Отклоняющееся: Девиантное поведение – что это такое в социологии и психологии, основные виды — Психолог
Девиантное поведение – что это такое в социологии и психологии, основные виды — Психолог
Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.
Девиантное поведение – что это такое ?
Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:
- Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
- Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
- Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.
Девиантное поведение в социологии
На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.
Признаки девиантного поведения
Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:
- Вызывают осуждение взрослых.
- Наносят вред подростку и окружающим его людям.
- Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
- Способствуют снижению успеваемости в школе.
- Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
- Снижают самооценку и порождают комплексы.
Причины девиантного поведения
Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:
- Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
- Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
- Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
- Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.
Формы девиантного поведения
Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.
Аддиктивное поведение
Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:
- пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
- тяга к азартным и компьютерным играм;
- проституция.
Делинквентное поведение
Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:
- Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
- Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
- Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.
Аморальное поведение
Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.
Суицидальное поведение
Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.
Последствия отклоняющегося поведения
Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.
Коррекция девиантного поведения
Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:
- Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
- Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
- Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
- Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.
Профилактика девиантного поведения
Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность. Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:
- Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
- Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
- Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.
Понятие отклоняющегося поведения — Медицинский портал EUROLAB
Отклоняющееся (девиантное — от позднелат. deviatio — отклонение) поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят: преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т. п.). Как правило, существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению, значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении такого рода поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в виде делинквентных (от лат. delinquens) — противоправных и аутоагрессивных поступков может быть как патологическим, обусловленным различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и непатологическим, то есть психологическим (Амбрумова).
Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются следующие (Ковалев):
1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера;
2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;
3) полиморфизм девиантного поведения, то есть сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера — антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;
4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня — аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;
5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.
Клинико-физиологические основы отклоняющегося поведения. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связаны в основном с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности (F60-F69), ранними проявлениями формирующихся психопатий (ядерных и органических (F60-F69)), а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями (F07.0).
Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства описаны Ковалевым. Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции являются психогенными личностными реакциями, проявляющимися в стереотипных отклонениях поведения (по типу «клише»), которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определенный «потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников, а также, как правило, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами и ведут к более или менее длительным нарушениям социальной адаптации. Эти реакции отличают от реакций «характерологических» — непатологических нарушений поведения у детей и подростков, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями. Патологические ситуационные реакции чаще развиваются постепенно на основе психологических, однако у детей и подростков с психопатическими чертами характера, резидуально-органическими церебральными изменениями, даже минимальными, а также при патологически протекающем пубертатном кризе эти реакции могут сразу возникать как патологические.
Патохарактерологические реакции, в противоположность острым аффективным, оказываются затяжными, продолжительными нарушениями — они длятся многие недели, месяцы и даже годы. Проявляются, в основном, ситуативно обусловленными патологическими нарушениями поведения: делинквентностью, побегами из дома, бродяжничеством, ранней алкоголизацией и употреблением других психоактивных веществ, суицидальным поведением, транзиторными сексуальными девиациями (F69. 5). Среди делинквентных подростков до 16 лет 71% алкоголизируются, 54% совершают побеги из дома; у 10% отмечаются сексуальные девиации, у 8% — суицидные попытки (Семке).
Психогенные патохарактерологические формирования личности (F60-F69) представляют собой становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций, прежде всего вызывающих патологические ситуационные реакции личности). Это понятие тесно связано с разработкой представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности — «реактивной психопатии» по Краснушкину, «краевой психопатии» по Кербикову.
Под психопатиями (F60-F69) в клинической психиатрии понимают патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью патологических расстройств, в той или иной мере препятствующих полноценной социальной адаптации субъекта.
Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте является спорной в связи с незрелостью, несформированностью структуры личности в эти периоды жизни. Тем не менее исследования ряда отечественных психиатров (Сухарева и др.) показали существование ряда форм психопатий, прежде всего конституциональных («ядерных») не только в подростковом, но и в детском возрасте.
В детском возрасте (примерно к 11-12 годам), по данным Личко, проявляются основные компоненты психопатий эпилептоидного (F60.30) и шизоидного типа (F60.1), а у старших подростков — признаки неустойчивого (F60.3), истерического (F60.4) и гипертимного типа (F60.3).В отличие от психопатий, при психопатоподобных состояниях (F61.1) происходит не нарушение процесса формирования личности, а ее «поломка», дефект, связанный с экзогенным (инфекционным, травматическим и др.) повреждением механизмов и структур формирующейся личности. Общей основой этих состояний является вариант органического психосиндрома (F07.9), характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности. Психоорганический синдром — симптомокомплекс нарушений памяти, интеллекта и аффективности, характеризующийся истощаемостью психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением памяти, прежде всего, расстройством процессов произвольного запоминания и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-ситуативные признаки явлений.
Также в разделе: Психология отклоняющегося поведения:
что это такое, причины, виды, коррекция и профилактика
Всем хоть раз в жизни приходилось нарушать правила. Кто-то привык бросать фантик на землю, а не в урну. Кто-то зависает 24 часа в сутки в компьютерных играх, ни с кем не общаясь, не работая, не высыпаясь и толком не питаясь. А кто-то доводит себя до изнеможения различными диетами.
Мало кто знает, что все эти действия подпадают под девиантное поведение — отклонения от нормы. Большинство людей считает, что оно присуще только наркоманам, алкоголикам, преступникам и другим асоциальным элементам общества. Психологи более неумолимы: согласно их статистике, 90% людей (время от времени или постоянно) являются девиантами.
Основные понятия
Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.
Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.
Социология
Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.
Медицина
Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.
Психология
В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.
Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.
Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.
Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.
Существующие проблемы
Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.
Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.
Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».
Причины
Биологические
Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.
Психологические
Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).
Социологические
Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.
Теории
На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.
Биологические теории
Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.
Ломброзо
Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:
- упорные в своей злобе и свирепстве;
- недоразвитые;
- не способные обуздать свои инстинкты;
- не поддающиеся исправлению;
- обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.
Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.
Шелдон
К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:
- эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
- мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
- эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.
Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.
Гоув
Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:
- чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
- на втором месте — подростки 13-17 лет;
- на третьем — 25-30 лет;
- и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.
Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:
- близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
- усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
- мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.
Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.
Социально-психологические теории
Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.
Дюркгейм
Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.
Мертон
Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.
Беккер
Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.
Психологические теории
Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.
Экзистенциально-гуманистическая
Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.
Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.
По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.
Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.
Психодинамическая
В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.
Поведенческая
Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.
Когнитивная
Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.
Проявления
Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:
- несоответствие общепринятым социальным нормам;
- их нарушение;
- негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
- нанесение реального ущерба окружающим и себе;
- устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
- общая направленность самой личности — разрушающая;
- социальная дезадаптация.
В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:
- агрессивность;
- неуправляемость;
- скрытность;
- склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
- резкая смена настроения;
- стремление к неформальным группировкам;
- сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
- нарушение законов.
Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).
Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю. Поэтому к отклонениям её не причисляют.
Классификация
Проблема классификации
Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.
Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:
- Какие именно основные формы поведения — девиации, а какие — Реакция, продиктованная характером или личностными установками?
- Какие критерии есть для того, чтобы отличить норму от девиации?
- Существует ли положительное девиантное поведение, или оно носит только разрушающий характер?
Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.
Девиантное поведение: каковы его причины и когда закладывается
Время чтения 7 минут
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
<<Оглавление>>
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
- Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
- Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
- Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
- Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
- Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
- Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
- Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
- Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
- Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
- Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
- Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
- Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
- Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
- Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
- Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
- Правосознание человека.
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Негативное и позитивное отклоняющееся поведение
Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?
Отклонение от нормы
Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.
Структурный функционализм
Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.
Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.
Символическое взаимодействие
Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.
Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.
Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.
Социальный конфликт
Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.
Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное
В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:
- Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
- Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
- Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.
У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.
Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.
Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.
Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.
Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.
Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма
Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.
4 основные функции отклоняющегося поведения
Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:
- Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
- Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
- Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
- Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.
Теория деформации Мертона
Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.
Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.
Положительная девиация
Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.
Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.
Особенности восприятия
Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».
Быть не таким, как все — это плохо?
Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.
Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.
Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.
Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.
что это, виды, причины, характеристики
Понятие «девиантное поведение»
Любые поведенческие формы в человеческом обществе сравниваются с понятием социальной нормы. Это необходимость, потому что существование всякой системы подчинено состоянию равновесия. Беспорядок равен разрушению. Социальные нормы (образец, правило) регулируют, контролируют жизнь общества. В противовес им существует девиантное поведение.
Девиантное поведение — поведение отличное от социально одобряемого (deviation — отклонение). Выражается в единичном или системном нарушении общепринятых норм — нравственных или правовых. Или в их полном неприятии. Проще говоря, девиантным называется проблемное поведение, имеющее такие маркеры как устойчивость, длительность, повторяемость.
Подобная анормальность в широком смысле определяется по-разному:
- Негативная — способствующая разрушению социальной среды. К этой категории относят алкоголизм, наркоманию, самоубийство, правонарушения.
- Позитивная — связанная с преобразованием устаревших норм, их качественным изменением в рамках социальной системы. Позитивный аспект чаще всего связан с творчеством, геройством, новаторством, аскетизмом, самопожертвованием.
Возникновение девиантологии как науки относят к XIX веку, основателем считается Э. Дюркгейм — французский социолог. К современным разновидностям девиантного поведения можно отнести трудоголизм, алкоголизм, наркоманию, отклонения в сексуальной сфере, суицид, зависимость от игр. Девиантом является человек, демонстрирующий подобные отклонения. Единичные свойства изучаются медиками и психологами, массовые исследуют социологи.
С медицинской точки зрения
Медики относят девиацию к нервно-психическим отклонениям, в рамках которых нарушается взаимодействие между людьми. В описании подобных состояний акцентируются психические особенности индивида. Выражение акта происходит в поступках и словах.
Девиантное поведение в этом случае связывают с расстройством личности и отклонениями в поведенческих типах. Многообразные невротические проявления лечат антидепрессантами, транквилизаторами, седативными препаратами. Излечение от алкогольной и наркотической зависимостей так же не проходит без лекарственных средств. Психиатрия работает с мышлением и поведением девианта, меняя морально-нравственные ценности и устойчивые характерные черты. Однако у психически здоровых людей тоже выявляют признаки различных девиаций.
С социологической точки зрения
Социологи рассматривают подобные состояния как массовые явления, несущие угрозу жизни и здоровья человека. В данном контексте рассматривается процесс формирования устоев и ценностей социальной среды, его трансформация и нарушения. Специалистов интересует понятие регламентированного признака нормы, характерного для большинства среднестатистических людей. В фокус социологов попадает как сам индивид, так и его окружение.
Чем опасно такое поведение
В первую очередь необходимо отметить — многообразные формы и проявления отклоняющегося поведения имеют один существенный критерий: они относятся к разрушительным (деструктивным). Вызывают осуждение и негативную оценку окружающих. Для личности следствием становятся истощение организма, социальная и психологическая дезадаптация, одиночество. Окружение сталкивается с насилием, смертью, страданием. Общество захватывает криминализация. Есть мнение, что девиантное поведение характерно в основном для подростков — самой нестабильной и уязвимой социальной группы.
Причины поведения
Говоря о причинах девиантного поведения выделим несколько факторов влияния:
- К социальным относят окружающую среду, в которой растёт и воспитывается индивид. Дети из неблагополучных семей в первую очередь подвержены риску закрепления поведенческих отклонений в результате неадекватного воспитания, неуважительного отношения друг к другу и окружающим.
- Генетические и психологические особенности характера могут инициировать различные девиации. В совокупности с окружающими факторами приводят к развитию психо- и социопатий, которые полностью подчиняют себе человека. В этом случае речь идёт о личностных факторах.
- Врождённые или приобретённые заболевания биологически обосновывают девиантное поведение. Например, имеющиеся нарушения мозга ребёнка повлекут трансформацию интеллектуальных функций, такой ребёнок не поймёт, что бить других — плохо.
Однако некоторые учёные отвергают подобную классификацию. Они считают, что проявление девиации правильнее связывать с общественными явлениями. Рассмотрим их.
Несогласованность целей и средств достижения
Современный мир культивирует успех и богатство. Но не все люди законно достигают подобных целей. Разочаровавшись в собственных талантах, способностях и возможностях, человек может выбирать незаконные методы: обман, подлог, воровство. Другим видом социального отклонения станет отказ от цели, замена её на иллюзию — алкоголь, наркотики. Конфликт общественных норм, неопределённость в выборе генеральной линии поведения могут привести к бунту против системы, общества, культуры. Причины подобной маргинализации заключаются в разрыве социальных, экономических, духовных связей.
Пристрастие к алкоголю и наркотикам
Доступность алкоголя и табака, легализация наркотиков — всё это последствия модернизации общества. Возникает массовый спрос (особенно у молодёжи) на подобные виды зависимости. Человек не находит в жизни чего-то ценного или находится в напряжении из-за ситуаций в семье, на работе. Убегая от действительности, использует алкоголь как расслабление. Но подобные социальные патологии лишь увеличивают рост числа психических заболеваний, потому что эмоциональное состояние индивида попадает в зависимость от химии. Алкоголизм и наркомания могут служить катализатором для формирования других видов девиантного поведения. И одновременно ухудшают человеческий генофонд.
Психическое заболевание
Психические отклонения могут быть вызваны внутренними и внешними факторами. К эндогенным (внутренним) относят атрофию человеческого мозга, шизофрению, эпилепсию, маниакально-депрессивный психоз. Экзогенные (внешние) возникают в результате воздействия окружающей среды. К ним относятся различные симптоматические и интоксикационные психозы. Неврозы связывают со слабой формой девиации. Это многообразные фобии, депрессии. К сильной и социально-опасной форме причисляют психозы: шизофрению, паранойю.
Отсутствие мотивации
Лишнее время обычно не задействуется продуктивной работой. Это приводит к скуке и отсутствию мотивации. Любой подросток нуждается в возможности самоутвердиться на социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Поддавшись слабоволию и влиянию окружения, дети становятся легкомысленными, внушаемыми. Деформируются потребности, интересы. Осознанное побуждение к волевым актам, выборам путей достижения целей поможет сформировать мотивационную структуру личности.
Социальное неравенство и несправедливость
Учёные и специалисты утверждают, искоренение девиантного поведения в современном обществе невозможно. Это заявление связано с распространённой трансформацией личности в условиях переживания состояния деморализованности при неблагоприятных условиях. Причинами часто становятся социальное неравенство и неудовлетворённость собственным положением. Нищета, безработица, материальные трудности оказываются препятствием в самореализации, достижении успеха, высокого заработка, публичного признания. Человек не находит легальных способов в быстром удовлетворении запросов, выбирая противоправные.
Основные формы девиантного поведения
Зависимость от алкоголя, наркотиков, сигарет
Зависимость (аддикция) — это первостепенная характеристика аддиктивного девиантного поведения. Употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение относят к химической зависимости.
Отравляющие вещества крайне негативно воздействуют на сознание. У человека со временем формируется устойчивая привычка. Он втягивается и уже не чувствует себя комфортно без губительной наклонности. Отравляющие вещества крайне негативно воздействуют на сознание. Начинается процесс деградации. Человек не контролирует себя, появляются признаки агрессии, гнева. Подобные вещества способны стать катализатором для других форм девиации.
Психологическая зависимость
Ещё одна из форм аддиктивного поведения. Выражается в зависимости от окружающих, их мнения, поступков, настроения. В качестве яркого примера можно упомянуть болезненную зацикленность на конкретном человеке — чаще всего, партнёре или предмете влюблённости. Нарушается психологический комфорт, личность уходит от реальности, попадает в рабскую зависимость от некоей власти. Распространена психологическая зависимость от еды, интернета, компьютерных игр.
Противоправное поведение
Подобное поведение относят к делинквентному. Оно опасно не только для индивида, как в первых двух случаях, но и для общества в целом. Трактуется с позиции наличия состава правонарушений.
Делинквент — тот, кто совершает преступление.
В этом случае речь идёт о полной утрате или деформации моральных качеств. Характерные примеры: воровство, вандализм, хулиганство, мошенничество. Если у подростков подобные действия могут связываться с попыткой утвердиться, завоевать некий статус, у взрослых — это устойчивый способ взаимодействия с окружающей средой.
Антиморальное поведение
Подобный образ действий выражается в отталкивающем, вызывающем поведении на людях. Человек нарушает моральные принципы посредством поступков, слов. Единых критериев-характеристик порой не существует: для разных обществ антиморальными считаются разнородные действия и поступки. Но есть и общие для всех: использование нецензурной лексики, проституция, публичные оскорбления.
Признаки девиантного поведения
Агрессивность
Агрессивность (с латинского переводится как «нападение») — мотивированная разрушительная манера держаться. Подобный способ реагирования содержит причинение морального и физического ущерба людям, животным.
Скептики могут заметить, что агрессия неотделима от жизни общества, ведь большинство людей только на словах отвергают её, а на самом деле ежедневно демонстрируют в повседневных ситуациях, таким образом, подчиняя себе других. Но агрессия может быть как позитивной, направленной на выживание, оборону, так и негативной, связанной с разрушительными способами достижения цели.
Агрессия бывает направленной на себя или на внешние объекты. Проявляется в конфликтности, давлении, угрозах, применении физической силы. Скрытая агрессия обнаруживается в отказе от общения, бездействии, причинении себе вреда, самоубийстве. Интенсивным проявлением агрессии называют ненависть, крайняя форма которой может трансформироваться в желание подчинять, унижать, уничтожать её объект. Агрессивное поведение подростков относят к возрастным реакциям.
Патологическая агрессия — это качественные изменения психической деятельности, которые приводят к противоправным действиям и представляют реальную проблему человечества.
Неуправляемость
Отклонение проявляется в тотальном недоверии и потере контроля. Человек становится нервным, прекращает следить за поступками, анализировать собственные действия. Напряжение влияет на мыслительный процесс, нарушаются логические связи, формируется неуверенность в себе. Сочетание агрессивности и замкнутости разрушает социальные контакты. В итоге происходит эмоциональный сбой, человек теряет собственную личность и не понимает, куда дальше двигаться.
Перемена настроения
Для девиантных форм характерны скачки настроения, потому что в таком состоянии индивид не способен контролировать собственные эмоции. Перемены настроения связаны с напряжением нервной системы, её возбудимостью, истощением организма. Подобное состояние чревато отсутствием рассудительности, логики. Отсутствует концентрация внимания. Периоды возбуждения и пассивности ведут к значимым изменениям в поведении человека.
Скрытность
Для того, чтобы остаться незамеченным, избежать критики или замаскировать различные нарушения, приходится прикладывать внушительные усилия. Последствием становится скрытность, которая последовательно порождает подозрительность, склонность к обману, эмоциональное истощение. В результате обман приравнивается к норме, индивид перестаёт его замечать. За скрытностью так же может скрываться психологическая травма.
Способы борьбы с девиантным поведением
В первую очередь профилактика должна затрагивать ранний возрастной аспект коррекции подобного поведения. Причина состоит в том, что основные характеристики личности закладываются в детском и подростковом возрасте. Раннее формирование и усвоение положительных социальных навыков ведёт к гибкости в адаптации общественному мнению, развитию уверенности в себе, закреплению полезных привычек, помогает минимизировать негативные проявления в зачатке.
Родителям рекомендуется применять формы деятельности контрастные отклоняющемуся поведению ребёнка: спортивные занятия, турпоходы, творчество. Подростков могут заинтересовать амбициозные цели в освоении сложных профессий, развивающие путешествия. И тем, и другим требуется тёплое, доверительное общение с родителями. В этих условиях взращивается умение отстаивать собственное мнение и принципы.
Наблюдая за собственным ребёнком, необходимо отслеживать ранние стадии негативных проявлений:
- неконтролируемые вспышки гнева;
- нарушение установленных правил;
- рецидивы злобы, мстительности;
- компьютерная зависимость;
- позывы к разрушению чужой собственности и нанесению ущерба другим людям.
Взрослый современный мир предъявляет высокие требования к эмоционально нестабильному, застенчивому подростку-максималисту. Ему непросто справляться с ответственностью, самоограничением. Поэтому на родителей и педагогов ложится серьёзное обязательство по формированию и закреплению морально-этических установок, выбору и коррекции методов воспитания.
Таким образом, при наличии неблагоприятных внутренних и внешних факторов подобное поведение приобретает устойчивые формы и может приводить к общественно опасным моделям. Психология девиантного поведения состоит в том, что человек в таком состоянии не относит свои действия к разрушительным и полностью сосредотачивается на собственных нуждах. Развитие личности останавливается, человек не приносит обществу никакой пользы.
Чтобы девиантные формы не стали нормой, помогут меры общественной профилактики:
- гибкая структура государственной, общественной социальной помощи;
- поддержание достойного уровня жизни населения, равенства перед законом;
- раскрытие личного потенциала и достижение жизненных целей;
- нравственное, духовное развитие, наличие смысла в жизни.
ριες μεταφράσεις | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
deviate⇒ vi Intransitive object, например, глагол непереходный текст , пример глагола: глагол . «Он прибыл ». | (сойти с курса) | παρεκκλίνω, εκτρέπομαι ρ αμ ρμα αμετάβατο : Δεν συνδυάζεται με αντικείμενο, κοιμάμαι, διψάω, πεινάω κλπ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После того, как пилот доработал план полета, он не может отклоняться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отклонение от [sth] vi + Prep | (отклонение от: курса) ( την πορεία ) | παερεκκλίνω από κτ παερεκκλόνω απτ κτ παερεκκλνω από κτ παερεκκλνω από κτ υαεκκκλνω από κτ , υμ ρήανταταιντα .χ. θέλω να μήλο , αγαπάω τα παιδιά μου κλπ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
( από μονοπάτι, δρόμο ) | βγαίνω από κτ ρ αμ ρμε αμετάβατο : Δεν συνουάζ, μενουζ.χ. κοιμάμαι, διψάω, πεινάω κλπ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
( καθομιλουμένη ) | ξεστρατίζω ρ αμ ρήμα αμετάβατο : Δεν συεεζνται, μνδυάζενκι. κοιμάμαι, διψάω, πεινάω κλπ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ян решил отклониться от тропы и прогуляться по пляжу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отклонение от [sth] vi + prepare | (не соответствует обычному [sth]) | παρεκκλίνω από κτ, αποκλίνω από κτ ρ000
отклоняющийся 是 什么 意思 _deviating 在线 翻译 _ 英语 _ 读音 _ 用法 _ 例句 _ 海 词 词典英 [‘diːvieɪt] 美 [‘diːvieɪt]
новые deviate 的 英文 翻译 是 什么 意思 , 词典 释义 与 在线 翻译详尽 释义v. (动词)
双 解释 义Версия (动词)
英 英 释义Существительное:
отклонение 的 用法 和 样例 :例句用作 动词 (ст.)
常用 短语用作 动词 (v.)
词汇 搭配用作 动词 (v.) 副词 + ~ +经典 引文
отклонение 的 详细 讲解 :词义 辨析
词源 解说
отклонение 的 相关 资料 :近 反义词【近义词】 【反义词】 临近 单词单词 deviating 的 词典 定义。 @ 海 词 词典 — 最好 的 学习 型 词典 以上 内容 独家 创作 , 受 著作权 保护 , 侵权 必 究Примеры и определение обозначенияОпределение обозначенияОбозначение обычно определяется как буквальное или словарное значение слова в отличие от его коннотативного или ассоциированного значения. Попробуем разобраться в этом термине на примере. Если вы поищете значение слова «голубь» в словаре, вы увидите, что оно означает «разновидность голубя, дикая и одомашненная птица с тяжелым телом и короткими ногами». В литературе, однако, часто можно встретить слово «голубь», означающее символ мира. Обозначения и коннотацииВ литературных произведениях мы считаем обычной практикой для писателей отклоняться от словарных значений слов для создания более свежих идей и образов.Такие отклонения от буквального значения называются «образным языком» или «литературными приемами», например метафоры, сравнения, персонификации, гиперболы, преуменьшение, парадоксы и каламбуры. Даже в повседневной беседе мы отклоняемся от словарных значений слов, предпочитая коннотативные или связанные значения слов, чтобы точно передать наше сообщение. Ниже приведен список некоторых распространенных отклонений от денотативных значений слов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни:
Краткие примеры обозначений
Примеры обозначений в литературеПример № 1: Ремонт стены (Роберт Фрост)
Drilling Rig TechnologiesБурение нефтяных скважин — сложная операция, и в буровой отрасли для бурения нефтяных / газовых скважин на глубину более 6000 метров используются услуги персонала и сложный набор оборудования и материалов. В буровой отрасли наблюдается технический прогресс, однако Достижения не изменили того факта, что, помимо использования сложной техники, успешное бурение является результатом огромных коллективных усилий.Многочисленный персонал операционной компании и нескольких сервисных компаний работают вместе над бурением и завершением нефтегазовой скважины. Буровая установка используется для бурения скважины, и для этого требуются квалифицированный персонал, различное оборудование и применение самых разных технологий. Когда начинается проект бурения, необходимо достичь двух целей:
Общие затраты на скважину должны быть оптимизированы, и эта оптимизация может повлиять на то, где будет пробурена скважина (на суше — на большом удалении или на море над пластом), на применяемую технологию бурения (обычное бурение или бурение малых стволов), а также на процедуры оценки запустить для сбора геологической информации для будущих буровых проектов. Роторное бурение — самая эффективная технология, применяемая в нефтегазовой отрасли. Это технология бурения, основанная на непрерывном круговом вращении долота для разрушения горных пород, в то время как буровые растворы циркулируют через долото и поднимаются по стволу скважины к поверхности, что позволяет безопасно и эффективно бурить скважину. Установка вращательного бурения Буровая установка состоит из набора оборудования и механизмов, расположенных на так называемой буровой площадке, и обычно буровая установка принадлежит не нефтяной компании, а буровым сервисным компаниям, которые сдают в аренду буровую установку вместе с операторами и строят скважину. согласно спецификации клиента. Наиболее важные элементы оборудования показаны на рисунке ниже. Сводка невыполненных ордеров при торговле фьючерсамиПри торговле на фьючерсном рынке может показаться, что ордер не размещен или ордер не исполнен. Вот несколько возможных причин. Причины невозможности размещения ордеров:
Причины невыполненных заказов:
|