Гнозис это в психологии: Гнозис в нейропсихологии

Содержание

Гнозис Понятие гнозиса и его виды

13

Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности.

Появление гнозиса в человеческой психике на определенном эта­пе антропогенеза, т.е. в истории развития человечества, обуслов­лено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассо­циативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга. Со вре­менем они стали передавать информацию друг другу.

Благодаря этому одни ощущения, получая подкрепления другими, а точ­нее, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыкигностические.

Причем над каждым анализатором над­страивался свой, специфичный для него вид гнозиса. Например, на начальном этапе знакомства, допустим, с погремушкой, ребе­нок, усвоив ее зрительный образ на основе соответствующих

зри­тельных ощущении, еще не знает, что этот предмет определенным образом зазвучит (загремит), если его взять в руку и потрясти. На последующих этапах манипулирования погремушкой ребенок начинает связывать зрительный образ предмета с издаваемыми им звуками, т.е. его слуховым образом. В конце концов, услышав звук погремушки, он может отыскать ее среди других игрушек. Таким образом, зрительные и слуховые ощущения, вызываемые этой игрушкой, становятся ассоциативно связанными. В систе­ме понятий нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, имеющие отношение к погремушке, стали ин­тегрированными.

Остановимся подробнее на термине гнозис. Он обозначает узнавание.

В истории развития философской мысли были течения гнос­тиков,

которые считали, что мир познаваем, и агностиков, про­поведующих непознаваемость мира.

Принято выделять различные виды гнозиса, которые соот­ветствуют имеющимся у человека рецепторам — перифериче­ским частям анализаторов Степень значимости каждого их них различна.

Так, вкусовой и обонятельный гнозис гораздо менее важны для современного человека, чем слуховой, зрительный и тактильный. Между тем древнему человеку они были жизненно необходимы, выполняя важнейшие приспособительные функ­ции. Всем известно, что человек сам изобрел способы укрыться от непогоды, сам разузнал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя и прочее.

Для этого ему были необходимы максимально обостренные тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. С появлением

гнозиса часть ощущений стала притупляться или вовсе отмирать. Человек приобрел и продолжает приобретать знания, заменяю­щие необходимость в непосредственных ощущениях.

Для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный и слуховой гнозис.

В зрительном выделяются пред­метный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.

Предметный зрительный гнозис наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

Маленько­му ребенку (до 2 лет) понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизован­ные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так час­то предлагаются маленьким детям, им не показаны.

Вначале необ­ходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т. д. Например, для того, чтобы отличить стол от стула, ребенок дол­жен сделать вывод о том, что у стола нет спинки, а у стула она есть, что стол, как правило, больше по размеру, чем стул. Имея игрушки — копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предме­тов.

Начиная с 2-летнего возраста

, их зрительный гнозис усложня­ется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей су­ти, а следовательно, требуют более зрелого восприятия. Со време­нем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в зна­чительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечерк­нутые картинки

Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др. Такое «свободное обращение» с цветом вполне допустимо. Не следует исправлять ребенка, меняя вы­бранный им цвет на другой, более реалистичный.

Чтобы отне­сенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу

.

Кроме того, индивидуаль­ное восприятие цвета может долго оставаться нестандартным и для взрослых людей, что находит свое выражение в художествен­ном творчестве. Мы часто видим на полотнах великих мастеров использование цвета не с реалистических, а с художественно-психологических позиций.

В выборе цвета детьми также движет психологический фактор. Аналогичным образом следует отно­ситься и к самим изображениям предметов. Несоблюдение про­порций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное. Взрослые не должны мешать де­тям выражать свое отношение к действительности, т.е. учить их рисовать по канонам. Роль педагога, обучающего детей рисунку, должна сводиться лишь к усилению того, что изобразил сам ре­бенок, к расстановке акцентов соответственно собственному за­мыслу ребенка.

К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спект­ра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способнос­ти к классификации явлений.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности.

Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки.

Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Если не охва­тить ее взором целиком, то сюжет, например, известной картины Федотова «Сватовство майора» и многих других картин, может быть совсем не понят или понят превратно.

Симультанный гно­зис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому яв­ляется одним из его важных показателей.

Понятие гнозиса и его виды

Лекция по нейропсихологии
Тольяттинский Государственный
Университет
ПОНЯТИЕ
ГНОЗИСА
И ЕГО ВИДЫ

2. В процессе онтогенеза на базе непосредственных ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как восприят

В процессе онтогенеза на базе
непосредственных ощущений развиваются
функции, которые на языке общей
психологии обозначаются как восприятие и
представления, а на языке
нейропсихологии как гнозис.
Термин «гнозис» в буквальном смысле слова
означает узнавание. Узнавание формы, величины,
пространственной соотнесенности предметов и,
наконец, пониманием их значения, которое
заключено в названии предмета, позволяет нам
ориентироваться в окружающем мире. Этот запас
сведений об окружающем мире складывается из
анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов
и откладывается в системах памяти.

3. Выделяют различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека анализаторным системам (модальностям), над каждым анализатор

Выделяют различные виды гнозиса,
которые соответствуют имеющимся у
человека анализаторным системам
(модальностям), над каждым
анализатором надстроен свой,
специфический для него вид гнозиса:
вкусовой,
обонятельный,
слуховой,
зрительный,
тактильный.

4. Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис  — это процесс непрерывного обновления, уточне

Но гнозис нельзя себе представить как
простое сопоставление, распознавание
образа. Гнозис — это процесс
непрерывного обновления, уточнения,
конкретизации образа, хранимого в
матрице памяти, под влиянием повторного
сопоставления его с принимаемой
информацией.
Локальное поражение тех или иных
модально-специфических зон мозга приводит
к нарушениям гностических функций.
Называются такие нарушения «агнозии».

5. Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектов окружающей среды), относящихся к той или иной модальности. Выделяют два типа расстройств

Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектов
окружающей среды), относящихся к той или иной
модальности. Выделяют два типа расстройств
модально-специфических систем:
1 — сенсорные расстройства: относительно
элементарные, возникающие при поражении
анализаторной системы и первичных зон коры
больших полушарий. Из-за этого возникают
нарушения распознавания различных видов
элементарных ощущений (светоощущения,
цветоощущения, восприятие тона и пр. )
2 — непосредственно гностические: более
сложные, возникающие при поражении
вторичных полей коры. Выражается в нарушениях
разных видов восприятия (формы, узнавание
предмета, звуков речи, символов и пр.)

6. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих имп

Рецепторный аппарат и передача
сенсорных импульсов при поражениях
высших гностических механизмов
сохраняются, но интерпретация этих
импульсов, сличение получаемых данных с
образами, хранящимися в памяти,
нарушаются. При сохранности восприятия
предметов теряется ощущение их
«знакомости» и окружающий мир, ранее
такой знакомый в деталях, становится
чуждым, непонятным, лишенным значения.
СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ГНОЗИСА.

8. Развитие зрительного восприятия

На 6-8 день жизни зрительная система начинает
анализировать структуру зрительного мира, и постепенно
начинает формироваться возможность восприятия
отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок
выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый
компонент цветового восприятия. С 3-4 мес. проявляется
способность различать объекты по размеру. К 8 мес.
наблюдается качественный скачок в восприятии формы
объекта. 3-4 года наблюдается тесное взаимодействие
зрительного восприятия и двигательных действий. Вообще,
практические манипуляции с объектами, предметами
материального мира являются необходимым фактором
развития зрительного опознания. До 3 лет отсутствует
дифференциация и специализация затылочных зон коры,
это означает, что они выполняют одну и ту же функцию,
дублируя друг друга. С 3-4 до 6-7 лет в зрительных областях
происходит активный процесс специализации отделов,
осуществляющих зрительные операции.

9. В зрительном гнозисе выделяют следующие виды:

предметный,
цветовой,
лицевой,
пальцевой,
симультанный.
Нарушения зрительного восприятия
называются зрительные агнозии, которые
характеризуются неспособностью опознания
объектов и изображений действительности,
воспринимаемых зрительно при отсутствии
элементарных расстройств зрения.
Предметный зрительный гнозис – начинается с
узнавания реальных предметов и
реалистических изображений. Вначале
маленькому ребенку необходимо усвоить
простые зрительные объекты, выделить в них
существенные признаки, сопоставить предметы
между собой и т.д. Они часто любят играть
кухонными, бытовыми предметами,
инструментами и т.п. Ребенку до 2 лет понятны
и интересны игрушки и картинки, которые как
можно более приближены к оригиналу.
Стилизованные, вычурные игрушки и картинки,
которые так часто предлагаются маленьким
детям, им не показаны.
Поэтому лучше иметь игрушки – копии
посуды, мебели, животных, овощей,
фруктов и пр., с помощью которых дети
быстрее осваивают столь необходимый им
мир предметов. А, начиная с 2 лет, дети
начинают проявлять интерес к простым
стилизациям типа «мультиков». Такие
изображения более символичны по своей
сути, поэтому требуют более зрелого
восприятия. Со временем детям становятся
доступны стилизованные рисунки:
штриховые, теневые, наложенные,
перечеркнутые картинки.
Локализация предметного зрительного гнозиса:
преимущественно височно-затылочные, теменнозатылочные и затылочные зоны обоих полушарий
мозга или одного из них (может осуществляться и
за счет одного из полушарий, так как
симметричные зоны полушарий специализированы
одинаково).
Локализация узнавания стилизованных
изображений (перечеркнутых, наложенных):
задневисочные отделы левого полушария.
Локализация узнавания недорисованных
изображений: задневисочные отделы правого
полушария.
Сведения о локализации относятся к более
зрелому мозгу, в период детства данные
локализационные параметры еще не устоялись.

13. Нарушение — предметная агнозия

Теряется или не формируется способность к
узнаванию предметов и их изображений. В
основе лежат дефекты опознания формы,
контуров предмета. При грубых
двусторонних поражениях больные не
узнают даже простых изображений
обиходных предметов, больные путают
сходные изображения (настольная лампа и
гриб).
В случае дисфункции задневисочных отделов
левого полушария возникает нарушение связи
между зрительным образом и его
наименованием, тогда возникают трудности
называния объектов, воспринимаемых через
зрение. Из-за того, что зрительные образы
смешиваются, становятся нестойкими,
называние предмета заменяется другим,
близким по значению словом (вербальные
парафазии). Если этот же объект человек
будет воспринимать не оптически, а
тактильно, на ощупь, то узнать его и назвать
трудностей не составит.

15. Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и их оттенки

Также развивается постепенно: в начале
осваиваются яркие цвета спектра (красный,
синий, зеленый), затем менее яркие (белый,
черный, коричневый, оранжевый). На первых
порах не следует настаивать на том, чтобы
ребенок рисовал предметы в соответствии с их
реальными цветами. Чтобы отнесенность
цвета к предмету устоялась, необходимо более
зрелое видение, а оно формируется не сразу. К
6-7 годам усваиваются не только цвета
спектра, но и их оттенки.
Локализация: височно-затылочные отд. правого
полушария — узнавание, идентификация цвета;
левое полушарие обеспечивает абстрактность,
обобщенность при восприятии цвета (название
цветов, их классификация).
Нарушение: цветовая агнозия. При поражении
левого полушария (доминантного) –
неспособность подбирать оттенки цвета в
единую цветовую гамму, забывание названий
цвета. При поражении правого – неспособность
к различению простых цветов

17. Лицевой гнозис —

Лицевой гнозис
формируется относительно изолированно от остальных
видов зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок,
это лицо матери или близкого ему человека. Затем
приобретается способность различать и запоминать другие
лица.
Локализация: височно-теменно-затылочные отд. правого
полушария у всех людей.
Нарушение: агнозия на лица (прозопагнозия) – трудности
опознания знакомых лиц. При грубом дефекте больные не
узнают своих близких, фотографии из семейного альбома,
оценивают людей по случайным признакам, по голосу,
жестикуляции. В редких случаях у больных нарушается
оценка мимики, выражающей ту или иную эмоцию, они
могут видеть искаженные гримасы.

18. Симультанный гнозис –

это способность видеть сложные изображения целиком,
одномоментно укладывать детали в единое целое,
выделять существенные и второстепенные признаки. Таким
образом воспринимается, например, сюжетная картина или
реальная житейская ситуация, включающая группу
предметов или людей. Симультанный гнозис наиболее
тесно связан с развитием мышления и поэтому является
одним из его важных показателей.
Локализация: правая затылочная область или двусторонние
затылочные области.
Нарушение: симультанная агнозия (синдром Балинта) –
сужение объема восприятия до одного полного объекта.
Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не
в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию.

19. Буквенный гнозис —

способность распознавать символические знаки
(буквы, цифры).
Локализация: височно-затылочная область
доминантного по речи полушария.
Нарушение: зрительная буквенная агнозия.
Нарушается обобщенное восприятие и называние
букв. Происходит смешение букв по оптической
близости, расположению элементов букв,
зеркальное восприятие букв. Например, «н» может
быть опознана как «м», а «в» как «р». Из-за этого
распадается навык чтения (первичная алексия).
Аналогично может нарушаться и цифровой гнозис.

20. Оптико-пространственный гнозис —

Оптико-пространственный
гнозис
ориентировка в пространственных
признаках окружающей среды и
изображений объектов, восприятие
расположения предметов относительно
друг друга (слева-справа, сверху-снизу,
за-перед и т.д.). Осуществляется за счет
комплексного взаимодействия с
несколькими анализаторными системами
(слуховой, тактильной, вестибулярной,
кинетической)
Локализация: верхне-теменные и
теменно-затылочные отделы левого и
правого полушарий. Причем вклад
каждого полушария не одинаков,
специфичен.
Нарушение: оптико-пространственная
агнозия – неспособность опознавать такие
пространственные признаки зрительных
изображений, как величина, удаленность,
направленность, взаиморасположенность
объектов.

22. Связь с другими процессами.

Процессы зрительного и зрительнопространственного восприятия являются
базовыми для многих видов деятельности,
включая учебную. Без них не могут быть усвоены
чтение, счет, письмо, конструирование,
рисование. Процесс зрительного восприятия и
опознания предметов тесно связан с
номинативной функцией речи. Нечеткость
зрительных представлений, трудности
распознавания существенных признаков предмета
нарушают выбор значения нужного слова. Без
зрительно-пространственного гнозиса не могут
быть освоены некоторые грамматические
конструкции, и следовательно будет затруднено
понимание речи при объяснении учителя,
понимание условий заданий.
Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) —
нарушения чтения, возникающие при поражении различных
отделов коры левого полушария (у правшей), или
неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия
сочетается с потерей способности писать (аграфией) и
нарушением речи (афазия). В зависимости от области
поражения коры больших полушарий различают несколько
форм алексии.
Алексия встречается в двух основных формах: «чистая алексия»
(или «алексия без аграфии») и «алексия с аграфией».
Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка,
отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу,
рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть
письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве
случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей
одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по
отдельности.

26. Связь с другими процессами.

Процессы зрительного и зрительнопространственного восприятия являются базовыми
для многих видов деятельности, включая учебную.
Без них не могут быть усвоены чтение, счет, письмо,
конструирование, рисование. Процесс зрительного
восприятия и опознания предметов тесно связан с
номинативной функцией речи. Нечеткость
зрительных представлений, трудности
распознавания существенных признаков предмета
нарушают выбор значения нужного слова. Без
зрительно-пространственного гнозиса не могут
быть освоены некоторые грамматические
конструкции, и следовательно будет затруднено
понимание речи при объяснении учителя,
понимание условий заданий.

Гностическая психология

2 октября 2007 г. обновлено 27 сентября 2015 г. 5:44

Только через самопознание человек может реализовать свой истинный потенциал

Автор Джайлз Оутли

В мире существует множество различных школ, имеющих методы развития многих внутренних чувств, но все это могло бы привести нас к дезориентации и неудаче, если бы мы не начали с развития чувства психологического самонаблюдения.

Развитие этого чувства глубокого наблюдения постепенно ведет нас к познанию самого себя, позволяя нам провести психологическую инвентаризацию того, что у нас есть в избытке, и чего нам не хватает. Достигнув этой ступени познания себя, другие наши внутренние чувства также будут необычайно развиты.

Мы обнаруживаем, что в нас содержится много психологических дефектов, каждый из которых персонифицирован в определенном «Я» или «Я». Поскольку у нас есть тысячи и даже миллионы дефектов, очевидно, что внутри нас живет много людей.

Поэтому, открывая себя – то, что мы внутренне представляем – и устраняя то, что внутри нас делает нашу жизнь горькой, мы разгадаем загадку собственного существования и разовьем все наши скрытые возможности. Вот почему Дельфийский Оракул говорит нам: «Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов».

Человек всегда стремился узнать ответы на вопросы жизни: «кто мы?»; ‘откуда мы пришли?’; ‘куда мы идем?’; «в чем причина нашего существования?». Завоевать целостное знание себя и Вселенной, своей материальной и духовной судьбы — вот истинная цель гностических исследований.

Подпишись на утренний звонок Просмотреть все информационные бюллетени

Краткое и важное руководство по внутренней и глобальной политике от команды политиков New Statesman.

Выберите и введите свой адрес электронной почты

Утренний звонок
Краткое и важное руководство по внутренней и мировой политике от команды политиков New Statesman.
Мировое обозрение
Информационный бюллетень The New Statesman по международным делам, каждый понедельник и пятницу.
Субботнее чтение
Ваш новый путеводитель по лучшим статьям об идеях, политике, книгах и культуре каждые выходные — от New Statesman.
Крушение
Еженедельный информационный бюллетень, который поможет вам собрать воедино фрагменты глобального экономического спада.
Идеи и письма
Информационный бюллетень, демонстрирующий лучшие статьи из раздела идей, охватывающий политические идеи, философию, критику и интеллектуальную историю, рассылается каждую среду.
Грин Таймс
Еженедельная электронная почта The New Statesman о политике, бизнесе и культуре климатических и природных кризисов — в вашем почтовом ящике каждый четверг.
События и предложения
Подпишитесь, чтобы получать информацию о событиях NS, предложениях по подписке и обновлениях продукта.

Ваш адрес электронной почты

Должность

  • Администрация/Офис
  • Искусство и культура
  • Член правления
  • Деловые/корпоративные услуги
  • Клиент / Служба поддержки клиентов
  • Связь
  • Строительство, работы, машиностроение
  • Образование, учебная программа и преподавание
  • Окружающая среда, сохранение и NRM
  • Управление объектами / территорией и техническое обслуживание
  • Управление финансами
  • Здравоохранение – Медицинское и сестринское дело
  • Управление персоналом, обучение и организационное развитие
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Информационные услуги, статистика, записи, архивы
  • Управление инфраструктурой – транспорт, коммунальные услуги
  • Юристы и специалисты-практики
  • Библиотекари и управление библиотекой
  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • OH&S, управление рисками
  • Управление операциями
  • Планирование, политика, стратегия
  • Печать, дизайн, издательское дело, Интернет
  • Проекты, программы и консультанты
  • Управление недвижимостью, активами и автопарком
  • Связи с общественностью и СМИ
  • Закупки и снабжение
  • Менеджмент качества
  • Научные и технические исследования и разработки
  • Безопасность и правоохранительные органы
  • Предоставление услуг
  • Спорт и отдых
  • Путешествия, проживание, туризм
  • Благополучие, общественные/социальные службы

Администрация / ОфисИскусство и культураЧлен совета директоровБизнес / Корпоративные услугиКлиенты / Обслуживание клиентовСвязьСтроительство, работы, инженерное делоОбразование, учебная программа и обучениеОкружающая среда, охрана и NRMУправление и обслуживание объектов / территорийУправление финансамиУправление здравоохранением и сестринским деломУправление персоналом, обучение и организационное развитиеИнформационные и коммуникационные технологииИнформационные услуги, статистика, отчеты , АрхивыУправление инфраструктурой — транспорт, коммунальные услугиЮрисконсульты и практикиБиблиотекари и управление библиотекамиМенеджментМаркетингOH&S, управление рискамиУправление операциямиПланирование, политика, стратегияПечать, дизайн, издательское дело, веб-проекты, программы и консультантыУправление собственностью, активами и автопаркомСвязи с общественностью и СМИЗакупки и закупкиУправление качествомНаучно-технические исследования и разработкиБезопасность и правоохранительные органыСервис ДоставкаСпорт и отдыхПутешествия, Проживание, ТуризмБлагополучие, Сообщество / Социальные службы

Посетите нашу Политику конфиденциальности, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах, о том, как New Statesman Media Group может использовать, обрабатывать и передавать ваши личные данные, включая информацию о ваших правах в отношении ваших личных данных и о том, как вы можете отказаться от подписки на будущие маркетинговые сообщения.

СПАСИБО

Однако ясно, что мы не можем получить доступ к этому знанию, используя обычные интеллектуальные способности, просто веру или идеологию. Бесспорно, гностическое знание всегда ускользает от обыденного анализа субъективного рационализма.

Интеллект неадекватен и ужасно беден как инструмент познания. Мы должны различать интеллект и сознание. Интеллект воспитывается интеллектуально; сознание воспитывается диалектикой сознания. Мы никогда не должны путать интеллект или память с сознанием, потому что они так же различны, как свет фар автомобиля от дороги, по которой он едет.

Гностическое знание связано с бесконечной реальностью каждого из нас, с тем, что мы еще не воплотили, с внутренним Мастером, с Бытием. Подлинная Мудрость принадлежит Существу. Самореализация самопознания Существа есть надрациональный процесс, не имеющий ничего общего с интеллектуализмом. Только Сознание может знать то, что реально, то, что есть Истина; только Сознание может проникнуть в законные глубины Бытия.

У тех, кто выполняет «эзотерическую работу» над собой, на очень продвинутой стадии возникают два различных пути: Прямой Путь и Спиральный Путь. Спиральный Путь включает в себя достижение относительного состояния просветления и выбор наслаждаться высшими мирами (Рай или Нирвана), а также время от времени возвращаться в физическое тело, чтобы заплатить немного больше кармы и помочь человечеству.

Самаэль Аун Веор называет их Буддами Пратьека и Шраваками, и подавляющее большинство людей, достигших этого состояния, выбирают спиральный путь, потому что это очень легко и приятно. Прямой Путь — это Путь Бодхисаттвы, который отказывается от счастья высших миров (Нирваны), чтобы помочь человечеству.

Самаэль Аун Веор дает очень конкретное определение термину Бодхисаттва – это не просто тот, кто принял обеты Бодхисаттвы. Говоря языком каббалы, это физический (Малкут), витальный (Йесод), астральный (Ход), ментальный (Нецах) и причинный (Тиферет) проводники — другими словами, человеческая душа — самореализованного духа. , (Гевура-Хесед), избравшая Прямой Путь, чтобы воплотить Христа (Кетер-Бина-Хокма).

Другими словами, Бодхисаттва — это «Сын» самореализованного Бога, который пытается вернуться к Абсолюту или 13-му Эону.

Гностические психологические исследования – Гностические исследования

Эта серия будет охватывать материалы из 5 основных книг: «Психология возможной эволюции человека», «Трактат о революционной психологии», «Великое восстание», «В поисках чудесного» и «Революция диалектики».

 

Цель Гнозиса

Гнозис — космическое учение, которое ищет восстановить в каждом из нас способность жить сознательно и разумно . Гнозис означает знание/мудрость и обычно интерпретируется как абсолютное и освобождающее знание. Гнозис — это настоящая научная школа посвящения в жизнь, которая преследует цель трансформации человека, утверждая, что каждый человек должен изменить свои основные принципы и обычаи, чтобы стать настоящим человеком. Образ жизни гнозиса — мистическая философия, и он основан на рациональной и научной концепции вселенной.

В древности было сказано: «Человек, познай себя, и ты познаешь вселенную», и это синтез всей трансцендентной мудрости: это высшее знание. В фундаментальном краеугольном камне трансцендентальной науки Гнозиса лежит этот древний девиз: «Познай себя». Этот принцип требует от человека, который хочет познать себя:

1. понять, что это значит (это познание себя),
2. с чем оно связано,
3. и от чего необходимо зависит.

Психология и познание себя

Человек в его нынешнем состоянии очень далек от самопознания. И поэтому наша первая цель не может быть определена как самопознание, вместо этого она должна быть самоизучением. Очень важно, когда человек понимает, что он должен изучать себя.

Цель человека должна состоять в том, чтобы начать изучать себя, познавать себя правильным образом. Самообучение – это работа или путь, ведущий к самопознанию. Но чтобы изучить себя, нужно сначала научиться:
1. как учиться,
2. с чего начать и
3. какие методы использовать.

Это потому, что только с этим самопознанием человек может трансформировать себя. Это знание себя приобретается посредством того, что мы называем гностической психологией. Слово психология происходит от двух греческих слов:
1. Psyche (ψυχή, psukhē, ​​что означает «дыхание», «дух» или «душа»)
2. и Logia (-λέγω, legō, переводится как «изучение» или «исследовать»).

Таким образом, психология буквально означает «изучение души» . В древних мистериях психология была той частью философии, которая имела дело со способностями души и ее действиями. Следовательно, можно сказать, что — это еще и наука о душе .

Изучение души есть первая ступень той огромной лестницы, по которой мы обязательно должны подняться, чтобы постичь истину. А чтобы прийти к истине, необходимо (с самого начала), чтобы человек был свободен от научных и религиозных предрассудков.

Наука и религия

Наука и религия — это две области изучения, которым мы часто противопоставляемся, но на самом деле они тесно связаны. В 1861 году Элифас Леви сказал:

«Сейчас более, чем когда-либо, наука и религия, а также власть и свобода, кажется, предаются ожесточенной войне и клянутся в непримиримой ненависти друг к другу. Тем не менее, не верьте в эту войну: они вот-вот соединятся и обнимутся навеки.

Открытие великих тайн религии и науки волхвов уничтожит фанатизм, дав причину чудес и раскрыв единство универсального учения.

Истина выше всех мнений и всех партий. Истина подобна солнцу; слеп тот, кто не видит».

— парафраз из Примирение науки и религии Элифаса Леви

Лучший способ понять эту концепцию — это утверждение:

Религия разумна, а Наука священна.

Мы не находим Религию разумной, потому что очень немногие знают, как использовать ее по ее истинному назначению, и нам не хватает Веры, необходимой для эффективного применения ее в нашей жизни.