Особенности младшего подросткового возраста: Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) | Консультация по теме:

Содержание

Особенности младшего подросткового возраста и возможные трудности при переходе в 5 класс

Подробности
Просмотров: 9944

Психологический и хронологический возраст человека – не одно и то же. Психическое и физическое развитие подростков происходит неравномерно, в разное время, некоторые развиваются быстрее остальных, другие – медленнее, девочки на этом этапе опережают мальчиков в своем развитии. Поэтому имеет смысл, читая специальную литературу, использовать возрастные границы как ориентировочные, относительные, а не абсолютные точки.

 10-11 лет – младший подростковый возраст, завершение детства. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка – общение. Младшие подростки обычно уравновешенны, спокойны, жизнерадостны, доверчивы в отношениях со взрослыми, признают их авторитет, принимают их оценку, ждут их помощи и поддержки. С течением времени большее значение приобретает общение со сверстниками.

Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками на этом этапе жизни является более значимым для сохранения психического здоровья (на ближайшие 10 лет), чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами.

Почему происходит смена ведущей деятельности ребенка?
Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Происходит становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Развивается рефлексия, т.е. умение делать предметом мысли саму мысль.

Все эти новые интеллектуальные возможности ребенок обращает

на себя, самопознание выходит на новый, более содержательный уровень, осуществляясь в общении. Окружающие люди – как зеркала, глядясь в которые, ребенок строит образ себя.

Чем более самостоятельной становится мысль ребенка, тем более самостоятельной становится его личность.

При переходе в 5 класс, ребенок сталкивается с новыми отношениями:

  • от одного учителя – к системе «классный руководитель – предметники»;
  • у новых учителей – новые (и пока неясные) требования;
  • занятия проходят в разных кабинетах;
  • был самым старшим в начальной школе – оказался самым младшим в средней;
  • классы перемешаны, образовались новые коллективы.


То, что эти изменения приходятся на благоприятный в целом период – конец детства – хорошо. Сам переход воспринимается детьми как показатель взросления, иногда – как новый шанс установить отношения с учителями и одноклассниками, изменить их, если отношения не сложились.

Однако все эти обстоятельства – новые требования, новые люди, новый статус – оказывают нагрузку на психику школьника. (Представьте взрослого человека, который поменял работу и оказался в отделе, где у него 10 новых начальников). Поэтому в это время у детей могут появиться (или усилиться) такие особенности в поведении, как робость, или, наоборот, развязность, неорганизованность, забывчивость, тревожность. Может снизиться работоспособность, также возможны психосоматические заболевания. Этот период называется периодом адаптации к средней школе.

Обычно в среднем через 2-3 недели после начала учебы ребенок привыкает к новым условиям, но в индивидуальных случаях адаптация может продолжаться и дольше.

Причинами возможных трудностей в учебе в 5 классе могут быть недостаточная произвольность поведения («невозможность заставить себя заниматься»), недоформированность необходимых мыслительных операций, то, что не все навыки автоматизировались, эмоциональное отношение школьника к предмету без оценки реальной успешности, формализм в усвоении знаний.

Поэтому основными задачами развития в этот период являются:

  • формирование умения учиться в средней школе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
  • развитие учебной мотивации, интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
     

Особенности младшего подросткового возраста — презентация онлайн

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Особенности младшего подросткового возраста. Новичок в средней школе – вопросы адаптации

Педагог-психолог,
Травкина
Ирина Вячеславовна
Тел. 8(919)0750852
[email protected]
https://vk.com/id6166379

2. Процесс адаптации запускается как бы автоматически, как следствие внешних изменений, и совершается вне зависимости от того,

принимает ли сам индивид в нем
активное участие или нет.
Основная цель адаптации – сохранение
функционально-морфологического строения
организма, высокого уровня его
деятельности и обеспечение оптимальных
возможностей для достижения имеющихся
потребностей.

3. Из начальной школы в среднюю

Социальная ситуация обучения
Задачи обучения
Новый этап взросления

4. Две стороны кризиса

☺ новая учебная ситуация позволяет преодолеть





сложившиеся в начальной школе стереотипы;
сам факт окончания начальной школы,
который подчеркивается учителем и
родителями;
шанс заново начать школьную жизнь;
осознание и понимание связи предметов с
определенной областью знаний;
появление нового учителя всегда шанс для
ребенка построить свои взаимоотношения с
предметом по-новому;
наконец, дети узнают свои сильные и слабые
стороны, учатся смотреть на себя глазами
разных людей, гибко перестраивать свое
поведение в зависимости от ситуации и
человека, с которым общаются.
усталый, утомленный внешний вид ребенка;
двигательная расторможенность,
неспособность сосредоточится;
сниженный фон настроения; грубость,
агрессивность;
тревога, эмоциональное напряжение;
раздражительность;
уход в себя, избегание контактов, неприятие
поддержки со стороны других;
тревожное, неуверенное, заискивающее
общение со взрослыми;
постоянные конфликты со сверстниками;
одиночество, отсутствие друзей;
нарушение общепринятых правил поведения.

5. Особенности подростковой фазы развития и помощь родителей

1. Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к
взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Поэтому задача родителей на данном
этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе.
2. Опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения,
постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Подростковый возраст связан, прежде всего, с
интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети
осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей помочь в этом сложном деле.
3. Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в
средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший
человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.
4. Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной
стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в
бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда
опасные для жизни и здоровья. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю
подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не
осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение.

6. Условия психологической поддержки школьника

опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, иногда полезно
снижение значимости школьных оценок;
будьте последовательны и постоянны. Вводите правила постепенно. Устанавливая правила,
обязательно поясняйте их. Старайтесь как можно реже употреблять слово «нельзя». Устанавливая
правила, будьте однозначны.
не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохое;
создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка;
несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны
родителей;
помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе;
помните, что для пятиклассников учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителя могут звучать критические замечания.
особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в
школьной жизни ребенка происходят изменения.

7. ЧТО ПОЧИТАТЬ

English     Русский Правила

Характеристики раннего подросткового возраста

4 минуты

Ранний подростковый возраст — это этап, который обычно наступает в возрасте от 10 до 13 лет. В этот период обычно происходит ряд физических, психологических, социальных и сексуальных изменений, которые мы подробно рассмотрим ниже.

Написано и проверено философом Мария Алехандра Моргадо Кузати .

Последнее обновление: 21 сентября 2022 г.

По данным Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст — это стадия развития, которая происходит после детства и до взрослой жизни , в возрасте от десяти до 19 лет. Хотя стоит упомянуть, что она может начинаться и заканчиваться в разное время. Однако важно то адаптивное, функциональное и решающее значение, которое подразумевает этот период.

Различают три стадии: ранний подростковый возраст, средний подростковый возраст и поздний подростковый возраст. Каждый этап отмечен определенными изменениями.

Мы сосредоточимся на раннем подростковом возрасте и процессах, которые часто запускаются на этом этапе развития.

Изменения в раннем подростковом возрасте

Ранний подростковый возраст — первая стадия. Это происходит в возрасте от десяти до 13 лет, , хотя некоторые утверждают, что это происходит до 14 лет. В этот период наиболее заметны изменения физические, так как они совпадают с наступлением полового созревания. Например, происходит знаменитый скачок роста, меняется голос, появляются волосы в области лобка и в подмышечных впадинах и т. д.

Происходят и другие процессы, о которых мы подробно расскажем ниже.

Физический

Как мы сказали выше, в раннем подростковом возрасте происходит всплеск роста, который обусловлен быстрым и неравномерным ростом костей тела . Это часто вызывает проблемы с координацией движений. Это часто создает впечатление неуклюжести. Тем не менее, это временно и совершенно нормально на данном этапе.

Одновременно в организме начинают вырабатываться половые гормоны, которые вызывают развитие вторичных половых признаков . У женщин типичны рост молочных желез и начало менструации. С другой стороны, у мужчин увеличиваются размеры яичек и полового члена.

Одновременно на теле растут волосы, особенно в подмышечных впадинах и в области лобка. Кроме того, отмечается усиление потоотделения и изменение запаха тела. Кроме того, кожа становится более жирной, что приводит к появлению прыщей у многих подростков.

Ранний подростковый возраст характеризуется началом полового созревания.

Когнитивные, психологические и эмоциональные изменения

Переходный возраст обычно вызывает ряд психологических и эмоциональных изменений у молодых людей. Среди наиболее распространенных выделяют тревогу, растерянность, страх, возбуждение и склонность к хвастовству. Все зависит от личных особенностей подростка и его переживаний.

В раннем подростковом возрасте молодые люди обычно сосредотачивают свои мысли на себе. Это своего рода эгоцентризм . Следовательно, многие из них стесняются своей изменяющейся внешности. Кроме того, они склонны думать, что все наблюдают за ними, и считают, что их постоянно осуждают.

У большинства подростков, прошедших эту стадию, остаются конкретные мысли. Это означает, что они еще не способны предвидеть последствия своих действий и далеки от мышления взрослых . Даже в начале раннего подросткового возраста еще присутствует дихотомическое мышление без нюансов (черное или белое, хорошее или плохое и т. д.).

Половые изменения

В раннем подростковом возрасте половое влечение, характерное для взрослых, еще не закреплено. Следовательно, контакты со сверстниками обычно не связаны с сексуальным влечением .

Сексуальная ориентация (гомосексуальная, бисексуальная, гетеросексуальная, асексуальная и др. ) обычно определяется позже. Хотя на этом этапе они начинают лучше осознавать пол, к которому они принадлежат , по сравнению с тем, когда они были моложе.

На этом этапе они склонны приспосабливать свое поведение и внешний вид к социокультурным нормам, тем, которые связаны с полом, с которым они идентифицируют себя или с которым они выросли.

Социальные изменения

По сравнению со средним и поздним подростковым возрастом социальные изменения не так заметны. Вместо этого они , как правило, являются следствием физических изменений и того, как они воспринимаются как индивидуумом, так и окружающими.

Подросток с любопытством и удивлением замечает, как меняется его тело. Эти преобразования , как правило, сближают их со сверстниками. На самом деле, они, вероятно, проходят через тот же процесс и формируют с ними своего рода групповую идентификацию.

Благодаря отождествлению со своей группой друзей, подростки такого типа склонны искать большей поддержки у своих сверстников, чем у собственных родителей , которые обычно занимают второстепенное место. Эти молодые люди даже начинают сомневаться в своем авторитете.

Ранние подростки склонны беспокоиться об изменениях в своем теле.

Подростковый возраст — это переходный период

Прежде чем сделать вывод, важно подчеркнуть, что подросток чувствует себя ребенком и взрослым одновременно. Однако они ни то, ни другое . Фактически, они находятся в постоянном переходном состоянии: они переходят от детства к зависимости от мира взрослых. Они еще молоды, но начинают брать на себя ответственность за свою жизнь.

Если у вас есть сын или дочь подросткового возраста, однажды вы можете быть приятно удивлены их уровнем зрелости и ответственности. Например, может быть, они помогали бабушке по дому или младшему брату с домашним заданием. Однако в другой день вы будете ошеломлены их очевидной незрелостью, когда они оставят свой рюкзак в автобусе или получат наказание в школе.

Тем не менее, прежде чем злиться, вспомните, через какую стадию они проходят. Их мозг постоянно меняется, ремоделируется и генерирует новые нейронные связи. Действительно, ваш сын или дочь переживает период быстрого роста и перемен, который требует большого понимания и поддержки.

Это может вас заинтересовать…

Физическое развитие в подростковом возрасте – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Диана Лэнг; Ник Коун; Тера Джонс; Люмен Обучение; Колледж ОпенСтакс; Марта Лалли; и Сюзанна Валентайн-Френч

Физические изменения полового созревания отмечают начало подросткового возраста. [1] Эти изменения включают скачок роста, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, а также изменения кожи (например, прыщи). У мужчин растут волосы на лице и огрубляется голос. У женщин развивается грудь и начинаются менструации. Эти пубертатные изменения обусловлены гормонами, в частности повышением уровня тестостерона у мужчин и эстрогена у женщин.

В Соединенных Штатах половое созревание обычно начинается в среднем в возрасте 10–11 лет у женщин и 11–12 лет у мужчин. Пубертатные изменения занимают около трех-четырех лет. Хотя последовательность физических изменений в период полового созревания предсказуема, начало и темпы полового созревания сильно различаются. Индивидуальный график полового созревания у каждого человека различен и в первую очередь зависит от наследственности; однако факторы окружающей среды, такие как диета и физические упражнения, также оказывают некоторое влияние.

Всплеск физического роста

Подростки испытывают общий скачок физического роста. Рост идет от конечностей к туловищу. Это называется дистальным проксимальным развитием . Сначала растут руки, потом руки и, наконец, туловище. Общий скачок физического роста приводит к увеличению роста на 10-11 дюймов и увеличению веса на 50-75 фунтов. Голова начинает расти через некоторое время после того, как ноги прошли свой период роста. Росту головы предшествует рост ушей, носа и губ. Разница в этих моделях роста приводит к тому, что подростки кажутся неуклюжими и непропорциональными. По мере роста туловища растут и внутренние органы. Сердце и легкие испытывают значительный рост в этот период.

На этом этапе дети очень похожи по росту и весу. Однако в подростковом возрасте становятся очевидными гендерные различия. Примерно в возрасте от 10 до 14 лет средняя женщина выше, но не тяжелее среднего мужчины. У самок всплеск роста начинается в возрасте от 8 до 13 лет (в среднем 10-11 лет), а взрослый рост достигается в возрасте от 10 до 16 лет. После этого средний самец становится и выше, и тяжелее, хотя индивидуальные различия, безусловно, отмечаются. Самцы, как правило, начинают свой всплеск роста немного позже, обычно в возрасте от 10 до 16 лет (в среднем 12-13 лет), и обычно достигают своего взрослого роста в возрасте от 13 до 17 лет. Когда подростки физически взрослеют, разница в весе становится более заметной, чем разница в росте. В восемнадцать лет самые тяжелые подростки весят почти в два раза больше, чем самые легкие, но самые высокие подростки всего на 10% выше самых низких.

[2] Как природа (например, гены), так и воспитание (например, питание, лекарства и состояние здоровья) могут влиять как на рост, так и на вес.

И рост, и вес, безусловно, могут быть чувствительными вопросами для некоторых подростков. Тем не менее, ни социально предпочитаемый рост, ни худоба не являются уделом многих людей. Избыточный вес, в частности, стал распространенной серьезной проблемой в современном обществе из-за преобладания диет с высоким содержанием жиров и малоподвижного образа жизни. [3]

Средний рост и вес также в некоторой степени зависят от расовой и этнической принадлежности. В целом, дети азиатского происхождения, как правило, немного ниже ростом, чем дети европейского и североамериканского происхождения. Последние, в свою очередь, обычно ниже ростом, чем дети из африканских обществ. [4] Форма тела также немного отличается, хотя различия не всегда видны до полового созревания. Молодежь азиатского происхождения, как правило, имеет руки и ноги, которые немного короче по сравнению с туловищем, а молодежь африканского происхождения, как правило, имеет относительно длинные руки и ноги.

Различия являются только средними, так как есть и большие индивидуальные различия.

Половое созревание — период быстрого роста и полового созревания. Эти изменения начинаются где-то между 8 и 14 годами. Половое созревание происходит в две отдельные фазы, и первая фаза, adrenarche , начинается в возрасте от 6 до 8 лет и включает повышенную выработку андрогенов надпочечниками, которые способствуют ряду пубертатных изменений, таких как как рост скелета.

Гормональные изменения

Вторая фаза полового созревания,

gonadarche , начинается несколькими годами позже и включает повышенную выработку гормонов, управляющих физическим и половым созреванием. Половое созревание включает в себя характерные физиологические изменения роста, веса, состава тела человека, а также системы кровообращения и дыхания, и в это время созревают как надпочечники, так и половые железы. На эти изменения в значительной степени влияет гормональная активность. Многие гормоны способствуют началу полового созревания, но в первую очередь сильный прилив эстроген для женщин и тестостерон для мужчин. Гормоны играют организационную роль (заставляя тело вести себя определенным образом после начала полового созревания) и активационную роль (вызывая определенные поведенческие и физические изменения). В период полового созревания гормональный баланс подростка резко смещается в сторону взрослого состояния; процесс запускается гипофизом, который выделяет в кровь выброс гормональных средств и запускает цепную реакцию.

Рисунок 1 Анатомия полового члена и половых органов Рисунок 2 Анатомия внутренних половых органов

Половое развитие

 

Как правило, за скачком роста следует развитие половой зрелости. Половые изменения делятся на две категории: первичные половые признаки и вторичные половые признаки. Первичные половые признаки — изменения репродуктивных органов. Для мужчин это включает рост яичек, полового члена, мошонки и спермархе или первую эякуляцию спермы. Это происходит в возрасте от 11 до 15 лет. Мужчины производят свою сперму в цикле, и, в отличие от цикла овуляции у женщин, цикл производства мужской спермы постоянно производит миллионы сперматозоидов ежедневно. Основными половыми органами для тех, кому при рождении приписан мужской пол, являются половой член и яички, последние из которых производят семя и сперму (см. рис. 1). Для тех, кому при рождении присвоен женский пол, первичные характеристики включают рост матки и менархе или первый менструальный период. Женские гаметы, хранящиеся в яичниках, присутствуют при рождении, но являются незрелыми (см. рис. 2). Каждый яичник содержит около 400 000 гамет, но только 500 становятся зрелыми яйцеклетками. [5] Начиная с полового созревания, одна яйцеклетка созревает и выделяется примерно каждые 28 дней в течение менструального цикла. Стресс и более высокий процент жира в организме могут вызвать менструацию в более молодом возрасте.

Вторичные половые признаки — это видимые физические изменения, не связанные непосредственно с размножением, но сигнализирующие о половой зрелости. Для тех, кому при рождении был назначен мужчина, это включает в себя более широкие плечи и более низкий голос по мере роста гортани. Волосы становятся более грубыми и темными, рост волос происходит в области лобка, под мышками и на лице (см. рис. 3). У тех, кому при рождении приписана женщина, развитие груди происходит примерно в 10 лет, хотя полное развитие занимает несколько лет. Бедра расширяются, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, которые также становятся темнее и грубее (см. рис. 4).

Рисунок 3 Основные физические изменения в период полового созревания Рисунок 4 Основные физические изменения в период полового созревания

Акне : Неприятным последствием гормональных изменений в период полового созревания является акне , определяемое как высыпания на коже гиперактивные сальные (маслообразующие) железы . [6] Эти железы развиваются быстрее, чем кожные протоки, выделяющие масло. Следовательно, протоки могут быть заблокированы омертвевшей кожей, что приведет к развитию прыщей. Угревая сыпь может привести к тому, что подросток отстранится от общества, особенно если он стесняется своей кожи или его дразнят. [7]

Последствия полового созревания

Возраст полового созревания становится все меньше для детей во всем мире. Согласно Euling et al., [8] данных достаточно, чтобы предположить тенденцию к более раннему началу развития груди и менархе у женщин с женскими внутренними половыми органами. Столетие назад средний возраст человека с женскими внутренними половыми органами, в котором начинается первая менструация (в Соединенных Штатах и ​​Европе), составлял 16 лет, а сегодня он составляет около 13 лет. органы, труднее определить, созревают ли самцы, назначенные при рождении, раньше. Помимо лучшего питания, менее позитивные причины, связанные с ранним половым созреванием у женщин с внутренними женскими половыми органами, включают повышенный стресс, ожирение и химические вещества, нарушающие работу эндокринной системы.

Культурные различия отмечаются у азиатско-американских женщин, в среднем, развивающихся последними, в то время как афроамериканские женщины, как правило, вступают в половую зрелость раньше. Латиноамериканские женщины начинают половое созревание вторыми раньше, в то время как европейско-американские женщины, как правило, занимают третье место в своем возрасте начала полового созревания. Хотя афроамериканки обычно развиваются первыми, у них меньше шансов столкнуться с негативными последствиями раннего полового созревания по сравнению с европейско-американками. [9] Исследования показали, что проблемы с психическим здоровьем могут быть связаны с детьми, у которых половое созревание начинается раньше, чем у их сверстников. У женщин раннее половое созревание связано с депрессией, употреблением психоактивных веществ, расстройствами пищевого поведения, деструктивными расстройствами поведения и ранним сексуальным поведением. [10] Некоторые рано созревающие самки демонстрируют большую тревогу и меньшую уверенность в своих отношениях с семьей и друзьями, они более негативно сравнивают себя со сверстниками. [11]

Кроме того, проблемы с психическим здоровьем чаще возникают, когда ребенок развивается одним из первых в своей группе сверстников. Поскольку предподростковый период — это период нежелания казаться другим, ранние развивающиеся дети выделяются среди своих сверстников и тяготеют к тем, кто старше. Для женщин это приводит к тому, что они взаимодействуют со сверстниками старшего возраста, которые ведут себя рискованно, например, употребляют психоактивные вещества и рано начинают половую жизнь. [12] У мужчин также наблюдаются изменения в эмоциональном функционировании в период полового созревания. Согласно Мендлу, Хардену, Брукс-Ганну и Граберу, [13] В то время как у большинства мужчин депрессивные симптомы уменьшались в период полового созревания, у мужчин, у которых половое созревание началось раньше и у которых наблюдался быстрый темп или высокая скорость изменений, депрессивные симптомы на самом деле усиливались. Исследователи пришли к выводу, что переход в отношениях со сверстниками может быть особенно сложным для мужчин, чей характер полового созревания значительно отличается от моделей их возраста. Последствия для мужчин, достигших раннего полового созревания, заключались в увеличении вероятности употребления сигарет, алкоголя или других наркотиков. [14]

Мозг и когнитивные изменения

Человеческий мозг не полностью развит к тому времени, когда человек достигает половой зрелости. В возрасте от 10 до 25 лет мозг претерпевает значительные изменения, которые имеют важные последствия для поведения. Мозг достигает 90% своего взрослого размера к тому времени, когда человеку исполняется шесть или семь лет. Таким образом, мозг не сильно увеличивается в размерах в подростковом возрасте. Однако складки в мозгу продолжают усложняться вплоть до позднего подросткового возраста. Самые большие изменения в складках головного мозга за это время происходят в участках коры, обрабатывающих когнитивную и эмоциональную информацию. В подростковом возрасте усиливается миелинизация и синаптическое сокращение в префронтальной коре, повышая эффективность обработки информации, укрепляются нейронные связи между префронтальной корой и другими областями мозга. Однако этот рост требует времени, и рост неравномерен. Кроме того, изменения уровней нейротрансмиттеров дофамина и серотонина в лимбической системе, как правило, делают подростков более эмоциональными и более восприимчивыми к наградам и стрессу. В следующем разделе мы узнаем об изменениях в мозге и о том, почему подростки иногда склонны к рискованному поведению и испытывают разные эмоции.

Рисунок 5 . Рискованное поведение в действии: скалолазание. (Источник изображения: Climbing Man Adventure на Pixabay)

Мозг подростка: 7 ключевых моментов для понимания

Когда вы узнаете о развитии мозга в подростковом возрасте, рассмотрите следующие ключевые моменты [15] :

  1. Мозг достигает наибольшего размера в раннем подростковом возрасте (см. рис. 5).
  2. Мозг продолжает созревать даже после завершения роста; он не заканчивает развиваться и созревать до середины-конца 20-летнего возраста (см. рис. 5). Передняя часть мозга, называемая префронтальной корой, созревает одной из последних областей мозга. Эта область отвечает за такие навыки, как планирование, расстановка приоритетов и контроль импульсов. Поскольку эти навыки все еще развиваются, подростки с большей вероятностью будут вести себя рискованно, не задумываясь о возможных результатах своих решений.
  3. Мозг подростка очень пластичен и готов учиться и адаптироваться.
  4. Многие психические расстройства могут начать проявляться в подростковом возрасте из-за обширных изменений (например, мозговых, физических, эмоциональных и социальных), которые обычно происходят на этом этапе. Психические расстройства, такие как шизофрения, тревожность, депрессия, биполярное расстройство и расстройства пищевого поведения, как правило, диагностируются в этот период развития.
  5. Мозг подростка может быть более уязвимым к стрессу, потому что многие подростки реагируют на стресс иначе, чем взрослые, что приводит к связанным со стрессом проблемам психического здоровья, таким как тревога и депрессия. Внимательность, которая представляет собой психологический процесс активного сосредоточения внимания на настоящем моменте, может помочь подросткам справиться со стрессом и уменьшить его. Более подробная информация о том, как справляться со стрессом, доступна в информационном бюллетене Национального института психического здоровья I’m So Stressed Out. [16]
  6. Подросткам нужно больше сна, чем детям и взрослым. Исследования показывают, что уровень мелатонина («гормона сна») в крови обычно выше ночью и снижается позже утром у подростков, чем у большинства детей и взрослых. Эта разница может объяснить, почему многие подростки поздно ложатся спать и с трудом встают по утрам. Подростки должны спать от 9 до 10 часов в сутки, но большинство подростков не высыпаются. Недостаток сна в любом возрасте может затруднить концентрацию внимания, повысить импульсивность и повысить риск раздражительности или депрессии.
  7. Мозг подростка устойчив.

Лимбическая система связана с гормональными изменениями, происходящими в период полового созревания, и развивается на годы раньше, чем передняя часть мозга, префронтальная кора (см. рис. 6). Гормоны полового созревания напрямую воздействуют на миндалевидное тело (часть лимбической системы), и сильные ощущения становятся неотразимыми. [17] Гормональные изменения и раннее развитие лимбической системы связаны с поиском новизны, регулированием эмоций, определением наград и наказаний и обработкой эмоциональных переживаний.

Рисунок 6 Лимбическая система является частью среднего мозга. Всплеск роста лимбической системы связан с дофаминовыми путями и поиском ощущений в подростковом возрасте. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY. Бесплатный доступ на сайте OpenStax Psychology)

Изменения уровней нейротрансмиттеров ( допамина, и серотонина) в лимбической системе могут сделать подростков более эмоциональными и более восприимчивыми к наградам и стрессу по сравнению с когда они были моложе. Дофамин – это нейротрансмиттер в мозгу, связанный с удовольствием и настройкой на окружающую среду во время принятия решений, в то время как серотонин , «успокаивающий химикат», снимает напряжение и стресс. В подростковом возрасте уровни дофамина в лимбической системе (см. рис. 7) увеличиваются, и увеличивается поступление дофамина в префронтальную кору. Эта повышенная активность дофамина может иметь последствия для склонности подростков к риску и уязвимости к скуке. Серотонин также тормозит возбуждение, а иногда и безрассудство, которые может вызвать дофамин. Если есть дефект в обработке серотонина в мозге, это может привести к импульсивному или агрессивному поведению.

Когда общая химическая система мозга работает хорошо, эти химические вещества, как правило, взаимодействуют, чтобы сбалансировать экстремальное поведение. Однако, когда стресс, возбуждение или ощущения становятся экстремальными, мозг подростка может быть переполнен импульсами, подавляющими префронтальную кору. В результате подростки могут проявлять повышенное рискованное поведение и эмоциональные всплески, возможно, потому, что лобные доли их мозга все еще развиваются. В дополнение к дофамину на мозг подростка влияет окситоцин, который способствует установлению связей и делает социальные связи более полезными.

Рисунок 7 Префронтальная кора — одна из последних частей мозга, которая созревает. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY. Бесплатный доступ на OpenStax Psychology)

Префронтальная кора — одна из последних областей мозга, которая созревает (см. рис. 8). Это область, отвечающая за планирование, расстановку приоритетов и контроль импульсов, и она все еще созревает до ранней взрослой жизни. [18] Сканирование мозга подтверждает, что когнитивный контроль, выявленный с помощью фМРТ-исследований, не полностью развит до зрелого возраста, поскольку префронтальная кора ограничена в связях и взаимодействии. [19]

Один из ведущих мировых экспертов по развитию подростков Лоуренс Стейнберг сравнивает это с включением мощного двигателя до того, как сработает тормозная система. В результате многие подростки более склонны к рискованному поведению, чем дети или взрослые. [20]

Доктор Дэн Сигел объясняет и выделяет некоторые ключевые изменения в мозге в подростковом возрасте:

Много изменений в подростковом мозгу

В цифровом мире, который постоянно меняется, мозг подростка хорошо подготовлен к адаптации к новым технологиям, и в ответ на это формируется опыт. Все большие изменения, которые переживает мозг, могут объяснить, почему в подростковом возрасте возникают многие проблемы с психическим здоровьем, такие как шизофрения, тревога, депрессия, биполярное расстройство и расстройство пищевого поведения. Хотя подростковый возраст является уязвимым временем для мозга и для подростков в целом, большинство подростков становятся здоровыми взрослыми. Некоторые изменения в мозге на этом важном этапе развития действительно могут помочь защитить от долгосрочных проблем с психическим здоровьем.

Хотя в подростковом возрасте мозг не увеличивается, он созревает и становится более взаимосвязанным и специализированным. [21] Продолжается миелинизация и развитие связей между нейронами. Это приводит к увеличению белого вещества головного мозга и позволяет подросткам значительно улучшить свои навыки мышления и обработки информации. Различные участки мозга миелинизируются в разное время. Например, речевые области мозга подвергаются миелинизации в течение первых 13 лет. Однако с большей миелинизацией снижается пластичность, поскольку миелиновое покрытие препятствует росту новых соединений. [22] Даже когда связи между нейронами укрепляются, синаптическое сокращение происходит больше, чем в детстве, поскольку мозг адаптируется к изменениям в окружающей среде. Кроме того, мозолистое тело (см. рис. 6.6), соединяющее два полушария, продолжает утолщаться, обеспечивая более прочные связи между областями мозга. И гиппокамп становится более тесно связан с лобными долями, что позволяет лучше интегрировать память и опыт в наше принятие решений.

Как упоминалось во введении к подростковому возрасту, слишком многие из тех, кто ознакомился с исследованиями подросткового мозга, приходят к поспешным выводам о подростках как о иррациональных расшатанных пушках. Тем не менее, подростки на самом деле делают выбор под влиянием совсем другого набора химических воздействий, чем их взрослые сверстники, — система поощрения, которая может заглушить предупреждающие сигналы о риске. Подростковые решения всегда определяются не импульсивностью из-за отсутствия тормозов, а планомерным и приятным нажатием на педаль газа. Полезно рассматривать все эти мозговые процессы в контексте развития.

Чтобы узнать больше, посмотрите это видео об исследованиях мозга подростков и подробнее о том, как эти изменения в развитии мозга также приводят к изменениям в поведении.

Кроме того, мозг подростка особенно уязвим для воздействия наркотиков. Следовательно, подростки более чувствительны к последствиям повторного воздействия марихуаны. [23] Тем не менее, исследователи также сосредоточились на высоко адаптивных качествах мозга подростка, которые позволяют подростку уйти от семьи во внешний мир. [24] [25] Поиск новизны и принятие рисков могут привести к положительным результатам, включая знакомство с новыми людьми и поиск новых ситуаций. Отделение от семьи и переход к новым отношениям и другому опыту на самом деле довольно адаптивны для общества.

Основные изменения в структуре и функционировании мозга происходят в подростковом возрасте и приводят к когнитивным и поведенческим изменениям. [26] Когнитивные изменения в подростковом возрасте включают переход от конкретного к более абстрактному и сложному мышлению. Таким изменениям способствуют улучшения в раннем подростковом возрасте внимания, памяти, скорости обработки информации и умственных способностей.0143 метапознание (способность думать о мышлении и, следовательно, лучше использовать стратегии, такие как мнемонические приемы, которые могут улучшить мышление). Как объяснялось ранее, в раннем подростковом возрасте изменения в лимбической системе мозга способствуют усилению стремления подростков к поиску ощущений и мотивации к вознаграждению. Позже, в подростковом возрасте, в префронтальной коре головного мозга развиваются центры когнитивного контроля, повышая саморегуляцию подростков и ориентацию на будущее. В целом, подростковые годы — это время интенсивных изменений мозга, которые обычно приводят к усилению когнитивных функций.


  1. Браун, Б. Б., и Ларсон, Дж. (2009). Отношения со сверстниками в подростковом возрасте. В RM Lerner & L. Steinberg (Eds.), Справочник по подростковой психологии (стр. 74–103). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ↵
  2. Зайферт, К. (2012). Образовательная психология. http://cnx.org/content/col11302/1.2 ↵
  3. Tartamella, L., Herscher, E., Woolston, C. (2004). Большое поколение: спасение наших детей от эпидемии ожирения . Нью-Йорк: Основные книги. ↵
  4. Эвелет, П. и Таннер, Дж. (1990). Мировые вариации человеческого роста (2-е издание). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ↵
  5. Крукс, К.Л., и Баур, К. (2007). Наша сексуальность (10-е изд. ). Белмонт, Калифорния: Уодсворт. ↵
  6. Долгин, К.Г. (2011). Подросток: развитие, отношения и культура (13-е изд.). Бостон, Массачусетс: Пирсон. ↵
  7. Гудман, Г. (2006). Акне и рубцы от угревой сыпи: аргументы в пользу активного и раннего вмешательства. Australia Family Physicians, 35 , 503-504. ↵
  8. Euling, S.Y., Herman-Giddens, M.E., Lee, P.A., Selevan, S.G., Juul, A., Sorensen, T.I., Dunkel, L., Himes, J.H. , Тейлманн, Г., и Свон, С.Х. (2008). Изучение данных о сроках полового созревания в США с 1940 по 1994 год на предмет вековых тенденций: панельные выводы. Педиатрия, 121 , С172-91. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1813D. ↵
  9. Вейр, К. (2016). Риски раннего полового созревания. Монитор по психологии, 47 (3), 41-44. ↵
  10. Грабер, Дж. А. (2013). Сроки полового созревания и развитие психопатологии в подростковом возрасте и за его пределами. Гормоны и поведение, 64 , 262-289. ↵
  11. Вейр, К. (2016). Риски раннего полового созревания. Монитор по психологии, 47 (3), 41-44. ↵
  12. Вейр, К. (2016). Риски раннего полового созревания. Монитор психологии, 47(3), 41-44. ↵
  13. Мендл, Дж., Харден, К.П., Брукс-Ганн, Дж., и Грабер, Дж.А. (2010). Черепаха и заяц развития: время полового созревания, темп полового созревания и симптомы депрессии у мальчиков и девочек. Психология развития, 46 , 1341–1353. https://doi.org/10.1037/a0020205 ↵
  14. Дудовиц, Р.Н., Чанг, П.Дж., Эллиотт, М.Н., Дэвис, С.Л., Тортолеро, С.,… Баумлер, Э. (2015). Отношение возраста для обучения и стадии полового созревания к раннему началу употребления психоактивных веществ. Предотвращение хронических заболеваний, 12 :150234. http://dx.doi.org/10.5888/pcd12.150234. ↵
  15. Национальный институт психического здоровья (NIMH). (2020). Мозг подростка: 7 вещей, которые нужно знать. https://www.nimh.nih.gov/health/publications/the-teen-brain-7-things-to-know ↵
  16. Национальный институт психического здоровья (NIMH). Я так напряжен! Информационный бюллетень. https://www.nimh.nih.gov/health/publications/so-stressed-out-fact-sheet ↵
  17. Romeo, RD (2013). Подростковый мозг: реакция на стресс и подростковый мозг. Современные направления психологической науки, 22 (2), 140-145. ↵
  18. Кейси, Би Джей, Тоттенхэм, Н., Листон, К., и Дерстон, С. (2005). Визуализация развивающегося мозга: что мы узнали о когнитивном развитии? Тенденции когнитивных наук, 9 (3), 104–110. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.01.011 ↵
  19. Hartley, C.A. и Somerville, LH (2015). Неврология подросткового принятия решений. Current Opinion in Behavioral Sciences, 5 , 108–115. ↵
  20. Стейнберг, Л. (2008) Взгляд социальной нейробиологии на склонность подростков к риску. Developmental Review, 28 : 78-106. ↵
  21. Гидд, Дж. Н. (2015). Удивительный мозг подростка. Scientific American, 312 (6), 32–37. ↵
  22. Доббс, Д. (2012). Красивые мозги. National Geographic, 220 (4), 36.