Почему мы говорим неправду 3 класс презентация: Классный час «Почему мы говорим неправду»
Классный час «Почему мы говорим неправду»
Классный час «ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ НЕПРАВДУ»
Цель: создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств, как честность и справедливость; показать взаимосвязь психологического настроя и самочувствия человека.
Ход занятия.
Определение темы классного часа.
— Послушайте строчки стихотворения и скажите, о чем будет наш разговор?
НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,
ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:
С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ
ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.
— О чём мы будем говорить?
— Тема нашего разговора «Почему мы иногда говорим неправду?»
Раскрытие темы. Работа с понятиями.
— Попробуем дать определение этим понятиям «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ».
— Обсудите и выберите из списка синонимы к каждому слову.
Работа в парах (слова на карточках)
правда ложь
истина неправда
честность обман
откровенность враньё
— Прочитаем, как в толковом словаре Ожегова объясняются эти понятия.
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
-Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?
-Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманывал?
-Почему чаще всего люди обманывают? (Желают что-то скрыть или пошутить.)
— Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»?
(Нет, фантазия – это продукт воображения, мечта).
Наверное, многие из вас с детства любили фантазировать. Вы придумывали своих героев, и они жили в ваших мечтах. Отличие фантазии от лжи состоит в том, что ложь — это осознанное действие человека, а фантазирование — это игра мышления на какую-то тему. Чем старше человек становится, тем четче он понимает различие между правдой и вымыслом. И уже к тому времени, когда пошли в школу, вы четко осознавали, что сказка, а что быль.
Чтение стихотворения Андрея Усачева «Эх!»
— Эх, вздыхали рыбаки, —
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки.
— Эх, — вздыхали судаки, —
Раньше были червяки…
Червяком одним бывало,
Наедалось полреки.
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
— О лжи или фантазии рассказывает поэт?
— Как вы считаете, хорошо или плохо, если человек фантазирует всю жизнь?
Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Люди, которым удалось сохранить эту способность, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа — создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.
Некоторые люди лгут постоянно. Одним они говорят одно, другим — другое, а затем путаются, кому и что они сказали. Если вы замечаете, что слышите от своего друга каждый раз новые нелепые истории, как вы поступите?
— Попробуйте с ним просто поговорить «по душам». Скорее всего, он расскажет вам, что его беспокоит. Когда он выговорится, ему станет легче. А если вы еще предложите ему дружескую помощь, то он от нее не откажется.
Если человеку будет хватать внимания, ласки и любви, он не будет сочинять какие-то небылицы, чтобы на него обратили внимание. Поэтому постарайтесь изменить отношение к тому человеку, от которого вы постоянно слышите небылицы.
Работа в группах. Чтение и обсуждение рассказов.
1 группа Рассказ Валентины Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
— Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям? (Они боялись, им было страшно)
— А с вами были ситуации, когда вы обманывали?
-Почему вы так поступали?
— Что вы испытывали, после того, как сказали неправду? Становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?
— А чего боятся люди, которые сказали неправду? (Того, что обман раскроется).
— Как решил поступить третий мальчик? Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?
-Получается, что легче? (Сказать правду)
2 группа Басня Льва Толстого «Лгун»
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
— Удачно ли шутил мальчик?
— В чем разница между шуткой и обманом?
3 группа Рассказ Валентины Осеевой «Ябеда».
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
– Кто разбил горшок? – спросила учительница.
– Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
— Почему Саша не сказал правду?
— Как вы думаете, правильно ли поступил Вася, рассказав правду учителю?
— Как вы считаете, справедливо ли ребята обозвали Васю ябедой?
Работа в парах. Составление пословиц.
— О правде и лжи создано много пословиц. Работая в парах, составьте части так, чтобы получились пословицы.
Кто вчера соврал, тому сегодня не поверят.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
Кто правдой живет, тот добро наживет.
— Какие пословицы подходят к прочитанным сегодня рассказам В. Осеевой и Л. Толстого?
Обсуждение ситуаций из школьной жизни. Составление правил честного человека.
— Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
— получили двойку;
— потеряли сменную обувь;
— опоздали на урок;
— гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате;
— разбили красивую вазу?
— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
— Как вы чувствовали себя, когда приходилось обманывать?
(Волновались, боялись, что обман раскроется и последует наказание).
— Влияло ли ваше волнение на то, как вы себя чувствовали?
(Болела голова, краснел, потел, тряслись руки).
— Вы на собственном опыте убедились, что ложь приводит к ухудшению самочувствия, значит, можно сделать вывод, что когда вы лжете, вы тем самым наносите вред себе, своему здоровью.
Работая в парах, впишите в предложения данные слова вместо пропусков
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему).
Сказал – сделай
Не уверен –
Ошибся –
Не можешь сказать правду –
Поступай только ….
— Как нужно вести себя, чтобы заслужить репутацию честного человека? (ПРОВЕРКА)
— Чтобы вас считали честным человеком, что вы для этого делаете?
Рефлексия.
— Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чем заставил задуматься?
— Мешают ли плохие мысли здоровью человека?
— Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он врет, обижает людей?
— Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. Говоря правду, вы сохраняете хорошее самочувствие, потому что вам не приходится постоянно бояться, что обман раскроется.
Рисунок «Солнышко правдивости».
-Нарисуйте солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, вспомните о своем солнышке и постарайтесь поступить честно. Если это получится, подрисуйте к солнышку лучик.
(На следующем классном часе по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз солнышко правдивости помогло им быть честными).
Источники информации:
Агапова И.А., Давыдова М. А. Общество хороших манер: сценарии внеклассных мероприятий / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград, Учитель, 2009. – 348 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: Вако, 2007. – 288 с.
http://detimir.ucoz.ru/news/klassnyj_chas_na_temu_pochemu_ljudi_lgut/2014-12-10-360
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/03/20/pravda-ili-lozh
Почему мы порой говорим неправду | Классный час (3 класс):
Разговор с учащимися
Тема: «Почему мы порой говорим неправду?»
Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.
Задачи:
-Уточнить понятия «правда» и «лож»;
-Рассмотреть причины желания лгать;
-Составить правила честного человека
Наглядность:
Презентация:
-Карточки для учеников для раскрытия понятий правда, ложь
-Карточки с высказываниями. 2 конверта.
-Пословицы (Карточки для работы на доске)
Рассказ В. Осеевой «Что легче всего?»
1.Орг. момент
— Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сегодня быть открытыми и честными.
2.Определение темы.
— Послушайте строчки стихотворения и скажите о чем будет наш разговор?
НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,
ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:
С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ
ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.
— О чём мы будем говорить?
— Тема нашего разговора «Почему мы порой говорим неправду?»
-(изображение развилки дороги стрелка-правда, стрелка-ложь)
— Почему, оказавшись у этой развилки дорог, люди порой сомневаются какой путь выбрать? (не понимают что такое правда(ложь), не знают что из этого хорошо(плохо), не знают куда их может привести та или иная дорога.
-Как вы думаете, что мы сегодня в ходе нашего занятия попробуем выяснить?(Какой путь лучше)
3. Раскрытие темы. Работа с понятиями.
— Попробуем дать определение этим понятиям «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ».
— Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.
Работа в парах (слова на карточках)
правда ложь
истина неправда
действительность обман
откровенность враньё
(Если не все, открыть определения из словарей .Или проверить по словарю)
— В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
— Людям бывает трудно отличить ложь от правды. А вы это умеете делать.
Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
* На березе растут шишки.
* Зимой идет снег.
* Если дома становиться скучно, мы идем гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Вчера был четверг.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* На елке растут яблоки.
* Люди любят обманщиков.
* Ложь может приносить вред окружающим.
(по количеству детей)
-В игре вы ни разу не ошиблись. Но в жизни все сложнее и нужно быть очень внимательными, чтобы отличить ложь от правды.
4. Раскрытие темы. Работа с понятиями.
— Слышали ли вы от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо?
-Люди знают, что лгать плохо, но все же иногда лгут.
Давайте попытаемся с вами разобраться, почему люди начинают лгать?
Осеева В «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
— Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям? (Они боялись, им было страшно)
— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
-Почему вы так поступали?
— Что вы испытывали, после того как сказали неправду? А становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?
— А чего боятся люди, которые сказали неправду? (боятся, что обман раскроется).
— Прочитайте, что случилось с первыми двумя мальчиками, когда они пришли домой? (Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне).
— Что чувствуют люди, которых они обманули?
— Что при этом чувствовали сами мальчики?
-Что чувствует человек, оказавшись в такой же ситуации как эти мальчики? (Ему стыдно)
— Как решил поступить третий мальчик? Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?
-Получается, что легче? (Сказать правду)
-О правде и лжи сложено много пословиц.
Работа в парах:
Составь пословицы:
«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
«Красива ложь, да от правды не уйдёшь.»
«Один раз обманул, другой не поверят»
— Какая пословица подходит к рассказу В.Осеевой.
-А может ли неправда, сказанная человеком, навредить ему самому? (Раз солжёшь, другой не поверят.)(Басня «Лгун» Л.Н. Толстого»)(человеку не верят, с ним не хотят общаться)
РАБОТА В ПАРАХ
СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Впиши данные слова вместо пропусков
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен –
Ошибся –
Не можешь сказать правду –
Поступай только ….
— Как нужно вести себя, чтобы заслужить репутацию честного человека? (ПРОВЕРКА)
— Чтобы вас считали честным человеком, что вы для этого делаете?
Ресурсный круг.
Начинай словами:
Я хочу быть честным человеком, поэтому я…..
( Ответы детей:не буду обманывать, буду говорить правду, не буду обещать если знаю, что не смогу выполнить обещанное, не буду обманывать даже в шутку….)
— Я надеюсь, что вы всегда будете поступать именно так, и это поможет вам быть честными людьми.
Итог:
Что мы хотели выяснить сегодня на занятии?
Какой путь выбираете вы?
-Закончить наше занятие я хотела бы стихотворными строчками:
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!
— Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.
Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен – ___________________________________________________
Ошибся – _____________________________________________________
Не можешь сказать правду – _____________________________________
Поступай только __________________________________________________
Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен – ___________________________________________________
Ошибся – _____________________________________________________
Не можешь сказать правду – _____________________________________
Поступай только ________________________________________________
Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен – ___________________________________________________
Ошибся – _____________________________________________________
Не можешь сказать правду – _____________________________________
Поступай только _______________________________________________
Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен – ___________________________________________________
Ошибся – _____________________________________________________
Не можешь сказать правду – _____________________________________
Поступай только __________________________________________________
ПРАВДА | ЛОЖЬ |
ПРАВДА | ЛОЖЬ |
ПРАВДА | ЛОЖЬ |
ПРАВДА | ЛОЖЬ |
Правда в огне не горит Лучше горькая правда, Красива ложь, Один раз солгал — | чем сладкая ложь. да от правды не уйдёшь. другой не поверят. и в воде не тонет. |
Правда в огне не горит Лучше горькая правда, Красива ложь, Один раз солгал — | чем сладкая ложь. да от правды не уйдёшь. другой не поверят. и в воде не тонет. |
Правда в огне не горит Лучше горькая правда, Красива ложь, Один раз солгал — | чем сладкая ложь. да от правды не уйдёшь. другой не поверят. и в воде не тонет. |
Осеева В. «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Ложь может приносить вред окружающим. | |
Люди любят обманщиков. | |
На березе растут шишки. | |
На елке растут яблоки. | |
Писатели пишут книги. | |
Наша земля плоская. | |
Вчера был четверг. | |
ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю. | |
ЖИ, ШИ пиши с буквой И. | |
Если дома становиться скучно, мы идем гулять. | |
Зимой идет снег. | |
Домашним животным нужна забота людей. | |
Пешеходу не нужно соблюдать правила дорожного движения | |
Летом у школьников каникулы. | |
Спички детям не игрушка. | |
Друга можно обманывать. | |
ПРАВДА | ЛОЖЬ |
Лежащие и дети
Лежащие и дети
№ 44; Обновлено в июле 2017 г.
Родители часто обеспокоены ложью своего ребенка или подростка. Они могут задаться вопросом, является ли это причиной для беспокойства или ожидаемым для стадии развития ребенка. Родители играют важную роль в том, чтобы помочь своим детям узнать о честности и нечестности.
Ложь, вероятно, не является серьезной проблемой:
Маленькие дети (4-5 лет) часто сочиняют истории и рассказывают небылицы. Это нормальное занятие, потому что им нравится слушать истории и придумывать истории для развлечения. Эти маленькие дети могут стирать грань между реальностью и фантазией.
Ребенок старшего возраста или подросток может солгать из корыстных побуждений (например, чтобы избежать каких-либо действий или снять с себя ответственность за свои действия). Родители должны реагировать на отдельные случаи лжи, говоря со своим ребенком о важности правдивости, честности и доверия.
Иногда подростки не говорят всей правды в определенных ситуациях, например, не рассказывают парню или девушке все причины расставания, потому что не хотят обидеть. Хотя честное общение важно, научиться объяснять свои чувства таким образом, чтобы показать заботу о другом человеке, также является важным навыком. Многие подростки могут лгать, чтобы защитить свою личную жизнь или помочь им почувствовать себя психологически отделенными и независимыми от своих родителей (например, отрицая, что они сбежали поздно ночью с друзьями).
Ложь, которая может указывать на эмоциональные проблемы:
Некоторые дети, которые могут отличить правду от лжи, рассказывают сложные истории, которые кажутся правдоподобными. Дети или подростки обычно рассказывают эти истории с энтузиазмом, потому что они получают много внимания, когда говорят неправду.
Другие дети или подростки, которые в остальном кажутся ответственными, попадают в привычку повторяющейся лжи. Им часто кажется, что ложь — это самый простой способ справиться с требованиями родителей, учителей и друзей. Эти дети обычно не пытаются быть плохими или злонамеренными, но повторяющаяся модель лжи становится плохой привычкой. Например, ребенок может солгать и сказать, что он закончил свою домашнюю работу, потому что у него трудности с выполнением домашней работы по причинам, связанным с обучением, вниманием и/или эмоциональными проблемами.
Другие подростки могут часто лгать, чтобы скрыть другую серьезную проблему. Например, подросток с серьезными проблемами с наркотиками или алкоголем будет постоянно лгать, чтобы скрыть правду о том, где он был, с кем был, чем занимался и куда ушли его деньги. Они часто плохо себя чувствуют из-за лжи, но опасаются серьезных неприятностей, если скажут правду. Есть также дети и подростки, которых не беспокоит ложь или использование других в своих интересах, если только их не поймают.
Что делать, если ваш ребенок или подросток лжет:
Родители являются самым важным примером для подражания для своих детей. Когда ребенок или подросток лжет, родители должны серьезно обсудить:
- разницу между выдумкой и реальностью, а также между ложью и правдой
- важность честности дома и в обществе
- альтернативы лжи
Если у ребенка или подростка появляется повторяющаяся модель серьезной лжи, может быть показана профессиональная помощь. Оценка детского и подросткового психиатра может помочь ребенку и родителям понять, а затем заменить лживое поведение более честным общением и доверием.
Почему дети врут и что с этим делать
В: Когда ваш ребенок лжет вам, это больно. Нас, родителей, это злит, и мы принимаем это близко к сердцу. Мы чувствуем, что больше никогда не сможем доверять нашему ребенку. Почему ложь вызывает у родителей такой гнев, боль и беспокойство?
Джеймс: Понятно, что родители очень боятся, что их дети пострадают и попадут в беду, но у них очень мало защиты от этих вещей, когда они отправляют своих детей в мир. Дети учатся у других детей и в средствах массовой информации, и это заставляет родителей чувствовать себя небезопасно, потому что они не могут контролировать информацию и идеи, которые представляются их детям.
Посмотрим правде в глаза. Информация доступна не только нашим детям; это ввели в них . Плохие идеи впихивают нашим детям в глотки их сверстники, некоторые взрослые, средства массовой информации. Родителю трудно контролировать своих детей, когда это происходит, и защищать их от собственных вредных импульсов и опасных внешних воздействий.
Честность вашего ребенка становится связующим звеном между тем, что происходит с ним во внешнем мире, и тем, что происходит дома. Вам нужно, чтобы он сказал вам честно что произошло сегодня, чтобы ты мог честно решить, лучше ли это для него.
Вам необходимо услышать эту информацию, чтобы решить, поможет ли она ему выполнять свои обязанности сейчас и в будущем. Когда родители не получают нужной информации, они боятся, что сделают неправильный выбор для своих детей.
Когда ваш ребенок лжет, вы начинаете считать его «подлым», особенно если он продолжает лгать вам. Вы чувствуете, что он идет за вашей спиной, что он подрывает вас. Мы начинаем думать, что наши дети «плохие». Мы устанавливаем связь, что если лгать плохо, то и лжецы плохи. Это так просто.
Родители должны возлагать на детей ответственность за ложь. Но ошибка родителей состоит в том, что они начинают обвинять ребенка во лжи. Считается аморальным врать. Но когда вы смотрите на своего ребенка так, как будто он подлец и оператор, который подрывает ваш авторитет, это скользкий путь, который начинается с «Ты лжешь» и заканчивается «Ты плохой человек». Я думаю, что восприятие вашего ребенка способствует большей лжи. Если ваш ребенок думает, что вы считаете его «плохим», он будет скрывать от вас правду еще больше, потому что не хочет быть плохим. Несмотря на то, что они лгут, дети не хотят разочаровывать своих родителей.
В: Давайте посмотрим на это с точки зрения ребенка. Что происходит в голове ребенка, когда он лжет своим родителям?
Джеймс: Допустим, вы едете по межштатной автомагистрали, и ограничение скорости составляет 65 миль в час. Вы знаете, что если вы едете со скоростью 65 миль в час по межштатной автомагистрали, это самая медленная скорость, и люди пролетают мимо вас, сигналят вам и обзывают. Итак, вы едете со скоростью 75 миль в час… и вас останавливает полицейский. Он говорит: «Мисс. Джонс, с какой скоростью ты ехал? И большинство людей говорят: «Шестьдесят пять». Или: «Я думал, что делаю шестьдесят пять, офицер, или, может быть, чуть больше шестидесяти пяти». Почему люди так нечестны? Потому что они понимают, что быстрая езда — это запрещено . Но они не понимают, что это обидно. Мы понимаем, что так быстро ездить неправильно и есть последствия. Но мы не понимаем, что это действительно кому-то вредит и подвергает людей риску.
То же самое и с детьми. Они знают, что ложь запрещена. Но они не считают это вредным. Не так, как родители считают это обидным. Поэтому ребенок скажет: «Я знаю, что это неправильно, что я съел сахарную закуску, когда не должен был. Но кому это больно?» «Я знаю, что это неправильно, что я променял свои сухофрукты на Twinkie. Но на самом деле это никому не вредит. Я могу с этим справиться. Подумаешь?» Это то, что видит ребенок.
Когда они не считают это обидным, действуют две разные системы ценностей: семейная система ценностей, которая говорит, что это запрещено, и детская система ценностей, которая говорит, что если это никому не причиняет вреда, какая вам разница? Малыш рационализирует свои действия и оправдывает свое поведение тем, что это никому не причиняет вреда. В итоге нечестная ситуация. Ложь.
Когда вы достигаете подросткового возраста, ставки становятся намного выше. Но мышление остается прежним. Дети курят травку, пьют и говорят: «Ну, это никому не вредит. Мои друзья курят травку, и им это не вредит. Я знаю, что пить нехорошо, но мои родители пьют, и им это не вредит. Я могу с этим справиться. Я старше, чем думают мои родители». Они знают, что это запрещено. Они либо не считают это обидным, либо оправдывают обиду.
В: Так как же родителям лучше справляться со ложью, чтобы они не чувствовали обиды и негодования по этому поводу и чтобы ребенок научился не лгать?
Джеймс: Первое, что вам нужно сделать, это остерегаться придавать лжи слишком много силы. Если у вас есть ребенок, который злится на вас или чувствует себя разочарованным и бессильным, и если он думает, что может получить власть над вами, сказав вам ложь, он будет использовать нечестность, чтобы получить эту власть. Он будет скрывать информацию и лгать по недосмотру, когда вы пытаетесь узнать правду. Он будет давать вам небольшие кусочки информации, и это заставляет его чувствовать себя сильным. Это ловушка для родителей. Честность важна, но если вы слишком сильно заявите об этом своим детям, они воспользуются этим, чтобы иметь над вами власть. Вы должны держать эти вещи определенного размера, чтобы их не использовали против вас.
Второе, что нужно помнить, это то, что вы должны понимать силу культуры, в которую входят дети. Это очень мощная культура, которая оказывает сильное давление, чтобы «вписаться». Они могут чувствовать себя виноватыми, если лгут своим родителям. Но, опять же, они думают: «Это не так обидно, и мои родители просто не понимают». Конечно, родители понимают. Они боятся, и они должны быть.
Так что я думаю, что родители должны исходить из того, что дети будут лгать им, потому что они незрелые и не понимают, насколько это вредно. Их также тянет к азарту, а их родителей — нет. Не то чтобы хороших детей не тянуло к азарту и риску, в отличие от плохих. Дело не в том, что хорошие дети не лгут, а плохие — лгут. Их всех тянет к азарту, и все они склонны искажать правду, потому что они дети.
Я думаю, родители должны иметь дело со ложью так же, как полицейский справляется с превышением скорости. Если вы едете слишком быстро, он дает вам билет. Его не интересуют многочисленные объяснения от вас. Он просто даст вам следствие. Посмотрите на это таким же образом с вашим ребенком. Он не сказал правды, независимо от того, была ли правда искажена, упущена или утаена. Просто за это должны быть последствия. В первый раз, когда вы лжете, вы ложитесь спать на час раньше. Во второй раз вы теряете свой телефон. Это должно быть что-то, что чувствует ребенок. Ты теряешь телефон на двадцать четыре часа. Ты теряешь телефон на два дня. Вы теряете время за компьютером или телевизор.
Последствия должны вызывать дискомфорт у ребенка, иначе они ничего не изменят. Идея состоит в том, что в следующий раз, когда он столкнется с тем, чтобы сказать вам правду или соврать, он вспомнит, как неудобно ему было, когда он понес наказание за ложь, и вместо этого скажет вам правду.
Следствие должно быть о лжи. Если для инцидента есть отдельное последствие, оно должно быть рассмотрено отдельно. Если вы вернетесь домой позже комендантского часа и скажете мне правду, вы все равно можете потерять выход в пятницу вечером, но вы не потеряете свой телефон. Если ты солжешь мне, ты потеряешь обоих.
Родители не должны вдаваться в этику. Просто будьте ясны. Врать нехорошо, это обидно, и в нашем доме мы говорим правду. Но не превращайте это в моральную проблему. Сделайте это технической проблемой. Вы нарушили закон. Вы нарушили правила. Это ваши последствия.