Педагогическое наблюдение как метод исследования: Педагогика — Методы педагогического исследования: наблюдение

Педагогическое наблюдение как общенаучный метод исследования. Этапы подготовки и проведения педагогического…

Специфика педагогического наблюдения заключается в том, что исследователь (помимо обычной методологической подготовки) должен хорошо понимать сущность педагогического процесса, обладать своеобразным педагогическим мышлением, интуицией, позволяющих видеть главные характеристики предмета. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.
В связи с тем, что наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, это находит отражение в определенных требованиях к методу. К ним относится:
1. Целенаправленность. Перед проведением наблюдения необходимо определиться с целью. Она должна быть четкой и корректно сформулированной. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если в качестве задачи стоит пункт «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то в качестве целей наблюдения будут выступать: выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика аналогичных ситуаций.
2. Объективность. Благодаря данному требованию исследователем будет отбираться вся информация, а не только та, которая поможет подтвердить поставленную гипотезу. В ходе наблюдения записывается все происходящее, которое отвечает задачам метода. Записи подлежат даже те моменты, которые идут вразрез с гипотезой и концепцией исследования. Главное преимущество данного требования в том, что фиксируются все единицы наблюдения. Недопустимыми считаются такие моменты, как выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и так как в этом случае результаты обработки данных наблюдения не будут считаться достоверными.
3.  Наличие плана наблюдения. Это позволяет отобразить такие параметры, как цель, предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
5. Учет возможных ошибок. Несмотря на многие преимущества метода исследователь должен быть знаком с характерными ошибками при проведении наблюдения, причина их возникновения (например, в связи с наличием стереотипов восприятия) и способами их минимизации.
6.  Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Только выбрав наблюдение в качестве метода исследования, необходимо продумать способ (или способы) обработки информация, полученной в процессе реализации метода. Лучше при этом отдать предпочтение методам измерения и математическим методам. Однако качественная интерпретация полученных результатов тоже имеет немаловажное значение.
7.  Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков.  Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.
8. Оптимальность. Суть требования заключается в том, что условия наблюдения не должны влиять на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).
Таким образом, педагогическое наблюдение как общенаучный метод исследования представляет собой метод планомерного анализа и оценки организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Отличаясь от бытовой фиксации событий действительности, наблюдение должно соответствовать определенным требованиям. Это позволит усилить его положительные стороны и свести к минимуму проявление недостатков.
ВИДЫ И АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Методы педагогического исследования. Наблюдение. Педагогический эксперимент. Опросные методы

5. Методы педагогического исследования

Методы   исследования — это способы решения исследовательских задач.

Перечислите известные вам методы исследования.

Главным методом педагогической диагностики является наблюдение.

1.Наблюдение  — целенаправленное (специально организованное) восприятие какого-либо педагогического явления, объекта в естественных условиях, результаты которого фиксируются.

Ребенок не должен чувствовать, что он выступает объектом наблюдения, чтобы он вел себя естественно, проявления психики, характера не искажались.

Наблюдения м.б. разных видов:

Непосредственное

опосредованное

Проводится в рамках реального времени (здесь и сейчас)

Осуществляется при помощи заранее подготовленных материалов (просмотр видео-, прослушивание аудиозаписей)

включенное

невключенное

Наблюдатель сам участвует в наблюдаемой деятельности (во время игры, занятия)

Наблюдение ведется со стороны, без непосредственного участия наблюдателя в деятельности

сплошное

дискретное

Охватывается наблюдением весь процесс в целом 9напрюЮ весь процесс  с/р игры

Выборочное наблюдение, фиксируются отдельные факты (только межличностное общение)

лонгитюдное

ретроспективное

Длительное наблюдение в течение нескольких лет

Выявляется, что оказало влияние на процесс развития (просмотр видеоматериалов)

Наблюдение – самый доступный метод, но в нем можно выделить и недостатки:

-не всегда своевременно возникает явление, запланированное для наблюдения (напр. , труд ребенка по его собственной  инициативе)

-можно получить случайные, а не закономерные данные

-не вскрывает внутренние стороны наблюдаемого явления

-невозможно обеспечить полную объективную информацию.

В связи с эти наблюдение применяется чаще всего на начальных этапах исследования и нуждается в уточнении с помощью педагогического эксперимент и опросных методов.

 2. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент —создание педагогом специальных условий для выявления интересующего факта или явления. Эксперимент позволяет достаточно быстро собрать  большой фактический материал, т.к. имеет определенный алгоритм взаимодействия с  ребенком.

  естественный эксперимент

Основным условием применения  этого эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода педагогического  процесса. Ребенку предлагаются  задания и материалы, которые достаточно часто используются в пед. процессе (нарисовать, пересказать сказку, разложить фигуры, перепрыгнуть через «ручеек» ит.д.)

лабораторный эксперимент.   (в педагогических исследованиях применяется довольно редко). Чаще используется в научных целях, с применением технических средства: звукозапись, скрытая видеосъемка, фотографирование в определенные моменты.

По своему месту в пед.процессе эксперимент м.б.:

Констатирующий  — определяется фактический уровень развития ребенка или освоение им какого-либо умения.

Преобразующий (формирующий)  — проведение работы с помощью определенных методов или форм и проверка их эффективности.

(Будете использовать при написании ВКР).

3.  Опросные методы

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации. Опрос заключается в предложении людям  (респондентам) специальных вопросов, ответы на которые позволяют получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

К методу опроса относятся:

ü  Беседа

ü  Интервьюирование

ü  Анкетирование

Беседа – вопросно-ответная форма устной диалогической речи.

Применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Напр., в-ль сначала наблюдает за играми детей, а потом беседует о любимых игрушках, играх, ролях.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования. Но для последующего анализа важно сохранить полученную информацию (использование диктофона, магнитофона) или кодировку (условные обозначения)

Интервьюирование —  разновидность метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться.

 Анкетирование

— методе массового сбора материала с помощью специально

наблюдений | Персонал | Imperial College London

Наблюдение особенно полезно для понимания того, как и почему что-то происходит в естественной среде, и может быть особенно эффективным подходом к сбору данных, когда информация, сообщаемая самими людьми (что говорят люди), может отличаться от фактической информации (что говорят люди). люди действительно так делают) (Savin-Baden and Howell Major, 2013, стр. 392).

Наблюдение может принимать различные формы в широком спектре (от исчерпывающего или неструктурированного до высокоизбирательного и/или строго структурированного): все они имеют свои преимущества и недостатки и требуют особых этических и практических соображений. Существуют также различные уровни участия, которые может принять исследователь (Savin-Baden and Howell Major, 2013, стр. 39).4), и это может иметь важное значение для характера собираемых данных и формы, которую примет анализ.

По крайней мере, исследователи должны очень тщательно обдумать свою позицию по отношению к участникам и различные этические дилеммы, которые могут возникнуть в связи с этим; а также необходимость учитывать и практиковать различные навыки, необходимые для проведения наблюдения (Cohen, Manion and Morrison, 2018).

«Отменяя вопросы о том, какой конкретный метод наблюдения использовать… [мы предполагаем, что] недостаточно просто описать наблюдение как неинтрузивную, неинтервенционную технику и тем самым снять с себя ответственность за вовлеченных участников. Как и другие формы сбора данных в гуманитарных науках наблюдение не является морально нейтральным предприятием. Наблюдатели, как и другие исследователи, имеют обязательства перед участниками, а также перед исследовательским сообществом».
Cohen, Manion and Morrison, 2018, стр. 562

Исследования в области образования в Imperial

Д-р Элизабет Хауке
Главный преподаватель как учащиеся взаимодействуют с курсами Global Challenges и понимают их смысл. Учебная среда на этих курсах предназначена для того, чтобы побудить студентов работать самостоятельно и развивать подлинное взаимодействие с миром и глобальными проблемами. Этот учебный опыт отличается от их основного обучения в Имперском колледже, и я хотел выяснить, как студенты воспринимали себя как учащихся и изменилось ли это во время курса; как студенты подошли к обучению в группах; и как студенты смогли сформулировать свое собственное обучение, получив очень открытое задание.

Были проведены различные виды наблюдения: наблюдение за живой деятельностью в классе, наблюдение за учащимися, работающими и взаимодействующими в Интернете, и опрос продуктов обучения. Данные этих различных наблюдений были триангулированы, чтобы обеспечить более глубокое понимание конкретных явлений, которые произошли во время курса.

Наблюдения сформировали этнографическое исследование, направленное на изучение отдельных аспектов культуры. Я хотел посмотреть, как мои исследовательские вопросы, указанные выше, отразились на студенческой культуре в моем классе.

Самое интересное в проведении этого исследования заключалось в том, что я осознавал свои собственные предубеждения и представления о том, что, по моему мнению, могло произойти с учениками, поэтому я включил свои мысли, ожидания и впечатления в наблюдение как «повествование от первого лица». Благодаря тому, что моя позиция исследователя была признана, задокументирована и прозрачна, на самом деле было легче попытаться более объективно обдумать данные моих наблюдений. Я также провел три этапа анализа данных: один сразу после наблюдения, один через два месяца, а затем дополнительный анализ еще через месяц. Я обнаружил, что расстояние во времени позволяет мне находить новые идеи и точки зрения в данных, которые в противном случае я мог бы упустить.

Если вы проводите включенное наблюдение, рекомендуется попрактиковаться в наблюдении во время обучения и посмотреть, какие данные наблюдений вы можете зафиксировать. Я много практиковался и знал, на чем я буду и не смогу сосредоточиться, прежде чем начать. Это позволило мне осмысленно структурировать свои наблюдения.

Дополнительная литература

Коэн, Л., Мэнион, Л. и Моррисон, К. (2018) Наблюдение. В: Коэн, Л., Манион, Л. и Моррисон, К. (ред.), Методы исследования в образовании. 8-е издание. Абингдон, Рутледж (стр. 542–562).

Савин-Баден, М. и Хауэлл Мейджор, К. (2013), Наблюдение. В: Качественные исследования: основное руководство по теории и практике. Абингдон, Рутледж (стр. 391–402).

Протокол наблюдения в классе для бакалавриата STEM (COPUS) от Инициативы Карла Веймана в области научного образования

Наблюдение в качественных исследованиях | педагогические исследовательские методы

Наблюдение является одной из нескольких форм сбора данных в качественных исследованиях. Он включает в себя наблюдение и запись с помощью заметок поведения людей на исследовательском участке. В этом посте мы рассмотрим следующие

  • Различные наблюдательные роли
  • Руководство по наблюдению
  • Проблемы с наблюдением

Роли наблюдателя

Роль, которую вы играете в качестве наблюдателя, может варьироваться между двумя крайностями, которые

не участвуют в роли наблюдателя-участника. Сторонний наблюдатель не участвует ни в одной деятельности изучаемых людей. Например, вы делаете обучающие наблюдения, сидя в классе, вы только наблюдаете за тем, что происходит, и никогда не участвуете.

Другая крайность — участник-наблюдатель. В этой роли исследователь принимает участие в деятельности группы. Например, если вы работаете учителем в сообществе с низким доходом и наблюдаете за учениками, пока вы преподаете и взаимодействуете с ними, это наблюдатель-участник.

Между этими двумя крайностями неучастия и участия есть несколько других форм наблюдения. Например, неучаствующий наблюдатель может быть наблюдателем-как-участником или полным наблюдателем. Кроме того, участвующий наблюдатель может быть участником как наблюдателем или полным участником. Разница между ними заключается в том, знает ли изучаемая группа личность исследователя.

Руководство по наблюдению

  • Определите свою роль — какой вы наблюдатель
  • Определите, что вы наблюдаете. Наблюдение должно подтверждать то, что вы пытаетесь узнать о центральном явлении 
  • Наблюдайте за предметом несколько раз. Это обеспечивает более глубокое понимание предметов
  • Делать заметки. Наблюдатель должен каким-то образом делать заметки. Эти заметки называются полевыми заметками и содержат краткое изложение того, что было замечено во время наблюдения.

Проблемы с наблюдением

Общие проблемы, которые в некоторой степени связаны при проведении наблюдений, — это эффект наблюдателя, предвзятость наблюдателя, ожидания наблюдателя. Эффект наблюдателя заключается в том, как люди, за которыми наблюдают, меняют свое поведение из-за присутствия постороннего. Например, ученики обычно ведут себя по-разному, когда директор приходит понаблюдать за учителем. Они изменяют свое поведение из-за присутствия принципала. Кроме того, если учащиеся знают о цели директора, они могут вести себя более послушно ради своего учителя.

Предвзятость наблюдателя — это вероятность того, что точка зрения исследователя может повлиять на то, что они видят.