Память внимание мышление – , , —

Содержание

Внимание, мышление, память

Внимание

Определение 1

Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.

Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:

  • Для непроизвольного внимания при выполнении какой-либо деятельности характерно отсутствие стойкого интереса.
  • При произвольном внимании, наоборот, имеется стойкий интерес не только к выполнению какой-либо деятельности, но и интерес к процессу его выполнения.
  • При послепроизвольном внимании человек сосредотачивается на каком-либо объекте, который имеет значение лично для него.

Внимание имеет свои свойства:

  • объем внимания – это количество объектов, которое возможно охватить за определенный период времени;
  • распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания одновременно разнородные объекты;
  • концентрация внимания на определенном объекте;
  • устойчивость внимания – это акцентирование внимания продолжительное время на одном объекте;
  • переключение внимания – перенос внимания с одного объекта на другой;
  • рассеянность внимания – неспособность акцентировать свое внимание в течение длительного времени на каком-либо объекте.

Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.

Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:

  • голосовая и эмоциональная модуляция, жестикуляция, интонация, громкость голоса;
  • темп голоса, изменение скорости, выдерживание паузы;
  • конспектирование опорных слов при объяснении нового материала;
  • прерывание речи на очевидных словах с требованием продолжения;
  • предложение помочь вспомнить, например, даты, имена, термины;
  • использование наводящих, риторических, контрольных, уточняющих вопросов-предложений;
  • смена в ходе урока видов деятельности;
  • четкая организация урока.

Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:

  • приучать себя быть внимательным даже в условиях высокой отвлекаемости;
  • упражняться в наблюдении за несколькими объектами одновременно;
  • тренироваться в переключении внимания;
  • развивать волевые качества – сосредотачиваться даже тогда, когда не хочется;
  • использование интеллектуальных игр;
  • внимательно относиться к окружающим.

Замечание 1

Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.

Мышление

Замечание 2

Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.

К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.

Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.

По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.

Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.

Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.

Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.

Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.

Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.

В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.

Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.

Память

Замечание 3

Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.

Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.

К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.

В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.

В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:

  • двигательную,
  • словесную,
  • эмоциональную,
  • образную.

Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.

Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.

К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.

Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.

Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.

Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.

Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.

Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.

spravochnick.ru

Что происходит с памятью, вниманием и мышлением с годами и как улучшить познавательные функции

Современному человеку память и внимание нужны как никогда раньше: столько информации вокруг — надо ничего не упустить. Только вот мозг стареет начиная с 20-ти лет и у людей рано начинаются проблемы: то одно забудется, то другое, то никак не сосредоточиться на важном деле. Что же поможет не только сохранить, но и даже улучшить умственные способности? Ученые разработали рекомендации. Новинки «Мозг на пенсии» и «Внимательный мозг», изданные в «Манн, Иванов и Фербер», — как раз об этом.

Проблема XXI века

Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым. Об этом задумываются не только те, кому исполнилось 40 и 50 лет, но и представители молодого поколения — те, кому не так давно стукнуло 20 и 25. В чем причина столь ранней озабоченности? Возможно, в научно-техническом прогрессе. Как говорят в народе, он и лечит, и калечит. Наш мозг вынужден обрабатывать колоссальные объемы данных, запоминать тысячи мелочей и разных дел, быть способным отстраняться от информационного шума и фокусироваться на главном. В этом-то и загвоздка. Эволюция не предусмотрела столь резкого скачка технологий, в итоге современный человек оказался в щекотливом положении: о том, как сохранить познавательные способности задумывается каждый третий. А о том, чтобы их улучшить (кому не нужны возможности суперлюдей — цепкая память, способная выхватывать из потока и запечатлевать навсегда нужную информацию, развитое внимание и способности к концентрации, ясный и хлесткий мыслительный процесс, мгновенно реагирующий на каждое событие и эмоцию), — каждый второй.

Науке известно, что, безусловно, с годами круг человеческих возможностей действительно сужается. И на физическом и физиологическом, и на ментальном уровне. Однако стоит заметить, что некоторые способности все же остаются нетронутыми. Большее влияние на них оказывают стереотипы и негативные установки самого человека (исследования показали, что от этого иногда даже зависит продолжительность жизни пожилых людей), однако это тема для отдельной, не менее интересной статьи. Так как же заметить, что познавательные функции начинают «сдавать позиции», что делать, если это действительно так, и как «повысить градус» своих возможностей?

Память, внимание, мышление, или как меняется наш мозг с годами

1

Память

Когда мы думаем о том, что становимся старше и уж тем более в обозримом будущем постареем, на ум невольно приходит ассоциация с ухудшением памяти. Старая забывчивая бабуля — вот собирательный образ человека преклонного возраста. Парадокс только в том, что иногда проблемы с памятью начинаются задолго до пенсии. Виновата в этом наследственность, в какой-то степени — образ жизни и условия, в которых находится современный человек (имеется в виду засилье технологий, гаджетов и все возрастающие требования к возможностям людей). Вы думаете, это домыслы? Отнюдь. Ученые исследовали потенциал снижения памяти и выяснили любопытную вещь: объем память снижается начиная с 20 лет. Да-да, это не шутки. Более всего спад заметен в возрасте с 60 до 70 лет, однако начиная с момента двадцатилетия наши способности к запоминанию начинают слабеть.

И хотя ученые еще точно не определились с механизмом работы памяти, судя по данным недавних исследований, кратковременная память со временем «заполняется», как книжная полка: чтобы поставить новую книгу, нужно куда-то переложить ту, которая уже стоит на полке. Нельзя поставить больше книг, чем это возможно. В принципе, эта идея выглядит логичной. Однако по некоторым данным этот фокус не срабатывает в отношении долговременной памяти: чем старше человек, тем больше событий хранится в его памяти.

Хранится — ключевое слово. Хранение и доступ к информации — совсем не одно и то же. Это два самостоятельных процесса. Более того, существуют разновидности процессов запоминания. Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для

молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше.

2

Внимание

Внимание, или умение концентрироваться, неизбежно ухудшается. Это однозначно показывают нейрофизиологические тесты. Пожилым людям труднее переключать внимание с одного объекта на другой, а также концентрироваться на чем-то в течение длительного времени. Отчасти это объясняет рассеянность и несобранность, которые свойственны многим людям. Однако слабое внимание может встречаться и гораздо раньше: в школьном, подростковом и взрослом возрасте. Однако здесь уже можно вести речь о таком заболевании, как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Навык концентрировать внимание — один из основных. Примечательно, что он тренируется во многих религиозных практиках, многих из которых сейчас переиначивают на современный лад. Но не просто так, а благодаря науке. Исследования последних лет подтверждают догадку о том, что медитация внимательности, популярная в буддийской традиции, не только в состоянии «подтянуть» внимание как познавательный процесс, но и положительно влияет на организм. Человек, который регулярно медитирует, постепенно избавляется от хронической боли, нарушений настроения, тревожности и депрессии. Или, по крайней мере, симптомы заболеваний заметно ослабляются. Продвинутые врачи обучают пациентов так называемой «светской медитации», которая не связана с принадлежностью к какой-либо группе, общине или религиозной традиции. Также подобный метод встраивается в базовые терапевтические модели. Фокусировка на чем-либо стимулирует рост новых нейронов и активирует определенную сеть нейронов головного мозга, что укрепляет синаптические связи с тех или иных зонах мозга. Причем связанных не только непосредственно с вниманием, но и, к примеру, с социальным взаимодействием.

3

Мышление

С возрастом падает скорость протекания психических процессов. Проще говоря, человек медленнее соображает. Скорость реакции и обработки информации — два фактора, которые участвуют в нашей жизни самым непосредственным образом. Понять, что написано в книге, запомнить список покупок и принять решение — это связана с тем, насколько быстро мы можем обработать «входящие данные». Это самая важная из деградирующих с возрастом способностей, которая, вероятнее всего, является причиной ухудшения памяти и внимания в том числе.

Еще один аспект мыслительного процесса, который страдает сам и затрагивает память, — снижение скорости обработки единиц информации и ухудшение способности к разделению на важное и неважное. Оба этих аспекта отрицательно влияют на краткосрочную память. Это легко заметить в повседневной жизни, когда человеку надо освоить много нового, но не все является необходимым в данный момент. Например, пожилому человеку трудно сконцентрироваться на чтении, когда за спиной шумно играют внуки, так как ему сложнее игнорировать нерелевантную информацию (шум, производимый детьми) и данные, уже присутствующие в его сознании.

Серьезнее всего дело обстоит с так называемыми «исполнительными функциями» — это планирование и инициация действий, умение контролировать эмоции и поведение, а также способность держать в уме действия, которые необходимо реализовать в будущем. Эти функции помогают организовывать нашу деятельность, упорядочивать поведение и сдерживать неподходящие чувства. Проявляются они в разных ситуациях: мы в состоянии не переходить дорогу на желтый свет светофора, хотя очень спешим, и можем сконцентрироваться на вождении, когда вокруг столько отвлекающих факторов — начиная от красивых зданий до соцсетей в смартфоне. Кстати, это одна из причин того, почему с возрастом люди хуже водят автомобиль.

Советы для тех, кто хочет сохранить и улучшить познавательные способности

Вот несколько рекомендаций, следуя которым вы сможете «добавить очков» памяти, вниманию и даже мышлению. Как и многие процессы в организме человека, их можно тренировать и добиваться хороших результатов.

1

Внимательно слушайте и ассоциируйте

К примеру, если вас знакомят с кем-то по имени Александр, а вы отвлеклись на смс-сообщение, даже и не мечтайте о том, что через неделю вспомните, как зовут этого человека. Имя не отложится в вашей памяти, потому что на самом деле вы не уделили этому внимания. Чтобы крепко и надолго запомнить что-то новое, соблюдайте два правила. Во-первых, всегда сосредоточенно слушайте, о чем вам говорят. Во-вторых, проделайте в уме что-то с новой информацией: свяжите ее с тем, что уже хранится в вашем «банке памяти»: например, с уже знакомым вам Александром или киноактером, на которого похож новый знакомый.

2

Тренируйте память

Попробуйте играть в такую мини-игру: запоминайте слова. Чем больше вы будете упражняться, тем больше слов будете запоминать. Естественно, это отразится и на памяти на лица, события — в повседневной жизни прогресс будет заметен. Такой прием используют психологи для проверки памяти: зачитывают 15 не связанных друг с другом слов и через 10 минут просят воспроизвести. Интересно, что с первого раза люди среднего возраста повторяет около 7 слов. Чем старше человек, тем меньше он может воспроизвести. Регулярные упражнения помогут вам, например, обходиться без списка покупок в магазине — вы и так все запомните.

3

Нагружайте мозг

Доказано, что люди, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера — слабоумия. Больше читайте, размышляйте, общайтесь с интеллектуальными людьми. Хороший вариант — выбрать хобби, которое требует активной умственной деятельности. Элементарное разгадывание кроссвордов — хороший пример. Чем разнообразнее будут ваши «ментальные упражнения», тем лучше для мозга и когнитивных функций.

4

Занимайтесь спортом

Как бы банально это ни звучало, но в здоровом теле — здоровый дух. И современная наука только подтверждает этот тезис. Люди недооценивают потенциал физической активности и то, насколько положительно она влияет на память, внимание и мышление. В идеале тренироваться нужно по полчаса ежедневно, и с возрастом этот показатель должен увеличиваться. Особенно действенна аэробная нагрузка, при которой учащается дыхание и сердцебиение, — бег, велосипед, активные игры на свежем воздухе.

5

Питайтесь растительной пищей

Исследование долгожителей в разных уголках планеты однозначно показывает: люди, которые отпраздновали 100-летний юбилей, едят в основном растительную пищу. Львиную долю их рациона составляют овощи, фрукты, травы и специи, бобовые и злаки.

Довольно простые рецепты, а эффект не заставит себя ждать — попробуйте и увидите сами.

Еще больше интересных фактов и полезных советов — в книгах «Мозг на пенсии», «Внимательный мозг».

4brain.ru

Внимание, память, мышление и связь с психическими процессами

Внимание и память — познавательные процессы человека, необходимые, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты и так далее. Человек, у которого начинаются проблемы либо с одним, либо с другим, чувствует острый дискомфорт, так как мозг становится перегруженным и находится в постоянном напряжении.

Что из себя представляют эти два процесса

В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий. Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так.

Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.

О внимании подробно

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем. Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание.

Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели.

В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями.

Классифицируют следующие виды внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это. Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем. Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.

Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности.

Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается. Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации.

Подробнее о памяти

Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:

  1. непроизвольная;
  2. произвольная.

В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.

Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.

Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.

Если есть нарушения

Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.

Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.

Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.

Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.

Отличным вариантом работы с познавательными процессами станет игра «в детектива». Нужно просто периодически вспоминать, что вы делали вчера в это время, а позавчера? Мышление быстро и услужливо подскажет правильный ответ.

Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.

Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.

Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.

Автор статьи: Сазонов Михаил

pamyatplus.ru

Урок 1. Память и внимание

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти. В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Оглавление:

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей. Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка.

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

  • Не останавливайтесь и не отказывайтесь. Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, прочитайте еще пять страниц или потратьте ещё 5 минут, и вы увидите, что вам может захотеться прочитать еще больше. Есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают».
  • Делайте одно дело. Все лишние проблемы и вопросы отложите в сторону и занимайтесь одним делом. Помните о правиле Миллера, и о том, что объем нашего внимания ограничен.
  • Получайте эмоциональную отдачу. При запоминании важно не только наличие внимания, но и эмоциональная отдача. Концентрация на выполнении любимого и полезного дела всегда выше, чем при выполнении скучной и ненужной работы. А как сделать процесс запоминания увлекательным, написано дальше.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

4brain.ru

Развитие памяти, мышления, внимания и воображения

Наш организм единое целое. На первом этапе своего самосовершенствования помните, что невозможно достигнуть успеха, развивая какую — либо одну функцию. Поэтому ниже приведены рекомендации, без которых в принципе развить свои способности будет крайне сложно.

Правильное питание. Не стоит забывать, что наш мозг нуждается в определенном количестве витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов. А также ему необходимо регулярно избавляться от токсинов. Включайте в свой рацион больше овощей и фруктов, орехов и других полезных продуктов.
Регулярные физические упражнения позволяют не только держать все тело в форме, но и улучшают кровоснабжение всех органов, а в частности мозга, вовремя доставляя полезные вещества и выводя токсины из организма.
Избавьтесь от вредных привычек. Алкоголь и никотин — яд для организма.
Высыпайтесь. Очень сложно что-то запомнить, когда вы не выспались. Сон приводит в порядок состояние нервной системы.

Творческое мышление – это решение задач нестандартным путем. То есть когда вы используете для решения задачи какой-то иной способ, чем тот который вам уже известен. Интеллект тесно связан с мышлением.

Многие люди убеждены, что лишены творческих способностей, но по статистике 95% детей обладают необходимым творческим потенциалом.С возрастом, если нет благоприятных условий для развития, этот потенциал утрачивается.

Развить творческое мышление можно. Если верить большинству современных теорий, последние стадии развития мышления человека, заканчивается в 15 лет.

Именно с этого возраста мы наделены всем необходимым, чтобы успешно адаптироваться в окружающем нас мире.
Самым простым и эффективным способом является решение задач. Решая задачи, вы в любом случае будете находить некие идеи для решения этих задач. В бизнесе или вообще в жизни весь вопрос в том, верите ли вы в свои идеи или нет. В день вам могут приходить сотни идей, чаще всего обычный человек не задействует этот ресурс, а идет по привычному пути. На этом этапе необходимо более серьезное отношение к своим идеям, каждая идея на самом деле имеет место быть. Идеи нужно ценить. Следующим этапом является фиксация, то есть обязательно записать, напечатать либо проговорить на диктофон. И тогда вы увидите, что у вас самих есть ресурсы для решения задач и последним этапом будет применение их на практике.
Развитию творческого мышления способствует выход из зоны комфорта. У большинства людей в течение определенного времени появляются и укореняются привычки, например, ходить в один и тот же магазин, общаться с одними и теми же людьми, слушать одну и ту же музыку, покупать одни и те же продукты и так далее. Суть данного упражнения заключается в том, чтобы нарушать все привычные действия, пойти другой дорогой домой, знакомится с новыми людьми, провести выходные дни по-другому, не как обычно. От старых привычек избавиться сложно, но результат превзойдет ваши ожидания.

Стивен Кови, известный консультант по вопросам руководства, говорил: “Быстрее всего учишься в первые 7 лет жизни, на тренингах, в сложных жизненных ситуациях”.

В наше время проводится огромное количество тренингов по развитию мышления и интеллекта, не стоит их недооценивать. Они помогают улучшить память и работу мозга.

Воспользуйтесь рекомендациями своих друзей или знакомых, которые возможно проходили подобные тренинги.

Способы развития памяти и внимания

Почему учиться чему-то новому всегда так тяжело? Все дело в самой загадочной области нашего сознания – памяти. С каждым новым навыком мозг изменяется в буквальном смысле слова, именно поэтому учиться всегда сложно, но как только препятствие преодолено, повторить приобретенный навык будет гораздо проще, образовавшаяся связь и называется памятью. Внимание неотделимо от памяти и, в свою очередь, является сосредоточенностью и направленностью сознания на определенные объекты.

Вот несколько способов, которые помогут вам улучшить память и внимание:

Чтение. Читайте полезные, мотивирующие книги, а также разнообразную художественную литературу. Чтение способствует развитию речи, а речь напрямую связана с интеллектом и памятью.
Больше путешествуйте. Ничто так не заставляет работать наш интеллект, память и внимание, как ситуация, когда вы оказались в незнакомом месте.
Известное упражнение “100 за 100”. Суть упражнения состоит в том, что за 100 секунд вы вспоминаете и произносите вслух 100 каких-либо понятий, например, названия стран, городов, видов растений, писателей и др. Упражнение направлено на развитие умения вспомнить что-либо в нужное время.

Хорошо развивает память и внимание упражнение “Система накопления”. В течение одного месяца каждый день необходимо учить 4 строки какого-нибудь понравившегося вам стихотворения или поэмы. В следующем месяце 8 строк и на третий месяц выполнения упражнения уже 16 строк, на этом следует остановиться и уже развивать умение вспомнить заученное.
Развивающие игры. Шахматы, кроссворды и другие настольные игры также развивают память и интеллект.

Все эти упражнения развивают не только память и внимание, но и интеллект, а интеллект, как известно, тесно связан с мышлением.

Развитие памяти и мышления

Развитие таких важных и уникальных психических процессов человека само по себе говорит о многом. Любой человека хочет улучшить и развить в себе, например память и мышление, и тогда сможет добиться каких-то поставленных и намеченных целей, которые сейчас не могут ему поддастся.

Память

Любой вид сознательной и бессознательной деятельности направлен  на память, и с этим могут все согласиться. Все что бы ни творилось с человеком, он всегда это будет помнить осознанно или оно отложиться далеко в «ящичке», но оно никуда уже от него не денется. И развить память можно и даже необходимо, но прежде лучше разберемся, как человек запоминает все вокруг. Существует четыре вида памяти – это двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, и образная.

Остановимся немного на каждом из них:

Двигательная память – это запоминание, или точнее сказать автоматизированные действия, которые настолько впечатались в памяти, что мы уже не замечаем, как их делаем каждый день, каждую минуту. К примеру, мы научились ходить, и уже никогда не сможет забыть как это, такие действия всегда остаются в нашей голове, навсегда.

Эмоциональная – запоминание, а также воспоминания каких-то эмоциональных всплесков, первый поцелуй, который мы никогда не забудем, секс и др. Такие моменты, а также негативные ситуации, мы будем помнить всегда. И даже если мы про них забудем, наше подсознание нам тут же даст знать, стоит ли повторять ошибки прошлого, которые причинили эмоциональную боль или нет.

Словесно-логическая память – та память, которую возможно развивать, она основана на формальных видах и представлениях. Точные науки, формулы, слова и буквы – все это мы запоминаем, и у нас оно откладывается в памяти. Если это знание необходимо, оно всплывает, если нет – хранится на всю жизнь.

Образная память – запоминает все образы, изображения, картинки. Иногда во сне мы можем «копаться» в нашей памяти, не осознанно, что приводит к разноцветным снам.

Конечно, все эти виды идут рука об руку с полнотой памяти, которая базируется на объеме, иногда мы заучиваем текст, а через несколько лет у нас всплывают только обрывки того текста, это и называется полнотой. Точность памяти также направлена на воспроизведении запоминаемого материала. Долговременность или кратковременность зависит от времени и срока, у разных людей она разная, поэтому лучше заранее узнать какая у вас преобладает. А готовность памяти вызывается быстротой реагирования на ситуации, когда та или иная информация нужна именно в данный момент.

Развить память следует постепенно, начиная с нескольких заучиваний фраз, текстов, чтобы тщательно натренировать ее. Обязательно необходимо воспитывать память, чтобы нужная информация поступала в мозг человека быстрее. Этого можно добиться также постепенно, запоминать и заучивать слова, цифры, имена – но только то, что вам будет интересно – залог успеха.

Возможно, вам интересно будет почитать о развитии зрительной памяти.

Мышление

Мышление также уникальный психический процесс каждого человека, только вот не каждый задумывается над его развитием. Ведь именно этот процесс владеет всеми нашими психическими процессами, вниманием, памятью и др. Обязательно необходимо мыслить, без этого ничего не получиться. Как только вы почувствовали в себе преобладающую лень, можно смело начинать мыслить.

Тематическое видео:

Следует помнить, что без мыслительных процессов, а их не много, не начнется никакого развития. Анализировать и впоследствии синтезировать это в своей памяти – вот что главное и первое в мыслительном процессе. Как только возникает какая-то спорная ситуация, остановитесь и проанализируйте, то есть мысленно прокрутите проблему в голове со всех сторон, после можно синтезировать, то есть «упаковать» ее компактно в своей голове, и растолкать по полочкам. Обобщать, проводить аналогии, генерировать идеи, соотносить, судить объективно – второй шаг к мыслительной деятельности, что также приводит к улучшению качества вашего мышления.

Теперь вы знаете как улучшить память и запоминать больше.

Источники информации:

Тонус мозга: http://tonusmozga.ru

Психология, познание нашего разума: http://ourmind.ru

Занятия для развития памяти, внимания и мышления:
http://iqteacher.com/Programs

agydar.ru

Внимание, мышление и память, как их развить?

Дата публикации . Опубликовано в Развитие

Хорошая память и внимание нужны нам на протяжении всей нашей жизни, а способность креативно и плодотворно мыслить — залог нашего успеха. Как же развивать внимание, мышление и память?

Как развить внимание?

Вы должны приучить себя к работе в самых разных условиях и даже в шумной обстановке, которая Вас будет отвлекать. Постарайтесь не замечать того, что может помешать работе.

Систематично делайте упражнения, в которых нужно одновременно наблюдать за несколькими объектами. Делайте это так, чтобы от каждого объекта у Вас хорошо сохранилось его общее восприятие, и в тоже время нужно хорошо сконцентрировать внимание на главном и выделить из второстепенного.

Потренируйтесь переключать внимание. В своих тренировках держитесь трех направлений: первое направление – быстрое переключение внимания с одного объекта на другой; второе – выделение важных объектов за счет второстепенных; третье – изменение порядка переключения.

Нужно в себе развивать волевые качества – это способствует стойкому развитию внимания. Заставьте себя сосредоточиться тогда, когда этого делать Вам даже и не хочется. Вам следует чаще придерживаться принципа «нужно», а не «хочется». Постарайтесь начинать работу с неинтересного и трудного, выполняйте ту работу, которую откладываете на потом, чередуйте тяжелые дела с легкими, неинтересные с интересными.

Нужно чаще прибегать к разным играм: головоломки, шахматы и спортивные игры. Хоть они и не развивают внимание, но с их помощью вы разовьете свое стремление.

Несколько условий для успешного запоминания:

Главным условием для того, чтобы Вы надолго быстро и хорошо запомнили новую информацию, является присутствие интереса и внимания к ней в процессе усваивания.

Чувства так же имеют большое значение для хорошего запоминания. Хорошо запоминается все то, что связано с грустью, радостью, гневом, а то, к чему человек безразличен, запоминается плохо. 

Еще одним важным условием для запоминания есть то, что Вам нужно хорошо понимать то, что Вы запоминаете.

Еще важно, чтобы Вы поставили перед собой цель – надолго и крепко усвоить новую информацию.

Большим значением для усваивания информации есть то, что Вам следует объединить запоминание с деятельностью, которая требует активности и мышления.

Благоприятным условием является наличие знаний по запоминаемой Вами информации, потому что тогда новая информация основательно и легко свяжется с тем, что Вам и так уже известно.

Вам нужно помнить, что запоминание – это непростая работа. Важное условие для запоминания – это упорство в Вашей работе, настойчивость, умение не бросить работу на середине, а добиться крепкого и полного запоминания, так же волевое качество, без которого серьезная умственная работа невозможна.

Как развить мышление

Развить мышление – это значит, что нужно насытить знаниями свой ум. Для этого есть разнообразные источники знаний, такие как книги, видео, интернет и т.д.

Единение действий и знаний определяется умом. Ведь получить знание без умственной работы и без усилий мысли невозможно.

Так же важно перед собой ставить различные вопросы, потому что с вопроса начинается Ваше мышление. Научитесь к каждому явлению, событию, с которым сталкиваетесь, ставить правильный вопрос.

www.vitamarg.com

Материал по теме: коррекция развития памяти внимания мышления

ПРИЕМЫ   РАЗВИТИЯ  ВНИМАНИЯ

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является информированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации и т.д. В данном занятии предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Среди предлагаемых упражнений модификации приемов, предложенных Н.В.Цзеном и Ю.В.Пахомовым, адаптированные к школьным условиям.

Упражнение 1. «КТО БЫСТРЕЕ?»

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью — обводить кружком.

Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники — до 15 мин., подростки — до 30 мин.)

                                                         Упражнение 2. «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение 3. «КОРРЕКТУРА»

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Упражнение 4. «ПАЛЬЦЫ»

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение 5. «МУХА»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3×3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками

по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4×4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

Упражнение 6. «СЕЛЕКТОР»

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнение 7. «СВЕРХВНИМАНИЕ»

Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Каждому дается инструкция: ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде «стоп») и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? «Мешающие» получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!  

Упражнение длится 5-15 минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организуют серию провокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит затем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп», начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ   ПАМЯТИ

Упражнение 1. «ТРУДНОЕ — ЗАПОМНИ!»

Учитель показывает ученикам на 25-30 с десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Упражнение 2. «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Упражнение 3. «БЕГАССОЦИАЦИЙ»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым

   ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

Упражнение 4. «ДОМИНО»

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

Упражнение 5. «ТАХИСТОСКОП»

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр крута. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

Упражнение 6. «РАЗВЕДЧИК»

Выбирается один из участников — «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В этс время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача — обнаружить все перемены.

ПРИЕМЫ   РАЗВИТИЯ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение 1. «ЛОГИЧНОСТЬ»

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1.        Все металлы проводят электричество.
Ртуть — металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

  1. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.
  2. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.
  3. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина.

Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

  1. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
  2. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности.

Л. мошенничеством не занимался.

Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7.        Все студенты высшей школы изучают логику.
Смирнов изучает логику.

Следовательно, Смирнов — слушатель высшей школы.

8.        Некоторые студенты МГУ — бывшие военнослужащие.
Петров — студент МГУ. Следовательно,

Петров — бывший военнослужащий.

9.        Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок.

Колхоз «Зареченский» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Зареченский» не выполнил хлебозаготовок.

10.        Некоторые работники 2-го управления — юристы.
Фомин — юрист.

Следовательно, он работник 2-го управления.

  1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
  2. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

13.- Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго.

14.        Все студенты Ленинградского университета изучают историю
отечества.

Н. изучает историю отечества.

Следовательно, Н. — студент Ленинградского университета.

  1. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
  2. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен.

Следовательно, Иванов — профессионал.

17.        Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда.
В. выполнил норму 2-го разряда.

Следовательно, В. — студент 3-го курса.

18.        Все коммунисты выступают против войны.
Б.Иванов выступает против войны.
Следовательно, Иванов — коммунист.

19.        Ряд капиталистических стран  Европы входит в состав
Общего рынка.

Австрия — капиталистическая страна в Европе. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

20.        Все ученики 3«Б» класса — отличники.
Петя Смирнов — отличник.
Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3«Б».

Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в условных баллах по следующей таблице (1):

Таблица 1

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12 с. на обдумывание и запись ответа. Например: №1 — верно. При предъявлении задания на слух оценки выставляются по табл. 2.

Таблица 2.

Оценка в баллах

9

8

7-

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

16-17

13-15

11-12

9

7-8

6

Инструкция обследуемым при предъявлении задания на слух: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, «Советские люди не желают войны. Колхозники нашей страны — советские люди- Следовательно, колхозники не желают войны». Если вы с таким выводом согласны, то пишите: N1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 с. Будьте внимательны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!»

Упражнение 2. «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родо1 вые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
  5. .Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
  8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9.        Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10 Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

  1. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  2. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
  3. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
  4. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
  5. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).
  6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
  7. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
  8. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
  9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
  10. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов осуществляется по табл. 3

Таблица 3

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 с на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются (табл. 4).

Таблица 4

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

18

17

14-16

12-13

10-11

8-9

6-7

5

Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово сад и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова земля и растения. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Продолжительность работы три минуты. Начали!» (Включить секундомер.)

Упражнение 3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ  ПОНЯТИЙ»

Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 с записать «лишнее» слово. Затем зачитываются следующие пять слов и т.д. Задание повторяется 15 раз.

Пример задания

  1. Василий, Федор, Семен, Иванов,-Петр.
  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
  3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
  7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  1. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  2. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
  3. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
  4. Хата, печь, дым, хлев, будка.
  5. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
  6. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
  7. Секунда, час, год, вечер, неделя.
  8. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
  9. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  10. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  11. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка в условных баллах выводится по табл. 5.

Таблица 5

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

17

15-16

13-14

12-11

10

9

Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — «строительный материал», последнее слово в этой группе «лишнее». Нужно записать: №1 — дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? (Ответить на вопросы). Приготовиться! Начали!»

Упражнение 4. «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ»

Исследуем предъявляемый бланк (см. ниже), на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении (например, лес — деревья), и затем слово (например, библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу деревья, в библиотеке — книги). Остальные четыре слова должны быть отвергнуты.

Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово. Оценка выставляется в условных баллах по табл.5.

1.        Школа — обучение.

Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2.        Песня — глухой.

Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной..

3.        Нож —сталь.

Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4.        Рыба — сеть.

Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина

5.        Птица — гнездо.

Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

6.        Хлеб — пекарь.

Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7.        Пальто — пуговица.

Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

8.        Коса — трава.

Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

9.        Нога — сапог.

Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

10.        Вода — жажда.

Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда

11.        Электричество — проводка

Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12.        Паровоз — вагоны.

Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

13.        Алмаз — редкий.

Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

14.        Бежать — стоять.

Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

15.        Волк —пасть.

Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16.        Театр — зритель.

Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17.        Железо — кузнец.

     Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка

18.   Нога — костыль.

        Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы:

19.   Утро — ночь.

         Зима — мороз, день, январь, осень, сани.

20.   Спортсмены — тренеры.

        Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Таблица 6

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество пра,  20 вильных ответов

20

   —

19

18

15-17

13-14  

11-12

10

9

Инструкция: «Перед вами 20 заданий, представляющих собой . пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес—деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому, первому слову так же как, и в соответствующей паре слов из первой строчки, например: библиотека — книги (в библиотеке книги, библиотека целое, книги — часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? (Ответить на вопросы). Приготовились! Начали!»

Включить секундомер. Через 3 мин подать команду «Стоп!»

Упражнение 5. «СЛОЖНЫЕ АССОЦИАЦИИ»

 Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется обследуемым на листе бумаги следующим образом — пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой.

Оценка в условных баллах выставляется по табл. 7. Шифр:      А. Овца — стадо

Б. Малина — ягода.

В. Море — океан.

Г. Свет — темнота.

Д. Отравление — смерть.

Е. Враг — неприятель.

  1. Испуг        — бегство        А Б В Г Д Е
  2. Физика        — наука        А Б В Г Д Е
  3. Правильно         — верно         А Б В Г Д Е
  4. Грядка        — огород        А Б В Г Д Е

5. Пара

— два

А Б В

ГДЕ

6. Слово

— фраза

А Б В

ГДЕ

7. Бодрый

— вялый

А Б В

ГДЕ

8. Свобода

— воля

А Б В

ГДЕ

9. Страна

— город

А Б В

ГДЕ

10. Похвала

— брань

А Б В

ГДЕ

11. Месть

— поджог

А Б В

ГДЕ

12. Десять

— число

А Б В

ГДЕ

13. Плакать

— реветь

А Б В

ГДЕ

14. Глава

— роман

А Б В

ГДЕ

15. Покой

— движение

А Б В

ГДЕ

16. Смелость

— геройство

А Б В

ГДЕ

17. Прохлада

nsportal.ru