Основные понятия бихевиоризма: Бихевиоризм. Основные закономерности поведения. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: основные понятия, задачи, исследования.

Основные понятия современного бихевиоризма

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

 

Понятийный аппарат бихевиористского подхода в социальной психологии мало чем отличается от того, который представлен в общей психологии. Не отличается и сам концептуальный подход, основывающийся на идее о том, что в силу невозможности операционализации внутренней активности субъекта, внимание в исследованиях должно сосредотачиваться на внешних или ситуативных факторах, которые и выступают в качестве основополагающих детерминант социального поведения. С точки зрения бихевиористов применение процедур строгого психологического эксперимента вкупе с использованием аппарата статистического анализа позволяет выявлять универсальные закономерности, знание которых, в свою очередь, позволяет как прогнозировать, так и описывать поведение человека в тех или иных обстоятельствах жизни. В отличие от классического бихевиоризма, оперировавшего понятием универсальности психического для всего биологического вида, и рассматривавшего поведение человека всего лишь как частный случай (отсюда эксперименты на крысах, собаках и т.п.), современный бихевиоризм стал менее амбициозным, стараясь выявить специфику именно социального поведения человека.

Тем не менее, понимание специфики бихевиористского подхода к анализу социального поведения невозможно без знакомства с используемым категориальным аппаратом, который, увы, слабо представлен в русскоязычной психологической литературе. Именно по этой причине более подробно остановимся на рассмотрении основных понятий.

Оперант. Понятие «оперант» является центральным для современного бихевиоризма. Фактически оно помогает установлению основного различия между современным бихевиоризмом и его старой стимульно-реактивной версией.

Оперант определяется как поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении. Это может быть моргание, улыбка, ворчание, словесная ремарка, а иногда и молчание. Не смотря на имеющиеся различия эти примеры имеют один общий элемент – они вызывают изменения в чьем-либо окружении. Например, улыбка может означать выражение дружественного расположения к другому человеку, моргание приглашение на свидание, ворчание — вызвать агрессивную реакцию в отношении его источника и т. п.

Респондент. Понятием, часто путаемым с понятием «оперант» является «респондент». Обычно под респондентом понимается реакция организма на определенного рода стимуляцию. Отличие респондента от операнта заключается, прежде всего, в том, что в его случае речь идет о реакциях, следующих на определенного рода стимулы. Например, при приближении какого-либо объекта к глазам проявляется защитный рефлекс моргания, при постукивании по коленному суставу наблюдаются подергивания ноги и т.п. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами,

предшествующими им. В качестве иллюстрации можно привести пример просьбы, адресованной ребенком родителям в отношении покупки какой-либо сладости, «просьба» представляет собой оперант, влияющий на окружение и таким образом становящийся причиной его изменения. В противоположность этому, в качестве примера респондента является подергивание ноги в случае удара молоточком невропатолога по коленному суставу пациента.
В этом случае удар молоточком предшествует подергиванию ноги. В целом можно говорить о том, что респондентное поведение является непроизвольным, а оперантное – произвольным. С этим утверждением согласно большинство современных исследователей, работающих в рамках бихевиористской традиции.

Стимул. Другим важным для современного бихевиоризма понятием является «стимул». Под стимулом понимают события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение, т.е. вызывающие реакции. Эти события, последствия или изменения в окружении могут быть подразделены на пять широких категорий: позитивные подкрепления, негативные подкрепления, нейтральные события, позитивные наказания и негативные наказания.

События, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления, называется

позитивным подкреплением. Реагирование на просьбу ребенка о стакане воды со стороны родителя повышает вероятность повторения таких просьб в будущем. Другими примерами позитивного подкрепления являются получение платы за проделанную работу, похвала за услугу и т.п. Во всех случаях речь идет о стимулах, способствующих проявлению желательного поведения.

Негативное подкрепление представляет собой стимулы, которые способствуют устранению проявления определенных оперантов. Основное отличие от позитивного подкрепления лежит в процессах реализации. Позитивное подкрепление предполагает некоторое добавление в окружении индивида, которое увеличивает вероятность будущего проявления операнта (например, получение сладости ребенком). В случае же негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения. Например, встреча с человеком сквернословящим побуждает к избеганию встреч с ним в будущем. Происходит своеобразное сокращение условий возможной встречи с ним. Точно так же родители могут лишать ребенка чего-либо, стремясь поощрить проявление желаемого поведения.

К третьей категории стимулов относятся так называемые нейтральные подкрепления. Они представляют собой события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем. Однако, не смотря на широкое обсуждение этой категории стимулов в литературе трудно представить их проявление в реальной социальной жизни. Например, на назойливые попытки заговорить со стороны незнакомого, неприятного человека можно реагировать нейтрально, т.е. не реагируя на него. Однако в реальности сложно предположить ситуацию, что подобная «нейтральность» сразу же приведет к ожидаемому эффекту, т.к. даже внешнее отсутствие реакций, предполагает определенную внутреннюю работу.

Процесс социальной жизни включает не только стимулирование проявлений «нужных» оперантов посредством позитивного или негативного подкреплений. Во многих случаях приходится добиваться «изъятия» нежелательного поведения из поведенческого репертуара. В этом случае мы сталкиваемся с другим классом стимулов – позитивным наказанием и негативным наказанием. Наибольший вклад в разработку этих категорий внес социолог Роберт Барджес. Согласно его рассуждениям, в качестве позитивных наказаний выступают те события, последствия или изменения в окружении индивида, которые в случае применения после их проявления приводят к снижению вероятности будущих проявлений. Примером является приглашение нерадивого студента «на ковер» к декану. В этом случае происходит своеобразное добавление стимулов, направленных на изменение поведения студента.

Влияние негативного наказания построено по тому же принципу, что и позитивного. Отличие заключается лишь в том, что происходит не добавление стимулов в окружении, а их сокращение или устранение. Используя предыдущий пример можно говорить о лишении студента стипендии. Наиболее полное определение негативного наказания дается Барджесом и Бушелем (Bushell). Они относят к негативному наказанию те изменения, последствия, альтернативы и т.п., в окружении человека, которые устраняют другие стимулы и таким образом обусловливают уменьшение степени вероятности будущего проявления операнта (Burges и Bushell, p. 30).

Вероятность подкрепления. Термин «вероятность подкрепления» относится к условиям, при которых в окружении индивида проявляются определенные оперантные действия в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства и условия часто определяют как «схемы подкрепления» (Burges и Bushell). Выделяют два основных типа схем подкрепления:

непрерывные и перемежающиеся.

В случае, если подкрепление непосредственно следует за каждой реакцией или оперантом организма речь идет о непрерывном подкреплении. Например, формирования правильного произношения ребенка осуществляется посредством непрерывного подкрепления удачных проявлений. Однако использование непрерывного подкрепления не в лабораторных условиях маловероятно, т.к. сложно представить саму возможность контроля за всеми действиями, совершаемыми человеком в его повседневном поведении. Более распространенными являются перемежающиеся схемы подкрепления, характеризующиеся подкреплением некоторых вызванных оперантов и игнорированием других.

По существу вся социализация человека строится на перемежающихся или избирательных схемах подкрепления, когда происходит поощрение фиксируемых желательных типов поведения.

Исследователи различают несколько схем избирательного подкрепления. Все они, тем не менее, являются производными от двух типов: интервальных и пропорциональных. Интервальные схемы основываются на времени между применением подкрепления. Они конструируются таким образом, что подкрепляется каждая первая реакция после определенного временного промежутка. Временной промежуток между подкреплениями может быть фиксированным (например, подкрепляется каждая первая реакция, поступающая через каждые пять минут) и варьирующимся (когда в среднем за каждые пять минут подкрепляется одна первая реакция)(например, в первые пять минут подкрепляется реакция, поступившая на пятой минуте, во второй пятиминутке — реакция, поступившая на восьмой минуте и т.д.). Первый тип называется фиксированным интервальным, последний — вариабельным интервальным.

Пропорциональные схемы основываются на числе реакций между подкреплениями. Они конструируются таким образом, что подкрепление следует за каждой n-ной реакцией. В случае фиксированных пропорциональных схем (FR) подкрепление следует за каждой n-ной реакцией (например, каждая четвертая реакция). В случае вариативных пропорциональных схем, подкрепление следует за некоторым усредненным числом реакций (например, подкрепления могут совершаться на третьей, шестой и двенадцатой минутах в течении пятнадцати минут и число подкреплений в последующие пятнадцати минутки будет также равно трем).

Дифференциальное подкрепление. Одним из наиболее значимых типов подкрепления для социальной психологии является «дифференциальное подкрепление». Его значимость с точки зрения бихевиористов особо проявляется при научении языку, формировании групповых норм и принятии решений, а также во многих других индивидуальных и групповых поведенческих реакциях повседневной жизни. Дифференциальное подкрепление имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Следуя этой логике рассуждений, привлечение внимания родителей со стороны ребенка может быть достигнуто и посредством примерного поведения и посредством вспышки гнева. Какая же линия поведения может оказаться для него предпочтительней? Конечно, для совершения адекватного ответа следует иметь представление и понимание специфических взаимоотношений, сложившихся в конкретной семье. Объяснение может быть сделано в случае наличия знаний о необходимых компонентах ситуации с позиций различных социально-психологических перспектив. Кто-то может объяснять неучтивое поведение ребенка особенностями его личности, другие — социализацией, ответственной за формирование соответствующего поведения. Тем не менее не вызывает сомнений, что подобному поведению дети научаются. С позиций бихевиористского подхода оно является следствием дифференциального подкрепления, часто осуществляемого неосознанно и без представлений о возможных последствиях.

В соответствии с принципом дифференциального подкрепления, если имеется ряд оперантов, способных вызвать конкретное подкрепление, большей вероятностью результативности будет обладать тот из них, который производит подкрепление в большем количестве случаев, с большей частотой и вероятностью. Дифференциальное подкрепление включает укрепление одних типов поведения и ослабление других. Примером является адаптация эмигрантов к новой культуре. Очень часто представители этнических меньшинств в процессе адаптации к новой культуре стараются проявлять поведенческие действия, характерные для коренного большинства. Причиной этого является то, что это поведение в рамках культуры сопряжено с целой системой подкрепляющих стимулов. Поведение, которое соответствует данной культуре, подкрепляется существенно чаще, чем не соответствующее. Так, эмигрант, стремящийся получить работу, вынужден демонстрировать нормы и эталоны, характерные и поощряемые новой средой обитания. Дифференциальное подкрепление присутствует и в процессе овладения правильным произношением — когда подкрепляются удачные попытки и угашаются – неудачные.

Дискриминантный стимул. В крайне сложном социальном мире человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с огромным количеством воздействий. В свою очередь он многопланово воздействует на свое окружение, вызывая в нем те или иные изменения. В силу этой сложности и многоплановости взаимодействия с окружающим миром достаточно сложно прослеживать конкретные стимульно-реактивные следствия. Некоторые поведенческие действия кажутся основывающимися на стимульно-реактивной основе, другие – не демонстрируют подобной очевидности. Наиболее очевидным примером стимульно-реактивных следствий является респондентное поведение. По отношению, к оперантному поведению эта связь менее очевидна. Тем не менее, со всей определенностью можно говорить о том, что человеческое поведение регулируется стимулами, поступающими к нему извне и выступающими в качестве своеобразных индикаторов необходимости актуализации определенных поведенческих действий. Причем, эта актуализация зачастую осуществляется автоматически, без какого-либо рационального обоснования. Стимулы, вызывающие у индивида определенные операнты и получили название дискриминантных. Другими словами они как бы сигнализируют об обстоятельствах вызывания стимула. Так присутствие преподавателя в аудитории выступает в качестве определенного сигнала о необходимости совершения студентами соответствующих действий. В качестве подобных индикаторов могут выступать и сами операнты, получившие название «дискриминантные операнты» в силу их контролируемости предшествующими стимулами (Bijou и Baer, p. 91).

Стимулы, сигнализирующие обстоятельства вызывания операнта и чье присутствие усиливает вероятность актуализации операнта, относятся к типу SDs. Однако далеко не все стимулы ассоциируются с усилением операнта. Некоторые из них, наоборот, связаны с уменьшением силы и вероятности актуализации операнта. Этот тип стимулов обозначается как S-delta. В качестве примера можно рассмотреть случай поведения ребенка, остающегося дома с гувернанткой, когда родители уходят на работу. В это время он может совершать поступки, связанные с отсутствием дома родителей. Когда же они возвращаются увеличивается вероятность того, что ребенок перестает их совершать. Таким образом, присутствие родителей выступает в качестве дискриминантного стимула (S-delta), который снижает вероятность проявления определенного поведения.

Генерализация стимулов. Генерализация стимулов имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантным стимулом, а другие стимулы, имеющие сходство с ними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства (Bijou и Baer, 1961, p. 51; Burges и Akers, 1966). Генерализация стимулов неотъемлемая часть повседневного социального взаимодействия. Примером подобного рода генерализации являются суждения этнического большинства в отношении меньшинств типа – «все лица кавказской национальности одинаково плохи», «все цыгане криминальны» и т.п. Однако в реальной жизни представители большинства с великим смущением могут определить конкретные условия проявления подробного рода реакций. Более того, человек пытается найти обоснование не характерности подобного рода генерализаций в отношении конкретного человека, относящегося к данному социальному типу, но вызывающему положительное отношение. Так, суждение типа «все продавцы жулики» из уст мужчины, жена которого является продавцом, может вызвать защитное оправдание типа «лишь она является единственной “белой вороной” среди этого жулья».

Генерализация и дифференциация реакций. Генерализация и дискриминация стимулов тесно связаны с двумя другими понятиями – генерализацией и дискриминацией реакций. Люди научаются устанавливать четкие различия между классами реакций в силу избирательного подкрепления. Более того, эти реакции (операнты) обычно обладают очень высокой вероятностью актуализации в определенных ситуациях и низкой – в других (дискриминация стимулов). Тем не менее, усиление одной реакции данного класса может привести к усилению и других. Успешная сдача при помощи определенной стратегии поведения экзамена одному преподавателю может стимулировать вероятность ее применения и в отношении других преподавателей. Большая часть из казалось бы новых поведенческих решений людей на самом деле являются следствиями генерализации реакций.

Тесно связанной с генерализацией и дискриминацией стимулов, а также дифференциальным подкреплением является дифференциация реакций. Она проявляется при длительном и интенсивном подкреплении реакций. Это становится особенно высоко вероятным в условиях дискриминации стимулов и \ или дифференциального подкрепления. В рамках социального взаимодействия использование лести в отношении определенного рода людей, при условии получения желаемого результата, приводит к определению социального типа “особо предрасположенных” и интенсификации применения к ним данной поведенческой стратегии.

Затухание. Затухание представляет собой процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта. В отдельных случаях оно также включает отсутствие наказаний за проявление операнта. Примером этого является демонстрация техники «мелких уколов» направленной на выведение партнера из состояния равновесия. Если партнер выдерживает эту атаку, со временем вероятность ее использования по отношению к нему уменьшается. Другим примером является не реагирование педагога на готовность и желание ученика отвечать на уроке, сигнализируемого при помощи поднятия руки. В случае неоднократного неподкрепления это стремление может затухнуть. В основном это означает то, что угашение в существенной степени зависит от нейтральных стимулов, следующих за актуализацией операнта (т.е., не наказания и не подкрепления). Основной трудно разрешаемой проблемой является проблема нахождения в ситуации социального взаимодействия адекватных нейтральных стимулов.

При всем критическом отношении к стимульно-реактивной схеме, доминирующей в бихевиористском подходе нельзя отрицать главного – его продуктивности в условиях отсутствия более глубоких объяснительных теорий. И сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления. Впрочем, как и процесс воздействия, представленный в рекламе, пропаганде и т. п.

Представленный обзор некоторых основных понятий бихевиористской социальной психологии конечно же не отражает всего богатства ее категориального аппарата. В то же время он дает возможность проиллюстрировать специфику подхода и разобраться в сути разрабатываемых теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает хорошие предпосылки для конструктивного использования достижений данной традиции в рамках развития психологических построений в других традициях. Этому же будет способствовать и формирование представлений об основоположениях бихевиористской психологии к которому мы приступаем ниже.


⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Основные понятия тренинга умений

В центре поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Такие фрейдистские понятия, как «подавление», «бессознательное» и «проекция», или отрицаются, или переводятся на менее мистический язык. Поведенческие терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не занимаются историческими корнями имеющихся затруднений и лежащими в их основе причинами. Бихевиористы признают, что прошлые события могут быть причиной текущих проблем, но предпочитают не заниматься этими причинами, а «атаковать» само поведение и факторы окружающей среды. Решающим является рассмотрение поведения в окружающем контексте. Иногда рекомендуемые вмешательства предусматривают изменение контекста или ответных реакций партнеров, которые поддерживают поведение, а не самого поведения. Мы не будем давать оценку эффективности метода поведенческой терапии. Однако приведенные выше принципы необходимо учитывать, так как группы тренинга умений опираются на бихевиоризм во многих своих концепциях.

Учебная модель

Группы тренинга умений стараются соединять дидактическое и практическое обучение. Многие упражнения являются практическими, но форма группы — явно учебная. Это согласуется с отходом поведенческой терапии от лечебной медицинской модели и ее приверженностью подходу, ориентированному на решение проблем. Группа тренинга умений — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются не как пациенты, а как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки (Faktor & Daubenspeck, 1979). Руководители группы не проводят лечение, а осуществляют систематическое обучение для изменения установок, поведения и достижения целей участников.

Руководители групп тренинга умений больше интересуются исследованием развивающих задач, чем психологическими аномалиями. Такие бестселлеры, как «Passages» Гейла Шихи (Sheeny, 1976) и «The Seasons of a Man’s Life» Даниеля Левинсона (Levinson, 1978), привлекли внимание читателей тем, что показали: человек, проходя жизненные этапы, приобретает определенные умения, необходимые для преодоления этих критических периодов и продолжения развития. Например, предполагаемая женитьба человека требует расширения репертуара умений, с тем чтобы стало возможным «слияние» двух разных личностей и их жизнен отсутствие возможности практиковаться в умениях, имитирующие переживания.

Групповой опыт может либо содействовать, либ. шать процессу научения. Экспериментальные исс вания в малых группах исходят из того, что прг шении проблем группа имеет преимущество пере дельным человеком (Cartwright & Zander, 1968). Однако защита участников, потребности в комфорте не мешают процессу научения. Некоторые бихевиористы формируют группы для создания оптимального климата научения посредством достижения изменения структуры групповой коммуникации, установления групповых целей в   противоположность целям

индивидуальным.
Постановка цели

Целью групп тренинга умений является р тие такого поведения, которое рассматривается ка дательное либо членом группы, либо’ обществом в ц Любой другой эффект группы тренинга — полу удовлетворения от участия, знания о других ) никах и общие изменения в развитии личности — сматривается как побочный продукт специфически ли группы. Группы стараются помочь участникам работать и развить важнейшие эмоциональные и личностные умения, которые определяются соглашением между руководителем группы и индивидуумом В отли чие от руководителя групп сензитивности или встреч ководитель группы тренинга умений должен стараться удержать группу от отклонений от установленной цели в сфере общей личностной перестройки.

К видам жизненных умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции коммуникативные умения и тренинг уверенности в’ себе (Drum & Knott, 1977) ‘. Характеризуя цеди групп тренинга, можно выделить два уровня целей: широкие и узкие. Так, одни группы тренинга умений в целом снижают тревожность и повышают уверенность в себе другие делают акцент на исследовании определенных видов тревожности, например боязни летать потерять вес или курении. В группах пациентов с ‘тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, таких, например, как есть не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели.

Независимо от цели группы она ставит акцент на обучении — развитии умения решать проблемы будущего и проблемы, которые участник принес в группу Программа тренинга умений, вытекающая из такой направленности цели группы, представляет собой терапию улучшения взаимоотношений (Guerney, 1977). Члены группы учатся специальным межличностным умениям для эмоционального самовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств в других.

Другой вид тренинга умений, сосредоточивающий на приспособительных видах поведения, называет. структурированно обучающей терапией и применяется для развития поведенческих умений, там как социальные умения, умения планировать и умения предупреждать причины возникновения стресса.

Вследствие того что группы тренинга умений структурированы, а участники направляются на достижение специфической цели, обычно существуют временные границы для достижения целей и развития умений от занятия к занятию. Руководители структурируют содержание каждого занятия и активно руководят группой для того, чтобы облегчить достижение целей. Частично такой подход к групповой терапии является ответом тем, кто убежден в том, что некоторые группы тренинга умений существуют только для обучения людей быть хорошими членами группы, но не приносят видимых изменений поведения, годных для использования в реальной жизни.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия»

 


Группы тренинга умений

  • Домашняя работа в тренинге умений
  • Дополнительные методики в тренингах умений
  • Измерение и оценка в тренинге умений
  • История групп тренинга умений
  • Основные процедуры тренинга умений
  • Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе
  • Практические упражнения в группах тренинга умений
  • Проблемы групп тренинга умений
  • Релаксационный тренинг
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Образовательные технологии и теории обучения

Бихевиоризм

Бихевиоризм возник на рубеже 20-го века как подход к обучению, основанный на науке о поведении. Теоретики рассматривают учащегося как tabula rasa, как правило, без какой-либо умственной интернализации или самоанализа (за исключением). С этого момента на ученика может влиять его окружение (называемое «стимулом»), на которое он реагирует (называемое «реакцией») и которое, в свою очередь, вызывает другую реакцию (в скиннеризме, называемую «подкреплением»). «).

Ключевые понятия

  • Анализ стимул-реакция
  • «Обусловливание», при котором повторение определенного поведения приводит к реакции
  • Обучение рассматривается как ряд ожидаемых ответов после обусловливания
  • Обучение вращается вокруг циклического паттерна учитель-моделирование, ученик-повторение , и учитель-подкрепление

Ключевые слова

  • Стимул-реакция
  • Классическое обусловливание
  • Оперантное обусловливание
  • Tabula Rasa [Чистый лист]

Ключевые цифры

  • Иван Павлов
  • Э. Л. Торндайк
  • Джон Б. Ватсон
  • Б. Ф. Скиннер

Два подхода

Подходы к бихевиоризму: изображение, созданное Кэтрин «Кэт» Флиппен [владелец веб-сайта]

Применение в образовательных технологиях

Бихевиоризм как образовательная теория обучения привел к развитию нескольких аспектов обучения и обучения, некоторые из которых мы все еще используем в Классы сегодня, включая прямое обучение, лекцию, поведенческую цель как управление классом, поведенческую систему вознаграждения, положительное подкрепление и индивидуальное обучение, среди других понятий.

Отличным примером бихевиоризма в чистом виде в области образовательных технологий является веб-сайт BrainPop. На этом учебном веб-сайте размещены видеоролики, объясняющие различные образовательные темы, за которыми сразу же следует короткий тест, после которого, в зависимости от результата, учащиеся могут оценить свое собственное понимание видео и содержательных материалов. Результаты отображаются сразу после завершения и содержат краткие пояснения, чтобы помочь учащимся лучше понять. Студенты будут готовы приложить больше усилий после подкрепления более высокими баллами (и, следовательно, положительными результатами). Ключевым моментом являются мгновенные ответы и оценки, которые могут быть источником похвалы или критики, оба из которых являются сильными факторами в успеваемости учащихся.

Еще одна новая технология, использующая как геймификацию, так и бихевиоризм, — ClassDojo.

Используя эту систему управления поведением, учитель может вознаграждать И снимать баллы в зависимости от поведения в классе. Звуки и изображения отражают добавление или уменьшение баллов, поэтому хорошее поведение легко подкрепляется, а плохое также легко обескураживает.

Инструмент приобретения: Operant Conditioning Illustrated

youtube.com/v/qy_mIEnnlF4?version=3″ type=»application/x-shockwave-flash» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true» wmode=»transparent»/>

Авторы изображений и видео

Behaviorist Rat. Получено 4 октября 2012 г. с:
      http://blog.wsd.net/jreeve/behaviorism-not-as-dead-as-previously-thought/

Теория большого взрыва: Шелдон тренирует Пенни. [Видео] Получено 4 октября 2012 г. с:
      http://youtu.be/qy_mIEnnlF4

Бихевиоризм — теории обучения

• Бихевиористские теории, парадигмы и перспективы • 0

Бихевиоризм — мировоззрение, работающее по принципу «стимул-реакция». Все поведение, вызванное внешними раздражителями (оперантное обусловливание). Любое поведение можно объяснить без необходимости рассмотрения внутренних психических состояний или сознания [1] .

Содержание

Участники
Ключевые концепции
Ресурсы и ссылки

  • Джон Б. Ватсон
  • Иван Павлов
  • Б. Ф. Скиннер
  • Э. Л. Торндайк
  • Альберт Бандура

Ключевые концепции

Бихевиоризм — это мировоззрение, которое предполагает, что учащийся по существу пассивен, реагируя на стимулы окружающей среды. Учащийся начинает с чистого листа (т. е. tabula rasa), и его поведение формируется посредством положительного или отрицательного подкрепления [2] . Как положительное, так и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность того, что предшествующее поведение повторится. Напротив, наказание (как положительное, так и отрицательное) снижает вероятность повторения предшествующего поведения. Положительный указывает на применение стимула; Отрицательный указывает на отказ от стимула. Таким образом, обучение определяется как изменение поведения учащегося. Много (ранних) бихевиористских исследований было проведено с животными (например, с собаками Павлова) и обобщено на людей [3] .

Бихевиоризм предшествует когнитивистскому мировоззрению. Он отвергает структурализм и является продолжением логического позитивизма.

Радикальный бихевиоризм

Радикальный бихевиоризм, разработанный Б. Ф. Скиннером, описывает особую школу, возникшую во времена правления бихевиоризма. Он отличается от других школ бихевиоризма тем, что имеет существенные различия в принятии опосредующих структур, роли эмоций и т. д.

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ресурсы

Ссылки

  1. Skinner, B. F. (2011). О бихевиоризме. Винтаж.
  2. Уотсон, Дж. Б. (2013). Бихевиоризм. Читать книги ООО
  3. Павлов, И. П., и Анреп, Г. В. (2003). Условные рефлексы. Курьерская корпорация.
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF без рекламы с обзорами и руководствами на этом сайте?

Мгновенно загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2)

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!

Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 декабря 2023 г.

Разблокируйте доступ для членов!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том.