Особенности детской игры: Сущностные особенности детской игры как средства воспитания — NovaInfo 52

Сущностные особенности детской игры как средства воспитания — NovaInfo 52

NovaInfo 52, с.197-203, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются специфические функции игры, особо значимые для личностного развития ребенка. Определены специфические базовые характеристики присущие детской игре. Рассматривается роль игр для всестороннего развития ребенка.

Ключевые слова

РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСТВО, ИГРА, ФУНКЦИИ ИГРЫ

Текст научной работы

Игровая деятельность является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста. Освоение детьми окружающего предметного мира и отношений взрослых происходит в основном в играх. При этом дети не только осваивают готовые способы действий, но и ищут новые способы, экспериментируют, приспосабливая любые окружающие их предметы к своим насущным потребностям. Подобную деятельность ребенок производит с отношениями в мире взрослых. Он их по-своему, по-детски переживает, трансформирует. В играх дети научаются понимать другого человека, а через другого человека учатся лучше понимать, в том числе и самого себя как личность [9, 16]. В. С. Селиванов пишет, что «активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей» [11]. Другие исследователи [21] отмечают основные факторы способствующие развитию творческих способностей детей. Данными факторами являются «два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующиеся в детской игре – ориентация на позицию другого человека и творческое воображение».

Можно отметить, что, играя, ребенок усваивает (присваивает) опыт человеческой деятельности. Но на этом пути ему встречаются различные препятствия и трудности не только объективного, но часто и субъективного характера. Например, взрослые (родители, бабушки, дедушки, родственники), забыв, какими они сами были в детском возрасте, что их интересовало и волновало, довольно часто мешают ребенку в играх или вообще останавливают игровую деятельность ребенка, считая это баловством и шалостью [13, 14]. Но ребенок в игровой деятельности, даже если она часто кажется взрослым неуместной или шумной, учится важнейшим операциям человеческой деятельности — распознаванию и узнаванию предметов и явлений, манипуляциям с предметами, координации своих движений и действий, выражению чувств и др. Поступая таким образом, сковывая всякое активное полезное действие ребенка, взрослые (родители) через несколько лет будут, скорее всего, удивляться, почему их ребенок растет пассивным, замкнутым, необщительным, поразительно неловким и недогадливым.

Детская игра очень часто воспринимается как нечто несерьезное многими взрослыми, не только людьми, далекими от детской педагогики и психологии, но также составителями толковых словарей и справочников В. И. Далем и С. И. Ожеговым, в трудах которых можно прочитать, что «играть – значит шутить, тешиться, веселиться, заниматься чем-то для забавы, от скуки; играть — резвясь, забавляться, развлекаться, проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха». Практически подобный подход к характеристике игры наблюдаем в Советском энциклопедическом словаре, где отмечено, что «игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе». Однако далее, в данной же статье указывается, что игра «имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [12]. Рассматривая теорию игр через призму общественных отношений, Г. В. Плеханов делает закономерный вывод, что игра старше утилитарной деятельности. Она служит средством подготовки к будущему труду, так как копируя взрослых, дети овладевают деятельностью. В историческом плане игра – это дитя труда.

Основоположник русской педагогической традиции К. Д. Ушинский относился к детской игре как к очень важному и серьезному занятию. В педагогических сочинениях К. Д. Ушинского особо отмечается психологическая важность игровой деятельности: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [15]. Таким образом, выдающийся русский педагог глубоко точно охарактеризовал сущность и значение игры.

С точки зрения психологической значимости главным в детской игре является та роль, которую берет на себя ребенок. Психологи делают вывод, что «мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры» [21]. Игровая ситуация создается посредством переноса значения с одного предмета на другой, о чем ещё в начале XX века писал Дж. Селли: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли. Здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, – с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа».

При рассмотрении основных результатов, «продуктов» детской игры, то исследователи (В. С. Селиванов, С. И. Гессен, Д. Б. Эльконин, В. Д. Шадриков и др.) справедливо отмечают, что главным «продуктом» игры ребенка является какое-либо изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование меняющейся личности. Например «в играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и взаимодействию» [21]. Таким образом, можно утверждать, что игра в жизни ребенка является или может стать средством воспитания или самовоспитания, а педагог имеет все возможности использовать игру в качестве педагогического инструмента, стремясь развить у воспитанников в игре положительные качества личности.

Пристальное рассмотрение детской игры как психологического феномена отличающего мир детства от мира взрослых в середине прошедшего века произвел С. Л. Рубинштейн: «Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельности, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для ученой мысли… Что же такое игра – доступная для ребенка и непостижимая для ученой мысли? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх взрослого человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива» [10]. Далее в своих трудах ученый более подробно касается сущностных особенностей игры, рассматривая её роль и значение в развитии ребенка: «Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры» [10]. При этом С. Л. Рубинштейн указывает на особенности ее психологических мотивов: «Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще играющего, сторон действительности». «Мотивы игровой деятельности, – отмачает С. А. Рубинштейн, – отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех иди иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» [10].

Рассматривая результативную составляющую исследуемого вопроса, В. Д. Шадриков делает существенное замечание, что помимо значимости переживания играющих участников, необходимо принимать во внимание также и результативную сторону детской игры. Результат игры в любом возрастном периоде «определяет социальный статус играющего и поэтому следует таким образом организовывать игру, чтобы играющий, не теряя её очарования, всё в большей мере осознавал значение её результатов» [2]. При этом необходимо постоянно обращать внимание не только на вектор «мотив – цель», но и на «вектор цель – результат». Осознание ключевой триады «мотив – цель – результат», по В. Д. Шадрикову, является важнейшей предпосылкой любого значимого успеха в овладении учебной деятельностью. Цель деятельности, превращаемая в учебную задачу, принимаемую обучаемым, преобразует обучение в учебную деятельность [20].

Постепенно по мере взросления, дети начинают заниматься другими, более сложными играми, так как у них уже накоплены сведения о предметах и явлениях, развиты многие чувства и физические возможности. П. Ф. Каптерев, давая педагогическую характеристику младенческих игр, названных им забавами, потешками, усматривает, что продолжением игр-забав становятся развлечения, способные воздействовать не только на внешние чувства человека, но и на память, мышление и вызывающие уже сложные личностные переживания [7]. Данный вид игр можно условно разделить на три группы: 1) развлечения, развивающие память, 2) развлечения, сопряженные с мыслительными операциями, 3) развлечения, стимулирующие и возбуждающие чувства ребенка.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что раннее знакомство ребенка с детскими книгами в игровой форме всегда возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать отличным развлечением, способствующим интеллектуальному развитию и духовному обогащению (Д. Брунер, Д. Б. Эльконин, В. С. Селиванов и др.).

По мере взросления детей необходимо вовлекать в игры, в которых могут осваиваться системы человеческих отношений. У ребенка должно при этом вырабатываться стремление к участию в данных отношениях. Вместо недавнего воспроизведения действий и движений начинаются игры значительно более сложного психического содержания, т.е. ролевые и сюжетно-ролевые. Важно чтобы ребёнок играл систематически, а родители (педагоги) постепенно усложняли и обогащали содержание игр. Ребенка необходимо подводить к усложняющейся деятельности постепенно. Например, в ходе реализации первичных игр с предметами первоначально предлагать ставить кубик на кубик, надевать на палочку деревянные кольца, а уже потом собирать пирамиду, башню и т.п. Производя данные операции совместно со взрослым, ребенок развивает способности к соединению, разъединению, перемещению и т.п. Таким образом, постепенно, формируется мышление, закладываются основы анализа и синтеза, понимание формы объекта и ориентация в окружающем пространстве. Педагогам хорошо известно, что просто дав ребенку кубики, пирамидку, палочку и т.п., взрослый создает только предпосылки к будущей деятельности. Ребенок, предоставленный сам себе, не будет продвигаться дальше стадии манипулирования, но он сможет многое, если будет это делать в совместной деятельности со взрослым. Необходимо, чтобы у истоков игровых замыслов всегда находились две личности: Ребенок и Взрослый [20].

В настоящее время игровая деятельность обучаемых все также притягивает внимание психологов и педагогов [4]. Высокую актуальность получают исследования посвященные использованию игровой деятельности в целях здоровьесбережения и психологической поддержки обучаемых [8, 22]. Современный педагог должен быть готов в соответствии с профессиональным стандартом выполнять определенные виды деятельности, направленные на развитие ключевых компетенций обучаемых, данными видами деятельности педагогу необходимо овладеть на этапе получения педагогического образования и в ходе прохождения основных видов педагогической практики [5, 17, 19]. Например, одной из значимых проблем образования является обучение дошкольников или школьников младших классов основам проектной деятельности, что также необходимо делать с учетом возрастных особенностей детей, то есть в игровой деятельности [3].

Отметим, что в современной системе образования обучающиеся не только в детском возрасте вовлечены в продуктивную игродеятельность. В образовательной практике системы среднего профессионального и высшего образования используются новые педагогические технологии, в основе которых заложена игровая составляющая (деловые игры, кейс-метод, разработка социальных проектов и т. д.) [6, 1, 18].

Таким образом, высокая ценность педагогического значения грамотно организованной игровой деятельности для формирующейся и развивающейся личности вполне закономерна. Игра как особый вид деятельности обучаемого должна всегда привлекать особое внимание не только родителей, но и педагогических работников образовательных организаций.

Читайте также

Список литературы

  1. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. — 2014. — № 5 (39). — С. 125-133.
  2. Демиденко, С. О. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как структурное личностное образование / С. О. Демиденко, О. В. Якубенко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — Т. 1. № 3 (4). — С. 112-113.
  3. Демиденко, С. О. Сущность проектной деятельности детей дошкольного возраста / С. О. Демиденко, О.В. Якубенко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (6). — С. 207-208.
  4. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2016. – 171 с.
  5. Жугару, Е. О. Педагогическая практика как показатель профессиональной готовности и формирования профессиональных компетенций студентов / Е. О. Жугару // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. — 2016. — С. 612-616.
  6. Жугару, Е. О. Применение деловых игр в процессе преподавания гуманитарных и технических дисциплин / Е. О. Жугару, П. И. Фролова // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. Межд. научно-практич. конф. — Омск: СибАДИ, 2014. — Кн. 3. — С. 168-171.
  7. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.- 704 с.
  8. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Пилипенко В.Б., Якубенко О.В. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. — С. 59-63.
  9. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. — 484 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 704 с.
  11. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебн. пособие / Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2000. – 336 с.
  12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3- е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с.
  13. Суслов, И. Н. Сущность и функции игры в образовательном процессе / И. Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. — 2002. — № 20. — С. 176-179.
  14. Суслов, И. Н. Ценностные аспекты организации и методики проведения детских игр / И. Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. — 2002. — № 19. — С. 195-198.
  15. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. – М.: Педагогика, 1954. Т. 2. – С. 313 -559.
  16. Фролова, П. И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П.И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: мат. всеросс. научно-практич. конф. — 2016. — С. 557-563.
  17. Фролова, П. И. Педагогическая практика: организация, прохождение, отчётность: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса / П. И. Фролова, А. В. Горина. -Омск: СибАДИ, 2015. -74 с.
  18. Фролова, П.И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста / Фролова П.И. // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования — основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: Мат. конф. Омск: СибАДИ, 2012. — С. 262-264.
  19. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. — 2016. — № 59. — С. 165-168.
  20. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие: 2 — е изд. – М.: Логос, 1996.- 320 с.
  21. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1998.- 304 с.
  22. Якубенко, О. В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников / О. В. Якубенко // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего : сб. статей по мат. Всеросс. научно-практич. конф. — 2016. — С. 292-294.

Цитировать

Фролова, П.И. Сущностные особенности детской игры как средства воспитания / П.И. Фролова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 197-203. — URL: https://novainfo.ru/article/8007 (дата обращения: 17.03.2023).

Поделиться

Психологические особенности игровой деятельности. Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

ПЛАН.

Происхождение и сущность игры. Теории игры.

2.Основные компоненты игровой деятельности. Этапы игровой деятельности.

3.Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

4.Значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка -дошкольника.

Слово «игра» в языке разных народов имеет разное значение. У греков- действия свойственные детям, у евреев- понятие о шутке и смехе, у римлян — радость, веселье.

Первым в истории научное исследование игры дал Карл Гросс. В своих книгах посвященных играм человека и животных , впервые был систематизирован и обобщен материал и поставлена проблема биологической сущности и значения игры.

Многие рассматривали игру с биологической точки зрения. Центральным вопросом теории игры является вопрос о ее историческом происхождении, то есть о ее природе. Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» выдвинул положение о том , что в истории человеческого общества труд старше игры. В обществах стоящих на низких уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включается в производственную деятельность взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось, как особая общественная функция. Тогда детства как такового не было, не было и игры. Вместе с усложнением форм производства происходит и распределение обязанностей. Дети перестают принимать участие в трудовых операциях. Возникают игрушки и сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникла в ходе исторического развития общества , в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Она социальна по- своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Западные теории игры:

Основная мысль: потребность в игре заложена в ребенке и представляет проявление потенциальной присущей ему энергии.

Может быть как форма компенсации невыполнимых в действительности желаний (Фрейд)

Бессознательная подготовка к будущей жизни (Гросс)

Способ освобождения организма от избыточных внутренних сил (Шиллер- Спенсер).

Средство получения удовольствия (Бюллер).

Особенности игры.

1.Игра- это своеобразная деятельность детей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую жизнь. Отражение обнаруживается в содержании игры, в ролях, обращении с вещами.

2.Игра форма приобретения и уточнения знаний. Игра возникает не сама собой, отражает то, что знают.

3.Игра это мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение задачи. Такой задачей в игре является замысел, сюжет игры.

В игре происходит глубокий анализ действительности с последующим обобщением и связным отражением.

4.Действие и речь являются основными способами решения задачи в игре.

5.Игра — это деятельность , отражающая действительность путем ее активного преобразования.

6.Игра- это своеобразное сочетание вымысла детей, с тем равнением на реальность, которую они отражают в игре. Игра является творческой деятельностью. Ребенок не просто отражает жизнь , по- своему кое-что изменяет, выдумывает пропускает.

7.изменения в игре связаны с возрастом.

8.игра является средством освоение ребенком ряда практических навыков, средством формирования положительных черт характера.

Структурные компоненты игры:

Сюжет –

Содержание –

Роль –

Игровые действия

Милред Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

Неигровое поведение- ребенок не играет, но занят чем то таким . что вызывает у него быстро проходящий интерес.

Игра- наблюдение- ребенок наблюдает как играют другие часто задает им вопросы, но сам редко вступает в игру.

Игра в одиночестве- ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Параллельная игра- ребенок играет один однако в непосредственной близости от других играющих детей.

Связанная игра: ребенок общается со сверстниками занятыми сходной игрой, но каждый поступает так как ему хочется. Типичным является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

1 этап- с 1,5 до 2 лет.

Игра бессюжетная, одноактная.

2. Игра в одиночку, рядом.

3. Игра безролевая, действия выполняет но роль не берет.

4. Игра носит процессуальный характер (увлекает сам процесс).

5. Игры еще не сопровождаются речью.

2 этап –с 2 до 3 лет.

Появляется простейшая сюжетная игра, изображается короткая сеть событий.

Игра носит куплетный характер, то есть цепь действий повторяется несколько раз.

Игра носит индивидуальный характер или игра рядом, но иногда вокруг крупной игрушки механически объединяются несколько человек.

Игра безролевая, но роль присутствует в скрытом виде (себя не называет шофером, а если спросить- назовет).

Для обозначения действий включается речь.

В играх отражаются бытовые действия

Игры на первом и втором этапе носят больше познавательный характер , чем воспитательный.

3 этап- с 3 до 4 лет.

В игре появляется роль, ребенок берет на себя роль.

По содержанию игры бытовые.

По форме организации- это игры рядом, чаще объединяются механически.

4 этап- с 4 до 5 лет.

Появление роли обозначает начало развития игр, начинает формироваться коллективная игра. Дети объединяются не на весь сюжет, а на короткое время. Индивидуальная игра может быть продолжительнее, чем коллективная.

В играх начинают отражаться не только предметные действия, но и отношения между людьми.

По своей структуре это игры монолитные, они представляют собой единое целое и выделить часть игры нельзя.

По содержанию – 75% игр- бытовые.

5 этап – с 5 до 7 лет.

Обогащается тематика детских игр.

По содержанию игры становятся богаче. Отражаются общественные события, литературные сюжеты.

В содержании отражаются отношения между людьми . Действия носят сокращенный характер.

Изменяется структура игр. Появляется необходимость сговора, который выражается в определении темы, распределении ролей, отборе игрового материала.

На 7 году появляется режиссерская игра, когда дети действуют и говорят от лица игрушек.

Появляются игры на литературные темы.

Дети способны на длительные игры, которые могут длиться неделю.

Дети младших групп обычно играют порознь, в одиночку. На 4 году жизни они обычно объединяются по 2-3 человека, но это игра рядом, каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ. Сюжет игры тоже легко меняется. Игра идет скачками, хотя игры уже усложняются и дети способны выбрать тему и ставить определенную цель.

ИГРУШКА. «Дошкольное воспитание» № 10 1981 стр. 63.

Игра у ребенка раннего возраста развивается постепенно, при активном влиянии взрослого: предлагают ребенку чашку и ложку и покормить куклу, причем не только предлагают, но и обязательно показывают как это делается. Ребенок же начинает стучать по чашке. Когда физические свойства игрушки уже исследованы в достаточной мере, эмоцирнальные реакции сходят на нет. Теперь радость возникает уже от успешности или неуспешности действий с предметами. Ребенок к концу второго, началу третьего года жизни уже очень любит играть, получает от игры большое удовлетворение. На первый план у него выступает уже сам сюжет, отражающей через призму

На первый план выступает уже не образ конкретного предметно- игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации, который обогащается по мере накопления игрового и социального опыта. Ребенку до 1,5 лет рекомендуется давать простые, яркие игрушки, имеющие основные признаки изображаемого предмета без большого количества деталей. С 2 лет малышу следует предлагать детализированную игрушку, реалистические изображения людей и зверей, постепенно вводя их в игру с прежними условными игрушками.

ЛИТЕРАТУРА.

Как игра помогает развитию детей

Игра – это естественный и приятный способ для детей оставаться активными, хорошо себя чувствовать и быть счастливыми. Свободно выбранная игра способствует здоровому развитию детей и молодежи. Чтобы иметь хорошее физическое и психическое здоровье и научиться жизненным навыкам, им нужны различные неструктурированные игровые возможности с рождения и до подросткового возраста.

Свободно выбранная игра

Свободно выбранная игра – это когда ребенок решает и контролирует свою игру, руководствуясь собственными инстинктами, воображением и интересами. Они играют без сопровождения взрослых.

Нет правильного или неправильного способа игры. Свободно выбранная игра улучшает здоровье, самочувствие и развитие детей.

Почему игра важна

Игра улучшает когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное благополучие детей и молодежи.

Играя, дети познают мир и самих себя.

Они также изучают навыки, необходимые им для учебы, работы и отношений, такие как:

  • уверенность
  • самооценка
  • устойчивость
  • взаимодействие
  • социальные навыки
  • независимость
  • любопытство
  • как справляться со сложными ситуациями

Развитие физического здоровья через игру

Физические игры, такие как бег, прыжки и езда на велосипеде, помогают детям развиваться:

  • хорошая физическая подготовка
  • ловкость
  • выносливость
  • координация
  • баланс

Развитие социальных навыков через игру

Игра может помочь детям развить навыки общения с другими людьми. Слушая, обращая внимание и делясь игровым опытом, это помогает ребенку:

  • исследовать их чувства
  • развивать самодисциплину
  • научиться выражать себя
  • проработать эмоциональные аспекты жизни

Игровое воспитание

Играя, родители могут полностью пообщаться со своими детьми и весело провести время.

Родитель или опекун могут поддерживать и принимать участие в игровой деятельности своего ребенка, но они не должны руководить тем, что происходит.

Важно, чтобы они давали своим детям время, свободу и выбор для игр. Если взрослый принимает все решения о том, как, во что и когда играет их ребенок, ребенок не получит удовольствия от своих игр.

Играй и бросай вызов

Дети часто хотят создать вызов и неуверенность в своей игре. Через рискованные, сложные игры дети проверяют себя и узнают свои пределы. Они учатся справляться с риском через игру и могут использовать эти же навыки позже в жизни.

Родители должны с самого рождения поощрять своих детей к саморазвитию. Научите их базовым навыкам, в том числе:

  • езда на велосипеде
  • плавание
  • безопасность дорожного движения

Объясните, что важно учиться на ошибках, пробовать снова и верить в себя. Помогите им понять свои пределы и границы. Позвольте им получать удовольствие от своей игры.

Игры и цифровые технологии

Чтобы у детей было время для неструктурированных, свободно выбранных игр каждый день, родители должны ограничить время, проводимое перед экраном. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен использовать цифровые устройства.

Сохраняйте определенное время и зоны в домашних зонах, свободных от технологий, например:

  • питание
  • вне помещения
  • перед сном
  • спален

Не используйте цифровые устройства, чтобы отвлекать детей или заставлять их молчать. Разговаривайте со своими детьми, играйте в игры или вместе читайте книгу. Присоединяйтесь к экранам ваших детей и расскажите об их онлайн-активности.

Покажите своим детям хороший пример, ограничив собственное время перед экраном.

Еще полезные ссылки

  • Протяни руку помощи своему ребенку
  • Игра имеет значение

Помогите улучшить эту страницу — отправьте отзыв

Для использования этой формы у вас должен быть включен JavaScript.

Что ты хочешь делать?

сообщить о проблеме

оставить отзыв

задать вопрос

Сообщить о проблеме

Какую проблему вы нашли на этой странице? (Отметьте все подходящие варианты)

Ссылка, кнопка или видео не работают

Орфографическая ошибка

Информация отсутствует, устарела или неверна

Я не могу найти то, что ищу

Другая проблема

сообщения

Расскажите нам подробнее о проблеме с веб-сайтом nidirect.

Введите свой отзыв

О чем ваш вопрос?

Выберите тему для своего вопроса: — Выберите -РыбалкаПреимуществаСвидетельства о рожденииСиний значокВакансииКомпенсация в связи с дорожной проблемойДетское содержаниеСвидетельства о гражданском партнерствеКоронавирус (COVID-19))Свидетельство о прививке от COVIDПроверки судимостей (AccessNI)Свидетельства о смертиПособие на содержание образованияПрава на трудоустройствоHigh Street Spend Local SchemeСвидетельства о бракеАвтотранспортные средствапрямой счетПаспортаУведомления о штрафных санкцияхПенсииPRONI — исторические записиЦены или оценка имуществаПроблемы с дорогами и улицамиSmartpassМой вопрос о чем-то другом

Что делать дальше

16 типов игр в раннем детстве

  • Поделиться
  • Электронная почта

Что такое игра и почему различные виды игр и этапы так важны для общего развития ребенка?

Что такое игра?

Игра — это среда, с помощью которой дети исследуют и познают свой мир.

Общее физическое, эмоциональное, когнитивное и социальное развитие ребенка зависит от игры.

Для ребенка играть и учиться одно и то же. Все дети учатся в дошкольном возрасте , они учатся через игру.

Некоторые характеристики игры:

  • Игра внутренне мотивирована и спонтанна
  • Ориентирован на процесс, а не на продукт
  • Игра осуществляется так, как если бы деятельность была «реальной» и управлялась воображением
  • Он в основном свободен от навязанных извне правил
  • Это делается просто для удовольствия

Дети учатся понимать мир и то, как он устроен, играя. Их опыт реальности отражается через игру.

Во время игры дети:

  • Мышление
  • Решение проблем
  • Проявочная память
  • Планирование и расследование
  • Развитие языковых навыков
  • Концентрация
  • И научиться многим другим навыкам…

Сколько существует типов игр?

Каковы характеристики и типы детских игр?

Трудно сказать точное количество, так как существует много типов игр, которые были определены различными теоретиками детского развития.

Однако можно провести различие между стадиями игры и типами игры .

Этапы игры основаны на уровне социального взаимодействия во время игры (такой как одиночная или социальная игра) или на основной характеристике игры (такой как символическая игра или игра, включающая игры с правилами) .

Типы игр основаны на конкретном типе деятельности, связанной с , такой как языковая игра или конструктивная игра).

Выделено примерно 3-5 общих стадий игры, но гораздо больше типов игры. Все это объясняется ниже.

Все виды игр важны, и, хотя дети естественным образом проходят этапы, они склонны добавлять и интегрировать некоторые виды игр, а не прекращать один тип и начинать новый.

Типы игр в раннем детстве

Здесь представлен обзор всех стадий и типов игр в развитии ребенка, по мнению теоретиков.

В книге «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива» Марике де Витт приводит исчерпывающий список различных теоретиков и типов игр, которые они определили.

Одиночная игра

Милдред Партен выделила четыре основные социальные стадии игры – одиночная , параллельная , ассоциативная и совместная известная как несоциальная игра

900 играть), дети играют с игрушками самостоятельно и не замечают и не интересуются другими детьми или тем, что они делают.

Параллельная игра

Когда дети участвуют в параллельной игре (второй этап игры по Партену), они могут играть с похожими игрушками, такими как строительные блоки, но они играют рядом друг с другом, а не вместе.

Они не взаимодействуют, но счастливы играть рядом с другим ребенком.

Дети также участвуют в игре со зрителем, когда они наблюдают, как играет другой ребенок, но не присоединяются к ним и не играют сами.

Ассоциативная игра

Во время ассоциативной игры (третья стадия игры по Партену) пара или небольшая группа детей играют вместе, но без сотрудничества и переговоров.

У них общие игрушки, но каждый играет в свою игру и не работает над достижением общей цели.

Совместная игра

Совместная игра (четвертый этап игры Партена) может включать игру с правилами или общей целью, например, совместное строительство башни. Дети планируют, договариваются и распределяют роли во время игры.

Практическая игра

Жан Пиаже выделил три стадии игры – тренировочная игра , символическая игра и игры с правилами .

Практическая игра заключается в изучении материалов и игрушек, чтобы «увидеть, что они делают». Он включает в себя простые повторяющиеся движения, иногда даже без игрушек.

Некоторые теоретики также ссылаются на незанятую игру , которая, как правило, состоит из случайных движений без четкой цели, хотя она все еще является частью игры.

Символическая игра

Вторая стадия игры по Пиаже, называемая Символическая игра , — это когда дети используют объект, действие или идею для представления чего-либо.

Например, они могут использовать блокировку, чтобы притвориться, что разговаривают по телефону.

Игры с правилами

Последний этап игры по Пиаже более структурирован и требует соблюдения правил и норм для достижения цели при игре в одиночку или в группе.

Четыре этапа Сары Смилански аналогичны этапам Пиаже, описанным выше: функциональные (аналогичные тренировочной игре), конструктивные , драматические (аналогичные символической игре) и игры с правилами (такие же).

Конструктивная игра

Смилянски описал конструктивную игру как этап, на котором дети манипулируют объектами, чтобы что-то создать.

Примерами могут служить штабелирование блоков , строительство форта или создание машины из картонных коробок.

Различные теоретики отмечали следующие типы игры в зависимости от того, под каким углом они изучали игру. Эти категории основаны на характеристиках игры или на том, как они развивают ребенка .

Типы игр, которые следуют, являются дополнительными категориями, добавленными такими исследователями, как Гарви, Сарафино и Армстронг.

Ритуальная игра

Это ритмическое повторение звуков или слов. Маленькие дети делают это исключительно для удовольствия и часто используют преувеличенные движения тела.

Языковая игра

Этот вид игры включает в себя составление бессмысленных слов и рифмованных слов. Она начинается до того, как ребенок научится разговаривать.

Игра-фантазия

Эта форма игры, также известная как игра-притворство, драматическая игра или игра-выдумка, включает в себя «отыгрывание» идей с использованием предметов и отыгрыванием ролей.

Примером фантазийной игры может быть переодевание и притворство пожарным или игра в магазин.

Символическая игра, в которой объекты используются для представления вещей, также относится к жанру фэнтезийной игры.

Сенсорно-стимулирующая игра

Сенсорная игра включает в себя стимуляцию органов чувств и восприятие звуков, ритмов, вкусов, текстур, запахов, цветов, форм и движений.

Младенцы, например, хотят все трогать или брать предметы в рот.

Исследовательская игра

На этом этапе ребенок хочет увидеть, что происходит, когда манипулируют материалами. Примером может служить переход от дегустации блоков к их складыванию (по мере прохождения этапов игры с блоками) и просмотру того, что происходит.

Соревновательная игра

Это относится к играм с правилами и ритуалами. На этом этапе детская игра становится более структурированной и может включать в себя несколько игроков.

Физическая (моторная) игра

Это относится к игре, которая носит чисто физический характер, например, прыжки со скакалкой, лазание по джунглям или катание на трехколесном велосипеде.

Выразительная (творческая) игра

Выразительная игра заключается в создании искусства , музыки или даже письма для выражения своих творчество .

Почему игра важна для развития вашего ребенка?

Роль родителей заключается в том, чтобы подготовить почву для всестороннего развития вашего ребенка . Лучший способ сделать это — поощрять и создавать возможности для регулярных игр.

Существуют преимущества различных видов игр в раннем детстве, поэтому родители могут поощрять разнообразные игровые переживания, а также различные типы игровых материалов.

Играй в девятку0171 весь ребенок . Существует четыре основных направления развития:

  • Физическое
  • Когнитивный (интеллектуальный)
  • Эмоциональный
  • Социальный

Через игру каждая из этих областей стимулируется и развивается с самого рождения и в раннем детстве.

Вот обзор того, как ваш ребенок растет и развивается в процессе игры. Некоторые из этих преимуществ игры перечислены в упомянутой выше книге Марике де Витт.

Физическая активность

Физическая активность важна для развития двигательных навыков, и когда ребенок играет, она часто бывает физической. Игра развивает сенсомоторные навыки ребенка, а также способствует высвобождению энергии. Через игру развиваются следующие области:

  • Мышечный тонус и развитие
  • Мелкая моторика
  • Плавность движений
  • Специфические навыки крупной моторики , такие как владение мячом, прыжки и т. д.
  • Здоровье и фитнес
  • Развитие чувств
  • Координация и равновесие
  • Физическая сила

Познавательная

Игра способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка. Играя, дети узнают:

  • Понятия
  • Концентрация
  • Творчество
  • Навыки мышления , такие как сортировка, классификация и т. д.
  • Знание
  • Язык и общение
  • Решение проблем
  • Память
  • Навыки восприятия
  • Навыки слушания

Эмоциональное

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое или интеллектуальное развитие. Дети получают эмоциональный интеллект через игру и узнают о себе и своих чувствах. Игра обычно является положительным опытом, благодаря которому ребенок учится:

  • Уверенность в себе
  • Траст
  • Здоровое выражение чувств
  • Понимание своих положительных и отрицательных эмоций
  • Самоконтроль
  • Компетентность (через успех в игре)
  • Столкновение с конфликтами и страхами

Социальные

Игра — это социальная деятельность и основной способ, с помощью которого дети приобретают социальные навыки и учатся взаимодействовать со своими родителями, семьями и сверстниками. Дети узнают о:

  • Соответствующие социальные нормы
  • Сотрудничество – обмен и чередование
  • Разрешение конфликта
  • Сопереживание и симпатия
  • Ведущий и следующий
  • Навыки социального общения
  • Правила и обязанности
  • Участие в группе
  • Уважение к чужому имуществу

Примеры

Игры в течение первых 9 лет

Вот краткий список, показывающий типичные игры на различных этапах детства, как показано в книге Марике «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива». де Витт.

Это приблизительные рекомендации, которые могут немного отличаться от ребенка к ребенку.

Младенцы
  • Оральные действия – кормление грудью и другие движения губами
  • Издавать и слушать звуки
  • Игра с дыханием и слюной
  • Делайте упражнения для рта
  • Игра с частями тела, волосами матери, пуговицами и т. д.
  • Играйте в такие игры, как «Где ты? Вот ты где!»
  • Игра с предметами

Малыши
  • Подражать матери
  • Исследуйте свое тело и тело своей матери
  • Начать играть в прятки
  • Поднимать и бросать, складывать и разбивать, наполнять и опорожнять
  • Эксперимент с механизмом
  • Начать фантазийную игру, например. с мягкими игрушками

3-летние
  • Собирать предметы
  • Заниматься сенсомоторной деятельностью
  • Имитировать привязанность, смоделированную в семье, к людям и предметам
  • Проявите агрессию в игре, например. подражание супергерою (фантазия становится реальностью)
  • Играть в игры про исчезновение и появление
  • Может следовать игровому ритуалу для безопасности, например. собирать пазл, когда его привозят в школу каждый день
  • Ролевая игра (например, притворяться родителем или животным)

4-летние
  • Выражайте агрессию в играх (например, супергерои, погоня за монстрами, укрытие от «плохих» парней)
  • Играть в прятки и игры в прятки
  • Лучше понимать фантазию и реальность (например, притворяется медведем или играет с игрушечным медведем, но не думает, что он медведь)
  • Игра-фантазия включает в себя более широкие темы за пределами дома и семьи, например. пожарная часть
  • Игры типа доктор-медсестра возникают из любопытства тела
  • В игре особое внимание уделяется мужским и женским гендерным ролям
  • Больше общайтесь с другими
  • Люблю наряжаться
  • Проверка физических навыков в играх

5-летние
  • Часто играйте в игры, упомянутые выше, или начните играть в игры с правилами
  • Участвуйте в фантазийной игре, но с четким пониманием фантазии и реальности
  • Разыграйте стрессовые ситуации или чувство тревоги с помощью игры
  • Ролевая игра становится более запутанной, и ее также можно проводить с помощью кукольных представлений или постановочных историй
  • Увлечение романтикой начинается с погони за девушками/мальчиками или разыгрывания свадеб или сказок

6-9-летние дети
  • Фэнтезийная игра может продолжаться и после 9 лет, но она более сложная, и один и тот же сюжет может продолжаться несколько дней
  • Игра может быть кровавой и драматичной
  • Нуждается в частых физических играх и обладает безграничной энергией
  • Более продвинутые игры, такие как катание на коньках или игры с мячом — можно участвовать в командных видах спорта
  • Романтика шутит про
  • В игре появляются такие темы, как храбрость, травмы и привлекательность

Роль родителей и учителей в игре

Часто роль взрослого в детской игре заключается в том, чтобы просто присутствовать. В других случаях это должно вмешаться и предоставить возможности или поддержать обучение через игру .

Когда маленькие дети играют, они часто чувствуют себя в большей безопасности, зная, что их родители рядом. По мере взросления они будут полагаться на присутствие учителя в школе, а позже в этой безопасности уже не будут нуждаться.

Вот несколько советов о том, как наилучшим образом поддерживать детей с помощью игры, согласно Джоанн Хендрик, автору книги «Всеобщее обучение: развивающая учебная программа для маленьких детей».

  • Обеспечьте соответствующие возрасту занятия
  • Каждый день выделяйте достаточно времени для игр в помещении и особенно на улице
  • Создайте безопасную среду, чтобы свести к минимуму постоянное «нет»
  • создать благоприятную среду обучения дома
  • Вербализируйте, что делает ребенок, чтобы способствовать развитию речи. « Классный пандус ты сделал. Теперь машины могут заезжать в гараж! »
  • Только дети старше 3 лет могут делиться игрушками
  • Позвольте детям наслаждаться процессом, а не указывать им, что делать (например, построить свою собственную башню и нарисовать свою собственную картинку).
  • Задавайте частые вопросы, чтобы способствовать решению проблем
  • Позвольте детям свободно исследовать и пачкаться во время игры
  • Предоставление стимулирующих обучающих игрушек и оборудования
  • Обеспечьте ребенка одеждой и аксессуарами для игры с переодеванием, но пусть ребенок играет, когда захочет, и не вмешивайтесь в игру
  • Сосредоточьтесь на удовольствии от игры, а не только на выигрыше
  • Познакомить с новыми играми и занятиями и научить правилам
  • Играйте в игры, обучающие математическим навыкам , навыкам раннего чтения и т. д.

Как обучать дошкольника с помощью игры

Прелесть игры в том, что вы можете участвовать в любой игровой деятельности, и ваш ребенок будет учиться множеству навыков. Например:

  • Спойте детскую песенку, и ваш ребенок разовьет навыки слушания , слуховое восприятие , ритм, навыки говорения, предварительные навыки чтения и т. д.
  • Приготовьте пластилин, и ваш ребенок будет обучаться математическим навыкам (измерению), мелкой моторике, творчеству, решению задач и т. д.

Если ваш ребенок уже посещает дошкольное учреждение, то время, которое он проводит дома с вами, по-прежнему является временем основного обучения. Дети не перестают учиться, когда приходят домой.

Вы можете воспользоваться этим фактом.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также Комплект заданий 9 «Обучение через игру».