Пентаграмма гингера – Пентаграмма С. Гингера — Психология
искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям]
Пентаграмма Гингера
Для иллюстрации этого многомерного подхода я часто прибегаю к символическому[5] изображению с помощью пятиконечной звезды, «пентаграммы», традиционного образа человека: – с головой, двумя руками и двумя ногами.
Как мне кажется, пять углов звезды представляют собой то, что можно рассматривать как пять основных измерений человеческой деятельности:
1. физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, физическая сексуальность…
2. аффективное измерение: «сердце», чувства, отношения любви, значимый другой…
3. рациональное измерение: «голова» (с двумя полушариями!): идеи и творческие фантазии…
4. социальное измерение: другие люди, человеческое окружение и культурная среда…
5. духовное измерение: место и смысл человека в космическом окружении и в глобальной экосистеме…
Следует указать, что две руки указывают на отношение (к другому человеку и другим людям), тогда как две ноги символизируют наши корни, позволяющие сохранять равновесие между физическим и метафизическим, между материей и духом (или энергией). Бестелесная духовность сомнительна и недолговечна.
Пентаграмма Гингера
Гештальт всеми силами старается придерживаться многомерного подхода и эффективен своей «полисемией»[6]. Он учитывает одновременно все 5 измерений. Гештальт не только рассматривает все эти аспекты по отдельности, но концентрирует внимание на систематических взаимодействиях каждого из них с четырьмя другими – и в этом, по нашему мнению, состоит одно из его главных достоинств. Можно было бы также сказать (пусть несколько упрощенно, зато более образно), что Гештальт реабилитирует всеохватывающие, обобщающие функции правого полушария мозга, тогда как наша французская культура очень часто делает из нас больных, страдающих гемиплегией (односторонним параличом), используя преимущественно наше левое полушарие (аналитическое и рациональное). Посмотрите, какое незначительное место уделяется в национальном образовании физическим упражнениям и художественной деятельности по сравнению с англосаксонскими странами.
Само собой разумеется, этот подход, разработанный для индивида, можно экстраполировать на супружескую пару, семью, организацию или предприятие, и его схема будет иметь то же самое диагностическое и эвристическое (способствующее обнаружению) значение для локализации нарушений и для разработки стратегии интегрирующего вмешательства[7].
Я называю социо-гештальтом не приложение Гештальта внутри организации (такой, как школа или больница) или предприятия, а скорее приложение некоторых гештальтистских принципов ко всему учреждению в целом, рассматриваемому как глобальный «организм», взаимодействующий со своим окружением[8].
Следующая глава >
psy.wikireading.ru
Пентаграмма Гингера. Окончание. — Психология
Пять основных полюсов, которые С.Гингер распределил по пяти концам пентаграммы-звезды, проявляются не только при гармоничном развитии одного отдельного человека.
Эта же схема может быть экстраполирована на множество других ситуаций: на пару, семью, учреждение, предприятие или даже общество в целом. Для этого достаточно транспонировать каждую из пяти тем, сохраняя в них то, что является их основной сутью.
Это не просто игра ума или педагогическая наглядная схема, предназначенная для студентов. Пентаграмма — это функциональный рабочий инструмент (обладающий определенной эвристической ценностью), который можно использовать как для диагностики, так и для работы с любого рода ситуациями.
Работа начинается с определения переразвившихся или недоразвившихся измерений, а затем разрабатывается стратегия, которая смогла бы гармонизировать ситуацию.
Пять полюсов
Человек
Пара
Больница
Предприятие
Физический, или материальный
Тело
Физические (сексуальные) отношения
Материальные условия: помещения, оборудование
Материальные средства: помещения, станки, капитал
Аффективный
«Сердце», другой человек
Аффективные (любовные) от ношения
Спонтанная социограмма отношений, связи и жизнь в коллективе
Аффективный климат: рабочая атмосфера в коллективе
Рациональный, или интеллектуальный
«Голова», идеи
Обмен идеями, интересами
Лечебные техники, обучение…
Техники производства и сбыта
Социальный, или — культурный
Окружающие люди
Круг друзей, социальная активность
Функцинальструктурная органиграмма: иерархия
Социальные структуры: иерархия, профсоюз- ная ная жизнь…
Духовный, или идеологический
Мир
Общие идеологические убеждения
Идеологические принципы по отношению к смерти, правде и др.
Неявные цели, социальная философия предприятия
www.liveexpert.ru
Иванов В.А.-Пентаграмма созависимости.
Для системы терапии используют принцип пентаграммы. Французский психотерапевт С. Гингер представил символ человека в виде пентаграммы (или звезды), которую назвали «Пентаграммой Гингера» Он рассматривает пять углов звезды как пять основных измерений человеческой деятельности: «Как мне кажется, пять углов звезды представляют собой то, что можно рассматривать как пять основных измерений человеческой деятельности:
- физическое измерение (тело и его потребности),
- эмоциональное измерение (эмоции, чувства, значимый Другой, «привязанности сердца»),
- рациональное измерение (голова — мысли, логика, речь как функция левого полушария и воображение, идеи, творчество как функции правого полушария),
- социальное измерение: другие люди, культурная среда,
духовное (экзистенциальное) окружение: место и смысл человека в жизни, его место в глобальной системе, его восприятие себя с точки зрения смысла жизни и места в жизни.
Гингер пишет: «Следует указать, что две руки указывают на отношение (одна, к себе, другая, к значимому человеку и другим людям), тогда как две ноги символизируют наши корни, позволяющие сохранять равновесие между материей и духом …».
Предлагаемая терапия предполагает, что Дух —всесущ, всеобъемлем и есть на самом деле Жизнь, как таковая. Без Духа нет жизни.
Когда у человека возникают достаточно серьезные проблемы такие, например, как созависимость, то искажения происходят во всех сферах. И чтобы исправить эти искажения, бывает слишком мало и однобоко прикоснуться только к одной из них. Для примера рассмотрим, каким образом воздействует на лучи пентаграммы депрессия, которая является частым спутником созависимых людей.
Депрессивное состояние, например, может начаться с любого луча звезды. Для примера возьмем рациональное измерение. Предположим, у человека может быть иррациональная установка (мысли) о том, что «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное ничтожество, и мне никогда не быть счастливым», которая непременно рано или поздно приведет его к депрессии.
Эта же установка обязательно воздействует и на его отношения с дру-гими людьми. Социальное измерение. Он будет стремиться всеми силами доказать, что достоин любви, и стараться заработать любовь. Он будет делать своих близких беспомощными, чтобы они никогда не смогли обходиться без него. Или он будет стремиться показывать, как он сам беспомощен, чтобы ни у кого не хватило духа его покинуть.
В соответствии с «целями и задачами» таких отношений человек вырабатывает и соответствующие модели поведения. Например, оно может быть заискивающим, или, наоборот, властным. Человек может «забыть» или так никогда и не научиться выражать свои чувства или сообщать другому, что рассержен, не задевая при этом его самолюбие. Такие трудности приводят к тому, что он либо совсем не сможет этого делать, либо будет выражать себя самым неконструктивным, попросту, скандальным образом.
Подобные взаимоотношения периодически будут приводить человека в состояние депрессии. Эмоциональное измерение. Эмоциональное состояние такого человека оставляет желать лучшего. Он тревожен, чрезвычайно раним и чувствителен к малейшим изменениям в поведении партнера. Он наполнен гневом и страхом. И почти всегда фоном его жизни является душевная боль.
Безусловно, ощущение себя абсолютно несчастным без любви партнера не может не сказаться на физическом состоянии человека. Физическое измерение. Во-первых, он может болеть долго и много, потому что ни у кого не должно хватить смелости покинуть больного человека. Бессознательно он приносит в жертву свое тело и весь организм ради получения более значимого — любви партнера. Во-вторых, постоянное напряжение, которое испытывает человек, уверенный, что без этой любви он не сможет жить, и при этом почти уверенный, что по большому счету «таких, как я, любить нельзя», безусловно, сказывается на состоянии его физического здоровья. И, в-третьих, такой человек испытывает постоянную тревогу и очень часто душевную боль, гнев, разочарование, как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе.
Блокирование от собственного сознавания эмоций и чувств вовсе не уничтожает их, а только подавляет. Они продолжают свое действие на уровне тела. А поскольку каждой эмоции соответствует определенное напряжение в различных мышцах и органах, которое никогда не находит разрядки (разрядка происходит после того, как эмоции осознаны и выражены социально приемлемым способом), то напряжение в мышцах тела и внутренних органах становится постоянным. Хроническое напряжение создает блоки, в которых ухудшается кровообращение и обмен веществ. Постепенно такие участки становятся особенно подвержены различным заболеваниям. Если таких блоков много, то они создают «мышечный панцирь». Человек теряет грациозность, он скован, его движения и мимика невыразительны, что, в свою очередь, никак не способствует улучшению отношений в любви.
Естественно такой человек не доволен жизнью вообще. Духовное (экзистенциальное) измерение.
Тогда понимание смысла всего происходящего, осмысление своего места в этом мире, принятие ответственности за свою жизнь, принятие факта, что, хотя мы все смертны, жизнь — бесценный дар, даёт возможность выхода из невыносимого состояния. Понимание, что тревога перед проблемами — это благо для человека, именно она заставляет нас двигаться вперед; осознание того, что везде и всюду, мы выбираем свою жизнь, и мы всегда имеем возможность выбора — все это необходимо для того, чтобы производить изменения в своем состоянии и в своей жизни.
ivanov-v.kiev.ua
Этап 3. Выполнение упражнения «Пентаграмма С. Гингера» — Студопедия.Нет
Упражнение «Пентаграмма С. Гингера» направлено на актуализацию представлений студентов о сексуальности и анализ связи сексуальности с различными аспектами жизнедеятельности личности: эмоциями, интеллектом, телом, отношениями, духовностью.
Перемещение проблематики сексуальности из природного мира в социальный, а также понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентичностью и социальными нормами, определило актуальность психологических исследований, раскрывающих закономерности формирования сексуальности в процессе социализации. Однако в психологическую науку понятие «сексуальность» вошло сравнительно недавно. Так же как и новое для психологии понятие «телесность», оно раскрывается в культурно–семиотическом контексте. Сексуальность следует понимать не в качестве продолжения телесного естества, а как совокупность формируемых и переживаемых человеком культурных и ментальных концепций [18].
Сексуальность – это аспект самосознания, с одной стороны, отражающий физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида, и с другой стороны – его представления о себе, своей гендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях. Сексуальность формируется в процессе многостороннего научения и координации физиологических, психологических и социальных элементов жизнедеятельности человека. Суть этого процесса в интериоризации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве «сексуального» собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.
Серж Гингер – один из видных представителей гештальт–подхода в терапии – полагает, что человеческая деятельность развивается в пяти измерениях: физическом (тело, сенсорика), аффективном (чувства, тело), рациональном (идеи, воображение), социальном (другие люди), духовном (смысл жизни). Если проанализировать ее, представив графически в виде пентаграммы, может оказаться, что какие–то из измерений будут выражены больше, другие – меньше. Это важно осознавать, так как иногда чрезмерное развитие одного из направлений мешает в полной мере развиться другому [12].
Сексуальность наряду с профессиональной жизнью, семейными отношениями представляет собой важную, самоценную сферу жизнедеятельности личности. Она также отражена в эмоциях, чувствах, идеях, фантазиях, установках, отношениях, ценностях, смыслах. Соответственно сексуальность может быть проанализирована с помощью пентаграммы Гингера.
Инструкция. «Постройте собственную сексуальную пентаграмму, ответив на вопросы и отобразив в ней развитие всех пяти ее ветвей (приложение).
1. Физическое измерение сексуальности. Насколько вы внимательны к своим телесным ощущениям, к своему сексуальному возбуждению? Насколько вам приятны прикосновения, физический контакт?
2. Аффективное измерение. Насколько выражена у вас потребность в эмоционально близких отношениях? Насколько важен для вас обмен вербальным и невербальным выражением чувств?
3. Рациональное измерение. Насколько часто вы фантазируете о сексе, воображаете сексуальное взаимодействие? Насколько важно для вас все понимать и осознавать в сексуальных отношениях?
4. Социальное измерение. Насколько выражена роль вашей сексуальности в отношениях с коллегами, знакомыми, родными? Как сильно она определяет вашу социальную жизнь?
5. Духовное измерение. Насколько сексуальность определяет ваш образ жизни? Насколько ваша сексуальность связана с ситемой ценностей? Насколько сильно влияние вашей сексуальности на решение трансцендентных вопросов: поиск смысла, ответственность, конечность, одиночество, несовершенство?»
В качестве комментария важно подчеркнуть, что нет «правильной» модели, определяющей, как должны соотноситься измерения сексуальности. Цель данного упражнения заключалась в том, чтобы показать взаимосвязь сексуальности с разными сторонами жизнедеятельности. Возможным результатом такой работы может быть осознание большей роли какого–либо из измерений. Например, могут быть осознаны: свойственная многим занятым людям тенденция игнорировать свои телесные ощущения, потребности, в том числе и сексуальные, или ограничивающая роль стереотипов, или влияние сексуальных предпочтений на образ жизни, или склонность удовлетворять социальные потребности за счет сексуальной активности, или попытка «решить» проблему одиночества или несовершенства, чаще меняя партнеров. Визуализация модели сексуальности в пяти предложенных измерениях – всего лишь стимул для рефлексии и возможной внутренней работы по гармонизации взаимосвязи разных сторон жизнедеятельности личности.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика социально–конструкционистского подхода в исследовании сексуальности?
2. Почему сексология является междисциплинарной отраслью знания?
3. Каким проблемам были посвящены исследования сексуальности на разных этапах становления сексологии как науки?
4. Какое значение для развития сексологии имели массовые опросы?
5. С именами каких исследователей связывают «поворотные моменты» в истории изучения сексуальности личности?
6. Какой принцип отличает постмодернистскую традицию исследования сексуальности?
Список литературы
1. В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Б. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб., 2002. – 612 с.
2. Геньон Дж., Саймон У. Социальные источники сексуального развития // Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. – СПб., 2001. С. 91–102.
3. Гидденс Э. Трансформация интимности. – СПб., 2004. – 208 с.
4. Гидденс Э. Фуко о сексуальности //Социология сексуальности. (Антология). – СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1997. С. 20–35.
5. Голод С. И. Социологические проблемы сексуальной морали: Автореф. дис. … канд. философ. наук. – М.: Институт конкретных социальных исследований АН СССР, 1969.
6. Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Xрестоматия. – М., 1995. С. 5173.
7. Жеребкина И. А. «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – M., 2000.
8. Келли Г. Основы современной сексологии – СПб., 2000.– 256 с.
9. Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. – М., 1997. – 463 с.
10. Кон И. С. Сексология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. – 384 с.
11. Марков Б. В. Реквием сексуальному (предисловие к: Бодрияр Ж. Забыть Фуко). – СПб., 2000. С. 5–34.
12. Мартель Б. Сексуальность, любовь и Гештальт. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
13. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / Пер. с англ. – М., 1998. – 692 с.
14. Петров В. П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. 1999. № 7–8. С. 89–98.
15. Савельева Т. К. Алиса в стране взрослых (О ценностных ориентациях, поведенческих установках и сексуальной социализации девочек–подростков в городском полиэтническом обществе). – Москва, 1999. – 380 с.
16. Темкина А. А. Динамика сценариев сексуальности в автобиографиях современных российских женщин: опыт конструктивистского исследования сексуального удовольствия // Гендерные тетради. Вып. 2. – СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1999. С. 20–54.
17. Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. А. Жеребкиной. – М., 1996. – 378 с.
18. Тхостов А. Ш. Психология телесности. – М., 2002. – 287 с.
19. Simon W., GagnonJ. Sexual Scripts: Origins, Influences and Changes // Qualitative Sjciology, Vol. 26. No. 4. Winter 2003.
20. Tiefer L. Historical, scientific, clinical and feminist criticisms of «The Human Sexual Response Cycle» model // Annual Review of Sex Reserch, 2. 1991. P. 1–23.
Приложение
Постройте собственную сексуальную пентаграмму, отобразив в ней развитие всех пяти ветвей (А, Б, В, Г, Д) в удобном вам порядке и в тех пропорциях, в которых вы считаете нужным. От центра отмерьте отрезки, пропорционально отражающие выраженность телесного, аффективного, рационального, социального и духовного измерений вашей
Бланк
Пример построения пентаграммы
Глава 21
studopedia.net
Пентаграмма Гингера и гармония — Дневник freid — DarkDiary.ru
Для идеальной жизни человеку нужно гармонизировать пять аспектов своего существования:
1. физический аспект — тело (здоровье), секс.
2. аффективный (или «чувственный») аспект — чувства, любовь, отношения (с близким человеком)
3. рациональный аспект (или «интеллектуальный») — мысли, творчество
4. социальный аспект — отношение и взаимодействие с другими людьми, культурное окружение
5. духовный аспект — осознание своего места и значения в мире
*в пентаграмме аспекты расположены по часовой стрелке, начиная с нижнего левого окончания (физический аспект). Таким образом 1 и 5 — «ноги», 2 и 4 — «руки» и 3 — «голова».
Аспекты 1 и 5 являются основополагающими и являются «ногами» человека в пентаграмме. В стремлении достичь гармонии человек должен в первую очередь обеспечить себе благополучие в этих двух сферах и лишь потом начать «наводить порядок» в остальных, ибо даже при наличии рук и здоровой головы человек будет неустойчив без ног и не видать ему покоя.
Ключи к достижению этой гармонии зашифрованы в пентаграмме: чтобы улучшить тот или иной аспект нужно взглянуть к каким аспектам ведут лучи от «неполноценного». Например для улучшения духовного аспекта (5) нам нужно обратиться к интеллектуальному (3) и аффективному (2) аспекту. Как мы видим сами по себе они не пересекаются, ведь голова и сердце обычно шепчут нам совершенно разные вещи, но если мы попытаемся сделать так, чтобы они сошлись в чём-то, то мы неприменно начнём лучше понимать себя самих, чего по-сути и требует от нас духовный аспект.
Если представить пентаграмму как единую энергосистему, где для гармонии нужно поддерживать стабильное равнораспределённое напряжение во всех частях, то можно сказать, что при возникновении проблемы в одной части две связанные с ней части получаю большую нагрузку, тоесть при проблемах с интеллектуальной сферой (3) духовная (5) или\и физическая (1) сферы получают дополнительную (в данном случае губительную из-за нарушения гармонии) нагрузку. Тоесть при проблемах в сфере интеллекта человек либо уходит «с головой» во все тяжкие (беспорядочные сексуальные связи или извращения, фанатично совершенствует себя физически, становится агрессивнее) или уходит в псевдо-духовность (фанатичные следования религиозным предписаниям, вступление в секты и т.п.)
Старайтесь как можно более равномерно распределять своё внимание и свою энергию между всеми аспектами, ибо гармония — это путь к счастью.
darkdiary.ru
|
|
funer.ru