Переживание социального стресса это: Тревожность и стресс у детей школьного возраста

Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Отправить рукопись

Цитировать

Цитирований:


  • Информация
  • Аннотация
  • Текст
  • Литература

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7–8-Х КЛАССОВ

Журнал: ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА Том 2 № 1 , 2014

Рубрики: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Селищева Елена Андреевна

Информация об авторах и публикации

Авторы:

Тип:

Статья

DOI:

https://doi. org/10.12737/3081

Страницы:

с 62 по 64

Статус:

Опубликован

Получено:

06.05.1905

Одобрено:

23.03.2017

Опубликовано:

10.02.2014

Язык материала:

русский

Ключевые слова:

школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителем, критериальная и нормативная системы оценивания.

Аннотация и ключевые слова

Аннотация (русский):
В представленной статье автор рассматривает понятие школьной тревожности, ее структуру, влияющие факторы. Анализируются особенности подросткового возраста как периода, наиболее подверженного становлению тревожности. Дается обоснование применяемой в школе системы оценивания учебных достижений как фактора, влияющего на уровень тревожности подростков. Приводятся результаты исследования этого фактора у учащихся из школ с критериальной и нормативной системами оценивания учебных достижений, доказывается эффективность применения критериальной системы оценивания, оказывающей влияние на уровень школьной тревожности.

Ключевые слова:
школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителем, критериальная и нормативная системы оценивания.

Росcийские и зарубежные исследователи отмечают, что уровень тревожности у людей в современном обществе стремительно растет. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся [1, 5, 7].

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога — это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [6].

Школьная тревожность как ситуативно проявляемое свойство учащихся приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных ситуациях может оказать серьезное влияние на дальнейшее становление личности подростка, перейдя в устойчивую форму и став личностным образованием [2, 3].

Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития тревожных состояний. В этот период жизни происходят радикальные физические и психические изменения. Возникновение тревожных состояний связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, неустойчивой самооценкой, страхами, ситуацией неопределенности [4].

А.М. Прихожан отмечает, что чаще всего тревожность развивается тогда, когда школьник находится в ситуации конфликта, вызванного негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение неадекватными, чаще всего завышенными требованиями, противоречивыми требованиями, необъективным оцениванием [3].

Таким образом, оценивание учебных достижений в школе является одним из факторов, который может оказать серьезное влияние на уровень тревожности учащихся.

Список литературы

1. Критериальное оценивание достижений учащихся (по итогам работы городской экспериментальной площадки ИПССО МГПУ «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия») / Под ред. В.А. Родионова, М.А. Ступницкой. — М.: МГПУ, 2010. — 202 с.

2. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. … канд. психол. наук. 19.00.07. — СПб., 1997. — 201 c.

3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. СПб.: Питер, 2009. — 192 c.

4. Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А. Реан. — СПб.: Прайм Еврознак, 2007. — 480 с.

5. Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды / В.А. Родионов // Школа здоровья. — 2003. — № 3. — С. 37–40.

6. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. — В кн.: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 386 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standartsite-dok.html

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

  • ГОСТ
  • MLA
  • APA
  • Chicago
  • WIKI
  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Селищева Е. А. Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов // Профильная школа. 2014. №. 1. С. 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081 (дата обращения: 14.03.2023).

Селищева Е. А. Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов // Профильная школа. 2014. №. 1. С. 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Селищева Е. А. «Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов» Профильная школа 1 (2014): 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081 (дата обращения: 14.03.2023).

Селищева Е. А. «Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов» Профильная школа 1 (2014): 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081 Print.

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Селищева Е. А. (2014). Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов.

Профильная школа. (1), 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081 Получено из (дата обращения: 14.03.2023)

Селищева Е. А. (2014). Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов. Профильная школа. (1), 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

Селищева Е. А. «Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов». Профильная школа, 2014 (1): 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081 (дата обращения: 14.03.2023).

Селищева Е. А. «Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов». Профильная школа, 2014 (1): 62-64. DOI: https://doi.org/10.12737/3081

  • Электронная ссылка
  • Печатная ссылка

{{cite web |url=https://naukaru. ru/ru/nauka/article/1667/view|title=Селищева Е. А. Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов // Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2014. (дата обращения: 14.03.2023).}}

{{статья|автор=Селищева Е. А.|заглавие= Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов |издание= Влияние оценивания учебных достижений на уровень тревожности учащихся 7–8-х классов |год=2014}}

Отправить рукопись

Цитировать

Цитирований:

Crossref :

    Вы уверены, что хотите удалить ?

    Логин

    Пароль

    Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности

    Библиографическое описание:

    Амузинская, Е. А. Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности / Е. А. Амузинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 470-473. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8701/ (дата обращения: 14.03.2023).

    Существует много различных методик, обращенных к изучению психологического состояния школьников. Как исследователя, меня заинтересовала проблема школьной тревожности у детей 5–6 классов. Это период, когда ученики переходят на новую ступень школьного образования, адаптируются к новым учителям, к новому режиму учебы и появлению новых предметов. Как это влияет на уровень тревожности у детей? И влияет ли вообще?

    Обратимся к научной литературе. Тревога и тревожность тесно связаны с историческим периодом жизни общества, что, в данной ситуации, отражается в значительном росте количества тревожных детей и подростов в нашей стране в последнее десятилетие. Тревога имеет ярко выраженную возрастную специфику. Все участники исследования — это младшие подростки в возрасте от 10 до 13 лет. При переходе от начальной школы к средней подростки оказываются в новой ситуации личностного развития, которая для них является стрессовой.

    В начальной школе у каждого класса есть свой кабинет, и почти все занятия ведет один учитель, который знает особенности каждого ребенка. Складывается «домашняя обстановка». И после нее ученики попадают в условия «обезличенной» школы: они переходят из кабинета в кабинет, уроки ведут разные учителя, которые уже не в состоянии строить близкие отношения с учащимися. В психологическом плане этот переход зачастую связан с падением самооценки у школьников, ростом депрессивных состояний, увеличением дисциплинарных проблем, усилением негативного отношения к школе [3].

    Следуя точке зрения К. Роджерса, тревожность — это переживаемое человеком состояние скованности, напряженности, причину которого он осознать не может. Согласно взглядам Д. С. Мак-Клелланда, дисгармоничное представление о себе, наличие внутренних противоречий в «образе Я» ведет к снижению «силы Я» и повышает подверженность фрустрации, что, в свою очередь, способствует переживанию тревоги. Тревожность — это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного времени. Ее возникновение и закрепление связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей, хотя в раннем юношеском возрасте влияние может носить также и мобилизующий характер. Кроме того, в работе А. М. Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено, что тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки и уровнем притязаний [5]. Вместе с тем, переживание тревожности, как и следовало ожидать, оказывается под влиянием защитных механизмов. А именно, под влиянием различных страхов. Содержание страхов различно по возрастному признаку. В данном случае мы работаем со школьниками младшего подросткового возраста, исследуя их страхи или тревожные синдромы и, как следствие, тревожность касательно школы.

    Таким образом, перед началом исследования я поставила перед собой цель — найти ответ на вопрос: «Каков уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей среднего школьного возраста и какую педагогическую поддержку необходимо осуществлять для их успешного обучения?».

    В ходе исследования решались следующие задачи. Во-первых, была выбрана методика исследования уровня и характера школьной тревожности Филлипса. Во-вторых, был проведен сбор первичной информации в виде анкетирования учеников одного пятого и двух шестых классов. В-третьих, была реализована обработка собранных данных. И, в-четвертых, был проведен анализ полученных результатов опроса и подготовлен отчет о результатах исследования. Объектом исследования были выбраны дети среднего школьного возраста, ученики одной из петербургских школ Невского района. Выборка составила 66 респондентов в возрасте 10–13 лет. Тест по методике Филлипса состоял из 58 вопросов, на которые нужно было ответить однозначно «да» или «нет».

    Первый этап обработки собранной информации состоял из выявления общего уровня школьной тревожности. Можно сделать вывод: уровень тревожности в классе 6 «В» (38,4 %) выше, чем в 6 «А» (36,4 %) и в 5 «Б» (34,6 %). При этом все три уровня тревожности соответствуют нормальному. Таким образом, средний уровень тревожности по трем классам равен 36,5 %, что соответствует нормальному уровню школьной тревожности.

    Второй этап обработки заключался в выявлении характера школьной тревожности. Для его выявления анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. В данном случае анализировались три класса по раздельности и затем вместе. В методике были выделены восемь синдромов или факторов школьной тревожности. В итоге было установлено, что уровни проявления таких факторов как общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями во всех трех классах соответствуют нормальному уровню тревожности.

    Однако, уровень фактора страха самовыражения в 5 «Б», в отличие от двух шестых классов, оказался повышенным. Данный фактор отражает наличие негативных эмоциональных переживаний ситуаций, связанных с возможностью и необходимостью самораскрытия, самопрезентации (предъявления себя другим), демонстрации своих возможностей; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим. В этом случае его уровень равен минимальному порогу повышенного уровня проявления синдрома или фактора (50 %).

    Интересно еще и то, что, что во всех классах наиболее отчетливо проявлялся фактор проблемы и страха в отношениях с учителями. Фактор демонстрирует общий негативный эмоциональный фон, связанный с отношениями ребенка с учителями, снижающий способность ребенка к эффективному обучению; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. Также отчетливо проявился фактор переживания социального стресса у 5 «Б» и у 6 «В». Он говорит об эмоциональном состоянии ребенка, на фоне которого он общается со сверстниками; эмоциональном состоянии ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

    У учеников 5 «Б» класса этот фактор проявился наиболее ярко, поскольку для учеников этого класса наиболее актуален переход из начальной школы в среднюю. В 6 «В» классе отчетливо проявился фактор страха ситуации проверки знаний. Этот фактор демонстрирует наличие негативных эмоциональных переживаний и наличие тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей; негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей [2].

    Класс 6 «А» несколько отличается своей спецификой. Она проявляется в отчетливом обнаружении фактора фрустрации потребности в достижении успеха, который означает блокирование потребности в достижении успеха, наличие неблагоприятного фона, не позволяющего ребенку развивать свои потребности в достижении успеха, получить высокий результат; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

    Было заметно проявление и еще одного фактора страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Он показывает степень ориентации на значимость мнения других при оценке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, уровень тревожности в отношении оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок [2].

    Результаты опроса учеников младших классов средней школы об уровне и характере тревожности показали, что по общей выборке у 66 респондентов, уровень каждого из восьми факторов соответствует нормальному уровню тревожности. Распределение проявлений тревожности по факторам, в основном, равномерно. Но при этом можно выделить три наиболее четко выраженных фактора школьной тревожности — это фактор фрустрации потребности в достижении успеха, проблем и страхов в отношениях с учителями и страха самовыражения и переживания социального стресса.

    Теперь, когда мы знаем, какие страхи и внутренние конфликты переживают дети, мы делаем вывод о характере школьной тревожности. А на этой основе уже можно предполагать и формировать конкретные задачи педагогической поддержки в каждой определенной ситуации.

    Обратимся к самому понятию «педагогическая поддержка». В его основе лежит концепция, разработанная О. С. Газманом, который изложил ряд новых принципов воспитания. При разработке своей концепции О. С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации [6]. Им было сформулировано положение о том, что педагогическая поддержка — это процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [4].

    Ребенок, столкнувшись с проблемой, желает от нее избавиться. Педагог, как профессионал, помогает перевести проблему в ситуационную задачу, которую можно решить. Педагогическая поддержка учит ребенка пониманию того, что он сам хочет, что может сделать во имя желаемого и почему он этого не делает. Педагог не преподносит ребенку готовое решение. Он лишь показывает свою готовность разделить с ребенком горечь его неудачи, не опережая детскую активность в решении проблемы. Задачей педагога является «подталкивание» ребенка к самостоятельному нахождению решения. Именно поэтому под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [4]. Такое понимание педагогической поддержки очень логично связывает ее со школьной тревожностью как помощь педагога в разрешении внутреннего конфликта ребенка.

    Рассмотрим возможные действия педагога в условиях каждого из преобладающих в исследовании факторов. При наличии переживания социального стресса педагогу рекомендуется проявлять доброе и чуткое отношение к детям. Вовлечение в коллективную деятельность также поспособствует сглаживанию переживаний ребенка, особенно в ситуации успешного взаимодействия. В этом случае учителю легче воздействовать на общественное мнение «изнутри» в качестве старшего члена классного коллектива. Кроме того, в этом возрасте дети особенно нуждаются в поощрении и похвале, поэтому не стоит этим пренебрегать. При этом необходимо знать, что дети данного возраста чувствительны к критике. А излишняя или неконструктивная критика может привести к агрессии со стороны ребенка.

    Следующий часто проявившийся фактор — это фрустрация потребности в достижении успеха. Учителю рекомендуется создавать ситуации достижения успеха, т. е. давать нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, заслуженно хвалить и поощрять детей. В качестве поддержки стоит приободрить ребенка, дать ему понять о своей вере в его силы, быть готовым помочь.

    Отчетливо заметно проявление похожих факторов страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Переживание своих недостатков в полной мере влияет на развитие данного фактора. При этом педагогу необходимо уважать стремление школьников к самостоятельности, проявлять доброе, внимательное отношение к детям, создать ситуацию успеха, а при его достижении справедливо поощрить и похвалить ребенка. Устраивать коллективную деятельность по интересам, и тем самым актуализировать ощущение ребенка своей значимости в коллективе. Природа этих факторов во многом схожа с природой возникновения фактора страха ситуации проверки знаний.

    В первую очередь, необходимо проверять уже пройденные и закрепленные знания, чтобы не было ситуации проверки знаний. При этом поддержка педагогом может состоять в индивидуальном подробном разъяснении материала ребенку, в повышении мотивации к учению. Ребенок должен четко понимать: «Если я выучил, значит бояться нечего, и я спокоен». Роль учителя — дать ему это понять.

    Самый распространенный фактор — это проблемы и страхи в отношениях с учителями. Оптимальная атмосфера на уроке — это высокий уровень напряженности и высокий уровень комфорта. Учитель должен быть авторитетом для детей, примером для подражания. При этом ребенок не должен бояться попросить педагога о помощи. Но что делать педагогу, если с ним боятся взаимодействовать? Изменить свое отношение к детям — вникать в их интересы, сотрудничать с ними. Проявлять доброту и веру в них. Создавать ситуации достижения успеха для определенных детей, при этом основываясь на их особенностях. Действенна была бы организация коллективной деятельности, что сплотило бы класс с учителем [1].

    Если говорить в целом, то непосредственная работа со школьниками должна быть направлена на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Эта работа должна быть ориентирована, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода. В данном случае мы имеем дело с учащимися в процессе перехода из начальной школы к основной. По программе, разработанной А. М. Прихожан, специально обученный педагог может осуществлять подготовку учеников к особенностям требований в основной школе [5]. Например, можно проводить на протяжении одной-двух четвертей программу развивающих занятий «Учимся учиться в средней школе». На этих занятиях будут раскрываться вопросы о том, как слушать учителя, как делать домашнюю работу, как лучше запоминать, как думать лучше и др. Кроме того, вопросы могут непосредственно касаться тревожности, например, «Чего на уроке боишься и почему?», «Как преодолеть страх перед контрольной?», «Как уверенно выступать у доски?». Занятия могут состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. Важной составной частью этой программы является помощь детям в адаптации к новым условиям, что может обеспечиваться включением мини-уроков, на которых ученики выполняют роль учителя.

    Таким образом, педагогическая поддержка учащихся младших классов будет заключаться в оказании помощи со стороны учителя в преодолении их школьной тревожности.

    Литература:

    1.         Глубокова Е. Н., Куприянова Н. В., Ребко Э. М. Летняя практика: материалы в помощь вожатому / Рабочая тетрадь / — СПб.: изд-во «Свое издательство», 2013.

    2.         Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Сайт практического психолога. -http://iemcko.ru/index.php/metodiki/124-razdel-obshchie/264-test-shkolno-trevozhnosti-filipsa.

    3.         Педагогическая психология: учебное пособие: под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. — СПб.: Питер, 2011.

    4.         Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; научн. ред. Н. Б. Крыловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+СD). 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.

    5.         Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.  — М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьная тревожность, достижение успеха, класс, педагогическая поддержка, уровень тревожности, начальная школа, социальный стресс, страх, фрустрация потребности.

    Что это такое и как с этим бороться? Эндоминанс

    Когда чувство усталости, стресса и выгорания начинает затуманивать разум, пришло время точно определить причину и взяться за дело. Миллионы статей рассказывают о том, как стресс влияет на психологическое здоровье и благополучие человека. Но как насчет причины стресса? Играет ли роль социальная среда человека? Это абсолютно так, и этот термин называется социальным стрессом. Ниже мы обсудим социальный стресс, что это такое, чем он не является, и как справиться с этим чувством, которое часто играет важную роль на рабочем месте, дома и в отношениях.

    Социальный стресс и социальная тревожность

    Что такое социальный стресс? Социальный стресс часто определяют как поведение и ситуации социального характера, связанные с физическим и психологическим напряжением. Это может включать стресс от дружеских групп, враждебной рабочей среды, академических клубов или стрессовых семейных ситуаций. С другой стороны, социальная тревожность — это когда повседневные взаимодействия вызывают значительную тревогу, застенчивость и смущение, потому что человек боится пристального внимания или негативной оценки со стороны других. При социальном тревожном расстройстве страх и тревога приводят к избеганию, которое может нарушить жизнь человека (клиника Майо).

    Социальный стресс вызывает напряжение в отношениях, в то время как социальная тревожность может серьезно повлиять на повседневную жизнь и деятельность, что приводит к изоляции. Социальный стресс и социальная тревожность являются эмоциональными реакциями, но социальный стресс обычно вызывается внешним триггером. И наоборот, социальная тревожность характеризуется постоянным, чрезмерным беспокойством, которое не проходит даже без стрессора. Хотя социальный стресс не так силен, как социальная тревожность, он может угрожать отношениям, уважению или чувству принадлежности между двумя людьми, группой или более широким социальным контекстом. Например, это чувство может быть связано со сложными социальными взаимодействиями, такими как бурные супружеские или семейные отношения (Juth, V. & Dickerson, S., 2013).

    Социальный стресс на работе

    На рабочем месте примеры социальных стрессоров часто включают:

    • словесная агрессия на рабочем месте
    • конфликт с коллегой
    • негативные групповые окружения
    • организационная политика
    • несправедливое обращение (Сконтрино-Пауэлл)

    Социальный стресс также может возникать во время рабочих ситуаций, когда коллеги или менеджеры могут осуждать или критиковать, или в условиях, когда человек чувствует себя отвергнутым, подвергнутым остракизму или проигнорированному (Джут, В. и Дикерсон, С.). Социальные стрессоры на рабочем месте могут привести к результатам, прямо противоположным положительному организационному поведению и последствиям. Это происходит потому, что социальные стрессоры истощают ресурсы человека для преодоления стресса или его способность справляться с напряжением. Это может ослабить их устойчивость. Исследования показывают, что социальные стрессоры могут привести к:

    • снижение удовлетворенности работой
    • чувство неудачи
    • увеличение товарооборота
    • потеря производительности
    • снижение альтруизма и командной работы (Сконтрино-Пауэлл)

    Способы борьбы с социальным стрессом

    Ищете эффективные способы выявления и снижения социального стресса и связанных с ним негативных последствий? Ниже мы перечислим способы борьбы с социальным стрессом на работе и дома.

    Рабочее место

    • Менеджеры могут помочь установить стандарты против конфликтов и агрессии среди коллег. Помните, что не все типы конфликтов плохи, но социальный конфликт, как правило, негативен и ведет к социальному стрессу. Избегайте социальных конфликтов, следя за тем, чтобы дебаты были сосредоточены на задачах, а не на людях (Сконтрино и Пауэлл).
    • Forbes предполагает, что менеджеры также могут выступать посредниками в спорах, чтобы направить конфликт в положительное русло. Убедитесь, что обе стороны чувствуют себя понятыми, услышанными и ценными. Помогите им выйти из этого с согласованными ожиданиями.
    • Согласно  Forbes , еще одним потенциальным источником социального стресса могут быть вызывающие разногласия темы разговоров. В сегодняшнем гиперчувствительном политическом климате обсуждение спорных политических вопросов может вызвать гнев, обиду и ненужный стресс. Когда дело доходит до разговоров с коллегами, держитесь подальше от деликатных тем в интересах сохранения отношений и мирной рабочей атмосферы.

    Мир вне работы

    Согласно Verywellmind, практика уверенного общения может укрепить отношения, снизив стресс от конфликта и предоставив социальную поддержку в трудные времена. Понимание этой формы общения также может помочь людям легче справляться со сложными отношениями в семье, с друзьями и коллегами, уменьшая драматизм и социальный стресс. В конечном счете, напористое общение дает людям возможность установить необходимые границы. Например, когда вы обращаетесь к кому-то по поводу поведения, которое необходимо изменить, придерживайтесь фактических описаний того, что человек сделал, а не используйте негативные ярлыки или слова, выражающие суждения. Например:

    Ситуация :   Ваш друг, который обычно опаздывает, опоздал на обед на 20 минут.

    Неправильный ответ :   «Теперь обед испорчен».

    Напористое общение : «Теперь у меня меньше времени на обед, потому что мне все еще нужно вернуться на работу к 13:00».

    Еще один способ справиться с социальным стрессом — посмотреть, насколько хорошо человек реагирует на стресс вокруг себя или в своем окружении. Важную роль в этом процессе может сыграть самооценка. Самооценка часто измеряет такие области, как самоэффективность, самосознание и стиль социальной активности. Их можно легко измерить с помощью инструментов оценки. Например, наша научно обоснованная оценка когнитивной ориентации и социально-эмоциональных компетенций (COSEC) может помочь людям раскрыть потенциал для большего личного и профессионального успеха, показывая людям не только то, кем они являются, но и то, как и почему. Это помогает снизить социальный стресс, помогая людям:

    • Получить представление о чертах характера и способностях
    • Понимание социальной совместимости
    • Ослабить напряженность в отношениях и конфликты
    • Команды помощи, от команд на рабочем месте и академических клубов до семей и групп друзей, работают вместе более эффективно
    • Способствовать общению и сотрудничеству
    • Выявить факторы стресса и смягчить их

    Можно ли устранить все формы стрессовой среды и ситуаций, таких как дедлайны, групповая политика и ужины с трудными родственниками? К сожалению нет. Но типы стресса, такие как социальный стресс, можно идентифицировать и бороться с ними.

    Социальный стресс на рабочем месте

    По мере того, как организации сталкиваются с сокращением бюджета, сокращениями и сокращением рабочей силы, легко понять, что рабочие места могут быть стрессовыми. Все мы знаем, что стресс может привести к множеству проблем со здоровьем и благополучием, но мы также знаем, что невозможно просто избежать всех источников стресса. Определенные виды стресса (например, стресс, связанный со сроками или сложными задачами) трудно облегчить, потому что мы не можем просто перенести сроки или упростить сложные задачи, но с другими типами стресса (например, социальным стрессом) можно справиться.

    Социальный стресс

    Социальные стрессоры определяются как поведение и ситуации социального характера, связанные с физическим и психологическим напряжением. Examples of social stressors include:

    • verbal aggression from customers or superiors
    • co-worker conflict
    • negative group environments
    • organizational politics
    • несправедливое обращение

    Переживание социальных стрессоров может привести к целому ряду результатов, прямо противоположных некоторым из наиболее желаемых форм поведения и последствий в организации. Причина этого в том, что социальные стрессоры истощают наши ресурсы выживания (или нашу способность «справляться» с напряжением). Исследования ясно показали, что факторов социального стресса, в частности, приводят к следующим результатам:

    • снижение удовлетворенности работой
    • повышение текучести кадров
    • чувство неудачи
    • потеря продуктивности (из-за времени, потраченного на «ситуации»)
    • снижение трудового альтруизма и организационного поведения

    Снижение социального стресса

    Хотя известно, что стрессоров никогда нельзя полностью избежать, хорошая новость заключается в следующем: существуют основанные на исследованиях действия, которые можно предпринять для уменьшения последствий социального стресса на рабочем месте. Ниже приведен список таких действий, совершение которых приведет к уменьшить социальный стресс и связанные с ним негативные последствия :

    • Для руководителей : избегать чувства несправедливого/несправедливого обращения, осознавая свое взаимодействие с сотрудниками. Приложите усилия, чтобы вас воспринимали как справедливого лидера (дайте всем обратную связь, сделайте себя доступным), и никогда не выбирает фаворитов.
    • Для всех : помогите установить нормы против агрессии коллег. Помните, что не все типы конфликтов плохи (например, споры о том, как выполнить конкретную задачу), но социальные конфликты, как правило, негативны и ведут к социальному стрессу. Избегайте социальных конфликтов, убедившись, что дебаты сосредоточены на задач , а не человек .
    • Для руководителей и HR : при приеме на работу новых сотрудников честно оцените наличие факторов социального стресса в соответствующей рабочей среде. Исследования показывают, что базовая самооценка играет решающую роль в том, как сотрудники реагируют на наличие стрессоров. Основные самооценки включают самооценку, локус контроля, самоэффективность и эмоциональную стабильность. Их можно легко измерить с помощью инструментов оценки.