Перечень личностных свойств: Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической

Понятие личности и её структура — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении…

Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж…

Интересное:

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом…

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов…

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего.

..

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 25Следующая ⇒

Задача1. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

 а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

 б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

 в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

 г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

 д) Мальчик записался в шахматный клуб.

 е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

 

Задача2. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: познавательная сфера, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание.

 

Задача3. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как тревожность на различных возрастных этапах – в подростковом, зрелом, старческом возрасте.

 

Задача 4. Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях.

 

Задача 5. Разработайте рекомендации по оптимизации неблагоприятных воспитательных воздействий на ребенка социальной среды.

 

Задача 6. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

 

Задача 7. Проанализируйте следующие потребности, выделив в них предмет, эмоциональную окраску, способ удовлетворения, цикличность и норму насыщения: потребности в пище, в отдыхе, в информации, в общении, в одобрении, во власти, в славе, в чтении художественной литературы.

 

Задача 8. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:

 1) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

 2) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

 3) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

 4) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

 5) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины..

 6) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.

 7) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.

 8) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!

 9) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.

 10) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!

 

Задача 9. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируется мотивы достижения успеха и избегания неудач.

 

Задача 10. В какой из семей, скорее всего, вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:

 — где родители очень опекают своих детей;

 — где родители поощряют в детях самостоятельность;

 — где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;

 — где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.

 

Задача 11. Составьте список внешних и внутренних мотивов, при выполнении которых человек испытывает удовлетворенность своей работой.

Задача 12. Перечислите внешние и внутренние мотивы, возникающие в учебной деятельности.

 

Задача 13. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.

 

Задача 14. Разработайте рекомендации по взаимодействию с людьми, имеющими различные типы направленности (гедонистической, познавательной, глорической, эстетической и т.п.).

 

Задача 15. Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий: выделите стадии борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.

 

Задача 16. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

 

Задача 17. Приведите примеры актуализации в сознании человека различных «образов Я»: «настоящее Я», «динамическое Я», «идеальное Я», «ретроспективное Я», «функционально-ролевое Я», «изображаемое Я», «социальное Я», «физическое Я», «духовное Я».

 

Задача 18. Опишите множество жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.

 

Задача 19. Разработайте множество психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

 

Задача 20. Какие способы психологического воздействия способствуют повышению самооценки.

 

Задача 21

. Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

 а) Уверенность в себе.

 б) Общительность.

 в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

 г) Самостоятельность.

 д) Стремление манипулировать другим человеком.

 е) Искренность.

 ж) Склонность выбирать работу полегче.

 з) Любовь к лести.

 и) Недоверчивость.

 

Задача 22. Опишите множество жизненных ситуаций (не менее 20), в которых происходит актуализация механизмов психологической защиты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

 

Теории личности

Задача 1. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

 а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

 б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

 г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

 д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.

 е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

 ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

 з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

 и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

 к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

Задача 2. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика — событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив, прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.

7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

8. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.

9. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

10.Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

11.Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из общественных движений протеста.

12.Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

13.Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью и ему кажется, что все недовольны его работой

 

Задача 3. Прокомментируйте следующие фрагменты текста. Представителям, каких психологических направлений они могли бы принадлежать?

1.Человек как целое необъективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет… но в качестве такового он никогда не есть он сам. По отношению к нему как к объекту можно действовать посредством внешних рассудочных установлений согласно правилам и опыту. По отношению к нему самому… я могу действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть «случай», но в которой совершается судьба.

2.Человек наделен способностью видеть во всех предметно-символических формах мира лишь себя самого; меняя и тасуя символы, он лишь разбирает слой за слоем себя, чтобы в конце концов прийти к последнему непостижимому — и до конца не достижимому — символу: себе самому.

3.Все наши мысли и размышления — это формы внутреннего диалога типа «с одной стороны. .. с другой стороны…», туда и обратно. Пока мы воспринимаем побочные продукты внутреннего диалога как предельную реальность, мы в основном не осознаем этот процесс и то, как мы связаны временем и энергией, которые мы на это тратим. Мы не замечаем, что без конца делим наш жизненный опыт на две или больше ролей, конфликтующих между собой, потому что по крайней мере одна из них фиксируется идеальным «что должно случиться». Мы не знаем, что, стараясь избежать болезненных последствий этого разделения, стараясь сложить все снова, все, чего мы достигаем, это создание ложного единства: мы идентифицируемся с одной ролью и с убийственной серьезностью воспринимаем ее как само собой разумеющуюся, а за дополнительные роли как будто и не отвечаем. Большая часть того, что дзен называет «относительным разумом», а западная психология зовет «Эго», происходит из ложного концептуально­го единства этого незавершенного диалога.

 

Задача 4. В одной из своих книг К. Юнг сказал, что «человек является загадкой для самого себя». Попытайтесь сформулировать свое представление о личности, отталкиваясь от круга вопросов, очерченных работой В. В. Налимова «Спонтанность сознания».

Развивая вероятностно ориентированную философию, мы готовы встретиться лицом к лицу с основной проблемой — проблемой существования.

Что есть личность?

Это — фундаментальный вопрос не только для психологии, социологии и антропологии, но также и для философии и теологии. Это роковой вопрос для человека. Умение выстоять перед этим вопросом, не испугаться его, не уклониться от него, будет определять возможность человека выжить в этом Мире, быстро идущем в непонятное будущее.

Как идентифицировать человека?

Что остается неизменным на протяжении всей жизни, если все непосредственно воспринимаемое нами изменяется во времени? Какую роль в идентификации личности играет тело человека, если мы знаем, что в результате метаболического круговорота в мозге в течение нескольких месяцев почти все атомы оказываются замененными? Не является ли личность только процессом — может быть, точнее — случайным процессом, возможность развития которого определяется наличием физического тела? В чем различие в представлениях о личности в различных культурных традициях? Как связана личность с предельной (инвариантной времени) реальностью Мира? Останется что-либо содержательное от представления о личности, если снять с нее покровы, наброшенные на нее культурной средой и, соответственно, личной историей? Внесла ли современная наука что-то существенно новое в понимание природы личности?. .

Являются ли личность и мир вечными?

Являются ли личность и мир имеющими конец?

Являются ли душа и тело идентичными? (По В. В. Налимову)

 

Задача 5. Ниже приведены разные способы осмысления «Я». Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего «Я» и почему?

1.Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г. Гейне)

2.Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ)

3.Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему — слабая и отдаленная. (Торо)

4.Все мы жертвы… Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов». (Г. Л. Дитрих)

5.Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново». (3. Фрейд)

6.Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной! (И. Северянин).

Деятельность

Задача1. Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким признакам вы это установили?

· Ученик обдумывает решение задачи.

· Монах молится, перебирая чётки.

· Отец, лёжа на диване, читает газету.

· Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра.

· Дети играют в хоккей.

· Пенсионер гуляет по парку.

· Старушки на лавочке обсуждают «нонешнюю» молодёжь.

· Мальчик вывел собаку на прогулку.

· Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу. (По Б. Ц. Бадмаеву) 

Задача 2. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один — поднимает и опускает груз, другой — продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.

Б. неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз — повернуть налево, два — потянуть к себе, три — толкнуть от себя, четыре — повернуть направо».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (По Платонову К.К.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.) 

 

Задача3. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

 а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. (По В. С. Мерлину.)

 

Задача4. Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких — нет:

 1) Ребенок перекладывает игрушки с места на место.

 2) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.

 3) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.

 4) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.

 5) Школьник рисует каракули на страницах учебника.

 6) Продавец обвешивает покупателей.

 7) Ребенок катается на качелях.

 8) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.

 9) Человек разговаривает во сне.

 10) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.

 

Задача5. Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.

 

Задача6. В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции).

 а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.

 б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.

 в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.

 г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.

 

Задача7. Проанализируйте ситуацию, в которой выполняется какая-либо деятельность, выделив ее структурные компоненты. Рассмотрите различные варианты способов изменения деятельности в зависимости от меняющихся условий данной ситуации.

 

Задача8. Покажите на конкретных примерах функции игры в жизни людей разного возраста.

 

Задача9. Разработайте рекомендации по повышению трудовой мотивации.

 

Общение

Задача1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций общения и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.

 

Задача2. В конкретных ситуациях общения спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей.

 

Задача3. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

 а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

 б) Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

 в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

 г) Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

 д) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

 е) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

 ж) Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

 з) Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

 и) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

 к) Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

 

Задача4. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

 а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.

 б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

 в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.

 г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.

 д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

 

Задача 5. Подберите относительно каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

 а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?

 б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.

 в) Двое молодых людей любят одну и ту же девушку. Но оба понимают, что «третий – лишний».

 г) Бездетные супруги, прожив довольно много лет вместе, решили развестись. Однако не могут решить, кому должны остаться однокомнатная квартира, машина, мебель и другие совместно приобретенные материальные ценности.

 д) Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.

 

Задача 6. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:

 а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.

 б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

 в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

 

Задача 7. Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующие педагогические ситуации:

 1) Ученик систематически нарушает дисциплину на уроках. Цель — выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль учителя, другой — ученика.

 2) Ученик, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель учителя — выявить причины и наметить пути для исправления ситуации.

 3) Ученица, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание класса. Цель учителя — выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.

 


⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…



Социальная Психология — Интерпретация личностных свойств: jackharper52 — LiveJournal

?
Categories:
  • catIsShown({ humanName: ‘общество’ })» data-human-name=»общество»> Общество
  • Психология
  • Cancel
В фильме «Я и Другие» испытуемых просят составить психологический портрет человека, изображенного на портрете. В зависимости от того, как был представлен изображённый человек, испытуемые находят в чертах его лица положительные или отрицательные признаки, присущие ученым или преступникам.

В книге «Человек и ситуация: Уроки социальной психологии» авторов Л. Росс и Р. Нисбетт рассказывается про эксперимент Эша и его вывод, что «информация, поступившая первой, по сравнению с информацией, полученной впоследствии, в буквальном смысле изменяет само значение последующих частей сообщения»:

Прибегнув вновь к очень простой экспериментальной схеме, состоявшей в том, что испытуемым на сей раз давали перечень личностных качеств и просили их высказать различные суждения о человеке, который якобы ими обладал, Эш попытался продемонстрировать влияние процессов субъективной интерпретации на формирование впечатления. Один из выявленных им феноменов заключался в непропорционально большом, на первый взгляд, влиянии ряда «центральных» оцениваемых параметров — таких, как тепло-холод. Эш утверждал, что включенные в перечень качества (как и любая отдельная порция информации о другом человеке, которой мы можем обладать) подвержены разнообразным интерпретациям. Конкретный же смысл или интерпретация отдельных порций информации зависят от более глобальных впечатлений, формирующихся у испытуемых.

Так, недвусмысленный на первый взгляд описательный термин (например, «интеллектуальный») может иметь очень отличающиеся друг от друга коннотации в зависимости от того, будет ли он интерпретироваться в свете общего положительного впечатления об индивиде как о теплом человеке или отрицательного впечатления о нем как о человеке холодном. В первом случае «интеллектуальный» будет означать нечто вроде «рассудительный, мудрый, проницательный и побуждающий к действию». Во втором случае коннотации данного понятия будут более тяготеть к таким определениям, как «коварный и расчетливый» либо «бес-страстная интеллектуальная изощренность: высокомерная, циничная и бесчеловечная».

Аналогичное объяснение, основанное на феномене субъективной интерпретации, Эш дал и так называемому «эффекту первого впечатления». Он утверждал, что первые пункты пе-речня личностных качеств (как и любой формирующий опыт) заставляют нас создавать рабочие гипотезы, в свою очередь диктующие нам, как интерпретировать последующую информацию. Поэтому первые пункты получаемых нами сведений оказывают на наши суждения непропорционально большое влияние, т.е. набор одних и тех же пунктов, но представленных в разном порядке, порождает различные итоговые оценки. В частности, если положительная информация предшествует отрицательной, это создает у нас впечатление более позитивное, чем если бы те же сведения были представлены в обратной последовательности.

Это означает, что наша интерпретация событий отдана на милость произвольной подчас последовательности, в которой мы с ними сталкиваемся. Если мы слышим сначала об образцово-показательной работе Джо, проделанной им для благотворительных организаций, а за-тем узнаем о грязных подробностях его развода с женой, мы отнесемся к нему с симпатией и будем сочувствовать его личным проблемам. Услышав же сначала о разводе и лишь затем о его благотворительной деятельности, мы подумаем, что он неисправимо жесток и пытается обелить себя в глазах других за счет местных жителей, более несчастных, чем он сам. Поэтому Эш в отличие от критиков, утверждавших, что информация, поступившая первой, по сравнению с информацией, полученной впоследствии, обладает большим воздействием ввиду того, что ей уделяется больше внимания либо придается больший вес (N.H. Anderson, 1974; Wishner, 1960), настаивал на том, что данная информация в буквальном смысле изменяет само значение последующих частей сообщения.

Tags: интерпретация личностных свойств, социальная психология

Subscribe

  • Беннингтонские исследования

    Глава взята из книги Л. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. Как известно, изменить чьи-либо политические взгляды…

  • Кто во всем виноват?

    Угадайте, какую этническую группу имел в виду мэр Бостона, сказав о ее представителях в частной беседе, что они являются: «расой, которая никогда…

  • Профильное образование — не обязательно

    www.