Отрасли специальной психологии: Страница не найдена — МГПУ

Содержание

50.Отрасли специальной педагогики

Для всех предметных областей объединяющим на­чалом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться пред­метные области современной специальной педаго­гики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.

1.         Тифлопедагогика является частью специаль­ной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифло­педагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, анома­лии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восста­новления нарушенных или недоразвитых функций, со­здание условий формирования и всестороннего раз­вития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2.          Сурдопедагогика — наука об обучении и вос­питания лице различными нарушениями слуха.

Ос­новными задачами сурдопедагогики являются: комп­лексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овла­дения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической рабо­ты, направленной на социальное адаптирование и со­циально-профессиональную реабилитацию.

3.        Олигофренопедагогика — наука, представляю­щая собой систему научных знаний об обучении

£и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться но­вые отрасли олигофренопедагогики, такие как дош­кольная олигофренопедагогика и ряд других.

4.         Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средства­ми специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролинг-вистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы раз­вития, исправления и восстановления речи.

5.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии,нейрофизиологии, психологии и дру­гих наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социаль­ной адаптации.

6.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам со сложными нарушениями в раз­витии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-куль­турной адаптации.

Каждая из перечисленных выше предметных об­ластей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каж­дой предметной области имеет свою историю, тео­рию и практику воспитания, методики, а также внут­реннюю дифференциацию по возрастным периодам.

**

51.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

История отечественной специальной педагогики уходит корнями в далекое прошлое нашей страны. В X в. Русь переняла православие, а вместе с ним византийскую систему монастырской благотвори­тельности. Так, при Киево-Печерском монастыре был создан первый приют для лиц с ограниченными воз­можностями здоровья и жизнедеятельности. Первое специальное учебно-воспитательное учреждение для глухонемых было открыто по приказу императрицы Ма­рии Федоровны в городе Павловске 14 октября 1806 г. Через год французским тифлопедагогом В. Гном

 по указу Александра I была открыта первая школа для слепых детей. Как и в Западной Европе, так и в нашей стране ряд законодательных актов повлек за собой попытку организовать сеть образовательных учреж­дений для детей с ограниченными возможностями. До этого времени попытки обучения детей с нарушения­ми психического и физического развития не предпри­нимались. Почти до конца XIX в. проблемой обучения детей с нарушениями в развитии занимались в ос­новном медики. Среди них В. Ш.Бехтерев, В. П. Саратове. Ситуация несколько изменилась после революции в 1917 г. Система специального образова­ния впервые стала частью государственной образо­вательной системы. Ведущим типом специального образовательного учреждения становится школа-ин­тернат круглогодичного содержания. Ребенок, попав в школу-интернат, оказывался практически изолиро­ванным от семьи, нормально развивающихся сверст­ников, социума в целом. Окончательное оформление отечественной системы специального образования произошло в конце 20-х г. XX е. В это время работали такие известные педагоги и дефектологи, как Л. С. 
Выготский,
 А. И. Гршворош, В. П. Кащен­ко, В. К. Гршч»шш, И. К. Крупскшш, Ы. П. Постош-смм, И. А. Ршуи многие другие.

В 1936 г. рост сети специальных учреждений в зна­чительной мере был приостановлен, а вскоре и со­всем прекратился в связи с началом Великой Отечест­венной войны. Только к 50-м гг. XX в. специальное образование вернулось к довоенному уровню разви­тия. В конце 1950 — начале 1960-х гг. в результате изменения внутренней политики государства и прове­дения ряда реформ произошел новый виток развития системы специального образования: были открыты школы-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В период с конца 70 — начала 80-х гг. XX в. на базе массовых общеобразовательных школ открываются специальные классы для детей с задержкой психи­ческого развития. К 1990 г. в сети специальных до­школьных учреждений находилось более 300 тыс. де­тей, а общее число специальных школ составило 2789.

**

52. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ

В период Античности лица с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности не считались граж­данами государства, а их статус приравнивался к ста­тусу рабов. С момента установления законов Л и кур га эта категория лиц безжалостно уничтожалась. Права на существование не имели лица с ограниченными возможностями знатного происхождения.

Ситуация изменилась с принятием христианства. Милосердие было объявлено основной добродетелью христиан, но адекватное восприятие лиц с ограниченными возмож­ностями было чуждо жестокому языческому миру. Однако уже в IX в. в Византии были организованы несколько приютов для этой категории лиц при христиан­ских монастырях. В то же время через несколько веков в эпоху Средневековья на лиц с ограниченны­ми возможностями инквизицией организовывались го­нения. Их обвиняли в колдовстве, вешали, сжигали на кострах. В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) осу­ществилась деформация общественного сознания и вследствие этого произошла смена взглядов на статус людей с ограниченными возможностями.

Кардинальное изменение в отношении государ­ства к лицам с ограниченными возможностями про­изошло во второй половине XVIII в. В первую оче­редь это коснулось Франции, одной из просвещенных западноевропейских стран в результате Великой французской революции и подписания Декларации прав человека и гражданина (1789 г.

). Это стало главной причиной получения гражданских прав лю­дям с различными сенсорными нарушениями и от­крытия в Париже первых государственных школ для глухонемых и слепых детей. Ученые по-новому оценили статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, что в дальнейшем стало предпосылкой революции в психиатрии.

Следующий этап специальной педагогики приходит­ся на период конца XVIII-XX вв. Этот период совпал с началом строительства национальных европейских систем специального образования. С начала XIX в. в ряде европейских стран были приняты соответ­ствующие нормативные акты. Таким образом, была признана необходимость специального образования и открытия сети специальных образовательных учреж­дений для детей с нарушением интеллекта и сен­сорных нарушениями. В первой половине XX в. про­изошло окончательное формирование национальных систем специального образования, предусматрива­ющих обучение детей с нарушением интеллекта, слу­ха и зрения. Во второй половине XX в. за рубежом совершенствовалась система специального образо­вания: увеличилось число типов таких школ, были созданы социальные службы диагностики, помощи и консультирования лиц с ограниченными возможно­стями и др.

В последние десятилетия большое рас­пространение получили интегративные подходы к спе­циальному обучению, имеющие в своей основе идеи равноправия лиц с ограниченными возможностями и их социальной интеграции. В последнее время уве­личивается число особых поселений для лиц с глубо­кими нарушениями в умственном и физическом раз­витии. Примером таких поселений могут послужить «кемпхиллские деревни», которые представляют со­бой искусственные микросоциумы, где создаются ус­ловия для самостоятельной жизни.

**

О предмете специальной психологии / Альманах № 47 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики

Определение предмета изучения имеет принципиальное значение для любой отрасли науки, поскольку задает ее границы, направления и метод исследований, раскрывает возможности и ограничения применения накапливаемого в ней знания. Без четкого обозначения предмета научной отрасли невозможно ее последовательное развитие даже в ближайшей перспективе, результаты различных исследований невозможно собрать в целостную картину, анализировать и сравнивать на единых основаниях. Возможность их практического использования также остается сомнительной.

Специальная психология, на наш взгляд, занимает неоднозначное положение в отношении определения своего предмета. С одной стороны, следует согласиться с Е.Л. Гончаровой и В.М. Сорокиным в том, что в психологической науке еще не сложилось однозначное понимание предмета специальной психологии [9,16]. С другой стороны, важно заметить, что специальная психология изначально формировалась в русле культурно-исторической психологии, педологии и дефектологии, разрабатываемых Л.С. Выготским и его сторонниками [5,6,8,10,11,14,17,18]. Л.С. Выготским давалось достаточно четкое понимание их предмета, законов и метода исследования. Несмотря на то, что это понимание повлияло на историю развития специальной психологии, логику построения научных исследований и практику в этой области, оно в современных учебных изданиях и словарях явно неартикулировано. Это, на наш взгляд, служит одной из причин «шатания» методологических оснований, методов исследования и практик помощи детям с отклонениями в развитии в сфере современной специальной психологии, подмены изначально заложенного ее фундамента идеями и методами иных научных и псевдонаучных подходов 1.

Более подробно о понимании предмета и метода в культурно-исторической психологии речь пойдет дальше. Здесь лишь отметим, что Л.С. Выготский во всех своих трудах делал акцент на изучении развития ребенка и тех условий, которые этому способствуют [5,6,8].

Определения предмета специальной психологии могут звучать по-разному. Часто используется собирательное определение, основанное на перечислении различных категорий нарушений развития (умственной отсталости, нарушений зрения, слуха и т.д.), которые изучаются данной отраслью науки. Например, в «Психологическом словаре» она определяется как «раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики) [12]. В учебном пособии по специальной психологии под редакцией В. И. Лубовского она понимается как «отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [17]. Однако общим для всех этих определений является указание на изучение психического развития у определенных категорий людей.

Исследования детей с другими отклонениями в развитии начали осуществляться относительно недавно и еще не оформились в самостоятельные разделы специальной психологии (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми комбинированными дефектами и др.).

В связи с определением предмета специальной психологии нам представляется интересным позиция В.М. Сорокина [16]. По его мнению, такой традиционный подход к определению предмета специальной психологии имеет ряд недостатков. Во-первых, в данном определении предмет исследования данной отрасли определяется собирательно посредством перечисления категорий изучаемых людей. Однако известно, что в процессе исторического развития данной отрасли она постепенно расширяла круг изучаемых отклонений в развитии. Так, например, если первыми в поле зрения специальной психологии попали дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения и слуха, то лишь значительно позднее начали изучаться дети с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом. Среди наиболее поздно выделенных специальной психологией категорий лиц с отклонениями в развитии можно назвать детей с двигательными нарушениями и сложными комбинированными дефектами. Кроме того, постепенно увеличивался возрастной диапазон, в рамках которого исследовались указанные категории людей. Так, если изначально внимание главным образом было сосредоточено на исследовании детского аномального развития, то в последние десятилетия оно стало уделяться и периоду взрослости. Следовательно, собирательное определение предмета специальной психологии оказывается недостаточно четким.

Второй аргумент против традиционного определения предмета состоит в том, что оно разрушает его целостность и разбивает на отдельные составляющие, привязанные к конкретным отраслям практической деятельности (психологию лиц с нарушениями зрения, слуха, умственной отсталостью и др. ), которые наиболее хорошо изучены. Такой утилитаризм, идущий от практического запроса, по мнению В.М. Сорокина, препятствует обозначению четких границ специальной психологии и сужает предметную область ее исследований. Кроме того, данный подход не позволяет связать отдельные разделы специальной психологии в единое целое. Например, одним из последствий такой логики понимания специальной психологии является проблема выявления общих и специфических закономерностей аномального развития [11]. Так, если сопоставить описания особенностей функционирования психики и деятельности при различных вариантах психического развития, то легко обнаружить значительное количество совпадений в описании этих особенностей и трудно выявить специфику характерную для данной конкретной аномалии. Так, например, для большинства отклонений в развитии характерны нарушения словесно-логического мышления и снижение уровня обобщения, трудности в развитии словесного наглядно-образного мышления, проблемы целеполагания, планирования и контроля деятельности и др. Однако в чем состоят особенности этих нарушений для каждого типа развития и какие нарушения являются специфичными зачастую не ясно.

Системное видение специальной психологии необходимо и для повышения эффективности решения прикладных задач, так как только в этом случае психологичекая помощь лицам с отклонениями в развитии может превратиться из применения набора разрозненных техник и методик, не имеющих четкой направленности и попадающих пальцем в небо, в осмысленно применяемую и цепляющую центральные механизмы развития психологическую практику.

В связи с определением предмета специальной психологии В.М. Сорокин обращает наше внимание и на сам термин «специальная», четко не указывающий на сферу применения данной отрасли науки, в отличие от других отраслей психологии, таких как медицинская, педагогическая, юридическая, инженерная и т.п. В науке, правда предпринимались попытки замены термина «специальная психология» на другие названия, такие как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза». Однако первое название оказалось по каким-то причинном более «живучим». Специфика названия, по мнению автора, также свидетельствует о предметной неопределенности данной отрасли [16].

Необходимо также обратить внимание на то, что специальная психология является достоянием исключительно отечественной психологии. В зарубежной психологии данная предметная область рассматривается как раздел клинической (медицинской) психологии (abnormal child psychology), что задает особое видение ее предмета, разделов и изучаемых категорий лиц. Например, специальная психология практически не выделяет как самостоятельные такие предметные области как тревожные расстройства, депрессии, нарушения поведения, коммуникации у детей, последствия насилия и др. Некоторая обособленность специальной психологии от клинической, по всей видимости, также является не случайной и указывает на специфику предметной области исследований.

В связи с высказанными особенностями и проблемами В.М. Сорокин предлагает определять специальную психологию как отрасль, исследующую «различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях» [16,17c. ]. Таким образом, автор подчеркивает важность исследования самого процесса развития психики, что роднит специальную психологию с психологией развития.

При этом и сами неблагоприятные условия не сводятся исключительно к «внутренним» условиям, т.е. слепоте, глухоте, дефектам речи, церебральным расстройствам и т.п. Они могут включать в себя и длительно действующие изменения в социальной ситуации развития ребенка (например, воспитание в условиях интерната, неадекватное воспитание или обучение и др.). Таким условием может быть даже чрезмерное развитие отдельных способностей или функций. Здесь следует заметить, что сам Л.С. Выготский особое внимание уделял проблемам развития «трудного ребенка», «ребенка-примитива», а также детей-вундеркиндов [6,8,10].

Данное уточнение нам представляется важным и интересным в двух аспектах. Во-первых, развитие детей в неблагоприятных социальных условиях в соответствии с традиционным пониманием отраслей психологии не имеет четкой отнесенности к одной из них. Они не попадают в поле зрения ни психологии развития, ни специальной психологии, ни медицинской. Во-вторых, предлагаемое определение предмета специальной психологии расширяет его, включая в поле ведения данной отрасли развитие лиц с пограничными отклонениями, не относящимися ни к одному типу нарушений, включенных в международную классификацию болезней. В связи с этим, перед специальной психологией возникает необходимость разработки собственного психологического инструментария для описания соответствующих отклонений в развитии и определения границ нормального и отклоняющегося развития. Последнее обстоятельство представляет большую трудность, поскольку ставит проблему критериев разграничения нормального и аномального, т.е. отклоняющегося от нормы, психического развития. Трудность эта усугубляется тем, что, с одной стороны, варианты нормального развития достаточно разнообразны в своих проявлениях, а с другой – тем, что даже при неблагоприятных внешних условиях развитие может протекать нормально за счет срабатывания компенсаторных механизмов. В силу этих обстоятельств отграничение специальной психологии от психологии развития становится сложной задачей. Однако решение этой задачи, позволит обогатить не только наши знания об отклоняющемся, но и о нормальном развитии.

Между тем, следует отметить, что раскрытие предмета специальной психологии с помощью термина «неблагоприятные условия» ставит новую проблему – проблему определения этих условий. При этом возникает вопрос: не придем ли мы к тому же перечислению, с которого начали (только теперь не типов отклоняющегося развития, а условий к ним приводящих). Какие условия необходимо считать неблагоприятными, а какие благоприятными? В конечном счете, ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под нормальным и аномальным психическим развитием и какие критерии для их разграничения используем. Не приведет ли такое понимание предмета специальной психологии к его чрезмерному расширению? Ведь в жизни любого человека есть неблагоприятные условия.

Таким образом, нам представляется, что более точным определением специальной психологии является ее понимание как отрасли, занимающейся изучением динамики, законов и закономерностей аномального (отклоняющегося от нормы) психического развития, а также условий и методов его исправления (компенсации и коррекции).

Помещение в центр внимания специальной психологии идеи аномального развития ведет к ряду важных следствий. Во-первых, наиболее адекватной теоретико-методологической основой специальной психологии (а в более широком ключе – дефектологии) в данном контексте представляется культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его последователей, которая изначально замысливалась как объясняющая законы и закономерности нормального и аномального развития, а также как практикоориентированная теория, применимая к исправлению и преодолению отклонений в психическом развитии [8]. Так, Л.С. Выготский в «Основах дефектологии» пишет: «Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное разнообразие форм, почти безгранично количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития» [8]. Или, говоря о педологии, в своих лекциях Л.С. Выготский отмечает: «Развитие ребенка и есть прямой и непосредственный предмет нашей науки» [6]. Нам не известен ни один подход или теория психологии, которая делала бы предметом своего изучения сам процесс психического развития ребенка. Здесь важно заметить, что речь идет не просто о выделении стадий развития, а о законах и условиях, по которым совершается само развитие. Эту мысль применительно к культурно-исторической психологии особо подчеркивает в своих трудах Б.Д. Эльконин [21].

Во-вторых, понимание в качестве предмета специальной психологии аномального развития ставит в качестве одной из центральных ее проблем проблему определения критериев нормального и отклоняющегося развития. Ведь в зависимости от этого, будет определяться контингент лиц, которых изучает данная отрасль, а также направления психологической помощи (как движения в сторону нормы) [14] 2.

В-третьих, при таком понимании возникает необходимость выявления общих для разных типов отклоняющегося развития и специфических для каждого из них закономерностей психического развития, в противовес обособленному их изучению.

В-четвертых, акцент на развитии побуждает нас понять психологическую помощь лицам с отклонениями в психическом и психофизическом развитии как нацеленную на исправление самого его хода, а не просто устранение последствий или адаптацию (приспособление) к окружающим условиям. В этом, на наш взгляд, состоит и принципиальное отличие специальной психологии от детской клинической (медицинской).

Определение предмета специальной психологии через обращение к динамике и закономерностям аномального психического развития позволяет особым образом понять практику психологической помощи и связанные с ней категории – коррекция, компенсация, реабилитация и абилитация.

Под коррекцией понимается исправление или ослабление отклонений психического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий. Важно подчеркнуть, что коррекционная работа направлена на максимальное приближение отклоняющегося развития к нормальному.

Компенсация – это исправление дефектов работы той или иной функции за счет деятельности сохранных функций. Выделяют внутрисистемную и межсистемную типы компенсации. Первая связана с исправлением недостатков работы какого-либо органа внутри одной системы. Например, ослабление зрения одного глаза компенсируется работой другого. Вторая предполагает вовлечение других систем. Например, ограничения способности распознавания речи из-за снижения слуха компенсируются опорой на зрительный анализатор (чтение по губам, жестовая речь).

Кроме того, компенсация может происходить на разных уровнях – биологическом или телесном и психологическом. В первом случае она происходит, главным образом неосознанно, а во втором связана с привлечением сознания и целенаправленным переобучением [16]. Психологический уровень значительно расширяет возможности компенсации, поскольку психика способна образовывать функциональные органы, не привязанные жестко к работе конкретных морфологических (телесных) систем. Понятие функционального органа было предложено А.А. Ухтомским [19]. Он определял его как «всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [19]. Следовательно, даже наличие определенных отклонений, вызванных органическим дефектом, может быть возмещено за счет формирования соответствующих функциональных органов.

Так, например, снижение умственной работоспособности может компенсироваться развитием личностных мотивов, побуждающих прилагать значительные усилия к решению задачи. Дефекты переключения внимания могут возмещаться развитием функции планирования. Именно психологический уровень компенсации позволяет включить ее в структуру психокоррекционной работы, в рамках которой специально оказывается помощь по формированию функциональных органов, восполняющих дефект. В контексте обсуждения проблемы предмета специальной психологии обратим внимание на то, что функциональные органы, выступающие основанием компенсации исходного нарушения, формируются или развиваются в специально организованных социальных и культурных условиях.

Какой бы эффективной ни была коррекционная работа, далеко не всегда удается добиться исправления отклонений в развитии. Аномально развивающийся ребенок, а затем и взрослый, как правило, оказывается менее эффективным и полезным с точки зрения решения различных социальных задач. Это, в свою очередь, отражается на удовлетворении его потребностей (в том числе образовательных), снижает его социальный статус, препятствует социальной адаптации. В данном контексте особое значение приобретает реабилитация, которая направлена не столько на исправление отклонений в развитии, сколько на приведение в соответствие между собой внешних условий жизни индивида и его потребностей и возможностей для повышения качества жизни, социализации и предотвращения стойких изменений личности [16,20]. Важно, что реабилитация затрагивает не только сферу психического развития, но имеет комплексный характер, включая в себя социально-экономические, педагогические, медицинские аспекты, а также мероприятия, связанные профессиональной подготовкой.

Особый смысл при акцентировании предмета специальной психологии на аномальном развитии и его коррекции приобретает и термин абилитация, обозначающий процессы формирования функций и свойств, которые сами по себе спонтанно не развились в силу имеющегося нарушения. В отношении практики культурно-исторической психологии здесь напрашиваются параллели с идеей развивающего обучения. В этом же контексте следует попытаться осмыслить и идею инклюзивного образования. С рассматриваемых позиций крайне важно, чтобы оно создавало развивающий эффект как для детей с отклонениями в развитии, так и для нормально развивающихся детей.

Специальная психология является практической психологией, поскольку «представляет собой психологическое обеспечение» одной из социальных сфер [15]. Такое понимание дает возможность рассматривать эту отрасль психологии как прикладную психологическую дисциплину, ориентированную на академическое знание. Каждая из прикладных отраслей психологии (медицинская, педагогическая и др. ) представляет собой научно-психологическое обеспечение и обслуживание соответствующей практической сферы. Как прикладная отрасль специальная психология заимствует у академической психологии объективно-научные методы исследования и привязана к системам общего и специального образования, а также здравоохранения.

Основная социальная задача, которую решает специальная психология как прикладная дисциплина, состоит в изучении условий, обеспечивающих социализацию лиц с отклонениями (особенностями) в психофизическом развитии. С одной стороны, социализация как процесс интеграции ребенка в структуру общества предполагает не только и не столько создание «щадящих» условий, позволяющих ребенку с отклонениями в психофизическом развитии (а затем и взрослому) существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не преодолевая своего дефекта, сколько подготовку ребенка к самостоятельному решению возникающих перед ним реальных жизненных и социальных задач [8]. Социализация требует не приспособления внешних условий к особенностям дефекта ребенка, а изменения его способа существования в соответствии с социальными условиями.

С другой стороны, немаловажное значение для успешной социализации аномального ребенка имеет отношение к нему общества. В этом контексте представляется важным выделение двух типов общества, предложенное В.И. Вернадским: общества «культуры полезности» и общества «культуры достоинства» [1]. Основной задачей общества «культуры полезности» является создание человека-функции, полезного для общества, что предполагает прагматическое отношение к человеку. Его ценность определяется теми социальными функциями, которые он выполняет. Ведущей ценностью общества «культуры достоинства» является ценность человеческой личности независимо от ее социальной значимости и функциональной полезности. Если «культура полезности» относится к детству исключительно как к этапу подготовки к взрослости, то в «культуре достоинства» детство понимается как обладающий самостоятельной ценностью этап жизни, такой же, а может быть и более значимый, чем взрослость. Отношение к человеку с отклонениями в психофизическом развитии с позиций «культуры достоинства», на наш взгляд, является единственно возможным условием решения проблемы его социализации, поскольку только в этом случае «особый» ребенок, а затем и взрослый, сможет найти свое уникальное место в структуре общества.

Следует особо обратить внимание на гуманистическую направленность культурно-исторического подхода, который максимально нацелен на то, чтобы понимать и учитывать качественное своеобразие развития ребенка с отклонениями в развитии при оказании ему помощи и обучении.

Предлагаемое понимание специальной психологии позволяет рассматривать ее как особого рода психологическую практику. Изучение динамики и механизмов аномального развития, направлений, условий, форм и способов психологической коррекции и компенсации помогает в решении задач, связанных с исправлением имеющихся отклонений. В этом плане специальная психология, в отличие от других прикладных отраслей психологии (педагогической, медицинской, экономической, юридической и т.д.), жестко не привязана к какой-либо социальной сфере. Это связано с тем, что данная отрасль не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, т. е. формирует свою собственную психологическую практику, ориентированную на работу с человеком.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его последователей предоставила уникальную возможность решать реальные практические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей с отклонениями в психофизическом развитии. С одной стороны, специальная психология явилась одним из источников культурно-исторической теории, а, с другой стороны, эта теория сама стала методолого-теоретическим основанием современной специальной психологии [13].

Учение о высших функциях и их развитии имеет не только теоретическое значение, но и прямой практический смысл. Специальная психология, являясь прикладной дисциплиной, ориентированной на академическую исследовательскую психологию, представляет собой научно-психологическое обеспечение практической сферы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Специальная психология как прикладная отрасль позволяет применить общие теоретические положения культурно-исторической теории в конкретной области действительности и является основанием для проверки истинности этих теоретических посылок. Понятия, которые использует специальная психология, не выходят за пределы категориального аппарата традиционной отечественной психологии. При этом такие понятия как, например, «высшие психические функции», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», представления о ядерном дефекте приобретают особое значение при рассмотрении их в ракурсе оказания психологической помощи ребенку, имеющему отклонения в психофизическом развитии. Специальная психология, образно говоря, может служить иллюстрацией к общим идеям культурно-исторической концепции.

В то же время, опираясь на методологию и понятийный аппарат культурно-исторической теории, специальная психология создала свою собственную практику, ориентированную не столько на исследование психики ребенка, сколько на работу с ней. В рамках этой практики были найдены, апробированы и описаны методы непосредственной работы с людьми, имеющими отклонения в развитии. В рамках этой психологической практики ребенок рассматривается целостно, в единстве специфики своих психических процессов, качеств и социального окружения. Понятийный аппарат, разработанный школой Л.С. Выготского, позволяет оценивать как актуальное состояние аномального ребенка, так и результаты работы с ним (путь от патологии к норме), а также создает основу для всей практики психодиагностики и психокоррекции, для разработки психотехнических средств. Особо следует обратить внимание на понятие нормы психического развития ребенка, базирующееся на возрастно-психологическом подходе. Норма здесь рассматривается как социокультурный идеал (образец), которому может соответствовать ребенок на различных этапах детства.

Для сохранения целостного видения психического развития важно, чтобы при применении в практике специальной психологии методов и приемов иных психолого-педагогических направлений (бихевиорального, когнитивного и др.) осуществлялась их «подгонка», структурирование, перевод на язык культурно-исторической психологии.

Таким образом, специальная психология как прикладная наука академического типа [15], а также все ее практические процедуры строились и строятся на понятийном аппарате культурно-исторической теории.

На наш взгляд, специальная психология оперирует эффективным методом, который является одновременно и исследовательским, и психотехническим — это экспериментально-генетический метод [3,4,6,7]. Этот метод позволяет моделировать процесс психического развития ребенка, определять условия, которые способствуют ему, а также понимать изучаемые явления в их целостности и взаимосвязях (метод анализа по единицам). Неслучайно Л.С. Выготский считает этот метод близким клиническому методу, предполагающему не просто изучение внешних проявлений психических функций или личности (т.е. отдельных симптомов), а стоящих за ними процессов развития [6]. Если следовать логике рассуждений Ф.Е. Василюка, специальная психология соответствует всем критериям психотехнической теории и может рассматриваться как одна из практик культурно-исторической психологии [2].

Исходя из понимания специальной психологии как психотехнической теории, служащей руководством к построению практики работы с аномально развивающимся ребенком, мы полагаем целесообразным рассматривать знания, которые были получены в рамках специальной психологии как дисциплины академического типа, в соответствии с задачами психологической практики.

Библиография

Ещё статьи авторов (3)

Похожие статьи (12)

Печать

Поделиться

Копировать ссылку

  • Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  • Суеверия и идеалы современной специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  • Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения? (И.И. Кукушкин)
  • Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии (Е.Л. Гончарова,О.С. Никольская,О.И. Кукушкина)
  • Культурно-историческая традиция в специальной психологии (Е.Л. Гончарова)
  • Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения (Н.Н. Малофеев)
  • Что такое игра (Е.Е. Кравцова)
  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский)
  • Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей (Ж. И. Шиф)
  • Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ (И.И. Кукушкин)
  • Специальная психология (Е.Л. Гончарова)
  • Дефектология (Е.Л. Гончарова,О.И. Кукушкина)
  • Суеверия и идеалы современной специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  • Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  • Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации (А.М. Поляков)

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Распечатать всю статью

Поделитесь статьей с коллегами и друзьями

Слепович Е.С., Поляков А.М. О предмете специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. Альманах № 47 URL: https://alldef. ru/ru/articles/almanac-47/on-the-subject-of-special-psychology (Дата обращения: 08.10.2022)

Список литературы
  1. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 6.
  2. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Психологическое образование: контексты развития: сб. ст. / БГУ; под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. Минск, 1999. С. 73 – 83.
  3. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 117 – 126.
  4. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 121 – 130.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243 – 432.
  6. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  9. Гончарова Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. 2004. №1. С. 3 – 8.
  10. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Рене ван дер Веера. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. 608 с.
  11. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 118 – 124.
  12. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 309.
  13. Пузырей А.А. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986. 116 с.
  14. Слепович Е.С., Поляков А.М. Проблема определения нормального и аномального развития в культурно-исторической психологии // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 18 – 27.
  15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 113–114.
  16. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
  17. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
  18. Специальная психология: учебник / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: Выш. шк., 2021. 527 с.
  19. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  20. Фролова Ю.Г. Медицинская психология: учебник. Минск: Выш. шк., 2016. 431 с.
  21. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 144 с.

Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: Винникова ЕЛ.

Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

Предмет изучения специальной психологии – это развитие психики протекающее в неблагоприятных условиях. Отклоняющиеся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивидуума.

Отрасли специальной психологии:

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология)

2. Сурдопсихология (психология глухих)

3. Тифлопсихология (психология слепых)

4. Психология детей с ЗПР

5. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

6. Психология детей с нарушением функций ОДА.

7. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

8. Психология детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

 

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи: Педагогика(коррекционная педагогика). Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики.
Медицина. Отоларингология. Автальмология. Психиатрия. Невропатология.
Внутридисциплинарные связи: Психология развития является научной основой специальной психологии. Если психология развития исследует сам процесс развития, то специальная психология отвечает на вопрос как это развитие может проходить в других условиях. Это расширяет знания о генезе психики. Бывает трудно в норме вычленить глубинные механизмы жизнедеятельности ребенка. Изучение детей с ОПФР позволяет увидеть эти скрытые механизмы.
Патопсихология.
Нейропсихология. Она занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Для многих детей с опфр характерно наличие патологии мозга. Поэтому использование методов нейропсихологии при изучении этих детей очень продуктивно.

 

Задачи специальной психологии (по В.И.Лубовскому).

В задачи специальной психологии входит:
1. изучение закономер ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче ния;
2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической кор рекции недостатков развития;
3. психологическое обоснование со держания и методов обучения и воспитания в системе специаль ных образовательных учреждений;
4. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатка ми развития в разных условиях; психологическое изучение соци альной адаптации лиц с недостатками;
5. психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз работка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Вели кой Отечественной войны, система обучения детей с недостатка ми развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специальным обучением детей с нарушениями развития разных категорий.

 

Особенности метода беседы, метода сбора психологического анамнеза в специальной психологии.

Беседа

Требования к проведению беседы в спец.психологии:

1. Темы беседы зависят от конкретных задач обследования. Они должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности.

2. Нужно учитывать, что ребенок может устать и утратить интерес к беседе, поэтому она не должна быть чрезмерно длительной.

3. Беседа как метод может быть использована с детьми у которых достаточный уровень развития речи. У детей ДО 4х лет и с ограниченным словарным запасом, используются ограниченно.

4. Беседа готовится заранее, протоколируется. В протокол заносится эмоциональные реакции и интонации ребенка.

К вопросам предъявляются следующие требования:

1. Вопросы должны быть понятны

2. Нужно избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением.

3. Вопросы не должны быть длинными

4. Вопросы не должны быть сдвоенными

5. Следует так формулировать вопрос, что бы избежать шаблонного ответа

6. В вопросе не должно быть слов, которые вызывывают положительную или отрицательную реакцию.

7. В специальной психологии нужно владеть специальными навыками.

Сбор психологического анамнеза – история психического развития ребенка.
Родители часто путают историю болезни с историей психического развития ребенка, поэтому необходимо точно направлять рассказ, задавая конкретные вопросы об этапах и сторонах развития. В процессе беседы с родителями необходимо помнить, что тема касающаяся специфичности их ребенка может быть болезненной, поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатным. Педагоги часто подменяют развитие обоучаемостью ребенка. Это делает анамнез односторонним.

 

Классификации детей с ОПФР.

Аномалия Чем вызвана Типичная модель
1. Психическое недоразвитие Отставанием в развитии олигофрения
2. Задержанное развитие ЗПР
3. Поврежденное развитие Поломка в развитии деменция
4. Дефицитарное развитие Нарушение слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата
5. Искаженное развитие Асинхрония в развитии Ранний детский аутизм (РДА)
6. Дисгармоническое развитие Психопатия

 

Варианты психического дизонтогенеза (по В. В.Лебединскому).


1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.

2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.

3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.

4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.

5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.

6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.

Структура дефекта.

 

Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).


F90 СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности. Нарушает адаптацию ребенка, мешает обучению. Ребенок ни минуты не сидит спокойной. Постоянно суетится отвлекается. С начала обучения в школе выясняется что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, встает, ходит, отвлекается.
Черты характеризующие гиперактивность:

1. Общее двигательное беспокойство

2. Обилие лишних движений

3. Импульсивность и не целенаправленность поступков

4. Повышенная возбудимость

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: Винникова ЕЛ.

Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

Предмет изучения специальной психологии – это развитие психики протекающее в неблагоприятных условиях. Отклоняющиеся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивидуума.

Отрасли специальной психологии:

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология)

2. Сурдопсихология (психология глухих)

3. Тифлопсихология (психология слепых)

4. Психология детей с ЗПР

5. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

6. Психология детей с нарушением функций ОДА.

7. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

8. Психология детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

 

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи: Педагогика(коррекционная педагогика). Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики.
Медицина. Отоларингология. Автальмология. Психиатрия. Невропатология.
Внутридисциплинарные связи: Психология развития является научной основой специальной психологии. Если психология развития исследует сам процесс развития, то специальная психология отвечает на вопрос как это развитие может проходить в других условиях. Это расширяет знания о генезе психики. Бывает трудно в норме вычленить глубинные механизмы жизнедеятельности ребенка. Изучение детей с ОПФР позволяет увидеть эти скрытые механизмы.
Патопсихология.
Нейропсихология. Она занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Для многих детей с опфр характерно наличие патологии мозга. Поэтому использование методов нейропсихологии при изучении этих детей очень продуктивно.

 

областей специализации в психологии

область специализации в психологии

Вернуться в Psych Web

Вернуться в Карьерный указатель

Области специализации в психологии

Специальность «Психология» обеспечивает своих студентов как с гуманитарным образованием, так и с возможностью исследовать конкретные области психологии, к которой у них есть особые интересы. Высшее образование – это процесс дальнейшего совершенствования, в ходе которого учащиеся становятся все более опытным и знающим в области психологической специализации.

Ниже описаны некоторые специальные области в психология, требующая высшего образования. Список на этой странице не исчерпывающим, и есть много узких специальностей, которые слишком редки или специализированы, чтобы их перечислять. здесь (когнитивная психонейроиммунология, кто-нибудь?). Если вы хотите увидеть описания конкретной области, пожалуйста, не стесняйтесь писать и спрашивать о Это.

Клиническая психология

Клинические психологи оценивают и лечат людей с психологическими проблемами. Они могут выступать в качестве терапевтов для людей, испытывающих нормальные психологические кризисы (например, горе) или для людей, страдающих от хронические психические расстройства.

Некоторые клинические психологи являются универсалами которые работают с широким кругом групп населения, в то время как другие работают с конкретными группы, такие как дети, пожилые люди или люди с определенными расстройствами (например, шизофрения). Их обучают в университетах или профессиональных школах психология. Их можно найти работающими в академических учреждениях, больницах, общественных медицинские центры или частная практика. (См. также Консультативная психология.)

Когнитивная психология

Эта область включает разнообразную группу психологи, изучающие психические процессы человека с научной точки зрения. Темы включают обучение, память, восприятие, координацию движений и робототехнику. язык, решение проблем и искусственный интеллект. нейробиологический могут быть использованы такие методы, как сканирование мозга. Исследования могут проводиться с животных или людей, обычно людей. Когнитивные психологи работают на бизнес и отрасли, особенно компаний, занимающихся информационными технологиями, а также в академических настройки.

Консультативная психология

Психологи-консультанты делают то же самое вещи, которые делают клинические психологи. Однако психологи-консультанты склонны сосредоточьтесь больше на людях с проблемами адаптации, а не на людях, страдающих от тяжелых психологических расстройств. Они могут обучаться психологии Департаменты или в школах образования. Психологи-консультанты работают в академические учреждения, общественные центры психического здоровья и частная практика. (Видеть также Клиническая психология.)

Психология развития

Психологи развития изучают, как мы развиваться интеллектуально, социально и эмоционально на протяжении всей жизни. Некоторый фокус только в один период жизни (например, детство или юность). Развивающий психологи обычно проводят исследования и преподают в академических условиях, но многие действуют в качестве консультантов детских садов, школ или агентств социального обслуживания.

Педагогическая психология

Педагоги-психологи озабочены изучение человеческого обучения, особенно в контексте образовательных учреждений такие как школы. Они пытаются разработать методы для улучшения обучения процесс. Например, педагог-психолог может изучать чтение и разработать новую технику для улучшения понимания прочитанного. Образовательный психологи, как правило, проходят обучение в педагогических школах и работают в академические установки. (См. также Школьная психология.)

Судебная психология

Судебные психологи участвуют в анализ доказательств преступления и помощь правоохранительным органам в уголовном расследования. Они также могут участвовать в тюремном консультировании или реабилитации. программы, и они могут помочь юридическим группам, занимающимся уголовным преследованием.

Психология здоровья

Медицинские психологи обеспокоены вклад психологии в укрепление и поддержание хорошего здоровья и профилактика и лечение болезни. Они могут разрабатывать и проводить программы для помочь людям бросить курить, похудеть, справиться со стрессом и оставаться физически поместиться. Они работают в больницах, медицинских школах, реабилитационных центрах, агентства общественного здравоохранения, академические учреждения и частная практика.

Психология человеческого фактора

Исследователи человеческого фактора изучают человеко-машинный интерфейс. Они могут помочь в изготовлении таких приборов, как камеры. удобной для пользователя, или они могут проводить исследования вопросов, связанных с безопасностью, при проектировании механизмы, органы управления самолетом и расположение приборов, или они могут выполнять базовые исследование перцептивных и двигательных способностей человека в той части, в которой они связаны с операцией машин, компьютеров и других механических устройств.

Промышленная/организационная психология

Промышленные/организационные психологи в первую очередь касается отношений между людьми и их работой среды. Они могут разрабатывать новые способы повышения производительности или участвовать в в подборе персонала. Они работают в бизнесе, государственных учреждениях и академические установки.

Физиологическая психология

Физиологические психологи изучают физиологические корреляты поведения. Они изучают оба очень основных процесса (например, как функционируют клетки мозга) и более легко наблюдаемые явления (например, поведенческие изменения в зависимости от употребления наркотиков или биологических/генетических корней психические расстройства). Большинство из них работают в академических учреждениях.

Школьная психология

Школьные психологи участвуют в повышении развитие детей в образовательных учреждениях. Они оценивают детские психопедагогические способности и рекомендовать действия, способствующие обучение. Как правило, они проходят обучение в учебных заведениях и работают на общественных началах. школьные системы. Они часто выступают в качестве консультантов родителей, учителей и администраторов для оптимизации среды обучения конкретных студентов. (Видеть также Педагогическая психология.)

Социальная психология

Социальные психологи изучают, как наши убеждения, чувства и поведение находятся под влиянием других людей. Некоторые интересные темы для социальных психологов формирование и изменение отношения, агрессия, предрассудки и межличностное влечение. Большинство социальных психологов работают в академических условиях, но некоторые работают в федеральных агентствах и компаниях, занимающихся прикладное исследование.


Ссылка в стиле APA для этой страницы:

Ллойд, Массачусетс и Дьюи, Р.А. (2016, 21 ноября). Области специализации в психологии. Получено с: https://www.psywww.com/ карьеры/специальности.html.

Страница индекса вакансий | Psych Web Index Page
  Top

.


Не видите то, что вам нужно? Psych Web насчитывает более 1000 страниц, так что это может быть в другом месте на сайте. Выполните поиск в Google по конкретному сайту, используя поле ниже.


Какие специальные области есть в психологии?

Каковы специальные области в психологии? Кристен 2021-04-18T21:37:39+00:00

Потенциальные аспиранты должны знать множество различных специальностей в области психологии, чтобы выбрать правильную степень. Психология изучает широкий спектр явлений, связанных с поведением человека и животных. Области психологии разрабатывают уникальные методы и техники для улучшения благополучия всего живого. Поскольку между областями психологии так много различий, почти каждый может найти подходящую специализацию. Выбор концентрации — это первый шаг к получению степени магистра (MA или MS) и доктора наук (Ph.D. или Psy.D.) в области психологии. По состоянию на июнь 2020 года Американская психологическая ассоциация (АПА) официально признала 17 специальностей по профессиональной психологии. В этой статье будет представлен широкий спектр психологических специализаций в США

Связанный ресурс: 20 самых инновационных программ по психологии в небольших колледжах США

1. Клиническая нейропсихология

Клиническая нейропсихология — это психологическая область, в которой клиницисты сопоставляют связи между мозгом и поведением. Клиническая нейропсихология стремится объяснить, как центральная нервная система влияет на действия людей. Клинические нейропсихологи отвечают за оценку, диагностику и лечение пациентов всех возрастов с неврологическими проблемами. Клинические нейропсихологи принимают пациентов с черепно-мозговыми травмами, болезнью Альцгеймера, эпилепсией, аутизмом, синдромом дефицита внимания и другими заболеваниями. Клиническая нейропсихология стремится углубить научное понимание мозга, чтобы успешно реабилитировать нервные нарушения.

2. Клиническая психология здоровья

Клиническая психология здоровья стала одобренной APA специальностью в 1997 году, чтобы сосредоточиться на улучшении здоровья пациентов. Клиническая психология здоровья изучает, как обучение, познание, социальные взаимодействия, эмоции и память влияют на поведение людей, связанное со здоровьем. Клинические психологи здоровья несут ответственность за помощь пациентам улучшить психическое и физическое здоровье. Клинические психологи здоровья решают такие ключевые проблемы, как ожирение, курение и злоупотребление алкоголем. Клинические психологи здоровья также обучают различные группы населения способам предотвращения или преодоления хронических заболеваний, включая диабет, болезни сердца, астму и рак.

3. Психоанализ

Психоанализ — это специальная область психологии, основанная на учениях австрийского невролога доктора Зигмунда Фрейда XIX века. Психоанализ — это уникальный метод лечения расстройств путем устранения конфликтов между сознательным и бессознательным разумом. Психоанализ основан на идее, что подавленные мысли и чувства людей влияют на их поведение. Психоаналитики получают доступ к бессознательному с помощью толкования снов, тестов на чернильные пятна, упражнений на свободные ассоциации, гипноза и многого другого. Психоаналитики стремятся скорректировать циклы ненормального, неадекватного поведения, исцеляя боль, накопившуюся в бессознательном.

4. Школьная психология

Школьная психология — это раздел образования, в котором применяются принципы клинической психологии и психологии развития для улучшения обучения в условиях PreK-12. Школьная психология изучает учебные процессы, которые учителя должны использовать для разработки соответствующей учебной программы. Школьные психологи несут ответственность за диагностику и лечение детей или подростков с нарушениями, которые прерывают обучение. Школьные психологи координируют услуги по охране психического и поведенческого здоровья, необходимые молодежи для достижения успеха. Школьные психологи хорошо разбираются в детских расстройствах, таких как аутизм, тревога, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, расстройство поведения и СДВГ. Школьная психология также занимается семейной и родительской практикой.

5. Клиническая психология

Клиническая психология, пожалуй, самая крупная специальность, в которую входят все практикующие психиатры, занимающиеся лечением психических заболеваний на протяжении всей жизни. Клиническая психология имеет докторскую подготовку, лицензированных терапевтов, которые проводят психотерапию для пациентов, которые соответствуют диагностическим критериям DSM-5. Клинические психологи используют различные подходы, такие как поведенческая терапия и терапия отвращения, чтобы свести к минимуму симптомы психологических расстройств. Клинические психологи помогают пациентам работать над просоциальным поведением, преодолением или адаптацией, личным удовлетворением и общим чувством благополучия. Клинические психологи отличаются от психиатров, которые должны окончить медицинскую школу, чтобы назначать медикаментозное лечение.

Вам также может понравиться: Рейтинг 40 лучших докторских программ в области клинической психологии

6. Клиническая детская психология

Клиническая детская психология — еще одна область психологии, изучающая уникальные потребности людей в возрасте до 21 года. Клиническая детская психология фокусируется на изменения в развитии, происходящие в младенчестве, детстве и подростковом возрасте до юношеской взрослой жизни. Клиническая детская психология даже исследует ориентиры развития плода в утробе матери. Клинические детские психологи лечат детей с различными умственными отклонениями, поведенческими расстройствами и эмоциональными нарушениями. Клинические детские психологи также проводят терапию для молодежи, чтобы лучше справляться с жизненными переходами, такими как развод, травма, издевательства, употребление психоактивных веществ и половое созревание.

7. Психология консультирования

Психология консультирования – это специальность, признанная АПА с 1998 года для изучения лучших терапевтических практик для решения типичных жизненных стрессов. Психология консультирования больше фокусируется на повседневных препятствиях, таких как стресс на работе и дефицит навыков, чем на психических заболеваниях. Психологи-консультанты направляют отдельных лиц или группы через индивидуальные вмешательства для решения плохих жизненных ситуаций. Психологи-консультанты используют различные процессы, такие как экзистенциальная терапия и психодинамическое консультирование, чтобы помочь пациентам добиться успеха. Психологи-консультанты могут помочь в развитии карьеры, управлении травмами, реабилитации от зависимости, планировании выхода на пенсию, разрешении конфликтов на рабочем месте и других направлениях.

8. Производственно-организационная психология

Производственно-организационная психология — это быстро развивающаяся специальность, которая применяет психологические принципы на рабочем месте. Промышленная/организационная психология фокусируется на тактике, основанной на фактических данных, для улучшения общего рабочего климата. Промышленная/организационная психология связана с человеческими ресурсами для обеспечения эффективного управления продуктивными и удовлетворенными сотрудниками. Промышленные/организационные психологи ищут решения распространенных проблем на рабочем месте, включая домогательства, дискриминацию, низкую мотивацию, сплетни и низкую производительность труда. Промышленно-организационные психологи часто являются бизнес-консультантами, которые советуют руководителям, как повысить вовлеченность сотрудников и разрешить конфликты между коллегами, которые наносят ущерб прибыли. Промышленная/организационная психология также занимается защитой психического здоровья сотрудников.

9. Поведенческая и когнитивная психология

Поведенческая и когнитивная психология — это двойная область, которая связывает модели эмоционального мышления людей с их проблемным поведением. Поведенческая и когнитивная психология связана с прикладным анализом поведения для положительного закрепления социально приемлемого поведения. Поведенческие и когнитивные психологи используют экспериментально-клинический подход к проведению исследований и применению результатов в терапевтических целях. Поведенческие и когнитивные психологи могут исследовать широкий спектр расстройств, таких как шизофрения, биполярное расстройство, антисоциальное расстройство личности и булимия. Поведенческие и когнитивные психологи работают над поощрением просоциального поведения, чтобы заменить негативные действия, а также иррациональные, искаженные мысли.

10. Судебная психология

Судебная психология – это специальность, признанная APA и признанная в 2001 году для применения психологических принципов в системе уголовного правосудия. Судебная психология — это область, в которой поведенческие и когнитивные исследования сочетаются с теорией права. Судебная психология играет ключевую роль в американских судах при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Судебным психологам доверяют судьи для экспертных показаний о психическом состоянии обвиняемого преступника. Судебные психологи проводят психологическую оценку подсудимых, лично планируют реабилитационное лечение и помогают полиции в составлении профилей преступников. Судебные психологи также исследуют такие темы, как выбор присяжных и динамика зала суда.

11. Психология супружеских пар и семьи

Психология супружеских пар и семьи – это дисциплина, изучающая индивидуальное поведение человека в более широком контексте взаимоотношений. Психология пар и семьи продвигает научное понимание системных систем отношений в браке и домашнем хозяйстве. Супружеская и семейная психология стремится вмешиваться во время конфликтов в отношениях, чтобы укрепить социальные связи. Парные и семейные психологи проводят сеансы групповой терапии, чтобы решить поведенческие и эмоциональные проблемы, которые разлучают родственников. Парные и семейные психологи консультируют людей, у которых есть проблемы со свиданиями, браком или воспитанием детей, включая неверность, словесные оскорбления, насилие в семье и отсутствие заботы о детях.

12. Геропсихология

Геропсихология — это междисциплинарная специальность, которая сосредоточена на уникальных потребностях пожилых людей на последних стадиях развития человека. Геропсихология использует принципы психологии, социологии, биологии и даже сестринского дела для изучения факторов, связанных со старением. Геропсихология продвигает научные исследования пожилых людей в возрасте не менее 60 лет, чтобы смягчить проблемы более поздней жизни. Геропсихологи применяют результаты исследований, чтобы помочь пожилым пациентам максимизировать свои золотые годы. Геропсихологи планируют вмешательства для решения проблем, связанных со старением, включая слабоумие, артрит, бессонницу и неизлечимую болезнь. Геропсихологи также помогают семьям снять нагрузку по уходу.

13. Психология полиции и общественной безопасности

Психология полиции и общественной безопасности является относительно новой специальностью, признанной в 2013 году для применения теорий поведения в правоохранительных органах. Психология полиции и общественной безопасности стремится помочь персоналу выполнять важные социальные функции в соответствии с нашими законами. В этих государственных учреждениях работают психологи полиции и общественной безопасности, чтобы улучшить условия работы полицейских. Психологи полиции и общественной безопасности предлагают офицерам основанные на фактических данных методы, чтобы справиться с травмой, полученной на работе. Психологи полиции и общественной безопасности стремятся развивать более устойчивых сотрудников правоохранительных органов, которые действуют этично.

14. Психология сна

Психология сна — это клиническая область, которая использует психологию для лечения состояний пациентов, нарушающих режим сна. Психология сна изучает физиологию сна, чтобы изучить проблемное поведение перед сном и протестировать эффективные методы лечения. Психологи сна — это клиницисты, которые проводят исследования сна, чтобы наблюдать за пациентами, которые не бодрствуют. Психологи сна обучены решать проблемы, связанные со сном, включая бессонницу, нарколепсию, апноэ во сне, ночное недержание мочи, синдром беспокойных ног и парасомнию. Психологи сна ищут основные когнитивные или эмоциональные факторы, которые способствуют нарушению сна у пациентов.

15. Реабилитационная психология

Реабилитационная психология является признанной APA специальностью с 2015 года для изучения процесса восстановления после изнурительных травм или болезней. Реабилитационная психология направлена ​​​​на содействие позитивной адаптации выздоравливающих пациентов, чтобы они могли справиться с их новой нормой. Психологи-реабилитологи часто лечат пациентов после инсультов, ЧМТ, сердечных приступов, ампутаций, параличей и ожогов третьей степени. Психологи-реабилитологи также помогают пациентам с судьбоносными диагнозами, такими как рассеянный склероз и болезнь Паркинсона. Психологи-реабилитологи дают пациентам силы приспособиться к жизни с тяжелыми заболеваниями. Психологи-реабилитологи также выступают за защиту лиц с инвалидностью в соответствии с законом.

16. Психология зависимости

Психология зависимости — еще одна клиническая область психологии, направленная на успешное лечение расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Психология зависимости разрабатывает методы реабилитации, основанные на фактических данных, чтобы разорвать циклы употребления наркотиков и алкоголя. Целью психологии зависимости является предотвращение смертельных передозировок путем отказа от вредных наркотиков, таких как героин, оксикодон, кокаин, метамфетамин и экстази. Психологи-наркоманы обладают глубокими знаниями о том, как вещества влияют на механизмы мозга и реструктурируют «центр удовольствия». Психологи-наркологи разрабатывают специальные планы лечения, чтобы остановить наркотическую зависимость и предотвратить рецидивы выздоровления. Психологи-наркологи также имеют право лечить сопутствующие расстройства.

17. Спортивная психология

Спортивная психология — перспективная специализация, которая фокусируется на психологических факторах, влияющих на спортивные результаты. Спортивная психология — это область ученых-практиков, в которой исследователи применяют свои открытия для улучшения самочувствия спортсменов. Спортивные психологи консультируют отдельных лиц или команды на всех уровнях, от молодежи до профессионального спорта. Спортивные психологи консультируют спортсменов в трудных ситуациях, включая кризис идентичности, эмоциональное выгорание, травмы и потерю чувства собственного достоинства. Спортивные психологи тренируют когнитивные и поведенческие навыки, обучая таким стратегиям, как управление стрессом или внимание. Спортивные психологи также помогают тренерам в планировании упражнений и создании команд.

Связанный ресурс: рейтинг 25 лучших программ для выпускников в области спортивной психологии

18. Биологическая обратная связь и прикладная психофизиология

Биологическая обратная связь и прикладная психофизиология — это новейшая специальность APA, признанная в 2019 году для изучения методов управления функциями организма. Биологическая обратная связь предполагает использование электрических датчиков для получения физиологических данных и обучения управлению непроизвольными действиями тела. Технология биологической обратной связи измеряет жизненно важные показатели, включая сердечный ритм, частоту дыхания, температуру тела и артериальное давление. Биологическая обратная связь и прикладные психофизиологи используют эту тактику релаксации, чтобы уменьшить стрессовую реакцию пациентов на определенные раздражители. Биологическая обратная связь и прикладная психофизиология помогают клинической помощи, обучая пациентов ценным инструментам саморегуляции.

Заинтересованы в одной из этих различных областей психологии? Чтобы стать психологом, необходимо поступить в аспирантуру, по крайней мере, со степенью магистра. Практики уровня магистра могут практиковать в некоторых областях психологии, таких как судебная и промышленная психология. Однако большинство психологов получают высший уровень академического образования для докторской степени. Будь доктор философии. или Psy.D., докторские степени требуют 90 или более семестровых кредитов после получения степени бакалавра. Общий срок получения докторской степени по психологии обычно составляет от восьми до 12 лет. Лучше всего выбрать докторскую программу, аккредитованную Американской психологической ассоциацией. Аккредитованные докторские степени имеют высококачественные учебные программы как со специализированными полевыми работами, так и с практическими исследованиями для диссертации. После окончания учебы начинающие психологи должны сдать экзамен на профессиональную практику в области психологии (EPPP).

Бюро трудовой статистики показывает, что сейчас самое подходящее время для выбора специализации по психологии. В течение десятилетия 2018–2028 годов количество занятых психологов увеличится до 207 800 человек по всей стране. Гораздо более быстрый, чем в среднем, рост числа рабочих мест в области психологии на 14 процентов создаст 26 100 новых рабочих мест с докторской степенью. Среди областей с самым высоким ростом — реабилитация, индустрия, консультирование, школа, клиническая психология и психология зависимостей. Психологи получают среднюю годовую зарплату в размере 87 450 долларов, что составляет 42,04 доллара в час. Доход по психологическим специальностям колеблется от 46 100 до 19 долларов.Хотя 7700 в год. Студенты, заинтересованные в получении степени по психологии, имеют возможность изучать одну или несколько интригующих областей, указанных выше. Начните изучать программы подготовки выпускников, если какая-либо из этих 18 специальностей в области психологии соответствует вашим интересам.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ — Richards on the Brain

Подростковая психология : область психологии, занимающаяся нормальным и ненормальным «поведением» подростков. Он включает в себя психические процессы, а также наблюдаемые реакции. (MeSH) Включает исследования «психологии развития», посвященные подростковому возрасту. (NCit)

Биологическая психология : изучение взаимосвязей биологии и психологии в «когнитивном» функционировании, включая интеллектуальные, «память» и связанные с ними нейрокогнитивные процессы. (NCIt) фокусируется на взаимосвязи между поведением и физическими системами тела. (Хоккенбери, 13)

Детская психология : изучение нормального и ненормального поведения детей. (MeSH) Изучение психологических, эмоциональных и перцептивных изменений, которые происходят в течение (детства). (Collin, 260) Включает исследования развития, посвященные детским годам (NCIt)

Клиническая нейропсихология : специальность в профессиональной психологии, которая применяет принципы «оценки» и вмешательства, основанные на научном изучении человеческого поведения в отношении нормального и ненормального функционирования «центральной нервной системы». Специальность посвящена улучшению понимания взаимосвязей между мозгом и поведением и применению таких знаний к человеческим проблемам. Клинические нейропсихологи занимаются нейроповеденческими проблемами, связанными с приобретенными или связанными с развитием «расстройствами» «нервной системы». Типы проблем чрезвычайно разнообразны и включают такие состояния, как «слабоумие», сосудистые нарушения, «болезнь Паркинсона» и другие нейродегенеративные расстройства, черепно-мозговые травмы, «судорожные» расстройства, «неспособность к обучению», нервно-психические расстройства, инфекционные заболевания, поражающие центральную нервная система, нарушения развития нервной системы, метаболические заболевания и неврологические последствия медицинских расстройств или лечения. (APA, Публичное описание клинической нейропсихологии)

Когнитивная нейропсихиатрия : связь между психическими и физическими расстройствами головного мозга. (Рамачандран, 3)

Клиническая психология : раздел психологии, занимающийся психологическими методами распознавания и лечения «расстройств поведения». (MeSH) Изучает причины, лечение и профилактику различных типов психологических расстройств, таких как «тревога» или «депрессия», «расстройства пищевого поведения» и хроническое злоупотребление психоактивными веществами (Хоккенбери, 14 лет). . Клинические психологи оценивают, диагностируют, прогнозируют, предотвращают и лечат психопатологию, психические расстройства и другие индивидуальные или групповые проблемы, чтобы улучшить приспособление поведения, адаптацию, личную эффективность и удовлетворение. Что отличает клиническую психологию как специальность общей практики, так это широта решаемых проблем и обслуживаемых групп населения. В «исследованиях», «образовании», «обучении» и практике основное внимание уделяется индивидуальным различиям, ненормальному поведению и психическим расстройствам, их предотвращению и улучшению образа жизни. (APA, Public Description of Clinical Psychology) Клинический психолог обычно имеет докторскую степень по психологии, которая включает интенсивную подготовку по лечению людей с психологическими расстройствами. (Хоккенбери, 14)

Психолог : специалист, который может поговорить с пациентами и их семьями об эмоциональных и личных проблемах и может помочь им принять решение. (NCIt)

Когнитивная психология : раздел психологии, который пытается изучить и понять, как работают «когнитивные» процессы. (Кардвелл, 50) Основное внимание уделяется роли психических процессов в том, как люди обрабатывают и запоминают информацию, развивают речь, решают проблемы и думают. (Хоккенбери, 10) Поведенческая и когнитивная психология — это специальность в профессиональной психологии, которая отражает экспериментально-клинический подход, отличающийся использованием принципов человеческого обучения и развития и теорий когнитивной обработки для содействия значимым изменениям в неадекватном человеческом поведении и мышлении. (APA, Публичное описание когнитивной психологии)

Сравнительная психология : раздел психологии, изучающий сходства или различия в поведении разных видов животных, разных рас или народов. (MeSH)

Консультативная психология : общая врачебная практика и специальность поставщика медицинских услуг в области профессиональной психологии. Он фокусируется на личном и межличностном функционировании на протяжении всей жизни, а также на эмоциональных, социальных, профессиональных, образовательных, связанных со здоровьем, связанных с развитием и организационных проблемах. Психология консультирования сосредоточена на типичных или нормальных проблемах развития, а также на атипичном или неупорядоченном развитии, поскольку она применима к человеческому опыту с индивидуальной, семейной, групповой, системной и организационной точек зрения. Психологи-консультанты помогают людям с физическими, эмоциональными и психическими расстройствами улучшить самочувствие, облегчить дистресс и дезадаптацию, разрешить кризисы. Кроме того, практикующие врачи этой профессиональной специальности обеспечивают оценку, диагностику и лечение психопатологии. (APA, Публичное описание психологии консультирования) Область, связанная с клинической психологией. (Хоккенбери, 14)

Лицензированный профессиональный консультант : (специалист, который) дает советы и помощь лицам с образовательными или личными проблемами. (MeSH) Имеет как минимум степень магистра консультирования с обучением методам оценки, консультирования и терапии. В большинстве штатов требуется лицензирование или сертификация. (Хоккенбери, 549) Также упоминается как «советник».

Межкультурная психология : раздел психологии, изучающий влияние «культуры» на поведение и психические процессы. (Хоккенбери, 13)

Педагогическая психология : раздел психологии, занимающийся психологическими аспектами обучения и формальным процессом обучения в школе. (MeSH) Обязуется открыть те аспекты человеческой природы, которые наиболее явно связаны с образованием. (Пайл, 10) Изучение того, как люди всех возрастов «учатся». Педагоги-психологи помогают разрабатывать учебные методы и материалы, используемые для обучения людей как в образовательных, так и в рабочих условиях. (Хоккенбери, 13)

Экспериментальная психология : раздел психологии, стремящийся узнать больше об основных причинах поведения путем изучения различных психологических «феноменов» в контролируемых экспериментальных ситуациях. (MeSH) Описывает исследования, посвященные таким основным темам, как сенсорные процессы, принципы обучения, «эмоции» и «мотивация». (Хоккенбери, 13)

Семейная психология : широкая и общая специальность в профессиональной психологии, основанная на принципах теории систем с межличностной системой «семьи» в центре внимания оценки, вмешательства и исследования. Примерами решаемых проблем являются семья проблемы в отношениях, проблемы с воспитанием детей, нагрузка на опекунов, «стресс» на работе и в семье, поведенческие проблемы детей или подростков, трудности в общении и (и) координация индивидуального лечения в социальных системах (APA, Public Description of Family Psychology). Терапевт обычно имеет степень магистра и опыт парной или семейной терапии. Во многих штатах требуется лицензирование (Hockenbury, 549).)

Психология здоровья : основное внимание уделяется роли психологических факторов в развитии, профилактике и лечении заболеваний. Изучает, как биологические, поведенческие и социальные факторы влияют на здоровье, болезнь, лечение и поведение, связанное со здоровьем. (Hockenbury, 13, 477)

Промышленная и организационная психология : раздел прикладной психологии, связанный с применением психологических принципов и методов для решения производственных проблем, включая отбор и обучение рабочих, условия труда и т. д. (MeSH) отношения между людьми и работой. (Хоккенбери, 14) Характеризуется научным изучением поведения человека в организациях и на рабочем месте. Основное внимание уделяется выведению принципов индивидуального, группового и организационного поведения и применению этих знаний для решения проблем на работе. (APA, Public Description of Industrial Psychology) Также называется «психологией ввода-вывода».

Онтология : наука или изучение бытия; та часть «метафизики», которая относится к природе или сущности бытия или существования. (Оксфорд) В информатике — точная формальная спецификация того, как представлять объекты, понятия и другие объекты, которые, как предполагается, существуют в некоторой интересующей области, и отношения между ними. (NCIt)

Парапсихология : раздел психологии, который занимается паранормальным поведением и явлениями, такими как «телепатия», «предвидение» и «ясновидение», которые не поддаются объяснению современными «естественными законами». (МеШ)

Психология личности : изучает индивидуальные различия и характеристики, которые делают каждого человека уникальным, включая то, как эти характеристики возникли и развились. (Hockenbury, 13)

Психиатрия : медицинская наука, занимающаяся происхождением, диагностикой, профилактикой и лечением психических расстройств. (MeSH)

Психиатрическая медсестра : имеет диплом зарегистрированной медсестры (RN) и выбрала психиатрию или уход за психическим здоровьем в качестве специальной области. Обычно работает в психиатрическом отделении больницы или в общественном центре психического здоровья. (Хоккенбери, 549 г.)

Социальный работник-психиатр : имеет степень магистра социальной работы. Обучение включает стажировку в агентстве социального обслуживания или центре психического здоровья. В большинстве штатов требуется сертификация или лицензирование (Hockenbury, 549)

Психиатр : врач, специализирующийся на профилактике, диагностике и лечении психических, эмоциональных и поведенческих расстройств. (NCIt) Имеет медицинское образование плюс годы специализированной подготовки в области лечения психологических расстройств. Пациентов с психическими расстройствами могут лечить как клинические психологи, так и психиатры. Однако только психиатры могут назначать медицинские процедуры или назначать лекарства. (Хоккенбери, 14)

Психонейроиммунология : междисциплинарная область, изучающая взаимосвязь между психологическими процессами, функциями нервной и эндокринной систем и иммунной системой. (Hockenbury, 486)

Психопатология : научное исследование происхождения, симптомов и развития психологических расстройств (Hockenbury, 507)

Психофармакология : научное исследование воздействия наркотиков на поведение. (Cardwell, 197) Изучение влияния наркотиков на настроение, мышление и поведение. (Kandel4, 58) Включает применение психофармакологических принципов, научных данных и клинической практики к отдельным психопатологиям и проблемам в различных группах населения. Он уникальным образом сочетает в себе научные исследования поведения, его биологических основ и взаимодействия лекарств с последними для получения острых и долгосрочных терапевтических изменений в нормальном и ненормальном функционировании. (АПА, Публичное описание психофармакологии)

Школьная психология : раздел психологии, изучающий влияние членства в группе на поведение, отношения и убеждения человека. (MeSH) Основное внимание уделяется разработке программ, способствующих интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию детей, в том числе детей с особыми потребностями. Область, связанная с педагогической психологией. (Хоккенбери, 13) Специальность врача общей практики и поставщика медицинских услуг, связанная с наукой и практикой психологии с детьми, молодежью, семьями; учащиеся всех возрастов; и школьный процесс. Базовое образование и подготовка школьных психологов подготавливают их к оказанию ряда услуг по психологической диагностике, оценке, вмешательству, профилактике, укреплению здоровья, а также разработке программ и оценке с особым акцентом на процессы развития детей и молодежи в контексте школ. , семьи и другие системы. (АПА, Публичное описание школьной психологии)

Соматическая психология : раздел психологии, который отслеживает телесные ощущения как способ лечения травмы. (Blakeslee, 214)

Спортивная психология : навык, который использует психологические знания и навыки для достижения оптимальных результатов и благополучия спортсменов, развития и социальных аспектов участия в спорте, а также системных проблем, связанных со спортивными условиями и организациями.