Плюсы и минусы субкультуры – , — ,
Молодёжные субкультуры: плюсы и минусы
Название: Молодёжные субкультуры: плюсы и минусы (презентация к классному часу)
Автор: Топчий Ирина Викторовна
Год: 2010
Страниц: 43
Формат: презентация в формате ppt (rar архив)
Размер: 5,5 Мб
Качество: отличное
Презентация о молодежных субкультурах может быть использована для проведения, классных часов.
Основная цель презентации «Молодёжные субкультуры: плюсы и минусы»разработать методические материалы, помогающие разобраться в многообразии современных молодёжных теченийи
выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений.
Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет. Современная молодёжь поразному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют
Многообразие молодежных субкультур лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них.
Давайте разбираться вместе.
Для начала хочу сказать, что существует множество стереотипов, гласящие о том, что субкультура это обязательно плохо. Лично я хочу найти плюсы и минусы каждой субкультуры, чтобы в первую очередь понимать их как людей.
Скачать презентацию «Молодёжные субкультуры: плюсы и минусы»
Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация5psy.ru
Классный час на тему: «Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Утверждаю
заведующий отделом воспитательной работы
С. Потапчук
«__» января 2016 года
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Открытый классный час на тему:
«Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»
Выполнил: Мамаев Сергей Васильевич
Воспитатель 2 взвода 5 курса
Обсуждено на педагогическом совещании 5 курса
Протокол № от « »____________ 2016г.
Старший воспитатель (начальник 5 курса)
Б. Мищенко
Тверь
2016 г.
Оглавление
Ход занятия
1. Введение
2. Понятие «Субкультуры»
3. Молодежные субкультуры, плюсы и минусы
4. Интерактивная игра-викторина «Молодежные субкультуры»
5. Портрет нашего современника в молодежной субкультуре.
6. Заключение.
Список литературы
Цель
Показ приемов формирования информационных компетентностей с использованием инновационных образовательных технологий
Задачи
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развивать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание уважения к «сопернику», умение вести спор, умение работать в команде.
- Познакомить с молодежными неформальными объединениями, выявить положительные и отрицательные качества.
- Научить суворовцев выражать свое отношение к различным молодежным группировкам.
- Формирование информационной культуры воспитанников, представления об отрицательных сторонах и негативном влиянии вредных привычек.
Технологии: ИКТ, игровые, личностно ориентированные, технология индивидуализации.
Материально-техническое оснащение: демонстрационно-компьютерный комплекс, презентация в MS Power Point, аудиозапись, плакаты.
Подготовительный этап
- Сбор материала.
- Работа с Интернет-ресурсами.
- Написание конспекта.
- Распределение ролей выступающих суворовцев.
- Подготовка и создание электронной презентации.
- Посещение библиотеки.
Форма поведения мероприятия: комбинированный (интерактивная беседа, интерактивная игра, конкурс плакатов)
Ход проведения классного часа
Этапы мероприятий | Деятельность воспитателя | Деятельность суворовцев | Время |
Организационный момент | Принять взвод. Проверить готовность класса и взвода к проведению мероприятия. Проверить личный состав взвода | Рапорт ЗКВ о готовности взвода к проведению мероприятия. | 1 мин |
Подготовка к активной познавательной деятельности | Создание проблемной ситуации путем озвучивания вопросов:
| Слушают, участвуют в обсуждении поднятых вопросов | 5 мин |
Формирование новых знаний и умений | Формирует команды из числа суворовцев, задает вопросы, проводит интерактивную игру-викторину, поводит конкурс. | Делятся на команды, отвечают на вопросы, участвуют в викторине, участвуют в конкурсе. | 30 мин |
Закрепление этапов мероприятия | Задает вопросы по основным тезисам мероприятия. Систематизирует полученные ответы. Выводит основную мысль мероприятия. | Слушают, отвечают на заданные вопросы. | 7 мин |
Подведение итогов мероприятия | Подводит краткий итог мероприятия | Слушают | 2 мин |
Ход занятия
Введение
Воспитатель: товарищи суворовцы, наш сегодняшний классный час будет посвящен молодежным субкультурам.
Прежде чем приступить к освещению данной темы, хочу рассказать план нашей работы. Вначале мы с вами вспомним понятие «Субкультуры», затем рассмотрим наиболее многочисленные и известные субкультуры, охарактеризуем их, выявим плюсы и минусы, вспомним известных их представителей.
Во второй части нашего занятия мы немного поиграем, и в конце у нас будет конкурс плакатов. Надеюсь на ваше понимание и активность при обсуждениях.
И так приступим!
Понятие «Субкультуры»
Воспитатель:В русском языке встречается приставка «Суб», пришедшая к нам из латинского. Она означает расположенное около чего-то – например, субтропики, или что-то меньшее, неосновное – например, субпродукты.
Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.
Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.
Воспитатель: подумаем вместе: что такое субкультура? И дадим ей определение. (Слайд 2,3).
Воспитатель: многие считают, что субкультура – явление непременно негативное. Давайте разбираться.
Рассмотрим наиболее многочисленные и известные субкультуры, охарактеризуем их, выявим плюсы и минусы, вспомним известных их представителей.
Молодежные субкультуры, плюсы и минусы
Реперы и хип хопперы
Воспитатель: давайте охарактеризуем данную субкультуру. (Слайд 5)
Вопросы:
- Назовите отличительные особенности рэп-культуры, особенности в стиле одежды (дресс-код), поведении, музыкальные предпочтения.
- Назовите направления по роду деятельности. (Слайд 6,7,8)
- Назовите известных вам отечественных рэп-музыкантов. (Слайд 9)
- Назовите плюсы и минусы рэп культуры. (Слайд 10)
Выступление сув.Семешина. (читает реп собственного сочинения под «минусовку»)
Готы
Воспитатель: давайте охарактеризуем данную субкультуру.(Слайд 11)
Вопросы:
- Назовите отличительные особенности субкультуры Готов, особенности в стиле одежды (дресс-код), поведении, музыкальные предпочтения.
- Назовите известных вам представителей субкультуры Готов(Слайд 12)
- Назовите плюсы и минусы субкультуры Готов (Слайд 13)
Растаманы
Воспитатель:давайте охарактеризуем данную субкультуру. (Слайд 14)
Вопросы:
- Назовите отличительные особенности субкультуры Растаманов, особенности в стиле одежды (дресс-код), поведении, музыкальные предпочтения.
- Назовите известных вам представителей субкультуры Растаманов. (Слайд 15)
- Назовите плюсы и минусы субкультуры Растаманов. (Слайд 16)
Металлисты и рокеры
Воспитатель: давайте охарактеризуем данную субкультуру. (Слайд 17)
Вопросы:
- Назовите отличительные особенности субкультуры Металлистов и рокеров, особенности в стиле одежды (дресс-код), поведении, музыкальные предпочтения.
- Назовите известных вам представителей субкультуры Металлистов и рокеров. (Слайд 18)
- Назовите плюсы и минусы субкультуры Металлистов и рокеров. (Слайд 19)
Скинхеды
Воспитатель: давайте охарактеризуем данную субкультуру. (Слайд 20)
Вопросы:
- Назовите отличительные особенности субкультуры скинхедов, особенности в стиле одежды (дресс-код), поведении, музыкальные предпочтения.
- Назовите плюсы и минусы субкультуры скинхедов. (Слайд 22)
Интерактивная игра-викторина «Молодежные субкультуры»
Ход игры.
Воспитатель: а сейчас немного поиграем. Взвод разделен на три команды. Суворовцы рассаживаются за столами так, чтобы всем была видна интерактивная доска с презентацией. Подсчет правильных ответов будет вести сув.Федорков. В конце игры результаты будут выведены на доску в виде диаграммы.
Довожу правила игры: (Слайд 4)
- Правило первого хода разыгрывается по жребию.
- Капитан называет адрес вопроса (металлисты 30). Слово означает категорию вопроса, число – количество баллов при правильном ответе.
- Отвечает подробно.
- При попадании в пустую клетку или не правильном ответе ход переходит другой команде. Баллы команде при этом не начисляются.
- Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Воспитатель: итак, все готовы. Успешной, азартной, веселой вам игры!
Категория вопроса | Название вопроса | Правильный ответ |
Общие 10 | О каком плавучем средстве спели в своей знаменитой песне The Beatles? | Синий ледокол Красная яхта Желтая подводная лодка Зеленый пароход |
Общие 20 | Одним из символов движения ХИППИ можно считать | Цветы Микроавтобус «Фолцваген», раскрашенный в стиле «flower power» Длинные волосы Жизнь в палатках |
Общие 30 | Что на сленге «Стиляг» означает «Хилять»? | Танцевать Болеть Гулять Пить |
Общие 40 | «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы» — это | Подвиды панк движения Тяжелая обувь металлистов Фасоны брюк у стиляг |
Общие 50 | Кто такие «Митьки»? | Группа Ленинградских художников Колпинская ОПГ Свердловский байкер клуб |
металлисты и рокеры 10 | Кто ввёл жест металлистов известный в России под названием «коза»? | Ричи Блэкмор Ронни Джеймс Дио Оззи Осборн Гизер Батлер Йен Гиллан |
металлисты и рокеры 20 | Когда прошел один из знаменитейших рок-фестивалей – «ВУДСТОК» | 1969 г 1972г. 1973г. |
металлисты и рокеры 30 | Какой рок-фестиваль не проводился в Тверской области? | «Нашествие» «Эммаус» «Рок над Волгой» |
металлисты и рокеры 40 | Лидер какой музыкальной группы, образованной в 80-х, известен под псевдонимом «Паук»? | «Коррозия металла» Серге́й Тро́ицкий «Крематорий» Армен Григорян «Черный кофе» Дмитрий Варшавский |
металлисты и рокеры 50 | Как назывался первый рок-фестиваль в СССР | Рок-панорама. (Москва) Весенние ритмы. (Тбилиси) Подольский рок-фестиваль(Подольск) Монстры Рока СССР(Череповец) |
Реперы 10 | настоящее имя Басты | Васи́лий Миха́йлович Вакуле́нко Валерий Александрович Мухин Григорий Яковлевич Перельман |
Реперы 20 | настоящее имя Ти́мати | Тимур Ильдарович Юнусов Ильдар Фоатович Иминов Тимофей Семенович Михаилов |
Реперы 30 | За что получил «Оскар» Эминем? | За лучшую мужскую роль в фильме «Банды Нью-Йорка» За саундтрек к фильму «Пираты карибского моря» За лучшую песню к фильму «Восьмая миля» За лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Реп как искусство» |
Реперы 40 | В 2015 году Эминем попал в книгу рекордов Гиннесса. Сингл «Rap God» он прочел со скоростью: | 5 слов в секунду 7,5 слов в секунду 6,5 слов в секунду 5,5 слов в секунду 8 слов в секунду |
Реперы 50 | В каком сериале сюжет основан на фактах из биографии известного в России репера «Oxxxymiron»? | «Во все тяжкие» «Клиника» «Лондонград» «Кухня» «Бандитский Петербург» |
Готы 10 | Какая актриса сыграла гота-подростка в сериале «Папины дочки»? | Мирослава Карпович Елизавета Арзамасова Екатерина Старшова Нонна Гришаева Анастасия Сиваева Дарья Мельникова |
Готы 20 | Какое настоящее имя у Мэ́рилин Мэ́нсона | Бра́йан Хью Уо́рнер Маркус Гронхольм Марио Мэнштром |
Готы 30 | С какой даты отмечается неформальный праздник— «Всемирный день го́тов» | 30 декабря 2005 1 июля 2007 29 февраля 1995 22 мая 2010 15 марта 2001 |
Готы 40 | Из чего сформирован сценический псевдоним Мерлин Менсона? | Marilyn- женсоке имя означает тайна, фамилия – в честь бабушки Ширли Энн Мэнсон сформирован из сложения имен -Мэрилин Монро и осуждённого за несколько убийствЧарльза Мэнсона. Мерлин это имя первой возлюбленной певца, а Менсон это кличка его любимой собаки. |
готы 50 | Какой готический фестиваль лишний? | британский Whitby Gothic Weekend Wave-Gotik-Treffen в Лейпциге M’era Luna в Германии немецкий «Essener Songtage» немецкий Amphi Festival польский Castle Party финский Lumous |
Растаманы 10 | Кого называют Королем регги | Мэрилин Мэнсон Тилль Линдеманн Боб Марли Дюк Эллингтон |
Растаманы 20 | Где зародилась субкультура растаманов | — на Ямайке в начале прошлого века. — в Америке в 50е годы прошлого века. — в Эфиопии в 70е годы. |
Растаманы 30 | От какого имени произошло название религии растафарианство | Фариан Расти Риан Фар Афар Ианст Рас Тафари — император Эфиопии Астаф Рианст |
Растаманы 40 | В каком году Боб Марли получил звезду на Голливудской аллее славы. | 1978 1984 2001 1995 |
Портрет нашего современника в молодежной субкультуре.
Воспитатель: а сейчас обратимся к домашнему заданию. На листе ватмана вы должны были изобразить портрет нашего современника. Представители от каждой команды по очереди выходят к доске и рассказывают присутствующим, каким они видят современника и дают ему характеристику. Так же определяют его положительные и отрицательные стороны.
Заключение.
Воспитатель: итак, в заключении сделаем выводы.
Вопросы:
— Есть ли опасность стать пленником субкультуры? В чем она, эта опасность?
-Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему?
-Какие субкультуры наиболее опасны для общества?
Воспитатель С.Мамаев
Список литературы
- Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
- Л.В.Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
- Тарасов А.В. «Они нас изучают»
- «Теория моды». №10 зима 2008-2009. Дик Хедбидж. Главы из книги «Субкультура: Значение стиля».
Сайты интернета:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.rian.ru/society/20080221/99791231.html
- http://www.rian.ru/spravka/20080221/99797580.html
- http://northedu.ru/content/view/584/258/
- http://www. ng.ru/region/2008-02-19/7_emo.html
nsportal.ru
Субкультуры плюсы и минусы
Во все времена
было расслоение общества на различные
классы. На бедных и богатых, на умных
и неграмотных, на буржуазию и
пролетариат, но за все время существования
общества никогда не наблюдалось
такое яркое и насыщенное расслоение
молодежи. Как не странно бы это
не звучало, но кого сейчас только нет
Начнем с самой известной
субкультуры- 1)Рэперы и хип-
Всем известные и знакомые люди. Они носят
широкую и свободную одежду, большинство
увлекается баскетболом, битбоксом и конечно
написанием рэпа.
Плюсы: Человек-рэпер не только
занимается спортом ( что уже есть плюс),
он проявляет себя творчески. А проявление
таланта всегда приводит в росту личности.
Это огромный плюс.
Минусы: Все вроде хорошо, но
есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь
«в моде» агрессивный стиль поведения.
Такие люди могут обладать огнестрельным
оружием, так как считают, что мир жесток,
и лишь они сами могут себя защитить. Они
считают себя королями и не признают никого
и нечего выше себя
2) Готы
Таких людей узнать не составит никакого
труда. Гот обязательно одет в черное и
у него обязательно мраморно-белая кожа.
Однако смысл жизни готов – это сама готика
– как угол восприятия жизни, а вовсе не
культ смерти. Готика – явление эстетическое,
а мрачные образы — не более чем эпатаж.
Глупо искать смысл жизни в смерти – его
там нет. Смерть — это напоминание, повод
стремиться к жизни.
Плюсы: Как правило, готы,
это люди ищущие вдохновения, а значит
творческие люди. И их увлечение данной
субкультурой ничто иное, как просто способ
насытиться энергией. А их вид (пусть даже
кого-то пугающий), это просто ответ созданный
в противовес ничего настоящему гламуру,
в котором за картинкой пустота.
Следующее направление – 3)Скинхэды
Это неофашистские молодежные групп
Приветствием является вытянутая вперед
рука. Часто во главе такой молодежной
группировки стоит взрослый человек с
профашистскими взглядами.
Плюсы: Конечно основным плюсом
это не назовешь, но идея скинхедов — Только
сильные могут жить. Следовательно, нужно
быть сильным, и не только телом, но и духом.
Именно это стремление, на мой взгляд,
положительное.
Минусы: Минусов намного больше.
Свою идею они принимают слишком буквально.
Именно за скинхедами очень часто замечаются
приступы без причинной агрессии по отношению
к другим людям. Они совершенно не боятся
убить «не своего», и даже в некоторой
степени стремятся к этому.
Следующее течение 4)- Растаманы (растафари)
С их точки зрения, можно: любить людей,
курить траву, бездельничать, постигать
смысл жизни, рассказывать другим о растафари,
философствовать, играть на барабанах,
бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать
регги; нельзя: есть свинину, моллюсков,
соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко,
курить табак, пить ром и вино, носить вещи
с чужого плеча, есть приготовленную другими
пищу, играть в азартные игры, касаться
мертвых, проповедовать недостойным.
Плюсы: Довольно спокойная
культура и безобидная для общества. Как
говориться «чем бы дитя не тешилось…»
5)Ролевые игры, ролевики
Эти люди, которые любят играть по сценарию.
Они могут поставить свою любимую книжку
как спектакль и жить так долгое время.
По сути все тоже самое как при съемках
фильма, только без камер.
Плюсы: Только развитые люди
в интеллектуальном плане становятся
ролевиками. Они обязательно образованы,
начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.
Минусы: Есть опасность «заиграться»
по тому или иному сценарию и уже не выйти
из роли. При таких ситуациях человек просто
выбивается из общества.
6)Фрики
Люди, которые любят ярко и привлекающее
одеваться и вести себя. Здесь и яркие
цвета одежды, и тату и различный пирсинг.
По сути эти люди не только ярко выглядят,
они и ярко мыслят. Обычно такие люди это
певцы, писатели, композиторы…Вообщем
опять люди творческой натуры. Фрик-культура
– это культура смелых и абсолютно отвязных
людей.
Плюсы: Нет никакого негативного
отношения к миру и к «не своим». Нет ничего
такого, против чего они яро выступают.
Минусы: Именно их свобода
есть их главный минус. Она дает им все,
в то время как на них самих невозможно
повлиять извне, т.е. если пока это безобидно
и весело, то кто знает, во что это выльется
потом… И никто их не сможет остановить.
7)Металлисты, рокеры
Их внешней вид вызывающе агрессивный:
черная одежда с большим количеством металла,
изображением черепов, крови, надписью
«сатана» на английском языке. Хотя
одежда чистая, опрятная. Классические
металлисты носят узкие черные джинсы,
заправленные в высокие ботинки или «козаки»,
кожаные куртки с косой молнией — «косухи»,
«косовороты», серьги в левом ухе,
перстни с изображением черепов или других
черных магических символов (пентаграмма,
скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность
и мрачность чаще всего являются средством
эпатажа окружающих людей. Те, которым
за 25 лет, занимаются серьезной работой,
как правило, миролюбивы, хотя иногда могут
похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах могут привести к авариям и прочим ситуациям связанных с алкоголем.
8)Панки
Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги.В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества.
Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу
Минусы: Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
9) И последняя наиболее популярная субкультура — Эмо
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороныПредпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный.
Плюсы: Если не считать их эмоциональность то вполне мирный и тихий народ .Не настроены враждебно и ни хотят поработить мир.
Минусы: Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.
Вывод
Все эти люди, безусловно, интересны как люди в первую очередь, у каждого из них как представителя свой культуры есть плюсы и минусы. У кого-то больше, у кого-то меньше. И советовать, что это есть плохо, а это хорошо не нужно. У всех есть выбор. Просто стоит не забывать обо всем, что здесь написано. И тогда жизнь не будет приносить тебе проблемы.
www.yaneuch.ru
Презентация психолога «Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»
Презентация психолога «Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бельская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 9-х классах, тема: «Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»
Тип классного часа – интегрированный.
Классные руководители: 9 «Б» Виноградова Т.А.
Педагог-психолог: Стрелкова Т.А.
Слайд 1 Цели: Слайд 2 учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.Помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.
Организационный момент.
Ход классного часа.
Классный руководитель: Николай Заболоцкий стихотворение «О красоте человеческих лиц». Слайд 3
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица-подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие- как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. |
Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица-подобья ликующих песен. Из этих как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот. |
Педагог-психолог: Слайд 4 Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.
Субкультура — это способ выражения индивидуальности молодых людей.
Слайд 5Многообразие молодежных субкультур лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них.
Давайте разбираться вместе.
Для начала хочу сказать, что существует множество стереотипов, гласящие о том, что субкультура это обязательно плохо. Лично я хочу найти плюсы и минусы каждой субкультуры, чтобы в первую очередь понимать их как людей.
Рэперы и хип-хопперы Слайд 6, 7
Всем известные и знакомые люди. Они носят широкую и свободную одежду, большинство увлекается баскетболом, битбоксом и конечно написанием рэпа.
Плюсы: Слайд 8
Человек-рэпер не только занимается спортом ( что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.
Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя.
Готы Слайд 9,10
Таких людей узнать не составит никакого труда. Гот обязательно одет в черное и у него обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы — не более чем эпатаж.
Плюсы: Слайд 11
Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес гламуру, в котором за картинкой пустота.
Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.
Скинхэды Слайд 12, 13
Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов.
Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами.
Плюсы: Слайд 14
Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов — только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление, на мой взгляд, положительное.
Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому.
Растаманы Слайд 15,16
С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых.
Плюсы: Слайд 17
Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось…»
Минусы:По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.
Ролевики Слайд 18, 19
Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое время. По сути все тоже самое как при съемках фильма, только без камер.
Плюсы: Слайд 20
Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.
Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.
Фрики Слайд 21, 22
Люди, которые любят ярко и привлекающее одеваться и вести себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату и различный пирсинг. По сути эти люди не только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы, писатели, композиторы… Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей.
Плюсы: Слайд 23
Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают.
Минусы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают.
Металлисты и рокеры Слайд 24, 25
Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией – «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Плюсы: Слайд 26
Как правило люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для них это лишь всего время свободного препровождения.
Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах — могут привести к авариям и прочим ситуациям связанных с алкоголем.
Панки Слайд 27, 28
Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества.
Плюсы: Слайд 29
Лично я как человек со стороны их не вижу.
Минусы: Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
Эмо Слайд 30, 31
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный.
Плюсы: Слайд 32
Если не считать их эмоциональность, то вполне мирный и тихий народ .Не настроены враждебно и не хотят поработить мир.
Минусы: Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противо- стояние несправедливости, особенное, чувствительное миро-ощущение. Следовательно, все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.
Гопники Слайд 33, 34
Чаще всего гопника можно увидеть в спортивном костюме, купленном на рынке. Если на улице холодно, обязательный атрибут – куртка из поддельной кожи, дерматина. Любимое занятие гопников – лущить семечки (на жаргоне – семачки), кожуру которых они сплевывают на тротуар, и слушать «мафон» — переносной магнитофон на батарейках, из которого чаще доносятся похабные песни. Последнее время его заменяют мобильные телефоны. Их головной убор — кепка-таблетка или «кэпка-восьмиклинка» (типичную гопницкую кепку также иногда называют «утка»). На ногах туфли, с длинным носом, иногда с тупым, или кроссовки, также поддельные, купленные на рынке.
Плюсы: Слайд 35Лично я как человек со стороны их не вижу.
Минусы: Гопники бестактны и агрессивны. Смотрят на других в упор, хамят и лезут в драку при любом удобном случае. Клубы и дискотеки они посещают именно с этой целью. У них нет интеллектуальных развлечений и интересов, они не работают – живут за счет грабежей или мелких подачек. Соответственно их родной язык – мат. Так же гопы склонны к приобретению вредных привычек, таких как курение, алкоголь, наркотики.
Гламур Слайд 36, 37
Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Гламурный человек должен выглядеть красиво, а красиво расшифровывается как шикарно. Одежда, обувь, аксессуары – все это должно быть непременно фирменным, причем таким, которое находится на гребне модной волны. Внешний вид представителя гламура предписывает дамам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно сверкающий блестящий макияж. В гардеробе должны наличествовать меха, а в сумочке – мобильный телефон, покрытый кристаллами Swarowski или Tiffany. Образ мужчины – узкие, практически женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки. Если для мужчин пиджак еще может быть допустим, то для женщины – нет. В гардеробе мужчины также могут присутствовать меха.
Плюсы: Слайд 38
Идеи гламура, по сути своей, позитивны. Они не несут постоянных неразре-шимых этических, соци-альных или личных проблем. Скорее, наоборот, гламур это манифестация жизни без проблем вообще, яркого непреходящего праздника.
Минусы: Главная цель представителей этого направления – следовать идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Неотъемлемыми предметами гламура являются яхты, виллы, вечеринки, модные курорты, презентации, показы мод, центры здоровья и красоты, дорогой алкоголь, еда и сигареты. Не каждому это по карману.
ВЫВОДЫ: Слайд 39, 40, 41, 42, 43
Все эти люди, безусловно, интересны как люди в первую очередь, у каждого из них как представителя свой культуры есть плюсы и минусы. У кого-то больше, у кого-то меньше. И советовать тебе, что это есть плохо, а это хорошо, я не в коем-случае не буду. У тебя ВСЕГДА есть выбор. Просто стоит не забывать обо всем, что здесь написано. И тогда жизнь не будет приносить тебе проблемы.
Слайд 44 Н. Заболоцкий
Два мира есть у человека, | |||
Один, который нас творил, | |||
Другой, который мы от века | |||
Творим по мере наших сил. |
Классный час в 9-х классах 19.09.13.
Вступительное слово классного руководителя – Т.А. Виноградова
Беседа о молодежных субкультурах – педагог-психолог –Т.А. Стрелкова
Учащиеся 9-х классов |
|
psycholog-school.ru
Молодежные субкультуры : плюсы и минусы🔥
1.1 Молодежь как социально-психологическая группа
Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Одно из первых определений понятия “молодежь” было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: “Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции;
в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет”/ Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: “Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально – психологические особенности имеют социально – историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализацииСегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
Общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений.
Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодежного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодежное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением Профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.
Он может быть ответственным и серьезным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряженный с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей – вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.
1.2 Молодежная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов или “система” в России 80-х годов.
Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной “размытости”, неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей .
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции “стороннего наблюдателя”.
Противопоставление образа “мы” и “они” традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех “папиных” ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных стереотипов молодежи: есть “наша” мода, “наша” музыка, “наше” общение, а есть – “папино”, которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации.
И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение.
Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических и досуговых потребностей.
Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию , в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей “американского образа жизни” в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых “мыльных опер” и видеотриллеров типа Рэмбо . Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.
Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации , способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.
Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера , а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.
Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые “команды” с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок
Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации ; среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово “неформалы”. Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей.
Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные “правила членства” и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения
studentguide.ru
плюсы и минусы 🎈 Сочинения по литературе
1.1 Молодежь как социально-психологическая группа
Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»/ Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — это социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально — психологические особенности имеют социально — историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
Общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению.
Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодежного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность.
Молодежное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением Профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.
Он может быть ответственным и серьезным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодость — пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряженный с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей — вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.
1.2 Молодежная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.
Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей .
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя».
Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации.
И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры — это культурное отчуждение.
Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических и досуговых потребностей.
Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию , в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» и видеотриллеров типа Рэмбо . Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации , способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.
Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера , а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.
Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок
Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации ; среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
Неформалы — это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп — соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей.
Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения
Молодежные субкультуры : плюсы и минусы
ege-russian.ru
Субкультура ℹ️ определение, история появления, виды, классификация, особенности и признаки, представители, плюсы и минусы, примеры популярных подростковых субкультур
Общая информация
Молодежные субкультуры существовали еще в XX веке. В СССР на них обратили внимание только в 1980 году. В этот период были широко распространены неформальные объединения:
- хиппи;
- металлисты;
- панки;
- рокеры.
Главная особенность таких групп — это символизация образа жизни, внешнего вида, поведения. Например, среди хиппи принято не только носить длинные волосы, но и определенным образом называть вещи, поэтому «квартира» становится «флэтом» (так принято говорить в английской культуре).
В любом списке субкультур молодежи будет объединяющая их черта — асоциальность. Не стоит путать это понятие с антисоциальностью. Первый термин означает неприятие норм внешности, поведения, общения, времяпрепровождения, второй указывает на агрессивное противостояние обществу с тенденцией к слиянию с криминальными элементами.
В начале XXI века субкультур было не так много. Среди подростков всего 1—3% принадлежали к разным группировкам. С 2010 года начали происходить значительные изменения, после чего количество неформальных молодых людей начало увеличиваться. В культурологии под субкультурой понимают часть общества, которая претерпела определенные модификации.
Можно найти и другие определения термина. В некоторых источниках под молодежной группировкой понимают автономное целостное образование, которое является частью общей культуры.
На уроках обществознания рассматривают разные вопросы, связанные с неформальными объединениями молодежи. В ЕГЭ можно встретить задания, где требуется перечислить виды группировок, кратко охарактеризовать их, выбрать три вида контркультур, дать определение субкультуры и т. п.
Социологи пишут научные труды, предметом изучения которых становятся неформальные объединения. Также они рассматривают основные понятия, краткую историю появления, функции, разновидности, типы, идеологию, механизмы образования.
Разные классификации
Существуют разные списки и описания молодежных субкультур. У популярных объединений есть свои традиции, стили в одежде, кумиры, места сбора и правила поведения. Некоторые подростки не причисляют себя к какой-либо группировке, просто им нравится заниматься определенной деятельностью. Особенности молодежных субкультур в современном мире:
- погруженность в виртуальный мир;
- широкое распространение;
- легкодоступность.
В 2019 году подросткам легко искать единомышленников в социальных сетях и на специальных сайтах. Общение посредством мессенджеров ничуть не хуже реальных встреч. Все это способствует популяризации разных субкультур.
Классификация основывается на социально-ценностных направлениях. К прокультурным (просоциальным) относят ролевиков и поклонников разной музыки. Асоциальные — хиппи, металлисты, эмо. Контркультурные — скинхеды, неонацисты и прочие представители радикальных течений.
Есть еще одна классификация, которая основывается на мере включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. К поведенческим относят группировки, которые объединяют людей по внешним характеристикам (стиль, поведение, общение). Это эмо, хиппи, готы и т. п. К деятельностным причисляют объединения, цель которых заключается в индивидуальной активности. Это паркурщики, ролевики, граффисты и другие. Все виды деятельности условно делят на арт-деятельность, игры и спорт.
Отдельно выделяют два типа субкультур — открытые и закрытые. В первых вступление не регламентируется четко, попасть в группировку может любой желающий. Во втором варианте это сделать уже сложнее. Такие объединения стремятся полностью изолироваться от общества.
Причины популярности
Субкультуры бывают разными и могут иметь определенное значение для общества. К примеру, некоторые из них относятся к правому радикализму — резкому отрицанию общественных норм и законов государства. Такие группировки могут представлять опасность для страны — это скинхеды, панки, неонацисты и другие.
Популярность субкультур среди молодежи объясняется просто — подростки стремятся компенсировать негативное к себе отношение. Разные модификации тела являются для носителя способом изменить себя. Подсознательно он считает себя недостаточно хорошим и не отвечающим стандартам маскулинности или феминности.
Вход в конкретную группировку позволяет подростку придать себе ореол исключительности и особенности. Неформальные объединения не предъявляют особых требований к человеку. Школа и другие организации ждут целенаправленности, целеустремленности, ответственности и других положительных качеств личности.
Участие в различных субкультурах может привести к трем вариантам последствий. Первый — это позитивный исход, когда подросток проходит путь самореализации и определяется с социальной ролью. Второй — негативный, человек приобщается к алкоголю, курению, криминальной среде. Третьи — отрицательный, произойдет восхваление инфантилизма и побег от реальности.
Источники влияния
Молодежные субкультуры в современной России представлены разными группировками. Из-за резкой смены государственного строя в 1991 году произошло серьезное уничтожение привычной традиционной идеологии. Научно-техническая революция тоже изменила семейный образ жизни многих граждан.
Подрастающее поколение нуждается в выработке новой системы ценностей. Через неформальные группировки происходит знакомство с миром, формирование представлений о социальных ролях.
В разные временные периоды были известными определенные субкультуры. Так, в 80-е годы популярностью пользовались хиппи, в 90-е — панки и другие представители рок-движения. Многие неформальные группировки встречаются не только в России, но и в США, Европе и Азии.
Распространению способствует интернет. Можно найти интересные сайты, посвященные музыкальным течениям или определенной деятельности. В городской среде развиваются разные неформальные объединения, которые преследуют конкретные цели. С помощью мессенджеров и социальных сетей проще координировать действия ее участников.
Распространённые виды
В мировой культуре можно найти множество известных неформальных группировок. Одна из них — панки. Многие считают это название субкультуры синонимами слов «беспорядки» и «анархизм». Объединение возникло на волне протеста в 1960-е годы в США. Шла война с Вьетнамом, и молодежь категорически отказывалась в ней участвовать. Подрастающее поколение стремилось к хулиганству, отказу от общепринятых норм.
У панков экстравагантный внешний вид — яркие волосы, ирокезы, бритые виски, одежда с шипами, татуировки на видных частях тела. Среди популярных групп подобного музыкального течения выделяют Sex Pistols, The Ramones, в СССР очень известен был Егор Летов и его группа «Гражданская оборона».
Скинхеды появились в середине 60-х годов в Англии. Они были выходцами из бедных слоев населения и противопоставляли себя буржуазному обществу. Сторонники культуры придавали большое значение музыке с Ямайки. Среди первой волны скинхедов можно было встретить чернокожих.
В 70-х годах субкультура появилась в США, где в течение десяти лет не имела националистических признаков. Ее участники придерживались разных политических взглядов. Кардинальное изменение взглядов произошло на фоне экономического кризиса в Англии. Из-за высокого уровня безработицы радикально настроенные граждане обвинили во всем мигрантов. Люди, которые поддерживали такие взгляды, спонсировали открытие клубов, где играли музыку с расистскими текстами.
В 1980 годах в разных странах начали появляться скинхеды-националисты. Они нередко убивали представителей других национальностей, восхищались фашизмом и прославляли теорию об арийской расе. В СССР течение распространение не получило, но встречалось на территории Прибалтики.
nauka.club