Отчет психолога о проделанной работе – Отчет педагога — психолога о проделанной работе

Отчет педагога — психолога о проделанной работе

Годовой отчет о работе педагога – психолога

МБОУСОШ №11 Комиссарова Л.Е.

за 2017-2018 учебный год.

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на2017-2018 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

  • Содействовать администрации и педагогическому коллективу школы в создании психологических условий для развития личности всех участников образовательного процесса.

  • Содействовать в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни и получении профессии.

Задачи:

  • Проведение психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся к новым социальным условиям;

  • Выявление соответствия индивидуальных особенностей развития ребенка возрастным нормам

  • Проведение развивающих занятий для эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер детей школьного возраста

  • Проведение анализа социально – психологического климата в детских коллективах и содействие по их гармонизации.

  • Формирование общей готовности к самоопределению.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:

  • Консультативное

  • Диагностическое

  • Коррекционно-развивающее

  • Просветительское и методическое в соответствии с перспективным планом работы.

  1. Диагностическая работа.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей и анализа проблем личностного развития), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В рамках групповой диагностики проводилась следующая работа :

  • Изучение уровня готовности к обучению в школе учащихся первых классов(стартовая диагностика). Период проведения 18.09-6.10, участвовало 70 человек.

  • Изучение адаптации 5-х классов к обучению в основной школе. Период проведения 9.10-17.10,участвовало 72 учащихся.

  • Изучение адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене. Период проведения 2.10-18.10, участвовало 51 человек.

  • Изучение уровня адаптации учащихся первых (адаптация к школе). Период проведения 11.01-30.01 , участвовало 70 человек.

Сроки проведения соответствовали срокам, указанным в годовом и четвертном плане.

Результаты обследования (вся информация в процентном соотношение) были указаны в аналитических справках и использованы на педагогических консилиумах с классными руководителями и учителями предметниками, а так же учитывались при построении рекомендаций в ходе психологических консультаций с педагогами и родителями учащихся.

  • Диагностика в 9-х, 11-х и классах по изучению профессионального самоопределения учащихся, а так же диагностика уровня тревожности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Изучались: мотивационно – потребностная, эмоционально – волевая, познавательная сфера, уровень тревожности,а также профессиональные интересы. Учащиеся, классные руководители и учителя – предметники были ознакомлены с результатами диагностической работы.

  • По запросу администрации школы был проведен мониторинг учащихся с целью выявления детей с неустойчивым психо- эмоциональным состояние. Период проведения 3-12.04. Участвовало 760 человек.Результаты мониторинга в процентном соотношении были отражены в аналитической справке.

В рамках индивидуальной диагностики проводилась следующая работа :

  • Изучение личности и поведения трудных подростков;

  • Диагностика в рамках индивидуального консультирования

  • Диагностика по запросу родителей, учителей, администрации школы.

2.Консультативное направление:

За прошедший период было проведено 85 консультаций из них:

55консультаций(первичных и повторных)для учащихся,30 консультаций для педагогов школы, и 25 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные и уточняется запрос; и повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждались динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками

  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

  3. проблемы в детско-родительских отношениях

  4. трудности в профессиональном самоопределении

  5. трудности обучения

  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;

  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

  3. диагностика нарушений;

  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

3.Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая коррекционно- развивающая работа с учащимися первых, вторых, пятых, шестых классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сфере.Многие занятия проходили в сенсорной комнате и активно использовались ее ресурсы.

С учащимися седьмых — одиннадцатых классов коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Проведено 32 индивидуальных занятий.

Основная тематика: коррекция эмоционального состояния, работа со стрессовыми состояниями, работа с агрессией и повышенной тревожностью, развитие коммуникативных навыков.

4. Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 2-11классов. Цель данных мероприятий — познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Темы классных часов:

  1. «Дружба и конфликт» (беседа с элементами тренинговых заданий)2-5 кл.

  2. «Психология общения, как выйти из конфликтной ситуации» 6-7 кл.

  3. «Мы выбираем жизнь!» (раскрытие понятия девиантное поведение, виды девиантного поведения)6-9 кл.

  4. «Экзаменам без стресса» »(беседа с элементами тренинговых заданий)9 и11 кл.

  5. «Мир труда и профессий»8 кл.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях данное направление деятельности можно считать эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 18 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и классные родительские собрания).

Темы проведенных выступлений:

1.Собрание в первых классах по результатам стартовой диагностики «Мой ребенок первоклассник»

2. Собрание в первых классах «Особенности адаптация к школе» (результаты диагностики)

3.»Возрастные особенности второклассника.»

4. «Поощрение и наказание»(для родителей третьих классов)

5. «Особенности раннего подросткового возраста» (общее собрание для 4-х классов)

6. «Особенности адаптации 5-х классов»

7. «Подростковый возраст. Профилактика девиантного поведения»(общее собрание в 5-7 кл)

8. «Кто он, этот подросток???» (для родителей 8-х классов)

9. « Суицидальное поведение подростков»( для родителей 7-8 кл.)

10. «Суицид»(для родителей 10 классов. Проводила Крюкова Е В.)

11. « Экзамен без стресса. Как помочь ребенку» (для родителей 9 и 11 классов)

12. «Успех воспитания – доброта и общение!»(для родителей, чьи дети стоят на внутри школьном учете)

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Выступления на педагогических консилиумах по итогам диагностики по адаптации 1,5,10 классов.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9,11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

6) Организациязанятия-экскурсии для будущих первоклассников (д/с№31)

5.Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали:

  2. а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.

  3. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей

  4. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей

  5. Оформление документации педагога-психолога

  6. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

  7. Работа в ГМО психологов г. Вичуга. (участие в выездном семинаре в город Наволоки «Обобщение опыта работы психолога в сенсорной комнате», разработка плана мероприятий психологического сопровождения ОГЭ и ЕГЭ, участие в семинаре «Формы ведения документации педагога – психолога и локальные акты».

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программам работы с одаренными детьми, а так же программ работы с детьми с неустойчивым психо- эмоциональным состоянием.

***

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с детьми с неустойчивым психо- эмоциональным состоянием, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

Педагог – психолог Комиссарова Л.Е.

Приложение.

Занятие в сенсорной комнате

Классный час в 5-м классе «Дружба и конфликт»(беседа с элементами тренинговых заданий)

Семинар в городе Наволоки «Обобщение опыта работы психолога в сенсорной комнате»

Занятие-экскурсия для будущих первоклассников.

infourok.ru

Отчет о проделанной работе педагога психолога.

Отчет о проделанной работе

педагога психолога МБОУ Школа № 79 Сосниной О.П.

В целях усиления работы социально-психологических служб образовательных учреждений по профилактике и предупреждению тревожности, дезадаптации, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних запланирована и проведена следующая работа.

Психолого-педагогическая работа проводится соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

 Задачи:

  1. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и оказание поддержки всем участникам образовательного процесса;

  2. Осуществлять просветительскую работу и консультирование с администрацией школы, учителями, родителями по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

  3. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  4. Выявление и психологическое сопровождение учащихся испытывающих трудности в школе.

5. Оказание коррекционно – развивающей помощи обучающимся, нуждающимся в коррекции и

развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.

Для достижения данных задач проводится работа в нескольких направлениях:

— Работа с педагогическим коллективом.

— Активное взаимодействие с учащимися.

— Работа с родителями.

— Диагностическая деятельность (в соответствии с планом работы педагога-психолога на конец сентября 2018 уч.года проведена диагностика уровня адаптации 1,5,10 классов. Диагностика соц.-психологической адаптации учащихся с ОВЗ).

— Коррекционная работа по итогам диагностики планируется на октябрь-декабрь 2018г.

Диагностическая работа.

Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

В начале учебного года проводились наблюдения за обучающимися в процессе учебной деятельности, беседы с педагогами.

— Диагностика адаптация 1,5,10 классов, учащихся с ОВЗ.

— Диагностика учебной мотивации, личной тревожности, определение психологического климата в классе.

Диагностика и мониторинг уровня адаптации пятиклассников.

При переходе на вторую ступень школьного обучения у учащихся часто возникают разного рода тревожности, опасения, страхи, неуверенность в себе. Диагностика параллели пятых классов проводилась 24.09-28.09.2018г. Для определения уровня адаптации учащихся 5 класса использовались следующие методики:

-экспресс диагностика тревожности Хмельницкой О.Н.

-методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)

— наблюдения

-социометрическое исследование

По результатам проведенной диагностики 5-ых классов можно сделать вывод, что процесс адаптации в среднем звене протекает удовлетворительно. Учащихся с дезодаптацией не выявлено.

Определение уровня адаптации к обучению и мотивации учебной деятельности показало, что

20,5%(14 чел.) учащихся показали высокий уровень мотивации

16,2%(11чел.) средний уровень мотивации

53% (36чел) положительная внеучебная мотивация.

0 % учащихся с низким уровнем мотивации не выявлено.

Таким образом, можно говорить об успешной адаптации на данном этапе обучения.

В пятых классах преобладают положительные чувства и эмоции. Отдельно необходимо отметить, что 78% учеников параллели пятых классов имеют желание приходить в школу, что является высоким показателем успешного адаптационного периода. Низкий уровень мотивации учения у учеников параллели пятых класса отсутствует.

Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» позволила выявить уровень тревожности (низкий, средний, повышенный, высокий). Низкий уровень показали 12 учеников, что составляет 46% от общего количества опрошенных. Средний уровень выявлен у 18 учеников, что составляет 26,4%. Страх самовыражения, возможные неудачи, неуверенность в себе — 2 человека. За этими учащимися планируется наблюдение и дополнительные диагностические мероприятия.

Таким образом, полученные результаты констатируют, что 73,6% учащихся не испытывают тревожного состояния в период адаптации и у них отсутствует изменение самочувствия, связанное с переходом на новый этап обучения.

Анализ результатов диагностики адаптации параллели пятиклассников на этапе перехода из начальной школы в среднее звено показал: — подавляющее большинство учеников 5-ых классов успешно проходят адаптационный период; — у учеников имеются незначительные проблемы в овладении новыми предметами, на что обращено внимание учителей-предметников, работающих в 5 классах. Классным руководителям даны рекомендации по укреплению учебной мотивации как отдельных учеников так и классного коллектива в целом. Выявлены учащиеся, для которых необходимы коррекционные занятия педагога психолога. Все полученные данные доведены до сведения администрации, классных руководителей 5-ых классов и учителей-предметников.

Диагностика и мониторинг уровня адаптации первоклассников.

В течение месяца за учащимися велось наблюдение. В период 26.09-02.10.2018г. был проведен ряд диагностических методик, вследствие чего были выявлены несколько учащихся, испытывающих трудности в адаптации к условиям школы. Общий список первоклассников насчитывает 68 человек, из них продиагностированы были 68.

В качестве диагностических методик для определения уровня адаптации учащихся 1-ых классов использовались:

-наблюдения на переменах,

-анкета уровня школьной мотивации,

-проективная методика «Школа зверей», «Мой класс» определения уровня психологического комфорта ребенка в группе сверстников.

В результате обследования были выявлены 4 ученика, испытывающий трудности в школе. У 1 человек была выявлена низкая школьная мотивация. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. 

С родителями и классным руководителем проводились беседы, в октябре планируются коррекционно-развивающие занятия. Эти учащиеся попадает в «группу риска» и является объектом для дальнейшего наблюдения.

Диагностика и мониторинг уровня адаптации десятиклассников.

В старшем звене у учащихся возникают сложности иного рода. Их интересуют межличностные взаимоотношения, возникают трудности с самооценкой, выбор профессии требует успехов в обучении и т.д.

Среди 25 учеников 10 класса продиагностировано было 23 человека. Диагностика проводилась 24.09.2018г. Использовались такие методики:

-наблюдение,

— методика изучения мотивации обучения старших подростков (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

— социометрическое исследование.

82% (19 чел) обучающихся высокий уровень мотивации учения.

17% (4 чел.) обучающихся средний уровень мотивации учения.

У обучающихся преобладают следующие мотивы учения:

3 чел. — учебный мотив,

9 чел. позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других),

5 чел. оценочный мотив (главная цель – получение оценок)

8 чел- внешний мотив(учащиеся понимают, что необходимость обучения в школе обязательна для будущего).

С низким уровнем мотивации учащихся не выявлено.

По результатам социометрических исследований выяснилось, что учащиеся достаточно комфортно чувствуют себя среди сверстников. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков наблюдается у 6 обучающихся. Большинство учащихся относятся к группе «предпочитаемых» т.е имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков. Малая доля учащихся (1чел.), показали низкий уровень коммуникативных навыков. Изолированных обучающихся не выявлено. Общий психологический климат класса можно охарактеризовать как достаточно благоприятный.

Учащихся с дезодаптацией в данном классе не выявлено.

Диагностика социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Психодиагностическая работа с детьми с ОВЗ ведется согласно плану.

Используются такие методики и тесты как:

— самооценка уверенности в себе

— анкета определения психологического климата в классном коллективе Федоренко Л.Г..

-анкета по оценке уровня школьной мотивации

— диагностика тревожности.

По запросам кл.руководителей проводится дополнительное исследование учащихся. Используются следующие методики.

— Методики на изучение словесно-логического мышления.

— Методики на изучение памяти.

— Методики на изучение внимания, восприятия, словесно-логического мышления.

Так же ведется консультативная работа с педагогами и родителями. Педагогам даются рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

В школе обучается 23 учащихся с ОВЗ. Диагностику социально-психологической адаптации прошли 22 учащихся. Диагностика проводилась 28.09-02.10.2018г.

Анализ проведенной диагностики помог выявить следующее:

7 «Г» класс.

50%(5) уч-ся недостаточно развита учебная мотивация: снижен внутренний волевой контроль (личностной ответственности), умение предъявлять требования к себе, самоорганизация учебной деятельности;

50%(5) учащихся средний уровень школьной тревожности: межличностное взаимодействие, эмоциональность, избегают трудности.

30%(3) выразили безразличие психологического климата в классе, у них, вероятно, есть группа, где общение для них более значимо.

30%(3) учащихся показала низкий уровень коммуникативных навыков, ограниченный круг общения. С данными учащимися в дальнейшем планируются коррекционные занятия.

По классу прослеживается комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка.

В целом все учащиеся довольны отношением учителей-предметников, классного руководителя.

9 «Г» класс.

66%(8) уч-ся недостаточно развита учебная мотивация: снижен внутренний волевой контроль (личностной ответственности), умение предъявлять требования к себе, самоорганизация учебной деятельности;

у 33% (4) учащихся средний уровень школьной тревожности: межличностное взаимодействие, эмоциональность, недостаток уверенности в себе, не понимание объяснений учителей, избегают трудности.

30%(3) учащихся показала низкий уровень коммуникативных навыков.

Все полученные сведения доведены до администрации школы. Классным руководителям даны рекомендации по укреплению учебной мотивации.

Среди испытуемых 1, 5, 10 классов и учащихся с ОВЗ не было выявлено учащихся с дезадаптацией.

Мероприятия по профилактике буллинга.

Классными руководителями и социально психологической службой школы проводятся классные часы, беседы по профилактике буллинга. Проведены классные часы «Детство – территория без жестокости», общешкольное родительское собрание 11.09.2018г «Детская агрессия: причины и пути разрешения», «Бесконфликтное общение». Розданы памятки для родителей «Жестокое обращение в семье».

График проведения коррекционно-развивающих занятий

№№

Класс

Дата проведения

Направленность занятий

1

1-е классы

ноябрь-декабрь

Групповые коррекционные занятия.

Формирование мотивации. Развитие коммуникативных навыков. Снятие эмоционального напряжения.

2

5-е классы

октябрь-ноябрь

Индивидуальные коррекционные занятия.

Формирование мотивации, снижение тревожности.

Развитие коммуникативных навыков.

3

Дети с ОВЗ

в течении года по запросу

Индивидуальные коррекционные занятия

№№

Дата проведения

Классы

Мероприятия

1

08.10.2018

6-11

Проведение диагностики на предмет выявления эмоционального состояния

2

до 18.10.2018

6-11

Обработка данных и составление отчета

3

сентябрь

2-11

Анкета классного руководителя

Психологическое обследование обучающихся на предмет выявления эмоционального состояния

Педагог-психолог Соснина О.П.

multiurok.ru

Материал на тему: Отчёт педагога-психолога о проделанной работе за первое полугодие 2015-2016 учебный год.

Отчёт педагога-психолога о проделанной работе за первое полугодие 2015-2016 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течении учебного года соответственно с планом работы школы и планом работы психолога.

Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Задачи: Оказание своевременной психологической поддержки.

Создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем развития.

Консультативная информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

1.Работа с пед. Коллективом.

2.Активное взаимодействие с учащимися.

3.Психолого-педагогическое сопровождение пред профильной работы.

4.Диагностическая деятельность.

5.Коррекционная работа.

6.Психопрофилактическая деятельность.

В процессе работы выявлено:

Количество детей на внутри школьном учёте-8.

Количество многодетных семей – 21.

Количество не благополучных семей – 1.

Количество не полных семей – 20.

Количество малоимущих семей – 23.

Дети под опекой – 41.

Дети инвалиды -1.

Данная работа позволяет наметить содержание психолого-педагогической и коррекционной работы с трудными детьми, тестирование «детей групп риска», в том числе посещение на дому, личные беседы ,консультации с родителями и детьми.

Кроме того, ведётся ежедневный контроль за посещаемостью учащихся, наблюдение и посещение уроков. Давались рекомендации учителям-предметникам, кл.руководителям.

С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации.

Результат данной работы имеет средне положительную динамику.

Большая часть работы с родителями  сводилась индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучениям ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье.

Так же происходило посещение спортивных секций, куда ходят дети.

Работа с пед. коллективом велась в следующих направлениях: выступления на пед.советах и семинарах.

Проведена работа в оформлении  документации.

Ведётся работа по проведению профилактики школьной тревожности в выпускном классе в процессе подготовки ГИА и ЕГЭ.

Так же в течении первого полугодия особенно занималась плановой диагностической работой с первыми классами ,на определение адаптации первоклассников к школьному обучению. Тест Кёрна-Ийрасика; «Скопировать десять точек», «Графический диктант», «Рисование бус», «Моя семья».

Прослеживание хода адаптации обучающихся в 5 м классе, определение межличностных отношений подростков со сверстниками.

Осуществлялась плановая коррекционно-развивающая работа;

Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением (группой риска).

По профилактической работе; Посещение уроков в 1м и 5м классах. Выявление не успевающих детей, коммуникативный мини-тренинг «Я и мой класс». Беседа о здоровом образе жизни. Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения», «Мои интересы», «Какой Я», «За что меня можно уважать», «Мой круг общения».

В течении полугодия велась работа по самообразованию;

Работа с методической и научно-популярной литературой для повышения профессионального уровня.

Изучения психологической литературы при подготовке к выступлениям перед учителями , школьниками и родителями.

Подготовка новых коррекционно-развивающих программ для работы с учащимися.

Были даны следующие рекомендации учителям 1 и 5го класса.

1.Продолжить учитывать индивидуальные особенности детей в период адаптации.

2.Оказывать необходимую помощь детям, имеющим проблемы в обучении.

3.Используя игровые психологические методики, учитель может  создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Рекомендации учителям предметникам:

Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному росту ребёнка.

На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.

Организовать дополнительные занятия для детей, в нуждающимся в методической помощи.

Даны рекомендации со слабоуспевающими учащимися школы на уроках во время объяснения нового материала и при его закреплении.

1.Объязательно проверять степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала.

2.Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

3. Применять средства поддержания интереса к усвоению материала.

4.Обеспечивать разнообразие методов обучения позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

5.Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным сложным и трудным разделам учебного материала стремясь меньшим числом упражнений, но подданных в определённой системе, достичь большего эффекта.

6.Включить в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

7.Умело оказывать помощь учителям в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

8.Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе осуществлять контроль.

Выводы: в течении первого полугодия велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Практически, всё то, что запланировано выполнено.

Большим плюсом в работе была согласованность с администрацией школы.

Помощь при организации проведении психологических занятий.

Самой большой проблемой являлось количество детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая работа, порой не благодарная. Беседы, посещение семей, работа с родителями , которые порой не понимают суть всей проблемы. С детьми, как указывалось высшее, проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, контроль над посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с привлечением правоохранительных органов.

nsportal.ru

Аналитический отчет педагога-психолога о проделанной работе за 2015 уч.год

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Аналитический отчет о проделанной работе

психолога Осокиной Т.Г.

с сентября 2015 года

Отчет о проделанной работе психолога с сентября 2015 учебного года.

На основании нормативных документов строилась работа психолога школы.

Целью работы психолога было: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. Развитие умения ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

  5. Повышение уровня родительской компетентности.

Основные направления работы психолога:

  • Психодиагностическое

  • Индивидуальное консультирование

  • Групповое консультирование

  • Психопросвещение

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Психопрофилактика.

Работа по направлениям велась со следующими категориями участников обучающего процесса:

  • Учащиеся

  • Родители

  • Педагоги.

Исходя из вышеуказанной цели и задачи, за учебный год проводились следующие работы.

На начало учебного гада проводилась диагностика по адаптации первоклассников. Стартовая диагностика включала: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг, графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман).

Полученные данные были обработаны и написаны протоколы. С классными руководителями обсуждались моменты для оптимизации климата класса.

Проводились диагностические работы по методике Социометрия в 3-6-х классах для выявления статусного положения каждого учащегося в коллективе. Полученные данные были обработаны и написаны протоколы. С классными руководителями обсуждались моменты для оптимизации климата класса.

Во второй четверти по плану в 5-х классах  проводились диагностические работы по методике выявления тревожности Филипса. Кроме того, в этих же классах для  более глубокого анализа и подтверждения данных  также были проведены обследования по методике – анкетирование по Лускановой. Таким образом, полученные данные показали, что с высокие результаты из 5-х классов у 10 учащихся.  Протоколы с результатами предоставлены классным руководителям. Для эффективной адаптации к средней школе в 5-х классах в течение года проводились следующие групповые занятия. Тренинг «Зачем человеку нужны правила?», групповые консультирования на темы: «Что мне нравиться в школе», «5 класс и его особенности», проводились игры на сплочение коллектива «Дождь», «Угадай, кто». В 5-х класах раз в неделю проводились занятия по программе «Навстречу» Культура общения. Программа направлена на улучшения взаимоотношения и адекватного самовосприятия себя и окружающих и т.д. Кроме того с учащимися 5-х классов во время перемен проводилось свободное общение, спрашивалось о самочувствии, о соблюдении правил.

  В 8-х классах проведено занятие на тему «Агрессия и гнев», так как в классе участились случаи конфликтов. В этом же классе проведено социометрия и было выявлено, что в классе есть группировки. Для устранения этой проблемы проводилось занятие на сплочение коллектива.

В рамках программы: «Школа-территория здоровья» в школе 2 раза в год проводились акции и месячники по созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья (профилактика суицидального поведения, пропаганда здорового образа жизни).  В начале года акция проводилась специалистами воспитательной службы в течение недели и закончилась открытием почты доверия и созданием уголка психолога. Участвовали учащиеся с 5 по 11 классы.

Акции и месячники, проводившиеся в течение учебного года, получили большой отклик у детей и педагогов.

На классном собрании для классных руководителей 5-8 классов были предоставлены буклеты «Трудный подросток», который был составлен на основе информаций из интернет-ресурсов. Буклет содержит информацию для родителей, которые могут испытывать трудности при общении с подростком и соответственно рекомендации. Буклеты могут быть полезны классным руководителям при проведении родительских собраний и учебы или распространения и раздачи родителям.

Для родителей выпускных 11 классов также были созданы буклеты на тему «Как помочь подготовиться к ЕГЭ». Информация была составлена на основе информаций из интернет-ресурсов. Буклет включает в себя информация, как для родителей, так и для самих учащихся. Родителям рекомендации по обеспечению условий для успешной сдачи экзаменов, а для учащихся, как наиболее без эмоциональных затрат успешно подготовиться к экзаменам, как правильно вести себя во время экзаменов, как успокоить себя, расслабиться и т.д.

На родительской собрании в 5 классе было проведено занятие на тему «Психологический климат семьи как основа формирования личности ребенка». Занятие включала в себя теоретический материал, рекомендации, подвижную гимнастику, результаты диагностики и т.д. Всего на родительской учебе присутствовали 15 человек.

В начале года были поставлены на учет 5 учащихся 5-8 классах. Следовательно, для этих учащихся открыты индивидуальные карты психологического сопровождения. Проводились индивидуальные диагностические работы, собеседования о внеурочной занятости, об  интересах и т.д. Все полученные данные фиксировались на карту.

За отчетный период всего были проведены  29 индивидуальных консультаций. Из них 5 с родителями, 5 с педагогами, 19 с учащимися. Консультирование с некоторыми участниками проводились повторно. В ходе анализа консультаций было выявлено, что учащиеся обращаются за помощью по вопросам социализации в окружающей среде, проблема взаимоотношения полов,  по проблемам возникновения стресса, депрессии.

Педагоги консультируются в большинстве случаев  по результатам психодиагностических обследований (особенно классные руководители),  по вопросам методической помощи (обработка тестирований, разбор игровых технологий и т.д.), по психолого-педагогическим проблемам учащихся.

Консультации с родителями происходили по результатам психодиагностических обследований,  по проблемам межличностного взаимодействия,  по вопросам кризиса подросткового возраста.  

Также специалисты психологи СОШ, обращающихся за методической помощью. Проведение коррекционных занятий с учащимися/ воспитанниками, по вопросам диагностических материалов, обработка.

Таким образом, в ходе анализа видно, что тенденция обращения за помощью к психологу увеличивается в среде учащихся.

     Таким образом, при анализе консультационного журнала были выявлены основные проблемы, рассматриваемые на консультациях:

  • Поведенческие

  • Эмоциональные

  • Проблемы воспитания

  • Проблемы отношений с родителями, педагогами

  • Проблемы обучения.

  • Предоставление результатов психодиагностических материалов.

Анализируя работу этого учебного года, были поставлены следующие задачи на будущий учебный год:

  • Продолжение работ по профилактике девиантного поведения, т.е. работы с учащимися «группы риска».

  • Улучшение качества проводимых коррекционно-развивающих занятий.

  • Продолжение повышение психологической компетентности педагогов и родителей путем проведения разных семинаров, родительских собраний, лекций и вывешивание буклетов, брошюр.

  • Добиться еще большей обращаемости к психологу за консультацией среди учащихся.

  • Добиться еще большего тесного межведомственного и межпрофессионального взаимодействия.

  • Добиться систематизации проводимых мероприятий.

Статистический  отчет о проведенной работе

с сентября 2015 года.

Всего приемов

Взрослых

Детей

Всего

Индивидуальных обследований

10

19

29

Индивидуальных консультаций

П-5

Р-5

19

29

Групповых обследований

15 классов

15

Групповых консультаций/семинаров

П-3 (40)

Р-1 (15)

30 ()

34

Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

81

81

Групповых коррекционно-развивающих занятий

8 занятий

8

Внеурочная деятельность

128

128

Консилиумы

1

1

infourok.ru

Отчёт о проделанной работе педагога-психолога за I четверть 2017-2018 уч. год.

Отчёт о проделанной работе педагога-психолога за I четверть 2017-2018 уч. год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение первой четверти соответственно с планом работы школы и планом работы педагога-психолога.

Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.

Проводилась работа с детьми «группы риска» по заявкам классных руководителей и администрации проводилась следующая работа:

1) исследование личностных особенностей детей

2) диагностика эмоционального состояния, настроения и самочувствия

3) диагностика детско-родительских отношений в семье;

4) формирование положительной учебной мотивации;

5) изучение склонностей и интересов, учащихся в формировании активной жизненной позиции;

6) коррекционные занятия с детьми «группы риска»

Проводилась индивидуальная работа с детьми ОВЗ, коррекционно-развивающая работа велась сданными детьми.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • развитие внимания

  • развитие памяти

  • развитие мышления

  • развитие восприятия

  • коррекция эмоционального состояния

Консультативная работа велась по запросам обучающихся. Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:

— поведенческие проблемы;

— проблемы взаимоотношений с одноклассниками;

— эмоциональные проблемы;

— проблемы мотивации учения.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребенка и проблемам межличностных отношений в семье.

Принимала участие в советах профилактики, МО педагогов – психологов.

С 12 декабря по 20 декабря. Велась подготовка к проверке. Приводилась в порядок вся документация:

  1. Организация рабочего времени педагога психолога- годовой план, циклограмма. Программы по профилактике употребления ПАВ, правонарушений, сопровождения одарённых детей, сопровождения участников образовательных отношений по развитию УУД в соответствии с ФГОС. Программы психологической помощи семье и поддержка опекунских( принимающих) семей, программы сопровождений детей Группы риска.

  2. Методическое обеспечение кабинета:

Методики диагностики изучения психологической готовности детей к обучению в школе;

Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомлённости ( степени обученности ) учащихся;

Методики для разграничения задержек психического развития и умственной отсталости;

Методики изучения эмоционально-волевой сфера детей и взрослых;

Методики изучения личностной сферы детей и взрослых;

Методики диагностики семейных отношений;

Методики профдиагностики и профориентационной работы;

Методики диагностики взаимоотношений в группе, между, педагогом и ребёнком;

Методики по развитию познавательных процессов, психокоррекционной работы;

  1. Наличие диагностического и коррекционного инструментария.

  2. Работа по формированию и развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности( родительские собрания, курсы для родителей)

  3. Наличие библиотеки психолого –педагогической литературы.

  4. Журналы учёта видов работ.

В течение 2 четверти выступала наобщешкольном родительском собрании с презентацией на тему «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

  3. Оформление документации педагога-психолога.

  4. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

Проведена работа в оформлении документации.

infourok.ru

Отчет психолога за учебный год

Ψ


Отчёт о проделанной работе

педагога-психолога Болтовской Н.А.

за 2014 – 2015 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3.   Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовки и сдачи ЕНТ и государственных экзаменов.

  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы психолога.

  2. Работа с педагогическим коллективом.

  3. Активное взаимодействие с учащимися.

  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги (диагностика):

методика

класс

1.

Проективная методика «Несуществующее животное»

1-5

2.

Филлипинский тест

0-1

3.

Кратковременная память

0-1

4.

умозаключения

0-1

5.

Социометрический тест

0-11

6.

Психогеометрический тест

1-11

7.

Теппинг-тест Ильина

1-11

8.

Методика объем внимания

1-7

9.

Методика «Корректурная проба»

8-11

10.

Тест развития видов памяти

1-11

11.

Методика «Исключение лишнего» (мышление)

1-5

12.

Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника

3-11

13.

Тест школьной тревожности Филипса

5-11

14.

Изучение самооценки учащися

5-11

15.

Опросник Айзенка

6-11

16.

Тест темперамента по формуле Белова

6-11

17.

Методика «Интеллектуальная лабильность»

8-11

18.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

9-11

Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (14 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия, арт-терапия. Это позволило повысить уровень адаптации первоклассников.

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»; «Дерево»;

анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.

Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (15 уч-ся) (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.

В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».

Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.

Название программы

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во

занятий

1.

Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактика наркомании «Я выбираю жизнь»

10класс

1

10

2.

Профориентационный тренинг «Мой выбор»

8-11 классы

41

34

3.

Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс»

5-6 классы

28

17

4.

Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик»

1, 5 классы

29

10

Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 5-6-х классах сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8-11 классов определились профилем на будущие. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.

В течении года проводилась работа с ребенком обучающимся на дому, общий язык найти было очень сложно, но мы это сделали и агрессия ребенка снизилась на значительную отметку.

За 2042 -2015 учебный год проведено 50 консультаций, из них 30 с учащимися, 10 с педагогами, 10 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).

В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.

Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи экзаменов велась с учениками 11 и 9 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь — апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.

В течение года велась методическая работа по организации конференций, семинаров: Конкурс проектов, неделя психологии в школе, тренинги.

Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.

«Нет!» насилию в семье», «Профилактика вредных привычек у подростков», «О адаптации» выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.

Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.

  1. Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.

  2. Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».

  3. Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.

С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-11-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное — в апреле — мае.

ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Дружный класс», «Я выбираю жизнь». Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает). И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат.

В школе есть дети с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.

  2. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их в внеурочной деятельности.

  3. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.

  4. Продолжение сопровождения обучения детей «группы риска».

  5. Продолжить проведение занятий по программам:

    • «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 – 11-х классов,

    • Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 – 11 классов,

    • «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл., «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 6 – 7 кл.

  6. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.

  7. Особое внимание уделить углубленной работе по пропаганде здорового образа жизни.

Педагог-психолог Болтовская Н.А.

____________________

КГУ «Октябрьский комплекс «Общеобразовательная средняя школа – детский сад»

отдела образования Шемонаихинского района»

о проделанной работе

за 2014-2015 учебный год

педагог-психолог:

Болтовская Н.А.

с. Октябрьское

2015г.

infourok.ru

Аналитический отчет педагога-психолога школы

Арутюнян Р.В.

В 2017 — 2018 учебном году школьный психолог в своей работе руководствовалась запланированными целями и задачами:

Работа педагога-психолога ежегодно проводится по следующим обязательным направлениям:

1. Психодиагностика.

2. Психокоррекционная и развивающая работа.

3. Профилактическая работа

4. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

Диагностическая работа включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.

1.    Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

— Диагностика  и мониторинг адаптации к школе первоклассников. (1четверть). 

— Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов к новым условиям обучения. (1четверть).

— Диагностика  и мониторинг адаптации учащихся 10 классов. (1четверть). 

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Поэтому психодиагностическая работа началась с обследования учащихся параллелей 1-х классов и 5-х классов. Были проведены методики на изучение процесса адаптации учащихся этих параллелей.

В октябре 2017 года с обучающимися 1-х классов в период адаптации проводился ряд методик направленных на изучение адаптационного периода: Методика «Лесенка» (уровень самооценки). Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова),

Методика Л.М.Ковалевой «Оценка уровня школьной адаптации». Диагностика проводилось в сентябре – октябре 2016 г. По повторному тестированию был проведен психологический мониторинг индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

У большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В 1 а, б и в классах, есть два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

По результатам, полученным с помощью данной методики мы видим, что у большинства детей во всех четырёх классах сформировалось положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Во всех четырех классах есть дети с высоким уровнем школьной мотивацией. Подобные показатели имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

Примерно у 6,2 % учеников первых классов, на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.

Цель: Выявление мотива учения у детей.

По результатам диагностических исследований и наблюдений была составлена аналитическая справка и проведены консультации с классным руководителем, где были выделены ученики «группы риска» нуждающиеся в индивидуальном подходе и помощи со стороны родителей, учителя и школьного психолога. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 1-х классах, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.

2. Учитывая индивидуально – психологические особенности обучающихся при переходе из начальной школы на вторую ступень общего образования с целью выявления процесса адаптации обучающихся 5 класса были проведены диагностические исследования: Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе;

  • Изучение мотивов обучения

  • Изучение самооценки обучающихся

  • Изучение уровня тревожности учащихся

Диагностирование проводилось в октябре 2017 г.

По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям — предметникам по работе с обучающимися 5 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 5 классе, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.

3.Анализ результатов диагностики 10-ых классов

С обучающимися 10-х классов по адаптации, с применением следующих методик:

  • Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе (Г.В.Карпова),

  • изучение мотивов обучения (Г.Н.Казанцева),

  • изучение самооценки обучающихся (В.И. Петрушин),

  • Изучение уровня тревожности учащихся (по Кондашу).

  • 67 % — обучающихся класса тревожность не выявлена;

  • 33 % — обучающихся повышенный уровень тревожности выявлен по 2 — 3 факторов;

Самым тревожным фактором по классу является – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 10-х классов в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице.

44 % -хорошее;

55 %- нормальное;

11 %- плохое.

Активность

55 % — нормальная;

45 %- низкая.

Настроение

23 % -хорошее;

67 %- нормальное;

10 % — плохое.

Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает:

  • 78% учащихся 10-х классов, также высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;

  • для 22% — психологический климат класса, скорее безразличен, у них вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо;

По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям — предметникам по работе с обучающимися 10 класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 10 классе, с целью знакомства родителей о приемах и методах конструктивного взаимодействия родителей с подростком; «Возрастные особенности старшеклассника», с целью информирования родителей с новообразованиями возраста.

4. Также с обучающимися 9 и 11 класса проведена диагностика эмоционального состояния при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При проведении диагностики в апреле месяце 2017 года в 11 классе, что уровень тревожности на данном этапе у 7 человек находится на среднем уровне – 22,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности, для них составлены индивидуальные рекомендации по способам успешной сдачи ЕГЭ:

При проведении диагностики в апреле месяце 2018 года в 9 классах, что уровень тревожности на данном этапе у 30 человек находится на среднем уровне – 39,5%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности. С обучающимися, оказавшимися в ситуации стресса были проведены индивидуальные консультации.

5. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

По запросам (как со стороны кл.руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.

  1. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

В течение 2017 – 2018 учебного года целенаправленно проводились профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия (классные часы, тренинговые занятия) по предотвращению суицидов и профилактики других форм девиантного поведения детей и подростков.

Педагогом-психологом проводились разнообразные формы и методы работы с учащимися школы. В работе с учащимися психологом внедрялись эффективные профилактические, коррекционно-развивающие методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности: тренинговые упражнения, методы расслабления, моделирование ситуаций, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, уменьшение эмоциональной зависимости.

Данная  работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования  навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения. Проводились групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.

В начале учебного года проводились индивидуальные консультативные собеседования с классными руководителями по выявления проблемных зон класса, по выявлению детей, склонных к суициду, к правонарушениям. По запросу классных руководителей в нескольких классах были проведены классные часы – профилактические занятия, главной целью которых была профилактика суицидов. Занятия были направлены на осмысление жизни, ценности жизни, выработку учащихся «Я–концепции» оптимистической направленности с установкой, что мечты сбываются, психологом даны практические рекомендации по развитию умений самостоятельно преодолевать стрессы, выходить из критических ситуаций.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении. 

Большое внимание уделялось работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете. Работа по данному направлению включала в себя выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семей, находящиеся в социально опасном положении,  оказание им помощь в обучении и воспитании детей. Со всеми несовершеннолетними подростками, поставленными на внутришкольный учет, проводится индивидуально-профилактическая работа. 

Классные руководители и психологическая служба школы используют раз­личные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащими­ся, состоящими на разных формах учета: 

  • изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения; 

  • посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свобод­ное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам; 

  • посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к за­нятиям; 

  • психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков; 
    индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подрост­ками; 
    вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых локальных воспитательно-образовательных про­грамм и проектов; 

  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время. 

 

 Практически со всеми подростками были проведены индивидуальные консультации, диагностические обследования характерологических особенностей. Работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете, велась по программе «Я принимаю мир» авт. О.В.Беляева

3. Консультативная и просветительская работа с детьми, родителями, педагогами.

В 2017 — 2018 учебном году общее количество консультаций составило 104 из них:

  • Консультативная деятельность с родителями» проведено 58 консультаций:

  • Консультаций с опекунами и попечителями – 9

  • Консультаций по проблемам поведения -15

  • Консультаций по проблемам обучения — 18

  • Консультаций по проблемам сопровождения детей с нарушениями здоровья (ПМПК) — 4

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети младшего подросткового и подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

В целом все запросы можно разделить на:

— трудности в общении со сверстниками

— эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

— проблемы в детско-родительских отношениях

— трудности в профессиональном самоопределении

— трудности обучения

— консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

— прояснение и уточнение запроса;

— сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

— диагностика нарушений;

— рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

— составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Большинство индивидуальных консультаций в 2017 — 2018 учебном году было отведено по темам: ГИА и ЕГЭ, трудности адаптационного периода учащихся 1,5 класса, конфликтные ситуации и семьям детей группы риска. Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Также оказана помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, состояния здоровья.

4.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

В течение всего учебного года школьный психолог вела работу по психологическому просвещению.

В 2017 — 2018 учебном году с обучающимися проходили классные часы по блоку «Я принимаю мир»

Проведена работа по просвещению родителей:

— выступление на родительском собрании в 1 классе на тему: «Проблемы и пути их решения».

— выступление на родительском собрании в 5 классе по теме «Адаптация пятиклассников в школе» (октябрь 2017)

— выступление на родительских собраниях в 9 классе:

1 четверть – «Склонности и интересы подростков в выборе профессий», «Быть всегда рядом».

2 четверть – «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка».

3 четверть – 4 четверть — «Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 9-х классов. Самооценка готовности обучающихся к ГИА-9».

В течение всего учебного года оформлялись и обновлялись тематические стенды школьной жизни с применением психологических знаний. Таким образом, были сформированы у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития;

Для классных руководителей, родителей подготовлены наглядные материалы «Советы психологов родителям — Как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Памятка учителям – Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ», «Стресс и экзамен», «Неврозы в школьном возрасте, диагностика и профилактика депрессивных состояний».

Созданы и розданы классным руководителям «Памятки – методички по сопровождению детей с проблемами в здоровье» для классных руководителей по сопровождению детей – инвалидов, и детей находящихся на домашнем обучении по темам: «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания», «ММД», «Индивидуальный подход в работе с детьми с нарушениями здоровья»

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

  1. ЭКСПЕРТНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Аналитическая работа психологической службы школы в 2017 – 2018 учебном году заключалась в организации и методической подготовке к диагностикам, проведению семинаров, родительских собраний, обработке данных анкет и диагностик.

Организационная работа школьного психолога так же велась в течение всего учебного года и включала в себя:

  • планирование работы на учебный год;

  • планирование диагностических мероприятий к совещаниям;

  • подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей;

  • подбор материалов для проведения диагностической работы;

  • подбор материалов для коррекционной и просветительской работы;

  • планирование совместных действий классных руководителей, администрации школы и психолога.

ОБЩИЙ ИТОГ:

Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы школьного психолога. Все результаты работы соответствуют плану работы на 2017 — 2018 учебный год, журналу учета видов деятельности педагога-психолога и поставленным целям и задачам работы. На протяжении всего учебного года школьный психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса: тренинги, психологические занятия, классные часы, психологические часы, лектории, кинолектории, арт – терапия, беседа, консультации, коррекционные и развивающие занятия. А также здоровьесберегающие технологии.

В итоге все запланированные мероприятия прошли строго по плану школьного психолога.

Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

Вместе с тем в ходе реализации запланированных мероприятий возникли проблемы:

  • низкая работа с педагогическими кадрами;

  • увеличение детей с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;

Анализируя возникшие проблемы необходимо спрогнозировать следующие задачи на новый учебный год:

Перспективы работы на следующий учебный год

  1. Усилить работу с педагогическими кадрами;

  2. Продумать тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям

  3. Повышать мотивацию к учению детей

  4. Активизировать различные способы саморазвития детей, воспитывая ответственность за свое поведение;

  5. Повышать свою квалификацию и профессионализм в этом направлении.

  6. Использовать новые инновационные технологии.

  7. Продолжить работу в рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Ростовской области, включающую три основных мониторинговых программы (направления деятельности):

Педагог-психолог

Арутюнян Р.В.

infourok.ru