Основоположником отечественной научной психологии считается: Библиотека MyWord ru

Библиотека MyWord ru


Скачать 3,61 Mb.

Pdf просмотр
страница1/611
Дата05.01.2018
Размер3,61 Mb.
#62003
ТипУчебники

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   611

Связанные:
Столяренко Л.Д. — Основы психологии

    Навигация по данной странице:
  • ББК 22. ЗЯ72 С 81 Рецензенты

www.koob.ru
1
Серия «Учебники, учебные пособия»
Л. Д. СТОЛЯРЕНКО
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Издание третье, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений
«Феникс»
Ростов-на-Дону
2000
ББК 22. ЗЯ72 С 81
Рецензенты: профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН) профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)
Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия
«Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания»,
«Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология»,
«Социальная психология», «Педагогическая психология».
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
830.7 1 3
ISBN 5-222-00483-
Х
ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова ‘ Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop … ___,————-
© Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ…………………,…………….7 1. Психология как наука………………………………………..7 1.1. Задачи и место психологии в системе наук………9 1.2. Отрасли психологии……………………………….10 1.3. Методы психологии…………………………………14 2. Понятие психики…………………………………………….16 2.1. Психика и организм………………………………28 2.2. Психика, поведение и деятельность…………….38
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ………………………47 1. Краткий экскурс в историю психологии………………….47 2. Фрейдизм, психоанализ……………………………………..69 3. Бихевиоризм…………………… ………………………………70 3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера………..72 3.2. Теория социального научения…………………….74 4. Когнитивный подход в психологии……………………….78 4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)……81 5. Гуманистические теории личности………………………….86 5.1. Феноменологический подход Роджерса…………90 5.2. Теория личности Г.Тома…………………………97 6. Аналитическая психология К. Юнга……………………….98 6.1. Коллективное бессознательное и архетипы………103 7.
Трансперсональная психология……………………………111 7.1. Трансперсональный подход к человеку
Станислава Грофа……………………………..113 8. Психогенетический подход Ч. Тойча……………………..127


Скачать 3,61 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   611


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации

2.3.1. Зарождение и развитие отечественной психологии

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.1. Зарождение и развитие отечественной психологии

  Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной системой и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека.

В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность — рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено — внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика — центральное звено рефлекса.
  Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурноисторических факторов в становлении и развитии психики человека.
  Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
  Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.
М. Бехтерев (1857-1927).
  Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова (1849-1936) об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга. Учение раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
  Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условнорефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
  С. Л. Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психологической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики). В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30-е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления как деятельности и процесса.

  Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это, прежде всего, совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г. Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова «К вопросу о практическом мышлении», в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека.
  Особенностью развития психологии в последние десятилетия является её превращение в многоотраслевую науку.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

1.3 История психологии – Введение в психологию как социальную науку

Дебби Магрихан и Одесский колледж

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Выявлять первых психологов в этой области
  • Назовите и поймите критические фазы в области психологии
  • Поймите, что ранней области психологии не хватало разнообразия мнений и опыта

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в XIX век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.

Вундт и структурализм

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, который был первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).

80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как
структурализм
. В 1879 году Вундт основал свою лабораторию психологии в Лейпцигском университете. В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, с временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Николя и Ферран, 19 лет).99).

а) Вильгельма Вундта считают одним из основоположников психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1919 г.27 (Гордон, 1995).

ДЖЕЙМС И ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым американским психологом, поддержавшим иной взгляд на то, как должна действовать психология. Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма.

Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию.
(Гордон, 19 лет95).

Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд. Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок.

Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).

(а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех широких идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.

Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.

ВЕРТГЕЙМЕР, КОФФКА, КЕЛЕР И ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Макс Вертхаймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Кёлер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, чтобы спастись от нацистской Германии. . Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент Гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что индивидуум реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Соединенных Штатах, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

ПАВЛОВ, УОТСОН, СКИННЕР И БИХЕВИОРИЗМ

Ранние работы в области поведения проводил русский физиолог Иван Павлов (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».

Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

МАСЛОУ, РОДЖЕРС И ГУМАНИЗМ

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), удовлетворяются, потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).


Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)

.

Ссылка на обучение

Посмотрите короткое видео, в котором Карл Роджерс описывает свой терапевтический подход.

КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная перспектива стала известна как когнитивная революция (Миллер, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005).

Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена ​​в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Копать глубже: разнообразие психологии

Психологическая наука оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на благополучие человека. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам и этническим, сексуальным и гендерным меньшинствам как в Соединенных Штатах, так и в других странах было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-е годы наука психология считалась в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходного предположения о том, что пол не имеет никакого влияния, и любой, кто не был мужчиной, не представлял достаточного интереса для изучения.

Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и других полов.

МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белых американцев, можно будет предположить, что они применимы к людям и социальным группам из других культур, что вряд ли соответствует действительности (Betancourt & López, 1993). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 19). 93). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания среди латиноамериканцев, чернокожих и белых американцев, выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены.

Эта история мультикультурной психологии в Соединенных Штатах длинная. Роль чернокожих психологов в исследовании культурных различий между чернокожей индивидуальной и социальной психологией является лишь одним из примеров. В 1920 году Сесил Самнер стал первым чернокожим, получившим докторскую степень по психологии в Соединенных Штатах. Самнер учредил программу обучения психологии в Университете Говарда, что привело к обучению нового поколения чернокожих психологов (Блэк, Спенс и Омари, 2004). Большая часть работы ранних чернокожих психологов (и основное внимание в работе по психологии в Соединенных Штатах в первой половине 20-го века) была посвящена тестированию и, в частности, тестированию интеллекта (Black et al., 2004). Этот акцент сохраняется, особенно из-за важности тестирования в определении возможностей для детей, но другие области исследований в области психологии чернокожих включают стиль обучения, чувство общности и принадлежности, а также спиритуализм (Black et al., 2004).

Американская психологическая ассоциация имеет несколько этнических организаций профессиональных психологов, которые способствуют взаимодействию между членами. Поскольку психологи, принадлежащие к определенным этническим группам или культурам, часто проявляют наибольший интерес к изучению психологии своих сообществ, эти организации предоставляют возможность для роста исследований влияния культуры на индивидуальную и социальную психологию. См. Раздел 1.4, чтобы узнать больше об этих организациях.

  Ссылка на обучение

Прочтите новость о влиянии исследования чернокожей психологии на историческое дело Браун против Совета по образованию о гражданских правах.

 


OER Атрибуция: «Введение в психологию» Дебби Магрихан, Одесский колледж, лицензия CC BY-NC-SA 4.0

Тори Крейн внесла в эту главу небольшие правки.

Вильгельм Вундт – отец экспериментальной психологии

Вильгельм Вундт (1832-1920)

16 августа 1832 года родился немецкий врач, физиолог и философ Вильгельм Максимилиан Вундт . Он является одним из основателей современной психологии и первым человеком, назвавшим себя психологом. В 1879 году Вундт основал первую официальную лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете. Это обозначило психологию как самостоятельную область исследования.

Молодежь и образование

Вильгельм Вундт — младший ребенок в семье пфальцского протестантского пастора и академика: его родителями были Максимилиан Вундт (1787–1846), пастор в Неккарау, с 1832 года в Лойтерсхаузене и с лета 1836 года в Гейдельсхайме, и Мари Фредерике Вундт, урожденной Арнольд (179 г. 7-1868). Дедом Вундта был Фридрих Петер Вундт (1742-1805), профессор краеведения и пастор в Виблингене. Вундт изучал медицину, естественные науки и философию в университетах Гейдельберга и Тюбингена с 1851 по 1856 год, где он учился, в частности, у своего дяди по материнской линии, анатома и физиолога Фридриха Арнольда. В Гейдельберге он слушал лекции по физике Роберта Бунзена и Филиппа фон Джолли. В 1855 году Вундт прошел государственный медицинский осмотр в Карлсруэ. С диссертацией Untersuchungen über die Verhalten der Nerven in entzündeten und degenerierten Organen  он получил докторскую степень в 1856 году. После получения докторской степени Вундт работал ассистентом Карла Эвальда Хассе в Гейдельберге и в том же году отправился к Йоханнесу Мюллеру в Берлин для получения степени доктора философии. исследовательский семестр. Вундт проводил исследования нервных центров у беспозвоночных, в частности у прудовиков. Он также работал в Институте Мюллера Эмиля Дюбуа-Реймона над феноменом мышечного сокращения.

Работа с Гельмгольцем

Вундт получил степень по физиологии в упрощенной форме в 1857 г., получив докторскую степень с отличием на медицинском факультете Гейдельбергского университета, где он стал частным лектором и читал лекции по всей физиологии и медицинской физики в том же году. Острая болезнь, кровотечение, которое он едва пережил, описывается в автобиографических записях как далеко идущее переживание. Затем в 1858 году ученый присоединился к коллективу физиолога и физика Германа фон Гельмгольца[5]. В 1860-х годах он написал учебник по физиологии человека ( Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung ) и был назначен профессором «Индуктивной философии» в Цюрихе в 1874 году.

Первый курс психологии

подчеркивая при этом важность экспериментальных методов, взятых из естественных наук и физиологических отношений человеческого мозга и разума. Его лекции по психологии были изданы под номером 9.0023 Лекции о разуме людей и животных в 1863–1864 гг.

Иллюзия Вундта. Две красные линии параллельны.

Анализ сознания

Вундт считал, что научная психология должна сосредоточиться на анализе сознания, субъективного восприятия человеком мира и разума. В то время Эдвард Титченер был учеником Вундта, и вместе они разработали систему Вундта, анализ основных элементов, составляющих разум. Это включало процесс разложения сознания на элементарные ощущения и чувства. Многие работы Вильгельма Вундта, в том числе Принципы физиологической психологии считаются фундаментально важными текстами в области физиологии и психологии. В области психолингвистики Вундт также считался влиятельным персонажем. Леонард Блумфилд, например, основывал свой учебник по лингвистике, опубликованный в 1914 году, на психологии Вундта. Вундт выдвинул гипотезу, что мысленное предложение, или «внутренняя психологическая конструкция», определяет разворачивающееся предложение и поэтому должно рассматриваться как единица речи.

Переезд в Лейпциг

В 1875 году Вундт переехал в Лейпциг, и в 1876 году Лейпцигский университет предоставил Вундту лабораторию для хранения оборудования, которое он привез из Цюриха, и многие демонстрации Вундта проходили в этой лаборатории из-за неудобства транспортировки его оборудование между лабораторией и классом. Вундт собрал множество предметов оборудования, таких как тахистоскопы, хроноскопы, маятники, электрические устройства, таймеры и устройства сенсорного картирования, и, как известно, назначал инструмент различным аспирантам с назначением разработки вариантов использования для будущих исследований в экспериментах. Поскольку ученый проводил все больше и больше экспериментов в лаборатории, он утверждал, что эти независимые эксперименты укрепили легитимность его лаборатории как формальной лаборатории психологии, хотя университет официально не признавал здание частью кампуса до 1883 года. Несмотря на раннее сопротивление со стороны его коллеги, отвергавшие психологию как легитимную науку, лаборатория разрослась и охватила в общей сложности одиннадцать комнат, Психологический институт, как он стал называться, со временем переехал в новое здание, которое Вундт спроектировал специально для психологических исследований.

Философ Рудольф Эйслер оценил подход Вундта:

«Большое преимущество философии Вундта состоит в том, что она не ставит метафизику ни сознательно, ни бессознательно в начало, но строго разделяет эмпирико-научный и гносеологически-метафизический подходы и проводит каждую точку зрения только для себя в ее относительном обосновании, прежде наконец, создание единого мировоззрения. Вундт всегда отделяет физико-физиологическое от чисто психологического, опять же с философской точки зрения. Это создает кажущиеся «противоречия» для тех, кто не всматривается внимательнее и постоянно забывает, что различия в результатах есть только различия точки зрения, а не законов действительности…» [6]

 Первая независимая и единая теория науки в психологии

Вундт разработал первую независимую и единую теорию науки в психологии. В этой всеобъемлющей концепции, определяемой его нейрофизиологическими, психологическими и философскими работами, постулируется гносеологическая и методологическая особая позиция психологии. Человек как мыслящий и желающий субъект не может быть понят в понятиях естественных наук. Психология требует особых категорий и самостоятельных принципов познания. С одной стороны, это эмпирическая гуманитарная наука, но с другой стороны, она не должна исключать ее физиологических основ. Поэтому необходим разносторонний, мультиметодический подход.

Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене. В траурном письме своего бывшего ученика Бернхарда Роста написано:

.

» 4 сентября 1920 года кремирован на Южном кладбище Лейпцига. Я присутствовал на воодушевляющей панихиде. Участие было низким. Позор немецкому народу не воздать должное одному из своих величайших умов. »

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Вильгельм Вундт в Стэнфордской философской энциклопедии
  • [2] Принципы физиологической психологии Вильгельма Вундта
  • [3] Вильгельм Вундт в Британнике
  • [4] Вильгельм Вундт в Викиданных
  • [5] Герман фон Гельмгольц и его теория зрения, SciHi Blog
  • [6] Рудольф Эйслер: В. Вундтс, философия и психология, 1902, с. 13.
  • [7] Eric Landrum,  Wundt and the Founding of Psychology , PSYC 487 Capstone: курс истории и систем в Государственном университете Бойсе, Eric Landrum @ youtube
  • [8] Rieber, R.