Отчуждение это в психологии: Отчуждение. Что такое «Отчуждение»? Понятие и определение термина «Отчуждение» – Глоссарий

Содержание

Как преодолеть состояние отчуждения //Психологическая газета

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда.

Соединение смыслоутраты с утратой субъектности (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

  1. Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний, — это прямое указание на отчуждение.
  2. Скука. Скука, как я ранее уже писал, возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?». Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.
  3. Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» — это бегство от жизни.
  4. Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «Я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция…» Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».
  5. Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.
  6. Ощущение пустоты, опустошенности.

Экзистенциальный психолог С. Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение.

  1. Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.
  2. Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.
  3. Бессилие
    — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.
  4. Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»… Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей.

Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах», следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010–2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение — «эта страна» или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни.

Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным… Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей.

В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди.

Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что. .. «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей…». Это отчужденная группа.

И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь…» — песня

А. Макаревича про этих людей…

Итак, отчуждение — это сочетание утраты смысла в том, что делаешь, и ощущения невозможности изменить сложившуюся ситуацию, и вытекающие из этой ситуации эмоциональные переживания. Что можно сделать, чтобы преодолеть отчуждение?

Нередко возникает соблазн сделать что-то одно: или обрести какой-то смысл в жизни, или же вернуть себе субъектность, ощущение «хозяина жизни». Но что произойдет в этом случае? Погоня за смыслом без обретения субъектности очень часто приводит ищущего к какому-либо «истинному учению» или гуру, который «знает, как надо». Это пассивный путь, путь поиска уже готовой целостной философии, единственное требование которой — принять ее без критического осмысления. На это человек и идет, еще больше утрачивая самостоятельность и субъектность, обретая при этом новый смысл жизни. Но, по словам

М. Чиксентмихайи, «в системе, которая не требует ничего, кроме веры и послушания, можно только потерять себя». Принятие какой-либо религии или учения при отсутствии субъектности — это дальнейшая инфантилизация и нарастание самоотчуждения, так как смысл диктуется извне.

А что если человек попытается преодолеть отчуждение через повышение собственной самостоятельности, через обретение «чувства хозяина» жизни? Но если нет смысла, то данное обретение превращается в одержимое достижение целей, не имеющих для конкретного человека личностного смысла. Это опять-таки реализация не себя, а дальнейшее самоотчуждение — все время чего-то добиваешься, а радостного удовлетворения нет. Про такое состояние «достигатора без смысла» А. Деркач написал исчерпывающе краткий стих «Успех»: «Одиноко и холодно одному на вершине». И требуется немало мужества, чтобы признать, что ты рвался к целям, которые тебе были не нужны.

Поэтому обретение смысла и субъектности могут идти только рука об руку. Утешением может послужить то, что для этого ничего сверхъестественного делать не нужно. Не обязательно обращаться к многотомным рассуждениям философов и религиозных деятелей о смысле жизни или бесконечно насиловать свою волю с целью стать подлинным хозяином свой жизни. Так как хозяевами мы уже — являемся.

Ключом к преодолению отчуждения и самоотчуждения является обращение к обычной повседневности и обретение способности радоваться простым ее вещам. Смысл жизни — штука бесконечно далекая и глобальная, настолько глобальная, что в большинстве случаев вообще не поддается формулировке. А вот смысл ежедневных мелочей улавливается и ощущается легко.

В. Франкл, великий психотерапевт-экзистенциалист, называл три области жизни, в которых мы черпаем смыслы для нашей жизни. И если обратить свое внимание и усилие на эти три области, в которых мы УЖЕ находимся, то возвратить ощущение личностной сопричастности жизни будет достаточно просто.

Первая область — это ценности творчества

Речь идет не обязательно про художников, писателей и поэтов. Творчество — это любой вид деятельности, в котором мы что-то создаем для себя или других, и испытываем при этом удовольствие. Любое созидание, любое привнесение нового — это уже творчество. Меня очень вдохновляет пример, который я вычитал у М. Чиксентмихайи про человека, который обрел себя именно в этой области. «Много лет назад мы с одним моим студентом проводили исследование на заводе, где собирали железнодорожные вагоны. Основное рабочее помещение представляло собой огромный грязный ангар, где из-за постоянного шума люди едва могли слышать друг друга. Большинство трудившихся на заводе сварщиков ненавидели свою работу и весь день с надеждой косились на часы, ожидая конца рабочего дня. Едва выйдя за заводские ворота, они тут же разбегались по ближайшим питейным заведениям либо пересекали на машинах границу штата, чтобы предаться более зажигательным развлечениям.

За одним исключением. Это был Джо — полуграмотный человек лет шестидесяти с небольшим, самостоятельно научившийся разбираться и ремонтировать все фабричное оборудование — от подъемных кранов до компьютерных мониторов. Ему нравилось копаться в машине в поисках поломки, находить ее и вновь возвращать агрегат к работе. Они с женой разбили большую альпийскую горку на двух пустующих площадках неподалеку от своего жилища. В саду Джо сконструировал пару фонтанов, в брызгах которых всегда, даже ночью, висели радуги. Около сотни сварщиков, работавших на заводе вместе с Джо, уважали его, хотя и не совсем понимали».

В нашей культуре подобные активные занятия часто обесцениваются, называются ерундой и блажью. В моде — пассивные методы получения удовольствия, а продуктивным полагается быть там, где можно заработать дополнительных денег. Нередко и сами люди относятся к своим творческим хобби как к какой-то трате времени и денег и занимаются ими с некоторым оттенком чувства вины, выбивая тем самым у себя из-под ног чувство осмысленности жизни. Пишешь роман, но не издаешь его? Но если именно это написание придает смысл жизни человека, побуждает его узнавать что-то новое, совершенствовать свой стиль? Пусть объективно это — графоманская писанина, но смысл — он всегда индивидуален и заключается в самом акте творения. Ведение блога, вязание, кулинария и масса других повседневных дел, которые мы ценим и в которые вкладываем свою энергию, — все это наделяет смыслом жизнь. «Мелочи», на которые мы начинаем обращать внимание и которые мы ценим, становятся опорой.

Приведу еще один пример, тоже от М. Чиксентмихайи. В психиатрической больнице (в Нидерландах) была одна пациентка — старая женщина, страдающая хронической шизофренией, которая провела в стенах лечебницы более десяти лет, постоянно пребывая в спутанном состоянии сознания и отличаясь низким уровнем эмоциональности, что характерно для серьезной психической патологии. В ходе двухнедельного исследования психиатрами ее эмоционального состояния женщина дважды заявила, что у нее хорошее настроение. Оба раза в это время она делала себе маникюр. Решив, что стоит попытаться извлечь из этого пользу, администрация пригласила профессиональную маникюршу, чтобы она научила пациентку своему мастерству. Женщина с энтузиазмом прошла инструктаж и вскоре уже делала маникюр всем пациентам госпиталя. Состояние больной изменилось столь существенно, что ее выпустили из больницы под надзор врачей. Она повесила на дверь соответствующую табличку и в течение многих лет обеспечивала себя самостоятельно.

Итак, чтобы обрести ценности творчества, можно внимательно обратиться к той деятельности, которая доставляет нам радость созидания чего-либо. И направлять часть своей энергии на нее. Если официальная работа является таковой — вы счастливый человек. Если нет — всегда может быть что-то еще, и помните — это «что-то еще» ОЧЕНЬ важно для ощущения того, что жизнь — не зря. И имеет смысл терпимо отнестись к «чудачествам» близких — возможно, именно они поддерживают их. Работа на даче, которая так раздражает многих молодых, для пожилых людей — форма приобщения к ценностям творчества, и именно она наполняет их жизнь смыслом.

Вторая область — это ценности переживания

В. Франкл так обозначает их: «Ценности переживания реализуются в восприятии мира, например, в увлечении красотами природы или искусством. Не следует недооценивать ту полноту смысла, которую они могут дать человеческой жизни… Представьте себе, что человек, любящий музыку, сидит в концертном зале; в его ушах звучат прекрасные звуки его любимой симфонии, и он испытывает трепет; пусть ему в этот момент зададут вопрос, имеет ли смысл его жизнь; спрашиваемый ответит, что благодаря уже одному этому прекрасному моменту его жизнь оправданна… В жизни ее смысл определяют вершинные моменты, и одно мгновение жизни может наполнить ее высочайшим смыслом… Давайте спросим о смысле жизни человека, поднимающегося в горы и наслаждающегося красотами цветущих Альп. Он так захвачен великолепием их, что у него даже мурашки бегают по спине; вряд ли его жизнь когда-либо в будущем станет совершенно бессмысленной после такого переживания».

Если продолжить идею Франкла про альпиниста, то он может работать на работе, в которой нет никакого творчества и которую он может ненавидеть. Но эта работа дает ему деньги, чтобы купить снаряжение и махнуть летом куда-нибудь в Гималаи, где он может соприкоснуться с ценностями переживания, наполниться эмоциями. И уже этот факт придает работе смысл.

В случае с областью переживаний достаточно помнить о своих пиковых эмоциональных переживаниях, чтобы обрести точку опоры в жизни. В трудные моменты жизни, когда сознание сужается и зацикливается только на проблемах, я вспоминаю те вершинные моменты, благодаря которым в моей жизни всегда будет смысл, а также простые и незамысловатые переживания и чувства, из которых складывается ощущение полноты жизни. Это первый крик только что родившейся дочурки. .. Ощущение теплого летнего ветра на коже, несущего к тому же запахи травы, пыли, пыльцы… Солнечные блики на морской глади вечером после жаркого дня… Маленькие льдинки, искрящиеся морозным утром в воздухе под лучами зимнего солнца… Хруст свежевыпавшего снега… Дочкино «папа, посмотри, как я умею!»… Запах листьев осенью… Встреча заката с женой у потрескивающего костра на берегу моря… Удивительная умиротворенность от месяца жизни в тайге в экспедиции… Раскинувшееся над головой звездное небо, а я, ребенок, лежу вместе с другими детьми, и смотрю на эту Тайну…. И еще множество интимных и не очень воспоминаний, от которых хочется жить и жить. И от которых появляется сладкое предвкушение того, что многое из этого повторится вновь (причем это самые простые вещи), и того, сколько же еще предстоит узнать…

Психолог Н. Русакова вспоминает: «В самолете на обратом пути из Италии со мной рядом оказались две женщины. Они везли огромные коробки с колготками, которые продаются у нас на каждом углу. В последний день группу завезли на торговую базу, где затовариваются «челноки». И тут деньги, сэкономленные на экскурсиях, бокале красного сухого вина к ужину и чашке кофе на центральной площади Флоренции, были щедро потрачены нашими туристами на дешевые кофточки, старомодные сумки и туфли. «Как вам Италия?» — спросила я соседок по креслам в самолете. — «Не понравилась, — хором ответили дамы. — Все дорого». Чем ближе к Москве мы подлетали, тем мрачнее становились их лица: «Ну вот, побывали в Италии — и что?»

Третья область — ценности отношений

Эти ценности реализуются в двух ракурсах: в радости от взаимоотношений с другими людьми и в том, как мы относимся к своей судьбе, которую нельзя изменить. Снова предоставлю слово В. Франклу: «Не могу не рассказать об одном больном, сумевшем в тяжелейшей ситуации реализовать все три приведенные выше ценностные категории. Речь идет о еще молодом человеке, который лежал в больнице по поводу неоперабельной, глубоко сидящей в спинном мозге злокачественной опухоли. Паралич лишил его возможности работать. Таким образом, он не имел возможности реализовывать свои ценности творчества. Но и в таком состоянии для него оставались открытым царство ценностей переживания. Он вел интересные беседы с другими пациентами, читал интересную литературу, слушал хорошую музыку — до того дня, как он не смог больше выносить наушники и его парализованные руки не могли больше держать книгу. Тогда он дал своей жизни второе дыхание: если ранее он был вынужден перейти от ценностей творчества к ценностям переживания, то теперь он обратился к ценностям отношений. Он, несмотря на тяжелейший недуг, сумел стать советчиком и примером своему товарищу по палате! За день до своей смерти (которую он предвидел, зная, что дежурному врачу было поручено ввести ему ночью морфий) он сделал следующее. Когда этот врач появился у него с вечерним визитом, больной попросил сделать ему инъекцию — чтобы не будить его (врача) ночью».

Ценности отношений реализуются в помощи другим людям, в заботе, в благотворительности. Когда мы оказываем даже небольшую услугу другому человеку, то ощущаем себя лучше, настроение приподнимается… Отцовская и материнская гордость за ребенка — это тоже ценности отношений… В своей работе я эти ценности стремлюсь реализовать и как преподаватель, и как психолог-консультант. Как преподаватель я концентрирую свое внимание только на тех студентах, которым ИНТЕРЕСНО, и только с ними работаю. Это дает мне ощущение того, что мой труд не бессмыслен (что появляется тогда, когда затрачиваешь массу усилий, а результат — все те же пустые глаза). А в психотерапии реализацией ценностей отношений является ощущение подлинного человеческого контакта с клиентом, от которого невозможно не получать удовлетворения (так как «удовольствие» здесь — слишком однобокое слово). Надо ли говорить, что любовь — это высшее выражение ценностей отношений.

Все три вида ценностей требуют определенных усилий, обращения к субъектности. При этом их не нужно создавать с нуля — что-то из них в нашей жизни присутствует уже сейчас. Нужно научиться погружаться в это «сейчас», ценить эти простые моменты жизни и не превращать их в приложение к обычной работе. Даже в обычную рутину можно привнести что-то новое. Например, усложнить привычные занятия. Так сделал один рабочий на сборочном конвейере автомобилей. Вся его работа заключалась в том, чтобы перекладывать деталь с одной ленты конвейера на другую. Тоскливейшее занятие. Но тогда он усложнил себе задачу. Он решил поставить мировой рекорд по скорости перекладывания деталей. И каждый день превратился в увлекательное соревнование с самим собой, вызывая бурю эмоций. Однако образовалась одна проблема… Рабочий понял, что приближается к пределам человеческих возможностей (счет времени уже шел на десятые секунды), и требовалось новое испытание…

Кстати, дети прекрасно владеют этим способом обрести смысл. Когда идут по плитке и ставят себе задачу перешагивать через одну. Или наступать ровно в центр каждой плитки. «Кто на трещинку наступит, тот Ленина погубит». .. Или забредать в каждую лужу по пути. Пересчитать все красные машины… И тогда любая рутинная и скучная дорога превращалась в интересное путешествие. Дети владеют и ценностями творчества — например, через рисование на стенах (каким бы оно нелепым не казалось бы взрослым), и ценностями переживаний. И иногда достаточно вспомнить себя в детстве и свои детские увлечения, чтобы «реанимировать» то, что оказалось забытым как следует… В таком случае отчуждение отступает — и не возвращается вовсе.

В.Франкл: «Очень часто какой-нибудь из наших пациентов жалуется нам, что его жизнь не имеет никакого смысла, поскольку его деятельность лишена высокой ценности… Но гораздо важнее не то, кем он работает, а то, как он работает».

Достоинство человека определяется чувством гордости за то, что он делает. И в простом дворнике, аккуратно убирающем свой двор и поддерживающем его чистоту, намного больше человеческого достоинства, смысла и субъектности, чем в знаменитом политике, вся деятельность которого заключается в заметании следов от прошлых прегрешений и в совершении новых.

Источник: блог Ильи Латыпова

Отчуждение (часть 1. Что это и какое оно бывает).

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой субъектности (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже писал, возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» — это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция…». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»… Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение — «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным… Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что… «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей…». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь…» — песня А.Макаревича про этих людей…

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем посте.

10 причин, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества

У каждого хотя бы раз в жизни возникала мысль, что он находится не там, где должен быть. В эти моменты человек буквально чувствует себя не в своей тарелке, начинается отчуждение от общества, которое приводит к разнообразным психологическим проблемам.

Не ощущать принадлежность к чему-либо — серьёзная ситуация, которая требует тщательного осмысления. Пускать всё на самотёк — значит разрушать свою психику, постоянно испытывать стресс и недовольство жизнью.

Прежде чем перейти к причинам, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества, нужно сказать пару слов о чувстве принадлежности. Именно его отсутствие и приводит к отчуждению.

Любой человек хочет принадлежать к чему-либо или кому-либо — осознанно или на уровне подсознания. Это ощущение важно для счастья, удовлетворения потребностей и желаний. Принадлежность к чему-либо даёт чувство, что ты небезразличен остальным и не являешься легкозаменяемым винтиком. Для большинства людей это чувство и есть состояние бытия. Отчуждённость же подобна смерти из-за отсутствия видения настоящего и будущего, места в нём.

И действительно, какой смысл каждое утро вставать с кровати, делать что-то, если ты не ассоциируешь себя с окружением и чувствуешь отчуждённость от мира?

Чаще всего свою принадлежность люди находят в семье, увлечениях, работе или карьере, стараниях на общее благо, в достижении определённых целей. В пирамиде Маслоу потребность в принадлежности и любви стоит на третьем по важности месте после физиологических потребностей и безопасности. Без принадлежности, чувствуя отчуждение от общества, ты не сможешь удовлетворять следующие потребности и застрянешь на месте.

А теперь к причинам отчуждения от общества.

1. Ты не был близок со своей семьёй

Детские психологические травмы — это самая частая причина комплексов и фобий человека. И когда психоаналитики пытаются разгадать суть проблем, прежде всего они погружаются в детские воспоминания пациента.

Отчуждение от общества не стало исключением, ведь чувство принадлежности проистекает из семейной жизни, из того, насколько комфортно тебе было в детстве, помогали ли тебе твои родители и другие родственники почувствовать себя привязанным к чему-то, дарили ли ощущение любви и уюта.

Причём для отчуждённости необязательно испытывать серьёзную детскую травму — достаточно эпизодического давления, которое будет накапливаться и к сознательному возрасту вызовет отторжение.

2. Ты умнее окружающих

Ощущать принадлежность — это в том числе и ассоциировать себя с другими людьми, похожими на тебя. Но это практически невыполнимая задача, если ты намного умнее большинства представителей общества.

Не думай, что это ощущение плохое, из разряда нарциссизма и завышенной самооценки. Дело в том, что из-за высокого интеллекта тебе намного сложнее общаться с людьми: приходится опускаться до их уровня, чтобы просто поговорить на обычные темы.

Умному человеку часто хочется принадлежать к таким же, как он, или даже более интеллектуально развитым, тем, кто может научить его чему-либо новому, удивить, стать примером для подражания. Присутствие же в обществе, где каждый на ступень ниже по интеллекту, может вызывать отчуждение и депрессию. Здесь уместно выражение «горе от ума».

3. Твои убеждения расходятся с мнением большинства

Неважно, разные ли у тебя с обществом взгляды на политику, религию или культуру, — все эти аспекты важны для чувства принадлежности. Наши личные ценности формируют то, кем мы являемся. И если наблюдается рассинхронизация с мыслями и действиями общества, ты почти всегда будешь ощущать отчуждённость.

Определить отчуждение по этому признаку очень просто: спроси себя, что ты ценишь, и сравни свои убеждения с окружающими тебя людьми.

4. Ты непохож на остальных

Как бы ни пыталось общество стричь всех под одну гребёнку, каждый из нас по-своему уникален. И когда у тебя есть какие-либо отличительные черты внешности, будь то рост, вес, цвет кожи, визуальные дефекты, ты становишься белой вороной.

Внешние факторы сильно влияют на наше эго и определяют то, какими людьми мы будем. Схожие параметры помогают ассоциировать себя с другими членами общества. Но при значительных отличиях эта ассоциация просто невозможна, из-за чего такие люди отдаляются от остальных.

8 признаков того, что ты редкий, вымирающий вид

5. У тебя далекоидущие амбиции

Отчуждение может возникать из-за сильного контраста между тем, каким видишь будущее ты, и тем, каким его видят другие. Твоя личность формируется не только из того, кем ты был вчера и сегодня, но и из твоего будущего, того, кем ты хочешь стать через месяц, год, десятилетия.

В этом и проблема, ведь ты начинаешь видеть картину более масштабно. В ней большинству окружающих тебя людей нет места, как и нынешнему твоему образу жизни, и ты подсознательно (а иногда и вполне осознанно) начинаешь отдаляться от сложившегося настоящего, мыслями уже находясь в будущем. Твоя жизнь принадлежит уже тому далёкому завтра.

6. Тебе трудно открыться другим людям

Если ты интроверт или просто спокойный человек, то тебе может быть сложно адаптироваться к быстроменяющемуся миру экстравертов. Людям, как социально зависимым существам, важно открываться другим членам общества. Это помогает преодолеть стресс, зарядиться положительными эмоциями, лучше понять окружающих.

Но когда этого нет, когда человеку трудно открыться перед другими, начинается медленное отчуждение, которое может выливаться в достаточно серьёзные проблемы. Постепенно человек может превратиться в хикикомори. Этот термин обозначает людей, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к крайней степени социальной изоляции.

7. Ты излишне застенчив

Стесняться — это нормально, ведь не каждому нравится находиться в центре внимания. Но излишняя застенчивость может вызывать отчуждение, нарушать чувство принадлежности обществу. Ты просто не можешь ассоциировать других людей с собой, так как ставишь их выше себя, и начинаешь накручивать себя тем, что не можешь соответствовать их ожиданиям.

8. Ты думаешь, что очень хорошо знаешь людей

Возможно, твоё отчуждение связано с тем, что ты наивно считаешь себя экспертом в человеческих душах. Из-за завышенной самооценки или если человек уже обжёгся в жизни, он может начать судить о других членах общества как об общей массе с единым самосознанием. В таком случае, к примеру, все женщины у него могут стать меркантильными змеями, а мужчины — грубыми мужланами, которым нужно только одно. Но это не так. Каждый человек уникален, и своим образом мышления ты лишь усугубляешь отчуждённость от общества.

9. Ты недостаточно стараешься

Одной из распространённых причин отчуждённости от общества являются недостаточные старания, ощущение бесцельности и безразличия к окружающей тебя обстановке. Близкие люди могут пытаться вновь вовлечь тебя в общество, сделать его полноценным членом, вызвать у тебя чувство принадлежности, но ты подсознательно или осознанно сопротивляешься этому. Вместо сопротивления попробуй проявить немного инициативы и вылезти из своего мирка.

10. Ты слишком стараешься

В противовес предыдущему пункту: слишком большие старания так же ведут к отчуждению от общества. Своим чрезмерным старанием понравиться другим ты вызываешь у них вовсе не симпатию, а зачастую неприязнь (они думают, что ты подлизываешься) или желание воспользоваться тобой. Каждый раз, натыкаясь на такую реакцию, ты будешь чувствовать всё большее отчуждение из-за диссонанса: «Я добр и чуток со всеми, но меня используют в корыстных целях. Что с этим миром не так?»

Запомни: никто не любит тех, кто слишком старается всем понравиться. Нейтральная позиция по отношению к большинству поможет исключить чувство разочарования.

16 признаков того, что ты становишься тем, кем должен быть

Другие статьи по темам:

за жизнь

Симптомы, типы, причины и многое другое

Что такое отчуждение?

Отчуждение происходит, когда человек уходит или становится изолированным от своего окружения или от других людей. Люди, у которых проявляются симптомы отчуждения, часто отвергают близких или общество. Они также могут проявлять чувство дистанции и отчужденности, в том числе от собственных эмоций.

Отчуждение — сложное, но распространенное состояние. Это как социологическое, так и психологическое явление, которое может повлиять на ваше здоровье и усугубить существующие заболевания. Лечение включает в себя диагностику причины отчуждения и последующее лечение.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о симптомах, типах и причинах отчуждения, а также о следующих шагах.

Чувство отчужденности от работы, семьи и друзей — распространенный симптом отчуждения. Другие симптомы включают в себя:

  • чувство беспомощности
  • ощущение, что мир пуст или бессмыслен
  • чувство отстраненности от разговоров или событий
  • чувство отличия или отделения от всех остальных
  • трудности с общением и общением с другими людьми, особенно с родителями
  • чувство опасности при взаимодействии с другими
  • отказ подчиняться правилам

Также могут быть симптомы депрессии, которые включают:

  • плохой аппетит или переедание,
  • чрезмерный сон или бессонницу
  • усталость отсутствие чувства собственного достоинства
  • чувство безнадежности

Отчуждение — сложное состояние, от которого страдают многие люди. Существует шесть распространенных типов.

Культурное отчуждение, удаленное из установленных значений
Изоляция, имея ощущение одиночества или исключения, такая как меньшинство
999.sustrables. в действиях, отношениях или делах в мире, или чувство, что жизнь не имеет цели
беспринципность чувство оторванности от социальных условностей или участие в девиантном поведении
бессилие убеждение, что действия не влияют на результаты или что вы не контролируете свою жизнь собственная идентичность

Отчуждение может иметь множество причин, от психологических расстройств до социальных ситуаций.

Причины, связанные со здоровьем

Отчуждение может быть результатом психического или физического состояния. Возможные причины отчуждения, связанные со здоровьем, включают:

  • расстройства психического здоровья, такие как тревога, обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрения
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • самостигматизация в результате психического заболевания
  • состояния, вызывающие хроническую боль
  • любые состояния, которые может заставить человека чувствовать себя изолированным или отчужденным

Когда отчуждение связано со здоровьем, обычно наблюдаются другие симптомы, которые сохраняются более нескольких дней. Поговорите с врачом, если вас беспокоят какие-либо симптомы.

Социальные причины

Социальные причины обычно определяются тем, как вы или кто-то из ваших знакомых чувствует себя оторванным от других людей, их окружения или самих себя. Например, изменение в вашем окружении, например смена работы или школы, может вызвать отчуждение.

Причины, связанные с работой

Отчуждение от работы возникает, когда человек чувствует себя отчужденным от того, что он производит на рабочем месте. Это отключение может вызвать неудовлетворенность и чувство отчужденности от:

  • работа, которую они выполняют
  • их коллеги
  • окружающая среда
  • они сами

Причины у подростков

Отчуждение распространено среди подростков. Это также может быть побочным эффектом:

  • привязанности к родителю или опекуну в раннем детстве
  • больших изменений в их зоне комфорта
  • травли или виктимизации сверстников
  • взросления

По мере взросления дети могут начать недоверие к взрослым или ценностям, в которых они были воспитаны. Подростки часто могут чувствовать себя изолированными от своих родителей, учителей и сверстников. Они могут беспокоиться о своих социальных навыках или внешнем виде. Подростки могут даже чувствовать себя изолированными от собственной идентичности. Это может произойти по мере того, как они открывают себя и думают о своем будущем.

Подростковое отчуждение считается симптомом только в том случае, если оно сопровождает другие расстройства, такие как фобия или расстройство личности.

Родительские причины

Родительское отчуждение — это термин, широко описывающий негативное, отчуждающее поведение родителя, например, его отсутствие. Синдром родительского отчуждения описывает психическое расстройство у детей, особенно в контексте развода. Иногда это может быть объяснением отказа ребенка от посещения родителей.

Отказ родителя имеет несколько факторов. Они могут включать взаимодействие обоих родителей и чувство уязвимости со стороны ребенка.

Это не то отчуждение, которое ребенок может испытывать по отношению к родителю, который ведет себя жестоко, особенно если ребенок порвал отношения с этим родителем во взрослом возрасте.

Для лечения отчуждения необходимо установить причину. Людям, которые испытывают психологическую боль из-за отчуждения, может быть полезно обратиться к специалисту по психическому здоровью. Обретение чувства расширения прав и возможностей также может помочь человеку бороться с отчуждением.

Целеустремленность подростков является преимуществом. Но поиск этой цели может вызвать стресс. Исследователи предполагают, что поддержка родителей может помочь подросткам, которые испытывают отчуждение из-за чувства бесцельности.

Исследования также показывают, что крепкие отношения между родителями и детьми могут помочь ребенку справиться с издевательствами. Это еще одна возможная причина отчуждения в детстве.

Чувство отчужденности может привести к различным социальным проблемам, включая:

  • злоупотребление наркотиками или алкоголем
  • прогулы
  • преступная деятельность
  • плохая успеваемость в школе или на работе

Отчуждение может также усилить симптомы психических и физических расстройств, которые могут включать:

  • психологическую боль, включая гнев и депрессию от злоупотребления наркотиками или алкоголем
  • расстройства пищевого поведения
  • попытка самоубийства

Хотя отчуждение может усилить чувство бессилия и отчужденности, важно поговорить с кем-нибудь, особенно если у вас недавно были мысли о самоубийстве.

Если вас беспокоит отчуждение, обратитесь за помощью или советом к специалисту в области психического здоровья. Отчуждение может быть симптомом основной причины. Иногда это может быть побочным эффектом нового опыта или среды и со временем пройдет.

Это также может помочь открыть другие возможности поддержки. Если вы чувствуете себя комфортно, поговорите со своими друзьями и семьей. Вы также можете оказать поддержку кому-то, кого вы знаете, связавшись с ним и проведя с ним время. В случаях родительского отчуждения ваши следующие шаги могут включать консультации.

На что похоже отчуждение?

Источник: Льюис Хайн/Wikimedia Commons

В этом посте нет ничего особенного или глубокомысленного; Я просто хочу наполнить эмоциональным содержанием полезную, возможно, существенную, но всегда слегка скелетную концепцию отчуждения Карла Маркса.

Необходимость работать на кого-то другого, которую испытывают все, кроме немногих, подразумевает, что то, что человек делает, или ценность того, что он делает, никогда не будет принадлежать им. Было бы удивительно, если бы такая трата времени на часы, все для того, чтобы в конце дня сдать сделанное, не имела бы каких-то психологических последствий.

Нет лучшего места для начала, чем самая основная формулировка Маркса: «рабочий относится к продукту труда как к чуждому объекту». Когда ребенок что-то делает — будь то скульптура или снежная крепость — то, что он сделал, принадлежит ему и только ему. Действительно, если другой ребенок или злонамеренный взрослый разрушит их крепость, ребенок, ее построивший, переживает ее разрушение как нападение на свою личность. Однако, когда часы работы уходят на что-то, что не имеет ничего общего с руками, которые это сделали, объект стоит особняком. Это может принять тревожный аспект: время, энергия и тело работника были воплощены в вещи, которой они не владеют; с определенной точки зрения, он владеет ими.

+++

Хотя социологи и психоаналитики, феминистки и культурные критики и многие другие использовали идею Маркса в работе, ее влияние не было столь глубоким в собственно психологии. Это позор, потому что очевидно, что наша работа является одним из наиболее важных факторов, определяющих наши чувства — позитивные или негативные. Что бы вы ни думали о коммунизме, тот факт, что люди не владеют тем, что они производят, остается. Мы, конечно, как психологи или изучающие психологию, можем подумать о том, как ежедневная работа в таких условиях влияет на наше психическое благополучие.

Существует одна довольно известная статья Мелвина Симана 1950-х годов, которая называется «О значении отчуждения». В нем социальный психолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе попытался сформулировать отчуждение в современных психологических терминах. Я собираюсь проследить за ним через четыре из пяти аспектов отчуждения, которые он анализирует (хотя и не так подробно).

1. Бессилие. Когда человек не контролирует то, что он делает, он не имеет никакой власти над тем, что с ним делается. Кто-то, кто работает на фабрике по консервированию бобов, может видеть вокруг себя всевозможных голодных людей и испытывать желание помочь, но их способность помочь не распространяется на раздачу консервов, которые они произвели в тот день. Несмотря на то, что они весь день находятся рядом с едой, им нечего дать.

Дальше: Твердые восемь часов, проведенные на работе, означают, что наш воображаемый консервный завод не мог произвести за это время ничего своего (а если бы и сделал, то это было бы расценено как «воровство»). Вся энергия, которая была потрачена на чужие дела, — это энергия, которую нельзя потратить на себя.

2. Бессмысленность. Когда кто-то знает, что он не будет иметь никакой власти над тем, что он делает, работа, которой он занят, теряет смысл, который он иногда имеет. Если вы подумаете о вещах, которые вы сделали, потому что хотели, вы, вероятно, сможете оценить линию Маркса, которая гласит: «Человек производит, даже когда он свободен от физической потребности, и действительно производит только в свободе от нее». Когда вы сделали это украшение для кого-то или нарисовали эту картину, и процесс, посредством которого вы сделали вещь, и сама вещь имеют смысл именно потому, что вам не нужно было их делать.

Как только ваш труд больше не принадлежит вам, вы не можете делать выбор, который наполняет процесс работы смыслом. Для слишком многих ежедневная рутинная работа ничего не значит, за исключением того, что она означает, что вместо нее нельзя делать ничего другого.

3. Изоляция. Частью привыкания к работе за заработную плату является осознание себя «рабочим». Разные люди по-разному реагируют на это обозначение; одни гордятся своей «трудовой этикой», другие пытаются отказаться от этой самооценки и «работают на выходных». Что ж. Как говорит Маркс, «каждый человек смотрит на другого в соответствии со стандартом и отношениями, в которых он находится как рабочий».

Смотреть на других людей, по сути, как на рабочих означает, что они также должны быть бессильны создать что-либо значимое. Они также отрезаны от деятельности, которая делает кого-то личностью (как в чувстве, так и в действительности) — и, следовательно, гораздо менее интересны, чем один.

Конечно, мы все знаем, что есть гораздо более приземленные способы, которыми наша работа изолирует нас. Мы всегда там, и если мы уходим, то, вероятно, нет наших друзей. Часто люди, которых мы видим чаще всего, являются нашими «коллегами», с которыми у нас нет другого выбора, кроме как увидеться.

4. Самоотчуждение. Что происходит, когда человек бессилен, не может найти смысла в том, что он делает, и изолирован от других людей?

Для Маркса ответ был ясен: люди отчуждаются от самих себя.

Каждый из трех рассмотренных нами аспектов отчуждения соответствует той части человеческой жизни, которую мы обычно считаем существенной. И вот наше собственное «я» становится странным, чуждым: Это не то, чем я должен заниматься, это не то, кем я должен быть . Но экономическое давление, которое вынуждает нас к такому состоянию ума, такое же, что делает невозможным выход из него.

+++

Этот пост едва затрагивает множество проблем, присущих отчуждению, а также множество важных вопросов, связанных с ним, таких как ложное сознание, товарный фетишизм и то, как будет выглядеть неотчуждающее общество. Надеюсь, однако, что найдутся люди, которые поймут спор об отчуждении или просто мимолетное упоминание об отчуждении немного лучше.

Отчуждение — чувства, люди, общество и чувства

Состояние эмоциональной отделенности от других и от собственных чувств.

Подворье отделения Давида в Вако, штат Техас. Чувство отчуждения иногда приводит людей к созданию небольших, сплоченных групп, таких как культы. ( AP/Wide World Photos. Воспроизведено с разрешения.)

Отчуждение — сильное чувство изоляции и одиночества, возникающее по разным причинам. Отчуждение может возникнуть в ответ на определенные события или ситуации в обществе или в личной жизни. Примеры событий, которые могут привести к чувству отчуждения человека, включают потерю харизматического лидера группы или открытие того, что человек, который служил образцом для подражания, имеет серьезные недостатки. Примеры личных событий – смерть в семья , смена работы, развод , или уход из дома в первый раз. Хотя большинство людей может обнаружить, что такие события вызывают временное чувство разочарования или одиночества, небольшой процент не сможет преодолеть эти события и будет чувствовать себя безнадежно брошенным на произвол судьбы и одиноким.

Многие социологи наблюдали и комментировали рост этого чувства отчуждения среди молодежи с 1960-х годов. Они связывают это отчуждение с различными социальными условиями: быстрыми изменениями в обществе в этот период, ростом злоупотребления алкоголем и наркотиками, насилие в средствах массовой информации или отсутствие общих ценностей в культуре в целом. Некоторые социологи отмечают, что люди становятся отчужденными, когда они воспринимают правительство, работу или образовательные учреждения как холодные и безличные, не реагирующие на тех, кто нуждается в их услугах. Целые группы могут испытывать отчуждение — например, этнические меньшинства или жители городских кварталов, которые считают, что возможности и преимущества основного общества им недоступны.

Ощущение отчужденности от общества — не единственный способ переживания человеком отчуждения: иногда индивидуум ощущает отчуждение как дисгармонию со своим истинным «я». Это состояние развивается, когда человек принимает социальные ожидания (например, возглавить семейный бизнес), которые противоречат его истинным целям, чувствам или желаниям (возможно, быть учителем). Он может казаться успешным в роли, которую другие ожидают от него, но его истинное желание скрыто, из-за чего он чувствует себя глубоко противоречивым и одиноким.

На рабочем месте рабочие места становятся все более специализированными с 1700-х годов и Промышленной революции. Рабочие могут видеть мало связи между выполняемыми ими задачами и конечным продуктом или услугой и, таким образом, могут чувствовать сильное одиночество в загруженной рабочей среде. В 1840-х годах американский писатель и философ Генри Дэвид Торо (1817–1862) заметил, что «масса людей живет в тихом отчаянии. То, что называется покорностью, на самом деле является подтвержденным отчаянием». Торо справился со своим чувством отчуждения, ведя уединенную, простую жизнь на берегу Уолденского пруда в сельской местности Массачусетса. Он чувствовал себя там менее изолированным, хотя и жил в одиночестве, чем когда жил в городе, в окружении людей. Живя в городе, он ежедневно сталкивался с чувством отчуждения, так как его деятельность не отражала его истинных чувств и желаний.

Отчуждение у разных людей проявляется по-разному. Некоторые становятся замкнутыми и вялыми; другие могут реагировать враждебностью и насилием; третьи могут стать дезориентированными, отвергая традиционные ценности и поведение, принимая диковинную внешность и неустойчивые модели поведения. По мере того как общество претерпевает быстрые изменения, а традиционные ценности и стандарты поведения подвергаются сомнению, некоторые люди находят мало того, во что они могут поверить, и поэтому им трудно построить реальность, в которой они могут найти место для себя. Именно по этой причине социальные и культурные убеждения играют столь важную роль в возникновении или предотвращении чувства отчуждения.

Психологи помогают людям справиться с чувством отчуждения, разрабатывая упражнения или разрабатывая конкретные задачи, чтобы помочь человеку стать более вовлеченным в жизнь общества. Например, определяя истинные чувства отчужденного человека, психолог может предложить волонтерскую деятельность или смену работы, чтобы привести человека в контакт с обществом таким образом, который имеет для него или нее значение.

Некоторые предлагают бороться с эпидемией отчуждения среди молодежи Америки путем поощрения социальных решений, а не индивидуальных решений. Одним из таких социальных решений является идея коммунитаризма, движение, зародившееся в начале XIX в.90-х Амитай Этциони, профессор социологии из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Этциони стал популярным оратором и писателем в середине 1990-х годов после публикации своей книги « Дух сообщества». Etzioni выступает за возвращение к общественным ценностям, чтобы заменить безудержное отчуждение современной культуры, образование для укрепления общей общественной морали с упором на семейные ценности и строгое соблюдение мер по борьбе с преступностью.