Почему на востоке женщины не работают: Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке

Содержание

Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке

  • Forbes Woman
Фото Getty Images

Социолог Вероника Костенко о взглядах на гендерный вопрос в арабском регионе и о том, какие поколения демонстрируют в этой области наименее консервативный подход

Положение женщин в Арабском мире со стороны кажется очень тяжелым и практически одинаковым во всем регионе. На самом деле, арабские страны сильно отличаются друг от друга, и многие из них существенно меняются, в том числе и в вопросе положения женщин. Например, в Ливане – наиболее прогрессивной стране региона – рождаемость такая же, как в России (1,72 ребенка на одну женщину), а в консервативной Саудовской Аравии — 2,09, то есть на уровне, необходимом для воспроизводства населения. Даже в Йемене, где положение женщин, согласно данным ООН, хуже всего в мире, этот показатель составляет 3,63, а не 7-8, как 30 лет назад.

Когда женщине не нужно рожать и воспитывать семерых детей, ее жизнь принципиально меняется, появляются возможности учиться и выходить на работу, а самостоятельный заработок, как свидетельствуют многие теоретики феминизма, – главное условие эмансипации. Эти перемены отражаются в ценностях людей, которые исследуют с помощью международных массовых опросов (например, этим занимаются проекты Арабский барометр и Всемирное исследование ценностей).

Есть арабские страны, где положение женщин было очень уязвимым на протяжении всего XX века, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании, Северном Йемене и Судане. Еще в 2000-х годах некоторые экзотические законы этих стран продолжали удивлять. Например, в Саудовской Аравии женщины не могли голосовать, водить машину, появляться на публике без сопровождения, самостоятельно распоряжаться имуществом. Но в последние годы в этой стране, также как в Кувейте, Катаре и Арабских эмиратах, нефтяное богатство начинает менять ценности в сторону большей свободы. Это происходит в связи со сменой поколений: молодые люди имеют возможность получать хорошее образование — в том числе, за рубежом, путешествовать и расширять свои представления о том, что допустимо и нормально.

Но многие арабские страны не всегда были такими патриархатными, как сейчас. В некоторых из них женщины в 50 — 60-х годах были намного свободнее, чем их внучки сегодня, как можно увидеть, например, в образовательном проекте 100 years of beauty. В постколониальный период 1950-х – 1960-х годов религия ушла на второй план: освободительные движения против европейских колонизаторов были светскими, и многие из них поддерживались Советским Союзом. У женщин было больше возможностей для самовыражения, кроме того, некоторые арабские страны проводили политику эмансипации на государственном уровне, например, Тунис, Алжир, Ирак, Египет и Южный Йемен. В этих странах было обязательное школьное образование для девочек, женщин поощряли выходить на работу. Интересно, что даже сейчас люди, чья молодость пришлась на эти годы, демонстрируют самые свободные взгляды на отношения полов.

Примером может служить уже упомянутый Йемен: с 1967 по 1990 год он был разделен на две части – Южный и Северный Йемен, которые находились в разных идеологических сферах влияния: социалистической (первый получал поддержку СССР) и консервативной (второй поддерживался Западными странами и монархиями Персидского залива). В южной части женщины получили равные права с мужчинами, возможность работать. Был введен запрет на вступление в браки несовершеннолетних и браки по принуждению. После распада СССР ценности стали смещаться в консервативную сторону, однако жители Южного Йемена, рожденные в 1940-1960-е годы, демонстрируют более прогрессивные взгляды на гендерный вопрос, чем их ровесники из Северного Йемена, и даже чем современная молодежь в обеих частях страны.

В 1980-е годы в силу политических причин — усиления исламизма, разочарования в западном образе жизни и ослабления советского влияния – нравы стали меняться. Сказался и нефтяной бум 1970-х годов, который предоставил консервативным странам — Саудовской Аравии, Бахрейну, Кувейту, Оману, Катару и ОАЭ — средства для того, чтобы продвигать свою идеологию в арабском мире.

В некоторых мусульманских неарабских обществах, например, в Афганистане и Иране, женщины были поражены в правах до такой степени, что стало сложно получить образование, не говоря о том, чтобы выйти на улицу без головного убора. В тех арабских странах, которые прошли через гражданские войны, проблемы неравноправия стали намного острее (например, в Ираке или Сирии), как всегда происходит в опасные времена.

Получается, что политика по обеспечению большего равноправия полов приводит к быстрому изменению взглядов людей, особенно молодых, причем это работает даже в самых консервативных обществах. Те люди, которые застали свободные времена в годы своей молодости, сохраняют более эгалитарные взгляды на всю жизнь, даже если политическая ситуация кардинально меняется. Другим важным фактором, который воздействует на поддержку равноправия, остается стабильность и финансовое благополучие. Войны и опасности ставят на первый план ценности выживания, а более тонкие вопросы отбрасывают на задний план. Богатство же меняет даже самые консервативные общества, и на смену поколениям жестких и авторитарных людей приходят их дети, намного более образованные и поддерживающие равенство.

Женщины и арабская весна꞉ продолжение борьбы за равные права

Демократические движения на Ближнем Востоке и в Северной Африке отличились выдающейся ролью женщин, которую они в них играли. Однако ощутимый прогресс не был достигнут без конфликтов и разногласий.

Несколько стран данного региона в настоящее время переживают переходный период, в том числе выборы, составление новой Конституции и новых законов и, в некоторых случаях, учреждение механизмов переходного правосудия. Результат этих процессов очень важен для прав женщин и их статуса в контексте новых демократических режимов.

В рамках недавнего заседания представителей СМИ и гражданского общества в Бейруте Нада Дарвазе из Управления ООН по правам человека на Ближнем Востоке заявила꞉ «В конце концов, арабские восстания позволили женщинам потребовать их более широкого представительства и участия в жизни общества, что стало чем-то революционным и в какой-то мере противоречащим десятилетиям гендерных стереотипов».

Однако эта более выдающаяся роль влечет за собой риск꞉ «Женщины сталкиваются с угрозами по признаку гендерной принадлежности в странах, где продолжается конфликт или происходит переходный процесс, в том числе, но не ограничиваясь этим, с гендерным насилием, как в общественной, так и в частной сферах, которое проявляется в вербальных и сексуальных оскорблениях, доходящих в некоторых контекстах до крайних случаев изнасилования», — отметила Дарвазе.

Собравшись на заседании по вопросу о ситуации с правами женщин после арабских восстаний, участники заседания обсудили гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин после «арабской весны» и политические и судебные реформы, которые теперь должны быть проведены, в том числе введение системы квот для обеспечения представительства женщин на должностях, принимающих решения.

«Главная проблема этого региона заключается в том, чтобы решить, как усилить приверженность правительств полной реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) — соглашения, которое уже давно ратифицировано государствами данного региона», — заявила Дарвазе.

Осуществление положений Конвенции, как объяснила она далее, должно начаться с полного пересмотра того, каким образом составляются новые конституции, и учитывают ли они роль женщин в процессах принятия решений на национальном уровне.

Учрежденное в Бейруте в 2002 г. региональное отделение УВКПЧ на Ближнем Востоке давно стремится к принятию всеобъемлющих положений об усилении защиты прав человека в этом регионе. На предыдущем региональном заседании в 2012 г., приверженные работе с женщинами-правозащитниками и их защите, активисты из Бахрейна, Египта, Ливии, Сирии, Туниса и Йемена собрались вместе, чтобы оценить изменения в регионе и стратегии для продвижения прав женщин в ходе развития политических и правовых систем этих стран.

«От Туниса до Египта, в Бахрейне, Сирии, Йемене и Ливии женщины в регионе сделали свое участие отличительной чертой восстаний», — отметила Дарвазе.

По мнению главы Отдела по вопросам верховенства права и демократии Управления ООН по правам человека Моны Ришмави, женщины-правозащитники зачастую маргинализированы в своей работы и исключены из общества.

«Однако они предприняли большой шаг к тому, чтобы освободиться от страха, что очень важно для укрепления их голоса за изменения. Вопрос в том, как сохранить этот луч надежды», — сказала Ришмави в своем обращении к участникам регионального заседания.

«Положение женщин ухудшилось со времени восстаний», — заявила участница из Египта. «Некоторые пагубные практики возвращаются по причине отсутствия безопасности; среди них — ранние браки, когда некоторые семьи выдают своих дочерей замуж раньше, чтобы они были в большей безопасности».

«В тех случаях, когда женщины избираются на какую-либо должность, они встречают яростное сопротивление, предлагая законы, касающиеся равноправия женщин в обществе», — отметила она.

Другая участница из Йемена рассказала, как сначала восстание, казалось бы, шло женщинам на пользу. «Но сейчас делается все возможное, чтобы очернить репутацию женщин», — заявила она, сообщая о сексуальном характере общественных нападений на активисток.

Еще одна участница согласилась с этим мнением, отметив, что в Ливии изнасилования являются существенной проблемой.

«Жертв заставляют выходить замуж в ужасных условиях, но браки некоторых женщин, которые беременеют в результате изнасилования, аннулируются. Семьи отворачиваются от них, и с ними обращаются как с проститутками», — рассказала она.

Другая выступающая описала ситуацию, которая предшествовала восстаниям в Тунисе, где репрессии применялись как к женщинам, так и к мужчинам.

«А сейчас женщины-правозащитники стали олицетворением зла», — заявила она. «Раньше я испытывала трудности, потому что я правозащитник. Теперь я сталкиваюсь с трудностями, потому что я женщина».

22 марта 2013 г.

Несмотря на высокий уровень образования, арабские женщины по-прежнему не имеют работы

  • Маха Эль-Сваис

|

Эта страница в:

  • Английский

  • Французский

  • العربية

Согласно Докладу о глобальном гендерном разрыве за 2015 год (2015), 13 из 15 стран с самым низким уровнем участия женщин в рабочей силе находятся на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВСА). В Йемене самый низкий уровень работающих женщин, за ним следуют Сирия, Иордания, Иран, Марокко, Саудовская Аравия, Алжир, Ливан, Египет, Оман, Тунис, Мавритания и Турция.

 
Итак, почему участие женщин в рабочей силе в БВСА так низко, особенно когда уровень образования девочек и мальчиков одинаков, и особенно когда девочки часто превосходят мальчиков?
 
Согласно исследованию, недавно представленному доктором Рагуи Ассааду во Всемирном банке,  распределение академических баллов для мальчиков и девочек в основном одинаково в самых густонаселенных странах региона: Алжире, Египте, Иране, Марокко, Турции и Ливане. И, согласно его отчету « Равенство возможностей в образовании на Ближнем Востоке и в Северной Африке, »  похоже, что в богатых нефтью странах Персидского залива  , а также в Иордании и Палестине девочки превосходят мальчиков в учебе.
 
В Саудовской Аравии женщины лучше мужчин преуспевают в естественных науках и математике  . Исследования показывают, что в Иране девочки «догнали мальчиков, сократив разрыв в баллах между 1999 и 2007 годами как по математике, так и по естественным наукам». А Джордан всегда был лучшим в образовании: девочки опережали мальчиков существует десятилетиями.
 
Тот факт, что девочки превосходят мальчиков по математике в Бахрейне, Дубае, Омане, Катаре и Саудовской Аравии, особенно необычен, поскольку идет вразрез с глобальными тенденциями. Это может означать, что в богатых нефтью странах Персидского залива у мальчиков отсутствуют стимулы преуспевать, , возможно, потому, что мальчики «обычно предпочитают» получать работу в правительстве и заботиться о них за счет доходов государства.
 
Так почему же в составе рабочей силы мало арабских женщин-ученых, инженеров и других работников? Среди многих экономических факторов, на которые указывает Ассаад, выделяются три причины: 1) патриархальная структура штатов в регионе, 2) доминирующая занятость в государственном секторе и слабая занятость в частном секторе и 3) негостеприимная деловая среда для женщин из-за консервативного характер гендерных ролей и отсутствие поддержки репродуктивных и семейных расходов.
 
Во-первых, социально-экономическая среда не поощряет женщин к работе, несмотря на то, что побуждает их получать образование, особенно в богатых нефтью странах Персидского залива. Нефть и связанные с нефтью доходы увековечивают патриархальные семейные структуры, потому что само государство является «патриархом» своих граждан, нанимая их и обеспечивая готовым доходом. Это означает, что гражданам не нужно искать способы заработать деньги вне государственной опеки, и они могут просто укрепить уже существующие консервативные гендерные роли, когда женщины остаются дома.
Нефть и доходы, связанные с нефтью, также структурируют экономику вдали от секторов с интенсивным участием женщин .
 
Во-вторых, патриархальные государственные институты часто означают слабый, зависимый частный сектор  , который не хочет или не может позволить себе брать на себя издержки репродуктивной роли женщин. Это серьезно препятствует практическому и логистическому участию женщин в рабочей силе.
 
В-третьих, негостеприимная деловая среда в частном секторе отпугивает женщин от работы  . Ни в одной арабской стране нет установленной законом квоты на долю женщин, которую она должна включать в советы директоров корпораций. Только Марокко и Джибути имеют законы против гендерной дискриминации при приеме на работу   и о равном вознаграждении за равный труд. Алжир также вынес решение в пользу равной оплаты за равный труд.

Юридические ограничения и проблемы с транспортом (например, в Саудовской Аравии, где женщинам запрещено водить машину), а также гендерные нормы в отношении видов работ, которые могут быть у женщин, заставляют большинство женщин работать в государственном секторе , а не в частном. Работа в государственном секторе более стабильна, как и доход, а рабочее время считается социально приемлемым.
 
Брак, как отмечает Ассаад, является «переломным моментом» с точки зрения способности женщин продолжать работать в частном секторе. Это не относится к женщинам, работающим в государственном секторе и на неоплачиваемой работе, где их перспективы продолжают «значительно расти после замужества». Таким образом, идея о том, что работа в государственном секторе является лучшей работой для женщин, которые хотят выйти замуж, укрепляется. Без сильного частного сектора, стимулирующего нанимать больше женщин, они будут продолжать конкурировать в проигрышной битве за ограниченное количество рабочих мест в государственном секторе со всеми мужчинами в патриархальном государстве, которое их благоволит.
 
Однако важно отметить, что, несмотря на то, что уровень участия женщин в рабочей силе в странах Персидского залива ниже, чем в других странах с высоким уровнем доходов по всему миру, Бахрейн, Кувейт, Катар и ОАЭ имеют одни из самых высоких показателей работающих женщин, чем в область. Возможно, это связано с преобладанием в этих странах более крупных государственных секторов, где, опять же, предпочитает работать большинство арабских женщин. (Исключением является Саудовская Аравия, где участие женщин в рабочей силе колеблется около 21%, согласно отчету «Женщины, бизнес и право» за 2016 г.)
 
По оценкам, регион теряет 27% дохода из-за дефицита участия женщин в рабочей силе. Арабский мир может компенсировать эти потери, изменив экономическую модель, чтобы стимулировать более сильный частный сектор, создать больше рабочих мест и упростить и сделать более социально приемлемым выход женщин на рынок труда.

Темы

Пол

Страны

Алжир

Джибути

Египет

Иран

Ирак

Иордания

Kuwait

Lebanon

Libya

Morocco

Oman

Qatar

Saudi Arabia

Syrian Arab Republic

Tunisia

United Arab Emirates

West Bank and Gaza

Yemen

Regions

Middle Восточная и Северная Африка

Авторы

Maha El-Swais

Ведущий специалист по цифровым СМИ, регион MENA, Группа Всемирного банка

Другие блоги Maha

Goats and Soda : NPR

МУМБАЙ, Индия. Адити Дхулап, выросший в городе Болливуда, крупнейшей в мире киноиндустрии, мечтал стать актером. Или, может быть, стюардесса. Она никогда не думала о работе в офисе с 9 до 5.

До семейной трагедии, произошедшей 28 лет назад, все изменилось.

49-летняя Адити Дхулап работала в немецкой производственной компании Siemens, пока семейный кризис не вынудил ее бросить работу и взять на себя роль сиделки. Она живет в Бандра-Ист, пригороде Мумбаи, Индия. Индранил Адитья для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Индранил Адитья для NPR

Младший брат Дулапа погиб в железнодорожной катастрофе. А у ее отца было заболевание сердца, которое угрожало его способности продолжать работать. Внезапно финансовая безопасность семьи среднего класса упала на Дхулапа. Ей было всего 21.

«Моему отцу нужно было, чтобы я работал охранником у мамы и у меня самого», — объясняет Дхулап, которому сейчас 49 лет. «Мы не должны быть зависимыми или раскидывать руки перед другими, потому что не было мужчины, который мог бы нас поддержать».

Так она устроилась секретарем в мумбайский офис немецкой производственной компании Siemens. В то время устроиться на работу в крупную иностранную фирму было большим делом, особенно для женщины, вспоминает она. Дхулап процветала, и в течение следующих 20 лет она поднималась по служебной лестнице в Siemens, и ей это нравилось.

Она была руководителем и жила в типичном совместном доме индийской семьи со своими родственниками и детьми, когда в 2005 году умер ее свекор. Потом давняя домработница семьи вышла замуж и уехала. Неожиданно на Дхулапа выпала роль воспитателя.

Итак, она сделала то, что ежегодно делают миллионы индийских женщин: уволилась с работы.

По мере того, как их страна становится богаче, индийские женщины становятся здоровее, образованнее, но остаются безработными

Экономика Индии – одна из самых быстрорастущих в мире. (МВФ прогнозирует рост Индии в этом году на уровне 6,8% по сравнению с 1,6% в США.) К 2030 году Индия, по прогнозам, станет третьей по величине экономикой в ​​мире, уступая только США и Китаю. Каждый год миллионы индийцев выходят из нищеты.

Доля женщин в рабочей силе Индии, таких как эти сотрудники колл-центра, сокращается. За почти два десятилетия уровень участия женщин в рабочей силе в Индии снизился с 32% в 2005 году до 19% в 2021 году. Экономисты пытаются понять, почему. Чандан Кханна / AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Чандан Кханна / AFP через Getty Images

Обычно, когда женщины работают, это благо для любой экономики. Большинство стран развиваются быстрее, когда в их рабочей силе работают женщины. Это справедливо и для Индии. На протяжении 1990-х и особенно в начале 2000-х годов, когда наблюдался устойчивый рост ВВП, участие женщин в рабочей силе росло, хотя и с очень низкого уровня.

Проблема в том, что их все еще очень мало.

Согласно последним данным Всемирного банка, с 2021 года менее 1 из 5 индийских женщин работают – по крайней мере официально. (Хотя большая часть работы в Индии носит неформальный характер — сельскохозяйственная или домашняя работа — которая часто не учитывается.)

Это ниже, чем доля женщин в Пакистане, и примерно соответствует уровню Афганистана до прихода к власти талибов в 2021 году. (Несмотря на то, что и Пакистан, и Афганистан значительно беднее, с более строгими социальными нормами и меньшей мобильностью женщин.)

Низка не только доля женщин в рабочей силе Индии. Он снижается.

На протяжении почти двух десятилетий уровень участия женщин в рабочей силе в Индии выглядит как устойчивая нисходящая кривая: с 32% в 2005 году до 19% в 2021 году — самом последнем году, по которому доступны статистические данные.

По мере развития Индии женщины выбывают из ее рабочей силы – в рекордном количестве. Это происходит среди богатых и бедных женщин, в городских и сельских районах, среди представителей различных социальных классов, религий и возрастных групп.

На самом деле, это происходит даже среди бедных сельских женщин, которые, возможно, больше всего нуждаются в зарплате.

Экономисты в тупике.

«Это изменение создало для нас загадку. Что происходит на индийском рынке труда, особенно в период сильного экономического роста?» — спрашивает Шер Верик, экономист Международной организации труда, которая в 2014 году провела основополагающее исследование женского труда в Индии и продолжает отслеживать его сокращение.

Экономисты называют шесть факторов, которые могут помочь объяснить эту экономическую загадку: процветание, образование, социальные нормы, забота о безопасности, проблемы со статистическими измерениями и отсутствие достойной и продуктивной занятости.

Фактор №1: Процветание означает, что женщинам не нужно работать

Эти рабочие работают в женской смене на складе на окраине Ченнаи, Индия. Аниндито Мукерджи // Bloomberg через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Аниндито Мукерджи // Bloomberg через Getty Images

Эти рабочие работают в женской смене на складе на окраине Ченнаи, Индия.

Аниндито Мукерджи // Bloomberg через Getty Images

По мере роста доходов домохозяйств женщины выбывают из рабочей силы Индии просто потому, что они могут себе это позволить. Многим больше не нужно выполнять изнурительную работу в сельском хозяйстве или заниматься другим ручным трудом.

«По мере роста экономики женщины отказываются от работы, отчасти потому, что женская работа рассматривается как резервная или чрезвычайная мера», — говорит А. Л. Шарада, социолог, демограф и директор группы социального обеспечения Population First из Мумбаи. «В тот момент, когда семья становится экономически стабильной, они ожидают, что женщина уйдет с рынка труда».

Таким образом, женщины переходят на работу и увольняются в зависимости от потребностей своей семьи. Так было и с Дхулап, которая пошла работать в Siemens, когда ее семья испытала финансовый кризис, а затем уволилась с работы, как только ее семья накопила сбережения.

То же самое относится и ко многим малообеспеченным людям. Ибрагим Найкоди, водитель авторикши в Мумбаи, говорит, что только когда этой осенью резко возросла инфляция, он и его жена обсудили возможность ее работы вне дома.

«Поскольку цены на продукты растут, мы изо всех сил пытаемся оплатить обучение детей в школе, — объясняет Найкоди. «Сейчас мы не можем выжить на один доход».

Фактор № 2. Получение образования лишает женщин возможности работать

Студенты празднуют после получения высшего образования. Когда женщины учатся в университете, они отсутствуют на рабочем месте — еще одна причина, по которой доля женщин в рабочей силе в Индии снижается. Прабхат Кумар Верма / Pacific Press / LightRocket через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Прабхат Кумар Верма / Pacific Press / LightRocket через Getty Images

Сегодня индийские женщины более грамотны и образованны, чем когда-либо прежде. Они учатся в школах и колледжах в большем количестве и остаются в школе дольше, чем предыдущие поколения.

Но это не привело к созданию рабочих мест – по крайней мере, статистически.

Время, проведенное в школе или университете, считается временем, проведенным вне оплачиваемой работы. «Конечно, мы считаем это важной и позитивной тенденцией, — говорит Верик, экономист МОТ. «Это автоматически приводит к сокращению рабочей силы для возрастной группы, которая учится в школе».

Но одно стремление к образованию не может разгадать тайну. Это искажает данные о рабочей силе в основном только для женщин в возрасте от 20 до 20 лет.

«Это не объясняет, что происходит во всех возрастных группах», — говорит Верик.

Фактор № 3: Распространенное убеждение, что женщины не должны работать вне дома

Адити Дхулап, которая когда-то работала в немецкой производственной компании Siemens, была вынуждена уйти в отставку, чтобы взять на себя семейные обязанности в своем доме в пригороде Мумбаи. Индранил Адитья для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Индранил Адитья для NPR

Несмотря на быстрое развитие своей страны, многие индийцы по-прежнему придерживаются консервативных представлений о роли женщины в семье.

«Семья является главным приоритетом для многих женщин во всем мире, но особенно в такой стране, как Индия, которая очень традиционна. Мы по-прежнему живем в совместных семьях, состоящих из нескольких поколений, с обязательствами и прославленным образом женщин как матерей, жертвующих, заботящихся и воспитание», — говорит Шарада, социолог. «Другим аспектам женщины — соперницы или успешницы с устремлениями — не придается большого значения».

Так было и с Дхулапом. Когда обязанности росли, ее семья поощряла ее оставаться дома, отдавая предпочтение неоплачиваемому домашнему труду, а не ее профессии.

«Как замужняя женщина, когда вы живете в [совместной] семье, вы не можете сделать всех счастливыми», — вспоминает Дхулап. «Моя мать в то время не поддерживала меня. Моя свекровь не поддерживал».

Фактор № 4: Миграция оставила у женщин проблемы с безопасностью

Женщины-пассажиры пользуются пригородными поездами в Мумбаи. Безопасность в общественном транспорте волнует работающих женщин. Сатьябрата Трипати / Индостан Таймс через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Сатьябрата Трипати / Индостан Таймс через Getty Images

Массовая волна миграции из сельской местности Индии также может иметь непредвиденные последствия для женщин. Часто первым мигрирует одинокий рабочий-мужчина, оставляя женщин и детей в родовой деревне, где жена фактически становится родителем-одиночкой. У нее меньше возможностей искать оплачиваемую работу вне дома.

Когда женщины мигрируют в городские районы, они часто беспокоятся о безопасности. Они могут знать своих соседей не так хорошо, как в деревнях своих предков. И если они получают работу, им, возможно, придется ездить на работу на большие расстояния или ночью — на общественном транспорте, который часто ненадежен и небезопасен.

В 2012 году групповое изнасилование стажера-медика со смертельным исходом в автобусе в Нью-Дели вызвало у индийцев панику из-за сексуального насилия. После этого международный опрос экспертов по женским вопросам признал Индию самой опасной страной в мире для женщин. Это было основано на восприятии, а не на данных о преступности, и правительство Индии воспротивилось этому. Но тем не менее это укрепило мысль о том, что женщин нужно защищать.

«Социальные нормы действуют как ограничение. В сельской местности трудно работать вне дома, потому что вам, возможно, придется преодолевать большие расстояния, а общественного транспорта там нет», — говорит Верик из МОТ. «Но тогда в городских районах могут возникать опасения по поводу безопасности таких поездок, и некоторые семьи решают, что в конечном итоге не стоит рисковать».

Городская инфраструктура не поспевает за этим потоком мигрантов. Стартапы и гиг-экономика заполнили этот пробел, но они также несут риски для женщин, говорит экономист Риту Деван, первая женщина-директор экономического факультета Мумбайского университета.

«Насилие в отношении женщин усугубляется приватизацией. Возьмем, к примеру, Uber! Это недоступный вариант для большинства работников», — говорит Деван. «Но тогда для женщин, даже если они могут себе это позволить, это рискованно, потому что водитель — это тот, кого вы никогда в жизни не видели».

Фактор № 5: Трудно измерить женский труд в первую очередь

Когда статистика показывает, что уровень женского труда в Индии составляет около 20%, это не означает, что 80% женщин не работают.

Женщины выполняют много неоплачиваемой работы – ведут домашнее хозяйство, занимаются посадкой и сбором урожая на семейной ферме – это не учитывается. Часто это происходит потому, что работники, в том числе и сами женщины, могут даже не осознавать, что эти виды труда должны даже классифицироваться как таковые.

«Женщины также занимаются экономией средств — например, собирают топливо и дрова», — говорит Деван. «Таким образом, вы можете не получать доход, но вы заменяете отсутствие дохода своей экономической деятельностью, которая обычно не считается работой».

Фактор № 6: в Индии не хватает рабочих мест, подходящих и доступных для женщин

Сангита Ашок Девде, домработница в Мумбаи, говорит, что домашние работницы часто выгорают. «Никто из нас не получает достойную заработную плату или оплачиваемый отпуск», — говорит Девде. «Мое тело просто изношено в результате столь долгой работы в чужих домах, а также в моем собственном». Некоторые из ее друзей уволились с работы. Индранил Адитья для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Индранил Адитья для NPR

Сангита Ашок Девде, домработница из Мумбаи, говорит, что домработницы часто выгорают. «Никто из нас не получает достойную заработную плату или оплачиваемый отпуск», — говорит Девде. «Мое тело просто изношено в результате столь долгой работы в чужих домах, а также в моем собственном». Некоторые из ее друзей уволились с работы.

Индранил Адитья для NPR

В переулке шумного рынка в северном пригороде Мумбаи Сангита Ашок Девде и ее соседи сочувствуют своим работодателям. Все они работают уборщиками и поварами в чужих домах. Это спорадическая, небезопасная работа.

«Никто из нас не получает достойной заработной платы или оплачиваемого отпуска», — говорит Девде, которой около 45 лет. «Но как женщины, у нас тоже есть свои дома, о которых нужно заботиться. Мое тело просто изношено в результате столь долгой работы в домах других людей, а также в моем собственном».

Некоторые из ее друзей бросили домашнюю работу. Это слишком изнурительно. Но они необразованны и не могут найти ничего другого.

«Это вопрос о способности — или ее отсутствии — экономики создать достойную, производительную занятость, подходящую и доступную для женщин», — говорит Верик из МОТ. «Это ключевой фактор».

Это то, чего особенно не хватает неквалифицированным женщинам, таким как Девде и ее соседки, на которых лежит основная часть ухода за детьми и домашними обязанностями, или тем, кто живет в сельской местности. Другими словами, большинство женщин в Индии.

Слабое трудовое законодательство не помогает. В Индии нет национальной минимальной заработной платы или закона, регулирующего сверхурочную работу.

«Никакой сверхурочной работы, часто нет перерывов, вы на связи 24 часа в сутки. Но им повезло, что они работают», — сетует экономист Деван. «С этим огромным гендерным разрывом и огромной конкуренцией за рабочие места женщины вынуждены бросить учебу, потому что их часто считают второстепенными заработками».

Но это не относится к Devde. Она рассталась с мужем и пытается самостоятельно содержать сына. Для этого она подрабатывает на разных работах, убирая и готовя еду. Но один из них недавно заменил ее более молодым мужчиной, которому не приходится выполнять дома неоплачиваемую работу, как ей.

И что теперь?

В Индии проживает около 1,4 миллиарда человек, и их число продолжает расти. В этом году Организация Объединенных Наций прогнозирует, что Китай обгонит Китай как самую густонаселенную страну в мире.

А население Индии перекошено молодым. Здесь самое большое количество людей трудоспособного возраста в мире. Это то, что экономисты называют «демографическим дивидендом» Индии — концентрация молодых людей, которые, если они будут хорошо трудоустроены, могут способствовать росту Индии на десятилетия вперед.

Но быстрое развитие и большое население также несут с собой проблемы: смог, неадекватная инфраструктура, экономическое неравенство и безработица.

Таким образом, это может быть одной из самых больших проблем Индии, поскольку ее население растет: не только создание рабочих мест для всех ее рабочих. Но создать условия, которые позволят его работницам их брать.

«Вы не сможете поддерживать прогресс, если не возьмете с собой женщин», — говорит Шарада, демограф.