Основоположник бихевиоризма: Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий
Бихевиоризм
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Бихевиористы принимают важную роль наследственности в предопределении поведения, но прежде всего они фокусируются на средовых факторах.
Бихевиоризм возник как направление в американской психологии, как наука о поведении в конце XIX – начале XX века. Отличительная черта данного направления – отрицание роли сознания как предмета научного исследования, а также социальных явлений как факторов, влияющих на поведение индивида. На первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов (любых внешних раздражителей) и реакций, а также обусловленных ими поведенческих актов.
Открытия в бихевиоризме
Эдвард Торндайк открыл закон эффекта – процесс, включающий в себя усиление поведения посредством подкрепления.
Различие между подкреплением и наградой. Награда и побуждение — это не то же самое, что подкрепление.
Оперантное обусловливание предполагает контроль поведения его последствиями. Оперант — это любое поведение, которое воздействует на среду и генерирует последствия. Результат или последствие, в свою очередь, изменяет вероятность того, что оперант произойдёт вновь в подобной ситуации.
Респондентное обусловливание является одним из способов адаптации организмов к требованиям среды. Пасущиеся животные, которые реагируют на звук шуршащей травы и бегут прочь, менее вероятно станут добычей, чем те животные, которые ждут появления хищника.
Выдающиеся представители бихевиоризма:
- Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) — русский и советский учёный, нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
- Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
- Эдвард Ли Торндайк (1874 — 1949) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.
- Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма.
- Кларк Леонард Халл (1884 — 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Йельского университета. К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века.
- Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма.
- Жак Фреско (1916 — 2017) — американский производственный инженер, изобретатель, промышленный дизайнер и футуролог. Директор и основатель организации «Проект Венера». Автор общественного строя на базе ресурсо-ориентированной экономической модели, основанной на широком применении технических и технологических решений.
Все статьи на тему бихевиоризма в нашем журнале:
- Бихевиоризм
- Биография Фредерика Скиннера
- Джон Бродес Уотсон «Психология с точки зрения бихевиориста»
- Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера
- Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя!»
- Поведенческий анализ
Критика бихевиоризма
Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной. [Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9]
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Счастье по Платону
-
Эксперимент Билла Патнема - Открытие Эрика Канделя
- Прокрастинация
- Акцептор результата действия
Другие материалы в этой категории: « Индивидуальная психология Психоанализ »
Наверх
📖 5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 6. Читать онлайн
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.
Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.
В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие путем самонаблюдения.
Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Одновременно с этим он отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Дж. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление поведение.
По мнению Дж. Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.
Таким образом, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.
С точки зрения Дж. Уотсона, поведение это система реакций. Реакция это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула S R (стимул реакция). Для бихевиористов соотношение S R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.
Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.
Однако если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.
Все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Дж. Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. Однако существуют некоторые феномены, которые фактически невозможно объяснить, опираясь на эту теорию. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук вздрагивание, на пищевой раздражитель слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.
Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Дж. Уотсона по исследованию причин возникновения страха.
Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы S R для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» V, в результате схема приобрела вид: S V R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.
Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных (Торндайк, 1898), или оперантных (Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.
Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.
Психология bookap
Таким образом, бихевиористами игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека.
Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественно-научных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественно-научных позиций.
Психолого-педагогические теории — Mind Map
Бихевиоризм
r
Бихевиоризмом называется систематический подход к изучению поведения людей и животных. Это теория, которая придерживается идеи о том, что поведение человека не зависит от имеющегося у него опыта и не имеет непосредственной связи с процессом мышления. Основателем данного направления является американский психолог Джон Уотсон, который в своих исследованиях полностью отрицал процесс сознания как предмет научного познания и изучения, сводя психические явления человеческого сознания к различным формам поведения, которое понимается как совокупность определенных реакций организма на стимулы, поступающие из внешней среды.Эксперименты физиологов и психологов: поведением можно управлять, используя систему поощрений и наказаний.поведение обучающихся людей можно контролировать определёнными действиями в окружающей средедля того, чтобы влиять на поведение, нужно разработать систему поощрений и наказанийТехнологический подход к воспитанию: определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и устанавливается набор знаний, проектируется система средств и методов воздействия. Признаки использования идей бихевиоризма в процессе обучения:курс -это совокупность знаний для изучения: фактов, формул, терминологии, принципов, теорий и т.п.задача учителя -передать совокупность знаний, используя систему подкрепленийзадача студента -понимать, воспроизводить и дополнять, передаваемые ему знаниязадания курса и экзамены требуют от студентов найти «правильные ответы» и обосновать их
Эдвард Ли Торндайк
r
Эдвард Ли То́рндайк (1874 — 1949) американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.Проводил исследования, изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха». Э. Торндайк выступил историческим предшественником бихевиоризма, путем проведения исследований над животными. Выделенные на их основании законы, легли в основу бихевиоризма личности. Все реакции, которые происходят внутри человека, невозможно «увидеть» и изучить. Реакции можно только лишь регистрировать, посредством внешнего стимулирования, необходимого для их проявления. Задачей исследователей бихевиористов заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу в свою очередь уметь предсказывать возможную реакцию. На основании данной точки зрения, бихевиоризм, утверждает, что личность человека – это совокупность разнообразных поведенческих реакций, которые присущи каждому конкретному человеку. Определенная поведенческая реакция образуется на конкретную ситуацию или стимул. Отсюда, была выведена формула: «Стимул – Реакция» (S – R) Данная формула является ведущей в бихевиоризме. Закон, выведенный Торндайком, несколько уточняет данную формулу: «Связь между S и R значительно может быть усилена, в случае если есть определенное подкрепление.» Подкрепление может быть двух видов: Положительное – похвала, материальное вознаграждение, получение ожидаемого результата и т.д. Отрицательное – наказание, замечание, неудача и т.п. Поведение человека в основном формируется на основании положительного подкрепления с целью избегания отрицательного. Таким образом, с позиции бихевиоризма личности – это все то, чем обладает человек, его индивидуальные возможности по отношению к реакции, необходимые для успешного приспособления к среде. В бихевиоризме Э. Торндайка человек понимается как существо реагирующее, обучающее, действующее и запрограммированное на конкретные реакции, действия и поведение. В процессе изменения стимулов и их подкрепления возможно программирование желаемого поведении человека. Бихевиоризм Э. Торндайка внес значительный вклад в психологию, а именно в изучение психологии человека. Это связано с тем, что изменилось отношение к организму человека. Если изначально к нему относились как к лишенному психических качеств устройству, то после исследований Э. Торндайка это отношение кардинально поменялось. Бихевиоризм Э. Торндайка изменил общий строй психологического познания. Отныне его предмет стал охватывать построение и изменение реальных реакций и ответов организма на широкий спектр внешний вызовов и реакций. Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игра в теннис, ибо основа всего — законы научения.
Джон Бродес Уотсон
r
Джон Бродес Уотсон (1878-1958) — американский ученый, психолог, исследователь человеческого поведения, основоположник бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространенных теорий в психологии XX века. Уотсоном было многое сделано для развития психологии рекламы, поэтому он признается одним из создателей этого направления прикладных исследований. Его теоретические выводы и экспериментальные результаты стали основой нового научного направления психологии, получившего название «бихевиоризм». В научных изданиях и популярных лекциях и статьях Уотсон называл бихевиоризм «учением о том, что люди делают».
Беррес Фредерик Скиннер
r
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
Иван Петрович Павлов
r
Иван Петрович Павлов (1849–1936) — русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), Действительный статский советник. Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина (1906-1913). Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.
Владимир Михайлович Бехтерев
r
Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927)Владимир Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопсихологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъективных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения. Менее известный, чем Иван Павлов, этот выдающийся русский физиолог, невропатолог и психиатр стал пионером во многих областях исследований. Он был политическим радикалом, который открыто критиковал царский режим и правительство. Он принимал на работу и учебу женщин и евреев — и это в то время, когда они в массовом порядке исключались из российских университетов.В то время как исследования Павлова проводились почти исключительно с целью изучения выделений пищеварительных желез, Бехтерев в основном занимался условными рефлексами в моторике. Он распространил условные принципы Павлова на мускулы. Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения — например, отдергивание пальца от предметов, грозящих ударом электрического тока, — могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей (например, удара электрического тока), но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходным, — так, звук зуммера, звучащего во время удара электрического тока, вскоре заставляет испытуемого отдергивать палец. Можно было объяснить это явление в терминах психических процессов, но Бехтерев считал реакции рефлекторными. Далее, он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня. Процессам мышления, по мнению Бехтерева, присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры; эта идея позднее была подхвачена Уотсоном. Бехтерев боролся за применение абсолютно объективного подхода; он искоренял использование психической терминологии или концепции.Бехтерев представил свои идеи в книге <Объективная психология>, опубликованной в 1907 году. Книга была переведена на немецкий и французский языки в 1913 году, именно в это время се и прочитал Уотсон. Третье издание вышло в английском переводе в 1932 году под названием «General Principles of Human Reflexology».
Когнитивизм
r
Когнитивизмом называется особое направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ним связаны. Зародился в античности на уровне подраздела философии, оформился в середине 20-го века.Знания -ментальная схема в мозге ученика, которую можно транслировать, достраивать -это и есть процесс обученияПризнаки использования идей когнитивизма в процессе обученияУчитель не только транслирует ученику некую ментальную схему изучаемой области, но и сознательно стремится активировать умственные процессы, соответствующие разным уровням познания т.е. «учит учиться»Практическое воплощение идей когнитивизмаПроектирование результатов обученияПроблемное обучениеПедагогический дизайнИнтеллектуальные обучающие системы
Таксономия целей обучения
Блума
Когнитивная сфера
r
ЗнаниеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка
Аффективная сфера
r
ВосприятиеРеагированиеЦенностныеОриентацииОрганизация
Психомоторная сфера
r
ИмитацияУправлениеТочностьСочленениеНатурализация
Конструктивизм
r
Одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.Основные идеи конструктивизма:Ученик главный в классе: из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельностиУченик сам конструирует свое знаниеУчитель–не транслятор знаний, он стоит рядом с учеником, наблюдает и помогает учиться. Признаки использования идей конструктивизма в процессе обученияКлючевые методы обучения: размышлениясеминарыдискуссииработа в малых группахпроектыинтерактивное совместное обучение в Интернетеобщение в сообществах практиков
Когнитивный конструктивизм
r
Знание нельзя транслироватьИнформация—это то, что можно транслировать, то есть передавать от одного к другому и различными путямиЗнание нельзя передать обучаемому в готовом виде, ученик конструирует его на основе предшествующего знания.Способность к конструированию знаний заложена генетически.
Лев Выготский
r
Лев Выготский (1896-1934) теории «s основывается на социальном обучении , как наиболее важный аспект когнитивного развития. В теории Выготского, взрослые очень важны для детей младшего возраста развития. Они помогают детям учиться через посредничество, которое моделирование и объясняющую концепцию. Вместе взрослые и дети овладевают понятия своей культуры и деятельность. Выготский считал , мы получаем наши сложные умственные действия с помощью социального обучения. Значительная часть теории Выготского основана на зону ближайшего развития, которая , по его мнению, когда наиболее эффективное обучение происходит. Зоной ближайшего развития является то , что ребенок не может выполнить в одиночку , но может достичь с помощью в МКО (более осведомленных другом). Выготский также полагал , культура является очень важной частью когнитивного развития , таких , как система языка, письма и счета , используемого в этой культуре. Другой аспект теории Выготского»является частной речи. Частная речь , когда человек разговаривает с собой для того , чтобы помочь себе решить проблему. Строительные леса или оказывать поддержку ребенку, а затем медленно снимая поддержку и позволяя ребенку делать больше самостоятельно в течение долгого времени также является одним из аспектов теории Выготского.
Социокультурный конструкцивизм
r
Есть различие между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку. Обучение эффективно только в процессе взаимодействия с другими школьниками и в процессе работы с учителем.
Жан Пиаже
r
Жан Пиаже (1896-1980)Пиаже был первый психолог и философ заклеймить этот тип исследования, как «когнитивное развитие». Другие исследователи, в нескольких дисциплинах, изучали развитие у детей и раньше, но Пиаже часто приписывают как первый, чтобы сделать систематическое изучение когнитивного развития и дал ему свое имя. Его основной вклад теория этапа детского познавательного развития. Он также опубликовал свои наблюдательные исследования познания у детей, и создал серию простых тестов, чтобы выявить различные познавательные способности у детей.
Коннективизм
r
Появился вначале 21-го века.Обучение -это процесс создания своей знаниевой сети в глобальной системе знанийОсновные положения коннективизма:Знания –совокупность разнообразных мнений и точек зренияЗнания могут существовать вне человека Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний. Способность видеть связи между различными областями, идеями и концепциями является ключевым навыком Обучение -пожизненный процесс установления связей межу различными информационными узлами, системамиАктуальность (точные, свежие знания) является главной целью любой учебной деятельностиОбучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор, чему учиться.
Джордж Симменс
r
Джордж Сименс (родился в Мексике в 1964 году) – писатель, теоретик, лектор и исследователь обучения, сетей, технологий, аналитики и визуализации, открытости и организационной эффективности в цифровой среде. Он является создателем теории коннективизма, автором статьи «Коннективизм: теория обучения для цифровой эпохи» («Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age») и книги «Познание знания» («Knowing Knowledge») – которая является исследованием влияния изменяющихся связей и характеристик знаний. Сименс присоединился к преподавателям и сотрудникам Университета штата Техас в Арлингтоне в декабре 2013 года в качестве исполнительного директора кафедры Учебных инноваций и лаборатории Исследования Сетевых Подключений (LINK Lab). Ранее он был профессором в Центре дистанционного образования и исследователем- стратегом в Университете Атабаска в Альберте, Канада. Его роль как социального стратега СМИ заключается в планировании, исследовании и реализации социальных сетевых технологий, с акцентом на системное воздействие и институциональные (формально установленные) изменения. До университета Атабаска Сименс занимал должность заместителя директора по исследованиям и разработкам в Центре технологий обучения в Университете Манитобы. Его научная деятельность была сосредоточена на изучении того, как люди осмысляют и ориентируются в сложных информационных настройках. Сименс является выдающийся канадским педагогом, работающим в формате Массовых открытых онлайн-курсов (Mooc). Массовые открытые онлайн-курсы, разработанные и внедренные Сименсом и Стивеном Даунсом в 2008 году, – это важная «веха к открытому образованию», набирающему популярность и мировое внимание.
Бенджамин Блум
r
Бенджамин Самуэль Блум (1913 — 1999) Американский педагог — психолог, который сделал вклад в классификацию образовательных целей и теорию обучения мастерства. Он также направил исследовательскую группу , которая провела крупное расследование в развитие исключительного таланта, результаты которого имеют отношение к вопросу о возвышении, исключительное достижение, и величие. В 1956 году Блум редактировал первый том таксономии образовательных целей: классификация образовательных целей , которые наметил классификацию целей обучения , которые стали известны в систематике Блума и остается основополагающий и важным элементом в рамках образовательного сообщества, о чем свидетельствует в 1981 опрос «Значимые сочинения, оказавшие влияние на учебный план: 1906-81» Гарольд Г. Шейн и 1994 ежегодника Национального общества по изучению образования.
Общее
r
знание существует вне сознания ребѐнка, и оно должно туда любым способом закладываться.учитель является транслятором этих знаний: передаѐт знания, обеспечивает преемственность поколений, выполняет функцию носителя тех знаний, которые должен получить ребѐнок.
Общее
r
Знания не закладывается извне, а могут непосредственно формироваться — либо конструироваться самим ребѐнком, либо через систему связей на эти знания может ученик выходитьУчитель больше не стоит между ребѐнком и знаниями, функция учителя становится совершенно другой — помощник в приобретении знаний
Джон Б.
Уотсон, Биография отца бихевиоризма4 минуты
Джон Б. Уотсон оказал огромное влияние на психологию. Своими исследованиями он поделился знаниями, которые вдохновили на дальнейшие исследования. Узнайте о нем здесь.
Последнее обновление: 06 декабря 2021
Джон Б. Уотсон остается одной из самых важных фигур во всей истории психологии. На самом деле , он считается создателем поведенческой школы и был одним из решающих исследователей в изучении человеческого разума . Хотя его имя не избежало споров, его вклад в психологию неоспорим.
Многие считают статью Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» основополагающей работой бихевиоризма . Действительно, он был одним из трех великих столпов этой школы. Другими членами были Иван Павлов, отец классического обусловливания, и Б. Ф. Скиннер, отец оперантного обусловливания.
Однако именно Джон Б. Уотсон действительно сделал бихевиоризм популярным . На самом деле, хотя Павлов и Скиннер были более сильными теоретиками, чем он, Уотсон обладал лучшими способностями к общению. Он отвечал за передачу идеи бихевиоризма во втором и третьем десятилетиях двадцатого века.
«Люди строятся, а не рождаются… Дайте мне ребенка, и я заставлю его карабкаться и руками строить здания из камня или дерева…. Я сделаю его вором, стрелком или наркоманом. Возможности формирования в любом направлении практически безграничны».
-Джон Б. Уотсон-
Жизнь Джона Б. Уотсона
Джон Б. Уотсон родился в Тревелерс-Рест, Южная Каролина (США), 9 января 1878 года. Его отец, Пикенс Батлер Уотсон, , страдал алкоголизмом и ушел из семьи, чтобы создать новый дом с двумя индианками. Его мать, Эмма Кезия Уотсон, была глубоко религиозной и, несомненно, уход мужа укрепил ее убеждения.
Эмма хотела приучить сына к строгой аскезе . Она запретила ему курить, пить и танцевать. На самом деле она окрестила своего сына Иоанном, потому что это имя носил баптистский священник, которым она восхищалась. Она надеялась, что с таким же именем ее маленький сын также унаследует любовь к проповеди.
На самом деле произошло обратное. Во-первых, маленький Джон так и не простил отца за то, что он бросил его. У него даже были поведенческие проблемы после отъезда отца, вплоть до ареста. С другой стороны, строгие ограничения, наложенные его матерью, вызывали только сильное отвращение ко всему, что звучало хоть отдаленно религиозно. Ведь во взрослой жизни он стал атеистом.
Профессиональное обучение
Джон Б. Уотсон сначала учился в Университете Фурмана, получив степень бакалавра в возрасте 21 года. Позже он получил степень магистра в Чикагском университете, где он начал интересное исследование процессов обучения белая крыса . Собственно, этой теме и была посвящена его докторская диссертация, которую он защитил в возрасте 25 лет.
Уотсон стал самым молодым студентом, получившим докторскую степень. из Чикагского университета. Руководители кафедры были впечатлены его учебой и решили принять его на работу в качестве доцента. Через четыре года он пошел работать в Университет Джона Хопкинса. На самом деле, скорее случайно, чем по заслугам, он стал редактором престижного журнала Psychological Review .
Именно в этом журнале он опубликовал основополагающую работу бихевиоризма в 1913 году. Всего через год он был назначен президентом Американской психологической ассоциации (АПА) . Однако после скандала из-за тайного романа Джон Б. Уотсон покинул академию и занялся публичностью. Тем не менее почти все его работы считаются подлинной классикой в области психологии.
Скандальная жизнь
Жизнь Джона Б. Уотсона, закончившаяся в Нью-Йорке 25 сентября 1958 года, была окружена скандалом. Он женился на Мэри Икес до того, как защитил докторскую диссертацию. У них было двое детей, которых они назвали Джоном и Мэри в честь себя.
Позже его дочь Мэри попыталась покончить жизнь самоубийством. Ее дочь Мариетт страдала психическими расстройствами. Она связывала их с тем, что воспитывалась по наставлениям деда.
Когда Уотсон перешел на работу в John Hopkins, у него завязался роман с помощницей по имени Розали Рейнер. Именно с ней он провел знаменитый и неоднозначный эксперимент маленького Альберта. Однако жена обнаружила переписку психолога с любовницей и обнародовала ее. Следовательно, университет попросил Уотсона уйти. После этого он развелся и женился на своей помощнице. Отчасти он повторял историю своего отца.
Вместе с Розали у него было еще двое детей, которых он воспитывал, следуя принципам бихевиоризма. Когда она умерла в 19В 35 лет Джон Б. Уотсон ушел на пенсию на ферму в Коннектикуте, посвятив себя полевым работам. Там он провел свои последние годы. Один из сыновей от второго брака, Уильям, стал психиатром, а позже покончил с собой в 1963 году.
Это может вас заинтересовать…Учебное пособие по истории бихевиоризма | София Обучение
В этом уроке мы обсудим еще одну важную теорию в психологии, теорию бихевиоризма, а также людей, которые сыграли важную роль в ее эволюции.
- Теория бихевиоризма
- Важные личности в бихевиоризме
- Иван Павлов
- Джон Ватсон
- Б. Ф. Скиннер
- Радикальный бихевиоризм
1. Теория бихевиоризма
Как вы узнали из предыдущего урока, психология — это научное исследование разума и поведения. Бихевиоризм фокусируется конкретно на поведении или научных аспектах психологии, чтобы выяснить, что конкретно можно измерить и наблюдать.
Таким образом, бихевиоризм — это теория, которая изучает открытое, наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их психические процессы.
Бихевиоризм также фокусируется на окружающей среде и ее воздействии на человека, чтобы определить, влияет ли окружающая среда на поведение или заставляет людей действовать или реагировать определенным образом.
Во многом сам бихевиоризм является реакцией на некоторые другие теории, которые вы будете изучать в этом курсе. По мнению бихевиористов, многие другие теории слишком философские и недостаточно научные.
В то время как другие теории могут быть более интроспективными, поскольку они включают в себя то, что, по мнению самих психологов, происходит, бихевиоризм предполагает очень конкретное наблюдение и измерение того, что происходит с людьми.
срок знать
- Бихевиоризм
- Теория психологии, изучающая наблюдаемые действия или поведение, а не внутренние психические состояния.
2. Важные личности в бихевиоризме
Три отдельных ученых и психолога чрезвычайно важны для истории бихевиоризма благодаря своим теориям и исследованиям:
- Иван Павлов
- Джон Ватсон
- Б. Ф. Скиннер
- 2а. Иван Павлов
Иван Павлов был русским ученым, который в 1870 году переключил занятия на физиологию и естественные науки.
Вы можете узнать его имя из-за его знаменитых экспериментов с собаками, в ходе которых звонили в колокольчики, а затем приносили еду собакам, чтобы посмотреть, не будет ли у собак выделяться слюна в ответ на звонок. Эти эксперименты будут рассмотрены более подробно позже в курсе.
В связи с бихевиоризмом важно помнить об Иване Павлове то, что он изучал различные рефлексы и реакции на стимулы, которые разные животные и, в свою очередь, люди имели по отношению к окружающей их среде.
человек, которых нужно знать
- Иван Павлов
- Разработал концепцию классической обусловленности
- 2б. Джон Уотсон
Джон Уотсон на самом деле ввел термин «бихевиоризм» в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиориста».
Уотсон смог взять работу Павлова, физиолога и естествоиспытателя, и приспособить ее к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Он адаптировал идею реакции на стимул, или реакцию человека на что-то, что происходит в его или ее среде, к человеческому обучению, чтобы объяснить, что существуют определенные условные реакции.
Это реакции, которым люди учатся, когда со временем испытывают различные раздражители в своей среде. Люди могут научиться этому поведению и в конечном итоге адаптировать его и превратить в более сложное поведение.
Изучение этих ответов помогает понять весь диапазон человеческого поведения и адаптировать это понимание к более сложным вещам.
Эксперименты Джона Ватсона «Маленький Альберт» были одними из его самых известных экспериментов, и они включали в себя формирование определенной фобии у ребенка, показывая ему разных белых пушистых животных, а затем ударяя друг о друга громкими предметами позади него. Ребенок испугался этих белых предметов из-за шума, который он предвосхитил, увидев их.
человек, которых нужно знать
- Джон Ватсон
- Основатель бихевиоризма, 1878–1958 гг.
- 2с. Б. Ф. Скиннер
Б. Ф. Скиннер был психологом с 1950-х по 1970-е годы, который смог продвинуть работу своих предшественников, Павлова и Ватсона, на один шаг вперед в объяснении человеческого поведения.
Вы можете узнать его имя по «ящику Скиннера», который был инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных. Он помещал животное внутрь ящика и вознаграждал его или наказывал, чтобы изменить его поведение. Эти эксперименты привели к его большому вкладу в бихевиоризм, который заключался в идее оперантного обусловливания.
Оперантное обусловливание утверждает, что поощрения и наказания в ответ на положительное и отрицательное поведение являются силами, которые можно использовать для воздействия на поведение людей и повышения или понижения вероятности того или иного поведения.
человек, которых нужно знать
- Б. Ф. Скиннер
- Основатель оперантного обусловливания
3. Радикальный бихевиоризм
Скиннера можно назвать радикальным бихевиористом. В отличие от когнитивного бихевиоризма , который сочетает в себе теории поведенческого обучения и когнитивные теории, радикальный бихевиоризм утверждает, что ментальные события или процессы совершенно не нужны для описания того, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Радикальные бихевиористы, по сути, пытаются думать о поведении как о «черном ящике», что означает, что все, что происходит внутри разума, не имеет отношения к психологии.
Согласно радикальному бихевиоризму, существуют просто поступающие стимулы, влияющие на поведение людей, а также реакции или поведение в результате этих стимулов.
Теория не рассматривает активность в голове человека во время этого процесса как нечто, подлежащее изучению.
Существуют и другие различные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в ходе курса. Кроме того, мы более подробно обсудим, что каждый из этих вкладов означает для психологии в целом.
термина, которые нужно знать
- Когнитивный бихевиоризм
- Теория, сочетающая теории поведенческого обучения и когнитивные теории
- Радикальный бихевиоризм
- Школа бихевиоризма, которая считает, что внутренние психические состояния не нужны для объяснения поведения. Поведение полностью определяется внешними стимулами и усвоенными реакциями.
На этом уроке вы узнали о теории бихевиоризма , которая изучает наблюдаемое, измеримое поведение, часто в связи с окружающей средой, в которой оно происходит. Некоторые из наиболее важных личностей в истории бихевиоризма — это Иван Павлов , Джон Ватсон и Б. Ф. Скиннер .
Теперь вы понимаете, что Скиннер был радикальным бихевиористом и что радикальный бихевиоризм считает, что психические события и процессы не имеют отношения к изучению поведения. Однако это всего лишь одна из многих степеней бихевиоризма, а о некоторых других вы узнаете на следующих уроках.
Удачи!
Эссе об основателе бихевиоризма Джона Уотсона
Эссе об основателе бихевиоризма Джона Уотсона — 667 словДжон Уотсон, основатель бихевиоризма Essay
Длина: 2 страницы Источники: 1 Предмет: Психология Тип: Эссе Бумага: №95330310 Связанные темы: Наука , Окружающая среда , Научный метод , Бихевиоризм
Выдержка из эссе :
Какова основная критика Джоном Уотсоном психологии (то есть изучения сознания посредством самоанализа)? Как он предлагает решать эти вопросы? Считаете ли вы, что самоанализ важен для изменения поведения? Почему или почему нет?
Во-первых, Уотсон считал, что психология использует «эзотерические методы» и не может утвердиться в качестве естественной науки (стр. 163). Во-вторых, Уотсон отмечал, что, в отличие от естественных наук, невозможно каким-либо значимым образом улучшить методы, используемые в эксперименте. «Атака направлена на наблюдателя, а не на экспериментальную установку» (Уотсон, 19 лет).13, с. 163). Психология слишком сильно зависит от интроспекции, как это называет Уотсон. Сознание просто слишком туманно, чтобы изучать его научным методом. Уотсон не утверждает, что сознание — это не стоящий предмет, но что оно просто не является научным предметом.
Чтобы снять напряжение между психологией и социальными науками и придать психологии видимость достоверности, Уотсон советует психологам вообще прекратить изучение сознания. Психические состояния и сознание слишком эфемерны, а методы их изучения слишком умозрительны. Интересно, что Уотсон даже находит проблему в изучении ощущений и …
Уотсон указывает, например, что даже ощущения и восприятия имеют интроспективные компоненты.
По сути, Уотсон считает, что психология слишком интроспективна. Взгляд внутрь себя не дает результатов, которые были бы внешне действительны или поддавались проверке. Я согласен с Уотсоном в определенной степени. Уотсон делает правильное замечание, и то, что он говорит, до сих пор звучит правдоподобно, поскольку психология — несовершенная «наука». Психология остается интроспективной, хотя и претендует на то, чтобы быть реальной наукой. Я считаю, что самоанализ важен и что он может привести к изменению поведения человека. Измерение этого изменения — совсем другое дело.
Ссылка
Watson, JB (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20(2), 158-177. doi:10.1037/h0074428
Как Уотсон относился к окружающей среде? Согласны ли вы с его знаменитым высказыванием: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его стать любым типом специалиста, которого я мог бы выбрать» (цитируется по Hothersall, 2004, стр. 479). Почему или почему нет?
Для Ватсона окружающая среда была всем. Когда Уотсон сделал свое заявление, он также сослался на то, что считал, что…
Читать полностью эссе
Источники, использованные в документах:
Ссылки
«Психография: Джон Бродус Уотсон», (без даты). https://faculty.frostburg.edu/mbradley/psyography/johnbroaduswatson.html
Процитировать этот документ:
Связанные документы
Да, механическое поведение может потребовать прямого подкрепления. Но «стимулы играют когнитивную роль как сигналы для организма, ведущие к формированию «когнитивных карт» и к «скрытому обучению» в отсутствие подкрепления». Например, ребенок может научиться пинать мяч и получать похвалу от родителей, но ребенок, оттачивающий свое мастерство в более позднем возрасте, не просто ищет похвалы, но и получает похвалу.0003
Бихевиоризм в системе психологии ХХ века Бихевиоризм Цель этой работы — дать обзор бихевиоризма, который является основной системой психологии 20-го века. Дальнейшая работа обеспечит предметное рассмотрение вспомогательных и критических точек зрения, связанных с системой. Наконец, эта работа будет включать приложения дуалистической активности против монистической пассивности, источника знания: самопорождающее против сенсорного и ментального против
Фрейд Против.
ВатсонСлов: 535 Длина: 2 страницы Тема: Психология Номер бумаги: 54344665
Фрейд против Ватсона Зигмунд Фрейд и Джон Б. Ватсон Зигмунд Фрейд и Джон Б. Ватсон были выбраны для этого эссе из-за явных различий между ними. Фрейд известен как отец психоанализа, а Уотсон известен как отец бихевиоризма. Зигмунд Фрейд (1856-1939) был австрийским физиологом, врачом, психологом и признан основоположником психоанализа (Freud pp). Он считается одним из самых
Истоки бихевиоризма: обобщающий доклад Введение Хотя бихевиоризм теперь считается частью психологии, научное изучение человеческого поведения начиналось как отдельная область исследований. На самом деле ранние бихевиористы активно стремились отделиться от психологии того времени. Многие бихевиористы считали, что психологи, особенно Зигмунд Фрейд, слишком много внимания уделяли подсознанию. Бихевиоризм был первой попыткой изучения человеческого поведения с помощью научного метода. множество
Введение Хотя сейчас бихевиоризм считается частью психологии, так было не всегда.