Гнозис это в психологии: Гнозис в нейропсихологии
Гнозис Понятие гнозиса и его виды
13
Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности.
Появление гнозиса в человеческой психике на определенном этапе антропогенеза, т.е. в истории развития человечества, обусловлено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассоциативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга. Со временем они стали передавать информацию друг другу.
Благодаря этому одни ощущения, получая подкрепления другими, а точнее, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыки — гностические.
Причем
над каждым анализатором надстраивался
свой, специфичный для него вид гнозиса. Например, на начальном этапе знакомства,
допустим, с погремушкой, ребенок,
усвоив ее зрительный образ на основе
соответствующих
Остановимся подробнее на термине гнозис. Он обозначает узнавание.
В
истории развития философской мысли
были течения гностиков, которые
считали, что мир познаваем, и агностиков, проповедующих
непознаваемость мира.
Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам — периферическим частям анализаторов Степень значимости каждого их них различна.
Так, вкусовой и обонятельный гнозис гораздо менее важны для современного человека, чем слуховой, зрительный и тактильный. Между тем древнему человеку они были жизненно необходимы, выполняя важнейшие приспособительные функции. Всем известно, что человек сам изобрел способы укрыться от непогоды, сам разузнал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя и прочее.
Для этого ему были необходимы максимально обостренные тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. С появлением
Для
современного человека наиболее
актуальными остаются зрительный
и слуховой гнозис.
В зрительном выделяются предметный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.
Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы.
Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.
Маленькому ребенку (до 2 лет) понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизованные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так часто предлагаются маленьким детям, им не показаны.
Вначале
необходимо
усвоить простые зрительные объекты,
выделить в них существенные признаки,
сопоставить предметы между собой и т. д.
Например,
для того, чтобы отличить стол от стула,
ребенок должен
сделать вывод о том, что у стола нет
спинки, а у стула она есть,
что стол, как правило, больше по размеру,
чем стул. Имея игрушки
— копии посуды, мебели, животных, овощей,
фруктов и
пр., дети быстрее осваивают столь
необходимый им мир предметов.
Начиная
с 2-летнего возраста
Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале
осваиваются
яркие цвета спектра (красный, синий,
зеленый), затем
— менее яркие — белый, черный, коричневый,
оранжевый.
При этом дети, рисуя, могут изобразить
траву красной, небо
— зеленым и др. Такое «свободное
обращение» с цветом вполне
допустимо. Не следует исправлять ребенка,
меняя выбранный
им цвет на другой, более реалистичный.
Чтобы отнесенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу
.Кроме того, индивидуальное восприятие цвета может долго оставаться нестандартным и для взрослых людей, что находит свое выражение в художественном творчестве. Мы часто видим на полотнах великих мастеров использование цвета не с реалистических, а с художественно-психологических позиций.
В
выборе цвета детьми также движет
психологический
фактор. Аналогичным образом следует
относиться
и к самим изображениям предметов.
Несоблюдение пропорций, подчеркнутая
геометризация рисунка детей до 5 лет —
явление вполне нормативное. Взрослые
не должны мешать детям
выражать свое отношение к действительности,
т.е. учить их рисовать по канонам. Роль
педагога, обучающего детей рисунку,
должна сводиться лишь к усилению того,
что изобразил сам ребенок,
к расстановке акцентов соответственно
собственному замыслу
ребенка.
К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спектра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способности к классификации явлений.
Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он формируется относительно изолированно от остальных видов зрительно-гностической деятельности.
Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течение всей жизни.
Симультанный гнозис — это способность видеть сложные
изображения
целиком, укладывать детали в единое
целое, выделяя
существенные и второстепенные признаки.
Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Если не охватить ее взором целиком, то сюжет, например, известной картины Федотова «Сватовство майора» и многих других картин, может быть совсем не понят или понят превратно.
Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.
Понятие гнозиса и его виды
Лекция по нейропсихологии
Тольяттинский Государственный
Университет
ПОНЯТИЕ
ГНОЗИСА
И ЕГО ВИДЫ
2. В процессе онтогенеза на базе непосредственных ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как восприят
В процессе онтогенеза на базенепосредственных ощущений развиваются
функции, которые на языке общей
психологии обозначаются как восприятие и
представления, а на языке
нейропсихологии как гнозис.
Термин «гнозис» в буквальном смысле слова
означает узнавание.

пространственной соотнесенности предметов и,
наконец, пониманием их значения, которое
заключено в названии предмета, позволяет нам
ориентироваться в окружающем мире. Этот запас
сведений об окружающем мире складывается из
анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов
и откладывается в системах памяти.
3. Выделяют различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека анализаторным системам (модальностям), над каждым анализатор
Выделяют различные виды гнозиса,которые соответствуют имеющимся у
человека анализаторным системам
(модальностям), над каждым
анализатором надстроен свой,
специфический для него вид гнозиса:
вкусовой,
обонятельный,
слуховой,
зрительный,
тактильный.
4. Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис — это процесс непрерывного обновления, уточне
Но гнозис нельзя себе представить какпростое сопоставление, распознавание
образа.

непрерывного обновления, уточнения,
конкретизации образа, хранимого в
матрице памяти, под влиянием повторного
сопоставления его с принимаемой
информацией.
Локальное поражение тех или иных
модально-специфических зон мозга приводит
к нарушениям гностических функций.
Называются такие нарушения «агнозии».
5. Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектов окружающей среды), относящихся к той или иной модальности. Выделяют два типа расстройств
Агнозия – нарушение узнавания стимулов (объектовокружающей среды), относящихся к той или иной
модальности. Выделяют два типа расстройств
модально-специфических систем:
1 — сенсорные расстройства: относительно
элементарные, возникающие при поражении
анализаторной системы и первичных зон коры
больших полушарий. Из-за этого возникают
нарушения распознавания различных видов
элементарных ощущений (светоощущения,
цветоощущения, восприятие тона и пр.

2 — непосредственно гностические: более
сложные, возникающие при поражении
вторичных полей коры. Выражается в нарушениях
разных видов восприятия (формы, узнавание
предмета, звуков речи, символов и пр.)
6. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих имп
Рецепторный аппарат и передачасенсорных импульсов при поражениях
высших гностических механизмов
сохраняются, но интерпретация этих
импульсов, сличение получаемых данных с
образами, хранящимися в памяти,
нарушаются. При сохранности восприятия
предметов теряется ощущение их
«знакомости» и окружающий мир, ранее
такой знакомый в деталях, становится
чуждым, непонятным, лишенным значения.
СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ГНОЗИСА.
8. Развитие зрительного восприятия
На 6-8 день жизни зрительная система начинаетанализировать структуру зрительного мира, и постепенно
начинает формироваться возможность восприятия
отдельных зрительных свойств.

выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый
компонент цветового восприятия. С 3-4 мес. проявляется
способность различать объекты по размеру. К 8 мес.
наблюдается качественный скачок в восприятии формы
объекта. 3-4 года наблюдается тесное взаимодействие
зрительного восприятия и двигательных действий. Вообще,
практические манипуляции с объектами, предметами
материального мира являются необходимым фактором
развития зрительного опознания. До 3 лет отсутствует
дифференциация и специализация затылочных зон коры,
это означает, что они выполняют одну и ту же функцию,
дублируя друг друга. С 3-4 до 6-7 лет в зрительных областях
происходит активный процесс специализации отделов,
осуществляющих зрительные операции.
9. В зрительном гнозисе выделяют следующие виды:
предметный,цветовой,
лицевой,
пальцевой,
симультанный.
Нарушения зрительного восприятия
называются зрительные агнозии, которые
характеризуются неспособностью опознания
объектов и изображений действительности,
воспринимаемых зрительно при отсутствии
элементарных расстройств зрения.

Предметный зрительный гнозис – начинается с
узнавания реальных предметов и
реалистических изображений. Вначале
маленькому ребенку необходимо усвоить
простые зрительные объекты, выделить в них
существенные признаки, сопоставить предметы
между собой и т.д. Они часто любят играть
кухонными, бытовыми предметами,
инструментами и т.п. Ребенку до 2 лет понятны
и интересны игрушки и картинки, которые как
можно более приближены к оригиналу.
Стилизованные, вычурные игрушки и картинки,
которые так часто предлагаются маленьким
детям, им не показаны.
Поэтому лучше иметь игрушки – копии
посуды, мебели, животных, овощей,
фруктов и пр., с помощью которых дети
быстрее осваивают столь необходимый им
мир предметов. А, начиная с 2 лет, дети
начинают проявлять интерес к простым
стилизациям типа «мультиков». Такие
изображения более символичны по своей
сути, поэтому требуют более зрелого
восприятия. Со временем детям становятся
доступны стилизованные рисунки:
штриховые, теневые, наложенные,
перечеркнутые картинки.

Локализация предметного зрительного гнозиса:
преимущественно височно-затылочные, теменнозатылочные и затылочные зоны обоих полушарий
мозга или одного из них (может осуществляться и
за счет одного из полушарий, так как
симметричные зоны полушарий специализированы
одинаково).
Локализация узнавания стилизованных
изображений (перечеркнутых, наложенных):
задневисочные отделы левого полушария.
Локализация узнавания недорисованных
изображений: задневисочные отделы правого
полушария.
Сведения о локализации относятся к более
зрелому мозгу, в период детства данные
локализационные параметры еще не устоялись.
13. Нарушение — предметная агнозия
Теряется или не формируется способность кузнаванию предметов и их изображений. В
основе лежат дефекты опознания формы,
контуров предмета. При грубых
двусторонних поражениях больные не
узнают даже простых изображений
обиходных предметов, больные путают
сходные изображения (настольная лампа и
гриб).

В случае дисфункции задневисочных отделов
левого полушария возникает нарушение связи
между зрительным образом и его
наименованием, тогда возникают трудности
называния объектов, воспринимаемых через
зрение. Из-за того, что зрительные образы
смешиваются, становятся нестойкими,
называние предмета заменяется другим,
близким по значению словом (вербальные
парафазии). Если этот же объект человек
будет воспринимать не оптически, а
тактильно, на ощупь, то узнать его и назвать
трудностей не составит.
15. Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и их оттенки
Также развивается постепенно: в началеосваиваются яркие цвета спектра (красный,
синий, зеленый), затем менее яркие (белый,
черный, коричневый, оранжевый). На первых
порах не следует настаивать на том, чтобы
ребенок рисовал предметы в соответствии с их
реальными цветами. Чтобы отнесенность
цвета к предмету устоялась, необходимо более
зрелое видение, а оно формируется не сразу.

6-7 годам усваиваются не только цвета
спектра, но и их оттенки.
Локализация: височно-затылочные отд. правого
полушария — узнавание, идентификация цвета;
левое полушарие обеспечивает абстрактность,
обобщенность при восприятии цвета (название
цветов, их классификация).
Нарушение: цветовая агнозия. При поражении
левого полушария (доминантного) –
неспособность подбирать оттенки цвета в
единую цветовую гамму, забывание названий
цвета. При поражении правого – неспособность
к различению простых цветов
17. Лицевой гнозис —
Лицевой гнозисформируется относительно изолированно от остальных
видов зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок,
это лицо матери или близкого ему человека. Затем
приобретается способность различать и запоминать другие
лица.
Локализация: височно-теменно-затылочные отд. правого
полушария у всех людей.
Нарушение: агнозия на лица (прозопагнозия) – трудности
опознания знакомых лиц.

узнают своих близких, фотографии из семейного альбома,
оценивают людей по случайным признакам, по голосу,
жестикуляции. В редких случаях у больных нарушается
оценка мимики, выражающей ту или иную эмоцию, они
могут видеть искаженные гримасы.
18. Симультанный гнозис –
это способность видеть сложные изображения целиком,одномоментно укладывать детали в единое целое,
выделять существенные и второстепенные признаки. Таким
образом воспринимается, например, сюжетная картина или
реальная житейская ситуация, включающая группу
предметов или людей. Симультанный гнозис наиболее
тесно связан с развитием мышления и поэтому является
одним из его важных показателей.
Локализация: правая затылочная область или двусторонние
затылочные области.
Нарушение: симультанная агнозия (синдром Балинта) –
сужение объема восприятия до одного полного объекта.
Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не
в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию.

19. Буквенный гнозис —
способность распознавать символические знаки(буквы, цифры).
Локализация: височно-затылочная область
доминантного по речи полушария.
Нарушение: зрительная буквенная агнозия.
Нарушается обобщенное восприятие и называние
букв. Происходит смешение букв по оптической
близости, расположению элементов букв,
зеркальное восприятие букв. Например, «н» может
быть опознана как «м», а «в» как «р». Из-за этого
распадается навык чтения (первичная алексия).
Аналогично может нарушаться и цифровой гнозис.
20. Оптико-пространственный гнозис —
Оптико-пространственныйгнозис
ориентировка в пространственных
признаках окружающей среды и
изображений объектов, восприятие
расположения предметов относительно
друг друга (слева-справа, сверху-снизу,
за-перед и т.д.). Осуществляется за счет
комплексного взаимодействия с
несколькими анализаторными системами
(слуховой, тактильной, вестибулярной,
кинетической)
Локализация: верхне-теменные и
теменно-затылочные отделы левого и
правого полушарий.

каждого полушария не одинаков,
специфичен.
Нарушение: оптико-пространственная
агнозия – неспособность опознавать такие
пространственные признаки зрительных
изображений, как величина, удаленность,
направленность, взаиморасположенность
объектов.
22. Связь с другими процессами.
Процессы зрительного и зрительнопространственного восприятия являютсябазовыми для многих видов деятельности,
включая учебную. Без них не могут быть усвоены
чтение, счет, письмо, конструирование,
рисование. Процесс зрительного восприятия и
опознания предметов тесно связан с
номинативной функцией речи. Нечеткость
зрительных представлений, трудности
распознавания существенных признаков предмета
нарушают выбор значения нужного слова. Без
зрительно-пространственного гнозиса не могут
быть освоены некоторые грамматические
конструкции, и следовательно будет затруднено
понимание речи при объяснении учителя,
понимание условий заданий.

Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) —
нарушения чтения, возникающие при поражении различных
отделов коры левого полушария (у правшей), или
неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия
сочетается с потерей способности писать (аграфией) и
нарушением речи (афазия). В зависимости от области
поражения коры больших полушарий различают несколько
форм алексии.
Алексия встречается в двух основных формах: «чистая алексия»
(или «алексия без аграфии») и «алексия с аграфией».
Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка,
отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу,
рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть
письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве
случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей
одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по
отдельности.
26. Связь с другими процессами.
Процессы зрительного и зрительнопространственного восприятия являются базовымидля многих видов деятельности, включая учебную.

Без них не могут быть усвоены чтение, счет, письмо,
конструирование, рисование. Процесс зрительного
восприятия и опознания предметов тесно связан с
номинативной функцией речи. Нечеткость
зрительных представлений, трудности
распознавания существенных признаков предмета
нарушают выбор значения нужного слова. Без
зрительно-пространственного гнозиса не могут
быть освоены некоторые грамматические
конструкции, и следовательно будет затруднено
понимание речи при объяснении учителя,
понимание условий заданий.
Гностическая психология
2 октября 2007 г. обновлено 27 сентября 2015 г. 5:44
Только через самопознание человек может реализовать свой истинный потенциал
Автор Джайлз Оутли
В мире существует множество различных школ, имеющих методы развития многих внутренних чувств, но все это могло бы привести нас к дезориентации и неудаче, если бы мы не начали с развития чувства психологического самонаблюдения.
Развитие этого чувства глубокого наблюдения постепенно ведет нас к познанию самого себя, позволяя нам провести психологическую инвентаризацию того, что у нас есть в избытке, и чего нам не хватает. Достигнув этой ступени познания себя, другие наши внутренние чувства также будут необычайно развиты.
Мы обнаруживаем, что в нас содержится много психологических дефектов, каждый из которых персонифицирован в определенном «Я» или «Я». Поскольку у нас есть тысячи и даже миллионы дефектов, очевидно, что внутри нас живет много людей.
Поэтому, открывая себя – то, что мы внутренне представляем – и устраняя то, что внутри нас делает нашу жизнь горькой, мы разгадаем загадку собственного существования и разовьем все наши скрытые возможности. Вот почему Дельфийский Оракул говорит нам: «Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов».
Человек всегда стремился узнать ответы на вопросы жизни: «кто мы?»; ‘откуда мы пришли?’; ‘куда мы идем?’; «в чем причина нашего существования?». Завоевать целостное знание себя и Вселенной, своей материальной и духовной судьбы — вот истинная цель гностических исследований.
Подпишись на утренний звонок Просмотреть все информационные бюллетени
Краткое и важное руководство по внутренней и глобальной политике от команды политиков New Statesman.
Выберите и введите свой адрес электронной почты
Утренний звонок
Краткое и важное руководство по внутренней и мировой политике от команды политиков New Statesman.Мировое обозрение
Информационный бюллетень The New Statesman по международным делам, каждый понедельник и пятницу.Субботнее чтение
Ваш новый путеводитель по лучшим статьям об идеях, политике, книгах и культуре каждые выходные — от New Statesman.
Крушение
Еженедельный информационный бюллетень, который поможет вам собрать воедино фрагменты глобального экономического спада.Идеи и письма
Информационный бюллетень, демонстрирующий лучшие статьи из раздела идей, охватывающий политические идеи, философию, критику и интеллектуальную историю, рассылается каждую среду.Грин Таймс
Еженедельная электронная почта The New Statesman о политике, бизнесе и культуре климатических и природных кризисов — в вашем почтовом ящике каждый четверг.События и предложения
Подпишитесь, чтобы получать информацию о событиях NS, предложениях по подписке и обновлениях продукта.Ваш адрес электронной почты
Должность
- Администрация/Офис
- Искусство и культура
- Член правления
- Деловые/корпоративные услуги
- Клиент / Служба поддержки клиентов
- Связь
- Строительство, работы, машиностроение
- Образование, учебная программа и преподавание
- Окружающая среда, сохранение и NRM
- Управление объектами / территорией и техническое обслуживание
- Управление финансами
- Здравоохранение – Медицинское и сестринское дело
- Управление персоналом, обучение и организационное развитие
- Информационные и коммуникационные технологии
- Информационные услуги, статистика, записи, архивы
- Управление инфраструктурой – транспорт, коммунальные услуги
- Юристы и специалисты-практики
- Библиотекари и управление библиотекой
- Менеджмент
- Маркетинг
- OH&S, управление рисками
- Управление операциями
- Планирование, политика, стратегия
- Печать, дизайн, издательское дело, Интернет
- Проекты, программы и консультанты
- Управление недвижимостью, активами и автопарком
- Связи с общественностью и СМИ
- Закупки и снабжение
- Менеджмент качества
- Научные и технические исследования и разработки
- Безопасность и правоохранительные органы
- Предоставление услуг
- Спорт и отдых
- Путешествия, проживание, туризм
- Благополучие, общественные/социальные службы
Администрация / ОфисИскусство и культураЧлен совета директоровБизнес / Корпоративные услугиКлиенты / Обслуживание клиентовСвязьСтроительство, работы, инженерное делоОбразование, учебная программа и обучениеОкружающая среда, охрана и NRMУправление и обслуживание объектов / территорийУправление финансамиУправление здравоохранением и сестринским деломУправление персоналом, обучение и организационное развитиеИнформационные и коммуникационные технологииИнформационные услуги, статистика, отчеты , АрхивыУправление инфраструктурой — транспорт, коммунальные услугиЮрисконсульты и практикиБиблиотекари и управление библиотекамиМенеджментМаркетингOH&S, управление рискамиУправление операциямиПланирование, политика, стратегияПечать, дизайн, издательское дело, веб-проекты, программы и консультантыУправление собственностью, активами и автопаркомСвязи с общественностью и СМИЗакупки и закупкиУправление качествомНаучно-технические исследования и разработкиБезопасность и правоохранительные органыСервис ДоставкаСпорт и отдыхПутешествия, Проживание, ТуризмБлагополучие, Сообщество / Социальные службы
Посетите нашу Политику конфиденциальности, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах, о том, как New Statesman Media Group может использовать, обрабатывать и передавать ваши личные данные, включая информацию о ваших правах в отношении ваших личных данных и о том, как вы можете отказаться от подписки на будущие маркетинговые сообщения.
СПАСИБО
Однако ясно, что мы не можем получить доступ к этому знанию, используя обычные интеллектуальные способности, просто веру или идеологию. Бесспорно, гностическое знание всегда ускользает от обыденного анализа субъективного рационализма.
Интеллект неадекватен и ужасно беден как инструмент познания. Мы должны различать интеллект и сознание. Интеллект воспитывается интеллектуально; сознание воспитывается диалектикой сознания. Мы никогда не должны путать интеллект или память с сознанием, потому что они так же различны, как свет фар автомобиля от дороги, по которой он едет.
Гностическое знание связано с бесконечной реальностью каждого из нас, с тем, что мы еще не воплотили, с внутренним Мастером, с Бытием. Подлинная Мудрость принадлежит Существу. Самореализация самопознания Существа есть надрациональный процесс, не имеющий ничего общего с интеллектуализмом. Только Сознание может знать то, что реально, то, что есть Истина; только Сознание может проникнуть в законные глубины Бытия.
У тех, кто выполняет «эзотерическую работу» над собой, на очень продвинутой стадии возникают два различных пути: Прямой Путь и Спиральный Путь. Спиральный Путь включает в себя достижение относительного состояния просветления и выбор наслаждаться высшими мирами (Рай или Нирвана), а также время от времени возвращаться в физическое тело, чтобы заплатить немного больше кармы и помочь человечеству.
Самаэль Аун Веор называет их Буддами Пратьека и Шраваками, и подавляющее большинство людей, достигших этого состояния, выбирают спиральный путь, потому что это очень легко и приятно. Прямой Путь — это Путь Бодхисаттвы, который отказывается от счастья высших миров (Нирваны), чтобы помочь человечеству.
Самаэль Аун Веор дает очень конкретное определение термину Бодхисаттва – это не просто тот, кто принял обеты Бодхисаттвы. Говоря языком каббалы, это физический (Малкут), витальный (Йесод), астральный (Ход), ментальный (Нецах) и причинный (Тиферет) проводники — другими словами, человеческая душа — самореализованного духа. , (Гевура-Хесед), избравшая Прямой Путь, чтобы воплотить Христа (Кетер-Бина-Хокма).
Другими словами, Бодхисаттва — это «Сын» самореализованного Бога, который пытается вернуться к Абсолюту или 13-му Эону.
Гностические психологические исследования – Гностические исследования
Эта серия будет охватывать материалы из 5 основных книг: «Психология возможной эволюции человека», «Трактат о революционной психологии», «Великое восстание», «В поисках чудесного» и «Революция диалектики».
Гнозис — космическое учение, которое ищет восстановить в каждом из нас способность жить сознательно и разумно . Гнозис означает знание/мудрость и обычно интерпретируется как абсолютное и освобождающее знание. Гнозис — это настоящая научная школа посвящения в жизнь, которая преследует цель трансформации человека, утверждая, что каждый человек должен изменить свои основные принципы и обычаи, чтобы стать настоящим человеком. Образ жизни гнозиса — мистическая философия, и он основан на рациональной и научной концепции вселенной.
В древности было сказано: «Человек, познай себя, и ты познаешь вселенную», и это синтез всей трансцендентной мудрости: это высшее знание. В фундаментальном краеугольном камне трансцендентальной науки Гнозиса лежит этот древний девиз: «Познай себя». Этот принцип требует от человека, который хочет познать себя:
1. понять, что это значит (это познание себя),
2. с чем оно связано,
3. и от чего необходимо зависит.
Человек в его нынешнем состоянии очень далек от самопознания. И поэтому наша первая цель не может быть определена как самопознание, вместо этого она должна быть самоизучением. Очень важно, когда человек понимает, что он должен изучать себя.
Цель человека должна состоять в том, чтобы начать изучать себя, познавать себя правильным образом. Самообучение – это работа или путь, ведущий к самопознанию. Но чтобы изучить себя, нужно сначала научиться:
1. как учиться,
2. с чего начать и
3. какие методы использовать.
Это потому, что только с этим самопознанием человек может трансформировать себя. Это знание себя приобретается посредством того, что мы называем гностической психологией. Слово психология происходит от двух греческих слов:
1. Psyche (ψυχή, psukhē, что означает «дыхание», «дух» или «душа»)
2. и Logia (-λέγω, legō, переводится как «изучение» или «исследовать»).
Таким образом, психология буквально означает «изучение души» . В древних мистериях психология была той частью философии, которая имела дело со способностями души и ее действиями. Следовательно, можно сказать, что — это еще и наука о душе .
Изучение души есть первая ступень той огромной лестницы, по которой мы обязательно должны подняться, чтобы постичь истину. А чтобы прийти к истине, необходимо (с самого начала), чтобы человек был свободен от научных и религиозных предрассудков.
Наука и религия — это две области изучения, которым мы часто противопоставляемся, но на самом деле они тесно связаны. В 1861 году Элифас Леви сказал:
«Сейчас более, чем когда-либо, наука и религия, а также власть и свобода, кажется, предаются ожесточенной войне и клянутся в непримиримой ненависти друг к другу. Тем не менее, не верьте в эту войну: они вот-вот соединятся и обнимутся навеки.
Открытие великих тайн религии и науки волхвов уничтожит фанатизм, дав причину чудес и раскрыв единство универсального учения.
…
Истина выше всех мнений и всех партий. Истина подобна солнцу; слеп тот, кто не видит».
— парафраз из Примирение науки и религии Элифаса Леви
Лучший способ понять эту концепцию — это утверждение:
Религия разумна, а Наука священна.
Мы не находим Религию разумной, потому что очень немногие знают, как использовать ее по ее истинному назначению, и нам не хватает Веры, необходимой для эффективного применения ее в нашей жизни.