Осорина мария владимировна контакты: Осорина Мария Владимировна — Психологическая газета

Осорина Мария Владимировна — Психологическая газета

Осорина Мария Владимировна, Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующая кафедрой детской практической психологии Института практической психологии «Иматон», руководитель, научный консультант программы дополнительного профессионального образования ИППИ «Детская практическая психология».

Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия».

Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, член Координационного совета СПбПО.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2021-2025) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2003, 2019-2023).

В 1973 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им.

А.А. Жданова и поступила в аспирантуру при факультете психологии ЛГУ.

В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности».

С 1976 г. работает на кафедре общей психологии факультета психологии ЛГУ — СПбГУ.

Научные интересы: 

  • процессы понимания;
  • роль образов в мышлении;
  • развитие когнитивных и метакогнитивных навыков;
  • когнитивные привычки;
  • психологические функции повседневного фантазирования у детей и взрослых;
  • психология детской субкультуры;
  • психология детского изобразительного творчества;
  • онтогенез детского изобразительного языка.

С самого начала профессиональной деятельности научные интересы Марии Владимировны находились на пересечении общей психологии и психологии развития.

Со времени защиты диссертации она продолжает заниматься проблематикой, связанной с исследованием роли «языка образов» в мышлении, анализом структуры и функций ментальных образов разных типов, изучением процессов создания и понимания иконических текстов взрослыми и детьми, в частности онтогенезом детского рисования как истории формирования изобразительного языка ребенка.

М.В. Осорина стала первой среди российских психологов, кто обратил внимание на существование психологических традиций детской субкультуры: именно она сделала их предметом научного исследования. Многолетняя работа по сбору и анализу текстов детского фольклора, а также ситуаций их бытования, начавшаяся еще в 1960-е годы, позволила Марии Владимировне рассмотреть считалки и дразнилки, игровые припевки и «страшные истории» как специфические детские тексты, в которых кристаллизуется и передается от поколения к поколению детей социально-психологический опыт разрешения «трудных», но типичных коммуникативных ситуаций, регулярно воспроизводящихся в любом детском сообществе.

Именно М.В. Осорина ввела в научный обиход термин «страшилка».

Пионерское значение имели и ее исследования территориального поведения детей, в частности символических способов освоения ими пространства окружающего мира в действиях и фантазиях (создание «секретиков» и «тайников», строительство «штабов», посещение страшных мест и т.д.). Эта работа вылилась в создание уникального университетского курса для студентов-психологов «Психология детской субкультуры» и написание новаторской по духу и содержанию книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»/

М.В. Осорину как любознательного человека с широким кругом интересов привлекала не только исследовательская, но и практическая работа психолога. В 1983 г. она стала одним из первых российских психологов, получивших в Германии лицензию тренера СПТ.

В течение многих лет она вела на факультете психологии СПбГУ программы по развитию коммуникативных и когнитивных навыков. Эти программы сыграли значимую роль как в повышении профессиональной компетентности молодых психологов, так и в признании права на существование подобной формы психологической практики в те времена, когда это было еще совсем необычно и принималось неоднозначно.

Читаемые курсы: 

  • Общая психология. Часть I. Психические процессы 
  • Развитие интеллектуальных навыков
  • Развитие когнитивных и метакогнитивных навыков
  • Психологический анализ ситуаций
  • Психология детской субкультуры
  • Психология детского изобразительного творчества

Основные публикации:

  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 4-е изд., 2009;
  • Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. – М.: ОГИ, 2003. – С. 155 – 168;
  • Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 107 – 170;
  • Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010. – С. 247 – 257;
  • Значение исследований осязания в научном творчестве Л.М. Веккера // психологический журнал, 2008, т.29, №5, с. 44 – 53.

Статьи и интервью в «Психологической газете»

  • Чем менее свободно общество, тем сильнее отрицается тело. Психологи — о жалобе на скульптуры Эрмитажа
  • Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
  • Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
  • Представление на ХII НК «Золотая Психея». Номинация «Книга года по психологии»
  • М.В. Осорина рассказала о факультете психологии и своих учителях
  • Базовое доверие VS отчаяние: психологические факторы выживания в экстремальной ситуации
  • М.Осорина: «Занятия трогают душу участников, и они перестают быть взрослыми»
  • Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых
  • 100 лет со дня рождения Льва Веккера. Вспоминает М. Осорина
  • Воображение и фантазирование детей
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
  • Понять ребенка — понять себя. Детская практическая психология
  • Как выбрать психически здоровую няню?
  • Дискуссия психологов «Что случилось? Что дальше? Что делать? Психологические аспекты»
  • «Экзистенциальный смысл стихии песка»
  • «Российская идентичность и кризис цивилизации»
  • Мы не перестаем верить в Деда Мороза
  • Мария Осорина прокомментировала ситуацию с выставкой «Датские иллюстрированные книги для детей»
  • Психологический анализ изобразительного текста для детей
  • Коммуникативные традиции детской субкультуры
  • «Двое крутят – один скачет…»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Бесплатная встреча о детской практической психологии
  • Размышления психолога о собственном опыте материнства
  • Детские тайные языки: языковая безопасность в детском сообществе
  • «На лекциях М.В. Осориной для меня раскрылся психический мир ребенка»
  • Родителям дошкольников приготовиться: рекомендации психолога
  • Ментальное здоровье в эпоху перемен — панельная дискуссия Саммита
  • Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?
  • Любовь и смерть: взгляд онкопсихолога
  • Любовь и психотерапия: кого объединил Санкт-Петербургский зимний фестиваль
  • Психотерапия как метафизика любви: что обсуждали на панельной дискуссии
  • Опубликована программа Фестиваля практической психологии
  • Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
  • НК «Золотая Психея»: определены финалисты — знакомьтесь!
  • С юбилеем Марию Владимировну Осорину поздравляют друзья и коллеги
  • Подведены итоги конкурса «Педагог-психолог России ― 2020»
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
  • Исследование психологической готовности школьников к инклюзии
  • Условия для развития речевой деятельности ребёнка
  • Профстандарты обсуждены. О ходе совещания СПбПО и РПА

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

  • «Контакт-соприсутствие: изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона», практическое занятие в онлайн-формате (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2020 г.), победитель
  • «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель

Отправить личное сообщение

Инструментарий

9 октября 2022 , воскресенье

В этот день

Сергей Александрович Капустин празднует день рождения! Поздравить!

Вероника Геннадьевна Аникина празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

17 — 19 октября
Сириус, online

Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

28 — 30 октября
Москва

Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь

Программы обучения

1–4 ноября 2022
Нина Евгеньевна Афанасьева

ВЕБИНАР: Образовательная кинезиология. Практика применения в коучинге

21–24 ноября 2022
Ирина Борисовна Терентьева

ВЕБИНАР: Женские сексуальные расстройства: деликатное решение интимных проблем

27 октября 2022
Светлана Александровна Крючкова

ВЕБИНАР: «День сурка», или Как приблизиться к своему истинному Я? Возможности кинотерапии в процессе экзистенциального консультирования взрослых

Иматон | Преподаватели

к списку преподавателей

Осорина Мария Владимировна

доцент, кандидат психологических наук руководитель программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Института практической психологии «Иматон», специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры.

Ближайшие программы преподавателя:

Программы, даты которых пока не определены

  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Ведущие:

    • М. В. Осорина
  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Руководитель:

    • А.И. Палей

    за одну сессию

  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Ведущие:

    • М.В. Осорина
  • Ведущие:

    • М.В. Осорина

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Кит Светлана Николаевна, Санкт-Петербург (2022 год)

  • Латышева Людмила Ивановна, Краснодар (2022 год)

  • Медведева Людмила Михайловна (2022 год)

    С Марией Владимировной Осориной я познакомилась в Иматоне на  обучении «Детская практическая психология». Этот гениальный человек сразу произвёл на меня огромное впечатление своим глубоким пониманием развития детской личности и простым и понятным изложением информации  обучающимся.

    Именно данное обучение положило начало моей профессиональной деятельности психолога и дало мне уверенность в работе с детьми. В профессии я уже 8 лет и ежедневно использую навыки и знания, полученные у  Марии Владимировны, а также делюсь этой ценной информацией на консультациях с родителями и педагогами.

    Очень ценно оказалось обучение и для меня лично, на тот момент  я была внимательной и любящей  мамой, понимающей потребности своего 3-летнего ребёнка и до сих пор у нас с дочерью доверительные и уважительные отношения. Благодаря Марии Владимировне я смогла сформировать у своего  ребёнка такие важные качества как самостоятельность, инициативность и ответственность! И мне очень легко в общении с дочерью. Я наслаждаюсь материнством!

    Я бескрайне благодарна, что жизнь меня свела с Марией Владимировной и,  обретя уверенность в профессии психолога, я начала профессиональную деятельность и нашла своё призвание именно в психологии! Это уникальная профессия, в которой можно развиваться и получать новые интересные знания на протяжении всей жизни.

    Постоянно рекомендую обучение в Иматоне и, в частности курс «Детская практическая психология», новым коллегам.

  • Кучеровская Наталья Александровна, Киев (2022 год)

    В истории моего профессионального пути есть несколько встреч, которые произвели революционный переворот в сознании, уме и душе. Одним из таких событий было обучение на авторском курсе Марии Владимировны Осориной «Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого» в институте «Иматон» в 2008 году. Непродолжительное по времени обучение на этом курсе, оказалось для меня и в личностном и профессиональном аспектах чрезвычайно важной вехой и определило направление дальнейшего профессионального развития и специализацию. 

    Надо сказать, что к тому времени я была новоиспеченным кандидатом психологических наук, преподавателем психологических дисциплин в вузе, начинающим психологом-консультантом и считала, что кое-что понимаю и умею в своей профессии.

    С самого первого занятия, на котором мы разбирали иллюстрации Владимира Сутеева к его истории «Три котенка», мне стало понятно, что Мария Владимировна – совершенно неординарный человек и специалист высокого класса. Во внешнем плане как бы и не происходило ничего особенного: мы рассматривали и обсуждали незамысловатые рисунки для детей талантливого художника. А то, что происходило со мной во внутреннем плане, было похоже на калейдоскоп, когда устоявшиеся в уме и душе элементы смещались, поворачивались другой стороной, сочетались неожиданным образом, к старым добавлялись новые, и в результате получался более красивый и сложный узор. Дальше были другие темы, другие картинки и детские рисунки, произведения живописи в репродукциях и оригиналы, плакаты, открытки и фотографии, которые мы учились рассматривать, видеть, как проявляется в изображении психический склад самого художника и какие он находит средства, чтобы рассказать зрителю историю своих героев.

    Как лектор, Мария Владимировна обладает талантом раскрывая заданную тему одновременно говорить о многом: о научных категориях и экспериментах в психологии, о практической работе психолога, о жизни животных, об истории, об искусстве, о Боге, а отвечая на вопрос слушателя к содержанию лекции, незаметно для него самого в нескольких фразах оказать ему психологическую помощь. Каждая такая лекция наполняла меня интеллектуально, эстетически, эмоционально, помогала глубже понимать саму себя и находить ответы на экзистенциальные и житейские вопросы. С новой глубиной раскрылся для меня психический мир человека, в особенности психический мир ребенка, ожили и приобрели конкретное прикладное значение некоторые теоретические положения, которые ранее казались «мертвыми» для практики.

    Интерес к психической жизни ребенка, который пробудила во мне психологическая расшифровка детского рисунка в рамках этого курса, в последующем привел меня снова в институт «Иматон» на программу профессиональной переподготовки под руководством Марии Владимировны «Детская практическая психология». Здесь уже был потрясающий по своей психологической глубине авторский цикл лекций по детской субкультуре и возрастной психологии. А еще был экзамен, который принимала Мария Владимировна. И было так много уважения в том, как она поправляла ошибки своих взрослых волнующихся студентов, и ситуация экзамена превращалась из оценочной в развивающую, а моментами и психотерапевтическую.

    На сегодняшний день я специализируюсь в области психического развития младенцев и построения отношений родителей с детьми младенческого и раннего возраста. В работе с группами родителей или семьей мне прежде всего кажется важным передать взрослым понимание того, каким интересным и сложным является психический мир ребенка. Понимание внутренней жизни ребенка меняет самих взрослых и наполняет жизнь каждой семьи и общества как целого чувством уважения, сопереживанием и заботой.

    Я сердечно благодарна Марии Владимировне за ее высокий профессионализм и глубокое уважение к своим слушателям, студентам и ученикам. За возможность учиться у нее внимательности к проявлениям психической жизни. За ясность мысли и точность в ее выражении. За умение создать своей личностью пространство, которое наполняет и делает сильнее духом.

  • Абдульманова Диана Ильнуровна, Санкт-Петербург (2022 год)

    С Марией Владимировной я впервые встретилась на первом курсе психфака. Она вела у нас курс по общей психологии, и, можно сказать, что она заложила основу моего профессионального взгляда на окружающее. Отношение к ней со стороны студентов было неоднозначным – кому-то она нравилась как преподаватель, кому-то нет, но точно никто не оставался равнодушным к ее занятиям. Лично мне нравились ее лекции, и я с удовольствием приходила на занятия. Она очень интересно подавала материал, и чем-то напоминала мне старушку-волшебницу из старых русских сказок, с ровным мягким голосом и добрым взглядом. Мария Владимировна умело приводила самые разные примеры из жизни, и я восхищалась тогда и хорошо запомнила, как она умеет интересно вплести любое событие в общий контекст лекции. Помню несколько забавных и смешных моментов. Однажды один из студентов уснул во время лекции, и Мария Владимировна в тот момент пошутила о психических процессах, происходящих в данный момент у спящего.

    Дважды я сдавала экзамен Марии Владимировне, оба раза на отлично. Оба раза я ужасно волновалась, но Мария Владимировна всегда может успокоить и подбодрить, она всегда готова встать на сторону студента, на его позицию, и это делает общение с ней ценным.

    Это то, какой образ Марии Владимировны у меня сложился в результате общения с ней и личных контактов. Мне всегда приятно мысленно возвращаться к тому периоду времени и вспоминать ее теплые и душевные лекции.

    Ее образ сказительницы дополняют и ее истории об истории факультета, о временах ее учебы и о преподавателях. В частности, интересные истории о Б.Г. Ананьеве, у которого Мария Владимировна училась. Думаю, сегодня Мария Владимировна является своего рода хранительницей истории о тех людях, которые создавали основы отечественного психологического знания. И за это стоит выразить ей огромную благодарность, за то что она делится этим знанием с молодыми специалистами, передавая наследие Ананьева следующим поколения.

    Надеюсь, что еще когда-нибудь мне удастся встретиться с Марией Владимировной, на лекциях, семинарах или встречах. А пока я могу читать и перечитывать ее книгу «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» и черпать оттуда ценные знания. Ведь даже читая эту книгу, можно проникнуться той атмосферой тепла, душевности, юмора, которую Мария Владимировна создает вокруг себя и передает ее другим. Это чувствует по тексту книги, представленным там жизненным примерам и мыслям, идеям, передаваемым читателям. И пусть кто-то критикует ее манеру изложения информации, все равно за тем, что на первый взгляд может показаться неуместным скрывается глубина познания и восприятия окружающего мира, способность видеть мир и окружающих людей под новым углом и видеть то, что другие не видят или не придают этому большого значения. Поэтому я благодарна Марии Владимировне за, пусть и небольшое, общение с ней, за возможность узнать ценную информацию и за возможность понаблюдать за ней как за профессионалом.

     

  • Козлова Марина Владимировна, Пушкин (2016 год)

    За что я благодарна Марии Владимировне Осориной.

    «Если пристально вглядываться в окружающее, если внимательно прислушиваться к каждому звуку, если стремиться расширить свои познания, нас ни на секунду не покинет чувство радостного удивления». Ирвин Ялом

    Два года назад я прошла обучение по программе «Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого» (Психологический анализ изображений и методы работы с изобразительным текстом как психологическим инструментом), которую вела Мария Владимировна Осорина.  Я работаю с детьми. В своей работе много внимания уделяла анализу рисунков детей. Я давно убедилась в том, как много рисунок может рассказать о человеке, его переживаниях, состоянии, о том, что в настоящий момент его волнует.Мне хотелось еще больше узнать об психологических особенностях изобразительной деятельности. Также, мне всегда доставляло большое удовольствие рассматривать картины, особенно меня привлекало творчество художников- импрессионистов и постимпрессионистов.  Марию Владимировну я знала по ее книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Книга заинтересовала меня научно обоснованной оценкой действий и интересов детей, описанием и объяснением особенностей детского рисунка, особенностей восприятия мира ребенком. Я вспоминала собственное детство,  наблюдала за поведением детей на работе и убеждалась, в том, как тонко и точно подмечены автором нюансы поведения, мотивы поступков, работа психики ребенка.

    Поэтому я ждала встречи с очень умным, неординарным человеком, у которого можно многому научиться. И название обучающей программы объединяло несколько сфер моих интересов.Мои ожидания оправдались. Мария Владимировна — просто кладезь разнообразных знаний, не только в  психологии, но и в  живописи, литературе, истории, искусстве и культуре в целом. Кроме того, ее отличают оригинальный взгляд на мир, цельность натуры и большая внутренняя сила.  Она может и умеет влиять на людей,  при этом деликатна и обладает  тонким чувством юмора. В ней удивительным образом сочетаются  и академизм, и мистика, и критичность. А еще, Мария Владимировна — превосходный рассказчик, ее можно слушать часами.

    Во время занятий мы, слушатели, включались в обсуждение, становились активными участниками  происходящего. Нам приходилось много размышлять, решать, отвечать на вопросы, видеть.  Это было как увлекательная игра, чтение интересной книги или разгадывание  головоломки, когда очень хочется найти ключ, понять,догадаться, чем закончится история,  разгадать шифр, найти ответ.Было не всегда легко, но очень интересно и  невероятно полезно. Особенно, когда удавалось найти ответ самостоятельно.

    Мне очень понравился метод  исследования и изучения рисунков, книжных иллюстраций, картин художников, разработанный Марией Владимировной. Он позволяет  «читать картину как текст». Задавая вопросы и отвечая на них, погружаясь в происходящее, рассматривая персонажей,  я сделала много открытий.  Я вспомнила, как будучи ребенком, очень любила рассматривать  иллюстрации в книгах. Особенно, когда и книга была интересная, и картинка в книге красивая. Я вспомнила, как мой сын с большим воодушевлением не один раз рассматривал  понравившиеся ему иллюстрации, и каждый раз это была как встреча со старым другом. Благодаря Марии Владимировне, я осознала как « разглядывание эмоционально выразительных изображений нарисованных героев помогает детям научиться понимать внутренний мир персонажей через их внешнее поведение».

    Запомнился поход в Эрмитаж и анализ картины Анри Матисса «Разговор». А также на занятиях анализ картин М. Нестерова, И. Репина, В. Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева и изучение «Азбуки» А.Бенуа.

    Для психолога очень важным является  умение наблюдать, замечать различные нюансы поведения, эмоционального реагирования людей, животных и  умение анализировать ситуацию и развитие событий.  На семинаре Мария Владимировна как раз и учила наснаблюдательности, вниманию к деталям, осмыслению увиденного, бережному отношению к внутреннему миру другого человека, осознанности, ответственности в профессиональной и личной жизни.

    Благодаря этим занятиям, я еще раз убедилась как много интересного вокруг, как окружающий мир при заинтересованном, внимательном, вдумчивом отношении к нему открывает свои тайны, как важно задавать вопросы и искать на них ответы, как  черпать силу в произведениях искусства. А еще, как много нужно знать, читать, стремиться к познанию, повышению своего культурного уровня, самосовершествованию.

    Перемены в себе замечать непросто. Но я убеждена в том, что обучение у такого замечательного педагога сильно повлияло и на мою профессиональную жизнь и на мою личность.

     

     

Оставить отзыв о преподавателе

  • Все преподаватели Института «Иматон»

Осорина Мария Владимировна — PsyJournals.ru

Социальная психология и общество

2022. Том 13. № 3

ВАКWoSScopus

Язык и текст

2022. Том 9. № 3

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

2016. № 1

ВАКWoS

Психология и право

2022. Том 12. № 3

ВАКWoS

Психологическая наука и образование

2022. Том 27. № 4

ВАКWoSScopus

Консультативная психология и психотерапия

2022. Том 30. № 2

ВАКWoSScopus

Моделирование и анализ данных

2022. Том 12. № 2

Аутизм и нарушения развития

2022. Том 20. № 2

● Все журналы (17)

 

‘; for (var i = 0; i

Страна, городРоссия, Санкт-Петербург
Ученые степень и званиекандидат психологических наук, доцент
Почетные званияПочетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Должность и место работыдоцент факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес электронной почты[email protected]
Сайт или личная страничка в Интернетеhttp://www.psy.spbu.ru/department/teachers/31-2013-05-27-14-16-12/2013-05-27-14-54-55/550-osorina-mv
Основные научные публикации

Осорина М. В. Психодиагностические возможности метода пиктограмм при исследовании мышления // Диагностика психических состояний в норме и патологии / Под. ред. проф. Случевского. Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1980. С. 69-86.

Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Советская этнография, 1983, №3. С. 34-45.

Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. Л., Наука, 1985. С. 47-64.

Осорина М.В. Психологические проблемы восприятия картины зрителем-ребенком в музее // Художественный музей в образовательном процессе / Под. ред. Б.А.Столярова. СПб, Изд-во «Специальная литература», 1998, с.127-169.

Осорина М.В. Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А.Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. / Сост. Е.Кулешов, И.Антипова. – М., Объединенное гуманитарное издательство, 2003. С. 155-168.

Осорина М.В. Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс: Сб. статей / Сост. Ю.Александров и А.Барзах. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 107-170.

Осорина М. В., Чечик А. А. Исследование повседневного фантазирования взрослых: подход и методы. Часть I // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 16. Вып. 3. 2013. С. 25-34.

Осорина М. В., Чечик А. А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть II: Результаты апробации методов сбора и обработки эмпирического материала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 16. Вып. 4. 2013.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространства мира взрослых. СПб: Питер, 2013 (5-е издание). 368 с.

Авторская страница на портале PsyJournals.ru

 

Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде каталог — 2021

Статьи

Каталог подготовлен по материалам программ — победителей и лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2021. Конкурс проведен общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» в четвертый раз в соответствии с пунктом 1.10 Плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года. В издании представлены материалы, которые окажут помощь в проектировании и реализации профилактических, развивающих психолого-педагогических программ, программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся, программ коррекционно-развивающей работы, образовательных (просветительских) психолого-педагогических программ, а также программ работы психолога с педагогическими коллективами. Полные тексты программ размещены на интернет-странице Всероссийского конкурса лучших психолого- педагогических программ и технологий в образовательной среде —2021.

Сборник тезисов участников научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (18-27 мая 2022 года)

Статьи

материалы 12-ой Межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии, ежегодно проводимой факультетом «Юридическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.

В фокусе внимания участников конференции – обсуждение теоретических основ юридической психологии и практических результатов последних исследований. Широкий спектр актуальных проблем юридической психологии в данном году определил необходимость систематизировать тезисы в следующих разделах: методологические проблемы юридической психологии, юридическая психология детей и подростков; психология девиантного и криминального поведения; психология профессиональной деятельности; судебная и клиническая психология в юридическом контексте; пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний, проблемы подготовки специалистов по юридической психологии, медиация как социально значимая практика.

На стыке двух спектров: нарушения социального познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах

Статьи

Монография посвящена одной из наименее изученных проблем современной клинической психологии и психиатрии — нарушениям социального познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах. Раскрывается важность исследований нарушений социального познания для обоснования моделей спектра, приобретающих все большее влияние в современных подходах к классификации психических расстройств. Рассматриваются существующие теоретические модели социального познания и модели спектра психической патологии, в первую очередь, шизофренического и аффективного, на стыке которых находятся биполярное и шизоаффективное расстройства. Анализируется столкновение двух парадигм в изучении социального познания — биологической и культурно-исторической. Дается характеристика основанной на положениях Л.С. Выготского культурно-исторической психологии модели социального познания, в которой сделан особый акцент на роли социальной мотивации в нарушениях социального познания. Приводятся аналитические обзоры и данные оригинального эмпирического исследования нарушений ментализации и эмпатии у больных с расстройствами шизофренического и аффективного спектров, проведенного на основе указанной модели. Подчеркивается необходимость учета негативной социальной мотивации как важнейшей мишени в программах по развитию социального познания при разных формах психической патологии.

Социальная психология: вопросы теории и практики

Статьи

Настоящий сборник отражает результаты исследований, выполненных квалифицированными специалистами, аспирантами и студентами из университетов, научных лабораторий, образовательных, производственных и других организаций. Представлены достижения в различных отраслях современной социальной психологии. Большое внимание уделено актуальным проблемам социальной психологии личности и группы, межкультурной коммуникации, взаимодействия участников дорожного трафика. Ряд статей отражают современное состояние и тенденции развития организационной психологии, психологии управления, педагогического общения, киберпсихологии. Обсуждаются актуальные вопросы осуществления психологического тренинга и консультирования, а также современные технологии в психологии и образовании.

Сборник адресован психологам, педагогам, а также специалистам других профессий, интересующимся проблемами оптимизации и повышения эффективности взаимодействия между людьми. Также сборник будет полезен руководителям разного уровня и исследователям свойственных современному обществу социально-психологических феноменов.

Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе

Статьи

В монографии представлена история стремительного вторжения парадигмы социального познания в различные области современной психологии, дана характеристика современных моделей и методов исследования социального познания в процессе онтогенеза и описан конфликт двух парадигм, лежащих в основе разных традиций его изучения — эволюционно-биологической и культурно-исторической. В отдельной главе приводится анализ причин роста популярности идей культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского среди исследователей социального познания, а также рассматриваются основные положения двух концепций, основанных на этих идеях — модели развития социального познания в процессе фило- и антропогенеза М. Томаселло и модели развития социального познания в процессе онтогенеза Ч. Фернихоу.

Мишени и методы психологической помощи пациентам с расстройствами шизофренического и аффективного спектров

Статьи

Пособие включает три раздела, в которых рассматриваются методы помощи больным с расстройствами шизофренического и аффективного спектров, основанные на последних теоретических разработках и доказавшие свою эффективность. Первый раздел посвящен методам психологической помощи при расстройствах шизофренического спектра с особым акцентом на задачи коррекции дефицитов социального познания и социальной мотивации. Второй раздел посвящен современным теоретическим представлениям о факторах хронификации расстройств аффективного спектра и методам помощи, включающим задачи коррекции дефицитов социального познания при этих расстройствах. В третьем разделе на конкретных примерах рассматриваются приобретающие все большую популярность методы коррекции социального познания, основанные на IT-технологиях.

Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве

Статьи

В книге собраны материалы II Международной конференции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS), организованной Московским государственным психолого-педагогическим университетом, (МГППУ), Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии Музея Москвы 17-20 октября 2019 года в Москве. Сборник включает развернутые тезисы и полные тексты докладов, которые вошли в программу симпозиума и ассоциированных с ним мероприятий, каталог выставки, программу концертов открытия и закрытия, публикации СМИ о событиях конференции, резолюцию и некоторые другие материалы. Рекомендуется психологам, искусствоведам, педагогам художественного направления, представителям творческих специальностей и всем, кто интересуется феноменом синестезии.

Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности

Статьи

Это издание посвящено актуальной проблеме – развитию толерантности у подростков и молодежи. Состоит из четырех разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную программу тренинга. Все упражнения и игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями, помогающими в их проведении.

● Все сборники (81)

Великая Княгиня Мария Владимировна Российская Легитимистка

Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна родилась 23 декабря 1953 года (по новому стилю) в Мадриде, Испания. Она единственная дочь покойного Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великий Князь Владимир и Е.И.В. Великая княгиня Леонида. Великая княгиня Леонида родилась принцессой Леонидой Багратион Мухранской, дочерью старшего первородного династа грузинского царского дома Багратионов. Следуя традициям Императорской Фамилии, Великая Княгиня Мария была воспитана в православной вере и привита глубокому чувству преданности интересам России.

22 сентября 1976 года Великая Княгиня заключила династический брак (равный брак) с Ее Королевским Высочеством. Принц Франц-Вильгельм Прусский. Перед свадьбой между Российским Императорским Домом и Прусским Королевским Домом был заключен и юридически оформлен династический договор, согласно которому князь Франц-Вильгельм принял православную веру и стал членом Российского Императорского Дома с именем Михаил Павлович. и титул великого князя. Он также пообещал, что любой вопрос от этого брака будет решаться в православной вере. На православной свадьбе в Мадриде присутствовали король Испании Хуан Карлос и королева София, король Италии Умберто II, король Болгарии Симеон II и другие гости.

В 1989 году умер Князь Императорской Крови Василий Александрович (Его Высочество Князь Василий Российский), оставив Главу Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича единственным выжившим династием мужского пола в династии. С этого момента Великая Княгиня стала первой в очереди после Своего Отца.

Великий Князь Владимир Кириллович был последним династом мужского пола по мужской линии Династии Романовых. После его смерти в 1992 году и в соответствии со статьей 30 Основных Законов Российской империи престолонаследие перешло по женской линии в лице его дочери. Таким образом, Великая Княгиня стала Главой Российского Императорского Дома.

Ее Императорское Высочество получила образование в Оксфордском университете. Помимо русского, Великая княгиня свободно владеет английским, французским и испанским языками. Ее первый визит в Россию состоялся в апреле 1992 года на похоронах ее отца, великого князя Владимира Кирилловича в Санкт-Петербурге. С тех пор Ее Императорское Высочество совершила многочисленные поездки в Россию, выполняя обязанности своего отца и стараясь помочь своим соотечественникам в этот трудный переходный период. В своих выступлениях она постоянно подчеркивает, что хочет быть полезной России, чем может. Что касается возможного восстановления монархии, она заявила, что, как и ее отец и дед до нее, она как Глава Императорского Дома всегда готова служить, но ни при каких обстоятельствах не желает, чтобы Монархия была навязана Русский народ против своей воли. Она подчеркнула, что рассматривает Императорский Дом как гражданское, культурно-историческое учреждение. Цель, которую она поставила перед собой как главой династии и перед своим сыном как наследником, состоит в том, чтобы в тесном сотрудничестве с Патриархом Русской Православной Церкви продолжать усилия по сохранению исторического и культурного наследия России, а также оказывать помощь и поддержку российским благотворительным организациям. .

В поздравлении Великой Княгине Российской Марии в связи с ее 50-летием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал ее как «верную и усердную служительницу Господа Бога», добавив: «Хочу выразить Вам мое глубокое признание и благодарность за Ваше неутомимое и активное участие в судьбе Российского государства, в его коренном нравственном и социальном возрождении, во всех его печалях и радостях. Особенно приятно видеть вашу искреннюю преданность Святому Православию…. Всем, кто вас знает, очевидно, что в личной жизни вы руководствуетесь лучшими традициями, примером которых является жизнь святой благоверной княгини Ольги».

В 2003 году Патриарх Алексий II наградил Главу Российского Императорского Дома Церковным Орденом Святой Ольги I степени, а в 2004 году Патриарх принял от Великой Княгини высшую династическую награду — Императорский Орден Святого Андрея Первозванного Первозванный.

Точно так же в поздравлении по случаю 55-летия Ее Императорского Высочества Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I отметил, что «Вы являетесь воплощением русской Великой Княгини: благородной, мудрой, сострадательной и поглощенной искренней любовью к России». . Несмотря на то, что вы живете далеко от России, вы продолжаете принимать активное участие в ее жизни, радуясь победам и сопереживая испытаниям. Глубоко отрадно осознавать, что даже в этих новых исторических условиях Вы вносите весомый вклад в построение мирового авторитета России на основе духовно-нравственных ценностей, многовековых традиций русского народа. Русская Православная Церковь остается хранительницей исторической памяти русского народа и поддерживает, как всегда, самые теплые отношения с Российским Императорским Домом».

В 2012 году Великой Княгине Марии исполнилось 20 лет на посту главы династии.

Консультативная психология и психотерапия

РУССКИЙАНГЛИЙСКИЙ

Войти | Зарегистрироваться

ЖУРНАЛЫ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА

ТемыАвторыВыбор редакции Подача рукописиО PsyJournals.ruКонтакты

Скопус
Web of Science СС

Предыдущий выпуск ( 2022. Том 30, № 1 )

Включено в Web of Science СС (ESCI)

Включено в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
СНИП: Q3
SJR: Q3

Подробности на scimagojr. com/

Консультативная психология и психотерапия

Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (онлайн): 023 090 DO: 24611-009 https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 г.

Издается ежеквартально

Бесплатно
Журнал открытого доступа

RU На русском

 

О

|

Миссия

|

Редакция

|

Публикационная этика

|

Проверка

|

Руководство автора

|

Столбцы

|

Проблемы

|

Контакты

Главный редактор: Холмогорова Алла Борисовна (Россия), доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Scopus Profile

Ответственный секретарь: Авакян Тамара Витальевна (Россия), старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования и клинической психологии МГППУ

Члены редколлегии:

  • Барабанщиков Владимир Александрович (Россия), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института экспериментальной психологии МГППУ, Институт психологии РАН
  • Филиппова Елена Валентиновна (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии, Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Гаранян Наталья Георгиевна (Россия), доктор психологических наук, профессор, кафедра клинической психологии и психотерапии факультета консультирования и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Головей Лариса Арсеньевна (Россия), доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ
  • Холмогорова Алла Борисовна (Россия), доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Scopus Profile
  • Лютова Наталья Борисовна (Россия), доктор медицинских наук, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России; кафедра медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
  • Марцинковская Татьяна Давидовна (Россия), кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии личности, Психологический институт РАО Scopus Profile
  • Майденберг, Эмануэль (США), доктор психологических наук, профессор, заведующий клиникой когнитивно-поведенческой терапии Института нейробиологии и поведения человека Семеле Калифорнийского университета
  • Польская Наталья Анатольевна (Россия), доктор психологических наук, профессор, кафедра клинической психологии и психотерапии, кафедра консультирования и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет Scopus Profile
  • Шейб, Петер, доктор философии, психотерапевт, Клиника психосоматической медицины и психотерапии, Университетская клиника Фрайбурга
  • Шумакова Наталья Борисовна (Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, Психологический институт РАО
  • Сирота Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский государственный медико-стоматологический университет
  • Соколова Елена Теодоровна (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры нейро- и патопсихологии Психологического факультета МГУ. М. В. Ломоносова Scopus Profile
  • Ялтонский Владимир Михайлович (Россия), доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии, Московский государственный медико-стоматологический университет
  • Зарецкий Виктор Кириллович (Россия), кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультирования и клинической психологии МГППУ

Члены редакционного совета:

  • Бек Джудит С. (США), доктор психологических наук, клинический профессор психологии в психиатрии, президент Института когнитивно-поведенческой терапии А. Бека Пенсильванского университета Scopus Profile
  • Кадыров Игорь Максутович (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия». Президент Московского психоаналитического общества. Член Международной психоаналитической ассоциации Ломоносовского государственного университета Scopus Profile
  • Карягина Татьяна Дмитриевна (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБУ «Психологический институт РАО»
  • Кехеле, Хорст (Германия), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и психосоматики Международного психоаналитического университета
  • Копьев Андрей Феликсович (Россия), кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультирования и клинической психологии МГППУ
  • Лангле Альфред (Австрия), доктор медицинских наук, почетный доктор, профессор, приват-доцент, внештатный профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Scopus Profile
  • Осорина Мария Владимировна (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Петровский Вадим Артурович (Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Scopus Profile
  • Перре, Мейнрад (Швейцария), доктор психологических наук, профессор Фрибургского университета Профиль в Scopus
  • Соколова Елена Теодоровна (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры нейро- и патопсихологии Психологического факультета МГУ. М. В. Ломоносова Scopus Profile
  • Сосланд Александр Иосифович (Россия), кандидат психологических наук, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Таге, Сепик (Германия), доктор медицины, психолог, руководитель отдела исследований факультета психосоматической медицины и психотерапии Университета Дуйсбург-Эссен Scopus Profile
 

Наши авторы

Наши авторы

А Б С Д Е Ф Г Х Дж К л М Н О Р Р С Т У В Вт Д З

А



Абдрашитова Татьяна Анатольевна
Евразийский гуманитарный институт, Алматы, Республика Казахстан
кандидат психологических наук, доцент, вице-президент Казахской психологической ассоциации

Агафонов Андрей Юрьевич
Самарский государственный университет, Самара
доктор психологических наук, заведующая отделением

Ахутина, Татьяна Васильевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Акимова, Маргарита Константиновна
Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, Психологический институт РАО, Москва
кандидат психологических наук, заведующий отделом, заведующий лабораторией

Акопов, Гарник Владимирович
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан

Александров, Юрий Иосифович
Институт психологии РАН, Государственный академический гуманитарный университет, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией, заведующий отделом

Аллахвердов Виктор Михайлович
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор, заведующий отделом, президент Санкт-Петербургского психологического общества

Аншакова Валентина Васильевна
Астраханский государственный университет, Астрахань
доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

Арестова, Ольга Николаевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Арсеньев Анатолий Сергеевич
Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
доктор психологических наук, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Артамонов Владимир Иванович
Журналист, член Союза журналистов России, Москва

Артемьева, Ольга Аркадьевна
Иркутский государственный университет, Иркутск
доктор психологических наук, профессор

Асмолов, Александр Григорьевич
МГУ имени Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Аверин Вячеслав Афанасьевич
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан

Аветисова Анастасия Александровна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
аспирант

Б



Бабаева, Юлия Давыдовна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Бабанин Леонид Николаевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
старший научный сотрудник, ответственный куратор О.К. Архив Тихомирова

Бакшутова, Екатерина Валерьевна
Самарский государственный технический университет, Самара
кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор

Барабанщиков Владимир Александрович
Институт психологии РАН, Москва
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Барский, Филипп Ильич
Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Старший научный сотрудник

Бажанов Валентин Александрович
Ульяновский государственный университет, Ульяновск
Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Международной академии философии наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

Белан, Елена Альбертовна
Кубанский государственный университет, Краснодар
кандидат психологических наук, доцент

Бендуков Михаил Александрович
Санкт-Петербургский университет гуманитарных и социальных наук, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, заведующая отделением

Березанская, Наталья Борисовна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Богданчиков Сергей Александрович
Саратовский юридический институт органов внутренних дел Российской Федерации, Саратов
кандидат психологических наук, доцент

Большакова, Васса Васильевна (1935–2015)
Нижегородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижний Новгород
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Братусь Борис Сергеевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Бреусенко-Кузнецов Александр Анатольевич
Международный институт глубинной психологии, Киев, Украина
доктор психологических наук, профессор

Бурлакова, Наталья Семеновна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Бусыгина, Наталья Петровна
Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Доцент

С



Чернов Александр Юрьевич
Волгоградский государственный университет, Волгоград
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой

Чеснокова, Алла Григорьевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, научный сотрудник

Чуприкова, Наталья Ивановна
Психологический институт РАО, Москва
доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Чусов Анатолий Витальевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат философских наук, доцент

Д



Данилова, Вера Леонидовна
кандидат психологических наук, психолог-практик, научный руководитель Некоммерческого исследовательского фонда «Институт развития имени Щедровицкого», г. Москва

Димитрова, Нина Иванова
Институт изучения обществ и знаний Болгарской академии наук, София, Болгария
доктор философских наук, профессор

Дорфман Леонид Яковлевич
Пермский государственный институт культуры, Пермь
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Дуйсенбеков Давлет Дубекович
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
кандидат психологических наук, доцент

Е



Еремеев Владимир Евстегнеевич (1953–2011)
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
кандидат философских наук, доцент

Ф



Фаликман Мария Вячеславовна
Федеральный институт развития образования, Москва
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

Федунина Наталья Юрьевна
Центр социальной помощи «Развитие», Москва
кандидат психологических наук, психолог-консультант

Филатов, Владимир Петрович
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

Фролов, Юрий Иванович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Г



Гарбер Илья Евгеньевич
Саратовский государственный университет, Саратов
кандидат психологических наук, профессор

Гоклениус, Рудольф (1547–1628)
Университет Филиппа в Марбурге, Марбург, Германия
Схоластический философ

Гусельцева Марина Сергеевна
Психологический институт РАО МГПУ, Москва
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, доцент

Гусев Сергей Станиславович
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор

Н



Хант, Гарри Т.
Университет Брока, Сент-Катаринс, Канада
кандидат философских наук, профессор

Дж



Жакупов Сатыбалды Мукатаевич
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, президент Казахской психологической ассоциации

К



Кабрин Валерий Иванович
Томский государственный университет, Томск
доктор психологических наук, профессор, заведующий инновационной лабораторией

Качапов Мергаляс Мергалимович
П.Г. Демидов Ярославский государственный университет, Ярославль
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией, исполнительный директор Ярославского регионального отделения Российского психологического общества

Карабанова, Ольга Александровна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Карицкий Игорь Николаевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Кармин Анатолий Соломонович (1931–2010)
Императора Александра I Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор

Карпинский Константин Викторович
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

Карпова, Ария Карловна
Латвийский университет, Рига, Латвия
доктор психологических наук, профессор

Касавин Илья Теодорович
Институт философии РАН, Москва
член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, заведующий сектором

Кашинцев Игорь Константинович
Московский академический театр имени Маяковского, Москва
Народный артист России

Кавтарадзе Дмитрий Николаевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Хорошилов, Дмитрий Александрович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
аспирант

Хозиев, Вадим Борисович
Международный университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская область,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Кьеркегор, Сёрен Обье (1813–1855)
Датский философ, теолог, поэт, социальный критик и религиозный автор, первый философ-экзистенциалист.

Климов Евгений Александрович (1930–2014)
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Клочко Виталий Евгеньевич (1943–2017)
Томский государственный университет, Томск
доктор психологических наук, профессор

Клюева, Надежда Владимировна
П. Г. Демидов Ярославский государственный университет, Ярославль
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Кольцова, Вера Александровна (1947–2018)
Институт психологии РАН, Москва
доктор психологических наук, профессор, заместитель директора, заведующий лабораторией

Корнилова Татьяна Васильевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Косилова, Елена Владимировна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат философских наук, старший преподаватель

Косов Александр Владиславович
Циолковского Калужский государственный университет, Калуга
кандидат психологических наук, доцент

Козлов, Владимир Васильевич
П.Г. Демидов Ярославский государственный университет, Ярославль
доктор психологических наук, профессор

Краснорядцева, Ольга Михайловна
Томский государственный университет, Томск
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Кравцов Геннадий Григорьевич
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитации, Москва
доктор психологических наук, профессор

Кричевец Анатолий Николаевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор

Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Исследователь, гипнотерапевт, практический психолог

Кучинский Геннадий Михайлович
Минский институт управления, Минск, Беларусь
доктор психологических наук, профессор

л



Лариков Александр Владимирович
Нижегородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижний Новгород
кандидат психологических наук, доцент

Лекторский Владислав Александрович
Институт философии РАН, Москва
Академик РАО и РАН, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Левченко Елена Васильевна
Пермский государственный университет, Пермь
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Либин Александр Викторович
Джорджтаунский университет, Вашингтон, США
кандидат психологических наук, профессор

Либина, Алена Владимировна
Джорджтаунский университет, Вашингтон, США
кандидат психологических наук, научный сотрудник

Лидерс Александр Георгиевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Логинова Наталья Анатольевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор

Люк, Гельмут Эккехарт
Университет Хагена, Институт Курта Левина, Хаген, Германия
кандидат психологических наук, профессор, директор института

Лызлов Алексей Васильевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, ассистент

М



Маланов, Сергей Владимирович
Московский институт психоанализа, Москва
доктор психологических наук, профессор

Мартинсоне, Кристина Эрнестовна
Латвийский университет, Рига, Латвия
доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Марцинковская, Татьяна Давыдовна
Психологический институт РАО, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Масоликова, Наталья Юрьевна
Дом русского зарубежья Солженицына, Москва
Старший научный сотрудник

Мазилов, Владимир Александрович
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинский, Ярославль
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

МакАдамс, Дэн П.
Северо-западный университет, Чикаго, США
Заслуженный профессор

Мельникова, Ольга Тимофеевна
МГУ имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
доктор психологических наук, профессор

Минкова, Елена Сергеевна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет, Нижний Новгород
доктор психологических наук, профессор

Мироненко Ирина Анатольевна
В КАЧЕСТВЕ. Ленинградский государственный университет им. Пушкина, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор

Моляко Валентин Алексеевич
Х.С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины, Киев, Украина
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией, академик Национальной академии педагогических наук Украины

Морогин Владимир Григорьевич
Катанова Хакасский государственный университет, Абакан
доктор психологических наук, профессор

Мухина, Валерия Сергеевна
Московский Государственный Педагогический Университет, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующая отделом, главный редактор журнала «Развитие личности»

Мсоед, Петр Андреевич
Полтавская специализированная школа-интернат  2, Полтава, Украина
кандидат психологических наук, доцент

Н



Назаретян Акоп Погосович (1948–2019)
Институт востоковедения РАН, Москва
кандидат психологических наук и доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Назаров Анатолий Иосифович
Международный университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская область,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент

Нестик Тимофей Александрович
Институт психологии РАН, Москва, Россия
доктор психологических наук, профессор

Носкова, Ольга Геннадьевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Няголова, Марьяна Димитрова
Великотырновский университет св. Кирилла и св. Мефодия, Велико Тырново, Болгария
кандидат психологических наук, доцент кафедры истории психологии

О



Олешкевич, Валерий Иванович
Национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России, Москва
кандидат философских наук, медицинский психолог

Олейник, Юрий Николаевич
Московский гуманитарный университет, Москва
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

Осорина, Мария Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, доцент

Р



Панферов Владимир Николаевич
Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Панкова Людмила Игоревна
Белинского педагогического института Пензенского государственного университета, Пенза
кандидат психологических наук, профессор

Парыгин Борис Дмитриевич (19302012)
Санкт-Петербургский университет гуманитарных и социальных наук, Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор

Печенкин Александр Александрович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор философских наук, профессор

Печенков Василий Васильевич
Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО, Москва
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

Печенкова, Екатерина Васильевна
Институт практической психологии и психоанализа, Москва
кандидат психологических наук, заведующая отделением

Петренко, Виктор Федорович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией

Петровский Вадим Артурович
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Москва
доктор психологических наук, профессор

Пископпель, Анатолий Альфредович
МГУ имени Ломоносова, Институт культурного и природного наследия имени Лихачева РАН, Москва
кандидат психологических наук и доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Полева, Наталья Сергеевна
Психологический институт РАО, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Порус, Владимир Натанович
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Институт философии РАН, Москва
доктор философских наук, профессор, заведующий отделом, ведущий научный сотрудник

Посохова Светлана Тимофеевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор

Р



Рагозин Леонид Иванович
Институт философии и социально-политических исследований Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
аспирант

Распопин Евгений Владимирович
ДГЗ Свердловской области «Психиатрическая больница № 6», г. Екатеринбург
Психолог

Решетников, Михаил Михайлович
Восточно-Европейский психоаналитический институт, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Венского университета имени Зигмунда Фрейда

Ромащук Александр Николаевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник

Розенталь, Дэвид М.
Городской университет Нью-Йорка (CYNY), Нью-Йорк, США
кандидат философских наук, профессор, президент Ассоциации исследований сознания

Роте, Мириам
FernUniversität в Хагене, Институт психологии, Хаген, Германия

Рулина, Татьяна Константиновна
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
кандидат педагогических наук, доцент

С



Щедровицкий, Георгий Петрович (1929–1994)
Российский философ и методолог, основатель школы системно-мыследеятельностной методологии, лидер методологического движения

Селиванов Владимир Владимирович
Смоленский государственный университет, Смоленск
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Семенов Игорь Никитович
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Москва
доктор психологических наук, профессор

Сенущенков Станислав Петрович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Сердюкова Юлия Александровна
Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (Казань), Набережные Челны
Старший преподаватель

Сергеев Всеволод Николаевич
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, Минск, Беларусь
кандидат исторических наук, доцент

Сергиенко Елена Алексеевна
Институт психологии РАН, Москва
доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Шабельников, Виталий Константинович
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Шадрин, Николай Семенович
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар, Казахстан
кандидат философских наук и доктор психологических наук, профессор

Шавырина, Галина Викторовна
Психологический институт РАО, Москва
ведущий научный сотрудник

Щукин, Марат Родионович
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
доктор психологических наук, профессор

Шилков Юрий Михайлович (1941–2009)
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор

Шкуратов Владимир Александрович
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор

Швирёв Владимир Сергеевич
Институт философии РАН, Москва
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник

Сироткина, Ирина Евгеньевна
Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Москва
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

Слепко Юрий Николаевич
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинский, Ярославль
кандидат психологических наук, ассистент

Смирнов, Сергей Дмитриевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Смит, Роджер
Ланкастерский университет, Ланкастер, Великобритания
кандидат философских наук, заслуженный чтец

Соколова Елена Евгеньевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Сорокина Марина Юрьевна
Дом русского зарубежья Солженицына, Москва
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий отделом

Соусоколова, Ирина Александровна
Бремен, Германия
кандидат психологических наук, независимый исследователь

Стоюхина, Наталья Юрьевна
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижний Новгород
кандидат психологических наук, доцент

Супрун Анатолий Петрович
Институт системного анализа РАН, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Сурмава, Александр Владимирович
Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Т



Талызина, Нина Федоровна (1923–2018)
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Теплых Дмитрий Анатольевич
Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск
кандидат философских наук

Тихомиров Олег Константинович (1933–2001)
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, заслуженный профессор Московского университета

Тихонова Элеонора Викторовна
Арзамасский государственный педагогический университет имени А. П. Гайдара, Арзамас
кандидат психологических наук, доцент

Тульчинский Григорий Львович
Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики, Санкт-Петербург
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор

Турецкий Михаил Исаакович
Частный психотерапевт, Ашдод, Израиль

У



Улановский Алексей Маркович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, научный сотрудник

Умрихин Владимир Владимирович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, доцент

В



Васюкова, Екатерина Евгеньевна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Ватулин, Александр Иванович
Санкт-Петербургская акмеологическая академия, Санкт-Петербург
кандидат педагогических наук, доцент, ректор

Векилова Севиль Афрасьябовна
Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, доцент

Вельманс, Макс
Goldsmiths, Лондонский университет, Лондон, Великобритания
кандидат медицинских наук, заслуженный профессор

Войскунский, Александр Евгеньевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Волкова, Марина Всеволодовна
Филиал Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова, Балабаново, Калужская область
кандидат психологических наук, доцент

Володарская Елена Александровна
Центр наукометрии Института истории науки и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва
доктор психологических наук, старший научный сотрудник

Вяткин Бронислав Александрович
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
доктор психологических наук, профессор

Вт



Васильев, Игорь Александрович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
доктор психологических наук, профессор

Д



Якунин Валерий Александрович
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Янчук Владимир Александрович
Академия последипломного образования, Минск, Беларусь
доктор психологических наук, профессор, декан факультета

Еремеев Борис Алексеевич
Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор

Юревич Андрей Владиславович
Институт психологии РАН, Москва
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора

З



Залевский Генрих Владиславлевич
Томский государственный университет, Томск
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой

Завершнева, Екатерина Юрьевна
Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва
кандидат психологических наук, доцент

Зеленкова, Татьяна Владимировна
Московский государственный областной педагогический институт, Орехово-Зуево, Московская область
кандидат психологических наук, доцент

Ждан, Антонина Николаевна
Московский государственный университет им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *