Патриархальный это: ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ | это… Что такое ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ?

Содержание

Откуда возник патриархат и как он влияет на общество

В чем разница между матриархатом и патриархатом, почему мир сфокусировался на мужчинах, и как равноправие поможет развитию экономики — в обзоре РБК Трендов

Культурная парадигма патриархата

Патриархат (от греческого «власть отца») — тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам.

Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.

В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.

Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.

При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.

Составляющие современной патриархальной культуры

  • Мужской контроль. Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей.
  • Мужская идентификация. Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике.
  • Фокусировка на мужчинах. Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре. Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами.
  • Гендерный дуализм. Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с бинарной гендерной системой. Патриархальная культура подразумевает, что существует только два гендера, за которыми закреплены определенные роли и характеристики. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. Получается замкнутый круг: дети проходят гендерную социализацию, затем ведут себя стереотипно во взрослой жизни и еще сильнее укрепляют патриархальную культуру.

Как менялся патриархат

В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое» — своде правил семейной жизни и норм делового этикета, который появился в конце XV века в Новгороде. Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей. «Богу и мужу угодить», — так описывался смысл женского существования.

С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи, в которой мужчина — «добытчик», а женщина сидит дома и воспитывает детей, – стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию. Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.

Устройство современного патриархата

Постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.

Но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. Из-за этого женщины сталкиваются с неравной оплатой труда, «стеклянным потолком» и вынуждены заниматься бесплатным домашним трудом и эмоциональным обслуживанием:

  • Даже в Швеции на женщинах лежит 60% неоплачиваемого домашнего труда, такого как уборка и уход за детьми.
  • Россиянки тратят на «вторую смену» в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины в три раза меньше — 1 час и 23 минуты.
  • Гендерный разрыв в доходах в России составляет около 24% — на каждый рубль, заработанный мужчиной, женщина на аналогичной должности в среднем зарабатывает 76 копеек.
  • 51,2% россиян выступают против женского лидерства, хотя научно доказано, что разницы между мужским и женским мышлением нет. Также россияне хуже всех в мире относятся к увеличению доли женщин в политике — только 7% респондентов высказываются положительно. В среднем в мире этот показатель на уровне 60%.
  • 75% жертв домашнего насилия — женщины. С супружеским насилием дела обстоят еще хуже: доля жертв женского пола составляет 91%.

Когда и как установился патриархат

Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.

Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.

Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.

Гендерные стереотипы родились в матриархате

Картина мира древних людей складывалась из того, что они видели. Такими видимыми процессами были беременность и роды, в которых самцы не принимали участия. Женщина рожает ребенка, подобно тому как земля «рожает» фрукты и ягоды. Что именно было причиной зачатия, оставалось загадкой.

Женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм, который может и вовсе обойтись без мужчин. Поэтому в матриархальном обществе единственными причинами существования мужчин считались функции «охранников», «добытчиков» и «источника удовольствий» для женщин. Вероятно, именно так сложились гендерные стереотипы, однако позже в патриархате отношение к традиционным ролям сменилось.

Переход к земледелию вызвал гендерную революцию

После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.

Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.

Влияние патриархата на мужчин

Несмотря на привилегированное положение, мужчины в текущей общественной системе тоже страдают, поскольку на них давит предписываемая гендерная роль. По версии американского исследователя Роберта Бреннана, озвученной в 1976 году, традиционные принципы «настоящего мужчины» таковы: мужчина не должен проявлять эмоции, но должен быть лидером, физически сильным, готовым решать конфликты физически, агрессивно добиваться женского внимания. Следование стереотипам и устаревшим принципам о «настоящем мужике» часто приобретает нездоровую форму токсичной маскулинности, что вредит как самим мужчинам, так и обществу в целом.

Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованном поведении», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность, к тому же они вдвое реже проходят профилактические осмотры у врачей.

В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.

Патриархат и экономика

Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудниках, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка кадров меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также биржевая стоимость фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера в среднем на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.

Что значит патриархальный — Значения слов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

патриархальный

патриархальная, патриархальное; патриархален патриархальна, патриархально.

  1. только полн. формы. Относящийся ко времени патриархата (этнол.). Патриархальный быт.

    Относящийся ко времени патриархов (во 2 знач.), к глубокой древности; очень древний. Патриархальные времена.

  2. Верный старым традициям; чуждый новой культуре, устарелый и добродушно-примитивный. Патриархальные взгляды, обычаи, времена. Занятия его приобрели мирный и патриархальный характер. Салтыков-Щедрин. И там же, надписью печальной, отца и матери, в слезах, почтил он прах патриархальный. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

патриархальный

-ая, -ое; -лен, -льна.

  1. см. патриархат.

  2. перен. Верный отжившей старине, старозаветный. П. обычай. Патриархальные нравы.

    сущ. патриархальность, -и, ж.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

патриархальный

прил.

  1. Соотносящийся по знач. с сущ.: патриархат, связанный с ним.

  2. Свойственный патриархату, характерный для него.

  3. Существовавший в старину, относящийся к старому времени.

    1. Такой, как в старину, в прежнее время.

    2. Верный старым традициям.

    3. перен. Отживший, устаревший.

    4. перен. разг. Простой, безыскусственный, незамысловатый.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Большая Советская Энциклопедия

Примеры употребления слова патриархальный в литературе.

Пользование альмендой из права всей общины превратилось в привилегию ее разбогатевшей верхушки, закабалявшей деревенскую бедноту под прикрытием патриархальных отношений.

Согласно патриархальному индийскому обычаю, Ананта привез свою невесту жить в нашем доме, который теперь находился под четвертым номером на Рурпар Роуд.

Гланские патриархальные традиции наложили свой отпечаток и на эту область жизни: в отличие от иных держав, где частенько заставляли свергнутых королей подписать бумагу об отречении, после чего все же сохраняли жизнь в каком-нибудь отдаленном замке, гланские заговорщики не разменивались на столь пошлое бумаготворчество, предпочитая попросту и без затей проткнуть короля чем-нибудь острым, чтобы, чего доброго, не сбежал потом из заточения и не отомстил по всей строгости.

Его восхищали спокойствие, достоинство и величие старого, патриархального президента — благородного Крюгера, в котором он видел живое воплощение древних добродетелей мужественного бурского народа.

Когда вечер прошел и отец остался наедине с дочерью, Валтасар, весь день державший себя нежно и внимательно, как то было в лучшие дни его патриархальной жизни, протянул руку Маргарите и сказал ей голосом нежным и вместе с тем полным отчаяния: — Довольна ты своим отцом?

Богоматерь, церковь как вселюбящая мать, папа римский и священники как материнские образы — и все это рука об руку с отцовскими элементами строгой патриархальной бюрократии, во главе которой стоял тот же папа, но уже как носитель власти и могущества.

В этом патриархальном мирке, который мы все называли Гагаринской по названию набережной, смирялась даже кипучая натура моего дяди Николая Павловича.

До появления голландских колонизаторов готтентоты жили патриархальными семьями.

Подробности этого ухода, редкого в то суровое и варварское время, в патриархальном домостроевском городке, обсуждались подолгу, часами.

И до какой степени на себя работали, так отделяли собственные интересы от забот патриархальной, домостроевской семьи, что бывало в доме нечем было платить за повинность, хлеба нет, а у бабы все есть — и Деньги, и хлеб, и наряды, а взять этого хозяин не моги, иначе бунт будет на всю деревню, и другие бабы ее поддержат.

Но тихая поэтичность такой жизни еще обнаружится сама собою в описании дома, одного из последних в Дуэ домов, еще сохранявших свой патриархальный характер во времена, когда начинается наша повесть.

Супруги поехали в Дуэ, желая провести первые дни своей совместной жизни в патриархальном доме Клаасов, к сокровищам которого Жозефина Темнинк присоединила несколько прекрасных картин Мурильо и Веласкеза, бриллианты своей матери и великолепные подарки, присланные ей братом, получившим титул герцога Каса-Реаль.

После патриархального, спокойного Исламабада поразил лихорадочным темпом жизни Дели.

Население примирилось с изменой детям, после того как герцог Отто Австрийский, представлявший своего брата, неукоснительно выполнил патриархальный церемониал, принятый в Каринтии при восшествии на престол государя, тот самый церемониал, которому так радовался наперед маленький Иоганн: он надел крестьянское платье, приказал нарочно посаженному для этого крестьянину встать с камня, выпил воду из крестьянской шляпы и проделал еще ряд подобных же старинных церемоний.

Но вот новейший факт, — Мануйлов поднял назидательно палец, — об эсдеках заговорили положительно в патриархальных москворецких кругах — у Рогожской и Преображенской застав.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как Патриархат засел в наших головах

США|Как Патриархат засел в наших головах

https://www.nytimes.com/2019/03/19/us/what-is-patriarchy. html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

В своей новой книге «Почему сохраняется патриархат» Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер исследуют психологию, которая удерживает мужчин у власти.

Image

Credit…Angie Wang

Вы читаете In Her Words, где женщины правят заголовками. Подпишите здесь, чтобы получить его на ваш почтовый ящик. Дайте мне знать, что вы думаете по телефону [email protected] .


Самые тяжелые времена для меня были не тогда, когда люди оспаривали то, что я говорил, а когда я чувствовал, что мой голос не был услышан .

Кэрол Гиллиган, соавтор новой книги «Почему сохраняется патриархат?»


Помните, как в «Терминаторе 2» плохого терминатора то и дело разбивали, разбивали и разрывали на части, но это не имело значения? Он просто продолжал возрождаться, восставая из пепла, как непреодолимая сила. А теперь представьте, что терминатор — это сосуд для удержания власти, богатства и статуса в руках мужчин — это и есть патриархат. Он может казаться несокрушимым, возвращаясь еще сильнее, несмотря на, казалось бы, бесконечные попытки его разбить.

Но почему и как после десятилетий активности сохраняется патриархат? Именно это Кэрол Гиллиган, психолог и специалист по этике, и Наоми Снайдер, бывшая ученица доктора Гиллигана, решили раскрыть в своей новой книге «Почему сохраняется патриархат?»

Ответ может показаться очевидным: она сохраняется, потому что поддерживает систему, в которой мужчины обладают властью — политической, экономической, институциональной — и какой человек захочет от нее отказаться?

Но Снайдер и Гиллиган утверждают, что это скорее симптом патриархата, чем причина.

Женщины и мужчины, говорят они, усваивают патриархат, не осознавая этого, отбрасывая свои здравые суждения и жертвуя своими потребностями, чтобы соответствовать тому, как, по их мнению, они должны себя вести. Не попадая в очередь, они рискуют выделиться по всем неправильным причинам, потенциально отталкивая друзей, партнеров или профессиональные возможности, что в конечном итоге приводит к изоляции.

[ ПОДРОБНЕЕ: Кэрол Гиллиган напоминает нам, что все мы люди ]

Что страх прививается нам рано, говорят они: Когда мальчиков учат, что плач является синонимом слабости, например, в то время как девочки узнают, что напористость равна агрессивности.

Во взрослом возрасте проявляется по-другому. В том, как женщины берут на себя эмоциональный труд своей семьи, то есть невидимую умственную работу по поддержанию семьи и отношений. Если женщина признает, что это несправедливо, и жалуется, ей часто говорят, что она «эгоистична, королева драмы, истеричка», — сказал Снайдер. В конце концов, «она верит в это». Это патриархат.

Снайдер также процитировал клише о женщине, которая не говорит мужчине, с которым встречается, о том, что хочет серьезных отношений, опасаясь отпугнуть его и быть отвергнутой. Это тоже патриархат, сказал Снайдер.

В сущности, пишут Джиллиан и Снайдер, патриархат вредит как мужчинам, так и женщинам, заставляя мужчин вести себя так, как будто им не нужны отношения, а женщин вести себя так, как будто им не нужно чувство собственного достоинства. Суть, однако, в том, что мы «не должны этого видеть или говорить», пишут они.

В конце «Терминатора 2» плохой терминатор окончательно уничтожен, потому что он сожжен, уничтожив его до основания. Если это правда, что патриархат сейчас прочно укоренился в нашем сознании, может потребоваться решительная самоанализ, чтобы когда-либо по-настоящему избавиться от него.

______

50 процентов

Именно столько женщин, работающих в сфере экономики, считают, что с ними несправедливо обращаются из-за их пола, по сравнению с 3 процентами мужчин, согласно новому масштабному исследованию. области Американской экономической ассоциацией.

[ ПОДРОБНЕЕ: Женщины в экономике сообщают о безудержном сексуальном насилии и предвзятости ]

______

Вот пять статей из The Times, которые вы могли пропустить.

  • «Мне стыдно, что я играл в его игру». Уолл-стрит практически не пострадала от движения #MeToo. Но иск Сары Тиршвелл против влиятельного инвестора меняет ситуацию. [Читать историю]

  • «Она должна отнести это на 42-ю улицу». «Извращенный коллектив» в жилом районе Бруклина привел к конфликту культур и борьбе за джентрификацию. [Читать историю]

  • «Что бы я сделал, если бы убил ее той ночью?» Классы вмешательства нарушителей могут вызывать споры. Доказательства их эффективности неоднозначны, и многие утверждают, что деньги должны идти непосредственно на поддержку и защиту жертв. [Читать историю]

  • «Италия пронизана глубоко патриархальной культурой». Два недавних решения по делу об убийстве и изнасиловании вызвали протесты против укоренившихся в стране гендерных стереотипов. [Читать статью]

Подпишитесь на информационный бюллетень NYT Parenting здесь , чтобы получать основанные на фактах рекомендации и личные истории о преображенной жизни с детьми.

______

В рамках Месяца женской истории мы рассказываем о женщинах-новаторах, которых вы, возможно, не знаете, но должны знать. Каждую неделю мы будем приводить вам двух женщин в этом информационном бюллетене. Перейдите к наш Instagram для ежедневных публикаций.

В свой первый рабочий день таксист Гертруда Жанетт, которая считается первой женщиной-водителем такси в Нью-Йорке, намеренно попала в аварию. Она подъехала к отелю «Уолдорф-Астория» в поисках билетов, но ее подрезали другие такси.

«В те времена (1940-е годы) чернокожих водителей не допускали к работе в центре города; вам приходилось работать на окраине», — вспоминала она позже. Пока таксисты осыпали ее оскорблениями, она спокойно оставалась в очереди на такси, пока перед ней не подрезала другая машина. Она ударила его сзади, порвав ему бампер. На что мужчина закричал: «Женщина за рулем! Женщина-водитель!»

ПАТРИАРХАТ: ВЫДУМКА ИЛИ НЕИЗБЕЖНА?

Стиль|ПАТРИАРХАТ: ВЫЯВЛЕНИЕ ИЛИ НЕИЗБЕЖНО?

https://www. nytimes.com/1986/04/28/style/patriarchy-is-it-invention-or-inevitable.html

Реклама

Продолжить чтение основного материала

Кредит … Архив New York Times

См. статью в ее первоначальном контексте от
28 апреля 1986 г., раздел B, страница 4Купить репринты

Посмотреть на Timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

Герда Лернер, историк, говорила о патриархате, форме социальной организации.

«Как система патриархат так же устарел, как феодализм», — сказала она недавним утром после встречи историков в отеле на Манхэттене. «Но этой системе идей 4000 лет, и она не исчезнет за одну ночь». патриархата» (Oxford University Press, $21,95). В нем она приводит исторические, археологические, литературные и художественные свидетельства того, что патриархат — это культурное изобретение, а не естественное или неизбежное явление.

«Я думаю, что это будет очень противоречивая книга, — сказала она, — потому что в ней излагается теория, ставящая под сомнение некоторые базовые предположения, лежащие в основе большинства наших систем мышления». Лернеру, профессору истории Робинсон-Эдвардс в Висконсинском университете в Мэдисоне, не привыкать к противоречиям. В 1960-х годах она была пионером концепции, согласно которой женская история является законной академической дисциплиной. Она сказала, что выдвинула эту идею, несмотря на насмешки со стороны некоторых ее коллег.

В 1963 году д-р Лернер читала первый послевоенный курс женской истории в колледже, а позже учредила докторские программы по этому предмету. Она написала шесть книг по аспектам женской истории, в том числе «Черные женщины в белой Америке» и «Большинство находит свое прошлое: место женщин в истории». В 1981 году она стала первой женщиной за 50 лет, назначен президентом Организации американских историков.

По словам 65-летнего доктора Лернер, ее книга, в которой исследуются корни патриархата, «предлагает первую последовательную теоретическую основу для истории женщин». Хотя исторически патриархат был формой социальной организации, в которой отец или старший мужчина возглавлял семью или племя, значение этого слова было расширено до обозначения управления или господства мужчин, сказал доктор Лернер. «Не злой заговор»

«Патриархат претерпел множество форм», — сказала она, добавив, что существующий сейчас патриархат представляет собой «институционализированный образец мужского доминирования в обществе».

Доктор Лернер, которая называет себя феминисткой. , считает, что наследие патриархата в западной цивилизации дало мужчинам «преимущества, которых у них не должно быть и на которые они не имеют права». ,» она сказала. «В книге я показываю, что это система, созданная мужчинами и женщинами непреднамеренно, с непредвиденными последствиями» 9.0003

Говоря о ранних человеческих обществах, д-р Лернер сказал: «В то время, когда средняя продолжительность жизни женщин могла быть менее 28 лет, а младенческая смертность составляла 70–75 процентов, женщины все время вынашивали и кормили грудью детей. чтобы племя выжило. Таким образом, было создано разделение труда по половому признаку, которое было функциональным и одобрялось как мужчинами, так и женщинами».

У этого разделения труда была биологическая основа, сказала она, разделение было общественным изобретением». Д-р Лернер рассматривает установление патриархата как исторический процесс, развивавшийся с 3100 г. до н.э. до 600 г. до н.э. на Ближнем Востоке. Она считает, что патриархат частично возник из практики межплеменного обмена женщинами для брака, «на что женщины соглашались, потому что это было функционально для племени» 9.0003

Эти обмены, изгнавшие молодых женщин с корнем, дали древним народам представление о том, что у мужчин были права, которых не было у женщин. Она утверждает, что из-за нескольких факторов, включая господство воинственных племен над эгалитарными обществами, в которых не было класса воинов, женщины и дети стали первыми заключенными и, в конечном итоге, первыми рабами в эпоху, когда заключенных-мужчин убивали.

Доктор Лернер говорит, что рабство женщин и эксплуатация их сексуальной и репродуктивной способности путем завоевания мужчин ознаменовали начальное развитие классовых различий и что «рабыни и дети были первой собственностью в этих обществах». Она утверждает, что подчинение женщин стало основой классовых различий, основой самой концепции собственности и в конечном итоге привело к идее порабощения мужчин.

Это «переворачивает с ног на голову», как сказал д-р Лернер, теорию Фридриха Энгельса о том, что патриархат был продолжением развития частной собственности. Это также означает, что «вся система иерархического управления и структуры неразрывно связана с гендером», — сказала она, добавив, что «расовое, классовое и гендерное угнетение взаимосвязаны и существовали с самого начала».

Патриархат основан не на биологическом различии между мужчинами и женщинами, сказал д-р Лернер, а на той стадии человеческого развития, когда женщинам приходилось все время кормить грудью младенцев. Благодаря изменениям, связанным с долголетием и смертностью, «Утверждение Фрейда, что анатомия — это судьба, неверно», — сказала она. «Анатомия когда-то была судьбой»

Доктор Лернер добавил: «Фрейд должен был сказать, что когда-то для женщин анатомия была судьбой. Но его уже нет, и не должно быть в будущем. Патриархат — человеческое творение, он сейчас не очень хорошо функционирует, и с ним можно покончить. Мы не можем этого сделать, пока верим, что патриархат естественен или дан Богом».

Ее тезис вызовет критику со стороны многих, считает д-р Лернер, включая марксистов, «которые не согласятся с моей новой классовой теорией, — сказала она, — и некоторые феминистки, которым «может не понравиться мой вывод о том, что женщины из высших слоев общества извлекали выгоду из патриархата и сотрудничали с ним».