Отклоняющееся поведение и социальный контроль: § 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Лекция № 6. Социальный контроль и девиантное поведение

    1. Нормы и санкции как элементы социального контроля. Агенты социального контроля.

    2. Концепция социального контроля Бергера.

    3. Девиантное и делинквентное поведение.

    4. Социологические теории девиации.

    1. Социальный контроль– это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.

    Это понятие включает в себя два главных элемента – нормыисанкции.

    Социальные нормы – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

    Нормы — некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

    Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

    Нормы формируют социальные отношения в группе и обществе и упорядочивают систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

    Нормы люди стараются соблюдать, так как они являются стражниками ценностей.Различия междунормойиценностьювыражаются так:нормы – правила поведения, ценности абстрактные понятия о том, что такое добро, зло и т.д.

    — отмечены санкции.

    Социальные нормы, упорядочивая поведения людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

    Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет следующий вид:

    Привычки

    Обычаи

    Традиции

    Нравы

    Законы

    Табу

    Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах).

    Функции социальных норм:

    • регулируют процесс социализации;

    • интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

    • служат эталонами поведения;

    • контролируют девиантное поведение.

    Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой — санкциями.

    Социальные санкции— разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

    Выделяют четыре типа санкций:

    Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

    Позитивные Негативные

    Ф +

    Ф —

    Формальные

    Н +

    Н —

    Неформальные

    Рисунок 2. Типы социальных санкций

    Формально позитивные санкции (Ф +)– публично одобряемые со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): государственные премии, правительственные награды, почетные грамоты, допуск к высоким должностям (например, избрание председателя правления).

    Неформальные позитивные санкции (Н +)– публичное одобрение не исходящее от официальных организаций, лестный отзыв, улыбка, дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение.

    Формальные негативные санкции (Ф — )– наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности и т.д.

    Неформальные негативные санкции (Н — )– наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, пренебрежение,

    клевета, недоброжелательный отзыв.

    Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним ивнутренним.

    Самоконтроль(внутренний контроль)– это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами.

    Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

    Внешний контроль

    – совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе.

    Он бывает:

    неформальный(внутригрупповой) – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, которое выражается через традиции и обычаи;

    формальныйконтроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

    Неформальный контрольмогут выполнять семья, друзья, знакомые. Их называютагентами неформального контроля.

    Формальный контроль осуществляют специально обученные люди. Их тоже называют агентами, только формального контроля. Это судьи, полицейские, психиатры, соц. работники и т.д. Формальный контроль могут осуществлять и институты, такие как: суды, образование, армия, производство, СМИ, правительство.

    2.Согласно концепции социального контроля П. Бергера, человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих различные формы социального контроля. Каждый круг – новая система контроля.

    политико-юридическая система;

    1. о

      бщественная мораль, обычаи и нравы;
    2. профессиональная система;

    3. н

      5

      еформальные требования;
    4. с

      4

      Таким образом, Бергер приходит к выводу, что общество всей своей громадой подавляет человека.

      емья и частная жизнь.

    2

    3

    1

    Рисунок 3. Человек в системе

    социального контроля.

    3.Отклоняющееся поведение в обществе социологии называютдевиантным.Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности.

    В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются.

    В зависимости от того, являются ли они позитивными или негативными, все формы девиантного поведения можно расположить на двух полюсах. Так террористы, преступники, вандалы, самоубийцы – это группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое обществом поведение. А национальные герои, ученые, писатели, миссионеры – относятся к группе людей, чье поведение в обществе одобряется.

    Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из “героев” и на эти же 10-12% из “нарушителей”.

    По мнению Н. Смелзера, девиация– это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и проводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

    При этом он считал, что девиация является естественной формой проявления в обществе.

    Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пятьтипов поведения:

    Таблица 8.

    Способы адаптации

    Общественные цели

    Социально одобряемые средства

    1. Конформизм

    +

    +

    2. Инновация

    +

    3. Ритуализм

    +

    4. Ретритизм

    5. Бунт

    + / —

    + / —

    1. Конформизм– (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

    2. Инновация– предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.

    3. Ритуализм – предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства.

    4. Ретритизм– наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства.

    5. Бунт– одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств.

    Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология.

    В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

    Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное(преступное) поведение.

    Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других.

    Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства.

    Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию.

    4. Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути,аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.

    Теория культурного переноса. Французский социолог Г.Тард одним из первых пришел к выводу, что существует сходство между способами выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. По его мнению, преступники, как и законопослушные граждане, подражают поведению тех индивидов, с которыми либо встречались, которых знали, либо слышали. Но в отличие от порядочных людей, девианты подражают поведению преступников.

    Другой ученый Э. Сазерленду пришел к выводу: чем раньше и интенсивней у индивида будут контакты с криминальным окружением, тем выше вероятность, что этот индивид тоже станет правонарушителем. Но не одно простое подражание задействовано в этом процессе. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения. Очень много зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

    Социальный контроль в регулировании девиантного поведения молодежи (на материалах Приморского края)

    Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/80476

    Title: Социальный контроль в регулировании девиантного поведения молодежи (на материалах Приморского края)
    Other Titles: Social Control in the Regulation of Youth Development Behavior (on Materials of the Primorsky Territory)
    Authors: Dekin, I.
    Kostina, E.
    Декин, И. А.
    Костина, Е. Ю.
    Issue Date: 2019
    Publisher: Уральский Федеральный университет
    Citation: Декин И. А. Социальный контроль в регулировании девиантного поведения молодежи (на материалах Приморского края) / И. А. Декин, Е. Ю. Костина. — Текст : электронный // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 477-485.
    Abstract: The article considers different approaches to the concepts of «standard» and «deviant behavior», reveals the situational and personal component of deviation. The article attempts to outline the main characteristics and boundaries of deviant behavior as a social phenomenon, describes the problem of deviation in the youth environment. The authors trace the evolution of ideas about deviation, deviant behavior and social control, indicating that deviation is closely related to the social adaptation of young people, which, in turn, is a factor of stability and sustainable development of society. Deviant behavior is most pronounced among young people, because this age group has not yet fully developed its own worldview, system of values, and they are more susceptible to the influence of others. The authors of the article have analyzed the deviation in the youth environment in the Primorye Territory, revealed the main trends in the registered offenses of this age group in the region. The basic factors which provide decrease in indicators of offenses among youth are analyzed. The attempt to reveal the basic possibilities of social control in regulation of deviant behavior of youth is undertaken. On the basis of generalization of the knowledge presented in the scientific literature and the analyzed data of statistics the recommendations on strengthening the role of social control in prevention of deviation of youth are developed. The authors point out that the impact of social control on young people’s deviant behavior should be investigated.
    В статье рассмотрены различные подходы к понятиям «норма» и «девиантное поведение», раскрыта ситуационная и личностная составляющая девиации. В статье предпринята попытка очертить основные характеристики и границы девиантного поведения как социального феномена, описана проблема отклоняющегося поведения в молодежной среде. Авторы прослеживают эволюционирование представлений о девиации, девиантном поведении и социальном контроле, указывая на то, что девиация тесно связана с социальной адаптацией молодежи, которая, в свою очередь, является фактором стабильности и устойчивого развития общества. Девиантное поведение самым выразительным образом проявляется именно у молодежи, так как у данной возрастной группы еще не полностью сформировалась собственное мировоззрение и система ценностей, а также они больше подвержены влиянию окружающих. Авторами статьи проведен анализ девиации (правонарушений, так как по данному виду ведется официальная статистика) в молодежной среде в Приморском крае, выявлены основные тенденции в регистрируемых правонарушениях данной возрастной группы в регионе. Проанализированы основные факторы, которые обеспечивают снижение показателей правонарушений среди молодежи. Предпринята попытка выявить основные возможности социального контроля в регулировании девиантного поведения молодежи. На основе обобщения знаний, изложенных в научной литературе, и проанализированных данных статистики выработаны рекомендации по усилению роли социального контроля в предупреждении девиации молодежи. Авторы указывают на то, что необходимо исследовать воздействие социального контроля на отклоняющееся поведение молодежи.
    Keywords: DEVIATION
    DEVIANT BEHAVIOR
    YOUTH
    SOCIAL CONTROL
    ДЕВИАЦИЯ
    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    МОЛОДЕЖЬ
    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    URI: http://hdl.handle.net/10995/80476
    Conference name: XXII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»
    Conference date: 21.03.2019-23.03.2019
    RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39553253
    ISBN: 978-5-91256-440-6
    Origin: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург, 2019
    Appears in Collections:Когановские чтения

    Show full item record   Google Scholar


    Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

    Презентация по обществознанию(профильный уровень) Отклоняющееся поведение и социальный контроль доклад, проект

    Слайд 1
    Текст слайда:


    Урок 16-18
    Отклоняющееся поведение и социальный контроль

    Обществознание 11 класс
    профильный уровень
    Гудзишевская Н.В.
    МОУ СШ №1
    г. Вилючинск

    Тема: Социальное развитие
    современного общества


    Слайд 2
    Текст слайда:

    Цель урока:
    дать характеристику отклоняющегося поведения

    Задачи урока:

    познакомить с признаками отклоняющегося поведения, его причинами, проанализировать основные формы соци-ального контроля
    развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, срав-нивать, анализировать, делать выводы, рационально ре-шать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объек-тов, участвовать в дискуссии, работать с документами
    формировать отношение к антиобщественным явле-ниям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

    ?


    Слайд 3
    Текст слайда:

    План урока:

    Отклоняющееся поведение.
    Преступность.
    Социальный контроль.


    Слайд 4
    Текст слайда:

    1 Отклоняющееся
    поведение


    Слайд 5
    Текст слайда:

    Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.


    Слайд 6
    Текст слайда:


    Социальный контроль девиантного поведения несим-метричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, в хорошую – одобряются.

    Максимально
    неодобряемое поведение:
    революционеры
    террористы
    непатриоты
    политические эмигранты
    предатели
    атеисты
    преступники
    вандалы
    циники
    бродяги

    Максимально
    одобряемое поведение:
    национальные герои
    выдающиеся артисты,
    спортсмены, ученые, писа-
    тели, художники, полити-
    ческие лидеры
    миссионеры
    передовики труда
    очень красивые и здоровые
    люди


    Слайд 7
    Текст слайда:

    Формы отклоняющегося
    поведения

    Уголовная
    преступность

    Алкоголизм

    Наркомания

    Проституция

    Гомосексуализм

    Азартные
    игры

    Психическое
    расстройство

    Самоубийство

    Табакокурение


    Слайд 8
    Текст слайда:

    Проявления отклоняющегося поведения

    На уровне
    личности

    На уровне малых
    социальных групп

    В деятельности
    государственных и
    общественных
    организаций

    Преступления,
    правонарушения,
    аморальные
    поступки

    Деформации, на-
    рушения нормаль-
    ных взаимоотноше-
    ний (раздор)

    Бюрократизм,
    волокита,
    коррупция


    Слайд 9
    Текст слайда:

    Определите общую черту, присущую любому негативному проявлению отклоняющегося поведения.

    ?


    Слайд 10
    Текст слайда:

    Проявления отклоняющегося поведения

    На уровне
    личности

    На уровне малых
    социальных групп

    В деятельности
    государственных и
    общественных
    организаций

    Преступления,
    правонарушения,
    аморальные
    поступки

    Деформации, на-
    рушения нормаль-
    ных взаимоотноше-
    ний (раздор)

    Бюрократизм,
    волокита,
    коррупция

    Вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности.


    Слайд 11
    Текст слайда:

    ?

    Приведите примеры социальных отклонений, которые сегодня приобре-ли массовый характер.


    Слайд 12
    Текст слайда:

    Социальные отклонения, имеющие массовый характер на современном этапе развития общества:

    наркомания
    алкоголизм
    религиозный фанатизм и экстремизм
    нетерпимость
    терроризм


    Слайд 13
    Текст слайда:

    2 Преступность


    Слайд 14
    Текст слайда:

    Преступность — проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший вред и ущерб обществу.

    Престу́пность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени


    Слайд 15
    Текст слайда:

    Признаки преступности:

    Историческая изменчивость
    Состояние преступности изменяется с течением времени и зависит от содержания, тенденций, причин и условий преступлений. Подвержен изменениям и круг деяний, которые государства считают преступными: идёт постоянная криминализация деяний, которые становятся общественно опасными, и декриминализация поступков, утрачивающих общественную опасность.

    Открытие памятника «челнокам» в Екатеринбурге


    Слайд 16
    Текст слайда:

    Социальная природа

    Как преступники, так и потерпевшие являются членами общества. Преступность всегда причиняет вред не только конкретному лицу, но и обществу в целом. Преступный вред нарушает функционирование общества, его институтов, порядок во взаимоотношениях его членов.
    Причины и условия преступности также носят социальный характер. Преступность взаимодействует с другими социальными явлениями: экономикой, политикой, идеологией, психологией общества, правом и т. д.


    Слайд 17
    Текст слайда:

    Правовая природа
    Основная составляющая часть преступности — преступление. К числу преступлений относятся не все общественно опасные деяния, а лишь те из них, которые являются уголовно-противоправными.

    Негативность
    Преступность приносит ущерб нормальным общественным отношениям и потому считается негативным явлением.


    Слайд 18
    Текст слайда:

    Системный характер
    Преступность не сводится к механическому объединению всех преступлений. Она имеет системные свойства: существуют устойчивые зависимости между отдельными её элементами, а также связи с другими внешними социальными явлениями.


    Слайд 19
    Текст слайда:

    Два аспекта преступности

    Социальный аспект – вред, наносимый обществу, государству или личности

    Правовой аспект – посягательство на правопорядок, совершение деяний, предусмотренных УК


    Слайд 20
    Текст слайда:

    Виды преступлений

    Корыстные
    ( хищения, кражи)

    Международные

    Насильственные, агрессивные
    ( убийства)

    Экономические


    Слайд 21
    Текст слайда:

    ?

    Особую опасность представляет организованная преступность.
    Почему?


    Слайд 22
    Текст слайда:

    Признаки ОПГ:

    два или более человек, которые объединены для совершения преступления
    группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения
    существует своя материально-техническая база: капитал, автотранспорт, средства связи и вооружение
    группа имеет каналы для отмывания денег
    наличие коррупции
    раздел сфер влияния между отдельными группировками


    Слайд 23
    Текст слайда:

    Современное общество предлагает разные способы борьбы с преступностью. Наиболее распространенные подходы к решению этой проблемы:
    ужесточить наказания.
    воспитывать правовую грамотность населения.
    вовлекать молодежь в общественно-значимую деятельность.
    Какой подход вы бы поддержали? Почему?

    ?


    Слайд 24
    Текст слайда:

    3 Социальный контроль


    Слайд 25
    Текст слайда:

    Социальный контроль — это способ саморегуляции системы, обеспечиваю-щий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов посредством нормативного ( в том числе правового регулирования)


    Слайд 26
    Текст слайда:

    Социальный контроль можно свести к двум типам: внутренний, или самоконтроль, и внешний.

    Главная функция социального контроля

    сохранение накопленных социальных ценностей — нравственных законов, норм, правил поведения, обычаев, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.


    Слайд 27
    Текст слайда:

    Самоконтроль(внутренний контроль)

    Индивид самостоятельно регули-рует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
    Проявление внутреннего контроля – совесть.
    Самоконтроль основан на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение властвовать над собой, своими желаниями и прихотями характерно для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Поведение в соответствии с нормами, волевыми усилиями — признак взрослости.


    Слайд 28
    Текст слайда:

    Внешний контроль.

    Неформальный
    (внутригрупповой)

    Формальный
    (институциональный)

    Оценка
    родственников,
    друзей, коллег,
    знакомых

    Общественное
    мнение,
    (традиции и
    обычаи или
    СМИ)

    Система судов

    Образование

    Армия

    Производство

    СМИ

    Политические партии

    Правительство


    Слайд 29
    Текст слайда:

    Важнейшие элементы механизма социального контроля

    Социальные нормы

    Санкции

    Самоконтроль

    Общественное
    мнение

    Индивидуальное
    сознание


    Девиация и контроль | Введение в социологию |

    Цели обучения

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Давать определение девиантности и объяснять природу девиантного поведения
    • Различие между методами социального контроля

    Большая часть привлекательности зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм. (Фото предоставлено Cassiopeija/Wikimedia Commons)

    Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, отклонение является нарушением установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (1906). Это может быть как незначительное, как ковыряние в носу на публике, так и серьезное, как совершение убийства. Хотя слово «девиантность» в повседневном языке имеет негативный оттенок, социологи признают, что девиантность не обязательно плоха (Schoepflin 2011). На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную секцию» автобуса, а девятка из Литл-Рока нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

    «Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие (Becker 1963). Прослушивание вашего iPod по дороге на занятия считается приемлемым поведением. Прослушивание вашего iPod в 14:00. Лекция по социологии считается грубой. Прослушивание вашего iPod во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, следовательно, оштрафованы или заключены в тюрьму.

    Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

    Почему я вожу катафалк

    Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

    Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

    Билл признался, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

    Шёпфлин предположил, что, хотя вождение катафалка рассматривается как выходящее за рамки общепринятых норм, это настолько легкая форма отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и , ты, , безусловно, справишься». Такие анекдоты напоминают нам о том, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

    Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

    Социальный контроль

    Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и соблюдение норм. Основная цель социального контроля состоит в том, чтобы поддерживать социальный порядок , набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

    Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

    Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неформальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные выговоры, тогда как поведение, воспринимаемое как положительное, например, помощь старику переносить сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

    Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

    В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

    «>
    Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
    Неофициальные/официальные санкции
    Неофициальный Официальный
    Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
    Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

    Резюме

    Девиантность – это нарушение норм. Является ли что-то девиантным или нет, зависит от контекстуальных определений, ситуации и реакции людей на поведение. Общество стремится ограничить девиантность с помощью санкций, помогающих поддерживать систему социального контроля.

    https://www.openassessments.org/assessments/1121

    Глоссарий

    отклонение от нормы
    нарушение контекстуальных, культурных или социальных норм
    формальные санкции
    официально признанные и применяемые санкции взаимодействия
    негативные санкции
    наказания за нарушение норм
    позитивные санкции
    поощрения за соблюдение норм
    Санкции
    Средства для обеспечения соблюдения правил
    Социальный контроль
    Регулирование и соблюдение норм
    Социальный порядок
    Организации их практики и поведения на поведении.

    Дальнейшие исследования

    Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, стремящихся улучшить жизнь людей, на http://openstaxcollege. org/l/Positive_Deviance.

    Каталожные номера

    Беккер, Ховард. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Шопфлин, Тодд. 2011. «Девиант за рулем?» Блог Everyday Sociology, 28 января. Проверено 10 февраля 2012 г. (http://nortonbooks.typepad.com/everydaysociology/2011/01/deviant-while-driving.html).

    Самнер, Уильям Грэм. 1955 [1906]. Народные обычаи. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Довер.

     

    Лицензии и атрибуты

    Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован
    • Введение в социологию 2e. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/1-introduction-to-sociology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии.
      • Акерс Р. Л. (1984). Делинквентное поведение, наркотики и алкоголь: какая связь? Сегодняшний Делинк. 3 : 19–47.

        Google ученый

      • Акерс, Р.Л., Крон, М.Д., Ланца-Кадуче, Л., и Радосевич, М. (1979). Социальное обучение и девиантное поведение: конкретный тест общей теории. утра. соц. Ред. 44 : 636–655.

        ПабМед Google ученый

      • Американская психиатрическая ассоциация (1980). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , 3-е изд., APA, Вашингтон, округ Колумбия.

        Google ученый

      • Asendorpf, JB (1992). Преемственность и стабильность личностных черт и паттернов. В Asendorpf, JB, and Valsiner, J. (eds.), Stability and Change in Development , Sage, Beverly Hills, CA, стр. 116–142.

        Google ученый

      • Барратт, Э. С., и Паттон, Дж.Х. (1983). Импульсивность: когнитивные, поведенческие и психологические корреляты. В Zuckerman, M. (ред.), Биологические основы поиска ощущений, импульсивности и беспокойства , Lawrence Erlbaum Associates, Englewood Cliffs, NJ.

        Google ученый

      • Блюмштейн, А., Коэн, Дж., и Фаррингтон, Д. (1988). Исследование лонгитюдной и криминальной карьеры: дополнительные разъяснения. Криминология 26 : 57–74.

        Google ученый

      • Бумсма, А. (1983). О устойчивости L1SREL к малому размеру выборки и ненормальности , к.т.н. диссертация, кафедра статистики и измерений, Гронингенский государственный университет, Гронинген, Нидерланды.

        Google ученый

      • Бреннан П., Медник С. и Джон Р. (1989). Специализация в насилии; Доказательства преступной подгруппы. Криминология 27 : 437–454.

        Google ученый

      • Басс А. и Пломин Р. (1975). Теория темперамента развития личности , Wiley-Interscience, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Кэмпбелл Р. Т. и Мутран Э. (1982). Анализ панельных данных в исследованиях старения: применение модели LISREL. Рез. Старение 4 : 3–41.

        Google ученый

      • Карминс, Э., и МакИвер, Дж. (1981). Анализ моделей с ненаблюдаемыми переменными: анализ ковариационных структур. В Борнстедт, Г., и Боргатта, Э. (ред.), Social Measurement : Sage, Beverly Hills, CA.

        Google ученый

      • Каспи, А., Берн, Д. Дж., и Элдер, Г. Х., младший (1987). Движение против мира: жизненные модели взрывных детей. Дев. Психол. 23 : 308–313.

        Артикул Google ученый

      • Коллинз, Р. (1989). Социология: наука или антинаука. утра. соц. Ред. 54 : 124–139.

        Google ученый

      • Эллиот Д., Агетон С. и Кантор Р. (1979). Интегрированный теоретический взгляд на делинквентное поведение. Дж. Рез. Криминальный Делинк. 16 : 3–27.

        Google ученый

      • Айзенк, Х. Дж. (1986). Критика современной классификации и диагностики. В Millon, T., and Klerman, GL (eds.), Contemporary Directions in Psychopathology , Guilford Press, New York, стр. 73–98.

        Google ученый

      • Фаррингтон, Д. (1981). Кембриджское исследование правонарушений в Великобритании. 1961–1981; Кодовая книга . Кембриджский университет, Кембридж.

        Google ученый

      • Фаррингтон, Д. (1985). Прогнозирование самоотчетных и официальных правонарушений. В Farrington, DP, and Tarling, R. (eds.), Prediction in Criminology , SUNY Press, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Фаррингтон Д.П., Олин Л.Е. и Уилсон Дж.К. (1986). Понимание и борьба с преступностью , Спрингер-Верлаг, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Фаррингтон Д. П., Лобер Р. и Ван Каммен В. Б. (1990). Отдаленные последствия гиперактивности-импульсивности, дефицита внимания и проблем с поведением в детстве. В Робинс, Л. Н., и Раттер, М. (ред.), Прямые и окольные пути от детства к взрослой жизни , издательство Кембриджского университета, Кембридж.

        Google ученый

      • Глюк С. и Глюк Э. (1943). Преступная карьера в ретроспективе , Фонд Содружества, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Готтесман И.И. и Шилдс Дж. (1982). Шизофрения: эпигенетическая головоломка , издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Готтфредсон М. и Хирши Т. (1986). Истинное значение лямбда, казалось бы, равно нулю: эссе о профессиональных преступниках, криминальной карьере, выборочной инвалидизации, когортных исследованиях и смежных темах. Криминология 24 : 213–232.

        Google ученый

      • Готтфредсон М. и Хирши Т. (1988). Наука, государственная политика и карьерная программа. Криминология 26 : 37–56.

        Google ученый

      • Готтфредсон М. и Хирши Т. (1990). Общая теория преступности , издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния.

        Google ученый

      • Гоув, В. Р. (1985). Влияние возраста и пола на девиантное поведение: биопсихосоциальная перспектива. В Росси, А. (ред.), Пол и жизненный путь , Aldine Press, Чикаго, стр. 115–144.

        Google ученый

      • Грасмик Х.Г., Титтл С.Р., Бурсик Р.Дж. и Арнеклев Б.Дж. (1993). Проверка основных эмпирических следствий общей теории преступности Готфредсона и Хирши. Дж. Рез. Криминальный Делинк. 30 : 5–29.

        Google ученый

      • Гринберг, Д. Ф. (1991). Моделирование криминальной карьеры. Криминология 29 : 17–46.

        Google ученый

      • Гроувз, В. Б., и Ньюман, Г. (1989). Против общей теории в сравнительных исследованиях. Междунар. Дж. Комп. заявл. Крым. Просто. 13 : 1.

        Google ученый

      • Хайдук, Л. (1987). Моделирование структурных уравнений с помощью LISREL , Johns Hopkins University Press, Балтимор, Мэриленд.

        Google ученый

      • Хиншоу, С. П. (1987). О различии между дефицитом внимания/гиперактивностью и проблемами поведения/агрессией при детской психопатологии. Психология. Бык. 3 : 443–463.

        Артикул Google ученый

      • Хирши, Т. (1969). Причины правонарушений , University of California Press, Беркли.

        Google ученый

      • Хирши, Т. (1979). Раздельные и неравные лучше. Дж. Рез. Криминальный Делинк. 16 : 34–38.

        Google ученый

      • Хирши Т. (1986). О совместимости теорий рационального выбора и социального контроля над преступностью. Корниш, Д., и Кларк, Р. (ред.), The Reasoning Criminal: Rational Choice Perspectives in Offending , Springer-Verlag Press, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Хирши, Т., и Готтфредсон, М. (1983). Возраст и объяснение преступления. утра. Ж. социол. 89 : 552–584.

        Артикул Google ученый

      • Хирши, Т. и Готтфредсон, М. (1984). Все мудрые постфактум изучают теорию, опять же: Ответ Болдуину. утра. Ж. социол. 90 : 1326–1329.

        Google ученый

      • Хирши, Т., и Готтфредсон, М. (1986). Различие между преступлением и преступностью. В Hartnagel, TF, и Silverman, RA (eds.), Critique and Exploration: Essays in Honor of Gwynne Nettler , Transaction, New Brunswick, NJ, стр. 75–101.

        Google ученый

      • Хирши, Т., и Готтфредсон, М. (1993). Комментарий: Проверка общей теории преступления, J. Res. Криминальный Делинк. 30 : 47–54.

        Google ученый

      • Йореског, К., и Сорбом, Д. (1988). LISREL , научное программное обеспечение, IN.

        Google ученый

      • Кин Г., Максим П. С. и Тиван Дж. Дж. (1993). Вождение в нетрезвом виде, самоконтроль и пол: проверка общей теории преступления. Дж. Рез. Криминальный Делинк. 30 : 30–46.

        Google ученый

      • Кон, А. (1989). Страдать беспокойных детей. Атлантический ежемесячник 264 : 90–100.

        Google ученый

      • Крон, М. Д., и Мэсси Дж. Л. (1980). Социальный контроль и делинквентное поведение: исследование элементов социальной связи. Соц. Вопрос 21 : 529–543.

        Артикул Google ученый

      • Лахи Б., Грин К. и Форхенд Р. (1980). О независимости оценок гиперактивности, проблем поведения и дефицита внимания у детей. Дж. Консалт. клин. Психол. 48 : 566–574.

        Артикул пабмед Google ученый

      • Лелин, Дж. К. (1992). Модели скрытых переменных: введение в факторный, траекторный и структурный анализ , 2-е изд., Лоуренс Эрлбаум, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси.

        Google ученый

      • Лелин, Дж. К., и Николс, Р. К. (1976). Наследственность, окружающая среда и личность , University of Texas Press, Остин.

        Google ученый

      • Лонг, Дж. С. (1983). Подтверждающий факторный анализ , Сейдж, Беверли-Хиллз, Калифорния.

        Google ученый

      • Мацуэда Р.Л. (1982). Проверка теории управления и дифференциальной ассоциации: подход к причинно-следственному моделированию. утра. соц. Ред. 47 : 489–504.

        Google ученый

      • МакБернетт, К. (1992). Психобиологические подходы к личности и их приложения к детской психопатологии. В Лахи, Б.Б., и Каздин, А. Е. (ред.), Достижения в области клинической детской психологии , Plenum Press, New York, Vol. 14, стр. 107–164.

        Google ученый

      • МакГи Р., Уильямс С. и Сильва П. (1984). Особенности поведения и развития агрессивных, гиперактивных и агрессивно гиперактивных мальчиков. Дж. Ам. акад. Детская психиатрия. 23 : 270–279.

        Google ученый

      • Мил, ЧП (1992). Факторы и таксоны, признаки и типы, различия в степени и различия в характере. Дж. Личный. 60 : 117–172.

        Google ученый

      • Мишель В., Шода Ю. и Родрикес М. (1989). Задержка удовлетворения у детей. Наука 244 : 933–938.

        ПабМед Google ученый

      • Моффит, Т. Е. (1990а). Преступность несовершеннолетних и синдром дефицита внимания: траектории развития мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет. Child Dev. 61 : 893–910.

        ПабМед Google ученый

      • Моффит, Т. Е. (1990b). Нейропсихология преступности несовершеннолетних: критический обзор. В Тонри, М., и Моррис, Н. (ред.), Преступность и правосудие: обзор исследований , University of Chicago Press, Чикаго, Vol. 12, стр. 99–169.

        Google ученый

      • Мутен Б. и Каплин Д. (1985). Сравнение некоторых методологий факторного анализа ненормальных переменных Лайкерта. руб. Дж. Матем. Стат. Психол. 38 : 171–189.

        Google ученый

      • Нагин Д.С. и Фаррингтон Д.П. (1992a). Стабильность криминального потенциала от детства до взрослой жизни. Криминология 30 : 235–260.

        Google ученый

      • Нагин Д.С. и Фаррингтон Д.П. (1992b). Начало и продолжение правонарушения. Криминология 30 : 501–524.

        Google ученый

      • Несселроуд, Дж. Р. (1983). Временной отбор и факторная инвариантность в изучении развития и изменения. Срок службы Dev. Поведение 5 : 60–89.

        Google ученый

      • Озер, Д. Дж., и Гьерде, П. Ф. (1989). Закономерности постоянства и изменения личности от детства до подросткового возраста. Дж. Личный. 57 : 484–507.

        Google ученый

      • Патерностер Р. и Триплетт Р. (1988). Дезагрегирование правонарушений, о которых сообщают сами, и их последствия для теории. Криминология 26 : 591–626.

        Google ученый

      • Петерсилия, Дж. (1980). Исследование криминальной карьеры: обзор последних доказательств. В Тонри, М., и Моррис, Н. (ред.), Преступность и правосудие: Ежегодный обзор исследований, Том. 2 , University of Chicago Press, Чикаго, стр. 321–379.

        Google ученый

      • Пломин Р. и Дэниелс Д. (1987). Почему дети в одной семье такие разные? Поведение. наук о мозге. 10: 1–16.

        Google ученый

      • Пулккинен, Л. (1982). Самоконтроль и преемственность от детства до позднего подросткового возраста. Срок службы Dev. Поведение 4 : 63–105.

        Google ученый

      • Безрассудный, В. К., и Диниц, С. (1972). Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: эксперимент , издательство Университета Огайо, Колумбус.

        Google ученый

      • Риндскопф, Д. (1984). Модели структурных уравнений: эмпирическая идентификация, случаи Хейвуда и связанные с ними проблемы. Соц. Методы Рез. 13 : 109–119.

        Google ученый

      • Робинс, Л. Н. (1978). Изучение детских предикторов антисоциального поведения взрослых: репликация лонгитюдных исследований. Психология. Мед. 8 : 611–622.

        ПабМед Google ученый

      • Роу Д.К. и Осгуд Д.В. (1984). Наследственность и социологические теории правонарушений: пересмотр. утра. соц. Ред. 49 : 526–540.

        Google ученый

      • Раттер, М. (1987). Темперамент, личность и расстройство личности. руб. Дж. Психиат. 150 : 443–458.

        Google ученый

      • Раттер, М. (1989). Гиперкинетический синдром синдрома дефицита внимания: концептуальные и исследовательские вопросы диагностики и классификации. In Sagvolden, T., and Archer, T. (eds.), Синдром дефицита внимания: клинические и фундаментальные исследования , Erlbaum, Englewood Cliffs, NJ, стр. 1–24.

        Google ученый

      • Шелленберг, Дж. А. (1978). Магистр социальной психологии , Oxford University Press, Оксфорд.

        Google ученый

      • Шапиро, Д. (1965). Невротические стили. Основные книги, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Стюарт М., Каммингс К., Сингер С. и Деблуа К. (1981). Совпадение гиперактивных и несоциализированных агрессивных детей. Дж. Детская психология. Психиат. 22 : 35–45.

        ПабМед Google ученый

      • Тума, Н.Б., и Ханнан, М.Т. (1984). Социальная динамика: модели и методы , Academic Press, Орландо, Флорида.

        Google ученый

      • Волд, Г. (1985). Теоретическая криминология , Random House, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Уолтерс, Г. Д., и Уайт, Т. В. (1989). Наследственность и преступность: плохие гены или плохие исследования? Криминология 27 : 455–485.

        Google ученый

      • Вейс, Дж. Г., и Хокинс, Дж. Д. (1981). Предупреждение правонарушений: подход к социальному развитию , Центр права и правосудия, Вашингтонский университет, Сиэтл.

        Google ученый

      • Вайс, Дж. Г., и Хехтман, Л. Т. (1986). Гиперактивные дети выросли , Guilford Press, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Верри Дж., Спраг Р. и Коэн М. (1975). Шкала оценки учителей Коннера для использования в исследованиях наркотиков с детьми. Дж. Ненормальный. Детская психология. 3 : 217–229.

        Артикул пабмед Google ученый

      • Верри Дж., Ривз Дж. и Элкинд Г. (1987). Дефицит внимания, поведение, оппозиционные и тревожные расстройства у детей. Дж. Чайлд Подросток. Психиат. 26 : 133–143.

        Google ученый

      • Вест, DJ (1967). Молодой правонарушитель , International Universities Press, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Уэст, Д. Дж. (1969). Настоящее поведение и правонарушения в будущем , International Universities Press, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Вест, DJ (1982). Преступность: ее корни, карьера и перспективы , издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс.

        Google ученый

      • Уэст, Д. Дж., и Фаррингтон, Д. П. (1973). Кто становится правонарушителем? Хайнеманн, Лондон.

        Google ученый

      • Уэст, Д. Дж., и Фаррингтон, Д. П. (1977). Преступный образ жизни , Хайнеманн, Лондон.

        Google ученый

      • Уитон Б., Мутен Б., Алвин Д. и Саммерс Г. (1977). Оценка надежности и стабильности в панельных моделях. Соц. Методол. 7: 84–136.

        Google ученый

      • Уайт, Д.М., и Спраг, Р.Л. (1992). Дефицит внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В Lahey, BB, and Kazdin, AE (eds.), Advances in Clinical Child Psychology , Plenum Press, New York, Vol. 14, стр. 3–26.

        Google ученый

      • Витровски М., Грисволд Д. и Робертс М. (1981). Теория социального контроля и преступность. утра. соц. 46: 525–541.

        Google ученый

      • Уилсон, Дж. К., и Херрнштейн, Р. Дж. (1985). Преступление и человеческая природа , Саймон и Шустер, Нью-Йорк.

        Google ученый

      • Вольфганг М.Е. и Ферракути Ф. (1967). Субкультура насилия , Социальные науки в мягкой обложке, Лондон.

        Google ученый

      Скачать ссылки

      Девиантность и социальный контроль | Free Essay Example

      Table of Contents

      1. Introduction

      2. Definition of Deviance

      3. Functions of Deviance

      4. Social Control

      5. Types of Social Control

      6. Reasons Behind Deviant Behavior

      7. Заключение

      8. Список литературы

      Введение

      Девиантность — это форма поведения, нарушающая социальные нормы определенной культуры или социальной группы. Обычно считается неотъемлемой частью функционирующего общества, на которую влияют несколько социальных и психологических факторов и которая регулируется внутренними и внешними механизмами социального контроля. Существует множество социологических теорий, объясняющих, почему девиация существует, какую роль она играет в обществе, как ее можно регулировать, каковы психологические и социальные предпосылки девиантного поведения.

      Наши эксперты могут предоставить индивидуальное эссе
      , адаптированные к вашим инструкциям
      только для $ 13,00 $ 11,05/Page

      308 Квалифицированные специалисты онлайн

      . от социальной нормы и вызывает негативную реакцию в определенной группе. Сюда входят нарушения неформальных социальных норм, таких как этикет, которые рассматриваются как слегка отклоняющиеся от нормы, и нарушения официально принятых правил, таких как законы, которые сурово наказываются. Поскольку социальные нормы различаются в обществе и между культурами, девиантного поведения не существует, и то, что считается неприемлемым в одной культуре или социальной группе, может быть нормальным в другой (Shingledecker, 2015). Понимание обществом приемлемого поведения со временем меняется, как и коллективное восприятие девиантности. То, что когда-то было табу, становится нормой, а то, что когда-то было приемлемым, может превратиться в отклонение по мере изменения культурных ценностей.

      Функции девиантности

      Теория функционализма утверждает, что каждый элемент социальной структуры имеет определенную функцию и способствует поддержанию стабильности общества в целом. По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, основателя функционализма, девиантность также является нормальной и необходимой частью социальной организации, которая способствует общественному порядку (Андерсон, 2017). В своих исследованиях он выделил несколько конкретных функций, которые выполняет девиация.

      Во-первых, девиантность помогает обществу прояснить свои моральные границы и утвердить социальные ценности и нормы. Каждое функционирующее общество основано на ценностном консенсусе, общем наборе норм и ценностей, и одним из способов укрепления этого консенсуса является устранение девиантного поведения (Андерсон, 2017). Обнаружение проступков и наказание за них напоминают людям об их общих представлениях о том, что правильно, и усиливают последствия их нарушения. Системы девиантности создают нормы и сообщают членам определенного общества, как вести себя, устанавливая модели приемлемого и неприемлемого поведения.

      Во-вторых, девиантность способствует и укрепляет социальное единство внутри группы или общества в целом. Общие реакции на девиантное поведение укрепляют социальные связи. Например, люди объединяются, когда сталкиваются с преступлением или антиобщественным поведением, затрагивающим общество. С другой стороны, различия в нормах и ценностях между культурами, группами и обществами создают границы между популяциями и способствуют формированию менталитета «мы против них» в сообществах (Андерсон, 2017). Люди, разделяющие общие социальные нормы и представления об отклонениях, воспринимают себя как группу и могут вести себя враждебно по отношению к людям с другими ценностями. Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто отмечен как девиантный. С другой стороны, помеченный как девиантный может укрепить солидарность в отмеченном сообществе, способствуя формированию девиантных субкультур, которые гордятся своей стигматизированной идентичностью.

      В-третьих, отклонения способствуют социальным изменениям и могут привести к позитивным социальным изменениям. Процесс изменений начинается, когда общество начинает позитивно реагировать на девиантное поведение. Так было с афроамериканским населением в середине 20 века и с ЛГБТ-сообществом во второй половине 20 века. Люди, которых считали худшими типами социальных девиантов, постепенно начали приниматься в обществе.

      Четвертая функция девиантности, предложенная социологом Гербертом Гансом, заключается в том, что девиантность создает рабочие места, направленные на борьбу с девиантным поведением. Полиция, пенитенциарная система, криминология, социальная психология, реабилитационные центры не могли бы функционировать, если бы общество не признавало девиантное поведение (Андерсон, 2017). С другой стороны, люди, стигматизированные как девианты, в основном занимаются нежелательной грязной работой, которую большинство людей в обществе предпочли бы не выполнять.

      Своевременная доставка! Получите ваш 100% персонализированная бумага
      готово в
      всего за 3 часа

      Давайте начнем

      Еще одна теория отклонений — это теория социального контроля, разработанная Трэвисом Хирши. В нем утверждается, что чем крепче социальные связи человека, тем меньше вероятность того, что он совершит преступление (Ferris & Stein, 2018). Социальные связи усиливают приверженность сообществу и его общим нормам и ценностям и действуют как механизмы социального контроля. Социальный контроль — это то, как нормы, законы, правила и структуры общества регулируют поведение человека. Общества не могут существовать, не контролируя свое население, и внутри каждого общества развиваются как внутренние, так и внешние силы, которые структурируют поведение человека.

      Социальный контроль может быть как неформальным, осуществляемым через обычаи, нормы, ожидания и стереотипы, так и формальным, осуществляемым через законы и официальные постановления. Социальный контроль, как формальный, так и неформальный, осуществляется через систему поощрений и наказаний (Shingledecker, 2015). Наказания за неформальный контроль могут варьироваться от группы к группе, от неодобрительного взгляда при нарушении этикета до более строгих санкций, например, при нарушении человеком правил поведения в преступной группировке. Формальные санкции для социальных девиантов обычно налагаются государством и включают штрафы, лишение свободы или даже смертную казнь. Методы наказания различаются в зависимости от общества и группы, а также могут меняться со временем.

      Причины девиантного поведения

      Несмотря на социализацию и инструменты социального контроля, направленные на предотвращение девиантного поведения, люди продолжают вести себя вызывающе. Это объясняется с разных точек зрения несколькими социологическими теориями. И функционалистская, и конфликтная теории фокусируются на тех аспектах биографии человека, которые поощряют девиантное поведение (Ferris & Stein, 2018). Например, исследования показывают, что люди с ограниченным доступом к образованию и низким доходом чаще прибегают к воровству или торговле наркотиками. Теория навешивания ярлыков предполагает, что местоположение также является решающим фактором, поскольку люди из неблагополучных районов обычно ведут себя более вызывающе.

      С психологической точки зрения люди склонны к отклонениям не только под влиянием общества и происхождения, но и потому, что их эмоционально привлекает такой тип поведения. Девиантные действия, такие как кража в магазине или употребление наркотиков, заставляют людей испытывать определенные эмоции, такие как острые ощущения, волнение и удовлетворение от того, что их не поймали (Ferris & Stein, 2018). Магазинный вор проверяет свою способность тайно извращаться на публике, при этом выглядя совершенно нормальным. Для социальных девиантов их поведение является способом испытать чувства, которые не дает соблюдение социальных норм.

      Заключение

      Девиантность считается неотъемлемой частью любого общества и нормальным вариантом человеческого поведения. Поскольку большинство внутри общества устанавливает социальные нормы, развивает общие ценности и использует механизмы социального контроля для обеспечения согласованности, всегда есть люди, которые не вписываются в установленную систему. В то время как слишком большое отклонение может вызвать серьезные социальные проблемы, достаточное количество отклонений внутри группы считается нормальным и помогает утвердить социальные ценности и нормы, сплотить сообщество и способствовать позитивным социальным изменениям.

      Ссылки

      Андерсон, Л. (2017). Девиантность: социальные конструкции и размытые границы. Издательство Калифорнийского университета.

      Шингледекер, Н. (2015). Девиантность и социальный контроль [Видео]. Веб.

      Мы поставим бумагу на заказ в соответствии с вашими требованиями.

      Скидка 15 % на первый заказ

      Воспользуйтесь скидкой

      Феррис К.