Педагогическая характеристика на дошкольника для пмпк пример: Педагогические характеристики на воспитанников ДОУ для предоставления на ПМПК

№ 5497 Образец характеристики на ПМПК — Воспитателю.ру

Леонова Ирина Сергеевна
МБДОУ №259, г. Красноярск
Воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №»

Адрес организации.

 

Характеристика воспитанника МБДОУ №

Ф.И.О

ФИО, год рождения., адрес проживания.

Семья полная, многодетная. ____– четвертый ребенок в семье.  Воспитанием ребенка занимаются оба родителя, во взаимодействие с воспитателями и другими специалистами МБДОУ  родители вступают неохотно, к рекомендациям, данным в дошкольном учреждении,  не прислушиваются, выполняют их не всегда.

Детский сад ребенок посещает с сентября ____ года, ранее дошкольное образовательное учреждение не посещал.

В настоящее время посещает старшую группу, осваивает образовательную программу дошкольного образования.

Ребенок поступил в МДОУ в возрасте 2 лет, посещает детский сад на протяжении 4 лет.

Адаптация прошла легко. Мальчик детский сад посещает ежедневно, болеет редко. Заходит в группу по настроению.

В привычной обстановке детского сада ребенок самостоятельно не выполняет знакомые правила общения с взрослыми и детьми. За помощью к взрослым обращается редко, используя отдельные слова. Обращается ко взрослому на «ты».

 В ситуациях, требующих соблюдения норм и правил, ребенок вспыльчив (в порыве гнева может взять любой предмет и кинуть его как в ребенка, так и взрослого, может перевернуть стол, стул).

Любит играть с личными игрушками детей. Если ребенок отказывается поделиться своей игрушкой, то _____ может ударить, укусить, ущипнуть, пнуть, либо убежать. Своими игрушками делится не охотно, либо не делится вообще. На замечания взрослого обижается, отворачивается, плачет, кричит, уединяется. При обсуждении ситуации анализ своих поступков не делает.

В продуктивной и познавательной деятельности ребенок заинтересован только в том случае,  если эти занятия отвечают его собственным интересам, но не усидчив, часто отвлекается, может встать и уйти. Ребенку неважен результат собственной деятельности (он может смять свой рисунок или порвать его, выкинуть его).  

Самостоятельная деятельность не ограничена. Может самостоятельно включится в игровую деятельность, а так же может с легкостью вступить в контакт с другими детьми группы, до тех пор, пока другие дети играют по его правилам. В случае, если дети изменили правила игры, и он с этим не согласен, у____  проявляется неконтролируемая агрессия (бросает игрушки, ломает постройки других детей, кричит, плачет).

Навыки самообслуживания развиты недостаточно. Одевается самостоятельно не всегда в правильной последовательности, неправильно обувает обувь, может перепутать одежду (одеть ее наизнанку, либо задом на перед), при этом не замечает непорядок в одежде. На замечания воспитателя об устранении непорядка в одежде начинает кричать, бросает одежду на пол. Во время одевания мешает другим детям (может начать бить детей свое одеждой, сталкивать со скамейки, щипает, стучит дверями своей кабинки). Ест самостоятельно, неаккуратно, ложку держит неправильно.

Коммуникативные и игровые навыки соответствуют возрасту. Ориентируется в происходящих в группе событиях, но не всегда в них участвует. Как только события перестают его устраивать, начинает проявлять агрессию как к детям, так и ко взрослым.

Освоение образовательной программы дошкольного образования – с затруднениями  по всем направлениям развития. Наиболее эффективное развитие происходит в индивидуальной работе и под руководством взрослого. Не проявляет заинтересованность и стремление выполнить задание. Предложенные задания выполняет избирательно, либо вообще отказывается выполнять, встает и убегает. При попытке педагога привлечь его к решению поставленной задачи, проявляет негативную реакцию: кричит, убегает, прячется.

Социально-коммуникативное развитие. Ребенок не может выстраивать дружеские взаимоотношения с другими детьми группы. Отношение со сверстниками для него не имеют значения. Не умеет играть сообща (отнимает игрушки, не принимает правила игры других детей), выбирает «слабого» ребенка в группе и начинает его задирать (толкать, щипать, бить в разные части тела разными предметами). Всеми способами пытается привлечь к себе внимание взрослого, начиная убегать из группы, прятаться, кричать, плакать. Воспитатель вынужден оставить остальных детей группы, и успокаивать ребенка. Таким образом,  все свое внимание переключается только на него. Только в этом случае _____ успокаивается, обнимает воспитателя и его можно ненадолго заинтересовать индивидуальной  деятельностью.

По отношению ко взрослым не проявляет  уважения (обращается на «ты», может бросить в воспитателя какой-либо предмет, оскорбляет, пинает, щипает), но при этом может быть внимательным, отзывчивым при индивидуальных занятиях. 

Любит помогать при подготовке к занятиям, с удовольствием дежурит по столовой. Если в этот день не дежурство, и воспитатель говорит ему об этом, то он начинает бить дежурных, мешать им,  забирать столовые приборы со стола, кричать. Несмотря на большое желание помочь взрослому,  по просьбе или требованию воспитателя, не убирает за собой игрушки. Если воспитатель делает замечание о неубранных игрушках или вещах, то ___ начинает проявлять агрессию к окружающим.

Правила поведения и обязанности в группе детского сада и дома знает, но сознательно постоянно их нарушает, привлекая тем самым к себе внимание.

Ребенок регулярно совершает попытки убежать из детского сада (как из помещений, так и с территории), прячется на территории сада, при этом не может объяснить причину своего желания самовольно покинуть территорию дошкольного учреждения. ____ затрудняется ответить, что он будет делать, если получится убежать. При попытках покинуть детский сад ребенок часто предупреждает воспитателя: «Я сейчас убегу». Все свои действия такого рода воспринимает в качестве игры, радуется когда воспитатель его догоняет или  находит.

Познавательное-развитие. Любопытность и любознательность ребенку свойственны, только если основаны на его собственных интересах.

Ребенок узнает и называет предметы обихода, называет отдельные предметы, животных, явлений природы. Текущее время года называет, о сезонных изменениях в природе может рассказать.

Освоил прямой счет в пределах 10 (механически). Затрудняется  в определении частей множеств, определении их равенства или неравенства на основе составления пар.

Имеет представление о геометрических фигурах: треугольник, квадрат,  узнает их, показывает, но не называет.

Может сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) путем наложения или приложения к друг к другу, но затрудняется отображать результат сравнения в речи.

У _______ сформированы понятия о том, что предмет (лист бумаги, круг, квадрат) можно разделить на две равные части.

Ребенок понимает смысл пространственных отношений относительно собственного тела, не умеет ориентироваться на листе бумаги и в пространстве  (справа – слева, вверху – внизу, посередине).

Речевое развитие.  Пассивный и активный словарный запас соответствует возрасту. Употребляет в речи слова в точном соответствии со смыслом. В речи ребенок очень часто использует ненормативную лексику.

В повседневной жизни, в играх знает формы выражения вежливости (просит прощения, извиняется, благодарит).

Речь обогащена существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов; глаголами; наречиями.

Наблюдается нарушение звукопроизношения.

Правильно употребляет существительные во  множественном числе, может согласовывать существительные в роде, и падеже.

Принимает активное участие в групповых беседах, но теряет интерес, когда внимание педагога переключается на других детей группы. Имеет затруднения в составлении описательного рассказа по предметам, сюжетным картинкам. Имеет затруднения в пересказе прочитанного педагогом рассказа.

Стихотворения запоминает без затруднений, часто и с удовольствием рассказывает их.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликацию ребенок выполняет по образцу воспитателя, но, если не получается, то уничтожает свою работу. Ножницами пользоваться умеет. По прямой режет, плавно срезать углы затрудняется.

В рисовании в основном преобладают красные и черные цвета, при рисовании по замыслу ребенок начинает деятельность с использования цветов, соответствующих замыслу, к завершению деятельности _______ закрашивает свою работу красным и черными цветами. Неаккуратен, работы выполняет небрежно.

Приемы лепки освоены недостаточно: может скатать комок пластилина в шар, слепить колбаску, используя доску для лепки, но затрудняется в применении более сложных приемов лепки (прищипывание с оттягиванием, вытягивание отдельных частей из целого куска, сглаживание).

Проявляет интерес к конструированию из строительного материала и конструктора типа «Лего». Сооружает постройки, используя детали разного цвета, но все постройки однотипны (гараж, одноэтажные, и квадратные).

На музыкальных занятиях ребенок проявляет активность, поет песни и выполняет музыкально – ритмические движения, но быстро теряет интерес к происходящему и стремится мешать другим, начиная кричать, либо совершает попытки покинуть музыкальный зал.

Физическое развитие. Любит занятия физической культурой. Умеет ползать, пролезать, перелазить и подлезать, прыгать в длину и высоту с места, но очень часто отказывается выполнять задания инструктора по физической культуре, начинает хаотично бегать по спортивному залу, толкая детей и отвлекая их от занятия. Не принимает игры с правилами, отказываясь их выполнять.

В построениях и перестроениях учувствует, неохотно.

Общая и мелкая моторика развиты в соответствии с возрастом.

 

 

 

Дата                       Воспитатели:                             ФИО

                                                                                            

Характеристика на ребенка для ПМПК

Характеристика

на ученицу 3 «а» класса

Олейникову Антонину Александровну

08.05.2010 г. р.,

проживающую по адресу: г.Южноуральск, ул. Кирпичная, д.10

Олейникова Антонина поступила в первый класс 1 сентября 2017 года. До поступления в школу посещала МДОУ «Д/с № 6 Буратино». Социальное положение в семье тяжелое. Мама, Ксения Владимировна, воспитывает девочку одна, находясь в декретном отпуске. У Антонины есть старший и младший брат. Отец не принимает участие в воспитании детей. Ксения Владимировна старается следить за соблюдением режима дня детей. Интересуются делами в школе, находится в контакте с учителем.

У Антонины очень слабая иммунная система. Ребенок часто болеет, имеет проблемы со зрением, поэтому во время обучения Антонина испытывает трудности в освоении учебной программы. Особые затруднения у неё вызывают математика, русский язык, литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир. Девочка проявляет интерес к урокам физической культуры, технологии, изобразительному искусству.

Работоспособность неустойчивая, не может сосредоточиться, внимание рассеянное, ограниченное по объёму. На уроках с трудом понимает объяснения учителя. Имеет небольшой словарный запас. Мысли излагает нелогично. Связная речь соответствует низкой возрастной норме. Речь состоит из коротких фраз, читает по слогам и целыми словами. Испытывает затруднения при ответе на вопрос. Не может пересказать прочитанный текст, т. к. не понимает смысла, плохо запоминает.

Программный материал Антонина не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении. Не может сосредоточиться на задании, требуется  инструктаж и  контроль над их выполнением. В ситуации проведения проверочных работ отмечается заторможенность (медлительность, задания выполняет неверно, допускает много ошибок).

Непрочно усвоен материал по математике. Не понимает смысла решения арифметических задач, уравнений, не может самостоятельно применить алгоритм решения, не знает таблицы умножения. В основном Антонина работает индивидуально. Нуждается в постоянной помощи и дополнительных схемах-опорах. Задания выполняются совместно с учителем. Самостоятельно не может справиться с большинством заданий. Проводится такая работа как: объяснение после уроков, подсказка, прямой показ того, как надо делать. В некоторых видах деятельности помощь не даёт результат. Ученица быстро всё забывает.

На уроках русского языка испытывает трудности при написании предложений. Темп письма медленный. При списывании в словах допускает ошибки, заменяет буквы,   нарушает границы предложения, не может применить изученные правила на практике. Сочинения и изложения даются с большим трудом. Тексты небольшие, эмоционально не окрашенные в связи с малым словарным запасом. Допускает множественные орфографические ошибки.  Самостоятельно не может справиться с большинством заданий. Проводится такая работа как: дополнительное объяснение после уроков, подсказка, прямой показ того, как надо делать, выполнение совместной работы с учителем. Но даже после этого помощь малоэффективна. Ученица не справляется с работами.

Программу по окружающему миру Антонина усваивает слабо. Иногда проявляет активность, но ответы односложные, нераспространенные, испытывает затруднения при высказывании. Не справляется с пересказом прочитанного, выполнением самостоятельных работ.

Уроки изо  и технологии вызывают интерес.  Посещает занятия по внеурочной деятельности: «Соломка», «Сувенир».

Девочка доброжелательная. Взаимоотношения с родителями, учителями и учащимися хорошие. Антонина имеет положительную школьную мотивацию, хочет быть успешной, но положительные результаты в усвоении учебного материала возможны только при щадящих условиях, адаптированной программе обучения и постоянной помощи педагогов и родителей.

Кл. руководитель: ___________________ Грачёва Е.М.

Директор:___________________________ Диденко А.А.

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет: что происходит

Эмоции
Это важный период эмоционального развития вашего ребенка.

В течение этого года ваш ребенок действительно начинает понимать, что его тело, разум и эмоции принадлежат только ему. Ваш ребенок знает разницу между чувством счастья, грусти, страха или гнева.

Ваш ребенок также проявляет страх перед воображаемыми вещами, заботится о том, как ведут себя другие, и проявляет привязанность к знакомым людям. И когда ваш ребенок станет более уверенным в себе, он также станет лучше справляться со своими эмоциями.

Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так ваш ребенок учится и исследует чувства.

Ваш ребенок теперь больше заинтересован в играх и дружбе с другими детьми. Ваш ребенок может начать играть более сообща в небольших группах. Делиться становится легче, потому что ваш ребенок понимает понятия «мое» и «твое».

Ваш ребенок развивает воображение во время игры . Например, ваш ребенок может играть в ролевые игры с воображаемыми друзьями или игрушками, например, устраивать чаепитие с игрушками. Ваш ребенок также может попробовать разные роли — например, он может притвориться врачом или родителем. И в этом возрасте у дошкольников обычно есть воображаемые друзья, хотя ваш ребенок, вероятно, может отличить настоящего от воображаемого.

К 4 годам вашему ребенку может нравиться обманывать других и описывать, что произошло, например: «Мама думала, что я сплю!» В то же время ваш ребенок также беспокоится о том, что другие могут его обмануть.

Ваш ребенок может быть очень любопытен к телам – своим и чужим. Например, вы можете обнаружить, что ваш ребенок смотрит на свои гениталии и гениталии других детей. Сочетание естественного любопытства и ролевых игр обычно является типичной частью детского сексуального поведения. Но если вас беспокоит сексуальное поведение ребенка, рекомендуется поговорить с врачом общей практики, педиатром или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.

Разговор
В этом году язык вашего ребенка сильно разовьется.

Ваш ребенок узнает много новых слов , слушая вас и других взрослых, а также слушая рассказы. Ваш ребенок также проявляет больший интерес к общению и может хотеть рассказывать истории и вести беседы.

Ваш ребенок понимает большую часть того, что вы говорите, и может угадать незнакомые слова. Как правило, ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Около 3 года Ваш ребенок использует предложения из 3-5 слов или даже больше. Другие люди в большинстве случаев понимают, что говорит ваш ребенок. Ваш ребенок также указывает на части картинок, например, на нос коровы, и называет обычные предметы.

К 4 года Ваш ребенок говорит длинными предложениями, состоящими примерно из 5-6 слов и более. Другие люди всегда понимают вашего ребенка. Ваш ребенок также понимает большую часть того, что вы говорите, и следует инструкциям, состоящим из 2-3 шагов, если они касаются знакомых вещей, например: «Закрой книгу и отдай ее маме». Ваш ребенок понимает такие прилагательные, как «длинный» или «худой», и использует «чувственные» слова, такие как «счастливый» или «грустный».

Мышление
Ваш ребенок очарован окружающим миром и задает много вопросов «кто», «что», «где» и «почему». Когда дело доходит до понимания, ваш ребенок знает о таких противоположностях, как большой/малый и больше/меньше, а также о таких понятиях, как «на», «внутри» и «под».

Память вашего ребенка развивается. Например, ваш ребенок может запомнить детские стишки и даже повторить их вам. Ваш ребенок также начинает указывать и называть буквы и цифры, которые он помнит, и он может сосчитать до 4 предметов и сортировать их по цвету и форме.

Бытовые навыки
Ваш ребенок любит вместе есть вместе. И ваш ребенок понимает вашу семейную рутину и ценит особые события, такие как дни рождения.

Ваш ребенок тоже становится более самостоятельным . Например, ваш ребенок может есть сам, надевать обувь без шнурков, расстегивать пуговицы и делать еще немного, когда одевается.

Ваш ребенок, вероятно, приучен к туалету, и он может самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические задачи, например ходить в туалет, вытирать какашки со своего зада и мыть руки и лицо. Но ваш ребенок по-прежнему нуждается в вашей помощи и присмотре за такими задачами, как чистка зубов.

Движение
Ваш ребенок любит двигаться и быть активным. Ваш ребенок лучше поднимается по ступенькам, катается на трехколесном велосипеде, бросает, ловит и пинает мяч, бегает, карабкается, прыгает, прыгает и балансирует на одной ноге. Поскольку ваш ребенок так активен, неплохо было бы подумать о том, как сделать свой дом безопасным.

Когда дело доходит до использования рук, ваш ребенок может рисовать круг или квадрат, строить большие башни из кубиков и пользоваться безопасными для детей ножницами. Ваш ребенок любит рисовать мелками, карандашами и кистями, и это здорово, потому что рисование и раскрашивание развивают воображение вашего ребенка.

В этом возрасте ваш ребенок может также:

  • отвинтить крышку от баночки
  • знать свой возраст
  • знать названия некоторых форм и цветов
  • держать карандаш и списывать буквы к 4 годам
  • одеваться и раздеваться самостоятельно.

Помощь в развитии ребенка в возрасте 3-4 лет

Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:

  • Дайте ребенку много времени для игры: игра важна для развития эмоций дошкольника, потому что она помогает дошкольники исследуют и выражают такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Например, вы и ваш ребенок можете попробовать притвориться, что играете с куклами.
  • Проведите время, играя на свежем воздухе: это позволит вашему ребенку исследовать природу, испытать приключения и проверить свои физические возможности. Игры на свежем воздухе могут включать грязные игры в песке или грязи, игры в погони или поиски сокровищ. Когда вы находитесь на улице, помните о безопасности на солнце.
  • Найдите время для творческих и творческих игр: это может быть коллаж, рисование, игры с переодеванием или рассказывание историй. Музыкальная игра — еще одна идея: вашему ребенку может нравиться танцевать, прыгать или играть на простых инструментах.
  • Читайте вместе с дошкольником: совместное чтение, рассказывание историй, пение песен и декламация детских стишков – все это развивает речь, мышление и воображение вашего ребенка. Эти занятия также помогут вашему ребенку научиться читать, когда он станет старше.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет вашему дошкольнику заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и понять математические понятия, такие как «половина», «1 чайная ложка» или «30 минут». Вы можете дать ребенку простые задания, например, приготовить салат или приготовить бутерброды.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно учиться делиться и играть по очереди. Когда вы играете, говорите что-то вроде: «Теперь моя очередь строить башню, теперь твоя очередь» или «Ты поделишься со мной красными блоками, а я поделюсь с тобой зелеными блоками». Детям в этом возрасте все еще трудно делиться, поэтому хвалите ребенка, когда он делится.

В возрасте 3-4 лет ваш ребенок может пойти в дошкольное учреждение. В дошкольном возрасте ваш ребенок может учиться, играя, заводить друзей и развивать ответственность, независимость и уверенность в себе. Дошкольное учреждение может поддерживать и поощрять удивительное развитие вашего ребенка, а также может доставлять массу удовольствия.

Воспитание дошкольника в возрасте 3–4 лет

Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.

И помните, что частью заботы о себе является обращение за помощью, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, включая вашего партнера, друзей, родственников, детскую и семейную медсестру и врача общей практики.

Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 3 лет

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Так что рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 3-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • не смотрит вам в глаза
  • имеет проблемы со зрением или слухом
  • не использует предложения из 3 слов
  • не понимает 2- часть инструкций – например, «Возьми обувь и положи ее в коробку»
  • часто трудно понять, когда вы разговариваете с вами, семьей или друзьями.

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • ему трудно расстаться со своим основным опекуном
  • не интересуется другими детьми
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется ходить по магазинам или ездить на автобусе.

Движения и двигательные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюж – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • с трудом обращается с мелкими предметами — например, карандаш или мелок
  • не рисует простые фигуры.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 4 лет

Если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего 4-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения, состоящие более чем из 3 слов
  • не может понять инструкции, состоящие из 2 частей, например «Положи куклу и возьми мяч».

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • сильно капризничает из-за очень мелких вещей или цепляется и плачет, когда вы уходите больно или грустно
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется взрослым или не устраивает чаепитие
  • большую часть времени кажется очень напуганным, несчастным или грустным.

Двигательные и двигательные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюжий – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, с карандашом или мелком проблемы с рисованием фигур – например, круг или квадрат
  • с трудом одеваются или пользуются туалетом.

Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте ваш ребенок испытывает заметную и постоянную утрату навыков, которыми он владел раньше.

Развитие обычно происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Если вам интересно, идет ли развитие вашего ребенка по плану, или если вы чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться за помощью как можно раньше. Посетите своего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.

Особенности речевого общения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реферат

Актуальность исследования обусловлена ​​тем, что на современном этапе развития специального и инклюзивного образования одной из основных задач является развитие личности детей с ОВЗ, их адаптация и социализация в социуме. Успешность их подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по учебным предметам и навыков профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных навыков. Развитие вербальных средств общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших проблем на современном этапе развития социальных отношений. В связи с этим данная статья посвящена изучению особенностей речевого общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Под речевым общением мы понимаем умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, правильно планировать свою речь и выбирать содержание смысла общения, выбирать адекватные средства для передачи этого сообщения и обеспечения обратной связи. Ведущим методом исследования стало экспериментальное исследование, выявившее уровень сформированности и особенности речевого общения младших школьников. Представлен количественный и качественный анализ результатов изучения коммуникативных навыков у данной категории детей.

В статье представлены особенности речевого общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Предложенная методика диагностики может быть успешно использована специалистами, работающими в условиях специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, речь, общение

Введение

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей его жизни. Овладение ребенком речью в известной мере регулирует его поведение, помогает планировать адекватное участие в различных формах коллективной деятельности.

Младший школьный возраст – это длительный период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города, деревни. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и социальных функций людей. Кроме того, не менее сильно он стремится к независимости. Из этого противоречия рождаются межличностные отношения со сверстниками – самостоятельная сфера общения детей, моделирующая межличностные отношения взрослых.

Мудрик (2001) считает, что нарушение общения в детском возрасте приводит к утрате эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, к отсутствию комплекса активизации, недоразвитию коммуникативной функции речи, неумению правильно устанавливать отношения, плохой навыки коммуникации. В связи с этим автор ставит вопрос о подготовке человека к общению, формировании у него коммуникативных навыков, необходимых для эффективного вхождения в социальную среду, противостояния фрустрирующим воздействиям.

Как отмечают Агавелян и Агавелян (2004), Голиков (2016), несовершенство навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникают трудности в организации свободного общения, трудности в развитии речемыслительной деятельности.

На процесс формирования коммуникативной активности у детей с ОВЗ существенное влияние оказывает нарушение психических процессов, в частности внимания (Шаповалова и др., 2019).

Бойков и Бойкова, (2020), Ростомашвили и Колосова, (2015) подчеркивают, что ведущими факторами, вызывающими отклонения в развитии личности ребенка с отклонениями в развитии, связанные с общением, являются недостатки направленности позиции ребенка в общении недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности, особенно операциональными. В связи с этим большое значение на социальном уровне имеет решение проблемы своевременного выявления коммуникативных нарушений у детей с ОВЗ с целью оказания им в дальнейшем квалифицированной помощи.

Постановка проблемы

Речь является важнейшим средством социализации детей с ОВЗ, выступая по своему функциональному назначению как средство познания и общения. Имеет большое значение для развития психических процессов, всей личности ребенка, формирования мышления и эмоционально-волевой сферы. Вследствие этого развитие речевого общения у таких детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики.

Рассматривая современное состояние проблемы изучения коммуникативной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить, что многие аспекты диагностики остаются недостаточно разработанными.

Недостаточно раскрыты содержательная сторона коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей с ОВЗ.

В связи с этим необходима разработка методического пособия по изучению коммуникативной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем исследовании представлены результаты изучения коммуникативных способностей детей данной категории.

Исследовательские вопросы

В настоящее время российская педагогика опирается на теоретические положения, определяющие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка. Многие научные исследования базируются на концепции деятельности, созданной Леонтьевым (2012).

Опираясь на него, Лисина (2015) характеризовала общение как коммуникативную деятельность.

По мнению Леонова (2019), значение человеческого общения для существования и развития общества и личности объясняется функцией информационного наполнения. Изменение сложившейся ситуации приводит к потребности в новой информации как средстве изменения поведения человека в социальной среде. Информационный обмен рассматривается как канал прямой и обратной связи в общении. Без учета информации обратной связи человек не сможет ориентироваться в системе индивидуальных и социальных отношений (Леонов, 2019).).

Леонтьев (2011) утверждает, что человеческое общение невозможно без использования речи. Основным способом удовлетворения личных потребностей человека в общении является речь. Именно поэтому оно называется речевым (вербальным) общением. То есть именно с помощью речи чаще всего происходит общение между людьми.

Выготский (2017) отмечает, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию ребенка. Автор пишет о важности развития речи ребенка как способа общения, о развитии его коммуникативной функции.

Подчеркнута важность совершенствования коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья для их гармоничного психофизического и личностного развития, успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе. Социализация рассматривается как процесс усвоения ребенком социального опыта, постепенное приобщение его к социальным отношениям (Емельянова и др., 2018).

В настоящее время к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, состояние здоровья которых не позволяет им осваивать образовательные программы вне специальных условий обучения и воспитания.

Жигорева и Левченко (2016), подчеркивают необходимость формирования коммуникативных навыков, раскрывают вопросы обучения и воспитания данной категории детей. Особое внимание уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения.

По мнению ряда авторов, в настоящее время в условиях инклюзивного образования необходимо создавать специальные условия для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Тогда многие из них смогут полноценно участвовать в образовательном процессе наравне со своими нормально развивающимися сверстниками, приобретать социальные навыки и умения.; Романова и др., 2019; Шукшина и др., 2017).

Цель исследования

Данное исследование проводилось с сентября по декабрь 2020 года на базе областного государственного автономного учреждения образования «Образовательный центр «Ступени» (г. Биробиджан). Его целью было изучение особенностей коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна данной работы представлена ​​значительным объемом экспериментальных данных о состоянии речевого общения школьников 1 и 2 классов с ограниченными возможностями здоровья, которые существенно дополняют имеющиеся в научной литературе сведения об особенностях общения данной категории детей. дети.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1-2 классов.

С целью выявления умения школьников устанавливать и поддерживать контакты, вступать в речевое общение с одноклассниками с испытуемыми была проведена методика «Поговорим». Была предложена следующая инструкция: «Дети, сегодня у нас необычный урок. Ты расскажешь и покажешь мне, чем занимался твой одноклассник в выходной день. Для этого нужно сначала спросить своего друга о том, что он делал в воскресенье, а затем нарисовать картинку «Как мой одноклассник провел выходные». Вы можете дать совет своему другу; можно вместе обсудить, каким будет будущий рисунок».

Учащиеся работали в парах. Мы наблюдали за ними и записывали фразы, поговорки, реплики, используемые младшими школьниками во время беседы. Критериями оценки сформированности речевого общения были следующие: умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы; грамматическое оформление речи. Перечисленные умения в совокупности определяют возможности участия младших школьников с ОВЗ в общении, что стало основанием для включения их в систему оценивания коммуникативных умений.

Для оценки результатов по каждому критерию использовалась следующая система баллов.

Возможность задавать вопросы:

2 балла — ребенок формулирует вопросы;

1 балл — ребенок затрудняется задать вопрос;

0 баллов — ребенок не может сформулировать вопрос.

Возможность отвечать на вопросы:

2 балла — ребенок отвечает на вопросы;

1 балл — ребенок затрудняется отвечать на вопросы;

0 баллов — ребенок не может ответить на вопросы.

Грамматическое оформление речи:

2 балла — речь ребенка грамотная;

1 балл — допускает незначительные грамматические ошибки в речи;

Затем мы подсчитали общее количество баллов. При подсчете результатов мы выделили 3 основных уровня сформированности речевого общения у младших школьников, принявших участие в эксперименте. Высокому уровню соответствовало количество баллов от 5 до 6 баллов, если испытуемые набирали от 3 до 4 баллов, то это соответствовало среднему уровню, низкий уровень присваивался, если учащиеся набирали от 0 до 2.

Находки

Прежде чем перейти непосредственно к описанию результатов опроса, считаем необходимым привести данные об особенностях младших школьников с ОВЗ, принявших участие в эксперименте. На основании изучения медицинской, психолого-педагогической документации мы получили информацию об особенностях раннего развития, условиях воспитания ребенка в семье. Нас также интересовало заключение ПМПК о состоянии сенсорного и психоречевого развития испытуемых.

При поступлении в школу все дети имели заключение специалиста по их нервно-психическому, физическому и речевому развитию. Все учащиеся, включенные в группу предметов, по заключению ПМПК относились к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. У 6 школьников была задержка умственного развития, у 5 младших школьников — умственная отсталость, у 5 — расстройство аутистического спектра, у 4 — речевые нарушения (дислалия, дизартрия, моторная алалия) и общеречевая симптоматика соответствовала общеречевому недоразвитию 2-3 степени. .

Следует отметить, что достоверной разницы в результатах работы учащихся 1-2 классов с ограниченными возможностями здоровья мы не выявили, что свидетельствует о слабой динамике развития их коммуникативной сферы. Поэтому приведем данные экспериментального исследования для всей выборки в целом. Выявлены лишь качественные различия в состоянии коммуникативных навыков младших школьников в связи с наличием первичного дефекта.

Как мы и предполагали, при выполнении диагностической методики «Поговорим» ни один из испытуемых не смог самостоятельно организовать диалог. Напомним, что детям, работавшим в парах, было предложено поговорить друг с другом на тему «Что ты делал в воскресенье».

Студенты были разделены на пары по первичному дефекту и уровню развития устной речи.

Высокий уровень сформированности диалогической речи не выявлен ни у одного ученика с ОВЗ.

Средний уровень развития диалогической речи показали 8 (40%) испытуемых. Количественное соотношение испытуемых с учетом первичного дефекта определяется следующим образом: среди учащихся с умственной отсталостью на данном уровне был 1 человек, умственно отсталых — 4 ученика начальных классов, с общим недоразвитием речи — 3 человека. Они ждали указаний от взрослого, прежде чем начать диалог. Учащиеся испытывали затруднения при постановке вопроса и формулировании ответа. В речи отмечались лексические неточности, присутствовал аграмматизм. В частности, нарушалась грамматическая связь слов в предложениях. Общение происходило на уровне простых предложений и односложных ответов. Их устраивали односложные ответы собеседника, они не всегда проявляли интерес к их содержанию. Каждый последующий вопрос в построении диалога вызывал все большие затруднения. В этих случаях они стремились прекратить диалог.

Остальные 12 (60%) испытуемых показали низкий уровень диалогической речи. В эту группу вошли 5 учащихся начальных классов с умственной отсталостью, 1 ученик с умственной отсталостью, 5 учеников с аутизмом и 1 ребенок с общим недоразвитием речи. Они не могли задавать вопросы даже при оказании помощи. Они понимали вопросы только тогда, когда сопровождались словесной информацией жестами. Они отвечали односложно и допускали грубые лексические и грамматические ошибки. В течение всего диалога дети не проявляли достаточной речевой активности, весь процесс общения осуществлялся с нашей помощью. В целом следует отметить, что эти студенты не проявляли желания вести диалог с использованием разговорной речи, стремились использовать жесты или отказывались отвечать.

Возьмем для примера диалог в одной паре детей с аутизмом (в целях конфиденциальности имена всех детей изменены).

Его начал Тимофей С., так как у мальчика была фразовая речь. Мы попросили его спросить у Романа В., что он делает в воскресенье.

Тимофей: «Рома, что ты делал на выходных?»

Роман проигнорировал вопрос.

Тимофей повторил вопрос и сопроводил его жестами, пытаясь привлечь внимание собеседника.

Роман: «Играли».

Тимофей не знал, что спросить у Романа. Мы ему помогли: «Спроси у Ромы, с кем он играл и во что?»

Тимофей: «Рома, с кем ты играл?»

Роман: «Телефон».

Тимофей затруднился задать вопрос. Мы помогли студенту выбрать вопрос.

Тимофей: «А друзья были?»

Роман: «Нет».

Аналогичная картина наблюдалась и при организации диалога в остальных парах.

При выполнении рисунков 8 (40%) испытуемых вступали в вербальные контакты, но только для того, чтобы посредством требований и приказов контролировать и направлять деятельность своих товарищей. Так, например, Лера М., обращаясь к Игорю П. со словами: «Не крась такое платье. Я хочу синий, — вырвал у мальчика красный карандаш. Полную самостоятельность в художественной деятельности проявили 6 (30%) учащихся. Они не обсуждали содержание рисунков, не высказывали своих пожеланий по поводу изображения отдельных деталей. Например, Миша К. и Максим Т. рисовали молча. Когда они закончили, они показали друг другу рисунки. Когда мы спросили их, нравятся ли они им, мальчики ответили односложно: «Да». Они не смогли ответить на наш следующий вопрос: «Что вам понравилось в изображениях?» 6 (30%) учащихся отказались от выполнения этого задания, заявив: «Не буду рисовать, не знаю».

Заключение

Таким образом, исследование показало, что младшие школьники с ОВЗ не способны самостоятельно поддерживать контакты со сверстниками. «Коммуникативный барьер» тормозит их социальную адаптацию, не позволяет в полной мере использовать даже имеющиеся речевые и языковые средства. Это, в свою очередь, может привести к возникновению и закреплению речевого негативизма, замкнутости. В связи с этим возникает необходимость формирования коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего воздействия.

Ссылки

  • Агавелян О.К. и Агавелян Р.О. (2004). Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. НИПКиПРО. [на русск.].

  • Бойков Д. И., Бойкова С. В. (2020). Обучение и организация различных видов деятельности общения детей с проблемами в развитии. Юрайт. [на русск.].

  • Емельянова И. А., Борисова Е. А., Шаповалова О. Е., Карынбаева О. В., Воротилкина И. М. (2018). Особенности речевой готовности к обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи: социально-педагогический аспект. Журнал социальных исследований в области образования, 9 (1), 89–105.

  • Голиков Н. А. (2016). Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе. . Педагогические технологии, 6, 93-99. [на русск.].

  • Командышко Е. Ф. (2019). Культурное воспитание школьников: новый проект. Обзоры гуманитарных и социальных наук, 7(6), 845-851.

  • Леонов Н.И. (2019). Психология общения. Юрайт. [на русск.].

  • Леонтьев А. А. (2011). Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Смысл. [на русск.].

  • Леонтьев А. Н. (2012). Избранные психологические труды. Книга по Требованию. [на русск.].

  • Лисина М. И. (2015). Общение, личность и психика ребенка. Москва: Институт практической психологии. [на русск.].

  • Мудрик А.В. (2001). Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России. [на русск.].

  • Романова Е.С., Абушкин Б., Овчаренко Л.Ю., Шилова Т.А., Ахтян А.Г. (2019). Факторы социализации школьников в психологическом аспекте. Ad Alta: журнал междисциплинарных исследований, 9(1, специальный выпуск 6), 299-309.

  • Ростомашвили И. Е., Колосова Т. А. (2015). Психология общения в условиях инклюзивного образования. Психология обучения, 4, 106-113. [на русск.].

  • Шаповалова О.Е., Карынбаева О.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А., Дунаева Е.С. (2019). Изучение основных особенностей внимания у младших школьников с умственной отсталостью. Ad Alta: журнал междисциплинарных исследований, 9(1, специальный выпуск 6), 77-80.

  • Шукшина Т. И., Горшенина С. Н., Неясова И. А. (2017). Педагогическое сопровождение формирования этносоциокультурного опыта у учащихся начальных классов. Мужчина в Индии, 9 лет7(3), 309-322.

  • Выготский Л. С. (2017). Мышление и речь. Питер. [на русск.].

  • Жигорева М.В., Левченко И.Ю. (2016). Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение.