индивидуальную и командную постановку целей.

Управление временем / Организация

Это способность планировать и поддерживать свой регулярный график таким образом, чтобы избежать путаницы, конфликтов и чрезмерного стресса.Общие методы управления временем включают: (а) обучение работе с планировщиком, (б) изучение требований задачи, (в) постановку законных целей для задач, (г) понимание требований своей жизни (управление ролевым конфликтом) и (e) разработка процедур перед выступлением.


Определения профессиональных ролей в области прикладного спорта и психологии физических упражнений

Спортивный тренажер

Athletic Trainers работают для предотвращения, оценки и лечения травм у спортсменов и тренирующихся.Они оказывают неотложную и долгосрочную помощь травмированным физически активным людям, а также разрабатывают и контролируют программы реабилитации.

Физиотерапевт

Физиотерапевт обычно работает в спортивной медицине или в больничной клинике, чтобы обеспечить неотложную и долгосрочную помощь при различных спортивных и производственных травмах. Разрабатывает и контролирует реабилитационные программы.

Автобус

Тренер — организационный руководитель конкретной спортивной команды. Часто управляет командными делами (командировки, набор, составление расписания) в дополнение к тому, что играет основную роль в качестве учителя специфических спортивных навыков и стратегии.

Психолог

Психолог прошел подготовку в области клинической или консультативной психологии, чтобы проводить индивидуальную или групповую терапию в отношении широкого спектра поведенческих и эмоциональных проблем. Обычно работает в государственной клинике или частной практике.

Консультант по повышению производительности

Консультанты по повышению эффективности — это профессионалы, прошедшие подготовку в области спорта и физических упражнений, но не имеющие лицензии психологи или консультанты.