Педагогическая диагностика класса пример готовый: Педагогическая диагностика. Особенности проведения педагогической диагностики, примеры тестов и анкет.

Педагогическая диагностика. Особенности проведения педагогической диагностики, примеры тестов и анкет.

Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.

Ниже мы раскажем диагностические методики, которые я использую в своей практической деятельности.

Диагностическая методика «Мое учение»

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.

2. Я хожу в школу, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.

3. Мои любимые предметы:

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что: 

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем: 

Выявление доминирующего мотива учения

На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
— сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
— практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
— характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к предмету.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится учитель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация

Показатели 

 1. Самоопределение

 5, 7, 14

 2. Познавательные

 3, 4

 3. Узкопрактические

 5, 6

 4. Саморазвитие

 1, 2, 9

 5. Общение с учителем

 12

 6. Общение со сверстниками

 10, 11

 7. Самоутверждение

 13

 8. Избежание неприятностей

 8, 16

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

Изучение воспитанности школьников
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).

1.Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12.Умение организовывать свой труд.
13. умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.

II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?

IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?

V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.

После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Методика «Мишень»

Цель: узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?

Круги условно обозначают активность ребят:
1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива;
2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют;
3-й круг – активность и пассивность соседствуют, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете;
4-й круг – в делах класса участвуют редко и то в качестве зрителей;
5-й круг – избегают общих дел, отказываются участвовать в них.

Ребята должны отметить в 1-й мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени знаком «-», где бы каждому хотелось находиться.

Листы должны быть подписаны.

Результаты переносятся на две большие мишени, в круге мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени располагается в 1-3 кругах. 2-я мишень расскажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, — это сигнал для классного руководителя для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.

Микропрактикум «Мой класс»
(для учащихся 5-х классов)

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
— с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
— какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
— Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Изучение взаимоотношений в коллективе

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
— поведение;
— учеба;
— личная неприязнь;
— нежелание понимать друг друга.

2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
— да;
— нет;
— иногда.

3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?
— да;

— нет;
— иногда.

4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?
— неуспеваемость;
— конфликт с учителем;
— конфликт с одноклассниками;
— я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.

Анкеты для детей

Анкета «Вот я какой!»

Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

1. Меня зовут ________________
2. Мне ____ лет
3. У меня ________ глаза
4. У меня ________ волосы
5. Улица, на которой я живу, называется _______________
6. Моя любимая еда — ________________
7. Мой любимый цвет — ________________
8. Мое любимое животное — _________________
9. Моя любимая книга — ________________
10. Моя любимая телепередача — __________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел — ______________________
12. Я люблю в себе _____________________
13. Моя любимая игра — _________________
14. Моего лучшего друга зовут _________________
15. Страна, в которую я хотел бы съездить — __________________
16. Лучше всего я умею ________________
17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________
18. Самая главная моя цель — _____________________

 Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе труднее всего ответить?

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
— 4 – совершенно согласен;
— 3 – согласен;
— 2 – трудно сказать;
— 1 – не согласен;
— 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Тесты

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет:
1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

 

 

 

Ключ к тесту:

а) 0  

б) 10 

в) 5

а) 0

б) 10

в) 0

а) 10

б) 0

в) 0

а) 10

б) 5

в) 0

а) 0

б) 5

в) 10

а) 0

б) 5

в) 10

а) 0

б) 5

в) 10

а) 10

б) 5

в) 0

а) 10

б) 5

в) 0

Подсчитайте баллы:
80-100: Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45-75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0-40: люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.

Тест «Вы – лидер?»

Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.

1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша?
А) Встревожитесь
Б) Смутитесь
В) Заинтересуетесь

2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?
А) Ваши хуже
Б) Ваши лучше
В) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?
А) Вас не слушают
Б) Bас слушают, но им «слабо понять»
В) Обычно вас слушают и понимают

4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?
А) Будете обескуражены и все забросите.
Б) Оставите это дело и перейдете к другому.
В) Закончите дело, потому что считаете нужным.

5. Bас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?
А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя неудобно.
Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным.
В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?
А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не годитесь.
Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.
В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?
А) Предоставите большую часть работы остальным.
Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно.
В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?
А) Неловкость.
Б) Чувство своего превосходства или неполноценности.
В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…
А) Недовольство собой.
Б) Гнев.
В) Стремление поправить дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?
А) Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы…
Б) Обвиняете во всем других.
В) Ищите пути для продвижения дальше.

Подсчитайте количество ответов «А», «Б», «В».
7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо выработать уверенность в себе.
7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо учиться больше доверять другим.
7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть лидером.

Тест, помогающий учащимся оценить уровень своего физического развития

Ответь честно самому себе (ответы даны в баллах):

1. Соблюдаю ли я режим дня?
да – 3, нет – 1.

2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
да – 3, нет – 1.

3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
да – 3, нет – 1.

4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
да – 3, нет – 1.

5. Bызывает ли у меня отвращение табачный дым?
да – 3, нет – 1.

6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?
да – 3, нет – 1.

7. Люблю ли я свежий воздух?
да – 3, нет – 1.

8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
да – 3, нет – 1.

9. Умею ли я плавать?
да – 3, нет – 1.

Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9-13 баллов – низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.

Тест «Воспитанный(ая) ли я?»

Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» — «+» или «нет» — «-».

1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ — — + + + + — — —

Диагностика в работе классного руководителя

Диагностика в работе классного руководителя.


      Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления — педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу и возникают такие понятия, как педагогические измерения, педагогическая квалиметрия.

      Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. (Слайд 3) Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Содержание диагностики класса.

      В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

 

Методы диагностики класса.

      Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики
      Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Мастерами наблюдения были В.А. Сухомлинский. А.С. Макаренко, они вели записи о своих воспитанниках. В современной школе есть учителя, которые ведут интереснейшие дневники, содержащие подробные сведения об учениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но и их анализ. 
      Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты — непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.  
      Например, анкета по определению содержания работы с учащимися (см. Приложения) показала, что для учеников интерес представляют вопросы, имеющие жизненно важное, практическое значение. На первых позициях оказались темы, согласно которым ученики хотят знать следующее: как надо учиться и получить хорошее образование; как выбрать профессию; как строить отношения с людьми. А ведь учителю без такого опроса учеников могло бы показаться, что их все это не интересует. Выбор школьников показывает их направленность, он вполне прагматичен и современен, учителю важно знать это, чтобы отвечать на их запросы. 
      Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют ставить открытые вопросы, которые стимулируют свободные развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер? — вопрос открытый, вместо закрытого: любишь ли ты смотреть телевизор? В общем беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать. 
      Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов(библиотечный формуляр, медицинская карта),творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности. 
      Итак, тест — стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе — диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа — проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов — проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных. Некоторые из них может использовать классный руководитель. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. 
      Вот некоторые примеры. Ученику предлагают закончить несколькими фразами предложение: Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась… (Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье). Можно разыграть сценку: Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает… Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например: За последнюю неделю меня порадовало. .. Мне всегда интересно, когда на уроке… Я люблю, когда учитель…

Организация диагностики.

      Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если такой есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. 
      Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом, да и сейчас носит преимущественно формальный характер, малоинформативна и не требует диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости. В настоящее время, впрочем, разрабатываются виды характеристик, документов, отражающих развитие и воспитание ученика и позволяющих осуществлять своего рода педагогический мониторинг (см. «Классный руководитель», 1998, N 2, с. 35-45). Разработан журнал классного руководителя, наряду с обычным классным журналом. 
     Разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали — все об одном ученике, по вертикали — состояние класса по одному показателю. Это может выглядеть примерно так.

Сведения/
Ученики

Дата рождения

профессия матери и отца

тип семейного воспитания

1Анреев …

12.08.1987

бухгалтер/слесарь

авторитарный

2Борисов. ..

 

 

 

3 и т.д.

 

 

 

   В таблице отражены данные демографические, медицинские, психологические и педагогические. К демографическим данным относится то, что можно видеть в таблице. К медицинским данным отнесем сведения о заболеваниях детей, степени физического развития. Психологические сведения — это способности, увлечения, интересы, доминирующие черты характера (главное достоинство и недостаток), специальные умения. Педагогические данные — это успеваемость, поведение, отношение к учению, труду, положение в классе, отношения с товарищами, социальная активность, внешкольные занятия, профессиональные намерения. 
      Получение данных требует комплекса методов, это: разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. Как было сказано, большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр. 
      На оборотной стороне карты имеются инструкции для учителя о том, как получить сведения об учащихся, записать и использовать. Самый простой способ, дающий сразу много сведений, которые потом могут уточняться другими методами, — это разовый письменный опрос. Учитель в начале года говорит ученикам что-то вроде того, что, мол, нам нужно подумать, как мы будем жить в этом году, чем заниматься, кроме учебы. Для этого, мол, я хочу вас кое-что спросить, достаньте листочки и ответьте на вопросы. Далее учитель спрашивает только те вопросы, которые можно взять этим путем: 1-3, 7-9, 11, 14, 15, 17,18. Остальные данные получить другими способами. 
      Опишем по порядку. №1 — фамилия, имя, отчество. Заполняя таблицу, учитель пишет отдельно мальчиков и девочек для возможного разделения работы с ними. №2 — возраст записывать для учета отклонений в развитии и работы, связанной с возрастом: наступлением правовой ответственности, получением паспорта и просто праздников дня рождения (мы даем примерные цели использования, которые учитель может расширить). №3 — в числителе профессия матери, в знаменателе отца. Если ученики не знают, получить данные у родителей. Использовать для работы с семьей, для привлечения родителей к работе с детьми класса. №4 — тип воспитания в семье можно определять как демократический (наиболее приемлемый), авторитарный, попустительский (педагогически неприемлемые). Данные об этом получить беседой, наблюдением, в том числе — визит в семью. Использовать для работы с родителями и детьми. 
      №5 — состояние здоровья узнавать от родителей, врача; записывать шифром: БО — без отклонений, ЗР — зрение, СК — сколиоз и т. д. Использовать для регулирования нагрузок, режима, сохранения здоровья, организации лечения. №6 — успеваемость фиксировать произвольно, указывая преимущественные оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Использовать для организации индивидуального роста ученика, оказания помощи. 
      №7,8- черты характера можно спросить у самих детей, уточнив в беседе с родителями, учителями. Негативные черты характера — произвольным шифром, помня о том, что данные карты должны быть доступны ограниченному числу лиц. Использовать для воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки. №9 — ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях дополнить данными бесед с родителями, учителями. Негативные увлечения шифровать. Использовать для развития интересов, индивидуальной работы. №10 — выявление одаренных детей производить по результатам олимпиад, оценкам и наблюдению учителей. Записывать направленность повышенных способностей. Использовать для создания условий развития одаренных, профориентации, организации обогащающего взаимодействия учеников. №11 — отношение к учению, мотивы учения, это важная составляющая процесса обучения и личности ученика. Выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно, например: познавательная активность, интерес, чувство долга, избирательная активность, нежелание учиться. Нужно для развития интереса к учебе, способностей. 
      №12 — общая культура, эрудиция. Выявлять методом наблюдения, беседой с учителями. Записывать так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Использовать для формирования познавательных и читательских интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры. №13 — положение в группе, отношения с товарищами, определение межличностных эмоциональных отношений в классе. Записывать так: лидер («звезда»), предпочитаемые, отвергаемые, то есть социально активные и признаваемые члены класса и социально пассивные, непризнаваемые. Можно зашифровать. Получить данные с помощью наблюдения и довольно непростой социометрической методики (Например, в книге: Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996, с. 538). Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения. №14 — ученики могут принадлежать к официальным общественным организациям или к входить в неформальные группы, компании. Это можно выяснить в беседах, наблюдением и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально не одобряемого поведения. №15-постоянные или временные поручения надо учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников. 
      №16 — трудовую активность выяснять с помощью наблюдения, бесед; фиксировать примерно так: трудолюбив и активен всегда, часто, редко, никогда. Использовать для индивидуальной воспитательной работы. №17 -профессиональные намерения выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать для проведения профориентационной работы. №18 — постоянные внешкольные занятия учеников надо знать для организации групповой и индивидуальной воспитательной работы.  
      В 19 колонке формулируются индивидуальные воспитательные задачи на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе. 
      Состав сведений об учениках и форма их организации могут варьироваться учителем, целесообразно сделать компьютерный вариант карты, поскольку «бумажный» не дает возможности вносить изменения и следить динамику развития. Самый простой способ, если учитель делает карту класса, как таблицу в «Microsoft Excel». Более сложный, если создать автоматизированную базу данных по классу (школе), для чего можно привлечь учителя информатики, учеников, родителей. Следует, правда, помнить, что ученикам и родителям часть данных знать нежелательно или просто нельзя. В отечественной и зарубежной практике имеются разработки компьютерной диагностики учащихся. Классному руководителю лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методики, хотя многое он может сделать сам при соответствующей подготовке.

Использование данных дагностики.

      Напомним, что изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения учебно-воспитательной работы. На основании данных диагностики классный руководитель оценивает состояние воспитанности учеников и формулирует проблемы в их дальнейшем развитии. Классный руководитель должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы, В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д. 
      Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму: 
      1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам. 
      2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью. 
      3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению. 
      Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.

Использование  классным руководителем  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов.

Занимаясь   диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы:

    — что я хочу получить в результате диагностики,

     -как я буду работать с полученным материалом,

     -что может измениться в лучшую сторону, если такая  диагностика будет проведена?

 

 

Пример средств диагностики | NCII

Диагностические инструменты предоставляют данные, которые помогают преподавателям в разработке индивидуального обучения и усилении вмешательства для учащихся, которые не реагируют на утвержденные программы вмешательства. Диагностические инструменты могут быть либо неформальными, то есть простыми в использовании инструментами, администрирование которых требует небольшой подготовки, либо стандартизированными, которые должны предоставляться стандартным образом обученным персоналом. Команды могут счесть полезным сначала рассмотреть возможность использования более неформальных и легкодоступных диагностических инструментов и данных, чтобы избежать потери учебного времени. Стандартизированные диагностические инструменты, которые требуют больше времени для применения и интерпретации, могут потребоваться учащимся, которые постоянно демонстрируют отсутствие реакции или которым требуется специальное образование.

В таблице ниже приведены примеры общих источников диагностических данных, которые можно использовать в процессе DBI. Цель таблицы — предоставить иллюстративную выборку инструментов диагностики грамотности, математики и поведения, доступных бесплатно для педагогов. Содержание таблицы не является исчерпывающим, и инструменты не следует рассматривать как рекомендованные NCII. В отличие от нашей диаграммы инструментов мониторинга прогресса поведения и диаграммы инструментов мониторинга успеваемости, эти диагностические инструменты не подвергались независимой оценке Комитетом по технической проверке NCII.

Если вам нужна помощь в выборе, администрировании или интерпретации диагностического инструмента, ознакомьтесь с нашими учебными ресурсами здесь.

 

Грамотность Математика Поведение

Примеры общих источников диагностических данных

  • Анализ ошибок данных мониторинга прогресса грамотности
  • Акустический инвентарь
  • Текущие записи
  • Диагностические инструменты для вмешательства или учебных программ
  • Чтение списка слов (например, Dolch, Fry, списки слов из учебной программы)
  • Анализ работы учащихся (например, классные задания, образцы работ, тесты)
  • Наблюдения и анекдотические заметки
  • Интервью учащихся или членов семьи или контрольные списки о чтении

 

Примеры опубликованных инструментов для диагностической оценки

  • Опросник неформального чтения (Опросник качественного чтения)
  • Опись элементарного правописания (ESI)
  • Первичная орфографическая инвентаризация (PSI)
  • Знаки для звуков

Примеры общих источников диагностических данных

  • Анализ ошибок данных мониторинга прогресса математики
  • Практика анализа ошибок вычислений
  • Дополнение к экзамену по математике
  • Анализ работы учащихся (например, классные задания, образцы работ, тесты)
  • Диагностические инструменты для вмешательств или учебных программ
  • Наблюдения и анекдотические заметки
  • Интервью или контрольные списки учащихся или членов семьи по математике

 

 

Примеры общих источников диагностических данных

Функция идентификации

1. Протоколы интервью, контрольные списки и инструменты планирования
  • Общие проблемы поведения и некоторые обычные подозрения на функциональные предпосылки и последствия
  • Процесс оценки функционального поведения
  • Собеседование по функциональной оценке
  • Контрольный список функциональной оценки для учителей и персонала (FACTS)
  • Рабочий лист функционального вмешательства и плана поддержки позитивного поведения
2. Инструменты наблюдения и сбор неофициальных данных
  • Оценка поведения: запись продолжительности и задержки
  • Оценка поведения: запись частоты и интервалов
  • Контрольный список ABC
  • Форма отчета ABC
  • Контрольные листы/Таблицы поведения

 

Определение подходящих подкреплений

  • Джекпот! Поиск наград
  • Оценка поощрения по принудительному выбору: рекомендации

 

Примеры опубликованных инструментов для диагностической оценки

  • Рейтинг прямого поведения (DBR)
  • Опросник сильных сторон и трудностей (SDQ)

 

Центральный учитель — i-Ready

Что такое i-Ready?

i-Ready — это средство оценивания и обучения, имеющее две основные функции:

i-Ready:

  • Определяет уровень знаний каждого учащегося на уровне класса на основе государственных и национальных стандартов

  • Предоставляет четкие отчеты, которые дают учителям и руководителям школ понимание конкретных сильных сторон и областей потребностей своих учеников. См. ниже обзор некоторых доступных отчетов о чтении i-Ready:

    • Отчет о результатах диагностики класса

    • Отчет о результатах диагностики учащихся

    • Отчет о группах обучения в классе

    • Отчет о развитии учащихся

      3

      3
    • 2 9 010632 9 03
  • Предлагает следующие шаги для получения инструкций и PDF Tools for Instruction планы уроков для учителей, которые можно использовать во время индивидуальных занятий, занятий в малых группах или занятий всем классом

  • Основано на исследованиях и имеет убедительные доказательства того, что это валидная, надежная и предсказуемая оценка

  • Направляет учащихся на онлайн-уроки и практику на основе их результатов по оценке

i-Ready производится компанией Curriculum Associates со штаб-квартирой в Биллерике, штат Массачусетс. Вы можете совершить виртуальный тур по i-Ready.

Как учителя и учащиеся получают доступ к i-Ready?

Учителя и учащиеся получают доступ к i-Ready через Clever . Clever — это онлайн-портал для образовательных технологий, который выполняет две функции для i-Ready:

  1. Составление списков классов — i-Ready извлекает списки классов из Clever, которые каждую ночь синхронизируются с Aeries.

  2. Единый вход (SSO) — после входа в Clever пользователи могут просто щелкнуть значок i-Ready — имя пользователя и пароль не требуются.

Как быстро узнать, чем занимается i-Ready?

Виртуальный тур по i-Ready — это быстрый, но подробный способ ознакомиться с i-Ready.

Что такое универсальный просеиватель?

Мы знаем, что время в жизни ребенка от рождения до восьмилетнего возраста является особенно важным периодом для развития грамотности. Крайне важно, чтобы мы определили сильные стороны и учебные потребности учащихся, испытывающих трудности, как можно раньше. Мы также должны быть в состоянии определить, добиваются ли учащиеся адекватного прогресса в развитии грамотности в младших классах. Универсальный скрининг помогает нам достичь этих целей, потому что он: достоверный (точно измеряет способность учащихся к чтению), прогностический (точно предсказывает успех учащихся в чтении в конце года и в последующие годы) и надежный (дает аналогичные результаты при одинаковых условиях). .

Какова продолжительность экзаменов i-Ready?

Среднее время тестирования для детского сада и 1-го класса составляет 20-35 минут на одного учащегося. Тестирование немного увеличивается (в среднем на 40 минут) для 2-го класса.

Да, это долго! Но имейте в виду следующее:

  • i-Ready будет проводить очное обучение в каждом центре до первого проведения теста. Они познакомят вас с различными методами управления классом, которые помогут обеспечить успешное внедрение на вашем сайте.

  • Более продолжительный тест гарантирует, что каждый учащийся оценивается по широкому спектру навыков и стандартов для своего класса, что дает учителям более полное представление о сильных сторонах и областях потребностей каждого учащегося.

  • Тест можно пройти за несколько сеансов, а также в небольших группах или всем классом.

    • i-Ready рекомендует учителям организовать два или три 20-минутных занятия для учащихся K-1-го класса для прохождения оценивания и два или три 30-минутных занятия для всех учащихся 2-го класса для прохождения оценивания. Оценки сохранятся там, где студенты остановились. После того, как учащийся завершит оценку, он откроет свое онлайн-обучение. Если некоторые учащиеся завершат задание раньше других, у них будут увлекательные уроки, над которыми они смогут работать, пока их сверстники завершат оценку.

Как часто мы можем использовать i-Ready?

Благодаря приобретенным нами лицензиям вы можете использовать i-Ready так часто, как пожелаете, в течение учебного года. Количество раз, которое учащийся может использовать i-Ready, не ограничено.

Могу ли я использовать i-Ready в качестве средства проверки начала года?

Для 1-го и 2-го классов вы можете использовать i-Ready в качестве средства досмотра МАЛЬЧИКОВ. Вы можете поручить своим учащимся пройти оценку и начать использовать данные сразу после того, как учителя пройдут курс i-Ready. По причинам, которые мы объясним в следующем разделе, мы считаем, что подготовка дошкольников к сдаче i-Ready займет немного больше времени. Воспитатели детского сада могут вместо этого начать год с оценки букв имени и звука букв 1: 1.

Могут ли дошкольники пройти компьютерную оценку?

Основываясь на национальном опыте работы i-Ready со школами с аналогичным населением, что и OUSD, мы полностью уверены, что учащиеся детских садов будут готовы пройти онлайн-оценку i-Ready не позднее октября. В дополнение к тому, что обучение i-Ready является красочным, игривым и подходящим для развития, оно начинается с поддержки использования компьютера маленькими детьми. PD для учителей детского сада сосредоточится на том, чтобы помочь учителям подготовить маленьких детей к компьютеризированному тесту.

Какие ресурсы доступны для родителей?

i-Ready предлагает несколько видов поддержки для привлечения родителей к пониманию результатов оценки их ребенка и использованию инструмента i-Ready. Все ресурсы для участия родителей здесь.

Обмен результатами оценки с родителями

В i-Ready есть отчет для родителей на английском и испанском языках, в котором обобщаются результаты оценки ребенка. Нам нравится это руководство, так как оно помогает учителям структурировать позитивные и конструктивные беседы с родителями об успеваемости их ребенка и развивать партнерские отношения в отношении следующих шагов

Помощь родителям в понимании i-Ready и поддержка в использовании i-Ready

  1. i-Ready предлагает вводное видео для семей на английском и испанском языках

  2. Области, охваченные оценкой

  3. Инструкции по использованию i-Ready дома на английском и испанском языках

Как работает i-Ready для изучающих английский язык?

Щелкните здесь, чтобы узнать больше об i-Ready и программах для учащихся, изучающих английский язык; этот pdf-файл также является полезным руководством по поддержке EL в i-Ready. В брошюру включены описания некоторых стратегий, встроенных в i-Ready для поддержки EL. Вот несколько примеров:

Что насчет ТЗ?

i-Ready не подходит для переходного детского сада.

Chromebook и i-Ready

Учащиеся смогут сдавать i-Ready на различных устройствах, включая Chromebook. Хотя трекпады могут быть сложными, некоторые из них имеют дополнительные настройки для включения/отключения функций, которые могут улучшить работу. Мыши могут быть проще для многих студентов. i-Ready сообщает нам, что в долгосрочной перспективе большинство учащихся адаптируются к любому устройству, которое они используют, и учатся совершенствоваться после прохождения кривой обучения.

Мы записали все демонстрации, в которых мы участвовали с i-Ready в 2020 году. Пожалуйста, не стесняйтесь просматривать любые из этих демонстраций, чтобы глубже погрузиться в i-Ready.