Переходные возраста у детей: Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть

Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть

Нынешнее поколение детей очень сильно отличается от тех, кто рос ещё лет 10-15 назад. Современные дети раньше развиваются, раньше «взрослеют» во всех отношениях: физическом, психическом, эмоциональном.

Многие процессы, в том числе, гормональная перестройка, у них тоже происходит раньше, поэтому проявления влюблённости, интерес к отношению полов у них тоже проявляются много раньше. И наступление пубертатного кризиса возможно и будет считаться нормой уже не в 13, а в 11 лет.

Пубертатный кризис самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении.

У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно.

Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.

Помимо изменений в поведении ребёнка, у него наблюдаются изменения в самочувствии:

  • Повышение артериального давления и тахикардия
  • Головокружения и обмороки
  • Нарушения сна
  • Повышенная возбудимость
  • Иногда болезненность в суставах, связанные с быстрым ростом
  • Изменение пропорций тела
  • Повышенное потоотделение
  • Мутация голоса у мальчиков
  • Появление вторичных половых признаков
  • Кожные высыпания

Как поступать взрослым в период кризиса 13-ти лет

Пубертатный кризис нередко провоцирует у ребёнка возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств:

  • Истерики
  • Уход из дома
  • Курение, употребление алкоголя
  • Воровство
  • Суицидальные расстройства
  • Девиантное поведение
  • Неврозы, тики, фобии
  • Акцентуации
  • Психопатии
  • Обсессивно-компульсивные расстройства
  • Депрессии

Игнорирование взрослыми этих в буквальном смысле криков о помощи может обернуться трагедией.

Как помочь ребёнку преодолеть пубертатный кризис:
  1. Найдите время на то, чтобы изучить данный вопрос: сейчас очень много литературы в открытом доступе, в том числе учебников и пособий по психологии детского возраста.
  2. Научитесь слышать вашего ребёнка, давайте ему возможность высказаться, дайте совет, если он этого просит.
  3. Не допускайте в разговоре с ребёнком криков, упрёков, оскорблений, как бы тяжело вам не было: за маской бунтаря, за показным равнодушием прячется очень ранимое существо.
  4. Не допускайте гиперопеки, не устанавливайте жёстких рамок, наоборот, поддерживайте самостоятельность ребёнка, его стремление к взрослой жизни, к принятию решений, но в то же время чётко объясните, что с расширением его прав, увеличиваются его обязанности и ответственность.
  5. Не забывайте уделять внимание себе. Да, это тоже очень важно – сместить центр притяжения с ребёнка, не посвящая ему 24 часа в сутки. Таким образом вы избежите совершенно не нужных придирок и выяснений отношений. У вас будет время отдыхать друг от друга.
  6. Помните, что возрастной кризис явление временное, и он обязательно когда-нибудь закончится. И как будут складываться ваши дальнейшие отношения с подростком, как будет складываться вся его жизнь, во многом, но не во всём, зависит от вас – от родителей.

6 возрастных кризисов ребенка — Блог Ассоциации Репетиторов

Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.

Что такое возрастной кризис

Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:

  • Кризис новорожденности
  • Одного года (младенчества)
  • 3-х лет (раннего детства)
  • 7-ми лет (детства)
  • 13-ти лет (подростковый)
  • 17-ти лет (юности)

Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.

Кризис одного года

Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).

Кризис 3-х лет

Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:

  • Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
  • Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
  • Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
  • Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
  • Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
  • Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
  • Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.

Кризис семи лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.

Источник фото

Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.

Кризис 13-ти лет

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
  • Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т. д. он стремиться показать, что уже взрослый.

Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото

  • Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
  • Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
  • Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.

Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.

Кризис 17-ти лет

Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.

Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:        

Мудрая сова 19 февраля 2015

Переход и старение | Youth.gov

Межведомственная рабочая группа по молодежным программам поддерживает ряд усилий по развитию навыков и ресурсов молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Называются ли они «молодежью в переходный период», «молодежью переходного возраста», «стареющей молодежью» или другими терминами, молодежь этой возрастной группы сталкивается с рядом проблем на пути к успешной взрослой жизни. Особой проблемой для федеральных программ является поддержка молодежи, выходящей из приемных семей или исправительных учреждений для несовершеннолетних, молодежи, сбежавшей из дома или бросившей школу, а также молодежи с ограниченными возможностями.

Другие ресурсы по этой теме

Агентства

  • AmeriCorps

  • Управление по трудоустройству и обучению

Объявления

  • Национальный месяц усыновления 2022

  • Месяц национального усыновления 2022

  • Видео OAH TAG выигрывают награды

  • Возможности для участия: Требуются участники для национального обследования поддержки семей, полученной в течение переходного периода

  • Недавнее событие: HUD выделяет почти 500 000 долларов органам государственного жилищного строительства для помощи молодым людям старшего возраста, выходящим из приемных семей

  • Отчет: Наращивание потенциала совместного регулирования для поддержки позитивного развития молодежи с опытом работы в приемных семьях

  • Отчет: Молодые взрослые и переходная молодежь с расстройством аутистического спектра

  • Ресурс: Подтверждение и поддержка ЛГБТК-детей и молодежи в сфере защиты детей

  • Ресурс: Ландшафт широкополосного доступа

  • Ресурс: Празднование связей

  • Ресурс: Стипендии колледжей и поддержка высшего образования

  • Ресурс: Гендерно-подтверждающий уход и молодежь

  • Ресурс: ЖКХ

  • Ресурс: Учебное пособие по электронному обучению Improvables

  • Ресурс: Национальная кампания по приему на работу

  • Ресурс: NCFY

  • Ресурс: Сокращение бездомности среди молодых людей, переходящих из приемных семей

  • Ресурс: Сокращение бездомности среди молодых людей, переходящих из приемных семей

  • Ресурс: Воссоединение: возвращение детей домой из приемных семей

  • Ресурс: Советы по повседневным темам для родителей

  • Ресурс: Руководство по внедрению системы «благосостояния молодежи»: руководство по наращиванию потенциала

  • Ресурс: Что молодежь говорит о своих потребностях при повторном въезде

  • Поделиться с молодежью: изменение правил: руководство для молодежи и молодых людей с психическими расстройствами, которые хотят изменить политику

  • Предстоящее событие: Национальный месяц патронатного воспитания (NFCM)

  • Голоса молодежи перешли на YE4C

Профили совместной работы

  • Navicate

  • SBIRT/YouthBuild

  • МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА ВЫЗОВА

Источники данных

  • Национальная база данных молодежи в переходный период

Тематические статьи

  • «Справочник по покупкам», который облегчит понимание расходов на обучение в колледже

  • Молодежь Америки, 2014 г.

  • Объединение партнеров и ресурсов для подготовки молодежи к карьере: веб-семинар Federal Partners in Transition

  • Соединение точек: Работа в разных системах для улучшения результатов послешкольного образования для молодежи, получающей государственную помощь

  • Возможности Департамента образования: Пилотные программы партнерства для молодежи с ограниченными возможностями

  • Расширение доступа к медицинским услугам и профессиональному опыту для молодежи с хроническими заболеваниями и инвалидностью

  • Федеральные партнеры в переходный период

  • Информационный бюллетень Федерального агентства по найму: советы для молодежи и молодых людей с ограниченными возможностями, заинтересованных в начале карьеры в федеральном правительстве

  • Набор инструментов для расширения финансовых возможностей

  • Получил переход? Шесть основных элементов для улучшения перехода от детского здравоохранения к медицинскому обслуживанию взрослых

  • Только что запущен! Переработанный YE4C

  • MyMoney. Gov: Расширение финансового образования и доступа

  • Новый ресурс для молодежи в приемных семьях с учетом военной службы

  • Планирование будущей оценки программ самостоятельной жизни для молодежи в приемных семьях

  • Перспективные стратегии и существующие пробелы в поддержке беременных и воспитывающих подростков

  • Воссоединение молодежи

  • Социальные навыки для оплаты счетов

  • TAG Talk Video отмечен на церемонии вручения наград Digital Health Awards, посвященной 20-летию, весной 2018 г.

  • Меняющийся переход к взрослой жизни: TAG Talk

  • Национальная база данных молодежи переходного периода

  • Голоса молодежи освещают ежегодное собрание SSRHY

  • Кафе «Молодежная карьера» — расширение возможностей молодежи для достижения успеха в реальном мире

  • Обучение молодых людей экономии на работе

  • Молодежь, ранее находившаяся в приемной семье, помогите создать федеральный набор инструментов для перехода в приемную семью

  • Молодежь в приемных семьях Оставайтесь активными и на связи

Вакансии

  • Зарегистрированное обучение

Программы

  • Управление по делам детей и семей/Бюро по делам семьи и молодежи Программы для сбежавших и бездомных молодежи

  • Американский корпус

  • ЗВЕЗДНАЯ БАЗА Министерства обороны

  • Отдел по работе с молодежью

  • Федеральные программы TRIO

  • Раннее ознакомление и подготовка к программам бакалавриата (GEAR UP)

  • Служба занятости

  • Совет национальных академий по делам детей, молодежи и семьи

  • Молодежная программа Национальной гвардии

  • Программа реинтеграции бывших правонарушителей

  • Национальная программа ученых Министерства сельского хозяйства США 1890

  • Молодёжная сборка

Публикации

  • Молодежь Америки: Переход к взрослой жизни

  • Вы молодой рабочий?

  • От юности к взрослой жизни: предложение помощи

  • Мозг подростка: все еще в разработке

Техническая поддержка

  • Центры CareerOneStop

  • Национальный центр среднего образования и перехода

  • Национальное сотрудничество по рабочей силе и инвалидности

  • Национальный центр предотвращения отсева учащихся с ограниченными возможностями

  • Национальный центр послешкольных достижений

  • Национальный центр технической помощи переходному периоду

  • Проект технической помощи Центра PACER по переходу и Закону о реабилитации (TATRA)

  • Национальный центр образования, инвалидности и ювенальной юстиции (EDJJ)

  • Национальный центр средней школы

Инструменты и руководства

  • Узнайте о возможностях карьерного роста и образования

  • Mymoney. gov

  • MySkillsMyFuture

  • Проблема национального финансового потенциала

  • Центры обучения и технической помощи для сбежавших и бездомных молодых людей – Практикующее сообщество

  • Что нужно знать о дополнительном социальном доходе (SSI), когда вам исполнится 18 лет

  • Молодые работники

Видео и подкасты

  • Архив вебэпизода KSOC-TV на тему «Путешествие во взрослую жизнь»

Веб-сайты

  • College.gov

  • Контакт с непропорциональным меньшинством

  • Федеральная сеть по охране труда и здоровья молодых работников

  • SBA (Управление малым бизнесом) Молодые предприниматели

  • Переход в колледж

  • www.MyFuture.com

  • Безопасность и здоровье молодых работников

  • Youth@Work: говоря о безопасности

Молодежные трусы

Знаете ли вы?

19% молодых людей в возрасте 20–24 лет в 2013 г. не учились и не работали. 58% молодых взрослых мужчин и 51% молодых взрослых женщин в 2013 г. жили со своими родителями.

Получить веб-значок

Последние ресурсы

Объявления

Голоса молодежи перешли на YE4C

Ресурс: Сокращение бездомности среди молодых людей, переходящих из приемных семей

Национальный месяц усыновления 2022

Профили сотрудничества

SBIRT/YouthBuild

Navicate

Youth Challenge Program

Тематические статьи

Только что запущен! Переработанный YE4C

TAG Talk Video отмечен на церемонии награждения Digital Health Awards, посвященной 20-летию, весна 2018 г.

Вы молодой рабочий?

Молодежь переходного возраста (от 16 до 25 лет)

Наши услуги

Ветераны Дети Молодежь переходного возраста Взрослые Пожилые люди Службы округа Услуги по ликвидации последствий стихийных бедствий Public Guardian

A Уменьшить размер шрифта. A Сбросить размер шрифта. A Увеличьте размер шрифта.

LACDMH Услуги для молодежи переходного возраста

Программы для молодежи переходного возраста (TAY) предоставляют ряд услуг в области психического здоровья и поддержки для молодежи в возрасте от 16 до 25 лет с серьезными эмоциональными расстройствами (SED) и тяжелыми и стойкими психическими заболеваниями (SPMI). Программы TAY ориентированы на ряд приоритетных групп населения для получения этих услуг, а также уделяют особое внимание охвату и привлечению TAY, которые в настоящее время не обслуживаются или недостаточно обслуживаются.

Эти приоритетные группы населения включают следующее:

  • TAY, страдающие расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами
  • TAY, которые являются бездомными или подвержены риску бездомности
  • TAY старение из системы психического здоровья детей, защиты детей или ювенальной юстиции
  • TAY выписка из учреждения длительного ухода
  • TAY переживают первый приступ серьезного психического заболевания

Программы TAY

  • Брошюра FSP для детей и молодежи на английском, испанском языках
  • Услуги по восстановлению, устойчивости и реинтеграции (RRR)
  • Службы испытательного лагеря
  • Служба временного амбулаторного лечения ювенальной юстиции (JJ-TOTS)
  • Центры доверия TAY 
  • Улучшенные аварийные укрытия для TAY (EESP)
  • Системные навигаторы TAY 
  • Школьный общественный доступ (SBCAP)
  • Услуги по последующему уходу за ювенальной юстицией (JJTAS)

Коммерческая сексуальная эксплуатация детей и молодежи (CSECY)

  • Обучение и ресурсы

 

Links

  • ТАЙ РУКОВОДСТВО ПО РЕЗУЛЬТАЦИЯХ СУЛКА НА РЕЗУЛЬТАЦИЯХ НАБОЧКИ

  • РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СТУДЕНИЯ БУДЕЛАЦИЯ ПО РЕСУРСАМИ СТУДЕНТА Health Toolkit)

  • Департамент пробации округа Лос-Анджелес

  • Департамент департамента детей и семейных услуг округа Лос -Анджелес (DCFS)

  • Департамент общественных социальных услуг округа Лос -Анджелес (DPSS)

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Обесполучия и контроль

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ С ВУВСТВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

  • Глоссарий терминов

  • Ресурсы психического здоровья от AccreditedSchoolsOnline.org

  • Заявки округа Лос-Анджелес (для текущих/потенциальных поставщиков)

Программы/услуги в области психического здоровья

Найдите услуги, программы и учреждения Департамента психического здоровья округа Лос-Анджелес, обслуживающие ваш район.

Карта зон планирования обслуживания

Дополнительная информация

Контакты программы для молодежи переходного возраста (TAY)

[email protected]

Outpatient Services Division

Martin Jones, Jr., LCSW
Program Manager III
[email protected]

TAY Navigation Team

Carol Sagusti, LCSW
MH Clinical Program Руководитель
csagusti@dmh.