Память зависит от: Как устроена человеческая память — 27 июня 2018

Как устроена человеческая память — 27 июня 2018

Зачем человеку нужен мозг? Почему умение забывать — благо, а помнить всё — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени Вейцмана в Израиле Эдуард Коркотиан.

Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле

Поделиться

— По поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. Вообще, нет смысла спрашивать меня про эзотерику, магию и прочее волшебство. Я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровня.

Насчет воспоминаний детства: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себя помнит. Полагаю, что это индивидуально. Но точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. Он весьма дорогостоящее в эволюционном смысле приобретение. Мозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. Его не так-то просто прокормить. Примерно подсчитано, что мозг человека потребляет до пятой части всей поступающей в организм энергии. Из этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.

У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален

Поделиться

Представьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. Вы, кряхтя, надеваете этот тяжелый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пылятся под кроватью. «А возьму-ка я и гантели, вдруг в походе пригодятся», — рассуждаете вы. Как вам такой сценарий? Мне — как-то не очень.

— Это ерунда. Память по наследству не передается. Давайте подумаем вместе: для чего когда-то появился мозг, не у человека, разумеется, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? Простой ответ «чтобы управлять телом» меня не удовлетворит. Для управления телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. В мозгу клеток явно больше. Ответ «мозг нужен, чтобы сохранять информацию» меня тоже не устроит. У нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.

Мозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучается, приобретает полезные навыки. Естественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо. А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера.

Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги

Поделиться

— Гипноз — не магическая процедура, а форма самовнушения, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в свой внутренний мир. Психологам хорошо известно, что некоторые воспоминания, особенно болезненные, тяжелые, вытесняются из области сознания в так называемое «подсознание», хотя этот термин трудно назвать вполне научным. Вытесненные воспоминания тяжело или невозможно вспомнить наяву. Они часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. Однако некоторая «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько ясно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Но повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.

— Нет. Память требует материальных и энергетических ресурсов. Она дорого обходится. У мозга не может быть мощности «на всякий случай, про запас». Лишнего наш организм не хранит. К мозгу это тоже относится. Неумение забывать является патологией, а не нормой.

— Наверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила память. Иногда она не просто теряет важные сведения, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знания. В одних случаях, как например, с вытесненными воспоминаниями, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавляет нас от моральных страданий. В других же случаях перед нами простые сбои в работе. Сбои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутся и упасть или больно прикусить язык, иногда теряем сообразительность. Память тоже часто «ломается».

Память иногда подводит — и это нормально

Поделиться

— Да, есть люди, которые запоминают все подряд, например слова или лица. Таким был, например, известный мнемонист Соломон Шерешевский, история которого описана выдающимся советским нейропсихологом Александром Лурия. В его великолепной работе «Маленькая книжка о большой памяти», переведенной на основные языки, Шерешевский предстает не слишком счастливым человеком, хранящим массу бесполезной информации, которую не в состоянии обобщить. Умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо.

Это далеко не единичный случай. Я бы только хотел еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимания слова «память». Одни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные картины, третьи — запахи, четвертые быстро схватывают сложные движения, например мгновенно учатся водить автомобиль. Способности к одним видам воспоминаний не гарантируют таких же успехов с другими. Разные виды памяти хранятся в совершенно разных отделах мозга, и эффективность их различна.

— С этим не поспоришь. Когда вы только что посмотрели фильм, можете вспомнить многие его детали очень подробно: имена героев, кто и как был одет, что говорил, в какой точной последовательности шли эпизоды. Фильм, увиденный неделю назад, вы вряд ли перескажете со всеми мелкими подробностями. Но основные сюжетные линии помнить еще будете. А вот если после просмотра прошел год, то в лучшем случае вспомнится общий сюжет, да и тот вполне может перемешаться с другими картинами. Однако, если фильм произвел на вас сильное эмоциональное воздействие, то вы его и через год будете неплохо помнить. Память — процесс эмоциональный и ассоциативный.

Про ассоциативность хочу добавить несколько слов. Машина, как правило, запоминает факты подряд, оставляя в каталоге метку, где и что записано. Это похоже на оглавление в книге или на учетную карточку в каталоге. У памяти нет каталога или оглавления. Оторванный от контекста факт почти не имеет шанса запомниться. Для воспоминаний память человека использует систему контекстных и смысловых треков, которые ведут к конкретному воспоминанию, как своеобразные путеводные нити в лабиринте. Допустим, вы случайно встретили знакомого. Вы учились когда-то в одном классе. Произошло это в день, когда прошла сильная гроза, в домах гас свет. А накануне выиграла ваша любимая команда. Прошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили. Подсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильная гроза, выступление команды или перегоревшая лампочка. Принцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью.

Память — процесс ассоциативный. Во время грозы можно вспомнить то, что было давно во время грозы

Поделиться

— Незначительное и важное — субъективные, оценочные категории. В экспериментах показано, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные факты и события. Эмоционально нейтральное — быстрее забывается. Эмоции как раз и нужны для того, чтобы разложить воспоминания, придать им уровень важности, снабдить ассоциациями. Если вам кажется, что незначительное запомнилось, а важное забылось, значит, на самом-то деле «важное» было для вас незначительным, а «незначительное» — важным. Почему? Вам виднее.

— Не знаю, может, у кого-то все происходит именно так. Лично у меня ничего похожего с важными воспоминаниями не наблюдается. А лишнее, да, стирается, подробности меркнут, чтобы освободить место новому.

— Да. Не скажу, что каждый человек подавляет в себе воспоминания, но такая способность у нас явно есть. А пользуются ею не все.

Эдуард Коркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо

Поделиться

— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.


— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.

Считается, что шоколад стимулирует работу мозга. Но лучше по мнению учёного питаться сбалансированно

Поделиться

— Совершенно верно. А о чем вы только что спросили? Если серьезно, то неуклонно начиная с 20 лет и до конца жизни человек теряет нервные клетки, число которых в дальнейшем никак не восстанавливается. Поэтому все основные показатели деятельности мозга: память, сообразительность, ассоциативность, быстродействие — неуклонно снижаются. С другой стороны, некоторые свойства мышления, такие как запас слов, надежность, сосредоточенность, концентрация, взвешенность решений, — не ухудшаются и даже улучшаются с возрастом.

— Таких лекарств не существует. Лекарственные средства, якобы улучшающие мышление и память, так называемые ноотропы, в абсолютном большинстве являются бесполезными. И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность никак не доказана клиническими испытаниями. В настоящее время не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. Можно отметить ряд средств, не являющихся ноотропами, но улучшающих внимание, позволяющих лучше сосредоточиться. Одним из самых известных является метилфенидат (риталин). Однако отношение к этому средству — не всегда однозначное. В частности, в России и некоторых других странах оно изъято из оборота.

Нет таких таблеток, которые улучшают память. Улучшить можно внимание

Поделиться

Память зависит и от общего психического состояния человека. Известно, что стресс, тревога и депрессивное состояние ухудшают эффективность обучения и памяти. В этих случаях определенного улучшения памяти можно добиться при лечении основного симптома, например применяя современные антидепрессанты. Однако хочу особо посоветовать всем читателям ни при каких обстоятельствах не заниматься самолечением и по всем вопросам консультироваться с врачом.

— В каком-то смысле да, это так. Но важно помнить, по какому из параметров мы проводим аналогию. С точки зрения пользователя вычислительного устройства, основным параметром памяти является ее емкость и скорость доступа к ней. Здесь видно немалое сходство. Точно так же не является проблемой поиск нужной информации, это может занять какое-то время, но информацию всегда можно найти, если она сохранена.

С мозгом все не так: главным свойством или, если угодно, проблемой биологической памяти является ее недолговечность, потеря деталей и подробностей при определенной бесконтрольности процесса забвения. С этим сталкивается каждый школьник или студент: главная проблема для него не получить, а именно удержать знание.

Поиск сведений тоже является большой и часто неразрешимой проблемой. Сведения могут храниться, а вот вывести их из пассивного состояния бывает трудно. Каждый может проделать простой эксперимент, хорошо известный в психологии. Помощник должен составить список из случайных слов, которые не складываются в осмысленный рассказ. Чем длиннее будет такой список, тем лучше: например, пусть в нем будет несколько десятков слов. Потом помощник должен зачитать вам этот список один раз, медленно, внятно, монотонным голосом. Подождите с полчаса и попробуйте выписать все слова, которые сможете вспомнить. Опыт показывает, что в среднем это число составит квадратный корень из исходного количества. Иными словами, если слов в списке было 50–60, то вы вспомните 7–8.

В каком-то смысле память человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш

Поделиться

Но самое печальное не в этом. Если ваш партнер после будет зачитывать вам вперемешку слова из списка и другие, которых там не было, то вы с большим, почти стопроцентным, успехом отделите знакомые слова от новых. Получается, что вы их в общем-то помните, но воспроизвести не можете. Такая картина немыслима в случае компьютера. Но главное отличие даже не в этом. Введите в память вашего устройства бессмысленный текст, а потом какой-нибудь рассказ с ясным сюжетом такой же длины. Естественно, компьютеру безразлично, что записывать. Человеку же — далеко не все равно. Бессмысленный набор слов запоминается очень плохо, а рассказ — гораздо лучше. Причем чем эмоционально более значимым он будет — например развеселит вас или напугает — тем лучше и на более долгий срок вы его запомните. Для запоминания нам важно, во-первых, понять информацию, а во-вторых, эмоционально ее оценить.

И заметьте, что я пока коснулся исключительно вербальной памяти. А есть еще память на зрительные образы, всевозможные звуки, в том числе — на музыку, на запахи и вкусы, а также многие виды неосознанной памяти, к которой относятся двигательные навыки, сноровка, привычки. Все это тоже подвиды памяти. Вас ведь не удивляет, что младенец не умеет ходить, а взрослый делает это прекрасно, ничуть не задумываясь о том, как ему удаётся не упасть.

Скажу главное: память электронного устройства существует сама по себе, отдельно от процессинга, а биологическая память неотделима от мышления и обучения. Их просто невозможно разъединить.

От чего зависит память? — гимнастика: упражнения и инвентарь

Запоминание и хранение информации в мозге не является простым процессом и не связано только с одним определенным участком мозга. Работа памяти — совокупность процессов и функций, поэтому можно выделить несколько основных факторов, от которых она зависит.

Возраст

Память развивается с возрастом: у ребенка она постепенно формируется, взрослый пользуется ею в полной мере. Но далее, с возрастом память слабеет. Это связано с ухудшением функций органов чувств, ослаблением концентрации и внимания.

Изменения в работе памяти обычно начинаются после 30 лет. В этом возрасте люди чаще всего прекращают систематически получать новые знания, в результате чего уменьшается познавательная нагрузка на мозг, и память не развивается, как это происходит в периоды учебы. 

По наблюдениям ученых, к 70 годам память человека ухудшается на 30%. 

Генетические предпосылки

Генетика памяти еще недостаточно изучена, хотя определены некоторые гены, участвующие в работе памяти, они отвечают за выработку белков и ферментов, которые предназначены для усиления связей между нейронами. Таким образом, от них зависит обработка и запоминание информации.

Но генетические данные являются лишь основой и не всегда являются постоянными. Сами гены в течение жизни могут подвергаться изменениям в процессе стимуляции мозга при формировании памяти.

Физическое состояние мозга

Хотя память не базируется в одном участке мозга, выделяют основные зоны, задействованные в ее работе. Такими структурами мозга являются гиппокамп, отдельные зоны лобных, височных и затылочных долей коры больших полушарий. Органические повреждения и нарушения функционирования в данных частях отражаются на функциях памяти.

Умственная активность

Работа памяти зависит от степени ее активности. Чем больше человек тренирует  память (заучивание текста, освоение новых дисциплин), тем интенсивнее функционируют нейроны, между которыми создаются новые связи, выстраивающиеся так, чтобы повысить емкость памяти. 

Физическая активность

Функционирование памяти зависит не только от умственной работы. Физическая активность также влияет на ее процессы, улучшая кровообращение мозга, в том числе зон, участвующих в работе памяти — гиппокампа и других. После умеренных физических нагрузок в организме вырабатываются эндоканнабиноиды — вещества, вызывающие чувство физического и психологического удовлетворения. Связывание эндоканнабиноидов с рецепторами в гиппокампе улучшает работу памяти за счет усиления положительных ассоциаций.

Внешнее окружение и психоэмоциональное состояние человека 

Одновременно с усвоением какой-либо информации в памяти сохраняется впечатление от внешних обстоятельств и состояния человека. В стрессовых ситуациях мозг выделяет гормоны и нейромедиаторы, под воздействием которых повреждаются нейроны и снижается выработка глюкозы. При этом активизируется область мозга, обрабатывающая сигналы боли и стресса, что нарушает функции памяти.

Можно выделить связь внешних обстоятельств с извлечением информации из памяти. Процесс вспоминания легче происходит в условиях, связанных с теми, при которых происходило запоминание, даже если они были стрессовыми.  

Образ жизни

Образ повседневной жизни не в меньшей степени, чем специальные упражнения, обуславливает работу памяти. На ее функциях отражается количество полезных веществ в рационе питания — жирных кислот омега-3, флавоноидов, антиоксидантов и др. 

Режим сна и бодрствования влияет на обработку информации и ее сохранение в долговременной памяти. 

Наличие вредных привычек нарушает образование кратковременной памяти. 

Влияние основных факторов на память человека объясняет ее индивидуальные особенности. В то же время, зная, от чего зависит память, можно на нее воздействовать, развивая насколько возможно.

Наша память зависит от слов, которые мы используем

Истина счастья и сила жизненных уроков заключаются в сочетании опыта и его последствий. Хорошо это или плохо, чему вы научились? Каким будет ваше отношение и какое повествование вы будете рассказывать об этом опыте? Как вы будете смотреть на свое прошлое, а впоследствии и на свое будущее?

Перемены не всегда удобны, это точно, но они неизбежны. В этом отношении нас бьют, мы встаем, идем дальше и запоминаем это на словах. Мы создаем собственное повествование тем, что мы говорим и как мы это говорим. Это становится нашей историей.

У всех есть истории. Что мы хотим им сказать? Как мы хотим, чтобы нас запомнили, когда мы говорили им? Мы все цитируем своих родителей, бабушек и дедушек. Могут ли они быть удивлены тем, что мы помним, исходящим из их уст? Можем ли мы быть удивлены тем, что другие помнят о нас? Нам нужно осознавать, как мы говорим о своей жизни. Слова и отношение важны.

Мы никогда не вспомним точное происшествие или опыт.

Мы будем помнить только те слова, которые используем для описания.

Наше настроение, наше наследие и наша жизнь зависят от языка, который мы используем, чтобы его записывать, переваривать и выражать.

Как мы будем запоминать хорошие времена? А как тогда плохое будем записывать? Конечно, есть негативные воспоминания, которые мы никогда не хотим забывать. Воспоминание о наших неудачах только приблизит нас к нашим успехам. Воспоминание о смерти любимого человека может только усилить нашу любовь к нему и позволить нам задуматься о прекрасных воспоминаниях о нем. Воспоминания о наших самых сложных эмоциях могут мотивировать нас двигаться вперед, поэтому мы надеемся, что мы не вернемся к этой борьбе. Важно также всегда помнить, почему тот или иной случай важен в вашей жизни. Чему вы научились? Как это изменило вас?

Преодолевая трудности, ищите и размышляйте об уроках, которые вы извлекли, о людях, которые приходят на помощь, или о благословениях, которые вы получаете. Будь то рак, зависимость или травма, для меня воспоминания всегда будут серебряной подкладкой. Я не сомневаюсь, что они были величайшими учителями и самыми извращенными, но полезными дарами в моей жизни. Вот как я выбираю помнить их.

Интересен и тот факт, что негативные воспоминания гораздо чаще встречаются у молодых людей, в основном у двадцатилетних. Наша жизнь в этот период более неопределенна, а будущее более пугающе. С возрастом большинство людей становятся гораздо более сосредоточенными на текущем моменте и ценят то, что сейчас происходит в их жизни. Также слишком много всего, что нужно помнить. Диск памяти заполнен. Итак, мы склонны удалять то, что не имеет значения, что не имеет значения и что может произойти.

Есть еще мышечная память. Вы слышите заглавную песню «Острова Гиллигана» и мгновенно запоминаете каждое слово. Никто никогда не забывает, как петь «С днем ​​рождения» или Государственный гимн. А молитвы? Ваш самый любимый фильм или десерт? С именами и днями рождения дела обстоят немного хуже. Большинству танцоров известна мышечная память, когда они начинают танцевать под определенную песню и запоминают всю хореографию. Наш мозг — это мышца.

Некоторые воспоминания будут очень общими, особенно в шокирующих или травмирующих событиях. Если на нас нападет медведь, как вы думаете, вы вспомните цветы или кусты вокруг него?

Люди не одиноки. У наших питомцев прекрасные воспоминания. Все, что им нужно услышать, это одно слово, и они либо подпрыгнут от радости, либо застынут, либо побегут в другую комнату.

Когда жизнь преподносит вам уродливый, гнилой лимон, полностью осознайте шок и боль. Крайне важно позволить естественным чувствам, возникающим в результате этого. А затем, путешествуя по последствиям, ищите любовь и подарки, которые вы, возможно, никогда не получили бы без этого лимона. Запишите их. Задокументируйте, как именно вы решили запомнить это приключение. Сфотографируйте славные части. Надейтесь, что вы увидите свет, он придет изнутри вас.

Добрый и сострадательный доктор однажды сказал мне, что наши тела не помнят боли. Иначе мы бы всегда чувствовали эту боль. «И, — добавил он, — у женщины никогда не будет второго ребенка!» Таким образом, наши умы могут помнить только то, что держали на руках этого прекрасного ребенка и любовь, которую мы почувствовали сразу после этой боли.

Фотографии невероятно важны. Сколько раз в социальных сетях вы видите рожающую мать? Мы видим только ее любовь, держащую ребенка. Большинство фотографий, которые мы сохранили в коробках, — это фотографии, которые мы хотим запомнить. Никогда не помешает пройти через них, если вы хотите быть счастливым.

Каким вы помните свое детство? Есть ли еще трагические случаи, которые вы не можете выпустить? Ты не умеешь прощать? Помните, что обиды подобны проглатыванию яда и ожиданию страданий другого человека. Ты единственный, кто страдает.

Ребенок никогда не несет ответственности за травму, которую он мог пережить. Однако исцеление должно исходить из прощения, каким бы способом вы его ни выбрали. Мир и высшая радость могут исходить только изнутри вас.

Как бы вы описали свою карьеру? Как я уже упоминал, то, что мы можем воспринимать как неудачу, на самом деле является нашим самым сильным мотиватором к успеху. Как ваши неудачи привели к новой главе вашей жизни

Наконец (и я действительно имею в виду, наконец), какие слова вы хотите на вашем надгробии? Мне больше всего понравился рассказ женщины, владевшей баром, в который я часто ходил в колледже. Каждую ночь, в 2 часа ночи, Мама Фрай залезала на стойку бара и кричала: «Пора домой!» Все кидали в нее салфетки и соломинки. Это была ежевечерняя традиция, и ей это нравилось. 30 лет спустя на ее похороны пришли сотни людей, и вы знаете, что написано на ее надгробии? «Пора домой.» Все бросали салфетки и соломинки, спуская ее.

Эти последние слова — ваш окончательный выбор того, каким вы хотите, чтобы вас запомнили.

Что такое память? — Память человека

Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозгу. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение, будь то вскоре после обработки информации или много лет спустя.

Хотя заманчиво думать о памяти как о компьютерной памяти или записи на ленту, которую можно воспроизвести по желанию, человеческая память гораздо сложнее и изменчивее! Даже наши представления о том, как работает память, с годами изменились. Например, знаете ли вы, что в 19В 60-х годах теория, известная как клеточная память или клеточная память, предполагала, что все клетки тела, а не только клетки мозга, способны хранить воспоминания.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не получили широкого распространения. просматривал научные журналы.

Знаете ли вы?
Какое-то время в 1960-х годах предполагалось, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу. Эта идея известна как клеточная память или клеточная память.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда сообщалось, что у реципиента развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в рецензируемые научные журналы.

Система памяти

Память — это сумма того, что мы помним, и дает нам способность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт, а также способность или процесс вспоминания ранее изученных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это запас того, чему мы научились и сохранили в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует модификация структуры или поведения, или воспоминание и узнавание.

В этом смысле ясно, что память — это не что-то одно, и память работает сложным образом. Память влечет за собой автобиографическую память, которая представляет собой информацию о нас самих по отношению к миру, есть изучение и запоминание фактов и даже мышечная память, которая помогает нам играть на музыкальных инструментах или ездить на велосипеде. Многое из этого попадает в нашу долговременную память или составляет процедурную память, эпизодическую память, сенсорную память и эксплицитную память, если назвать некоторые из них. И кодирование и извлечение памяти становятся проблематичными, когда речь идет о ложных воспоминаниях, потере памяти или нарушениях памяти.

Понимание человеческой памяти

Этимологически современное английское слово «memory» происходит от среднеанглийского memorie , которое, в свою очередь, происходит от англо-французского memoire или memorie , и в конечном итоге от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».

В более чем физиологических или неврологических терминах память — это в самом простом виде набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.

Нейрон

Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как разновидность коллажа или мозаики, а не как в традиционном смысле набор записей, изображений или видеоклипы, хранящиеся в виде дискретных целых. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на библиотечных полках, а на самом деле являются реконструкциями на лету из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга. И именно поэтому восстановление воспоминаний при стрессе или травме может быть особенно проблематичным, например, в уголовных расследованиях и свидетельских показаниях, потому что процесс консолидации памяти может вызвать появление ложных воспоминаний или потерю памяти человеком.

Знаете ли вы?
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти.

Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, вырабатываемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за ухудшение памяти и других умственных способностей.

Хранилища памяти

Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти. .

Это касается не только смены часовых поясов, но и других форм лишения сна, которые влияют на способность мозга преобразовывать кратковременную память в долговременную — процесс, который происходит в основном во время сна. Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей и когнитивных функций.

Разница между памятью и обучением

Память связана с человеческим обучением , но отличается от него, то есть с процессом, посредством которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение на основе сохраненной информации. Во время обучения нейроны, которые активируются вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются таким образом, что они имеют тенденцию снова активироваться вместе. Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память и последующее извлечение выученных слов для самовыражения.

Таким образом, память зависит от обучения, поскольку позволяет нам сохранять и извлекать изученную информацию. Но обучение также зависит в некоторой степени от памяти и процесса поиска, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают структуру, с которой новые знания связываются ассоциацией и умозаключением . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным свойством для нашего выживания и развития как вида.

Почему память не похожа на компьютеры

С момента разработки компьютера в 1940-х годах под памятью понимается способность компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физические компоненты компьютера, в которых хранится такая информация.