Пантомимика в психологии это: Пантомимика в психологии

Пантомимика. Что такое «Пантомимика»? Понятие и определение термина «Пантомимика» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Пантомимика – термин, имеющий два основных значения. С одной стороны, это искусство пантомимы, то есть сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.

Пантомимика широко используется в театральной среде, особенно на стадии обучения актерскому мастерству. Таким образом молодые актеры учатся по-другому выражать свои мысли и чувства так, чтобы их поняли, тренируются в установлении незримого контакта с партнером, основанного исключительно на внутренних ощущениях, пробуют почувствовать себя на месте другого человека. Есть, например, целая категория этюдов, которую рассматривают как неотъемлемую часть обучения, – так называемые «этюды на органическое молчание».

Второй смысл термина «пантомимика» связан с первым – это выразительные движения человека (или изменения в походке, осанке, жестикуляции), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. В таком случае пантомимика имеет непроизвольный характер и мало контролируется сознанием. Наиболее информативна жестикуляция, с помощью которой сообщение речевой коммуникации может быть дополнено.

В каком-то смысле пантомимику можно назвать «телесной мимикой», которая так же индивидуальна, как и мимика. Человеку свойственно замечать проявление пантомимики, особенно если речь идет о близких ему людях, родных, друзьях. Так, мы можем узнать человека по походке или по тому, как он совершает какие-либо действия, которые мы привыкли наблюдать (как поправляет очки и так далее).

< Панпсихизм

Парадиагностика >

Популярные термины

    Пантомимика

    Мы можем менять себя через наше тело

    В общении с другими мы задействуем не только слова, но и все наше тело. Социальный психолог Эми Кадди утверждает: изменив язык тела, мы можем изменить свое сознание и поведение.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Узнала, что партнер подписался в соцсетях на бывшую жену. Как понять его поступок?»
    • «Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться
    • Будни официанта: каковы они на самом деле
    • 8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор
    • «Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • «Где взять силы, чтобы пережить измену мужа и сохранить семью?»
    • Исследователи выяснили, какие качества характера разрушают личную жизнь

    Сегодня читают

    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • «Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    пантомимика | это… Что такое пантомимика?

    ТолкованиеПеревод

    пантомимика

    (в психологии) — см. выразительные движения.


    Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

    пантомимика

    — движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение.


    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    пантомимика
    Этимология.

    Происходит от греч. рantоmimоs — все воспроизводящий подражанием.

    Категория.

    Выразительные движения.

    Специфика.

    Изменения в походке, жестах, осанке и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Пантомимика мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.


    Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

    ПАНТОМИМИКА

    (англ. pantomime; от греч. pantomimos — все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

    1. Искусство пантомимы.

    2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

    Наиболее важный компонент П. — жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См.

    Экспрессия.


    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    Игры ⚽ Поможем написать реферат

    Синонимы:

    моторика

    • панпсихизм
    • парабиоз

    Полезное


    Роль мысленных образов в пантомимах действий по отношению к телу и от него

    . 2021 июнь;85(4):1408-1417.

    doi: 10.1007/s00426-020-01359-4. Эпаб 2020 25 мая.

    Франческо Руотоло 1 , Тина Якини 1 , Дженнаро Руджеро 1 , Джанлука Скотто ди Телла 1 , Лоран Отт

    2 , Анджела Бартоло 3 4

    Принадлежности

    • 1 Лаборатория когнитивных наук и иммерсивной виртуальной реальности, CS-IVR, кафедра психологии, Университет Кампании им. Луиджи Ванвителли, 81100, Казерта, Италия.
    • 2 Лаборатория когнитивных и эмоциональных наук (SCALab), UMR CNRS 9193, Университет Лилля-SHS, BP 60149, 59653, Вильнев-д’Аск, Франция.
    • 3 Лаборатория когнитивных и эмоциональных наук (SCALab), UMR CNRS 9193, Университет Лилля-SHS, BP 60149, 59653, Вильнев-д’Аск, Франция. [email protected].
    • 4 Университетский институт Франции, Париж, Франция. [email protected].
    • PMID: 32451629
    • DOI: 10.1007/s00426-020-01359-4

    Франческо Руотоло и др. Психолог Рез. 2021 июнь

    . 2021 июнь;85(4):1408-1417.

    DOI: 10.1007/s00426-020-01359-4. Эпаб 2020 25 мая.

    Авторы

    Франческо Руотоло 1 , Тина Якини 1 , Дженнаро Руджеро 1 , Джанлука Скотто ди Телла 1 , Лоран Отт 2 , Анджела Бартоло 3 4

    Принадлежности

    • 1 Лаборатория когнитивных наук и иммерсивной виртуальной реальности, CS-IVR, кафедра психологии, Университет Кампании им. Луиджи Ванвителли, 81100, Казерта, Италия.
    • 2 Лаборатория когнитивных и эмоциональных наук (SCALab), UMR CNRS 9193, Университет Лилля-SHS, BP 60149, 59653, Вильнев-д’Аск, Франция.
    • 3 Лаборатория когнитивных и эмоциональных наук (SCALab), UMR CNRS 9193, Университет Лилля-SHS, BP 60149, 59653, Вильнев-д’Аск, Франция. [email protected].
    • 4 Университетский институт Франции, Париж, Франция. [email protected].
    • PMID: 32451629
    • DOI: 10.1007/s00426-020-01359-4

    Абстрактный

    Это исследование было направлено на изучение взаимосвязи между выполнением действия и модальностями умственного вращения. С этой целью использовался жест пантомимы (то есть мим использования объекта), поскольку его исполнение зависит от процессов воображения. В частности, мы попытались прояснить роль зрительно-пространственных или моторно-телесных психических образов в жестах пантомимы, выполняемых вдали (АВ, например, рисование на листе) и по направлению к телу (ТБ, например, чистка зубов). Мы включили условие «фактического использования», в котором участников просили использовать зубную щетку и сделать 3, 6 или 9круговые движения возле рта (как будто они чистят зубы) или использовать карандаш и сделать 3, 6 или 9 круговых движений на столе (как если бы они рисовали круги). После этого участников попросили изобразить в пантомиме фактическое использование тех же предметов (условие «пантомимы»). Наконец, их попросили мысленно вращать три разных стимула: руки, лица и абстрактные линии. Результаты показали, что участники были быстрее в пантомимах AB, чем TB. Более того, чем точнее и быстрее было мысленное вращение телесных раздражителей, тем более похожей оказывалась временная продолжительность между обоими видами пантомимы и реальным использованием предметов. Вместо этого временное сходство между пантомимой AB и фактическим использованием карандаша, а также продолжительность пантомимы AB и фактического использования были связаны со способностью мысленно вращать абстрактные линии. Это не относится к движениям ТБ. Эти результаты показывают, что исполнение пантомим AB и TB может включать разные модальности мысленных образов. В частности, пантомимы AB потребуют не только мысленного манипулирования изображениями частей тела в движении, но и представления пространственных отношений объекта с внешним миром.

    Похожие статьи

    • Репрезентативные процессы действий по направлению к телу и прочь от него.

      Руотоло Ф., Руджеро Г., Арабия Т.П., Отт Л., Коэльо Ю., Бартоло А., Якини Т. Руотоло Ф. и др. Знания наук. 2022 сен;46(9):e13192. doi: 10.1111/cogs.13192. Знания наук. 2022. PMID: 36070856

    • Мануальная и полушарная асимметрия при выполнении фактического и пантомимного схватывания.

      Лаймгрубер К., Гольденберг Г., Хермсдорфер Й. Лаймгрубер К. и соавт. Нейропсихология. 2005;43(5):682-92. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2004.09.004. Нейропсихология. 2005. PMID: 15721181

    • Использование инструмента пантомимы с воображаемым инструментом в руке по сравнению с демонстрацией с инструментом в руке специфически модулирует левую среднюю и верхнюю височные извилины.

      Лаусберг Х., Каззер П., Хекерен Х.Р., Вартенбургер И. Лаусберг Х. и др. кора. 2015 окт.; 71:1-14. doi: 10.1016/j.cortex.2015.05.021. Epub 2015 5 июня. кора. 2015. PMID: 26123877

    • Пантомима к зрительному предъявлению предметов: диспраксия левой руки у больных с полной каллозотомией.

      Лаусберг Х., Круз Р. Ф., Кита С., Зайдель Э., Птито А. Лаусберг Х. и др. Мозг. 2003 г., февраль; 126 (часть 2): 343–60. doi: 10.1093/мозг/awg042. Мозг. 2003. PMID: 12538402

    • Грани пантомимы.

      Гольденберг Г. Гольденберг Г. J Int Neuropsychol Soc. 2017 фев; 23 (2): 121-127. дои: 10.1017/S1355617716000989. J Int Neuropsychol Soc. 2017. PMID: 28205495 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Пантомима использования орудий: выход за пределы апраксии.

      Осиурак Ф., Рейно Э., Бомар Дж., Россетти Ю., Бартоло А., Лесур М. Осиурак Ф. и соавт. Мозговая коммуна. 2021 30 октября; 3 (4): fcab263. дои: 10.1093/брейнкоммс/fcab263. Электронная коллекция 2021. Мозговая коммуна. 2021. PMID: 35350708 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    • Способность к узнаванию собственных умелых движений не связана с приобретением памяти двигательных навыков.

      Мизугути Н., Цучимото С., Фуджи Х., Като К., Нагами Т., Каносуэ К. Мизугути Н. и соавт. Научный представитель 2021 г., 18 августа; 11 (1): 16710. doi: 10.1038/s41598-021-96381-w. Научный представитель 2021. PMID: 34408254 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

    • Убедительная беседа как новая форма общения в Homo sapiens .

      Ферретти Ф., Адорнетти И. Ферретти Ф. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021 10 мая; 376 (18:24): 20200196. doi: 10.1098/rstb.2020.0196. Epub 2021 22 марта. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021. PMID: 33745315 Бесплатная статья ЧВК.

    Рекомендации

      1. Аллами, Н., Паулиньян, Ю., Бровелли, А., и Буссауд, Д. (2008). Зрительно-моторное обучение с сочетанием разной скорости воображения движений и физической практики. Экспериментальные исследования мозга, 184(1), 105–113. — пабмед
      1. Амик, М.М., Шендан, Х.Е., Ганис, Г., и Кронин-Голомб, А. (2006). Фронтостриарные цепи необходимы для зрительно-моторной трансформации: мысленное вращение при болезни Паркинсона. Нейропсихология, 44(3), 339–349. — пабмед
      1. Аморим, Массачусетс, Изаблеу, Б. , и Джаррая, М. (2006). Воплощенные пространственные преобразования: «аналогия тела» для мысленного вращения объектов. Журнал экспериментальной психологии, 135, 327. — пабмед
      1. Аннет, Дж. (1995). Моторные образы: восприятие или действие? Нейропсихология, 33 (11), 1395–1417. — пабмед
      1. Баккер, М., Де Ланге, Ф.П., Хельмих, Р.К., Шеринга, Р., Блум, Б.Р., и Тони, И. (2008). Церебральные корреляты двигательных образов нормальной и точной походки. Нейроимидж, 41(3), 998–1010. — пабмед

    термины MeSH

    Пантомима, праксис и афазия — PubMed

    . 1992 г., май; 42(4):402-18.

    doi: 10.1016/0093-934x(92)-q.

    Л Ван 1 , H Goodglass

    принадлежность

    • 1 Кафедра неврологии, Медицинский факультет Бостонского университета, Массачусетс.
    • PMID: 1377075
    • DOI: 10. 1016/0093-934x(92)

    Бесплатная статья

    Л. Ван и соавт. Брейн Ланг. 1992 май.

    Бесплатная статья

    . 1992 г., май; 42(4):402-18.

    doi: 10.1016/0093-934x(92)-q.

    Авторы

    Л Ван 1 , Х Гудгласс

    принадлежность

    • 1 Кафедра неврологии, Медицинский факультет Бостонского университета, Массачусетс.
    • PMID: 1377075
    • DOI: 10. 1016/0093-934х(92)

    Абстрактный

    Производство и понимание пантомимических движений субъектами с асфазией изучались с точки зрения их связи с афазическим дефицитом, с одной стороны, и апраксией, с другой. Вопрос заключался в том, является ли нарушение использования пантомимы проявлением сниженной символической способности или просто проявлением апраксического нарушения целенаправленного движения, или и тем, и другим. Тесты пантомимы включали тест на распознавание пантомимы, тест на создание невербальной переходной пантомимы и тест на создание непереходной пантомимы (на устную команду). Подражание бессмысленным движениям служило мерой апраксии, незагрязненной символическими или языковыми факторами. Также проверялась имитация осмысленных движений, взятых из заданий на пантомиму. Независимые показатели слухового восприятия, называния картинок и понимания прочитанного использовались в качестве показателей нарушения речи. Интеллектуальная функция измерялась по шкале производительности WAIS. Было обследовано 30 человек с афазией. Двадцать норм здоровых людей того же возраста служили для установления стандартов оценки для тестов пантомимы. Множественный регрессионный анализ выявил значительный, независимый вклад как слухового понимания, так и имитации бессмысленных движений во все тесты воспроизведения пантомимы и распознавания пантомимы. Все показатели производства пантомимы и узнавания пантомимы были сильно взаимосвязаны. В то время как три языковых измерения были сильно коррелированы друг с другом, слуховое восприятие было единственным из них, который был значительно и последовательно связан с тестами пантомимы. Ни один из них не был связан с имитацией бессмысленного движения. Результаты взяты как указывающие (1) на то, что производство пантомимы и имитация имеют общие факторы как с практикой, так и со слуховым пониманием; (2) апраксия влечет за собой нарушение как производства, так и интерпретации целенаправленных движений. Предлагаются возможные теоретические объяснения этих результатов.

    Похожие статьи

    • Язык жестов, пантомима и обработка жестов у людей с афазией: обзор.

      Christopoulou C, Bonvilian JD. Кристопулу С. и др. J Коммунальное расстройство. 1985 февраль; 18(1):1-20. doi: 10.1016/0021-9924(85)-3. J Коммунальное расстройство. 1985. PMID: 3884670 Обзор.

    • Праксис и язык: степень и разнообразие апраксии при афазии.

      Кертес А., Хупер П. Кертес А. и соавт. Нейропсихология. 1982;20(3):275-86. doi: 10.1016/0028-3932(82)

      -6. Нейропсихология. 1982. PMID: 7121795

    • Где язык встречается со значимыми действиями: комбинированный анализ поведения и повреждений при афазии и апраксии.

      Вайс П.Х., Уббен С.Д., Кэсберг С., Кальбе Э., Кесслер Дж., Либих Т., Финк Г.Р. Weiss PH и соавт. Структура мозга Функц. 2016 Январь; 221 (1): 563-76. дои: 10.1007/s00429-014-0925-3. Epub 2014 29 октября. Структура мозга Функц. 2016. PMID: 25352157

    • Лингвистические корреляты распознавания пантомимы у пациентов с афазией.

      Варни NR. Варни НР. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 1978 г., июнь; 41 (6): 564-8. doi: 10.1136/jnnp.41.6.564. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 1978 год. PMID: 671068 Бесплатная статья ЧВК.

    • Воплощение в общении — афазия, апраксия и возможная роль отражения и подражания.

      Альсен Э. Альсен Э. Клин Лингвист Phon. 2008 г., апрель-май; 22(4-5):311-5. дои: 10.1080/02699200801918879. Клин Лингвист Phon. 2008. PMID: 18415730 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Пантомима использования орудий: выход за пределы апраксии.

      Осиурак Ф., Рейно Э., Бомар Дж., Россетти Ю., Бартоло А., Лесур М. Осиурак Ф. и соавт. Мозговая коммуна. 2021 30 октября; 3 (4): fcab263. doi: 10.1093/braincomms/fcab263. Электронная коллекция 2021. Мозговая коммуна. 2021. PMID: 35350708 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    • Наблюдение за действием для нейрореабилитации при апраксии.

      Паццалья М., Галли Г. Паццаглия М. и др. Фронт Нейрол. 2019 3 апр; 10:309. doi: 10.3389/fneur.2019.00309. Электронная коллекция 2019. Фронт Нейрол. 2019. PMID: 31001194 Бесплатная статья ЧВК.

    • Представление объектов в Apraxia: от выполнения действия до осознания ошибок.

      Канцано Л., Скандола М., Гоббетто В., Моретто Г., Д’Империо Д., Моро В. Канзано Л. и др. Передний шум нейронов. 2016 10 фев;10:39. doi: 10.3389/fnhum.2016.00039. Электронная коллекция 2016. Передний шум нейронов. 2016. PMID: 26903843 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    • Использование понимания действия для понимания левой нижней теменной коры головного мозга человека.

      Пассингем Р.Э., Чанг А., Гопараджу Б., Коуи А., Вайна Л.М. Пассингем Р.Э. и др. Мозг Res. 2014 25 сентября; 1582: 64-76. doi: 10.1016/j.brainres.2014.07.035. Epub 2014 31 июля. Мозг Res.