Память человека это: Страница не найдена —

Содержание

Клиника промышленной медицины | Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

  • Главная
  • »
  • Пациентам
  • »
  • Статьи
  • »
  • Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.


Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2.  Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
3.  Точность  проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.


Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.


 

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.


1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.


2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).


3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.


У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).


4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:
1)  Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2)  Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).


Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.
Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.


3)  Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4)  Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.


Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.


Как развить память у взрослого?

Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Упражнения для памяти у взрослых

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Основные рекомендации

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.


 

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.


Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.


Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.

Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.

Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.

Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.

Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.

Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.

Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.

Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.

Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.

Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.


При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.

Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.


Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.


Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.

При подготовке статьи использовались материалы сайта:
http://fb.ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati
http://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014

 

Память человека

29.09.2011

Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека — это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести — то, что сохранил.

Запоминание

. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания — точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед человеком стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи — под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие — источник сильных отрицательных эмоций, которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.

Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) — единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора внимания. Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.

Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии — мнемотехника — занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.

Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала.

  1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
  2. Образная память — возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
  3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
  4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) — высший вид памяти, присущий только человеку.
    С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов — двигательная, у художников -образная и т.д.

Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

  1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
  2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
  3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый — на уровне сознания. Человек по своей воле может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип — закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
  4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
  5. Оперативная память — это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту деятельность.

Воспроизведение. Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, — точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:

  1. узнавание — возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
  2. воспоминание — осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
  3. припоминание — осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
  4. реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в психике. Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.

  1. Время — менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
  2. Активное использование имеющейся информации — забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

Расстройства памяти

Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата способности человека сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.

В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с воображением и фантазией человека.

Ключевые слова: Память

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Основные процессы и механизмы памяти

Маклаков А. Г. — Общая психология

Состояния энграммы

Александров Ю.И., Основы психофизиологии

Расстройства памяти — диемнезии: гипер-, гипо- и амнезии

Общая схема процессов памяти

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Закономерности памяти

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Нарушения памяти

Шкуренко Д. А., Общая и медицинская психология

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Маклаков А. Г. — Общая психология

Классификация памяти

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

что это такое и какими свойствами обладает?

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Что такое память? — Память человека

Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозгу. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение, будь то вскоре после обработки информации или много лет спустя.

Хотя заманчиво думать о памяти как о компьютерной памяти или записи на ленту, которую можно воспроизвести по желанию, человеческая память гораздо сложнее и изменчивее! Даже наши представления о том, как работает память, с годами изменились. Например, знаете ли вы, что в 19В 60-х годах теория, известная как клеточная память или клеточная память, предполагала, что все клетки тела, а не только клетки мозга, способны хранить воспоминания.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не получили широкого распространения. просматривал научные журналы.

Знаете ли вы?
Какое-то время в 1960-х годах предполагалось, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу. Эта идея известна как клеточная память или клеточная память.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в рецензируемые научные журналы.

Система памяти

Память – это сумма того, что мы помним, и дает нам способность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт, а также способность или процесс вспоминания ранее изученных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это запас того, чему мы научились и что осталось в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует модификация структуры или поведения или воспоминание и узнавание.

В этом смысле ясно, что память — это не что-то одно, и память работает сложным образом. Память влечет за собой автобиографическую память, которая представляет собой информацию о нас самих по отношению к миру, есть изучение и запоминание фактов и даже мышечная память, которая помогает нам играть на музыкальных инструментах или ездить на велосипеде. Многое из этого попадает в нашу долговременную память или составляет процедурную память, эпизодическую память, сенсорную память и эксплицитную память, если назвать некоторые из них. И кодирование и извлечение памяти становятся проблематичными, когда речь идет о ложных воспоминаниях, потере памяти или нарушениях памяти.

Понимание человеческой памяти

Этимологически современное английское слово «memory» происходит от среднеанглийского memorie , которое, в свою очередь, происходит от англо-французского memoire или memorie , и в конечном итоге от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».

В более чем физиологических или неврологических терминах память в самом простом виде представляет собой набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.

Нейрон

Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как разновидность коллажа или мозаики, а не как в традиционном смысле набор записей, изображений или видеоклипы, хранящиеся в виде дискретных целых. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на библиотечных полках, а на самом деле являются реконструкциями «на лету» из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга. И именно поэтому восстановление воспоминаний при стрессе или травме может быть особенно проблематичным, например, в уголовных расследованиях и свидетельских показаниях, потому что процесс консолидации памяти может вызвать появление ложных воспоминаний или потерю памяти человеком.

Знаете ли вы?
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти.

Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, вырабатываемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за ухудшение памяти и других умственных способностей.

Хранилища памяти

Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти. .

Это касается не только смены часовых поясов, но и других форм лишения сна, которые влияют на способность мозга преобразовывать кратковременную память в долговременную — процесс, который происходит в основном во время сна. Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей и когнитивных функций.

Разница между памятью и обучением

Память связана с человеческим обучением , но отличается от него, то есть с процессом, посредством которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение на основе сохраненной информации. Во время обучения нейроны, которые активируются вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются таким образом, что они имеют тенденцию снова активироваться вместе. Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память и последующее извлечение выученных слов для самовыражения.

Таким образом, память зависит от обучения, поскольку позволяет нам сохранять и извлекать изученную информацию. Но обучение также в некоторой степени зависит от памяти и процесса поиска, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают основу, с которой новые знания связываются ассоциацией и умозаключением . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным свойством для нашего выживания и развития как вида.

Почему память не похожа на компьютеры

С момента разработки компьютера в 1940-х годах под памятью понимается способность компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физические компоненты компьютера, в которых хранится такая информация. информация хранится. Хотя действительно существуют некоторые параллели между памятью компьютера и памятью человека, существуют также некоторые фундаментальные и решающие различия в том, как мы описываем память; в основном, что человеческий мозг организован как распределенная сеть , в которой каждая клетка мозга создает тысячи соединений, а не представляет собой адресуемый набор дискретных файлов.

Социологическая концепция коллективной памяти играет существенную роль в создании человеческих обществ. Каждая социальная группа увековечивает себя через знания, которые она передает из поколения в поколение посредством долговременной памяти, либо через устную традицию, либо через письмо.

Изобретение письма впервые дал людям возможность сохранять точные записи своих знаний вне своего мозга. Письменность, аудиовизуальные носители и компьютерные записи можно считать своего рода внешней памятью человека.

Источник изображения

Нейронная иллюстрация

 

Нейробиология памяти человека

. 2011;104(1):69-87.

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Пьерлуиджи Фьетта и др. Теор Биол Форум. 2011.

. 2011;104(1):69-87.

Авторы

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Абстрактный

Память можно определить как способность получать, обрабатывать, хранить и извлекать информацию. Память необходима для обучения, адаптации и выживания каждого живого организма. У человека процесс запоминания приобрел большую гибкость и сложность, достигнув тесной связи с другими психическими функциями, такими как мышление и эмоции. Изменения в синаптических связях и взаимодействиях между несколькими нейронными сетями обеспечивают нейробиологические субстраты для кодирования, сохранения и консолидации памяти. Память можно разделить на кратковременную и долговременную (в зависимости от временной продолжительности хранения), на имплицитную и эксплицитную память (в отношении сознания воспоминания), на декларативную (знание этого [факта]) и процедурную (знание как [навык]) память, или как сенсорная (эхическая, иконическая и гаптильная), семантическая и эпизодическая память (в соответствии с различными областями запоминания). Значительные успехи были достигнуты в понимании нейробиологии памяти, но многое еще предстоит изучить в ее когнитивных, психологических и феноменологических аспектах.

Похожие статьи

  • Модель систем памяти, основанная на режимах обработки, а не на сознании.

    Хенке К. Хенке К. Нат Рев Нейроски. 2010 июль; 11 (7): 523-32. doi: 10.1038/nrn2850. Нат Рев Нейроски. 2010. PMID: 20531422 Обзор.

  • [Влияние внимания на тест слухо-вербального обучения у больных шизофренией].

    Хугелет П., Никастро Р., Дзанелло А. Хьюгелет П. и др. Энцефал. 2002 июль-август; 28 (4): 291-7. Энцефал. 2002. PMID: 12232538 Французский.

  • Поведенческий анализ вклада гиппокампа и теменной коры в обработку информации: взаимодействия и диссоциации.

    Кеснер РП. Кеснер РП. Гиппокамп. 2000;10(4):483-90. дои: 10.1002/1098-1063(2000)10:43.0.CO;2-Z. Гиппокамп. 2000. PMID: 10985288 Обзор.

  • Отношения между системами памяти и стадиями сна.

    Рауш Г., Дегранж Б., Форе Дж., Юсташ Ф. Раукс Г. и соавт. J Сон Res. 2005 июнь; 14 (2): 123-40. doi: 10.1111/j.1365-2869.2005.00450.x. J Сон Res. 2005. PMID: 15910510 Обзор.

  • [Память и мозг — нейробиологические корреляты нарушений памяти].

    Калабрезе П., Маркович Х.Дж. Калабрезе П. и соавт. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003 г., апрель 71(4):211-9. doi: 10.1055/s-2003-38506. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003. PMID: 12677555 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Быть в прошлом и действовать в будущем в виртуальном мире: приложения виртуальной реальности для оценки и улучшения эпизодической и проспективной памяти при нормальном и патологическом старении.

    Риццо А., Гамбино Г., Сардо П., Риццо В. Риццо А. и др. Передний шум нейронов. 2020 4 авг; 14:297. doi: 10.3389/fnhum.2020.00297. Электронная коллекция 2020. Передний шум нейронов. 2020. PMID: 32848672 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Демографические факторы, образ жизни и память пожилых людей в Европе.

    Штеффл М., Яндова Т., Дадова К., Холмерова И., Витулли П., Пьердоменико С.Д., Пьетранжело Т. Штеффл М. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019 27 ноября; 16 (23): 4727. дои: 10.3390/ijerph26234727. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019. PMID: 31783491 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние YC-1 на функции обучения и памяти старых крыс.

    Комсуоглу Челикюрт И. , Уткан Т., Озер С., Гачар Н., Арисиоглу Ф. Комсуоглу Челикюрт И. и др. Med Sci Monit Basic Res. 2014 21 августа; 20:130-7. doi: 10.12659/MSMBR.891064. Med Sci Monit Basic Res. 2014. PMID: 25144469 Бесплатная статья ЧВК.

  • Учимся учиться расширять свободу выбора.

    Синьоре К. Синьоре С. Фронт Псих. 2013 25 октября; 4:780. дои: 10.3389/fpsyg.2013.00780. Электронная коллекция 2013. Фронт Псих. 2013. PMID: 24298261 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

термины MeSH

Топ-10 удивительных фактов о памяти

Если вы когда-нибудь уверенно входили в комнату только для того, чтобы забыть, зачем вы туда шли, то вы поймете, что человеческая память полна сюрпризов. Кажется, что мы забываем важную информацию, но помним тысячи обыденных деталей, которые нам никогда не понадобятся. Почему это так? Читайте 10 самых странных и удивительных фактов о вашей памяти.

1) Количество информации, которую вы можете запомнить, практически не ограничено

Учитывая, как много мы забываем ежедневно, это может показаться странным, но совершенно верно, что наш мозг обладает практически неограниченным «емкостью памяти». для учебы. Грубый подсчет Пола Ребера, профессора психологии Северо-Западного университета, предполагает, что мозг может хранить 2,5 ПЕТАБАЙТА данных — это 2 500 000 гигабайт, или 300 лет телевидения. Итак, если у нас практически неограниченный объем памяти, почему мы до сих пор так много забываем? Это огромная тема, безусловно, достойная отдельного поста, но многие данные свидетельствуют о том, что мы с большей вероятностью запомним что-то, если приложим активные усилия, чтобы понять это, и если мы сталкиваемся с этим регулярно, поскольку это укрепляет связи между нейронами. в мозгу и облегчает запоминание информации.

Человеческий мозг состоит примерно из миллиарда нейронов. Каждый нейрон образует около 1000 соединений с другими нейронами, что составляет более триллиона соединений. Нейроны объединяются так, что каждый из них помогает со многими воспоминаниями одновременно , экспоненциально увеличивая объем памяти мозга примерно до 2,5 петабайт – Профессор Пол Ребер, Северо-Западный университет

2) … Но в нашей «кратковременной» памяти мы можем запомнить лишь несколько вещей

Большая часть причин, по которым мы так много забываем, вполне может заключаться в том, что, хотя наша долговременная память практически безгранична, наша кратковременная, или «рабочая», память имеет гораздо меньший объем. Первоначальные исследования кратковременной памяти говорят, что мы можем запомнить только от 5 до 9 единиц информации в любой момент времени, хотя более поздние эксперименты показывают, что это может быть даже всего 4! Не убежден? Попробуйте сами с помощью этого быстрого эксперимента! Изучите приведенный ниже список слов в течение 2 минут, затем (не оглядываясь на них) запишите столько слов, сколько сможете вспомнить.

Эти ограничения кратковременной памяти объясняют, почему «зубильная» информация непосредственно перед экзаменом не работает так хорошо, поэтому одна из четких стратегий для запоминания большего количества того, что вы изучаете, – распределить время обучения, чтобы больше информации перемещалось из ваш краткосрочный к вашей долгосрочной памяти.

3) Изучение новых вещей приводит к физическим изменениям в структуре вашего мозга

Мозг легко представить как «волшебную коробку», в которой хранятся ваши мысли, воспоминания и эмоции, но когда дело доходит до этого, мозг часть вашего тела, как сердце и ваши мышцы. Таким образом, «упражнение» вашего мозга определенным образом — будь то изучение нового навыка, такого как игра на музыкальном инструменте или новый язык, или просто изучение новых вещей из книги — приводит к физическим изменениям в его структуре. Благодаря современным методам визуализации, таким как магнитно-резонансная томография (МРТ), ученые действительно могут визуализировать эти изменения до и после «обучения» и обнаружили не только значительное увеличение активности (измеряемой кровотоком) в определенных областях мозг, связанный с этой деятельностью, но долговременные структурные изменения белого и серого вещества. На картинке слева показаны эти изменения в случае с видеоиграми, но эксперименты показали это в огромном разнообразии начинаний, таких как таксисты, изучающие новые навигационные маршруты и (особенно) в детстве.

4) Возможность быстрого доступа к информации (например, в Интернете) снижает вероятность того, что вы ее запомните

Замечательно иметь доступ практически к любой части информации за несколько секунд, а также к таким ресурсам, как Google, Wikipedia и YouTube явно были важными составляющими революции в том, как мы находим информацию. Но исследования показывают, что у такой удобной возможности доступа к информации есть интересная обратная сторона: если мозг знает, что может так легко снова получить к ней доступ, он с меньшей вероятностью будет вспоминать саму информацию!

Мы не пытаемся хранить информацию в собственной памяти в той степени, в какой мы это делали раньше, потому что мы знаем, что Интернет знает все… …Можно предположить, что это распространяется и на личные воспоминания, поскольку постоянно смотрит на мир через объектив камеры нашего смартфона может привести к тому, что мы будем доверять нашим смартфонам хранить наши воспоминания для нас . Так мы меньше обращаем внимания на саму жизнь и хуже запоминаем события из собственной жизни. –  Д-р Мария Вимбер, Бирмингемский университет

Это явление стало известно как «Эффект Google» и стало частью непрекращающихся дебатов о том, делает ли нас Интернет глупее.

5) Мы можем помнить вещи, которые даже не происходили

С течением времени может быть трудно узнать, насколько точны наши воспоминания о событии – действительно, для многих наших детских воспоминаний это может быть трудно узнать наверняка, помним ли мы само событие из первых рук или просто вспоминаем историю, рассказанную нашими родителями, по фотографиям или домашним видео того времени. Но эта концепция имеет гораздо более пугающее значение, которое изучалось психологами. В ходе эксперимента интервьюеры смогли убедить 70 % людей в том, что они совершили преступление, хотя на самом деле этого не было.

«На этих занятиях некоторые участники вспоминали невероятно яркие детали и разыгрывали преступления, которых они никогда не совершали» —  Доктор Джулия Шоу, Бедфордширский университет

Это имеет огромное значение для нашей правовой системы и того, как свидетельские показания используются в суде, и дает еще одно захватывающее представление о том, как на самом деле работает наш мозг.

6) Проверять себя на информации лучше, чем просто репетировать или перечитывать ее

Слово «испытание», вероятно, не уступает слову «публичное выступление» с точки зрения его способности наводить ужас на людей. Никто не любит тесты, и даже специалисты в области образования утверждают, что нас слишком много тестируют, и это мешает «настоящему» образованию. Действительно, в образовательных кругах часто цитируется цитата:

.

‘Свинью не откормишь, постоянно взвешивая ее’

А с количеством обязательных национальных тестов, которые предстоит сдать сегодня студентам, трудно поспорить. Однако исследования показывают, что регулярное тестирование с низкими ставками на самом деле может быть невероятно полезным для нашего обучения. Вместо того, чтобы постоянно получать информацию с ложечки, перечитывая ее в одной и той же книге, тестирование заставляет нас сталкиваться с пробелами в наших знаниях и заставляет мозг усерднее работать над извлечением фрагмента информации. При этом он фактически укрепляет эти нейронные связи и облегчает их извлечение в будущем. Мозг в этом смысле похож на мышцу: его нужно тренировать, чтобы он стал сильнее.

Для тех, кому интересно, есть отличная статья под названием «Десять преимуществ тестирования и их применение в образовательной практике», в которой освещаются различные способы, которыми регулярное тестирование может быть полезным для нашего обучения. Подводя итог, можно выделить десять основных моментов, поднятых авторами:

  • Тестирование выявляет пробелы в знаниях
  • Тестирование позволяет учащимся узнать больше из следующего учебного эпизода
  • Тестирование способствует лучшей организации знаний
  • Тестирование улучшает передачу знаний в новые контексты
  • Тестирование может облегчить поиск информации, которая не была протестирована
  • Тестирование улучшает метакогнитивный мониторинг
  • Тестирование предотвращает помехи от предыдущего материала при изучении нового материала
  • Тестирование обеспечивает обратную связь с инструкторами
  • Частое тестирование побуждает учащихся учиться
  • Есть много причин, чтобы начать проверять себя на предмет того, что вы узнали прямо сейчас!

    7) (Почти) Забыв что-то, вы с большей вероятностью это запомните

    Оказывается, частичное забвение чего-то, а затем попытки вспомнить это необходимая часть процесса формирования памяти. Когда мы пытаемся что-то вспомнить, мы тренируем свой мозг и говорим ему, что «эта информация важна, храните ее в надежном и легкодоступном месте!». Это ключевая концепция техники «интервального повторения». Интервальное повторение — это метод обучения, при котором фрагменты информации повторно посещаются через определенные промежутки времени, чтобы укрепить память о ней. Идея состоит в том, что вы повторно посещаете часть информации, когда вы *почти* забыли ее, тем самым возвращая ее на передний план вашего разума. Этот процесс используется в ряде систем, включая Anki, SuperMemo и (наше собственное приложение!) Synap.

    «Кривая забывания» показывает, насколько быстро мы забываем информацию после того, как выучили ее. Регулярный просмотр информации с помощью интервальных повторений может значительно улучшить объем информации, которую мы запоминаем.

    8) Воспоминания начинают формироваться еще в утробе матери – уже на 4-м месяце беременности!

    Известная как пренатальная или эмбриональная память, эксперименты показали, что зародыши действительно могут запоминать звуки, которые им воспроизводятся, подтверждая многочисленные анекдотические заявления матерей о том, что их новорожденных детей успокаивают определенные звуки, звучащие в их окружении. На самом деле ученые теперь считают, что пренатальная память имеет решающее значение для развития привязанности младенца к матери.

    9) В мозгу нет единого места, где та или иная память живет; он разбросан по разным регионам.

    Живя в эпоху Интернета, легко представить себе, что наш мозг является своего рода цифровым записывающим устройством для информации, которое мы можем включать и выключать, когда читаем, слушаем или смотрим что-то. Подразумеваемый вывод из этой аналогии заключается в том, что информация хранится и аккуратно упаковывается в «файл» где-то в нашем сознании, к которому затем можно получить доступ в будущем. К сожалению, человеческая память так не работает. Наш мозг не похож на видеокамеру — информация поступает из мира и параллельно обрабатывается множеством различных структур, которые сходятся и расходятся друг от друга множеством различных способов. Наша «память» о чем-либо — это не отдельный файл, который можно идентифицировать, а сложная мозаика, созданная различными частями нашего мозга, работающими в тандеме.

    Мозг представляет собой серию взаимосвязанных путей, которые сходятся и расходятся друг от друга во многих различных точках[/caption]Это особенно верно для новых воспоминаний, где различные «типы» информации, связанной с памятью, хранятся в области памяти. мозг, в котором они впервые возникли — так что визуальная информация находится в одной области, слуховая — в другой, знакомые имена идут в другую и так далее. Существует процесс консолидации, который имеет решающее значение для формирования долговременных воспоминаний, когда память сгущается и упаковывается в более специализированный набор нейронов в мозгу, хотя для его развития требуется время.

    10) Эмоциональная интенсивность определяет способ хранения воспоминаний

    «Эмоционально заряженные события запоминаются лучше — дольше и с большей точностью — чем нейтральные события» — Доктор Джон Медина, Brain Rules

    Мозг ежедневно обрабатывает огромное количество данных, поэтому очевидно, что ему нужна какая-то система «сортировки» для определения того, что важно запомнить, а что можно стереть из нашей памяти. Очевидно, хороший способ сделать это — расставить приоритеты в информации по ее эмоциональной интенсивности. Ясно, что вещи, на которые у нас возникает сильная эмоциональная реакция, могут быть более важными, чем те, которые мы едва замечаем. Хотя нет точного определения того, что представляет собой «эмоциональное событие», с научной точки зрения одной сильной корреляцией является выброс химического вещества под названием дофамин в мозг. Доктор Медина описывает дофамин как записку для мозга, которая говорит: «ПОМНИ ЭТО!» и прикрепляется к определенному воспоминанию. Если мы учимся таким образом, который вовлекает нас эмоционально, то мы с большей вероятностью запомним это. Это связано с тем, как мы можем связать обрабатываемую информацию с нашей собственной жизнью — поэтому, если мы понимаем важность чего-либо, а не просто пытаемся запомнить список фактов, то информация будет храниться лучше и дольше.

    Bottom Line

    Ваш мозг сложный, увлекательный и странный. Приведенные выше факты на самом деле являются лишь верхушкой айсберга, и если они показались вам интересными, я настоятельно рекомендую подписаться на нашу рассылку, чтобы получать больше подобных сообщений, а также проверять другие замечательные блоги о неврологии и памяти, такие как IFLScience, The Applied Neuroscience.