План работы психолога с ментальными инвалидами – —

Рабочая программа: Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Пояснительная записка

      Инвалидность у детей определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями". Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. Цель: Помочь учащимся адаптироваться к условиям и требования современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.

Задачи:

 - формирование у ребенка знаний и умений, способствующий социальной и психологической адаптации;

 - помощь учащимся в овладении навыков конструктивного общения среди сверстников и в обществе в целом;

 - формировать навыки психологической подготовки учащихся с самостоятельной жизни;

 - помощь учащимся в овладении нормами правильного поведения в обществе.

 - обучение учащихся пониманию себя, умению «быть в мире собой»

      Предлагаемая программа создана с целью помочь учащимся сформировать в себе качества, необходимые для адекватной социализации и реализации потенциальных возможностей. Целью сопровождения является всестороннее развитие личности ребенка, в первую очередь социально значимых умений и навыков. Оптимальное развитие интеллектуальной сферы, эмоционально- волевых качеств и свойств личности ребенка с ограниченными возможностями, улучшающих его социальную адаптацию.

       Коррекционно-развивающая программа сопровождения предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-4классов. 

      Проблема оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой, о чем говорят следующие статистические данные. За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидолизирующими заболеваниями.

       Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.

     Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития.  

      Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб. У детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения (прежде всего в той образовательной среде, в которой он обучается). Учителя обычных школ проявляют зачастую негативное отношение к детям с ограниченными возможностями, это свидетельствует о необходимости, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению детям с проблемами.

        Положительное отношение, понимание и принятие ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников к имеющим ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их успешной социализации.

 Показания и противопоказания к применению.

     Показания к применению (дети-инвалиды, имеющие легкие физические отклонения, незрелость эмоциональной – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, учащиеся с диагнозом ЗПР, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

    Противопоказания: не подлежат к приему в группу дети, имеющие ограничения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Нежелательно направления в данные группы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойко выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью,)

Способы взаимодействия специалистов

      Организация коррекционно-развивающей работы предполагает обязательную комплексную помощь и сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля (логопед, соц. педагог, медработник). Для более успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальное сопровождение - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.

       Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности.

        Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

     Продолжительность программы – учебный год. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.

       В групповых психологических тренингах принимают участие от 5-8 человек.

       Занятия программы сопровождения для детей-инвалидов, направленно на развитие навыков самопознания, развитие рефлексии, приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия с окружающими.

       Предлагаемый ряд мероприятий, направлен, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают ребенку учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. На занятиях приобретаются коммуникативные, психогигиенические, психологo – педагогического умения и навыки.

       Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений.

       На следующем этапе работы можно переходить к формированию у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. «Осознание своей роли помогает учащимся по-новому смотреть на свою жизнь.

       Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению детей, к сплоченности группы.

       В зависимости от особенностей и запросов группы ведущий может увеличивать времена прохождение определенных тем или в программу могут быть включены дополнительные темы занятий.

 

Результативность использования данной программы

        Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течении курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение состояния эмоционально-психологического фона, умение регулировать поведенческие процессы, изменение взгляда на свою проблему, снятие симптомов тревоги и страха. Эффективность работы зависит от мотивации детей и от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Перспективы использования программы.

      Данная коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг интересов и сферу деятельности детей с ограниченными возможностями, интегрировать их в социум, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.

План психологического сопровождения детей –инвалидов и детей с ОВЗ

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1

Создание банка детей-инвалидов

соцпедагог

2

Изучение состояния здоровья, возможностей детей-инвалидов.

Кл .рук-ль,

соцпедагог

3

Индивидуальный план работы с каждым ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Кл. рук-ль

4

Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому.

Зам.дир. по УВР

5

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами.

Педагог-психолог, администрация

6

Организация патронажа детей-инвалидов.

Кл. рук., соцпедагог

7

Родительский университет для родителей, воспитывающих детей-инвалидов на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов среди сверстников».

Педагог-психолог

Октябрь

1

Посещение всех детей-инвалидов на дому. Составление актов жилищно-бытовых условий.

Соцпедагог

2

Изучение личности учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

3

Изучение семьи (семейных отношений) детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

4

Изучение интересов и способностей учащихся (детей-инвалидов)

Педагог-психолог

5

Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Контроль за организацией питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов «Как организовать досуговую деятельность детей-инвалидов»

Педагог-психолог

3

Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями.

Учителя физкультуры, соцпедагог

Декабрь

1

Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности)

Кл. рук-ль, организатор

2

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.

Педагог-психолог

3

Работа с учащимся на милосердия  и сострадания к людям с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, организатор

Январь

1

Контроль за успеваемостью детей-инвалидов. Оказание современной помощи в обучении детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Мониторинг развития психических функций  и учебных достижений учащихся.

Кл. рук-ль, педагог-психолог

3

Встреча родителей учащихся (детей-инвалидов) с узкими специалистами.

Соцпедагог

Февраль

1

Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке.

Педагог-психолог

2

Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке.  

Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР

3

Контроль за организации питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

Март

1

Организация санатория лечения для нуждающихся детей.

Соцпедагог

2

Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся.

Педагог-психолог

3

Работа с родителями детей-инвалидов «Как развить коммуникативные способности ребенка»

Педагог-психолог

Апрель

1

Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов.

Соцпедагог, организатор

2

Индивидуальная и консультационная  работа с родителями детей-инвалидов.

Педагог-психолог

Май

1

Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Подведение итогов работы

Список использованной литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.

4. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М ., 1997.

7. Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.

8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.

9. Леоньтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 1993.

10. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.

11. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М,, 2004.

12. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

13. Щербо И.В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.

14. Ястребова Н.В. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.

15. Якобчук М.А. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.

nsportal.ru

Перспективный (годовой) план педагога - психолога отделения реабилитации детей с ОВЗ

Виды деятельности

Условия работы

Сроки

Ожидаемый результат

1

 

Диагностическая работа

1.1

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности детей.

 

Индивидуальные и групповые, наблюдения, консультации с родителями.

 

 

В течение года

Получение диагностического материала

1.2

Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей, познавательных процессов

Индивидуальные

В течение года

Получение диагностического материала

1.3

Диагностика интеллектуальной, социальной и мотивационной готовности к школьному обучению.

Индивидуальные

В течение года

Получение диагностического материала

1.4

Диагностика эмоционально волевой сферы)

Индивидуальные и групповые, наблюдения

В течение года

Получение диагностического материала

2

 

Коррекционно-развивающая работа

2.1

Занятия с детьми по результатам диагностики

Групповая и индивидуальная

В течение года

 

2.2

Занятия на повышение уровня самооценки и уверенности в себе, коммуникативных способностей.

 

Групповая и индивидуальная

В течение года

Развитие коммуникативных способностей

2.3

 

Развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы.  Релаксационные методы

Групповая форма работы

В течение года

Коррекция отклонений в поведении

2.4

 

Игровая терапия.

Групповая форма работы

В течение года

Улучшение

межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями.

2.5

 

Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

 

 

 

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Развитие ВПФ

2.6

Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Развитие ВПФ

3

Консультации

3.1

 

Консультации с целью предупреждения вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

Индивидуальная форма работы

В течение года

Просвещение родителей воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

4

 

Организационно - методическая работа

 

4.1

Ежедневное ведение аналитической и отчетной документации, психологических и диагностических карт индивидуального развития

Методическая работа

В течение года

Анализ и планирование деятельности

4.2

Информационные стенды для родителей, консультирование родителей через газету и сайт в Контакте.

Изучение психологической литературы

В течение года

Психологическое просвещение

4.3

Взаимосвязь с МО психологов ГБУ Разработка и выпуск памятки «Если в семье конфликт» РЦ г. Нефтекамска

 

Методическая работа

В течение года

Обмен педагогическим опытом, разработка и, внедрение новых педагогических и психологических технологий и методик.

4.4

 

Подготовка коррекционно-развивающих программ для работы         

 

Изучение психологической литературы

В течение года

Разработка игровых практикумов и подбор игрового материала

4.5

Разработка и подготовка к работе методик для диагностики

Изучение психологической литературы

В течение года

Распечатка, подготовка бланков, стимульного материала

         

nsportal.ru

Работа для людей с ментальными нарушениями: реальный опыт

 


Опыт по трудоустройству инвалидов – это очень важная часть реабилитации людей, которые по разным причинам не в состоянии самостоятельно решить эту проблему. Особенно сложно в этом плане людям с ментальными нарушениями. Желающих взять их на работу крайне мало и в свете этих обстоятельств уникальный опыт некоммерческой организации «Радость» просто бесценен. О том, что они делают и планируют делать – в этом материале от Invaworld.ru.

Содержание

  1. Почему так сложно найти работу?
  2. Где можно найти применение?
  3. Что предлагает НО Радость
  4. Где искать поддержку для таких проектов?

 

Мы уж писали об уникальной практике адаптации инвалидов после дома-интерната в Пензе. Опыт, о котором мы хотим вам рассказать, получен в столичном регионе. По статистике, меньше половины инвалидов с ментальными нарушениями могут найти работу даже в таком регионе, где традиционно большой выбор вакансий.

 

Почему так сложно найти работу?

Основной причиной трудностей, с которыми сталкиваются соискатели вакансий с инвалидностью, являются их физиологические особенности. Люди с ментальными нарушениями могут освоить только операции, которые не будут требовать от них принятия решений.  Плюс ко всему этому состояние здоровья не позволяет им работать длительное время, требуется сокращение продолжительности трудового дня. Молодые люди с ментальными нарушениями часто болеют, потому что самостоятельно не могут заботиться о своем здоровье. Они с трудом контактируют с окружающими, особенно с малознакомыми людьми и отличаются прямолинейностью суждений.

Все эти особенности не позволяют им получить работу в сфере человек-человек, где требуется коммуникабельность, и не могут получить работу в сфере, где требуются специальные знания. Зачастую уровень их образования – начальные классы.

Что в итоге? Служба занятости может предложить только вакансии, где работодатели нуждаются в компетентных работниках. И предложить таким ребятам курсы по переобучению они не могут, потому что для людей с такими особенностями здоровья требуются особые условия обучения по индивидуальным программам и с сопровождением.

Читайте также: Новый порядок получения пособия по безработице с 1 января 2019 года

Где можно найти применение?

Инвалиды с ментальными нарушениями способны выполнять однотипную работу, не требующую квалификации. Им доступна сборка несложных конструкций, уборка помещений в самом примитивном режиме. К сожалению, для работы в частных клиниговых компаниях у них не хватает способности принимать нестандартные решения.

 

Конвейерная сборка тоже не подходит для таких работников, потому что она требует скорости и быстроты реакции.

Какие еще есть варианты? Вполне возможно работать подмастерьем на кухне, гардеробщиком, грузчиком на складе или работником тепличного хозяйства.

Читайте также: Как можно заработать, не устраиваясь на работу

Что предлагает НО Радость

Игорь Ананьев, руководитель организации, отмечает, что главное в трудоустройстве молодых людей с ментальными нарушениями – приучить их к трудовому режиму. Для этой цели была создана площадка, которая принимает коммерческие заказы. В условиях сопровождения и постепенного изучения трудовой дисциплины подопечные «Радости» выполняют простые операции: собирают коробки, москитные сетки и другие несложные изделия. Многие из них начинали с десяти изделий за неделю и теперь могут справиться с несколькими десятками за день. Когда появится ощущение причастности и удовольствие от собственного заработка, начинается второй этап – получение профессии на одном из московских предприятий.

Проект «Путевка в жизнь» начался с полутора десятков выпускников детского дома. Сейчас в проекте участвуют не только детдомовцы, но и молодые люди из обычных семей.  На начальном этапе работа занимает всего 4 часа под наблюдением тьютора. Постепенно время увеличивается, а посторонний контроль уходит на второй план. В настоящий момент в проекте к реальному трудоустройству готовы пять человек, и это только начало.

Читайте также: Самозанятость: стоит ли оформлять?

Где искать поддержку для таких проектов?

«Радость» работает с Кунцевским детским домом, который и является основным спонсором проекта. Именно детский дом дал помещение и транспорт для работы экспериментальной площадки. Большую финансовую поддержку оказал Фонд президентских грантов. Методические рекомендации по работе предоставляет Институт инклюзивного образования Московского психолого-педагогического университета.

Главной проблемой в работе площадки остается получение коммерческих заказов для участников. Как правило, стоимость заказов очень низкая и это является препятствием для расширения проекта. Приходится отказывать многочисленным желающим именно по этой причине.

К концу 2019 года «Радость» планирует оказать помощь в трудовой адаптации не менее, чем 30-ти инвалидам. В планах организаторов – добиться самоокупаемости проекта и обеспечить всем его участникам полноценную заработную плату. Если проект покажет свою жизнеспособность – у него большие перспективы.

Некоммерческая организация «Радость» приглашает к сотрудничеству волонтеров и потенциальных заказчиков продукции. Контакт для связи : [email protected]

 

В завершении хочется отметить, что появление подобных проектов способно решить множество проблем не только для людей с ментальными нарушениями, но и для инвалидов в целом. Мы продолжим искать и рассказывать вам о таком опыте в надежде, что найдутся люди, готовые его повторить.

invaworld.ru

Программа по работе с детьми- инвалидами "Особый ребенок"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУСО ВО

«Муромский социально-

реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

_______________ Е.В. Мокеева

ПРОГРАММА

«Особый ребенок»

(психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и развития личности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)

Рассмотрено

на заседании

методического совета

от __________ 20 года

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и развития личности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями «Особый ребенок»

Приоритетное направление,

по которому заявлена программа

Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и развития личности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Наименование Заявителя

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год.

Территория реализации программы

Округ Муром, Муромский район

Руководитель программы

Директор ГКУСО ВО «Муромский СРЦН»

Елена Владимировна Мокеева, тел/факс (49234)2 53 41

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Приоритетное направление, по которому заявлена программа

Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и развития личности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель программы

Оказание социальной помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, их социальная адаптация, организация досуга несовершеннолетних и оказание консультативно-методической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социозащитного учреждения

Задачи программы

  • Организация досуговой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возможностей, интересов и потребностей детей

  • Создание педагогических ситуаций, способствующих сохранению и укреплению эмоционального благополучия воспитанников, их социальной адаптации

Целевая группа

Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Продолжительность, сроки реализации программы

Срок реализации программы – 6 месяцев

Подготовительный этап

Формирование списочного состава н/л групп кратковременного пребывания,

разработка календарно-тематических планов

Основной этап

Организация мероприятий по реализации программы

Заключительный этап

Анализ результатов деятельности группы кратковременного пребывания .

Набор детей в группы «Особый ребенок» осуществляется 2 раза в течение календарного года сроком на 6 месяцев

Краткое описание программы

Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и развития личности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями «Особый ребенок» направлена на оказание помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в социальной адаптации посредством организации досуга и осуществление консультативно-методической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социозащитного учреждения.

Ожидаемые результаты программы

Увеличение охвата детей-инвалидов социо-культурными мероприятиями.

В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшают  межличностные  отношения, восстанавивают смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.

Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».

Социо-культурные мероприятия обеспечат условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.

Сведения об исполнителе

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Наши реквизиты:

Адрес: 602254 Владимирская область, город Муром, ул. Дзержинского, 2а

Тел./факс (49234) 2-53-41

ИНН 3334000213

КПП 333401001

ОКПО 54614069

ОГРН 1023302152830

Директор: Елена Владимировна Мокеева

Сведения о соисполнителях

  • Территориальный отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромскому району департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области осуществляет методическое и общее руководство программой.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Актуальность проблемы

Растет число детей с отклоняющимся развитием. Проблемы у этих детей выявляются уже в раннем возрасте. К данной категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды. Группа детей с ОВЗ, детей-инвалидов неоднородна. Но таких детей объединяет то, что они с трудом входят в детский коллектив, т.к. возникают трудности общения на эмоциональном и речевом уровне. Уровень развития психических процессов ниже условно возрастной нормы, познавательная активность недостаточно развита, представления об окружающем крайне ограничены. У некоторых детей наблюдается незначительное нарушение общей координации, у всех недостаточно развита мелкая моторика рук.

Большое значение необходимо уделять интеграции детей школьного и дошкольного возраста в среду сверстников. При этом, чем раньше больные дети интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние. Наиболее важной составляющей социальной реабилитации является разностороннее раскрытие потенциалов больного ребенка, это способствует повышению самооценки и расширению его возможностей. Поддержка и реабилитация самой семьи ребенка-инвалида позволяет наиболее плодотворно социализировать его. Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это, в свою очередь, позволит не выпасть им из общественной жизни и наиболее максимально быть полезными и востребованными социумом.

Цели и задачи программы

Цель программы: оказание социальной помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, их социальная адаптация, организация досуга несовершеннолетних и оказание консультативно-методической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социозащитного учреждения.

Задачи программы:

  • Организация досуговой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возможностей, интересов и потребностей детей

  • Создание педагогических ситуаций, способствующих сохранению и укреплению эмоционального благополучия воспитанников, их социальной адаптации

Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

1 этап - организационно-методический

1

Изучение методической литературы.

Создание методической копилки.

Постоянно

Педагог-психолог

Воспитатели

2

Подготовка информационно-наглядного сопровождения по направления деятельности программы.

Постоянно

Педагог-психолог

Воспитатели

2 этап - организационно - практический

1

Реализация мероприятий программы

По плану

Педагог-психолог

Воспитатели

2

Организация социально - значимых мероприятий.

По плану

Педагог-психолог

Воспитатели

3 этап - итоговый

1

Подготовка анализа проведенной работы по программе «Особый ребенок»

В конце отчётного периода

Педагог-психолог

Воспитатели

2

Обобщение и подведение итогов деятельности по реализации программы.

В конце отчетного периода

Педагог-психолог

Воспитатели

Условия реализации программы

Место проведения основных мероприятий программы: ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Наполняемость группы: 5 детей

Количество участников:  в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.

Сроки реализации программы:  6 месяцев

Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения мероприятия социо-культурного досуга проводятся один раз в неделю, социально-реабилитационные занятия – 2 раза в неделю.

Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 90 минут, в зависимости от возрастной категории.

Основные формы организации социальной реабилитации детей:

- коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра,

- тренинговые занятия,

- творческие вечера,

- встречи,

- экскурсии,

- посещение театра,

- физкультурно-оздоровительные мероприятия,

- музыкально-театрализованные представления,

- конкурсы,

- викторины.

Кадровое обеспечение программы

Кадровое обеспечение

по реализации

программы

Функциональные обязанности по реализации программы

1.

Директор учреждения

  • Контролирует выполнение требований программы в соответствии с требованиями национальных стандартов, нормативно - правовой документации.

  • Оказывает помощь в создании и пополнении материально - технической базы по реабилитации несовершеннолетних

2.

Заместитель директора

3.

Заведующий отделением

  • Осуществляет методическую деятельность в виде формирования необходимой документации по данной программе

  • Определяет характер и объём необходимой социальной помощи

4.

Педагог – психолог, воспитатели

  • Реализуют индивидуальные социальные программы реабилитации

  • Реализуют организацию досуга, культурно-массовых, спортивно – оздоровительных мероприятий в период реабилитации

  • Организуют работу по защите прав несовершеннолетних, соблюдению трудового законодательства и техники безопасности

  • Создают условия для благоприятного развития личности

Оценка эффективности реализации программы

Критерии

Количественная оценка

Методы достижения результата

Средства достижения результата

Способ отслеживания результатов

Прогнозируемый результат

Показатели социального развития личности

Охват по программе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

5 человек

Методы организац. Деятельности

Поручения

Упражнение

Психолого-педагогические технологии

Социально-значимые мероприятия

Анкетирование

Тестирование

Позитивная Я-концепция н/л

Развитие адекватной самооценки н/л

у 25 %

Методы формирования познания

Практические занятия

Игры-импровизации

Коррекционные упражнения

Беседа

Анкетирование

Тестирование

Адекватная самооценка своих действий и поступков

Улучшение психического самочувствия н/л

у 50 %

Воздействие на сознание, чувства, поведение

Арт-терапия

Психогимнастика

Песочная терапия

Акетирование

Тестирование

Наблюдение

Стабилизация нервно-психических процессов

Повышение у н/л уровня творческой активности

у 25 %

Методы стимулирования (мотивации)

Социально-значимые мероприятия

Работа в творческой мастерской

Выставки

Интернет-конкурсы

Наблюдения

Соцопрос

Активное участие н/л

Снижение уровня конфликтности

у 25%

Методы формирования познания

Тренинги общения

Ролевые игры

Коррекционные упражнения

Наблюдения

Анкетирование

Тестирование

Повышение коммуника-

тивности

Повышение уровня развития интеллектуальных способностей

у 25%

Методы формирования познания

Коррекционные занятия

Коррекционные упражнения

Коррекционные игры

Информационное занятие

Наблюдение

Тестирование

Совершенствование познавательной сферы

Повышение коммуникативного потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

у 25%

Методы формирования познания

Занятия по обучению компьютерной грамотности

Наблюдение

Совершенствование навыков работы на компьютере

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ:

А) Схема организации управления программой.












Б) Контроль за ходом реализации программы

Форма контроля

Объект контроля

Метод контроля

Личностно -

Профессиональный

Программные мероприятия

1.Анализ работы по реализации программы, с учетом инноваций по выбранному направлению

2.Анализ качества оказания социальных услуг в рамках реализации мероприятий программы.

Тематический

Работа специалистов по каждому направлению

Анализ мероприятий по каждому направлению

Комплексный

Контроль за реализацией всех этапов программы, методического обеспечения

1.Изучение документации:

- план мероприятий по направлениям программы

2. Наблюдение за проведением мероприятий по реализации направлений программы

3. Опрос

4.Беседа

Предварительный

План мероприятий по реализации направлений программы, методический ресурс, кадровое обеспечение

1.Изучение и утверждение плана реализации направлений программы

2.Состояние методического обеспечения

Текущий

Отдельные этапы реализации программы, степень реализации конкретных задач

1.Контроль за оформлением личных дел воспитанников

2.Мониторинг

3.Изучение документации

Итоговый

Результаты проведенной работы

Мониторинг

Самоконроль

Личные дела воспитанников, этапы реализации мероприятий программы

Самоанализ

Административный

Все этапы реализации программы

1.Изучение документации

2.Беседа

Анализ и хронометраж

Участие клиентов в оценке качества

Анкеты. Опросники. Книга отзывов

Анализ анкет, отзывов клиентов.

Мониторинг

Системный учет и анализ информации по организации и результатам программы

Перспективный план работы на год

I. Организационно-методические работа

Содержание работы

Срок реализации

Участники

Ответственные

1

Анализ работы отделения за прошедший год

До середины января

Специалисты

отделения

Зав.отделением

2

Составление ежемесячных, квартальных, годовых отчетов отделения

Ежемесячно

до 25 числа

Специалисты

отделения

Зав. отделением

3

Составление ежемесячного планирования работы отделения исходя из годового плана работы отделения

Ежемесячно

до 30 числа

Специалисты

отделения

Зав. отделением Специалисты отделения

4

Выявление семей с детьми и подростками с ОВЗ, нуждающихся в соц. реабилитации и формирование банка данных, ведение картотек клиентов, оформление личных дел

Постоянно

В течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты

отделения

5

Организация работы отделения по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей

Постоянно в течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Зав. отделением Специалисты отделения

  1. Просветительско-профилактическая работа

1

Выпуск стен.газет, памяток, буклетов, методичек и др. просветительского материала

Ежеквартально

Специалисты отделения

Зав. отделением Специалисты отделения

2

Проведение мероприятий, направленных на самообразование (чтение и обсуждение материалов СМИ по проблемам реабилитации, метод.литературы, проведение цикла лекций, бесед)

1 раз в месяц

Специалисты отделения

Зав. отделением

3

Проведение консилиумов, заседаний методического объединения

ежеквартально

Специалисты отделения

Зав. отделением

III. Коррекционно-развивающая работа вне центра

1

Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с ОВЗ, вне центра и реализация программ социальной реабилитации

Постоянно в течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалист по социальной работе, педагог-психолог отделения

2

Первичная диагностика, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, составление социального паспорта семьи

При зачислении

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалист по социальной работе, педагог-психолог отделения

3

Оказание социальных услуг реализуемых отделением

Постоянно

в течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалист по социальной работе, педагог-психолог отделения

IV. Коррекционно-развивающая работа в условиях центра

1

Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с ОВЗ посещающих центр и реализация программ социальной реабилитации

Постоянно в течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты отделения

2

Первичная диагностика, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, составление социального паспорта семьи

При зачислении

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты отделения

3

Социальный патронаж семей, воспитывающих детей с ОВЗ

1 раз в квартал

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты отделения

4

Оказание социальных услуг реализуемых отделением

Постоянно

в течение года

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты

отделения

5

Реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей

По срокам ИПР

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты

отделения

6

Организация социо - культурного досуга

В течение реабилитационного периода

Дети и подростки с ОВЗ и семьи их воспитыв.

Специалисты отделения

V. Тематическое планирование

Оказание помощи в обучении компьютерной грамотности

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером.

Познакомить с устройством компьютера, с историей развития компьютера

Рабочий стол.

Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.

Освоение работы с «мышкой» и клавиатурой.

Познакомить с расположением клавиш на клавиатуре, развитие внимания, памяти

Устройства ввода, вывода. Клавиатура

Познакомить с устройством клавиатуры, как основного средства ввода текстовой информации.

Решаем логические задачи. Выявляем закономерности.

Формировать умения решать логические задачи; выявлять закономерности и существенные признаки предметов;

Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Игра «Кто

внимательный?».

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Повторить технику безопасности.

Развитие внимания. Занимательные задачки.

Развивать внимание, логическое и образное мышление. Формировать грамотное, безопасное общение с компьютером.

Что такое информация? Виды информации.

Дать представление об информации. Познакомить с этическими пра­вилами и нормами, которых должны придерживаться люди при работе с информацией. Развивать память и познавательные интересы.

Свойства информации.

Дать представление о свойствах информации. Расширить информа­ционную картину мира.

Передача, обработка и хранение информации.

Дать представление о способах хранения информации, об организа­ции хранения информации. Ввести понятие "Информационный носитель".Расширить информационную картину мира.

Кодирование и декодирование информации

Познакомить с кодированием информации. Развивать память и мыс­лительные способности. Расширить информационную картину мира.

Элементы кодирования.

Развивать память и мыс­лительные способности. Расширить информационную картину мира. «Кроссворды»

Путешествие в страну Зазеркалье

Ввести понятие "зеркальное отображение". Учить строить зеркальное отображение про­стых геометрических фигур, слов и некоторых (симметричных) букв. Разви­вать внимание и логическое мышление.

Симмметрия. Игра «Страна симметрии»

Учить детей строить симметричные изображения фигур. Развитие пространст­венного воображения и логического мышления.

Основы работы с операционной системой WINDOWS

познакомить с основами работы в Windows.

Набор и редактирование текста

закрепление знаний об объектах текстового документа; формирование знаний об этапах подготовки документа на компьютере; формирование умений создавать, редактировать и форматировать текстовый документ профессионального содержания в среде текстового редактора Microsoft Word; освоение процесса подготовки электронного документа.

Работа с рисунками

помочь детям получить представление об офисном пакете Microsoft Office, познакомиться с возможностями программы Word, научить создавать векторные рисунки в Word.

Текстовый редактор Word. Создание и работа с таблицами

познакомить детей с технологией создания таблиц в Word;

освоить основное приемы оформления таблиц в Word; развитие мышления, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.

Лекторий «Опасность интернета»

Информирование н/л об опасности, с которыми можно столкнуться во время пользования в сети Интернет.

Познавательный час «Интернет»

Просмотр тематических видеороликов с последующим обсуждением

infourok.ru

План работы с детьми -инвалидами

УТВЕРЖДАЮ

директор школы:

________________

План работы

с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

в МБОУ «Малоарбатская СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Цель: помощь детям-инвалидам в социальной адаптации в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

1. Выявить интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении, уровень социальной защищенности и адаптации.

2. Своевременно оказать социальную помощь и поддержку учащимся.

3. Принять меры по социальной защите и помощи, поддержки обучающихся в реализации прав и свобод личности.

4.Коордировать взаимодействие учителей, родителей (лиц их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Создание банка данных детей с ОВЗ, детей -инвалидов.

сентябрь

Соц.педагог

2.

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ, детей –инвалидов .

сентябрь

Кл.руководитель, соц.педагог

3.

Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями.

ежедневно

Соц.педагог

4.

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации

по запросу родителей

Педагог-психолог, кл.руководители, соц.педагог

5.

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

по запросу родителей

Соц.педагог

6.

Индивидуальная работа с детьми-инвалидами.

по мере необходимости

Соцпедагог

Кл руководитель

Педагог-психолог

7.

Посещение учащегося ребёнка-инвалида на дому классным руководителем совместно с соц.педагогом (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

при необходимости в течение учебного года

Классные руководители и соц.педагог

8

Посещение семей учащихся детей-инвалидов, находящихся в социально-опасных жизненных ситуациях.

В течение года

Классные руководители и соц.педагог

infourok.ru

Программы для работы с пожилыми

Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет

Добавить свой материал в раздел
Работаем с пожилыми

1.«ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ И ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ»

Цели проекта: расширение спектра социальных услуг, создание новых форм социального обслуживания, ориентированных на индивидуальные потребности граждан и повышение их жизненной активности за счет максимального расширения спектра услуг для граждан, находящихся на надомном обслуживании, используя материально-техническую базу Центра, Отделения дневного пребывания и кадровый потенциал учреждения. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

2. Проект «Маршрут добрых дел» (оказание услуг по ремонту жилья)

Цели проекта:
1. Способствовать повышению качества жизни одиноко проживающих пожилых людей, их долголетию путем выполнения ремонтных работ их жилья.
2. Расширение спектра социальных услуг.
3. Способствовать включению молодёжи в деятельность по оказанию социальной помощи одиноким инвалидам, формирование уважительного отношения молодёжи к старшему поколению.
4. Содействовать поддержке и продвижению социальных проектов, направленных на оказание социальной помощи людям старшего поколения.
5. Содействовать укреплению партнёрства (между социальным (ГБУ КЦСОН) и учебным (ГБОУ СПО «НТГХ и П») учреждениями) со студентами учебных заведений в решении социальных проблем старшего поколения.
6. Привлечь внимание гражданского общества, в т. ч. молодёжи, региональных СМИ к проблемам одиноких инвалидов.
Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

3.Клуб любителей финской ходьбы

Цель проекта: популяризация «финской ходьбы» —  современного вида социально-оздоровительной физической активности. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год

4.Кружок Умелые ручки биокерамика

Цель программы: воспитание интереса и любви к ручному творчеству,  вовлечение проживающих в доме-интернате в активную творческую деятельность, формирование навыков и умению работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов; организация досуговой деятельности. Программа подготовлена для получателей социальных услуг старше 18 лет.

5.Программа Интегративная музыкотерапия

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни, поддержание интереса к ней, раскрытие потенциальных ресурсов личности.

6. Социальный туризм для представителей старшего поколения

Цель проекта: повышение социальной активности пожилых людей, расширение круга общения, укрепление здоровья, сохранение хорошей физической формы, молодого внешнего вида, повышение жизненного тонуса пожилых людей.

7. Социально-психологическая программа Мир позитива

Цель программы: внедрение новой позитивной методики, как способа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих отделение дневного пребывания МБУ ЦСО Яйского муниципального района;  продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп.

8. Проект Протяни руку

Цель проекта: адаптировать люди преклонных лет к жизни, теряющих уверенность в собственных силах, консервативно и даже враждебно реагирующих на нововведения.

9.Технологии социально-психологической работы

Документ в формате .pdf

10. Технология социокультурной реабилитации Гарденотерапия

Рекомендовано для работы с получателями социальных услуг домов-интернатов.

11. Мандалотерапия для пожилых

Цель технологии: через погружение в творческий процесс  способствовать изменению психо-эмоционального состояния получателей социальных услуг.

12.Программа Душевное здоровье

Цель программы: профилактика и снижение психоэмоционального напряжения пожилых людей

13.Программа Активное долголетие

Цель программы: профилактика и снижение комплекса проблем, связанных с особенностями пожилого возраста

Работаем с инвалидами старше 18 лет

1.Программа Золотая береста для лиц с ментальной инвалидностью проживающих в стационарных учреждениях

Цель программы: развитие творческих способностей лиц с ментальной инвалидностью в возрасте от 20 до 60 лет в процессе художественной обработки бересты.

2. Программа для людей с ментальной инвалидностью Чудеса из шерсти (от 18 лет)

Цель программы: развитие творческих способностей людей с ментальной инвалидностью через приобщение к художественному войлоку.

3. Программа работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

Цель программы: создание благоприятных условий и системы деятельности педагогических кадров для выявления обучающихся, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, изучения интересов, способностей и склонностей обучающихся данной группы, приобщение их к деятельности в различных областях и их самореализации (для молодых инвалидов — студентов).

4. Повышение качества жизни инвалидов методами физической и психологической реабилитации

Цель проекта: социальная адаптация инвалидов и их семей, помощь в достижении максимальной самостоятельности и независимости в быту.

5. Программа Основы изобразительного искусства

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся теоретической и практической базы в области основ изобразительного искусства в рамках любительского творчества.

6. Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе Творческая мастерская

Учебный план является нормативным актом, представлен основной и вариативной частью. Реализация содержания, воспитания, образования и развития детей и взрослых от 18 до 45 лет осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей  программы «Творческая мастерская» в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество». Учебный план подготовлен для получателей социальных услуг ГАУ Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

7. Проект Шаги к искусству

Цель работы – стремление найти наиболее эффективные инновационные средства реализации культурно – организованной деятельности посредством взаимосотрудничества с другими досуговыми, воспитательными художественно – эстетическими центрами.

8. Я выбираю профессию

Программа объединения по интересам. Цель программы: ознакомление получателей социальных услуг с рабочими профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки; подготовка к осознанию гражданами – инвалидами своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии с учетом экономической ситуации в городе.

9. Я — кулинар

Программа объединения по интересам. Цель программы: формирование социальных навыков в быту.

10.Программа социально-трудовой реабилитации для людей с ОВЗ

Цель программы: сохранение физической, психической и социальной активности клиентов, снижение уровня зависимости от посторонней помощи, формирование мотивации к трудовой деятельности.

11. Программа Я — гражданин

Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.

12. Программа Содружество

Цель: апробация новых форм организации занятости получателей социальных услуг для развития их самостоятельной познавательной деятельности и осуществление социального партнерства на правах сотрудничества.

13.Развитие новых форм социальной работы «Чудеса из ткани»

Целью данной проектной деятельности «Чудеса из ткани» является амплификация развития ПСУ творческими формами работы (обогащение содержания реабилитационного процесса инновационными формами работы по профориентации).

14. ПРОГРАММА Старшее поколение

Рабочая программа «Путь к долголетию» по системной поддержке и повышению качества жизни граждан старшего поколения. Калюк И.Ю., Никулина Е.А., Юрга, Кемеровская область.

Цель реабилитационной работы – сохранить полезность пожилого человека, способствовать продлению активного долголетия, улучшению социального самочувствия посредством организации досуга и отдыха, удовлетворения существующих потребностей.

son-net.info

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом

Направление коррекционной работы

Задачи

Содержание коррекционно- развивающей работы

Форма работы

Методы и приёмы

Ознакомление с окружающим миром

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

 3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание.

  • Формирование первичных представлений о смене времен года.
  • Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.    
  • Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
  • Формирование представлений о значении труда взрослых.
  • Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Индивидуальная

Практический

Словесный

Наглядный

Игровые

Речевое развитие 

Формирование правильной речи.

  • Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
  • Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  • Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
  •  Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
  • Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
  • Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

               

   

  Индивидуальная

  Практический

Словесный

Наглядный

Игровые

Формирование элементарных математических представлений

1) развивать восприятие длительности временного интервала

 2) развивать представление о частях суток

3) развивать представления о временах года

4) развивать пространственные представления

5) развивать наблюдательность

  • Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
  • Обучение использованию слов большой, маленький.
  • Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
  • Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
  • Обучение  прямому счету до 10. Учить соотносить цифры 1,2,3  с количеством предметов.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Сенсорное развитие

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

  • Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
  • Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и  дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
  •  Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы.
  •  Освоение элементарной комбинаторики  — размещение по заданному признаку: цвету, величине
  • Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Развитие психических процессов

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Развитие временных и  пространственных представлений

1) развивать воображение и творческие способности

  • Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
  • Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

Конструктивный праксис

  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным  и  горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.

Развитие графических навыков

  • Учить правильной посадке.
  •  Учить правильному захвату карандаша.
  • Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
  • Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и  кривые линии.
  • Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
  • Учить изображать круглую форму

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Коррекция звукопроизношения 

  • Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения).
  • Формирование правильного звукопроизношения:С — З — Ц Ш — Ж — Ч — Щ Л – Р.
  • Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).
  • Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Развитие грамматического строя речи:

 - употребление глаголов; - употребление прилагательных; - употребление существительных множественного числа; - употребление предлогов.

nsportal.ru