Почему я бледная: Бледность кожи — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения

Содержание

«Почему я сожалею о своем пристрастии к загару»

Лора Мэй Макмаллан годами посещала солярий, а все отпуска проводила на пляже. Только когда у нее обнаружили рак, она поняла, что любовь к смуглой коже поставила его жизнь под угрозу.

Я была одержима загаром.

Быть смуглой означало быть собой. Без загара я не узнавала себя в зеркале. Глупости, знаю. Но так я чувствовала.

Смуглая кожа повышала мое мнение о себе. Я часто повторяла, что она меня «тонизирует» — делает здоровее и более уверенной в себе.

На самом деле мое неудержимое желание быть загорелой было отнюдь не здоровым.

Не знаю, откуда это желание взялось. В школе я всегда была бледной, и в принципе я не склонна к навязчивым идеям. Думаю, солярий каким-то образом стимулирует положительные чувства. Когда человек находится на солнце, в его организме выделяется серотонин — «гормон счастья».

Примерно в 16 лет я начала посещать солярий — сначала раз в неделю, дважды, потом дошло до того, что я уже ходила туда каждый день. Признаю: у меня развилась зависимость.

Автор фото, BBC World Service

Підпис до фото,

После операции, без загара

Пропустити подкаст і продовжити

подкаст

Що це було

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

Випуски

Кінець подкаст

Родители говорили мне, что это вредно для кожи, но я не думала о последствиях. За десять лет я перепробовала множество соляриев в разных салонах и даже арендовала некоторые для домашнего использования.

Это был мой выбор, и я никого не обвиняю в том, что со мной произошло. И все же этот выбор был не вполне сознательный. За 10 лет никто из работников салонов не дал мне ни одного совета, как ухаживать за кожей или какой уровень ультрафиолетового излучения является безопасным. В салонах не было даже информационных плакатов.

Впрочем, большинство моих друзей понимали рискованность моего увлечения и пытались меня предостеречь. Перед каждым моим отпуском коллеги непременно шутили на эту тему.

«Какого цвета ты хочешь добиться в этот раз?» — «Цвета красного дерева», — всегда отвечала я.

С загаром я словно сама излучала тепло — не боялась никаких трудностей, всегда была в хорошем настроении и сама себе нравилась. Со временем загар, конечно, въедался все глубже и глубже, и я привыкла видеть себя коричневой и в редкие «бледные» моменты чувствовала себя некомфортно.

С постоянными визитами в солярий и зарубежными отпусками, в которых я проводила около шести недель в году, я навлекла на себя беду.

Около 12 лет назад я все же перестала загорать, потому что увидела, что от этого быстрее появляются морщины. Но даже и тогда мне не пришло в голову, что мне может грозить рак кожи, а тем более одна из самых смертоносных его форм — злокачественная меланома.

Это был самый сложный период моей жизни, но я очень счастлива, что выжила и теперь могу предостеречь других.

Моя жизнь навсегда изменилась 5 февраля 2014, когда я узнала, что больна раком. Шел пятый день моего двухнедельного отпуска на Канарском острове Фуэртевентура, и мы с моим женихом как раз устраивались на балконе, чтобы выпить чего-нибудь прохладного после прекрасного дня, проведенного на солнце.

И тут мне на телефон пришло сообщение от дерматолога с просьбой немедленно ему перезвонить. Месяц назад он делал биопсию маленького красного пятна, которое появилось у меня на ноге, на задней стороне.

Более чем за полгода до того, в июне 2013-го, я обнаружила это пятно и приняла его за укус насекомого. Оно не болело и не кровоточило, просто появилось неизвестно откуда. Мой участковый врач и дерматолог тоже подумали, что это укус насекомого, в котором начался воспалительный процесс. Я нисколько не волновалась.

Но через полгода я уже стояла в курортных апартаментах с телефоном в руках, слушая своего дерматолога: «Мне очень жаль, но это оказалась меланома». Тогда я еще не знала, что это значит, но у меня уже скрутило живот.

Я была шокирована, но я — человек положительный, поэтому я должна была как-то верить, что все будет хорошо. Я попала в руки к ведущим онкологам мира, которые великолепно разбираются в меланоме, и я была уверена, что обо мне позаботятся наилучшим образом. Очень благодарна моему врачу-консультанту Оудиту и его коллегам из манчестерской больницы Кристи.

Автор фото, BBC World Service

Підпис до фото,

Теперь Лора даже под одеждой использует крем с защитным фактором 50

В конце февраля прошлого года мне удалили часть тканей вокруг пятна, а также провели биопсию сигнального лимфатического узла. Меланома развивалась. Пришлось вырезать все лимфатические узлы с правой стороны паха, а также, по моему собственному желанию некоторые другие узлы тазовой части, методом лапароскопии.

4 июня, через неделю после основной операции, мне сказали, что меланомы в моем организме больше нет. Я обняла врача и подумала, что все уже позади — можно вернуться к обычной жизни. Я должна была бы прыгать от счастья, но тут я сломалась и предалась тревоге о том, что еще могло произойти у меня внутри.

Все, кто сталкивался с раком, знают, что он поражает не только один какой-то орган. Он меняет всю жизнь, и не только вашу, но и ваших близких. Я утратила всю уверенность в себе. Я не хотела ни на минуту оставаться в одиночестве. Временами я не могла как следует ходить самостоятельно или принять душ, не могла управлять авто. Несколько недель я ходила с дренажем на ноге и должна была ежедневно делать себе инъекции, чтобы предотвратить образование тромбов.

Краткая история загара

  • На протяжении многих столетий в моде была белая кожа, ведь она свидетельствовала о богатстве и отсутствии необходимости трудиться на открытом воздухе
  • В ХVII веке люди отбеливали кожу с помощью крема из толченого мела или свинцовых белил, разведенных яичным белком и уксусом
  • Говорят, что моду на загар ввела кутюрье Коко Шанель, после того как случайно обгорела в круизе в Канны в 1923 году
  • Создание первого в мире масла для загара приписывают парфюмеру Жану Пату; его выпустили в 1927

Автор фото, Getty

Підпис до фото,

Моду на загар ввела кутюрье Коко Шанель, после того как случайно обгорела в круизе в Канны в 1923 году

Еще больше меня беспокоили мысли о будущем. Как будут жить без меня жених и мама? Проживу ли я еще полгода до следующего дня рождения? Увижу ли еще одно Рождество? Все эти ужасные мысли очень меня угнетали. Много месяцев я не хотела покупать себе новую одежду.

Кроме эмоциональных проблем, мне на память осталась еще лимфедема — накопление жидкости в ноге из-за отсутствия лимфатических узлов в паховой области. Но я обнаружила, что и с отекшей ногой можно жить! Я ее должна массировать ее дважды в день, носить компрессионное белье и избегать укусов или царапин. Также эту ногу нельзя брить.

Я бы никому не пожелала той боли и тревоги, которые постигли меня и моих близких — только потому, что я любила загорать.

Сегодня люди больше знают об опасности ультрафиолетового облучения, но все равно, как мне кажется, большинство думает: «Со мной этого не случится». В Великобритании действует около 3 тысяч соляриев; только 20% из них входит в «Ассоциацию соляриев», которая ответственно относится к своему делу и рекомендует определенные лимиты облучения. Но чем руководствуются остальные 80%?

Загар этого не стоит, особенно если у вас, как и у меня, бледная кожа, склонная к солнечным ожогам. Пока я снимала для ВВС документальный фильм на основе своей истории, мне удалось убедить девушку по имени Джесс отказаться от солярия.

В Джесс я узнала себя: загар тоже повышал ее самооценку, и она тоже не задумывалась о последствиях. В свои 19 лет она уже имела четырехлетний стаж посещения солярия три раза в неделю, тем более что для нее это бесплатно, поскольку она работает в солярии.

Найдя на ноге красное пятнышко, я ждала еще три месяца, прежде чем обратиться к врачу. Я с ужасом представляю, что могло бы произойти, если бы я еще затянула свой визит к врачу. Призываю всех: если родинка меняет размер, форму или цвет — или, как у меня, появляется какое-то новое образование — немедленно обратитесь к врачу. Пожалуйста, не прячьте голову в песок. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем выше шансы на успешное лечение.

Автор фото, BBC World Service

Підпис до фото,

Лора учится принимать себя бледной

Я каждый день вспоминаю о том, как болела раком кожи, — но не позволю этим мыслям испортить мою жизнь.

Я набралась храбрости и снова поехала в заграничный отпуск. Это было существенное испытание для меня, но я преодолела страх и сумела отдохнуть. Теперь, за полчаса до выхода на улицу, я мажусь кремом с защитным фактором 50 и одеваю одежду, закрывающую меня с головы до ног. Кому какое дело до моего вида?

Я полностью избегаю полуденного солнца, пересиживая его в тени. Я даже беру с собой в отпуск крем для искусственного загара. Я все равно могу быть «шоколадкой», пусть и фальшивой.

Прежде без загара я не чувствовала себя собой.

И сегодня я порой есть такое ощущение. Бывает трудно смириться со своей полной бледностью. Но мне опять же помогает автозагар. Немного крема на лицо — и лучезарный вид возвращается.

Теперь ничто не заставит меня сидеть на солнце без защиты. Придется принять себя и свою внешность.

Советы любителям загара

Комитет по вопросам здравоохранения и безопасности предостерегает, что любое ультрафиолетовое облучение, осуществляемое с помощью специального оборудования, является потенциально вредным, особенно для тех, у кого:

  • светлая, чувствительная кожа, которая легко сгорает и, наоборот, медленно или плохо загорает
  • есть в анамнезе солнечные ожоги, особенно в детстве
  • много веснушек и/или рыжие волосы
  • есть много родинок
  • принимает лекарства или использует кремы, повышающие чувствительность кожи к солнечному свету
  • есть болезни, ухудшающееся от солнечного света
  • есть родственники, болевшие раком кожи
  • есть или были болезни кожи, связанные с солнечным светом

Андрей Бледный: «Я подался во Внутреннюю Монголию»

 

22 апреля 2021Современная музыка

19485

Основатель рэп-группы «25/17» — об альбоме «Байки из склепа», сайд-проектах, буржуазной революции и воспитании детей

текст: Софья Кравцова
© Евгений Резник

Андрей Бледный (Позднухов) — основатель омской рэп-группы «25/17», одной из немногих в русском рэпе, транслирующих консервативные ценности, и автор концептуального проекта «Лед 9», вдохновленного песнями Егора Летова и «Гражданской обороны». В 2020 году вышел седьмой студийный альбом «Байки из склепа», который группа выпускала в три приема. Среди гостей на этой записи появились певица Елка, рэпер-западник Oxxxymiron, рэпер-русофил Артем Саграда и рэпер-трикстер Хаски. Софья Кравцова обстоятельно поговорила с Андреем Бледным о музыке, политике, литературе и кино.

Мы встречаемся в тихом кафе, спрятанном в центре Москвы. Андрей мгновенно заполняет собой все пространство: куртку — на вешалку, телефон — на зарядку, музыку — выключить, чай — принести. Другим гостям исчезнуть он не велел, но они исчезли.

С первого взгляда — классический «сериальный» брутальный герой. К своему прошлому он иронично беспощаден, но находит там благодатную почву для творчества, из которой прорастают песни «25/17». А с болью от этого прошлого примирился. Привык. Нервничает, только когда говорит о Боге: «Так и не научился без патетики».

Перед интервью расспрашивает меня о студенческой жизни, со смехом вспоминает беспредел в общежитиях МГУ в период тотальной свободы 1990-х. Ему такое не по душе. Андрей — за порядок. Я жалею, что не могу его фотографировать, когда он смеется и прячет лицо. Когда подолгу молчит: взвешивает каждое слово, чтобы быть точным. Когда снова повторяет про порядок — будто сам для себя. Или для другого Андрея, смеющегося в кулак.

— Летом 2019 года вы объявили, что ставите на паузу электрические концерты. В какой момент стало понятно, что группе «25/17» нужен перерыв?

— Честно говоря, мы просто устали.

Рассматривался вариант, при котором деятельность бы не возобновили?

— Да.

Все от альбома зависело?

— Нет, от нашего внутреннего ощущения. Мы устали от концертов, устали от гастролей. И друг от друга в том числе.

О новом альбоме «25/17» накопились рассуждения, которые я попрошу тебя прокомментировать. По-моему, «Байки из склепа» — попытка смириться с чем-то в себе.

— Так про каждый наш альбом можно сказать.

Мне видится, что уровень любви к людям зашкаливает в «Русском подорожнике», «Умереть от счастья» и «Байках из склепа». «Автор» принимает своих героев через эту любовь и пытается принять сам себя. Как я это вижу: ты — представитель мира, которого больше нет. И, с одной стороны, рассказываешь «поколению щеглов из “ВКонтактика”» о нем, с другой — включаешь терапевтический нарратив для тех, кто этот мир видел. Толстой же говорил, что у художника есть одна тема и он ее развивает всю жизнь. Складывается ощущение, что условные 1990-е и есть та самая твоя тема. И внутри нее две миссии.

— Мне нравится твоя версия, но никакой миссии у меня, конечно, не было. Терапия — для самого себя. О чем-то в очередной раз выговорился, и на какое-то время стало полегче. После «Умереть от счастья» меня на три года хватило. Сейчас хожу к мозгоправу, устал сам себя грызть.

Если все это выпускается, то уже не для самого себя. Еще остался в живых кто-то, с кем ты молодость проводил?

— Да, несколько человек, моих друзей.

Они слушают? Что говорят?

— Когда мы видимся или созваниваемся, это не то, о чем мы говорим. Тем более я для них не какой-то там артист, а просто друг. Но, ты знаешь, когда мы в Омске играли «Умереть от счастья», было очень странное чувство. Одно дело, когда в других городах… А в Омске мы играли концерт-спектакль в ТЮЗе, вокруг которого это все и происходило. То есть я на сцене с группой. Мы это исполняем. А я себя ловлю на мысли, что рассказываю о том, что происходило вот здесь вот, под окнами. И в зале были люди, те немногие друзья, кто остался в живых, которые были участниками этих событий. Очень странное чувство. Вот это мы с ними обсудили.

«25/17» — «Мой 98-й»

Наверное, мне было бы на их месте радостно, что моя жизнь превращается в искусство и перестает быть болезненным личным опытом. На каком этапе стало понятно, что «Байки» — трилогия? Как рождалась концепция альбома?

— Я все время пытаюсь придумать какую-то интересную, необычную форму для наших альбомов. Скучно делать то, что мы уже делали. Скучно делать то, что делал кто-то другой. Я весной придумал эту концепцию, и дальше мы ее реализовывали. Мне интересно было сделать альбом-трансформер — сперва рассказать эту историю по частям, а потом выпустить альбом целиком. В малых формах есть динамика, лонгплей дает больший эффект погружения.

Уже весной все песни были готовы, и вы их разделили на три части?

— Все песни были придуманы. Что-то было окончательно записано, что-то в демоверсии. Альбом был готов, потом я разобрал его, расставил треки по частям, накидал черновик обложки, которая тоже разбиралась на части, тезисно написал концепт и показал это Антону (Антон «Ант» Завьялов — второй основной участник «25/17». — Ред.) и Андрею Давыдовскому, нашему художнику, фотографу и режиссеру. И мы приступили к работе.

В «Байках» шесть фитов, самый обсуждаемый — с Оксимироном. У тебя нет ощущения, что он поет одну и ту же песню? И его гостевые куплеты, и треки со времен «Горгорода» — об одном.

— Слушай, да так и про меня можно сказать, что все мои гостевые куплеты об одном. У исполнителя есть какие-то фирменные приемы, и, когда ты в гостях в чужом треке, ты ими пользуешься. Это как автограф оставить, возможно, из-за этого такое впечатление.

«25/17» feat. Oxxxymiron — «Северная страна»

«Ра-та-та», «заградотряды» — это уже не фирменный прием. Но я пытаюсь понять прагматику выбора гостя. Знаю, что он, как и ты, как и все мы, фанат Летова, и от этого вы отталкивались. Вам нужна была именно эта вечная песня Оксимирона? Ведь его куплет в «Северной стране» от его куплета в песне группы…

— «Би-2» (хором)

— Да, «Би-2», мало отличается.

— Мне интересно было реализовать нашу идею с Мироном, о которой мы говорили еще в 2018 году (я про кавер на Летова). Если попытаться нас каталогизировать, то мы — полярные во многом исполнители, представители разных поколений. Если говорить о рэпе, у нас абсолютно разные были вдохновители. И сейчас мы не то чтобы на разных полюсах, но…

— По-разному видите то, что происходит в стране.

— Да, оптика у нас разная, мне кажется. Мне интересно было эту песню именно с ним записать, так как припев там служит как бы мостиком между нами. Мирон очень хорошо это понял, прочувствовал, врубился. И его финальная фраза… «русофоб, патриот» — это такая гиперболизация, но там к месту.

Почти как «Диалог» Проханова с Венедиктовым в «Открытой библиотеке».

Как ты познакомился с Хаски?

— По-моему, это было в 2013 году. Если я все правильно помню, нас познакомил РИЧ (Ричард Семашков — рэпер и журналист. — С.К.).

— Какое впечатление он произвел?

— Очень замороченного и талантливого человека. Первый его релиз уже был на тот момент. Они тогда много с РИЧем записывались, у Захара (Прилепина. — Ред.) на дне рождения мы вместе были под Нижним Новгородом. Он захаживал к нам в студию, мы пили чай, ставили друг другу песенки.

Как тебе его новый альбом?

— Я не уверен, что мое мнение так уж важно… Альбом интересный, альбом талантливый, просто мне он не лег на сердце.

«25/17» feat. Hash Tag, Хаски — «Поколения»

Какое первое впечатление Глеб Самойлов произвел? Вы познакомились, когда он приехал записывать «Дурачка»?

— Да… Мы с ним просидели до утра, выпили две бутылки виски. Разговаривали о музыке, о синематографе, о книгах… Мне было интересно. Надеюсь, ему тоже.

Но какое-то представление, судя по твоему старому посту в «ЖЖ», — ты же был на «Ностальгическом концерте» — у тебя было? Совпала реальность с представлением?

— Слушай, я не на одном концерте «Агаты Кристи» был, я давно живу. Я еще помню, когда он на стуле сидел во время концертов. Он произвел впечатление очень искреннего человека. В своих убеждениях, в своих поисках, в своих заблуждениях. Такого… открытого. Я очень рад и благодарен, что он согласился поработать с нами.

«25/17» feat. Глеб Самойлов и Сергей Летов — «Дурачок»

А следишь, что маститые рокеры, которые с вами работали, о вас говорят?

— Все, кто хотел что-то сказать, уже сказали.

Интересно почитать, как вас хвалят все эти уважаемые люди, а потом зайти в комментарии паблика «Нашего радио» под вашими треками.

— Уважаемые люди, исполнители, всегда декларировали свободу самовыражения, и рок-н-ролл для них никогда не был догмой. То есть рок-н-ролл — это свобода самовыражения, а для комментаторов — тоннель. Очень тесный. И если читать комментарии в паблике «Нашего радио», то очень грустно и незачем жить становится.

— На концерте-презентации альбома «Ева едет в Вавилон» Гарик Сукачев с вами потрясающе выступил, а комментаторы сосредоточились на вопросе, пьяный он или не пьяный.

— Он, кстати, трезвый был.

«Бледный, а ты не такой крутой, как в песнях!» На что я ему отвечаю, что могу прямо сейчас сломать ему нос, чтобы его не разочаровывать.

Хорошо, но какая, в общем, разница? Он в образе, он очень органичен и крут… Возможно ли разочарование, когда лично знакомишься с тем, кого слушал в детстве, если ты сам уже «кумир»? Дельфин часто повторяет, что нельзя знакомиться с кумирами. А когда ты сам уже БОЛЬШОЙ, этот пиетет уходит?

— Нет, я так с этим и не справился, для меня, несмотря на наше общение, эти люди до сих пор — великаны. У меня никаких разочарований не было, но я с Дельфином согласен. Лучше не общаться.

А мне кажется, так говорят те, кого травмировали.

— Видишь ли, тут такой момент. Когда мы общаемся с Сукачевым или с Кинчевым, мы не на равных, но мы из одной сферы. Мы в одном цеху. И это уже немного другое общение. Знаешь, раз мы после концерта стояли, ждали машину, которая нас повезет в гостиницу, и подошел такой подвыпивший парень (это было в Сибири), попросил автограф, попросил сфотографироваться. Хорошо, мы сфотографировались, расписались… И он мне говорит: «Бледный, а ты не такой крутой, как в песнях!» На что я ему отвечаю, что могу прямо сейчас сломать ему нос, чтобы его не разочаровывать. Чтобы я для него остался таким же брутальным хулиганом-негодяем, каким он меня услышал, но лучше до этого не доводить, а прямо сейчас развернуться и с благодарностью освободить нас от своего общения.

Освободил?

— Конечно, я могу быть убедительным.

Тебе важно, чтобы твои песни «правильно» понимали?

— Нет. Когда-то было важно. А потом отпустило, стало плевать.

— Ты комментируешь тематические паблики — «скRAPы», rapsodos, вступаешь в дискуссии о песнях…

— Так я знаю всех этих людей. Мы давно знакомы, реально или виртуально. Это просто такое дружеское общение.

© Евгений Резник

Я читатель. Читаю комментарии, вижу твои объяснения, которые внутри дискуссии больше похожи на оправдания. Но раз это дружеское…

— Ты же наделяешь буквы, которые ты видишь… где… в телефоне… какой-то интонацией…

Я стараюсь представлять дедушку, который смеется в бороду. Но получается, что есть интернет-дискурс, в котором все девальвировано, приходит туда Андрей Александрович и приносит с собой весь свой авторитет — грузовики с авторитетом под постами разгружаются. И Андрей Александрович объясняет ребятам, почему они не правы.

— Хм. В чем они не правы?

Администраторов rapsodos печалит отсутствие общественно-политических заявлений от группы «25/17».

— И это удивительно. Все, что я хочу сказать, я говорю в треках. Но есть люди, которым нужны периодически какие-то максимально упрощенные месседжи, лозунги, агитки. Мы это в себе каленым железом вытравили.

— Это упрощение заразно. Уже я песню «Сеятель» начинаю воспринимать как ответ.

— Второй куплет я написал году в 2013-м или даже раньше, в 2016-м написал первый куплет, и мы записали этот трек для релиза «Солнцу навстречу». Но я на тот момент не был доволен результатом, и мы решили его туда не включать. И вот спустя четыре года доделали, и он вышел на «Байках».

«25/17» — «Сеятель»

Кстати, на «Байках» два раза появляется Артем Саграда (Артем Лещук, более известный под псевдонимом Саграда, — российский рэп-исполнитель, участник группы «Соль Земли». С.К.)

— Один.

Один раз как автор, один — как автор-исполнитель. Впервые для группы написал текст человек не из группы?

— Да, в первый раз. У него был текст, он его подарил Антону. Я считаю Артема одним из лучших текстовиков в русском рэпе.

Артем — поэт?

— Ой, давай не путать рэп и поэзию. Если рэп на листочке написать, он без музыки потеряет, в стихах есть свой ритм внутренний, а тут опора на ритм-секцию. По другим законам. Давай так скажем: для меня рэп-текст — это текст с элементами поэзии. Настоящим стихам не нужна музыка, она только отвлекает. В хороших стихах уже все есть.

Проекту «Лед 9» в этом году 10 лет. Концерт в Москве уже прошел, концерт в Санкт-Петербурге намечен на июнь. Что дальше?

— Я так далеко не заглядываю.

Он на паузе, вы его воскрешаете для юбилейной витрины — и снова на паузу?

— Слушай, ну это же наш сайд-проект (на мизинце у Андрея кольцо «Лед 9».С.К.). Нужен импульс, чтобы записать новый альбом. Какие-то синглы, допускаю, будут выходить.

От идеи до реализации «Апельсиньего жмыха» (совместный проект Андрея Бледного и автора и исполнителя песен Бранимира. — Ред.) прошло восемь лет. Почему так долго?

— Это была шутка, которая стала реальностью.

«Апельсиний жмых» — «Король»

Из-за коронавируса она актуализировалась?

— Скучно, конечно, было дома сидеть. Записывали всё очень быстро, записывали всё на айфоны. Я надевал наушники, в наушниках ставил музыку, читал в айфон и отправлял капу Антону. Антон это все собирал, а Богдан (Солодовник — бас-гитарист. — Ред.) потом сводил. Саша хочет уже второй альбом записывать. Я пока не понял, стоит это делать или нет. Возможно, стоит. А возможно, стоит это просто сохранить как некий аудиодокумент определенного исторического периода.

А концерта так и не получилось. Александр один выступал…

— Да, ты знаешь, это даже забавно. Проект, причиной появления которого стал коронавирус, и при попытке сделать концерт этого проекта коронавирус не дал нам это осуществить. В первый раз за день до концерта слег Бранимир, и также слег я за день до перенесенного концерта.

Тяжело болели?

— Я достаточно легко, а Саша не сказал бы, что легко. Но все на домашнем.

Как тебе сольник Анта?

— Ну это не сольник все же, а его такой…

Сайд-проект.

— Да, проект такой электронный. Мне его с какой позиции оценивать? Мне интересно, я же один из первых, кто все это слушает. Я люблю электронную музыку.

Его жена рассказывала, что ты для нее стал наставником в оргвопросах. Реализуешь продюсерские амбиции?

— Нет-нет, я к этому минимальное отношение имею и стараюсь просто не мешать. Допускаю, что Наташа имела в виду весь наш предыдущий опыт. Я уже перестал стесняться и вуалировать, что все эти годы я был продюсером группы «25/17» и нашего проекта «Лед 9», придумывал все эти альбомные концепции, стратегии продвижения… Может быть, я стал для нее примером стратегического мышления…

Зачем ты ходишь на серьезные передачи о рэпе и судьбах Родины к Захару Прилепину?

— Я приехал для того, чтобы записать передачу о фестивале «Тарская крепость», который мы планировали сделать в прошлом году. А вторую передачу мы записали, потому что я уже был там и не смог отказать. Фестиваль, кстати, все же состоится этим летом. Надеюсь.

За его политической карьерой следишь?

— Не то чтобы слежу, но читаю, смотрю какие-то интервью.

© Евгений Резник

Ты понимаешь, что происходит?

— Захар занимается политической деятельностью. Что происходит?

Я вижу определенные политические цели, а еще вижу его неосведомленность в том, что происходит с партией в регионах. Странное слияние со «Справедливой Россией» и «Патриотами России». Да и изначально Захар собирал вокруг себя одиозных сбитых летчиков в числе прочих и будто пытался с ними влететь одновременно и в актуальную повестку, и в большую политику.

— Слушай, Захар всегда был политически активен, в отличие от меня. У него всегда было четкое мнение, свое видение того, как… спасти Россию (смеется), тут он себе не изменяет. Захар больше 20 лет этим занимается, просто если раньше он был в статусе политического маргинала, то сейчас он более заметен.

В какой момент захотелось детей? Вячеслав Бутусов в интервью говорил, что у его поколения часто первые дети и в результате семьи появлялись по неопытности.

— Хорошо, что у меня так не случилось, когда я сам еще был большим ребенком и не был к этому готов…

Как их воспитывать, чтобы уважали и не боялись?

— Понятия не имею. Я в процессе.

10 лет сыну?

— Да. Я стараюсь не пережестить. Не быть таким строгим и жестким, как мой отец.

К девочке другой подход?

— Как-то неосознанно хочется, чтобы твой сын был как ты, но только лучше. Взял все лучшее от тебя и приумножил. А дочку ты просто любишь — и всё.

Да, наверное, лучше просто любить и пытаться не сломать. Все равно, конечно, будет множество ошибок… Почему распался первый брак?

— Потому что я употреблял наркотики.

Она могла помочь?

— Не то что могла, она старалась, но ничего не получилось. Дело-то во мне. Мне тогда слишком нравились наркотики. По-честному — я не хотел с этим завязывать.

Все мои друзья, за исключением одного, у которых были схожие судьбы, умерли. Никто им не помог. Ни девушки, ни жены, ни мамы, ни папы. Один жив. И причина — в Христе.

Сейчас ты почти 20 лет с одной женщиной. И она тоже застала период, когда очень нравились…

— И много чего еще застала.

То, что вы смогли с этим справиться, — чудо? Почему там не получилось, а здесь получилось?

— Потому что без… до сих пор не научился говорить об этом без патетики. Потому что без Христа все это не работает.

Я спрашиваю для женщин, которые решили, что могут справиться. И не смогли. Ушли. А теперь живут и винят себя в том, что не сдюжили, не вытерпели. По-моему, нельзя на себя это взваливать.

— Все мои друзья, за исключением одного, у которых были схожие судьбы, умерли. Никто им не помог. Ни девушки, ни жены, ни мамы, ни папы. Один жив. И причина — в Христе.

Как бы патетично это ни звучало. Я сомневаюсь, что человеку можно помочь. Я отдаю себе отчет, что я человек, склонный к аддикциям. На всю оставшуюся жизнь. И это тоже надо принять. Быть рядом с таким человеком очень тяжело и больно. Если кто-то на это готов… Я даже не знаю, восхищаться таким человеком или сочувствовать.

И все это генетически обусловлено. Страшно.

— Да, я тоже об этом думаю. Потому что боюсь за своих детей. У меня тоже это наследственная история плюс контекст — 90-е со всей этой безудержной свободой, улица, вот это все.

— От мысли, что надо следить за ребенком, читать дневники и соцсети, не отошел еще?

— В интервью у Дудя я процитировал Мариенгофа. Сомневаюсь, что большинство зрителей Дудя знают, кто такой Мариенгоф и что случилось с его сыном.

Как ребенок прячется в шкаф, так ты в подростковом возрасте спрятался в наркотики. От гордыни и ума. Все зависимые люди, которых я знаю, — очень умные. Не такие, как о себе думают, но… А сейчас есть ощущение, что молодежь зарывается даже не в протест, а конкретно в личность Алексея Навального. По-моему, из этого можно к чему-то прийти. У этого есть созидательное начало. Мне его юные сторонники совершенно не кажутся смешными, наивными. Не хочется их стебать. Патетики не хочется, но я думаю, что это лучшие подростки, которые от ума идут, может, пока в культ.

— Поживем — посмотрим.

Ты к ним иронично относишься?

— Я ко всему иронично отношусь — и к себе в том числе.

Да к себе иначе и не получится.

— Тут не надо обладать какими-то сверхинтеллектуальными способностями, чтобы видеть эту фальшь вокруг. Госпропаганда ничего, кроме отвращения, не вызывает. Просто я не склонен к такому бинарному мышлению: либо Путин, либо Навальный. Выбирай: за кого ты? Если ты не за Навального, значит, ты за Путина. А мне что то, что это… Сейчас с тобой как политолог с политологом: перспективы какие? Смена олигархических элит? Просто другой человек нас будет поздравлять с Новым годом под бой курантов и просто другие люди будут получать деньги с трубы? Как это отразится на простых людях — мне непонятно. Как это повысит пенсию моей мамы? Если революция и будет, то она будет буржуазной. И я не понимаю, зачем тогда менять один стул на другой. Шило на мыло, как говорили раньше.

Я допускаю, что, если бы мне сейчас было 16 или 18, я бы тоже был на этих митингах, потому что невозможно терпеть всю эту фальшь.

— Не знаю, читал ли ты «манифест», например, Явлинского. Резонанс резонансом, но, по-моему, нехорошо обличать человека, который в тюрьме. Нечестно.

— Где были все эти прекрасные люди, все эти граждане Фейсбука, подданные Цукерберга, где они все были в 2010 году, когда тысячи русских людей вышли на Манежку без поддержки социальных сетей? Когда вышли на улицу после очередного резонансного убийства, когда убийц задержали, а потом отпустили, люди вышли на Манежную площадь без этих сытых миллионеров, которые рассказывали нам в роликах, что они заработали свои миллионы вопреки режиму (а, видимо, при смене режима будут зарабатывать благодаря). А простой работяга на заводе как сосал… лапу, так и будет сосать, потому что это буржуазная революция. И я помню, как потом все эти люди прекрасные, которые сейчас истерят про политзаключенных, ОМОН и прочее, — как они тогда радовались, когда ОМОН применял силу. Это же все русские фашисты, их надо всех сломать и посадить. Я помню, как Гозман — это можно найти в сети — грамоты и подарки ОМОНу выдавал. Все эти люди с прекрасными лицами хлопали в ладоши: так их, «русню» и «фашиков». От повторяющегося противостояния отцов и детей мы тоже никуда не убежим. А здесь ценности отцов олицетворяет как раз весь этот консервативный набор: Путин, армия, скрепы, чиновники, церковь. Этим очень легко манипулировать.

Что делать, куда податься?

— Во Внутреннюю Монголию я подался. Когда ты молод, ты ищешь какую-то правду, тебе кажется, что она есть. А когда тебе пятый десяток, ты понимаешь, что никакой правды нет. Я допускаю, что, если бы мне сейчас было 16 или 18, я бы тоже был на этих митингах, потому что невозможно терпеть всю эту фальшь. Но мне уже даже не 20… я уже скудным своим умом понимаю, к чему это приведет, и меня это тоже не радует.

Понимания нет, есть злость.

— Зудящее, непроходящее раздражение…

© Евгений Резник

Человеку нужно чувство причастности. Чувство, что от тебя что-то зависит. У меня капилляр в глазу лопнул, когда я прочитала, что в спектакле Константина Богомолова «Бесы» есть фрагмент, где читает текст Владислав Сурков. Вот есть мир, где «Собчак против всех», там Богомолов, там Сурков, а есть я. В комнате размером с лифт.

— Ох. Я сужу сейчас по большей части эмоционально. И я не принадлежу к людям, которые против всего плохого за все хорошее. И когда говорят, что будет хорошо, только идите за нами, — я понимаю, что это им будет хорошо, а мне? А нам?

И «народ» — это просто фигура речи во ртах этих господ, что одних, что других.

Ты смотрел «Остров»? Как тебе Мамонов там?

— Смотрел, конечно. Великолепен. Я с ним знаком, был у него на дне рождения один раз. Мощный человек.

Часто про него говорят, что он до сих пор в образе старца.

— Конечно, ведь так проще. Когда тебе что-то непонятно, что-то не вписывается в твою систему координат, значит, человек в образе… потому что так трудно поверить, что кто-то может жить не так, как ты.

А «Андрея Рублева» смотрел?

— Очень давно. В том возрасте, в котором мало что понимал, мне других эмоций хотелось. Я же простой деревенский мальчик, мне Тарковский был не по зубам. Так же, как Достоевский в школьной программе: его надо в зрелом возрасте читать.

И «народ» — это просто фигура речи во ртах этих господ, что одних, что других.

А у Достоевского есть что-то любимое?

— Сложно сказать. Иногда мне его дневники нравится читать больше, чем его произведения.

Я «Записки из подполья» больше всего люблю. Давай про музыку. У Дудя ты сказал, что три любимые группы — «Гражданская оборона», «Калинов мост» и… Земфира?

— Слушай, я мог так же сказать «Алиса», «Комитет охраны тепла»… Эти три первые с языка соскочили. А что не так с Земфирой? Мне очень ее песни нравятся. Не все, конечно.

Не знаю, что не так, но уж очень долго пришлось последнего альбома ждать. И «ГрОб» с Земфирой — не самое ожидаемое сочетание.

— «И гений — парадоксов друг…» Слушай, я и «Гостей из будущего» считаю замечательной группой.

Тут сложно. Тоже люблю «Гостей из будущего», но «Чугунный скороход» еще более запредельный — и там, и там Усачев. Интересно, какой могла бы быть наша поп-музыка, если бы все пошло по этому пути. Секунду, выключу в себе ценителя андеграунда…

— Это все вкусовщина. А в юности все склонны к культурному снобизму.

Что ты сейчас слушаешь?

— Мне у РИЧа последний альбом понравился. И не потому, что я там тоже есть. Песня «Папа» — до слез.

Я по фитам пока прошлась…

— Нет, его надо целиком сразу слушать. С погружением.

Еще что?

— Ты ждешь, что я что-то из нового назову?

Я ничего не жду, мне просто интересно.

— Несколько треков Потехиной меня зацепило. У меня же профдеформация, мне сложно абстрагироваться от анализа текста, аранжировки. Когда удается — счастье.

Большая часть нового, которое слушаю я, — новое только для меня. Что-то, что уже было, но я не знала. Хотя я ветеран фестиваля «Боль».

— Я сейчас скачал и слушаю лайвы Portishead. Понятно, их альбомы заслушаны до дыр, но на концертах они играли по-другому.

Фильмы Быкова ты смотрел?

— Да. Мы же про его авторские фильмы говорим?

Да, сериалы для Первого не считаются.

— Мне очень нравятся его фильмы. «Майор», наверное, любимый.

«Майор» и «Жить» сильнейшие…

— Ну да, первые его…

Больно читать его самобичевания после каждого фильма. Казнит и мучает себя человек. Такое проявление кризиса. Как ты выходы альбомов переживаешь? Как не чувствовать себя опустошенным, не убивать себя рефлексией?

— Бывает такое чувство, что вот я все сказал и больше ничего записывать не буду. Но это проходит. Когда альбом готов — мне он категорически не нравится. От материала устаешь. Сочиняешь, записываешь, потом сведение, мастеринг… Причем я это просто слушаю, а Антон с Богданом это сводят. Для них этот этап гораздо более изматывающий. И недовольство. Не парнями, а собой. Все не то, не то… не то. Я не слушаю наших альбомов годами. Только если надо вспомнить тексты и какие-то моменты технические. Потом, лет через пять, с Антоном слушаем — а вроде и не стыдно получилось. Тут бы переделать, но и так неплохо.

А на концерте чувство усталости от песен уходит?

— Да, ты погружаешься в эмоцию. Занырнул — вынырнул. Мы для этого меняли аранжировки, чтобы не устать от своих песен. Вот ты спрашивала про 2019 год… Вот тогда мы устали. Фестивали, гастроли. Мне важно пропускать это через себя, а не выходить, отрабатывать номер, получать деньги. Поэтому мы решили, что концертов должно быть мало.

Я не слушаю наших альбомов годами.

Вот вас и услышали. Экранизацию какой книги ты хотел бы посмотреть?

— «Сéрдца пармы».

Пока только «Тобол» сделали.

— Да, и фильм, и сериал.

И, кстати, скоро сериал по «Обители» выходит!

— Давно выходит… долго. Я знаком с Сашей Велединским, очень уважаю его, он снимал нам клип, а я снимался у него в фильме. Но разочарование в любой экранизации неизбежно, потому что мы уже представили все в своих головах. А сейчас я в мхатовском «Лавре» должен был играть, но ковид решил по-другому. Миша Сиворин теперь играет мою роль, и я считаю, что у него это лучше получается. И потом, знаешь, какая у меня побочка от ковида была? Я не мог запомнить текст. Вот ты выучил — час проходит — здесь провал, там провал.

Тебе интересны театральные опыты?

— Да. Интересны как расширение палитры своих возможностей.

© Евгений Резник

Когда ты Мариенгофа начал читать?

— Когда студентом был.

Чем зацепил?

— На тот момент — своим цинизмом.

А сейчас что цепляет?

— Я перечитываю его раз в пять лет, и каждый раз отношение меняется.

Я до тебя читала «Циников» и «Мой век», а после тебя — «Бритого человека».

— А у меня «Бритый человек» был первым. А по «Циникам» смотрела фильм?

Даже не знала, что есть.

— На торрентах найти можно… Неплохая экранизация.

Меня после «Бритого человека» на несколько дней выбило, потому что русский язык — всё.

— А в меня кроме языка попал цинизм. Цинизм как отсутствие иллюзий о человеке как социальном животном.

С таким подходом Бабеля в школе читала.

— Бабель — мастер. Я же «Цыганское солнце» оттуда дернул… Мы были на гастролях, ехали в поезде, я читал Бабеля, придумал припев. У Антона была гитара, он придумал мотив. Мы это на диктофон всё записали, чтобы не забыть. Антон написал свои куплеты. Я там еще что-то дописывал-переписывал. Там еще был мой куплет, но мы решили от него отказаться, и он стал потом самостоятельной песней — «Златовлаской».

«25/17» feat. Гарик Сукачев — «Златовласка»

Неожиданный поворот. Хорошо, что вы его отделили. «Златовласка», «Моряк» — тот самый превращенный в песни личный опыт?

— Да… ну не всё, какие-то истории моих друзей…

А тесть-вэдэвэшник?

— Это мой будущий тесть был, да…

В школе читала Бабеля: «Люди — псы, Бенчик, мы работаем для псов». И так по жизни шла. А позже, уже в университете, перечитывала те же «Одесские рассказы»… И там в одном девушка влюбляется так: «Ах, что за ножки у него! Я задушила бы такие ножки». И все. Погибла. И то же самое с Мариенгофом. Цинизм — понятно, но как он видел! Как он умел рассказать то, что видел. У повешенного были «пальцы, как у мышонка», понимаешь, да? Или губы — «словно они сосали золотую монету» и «невозможно представить, чтобы эти блестящие комочки мяса произносили стихи». И восхищает, и ограничивает.

— Поэтому я и в поисках новых форм. Поэтому Антон реализует себя как электронный музыкант. Записать альбом с Бранимиром на диктофон — тоже новый опыт. Альбом-трансформер — «Байки» тоже. Я не возвращаюсь. Сделал песни — отдал. Всё, новые пишешь, новую форму ищешь. Знаешь, говорят, «песни — это мои дети». Да ладно! Детей ты воспитываешь. А песни живут свою жизнь сами.

Вы мне, кстати, открыли Елку. Мне нравилось несколько песен, но глубины, что ли, не ощущалось. А потом — «Фонтан».

— «Фонтан» я сочинил в свой день рождения. У меня был день рождения в 2019 году, я пошел в парк. И написал текст.

«25/17» feat. Елка — «Фонтан»

Это же… То ли в «Траве забвения», то ли непосредственно в «Алмазном моем венце» Катаева был фонтан этот…

— Да-да-да.

Трудно слушать, я сентиментальный человек.

— А «Снег» знаешь, когда был написан? В 2019 году… Нет, в 18-м… Нет, в 19-м… Мы «Снег» записали, хотя мы что-то другое тогда на студии писали. Я Антону говорю: помнишь, у тебя музыка была? Я тут тексточек наметил. Давай демку запишем. Только бочку прямую сделаем. Ну там ломаный ритм был, а я подумал, что под прямую бочку текст лучше ляжет. А мы заканчивали сессию уже… И, пока Антон делал бочку, я текст дописывал. Встал, прямо с телефона спел. Три раза потом переписывали, но я не смог достичь нужной эмоции. В итоге ту демоверсию вокала и оставили. Там много лажи, но пофиг. Главное — эмоция.

«25/17» — «Снег»

В «Крокусе» на концерте вы это как байки травили, но все же… Получалось, что есть такой Андрей, который в любой непонятной ситуации садится, пишет текст за 15 минут…

— Не, не за 15. Минут за 40.

Люди годами выдавливают из себя…

— А не надо выдавливать. Это же не дефекация, чего тужиться-то. Не идет — и не идет. Мне главное — поймать эмоцию, пока она есть — я пишу текст. Могу потом поправить-почистить. Сорок минут — час. Дольше не пишу. Я обычно завариваю чай… и пишу текст.

Когда вашу песню «Лифт» слушала, думала, как было бы классно вам сделать фит с Федоровым. И как жаль, что это невозможно.

— Почему?

Он не записывает фиты. На своей волне человек.

— Я с ним знаком…

— Когда ты все успеваешь?

— Сидели несколько лет назад у него на кухне, нас иеромонах Косьма познакомил. Я с Олегом дружу. С Гаркушей. И он был очень рад треку «Лифт». Там же бас-лайн…

Из «Птицы».

— Да-да-да, вот это «тум-ту-ду-тум тум-тум-тум-тум-тум». И текст Гаркуши еще.

«25/17» — «Лифт»

«Птица» — полностью текст Гаркуши?!

— Федоров что-то корректировал по ходу написания, но автором текста везде значится Гаркуша.

Я была уверена, что она совместная. Надо обязательно указывать авторство везде, везде-везде. На случай будущих судов. Я до знакомства с «Агатой Кристи» жила в мире «где кто поет, того и песня».

— Наша «Луна», кстати, выросла из «Черной луны». Антон хотел сделать ремейк. А я сказал, что если мы сейчас сделаем ремейк, то сместим все акценты на обсуждение: «испортили» или «сильно испортили». Так что я к куплету Антона дописал свой и припев. Хватит ремейков.

Где заканчивается Бледный и начинается Андрей Позднухов?

— Нет границы. А может, и стоило бы…

Что будет после смерти?

— Когда узнаю, уже не смогу тебе сказать.

Мне концепция рая у Шевчука нравится: поговорить с теми, с кем не договорил при жизни.

— Я не уверен, что меня туда пустят.

* * *

Выключаю диктофон. Не каждый день обнаруживаешь себя на одной волне с человеком, который старше, чем ты, ровно в два раза.

Андрей протягивает мне свой телефон: на дисплее желтоватая фотография. Мой ровесник смотрит мне в глаза сверху вниз. Облако белых кудрей, острый взгляд, пухлые выразительные губы. В голове проносятся песни, героя которых я только что увидела. А у автора кудри давно сбриты, губы спрятаны в бороду. И такой же острый взгляд.

На выходе из кафе Андрей демонстрирует мне свой ботинок. Серебристый.

— Это космобутсы! Очень удобно, без шнурков!

И улыбается.

Понравился материал? Помоги сайту!

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA. RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Современная музыка»Самое читаемое


«“Love.Epilogue” дает возможность для выбора. Можно сказать, это гражданская позиция»

12186


Ермен Анти: «“Адаптация” — сугубо андеграундное явление»

12440


Дима Мидборн. «Признаки»

12531


The Diasonics. «Origin of Forms»

15547


Диснейленд имени Цоя

17276


Песни предателей

19672


Итоги-2021: наша музыка

22145


Поцелуй Санта-Клауса

32097


Утопия А.Г.

32348


Что слушать в декабре

29887


Саша Гагарин: «Винтажность — именно то, что нужно нам сейчас»

13561


Новые альбомы из Сибири: осень

25043

Сегодня на сайте

Colta Specials
От редакции COLTA. RU 

Обращение к читателям

5 марта 202298041

Colta Specials
Культура во время «военных операций» 

Нужны ли сейчас стихи, выставки и концерты? Блиц-опрос COLTA.RU

3 марта 202288740

Общество
Почему вина обездвиживает, и что должно прийти ей на смену? 

Философ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию

1 марта 202275762

Общество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202253990

Литература
Often you write das Leid but read das Lied 

Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец

1 марта 202252514

Общество
Письмо из России 

Надя Плунгян пишет из России в Россию

1 марта 202265401

Colta Specials
Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар 

В эти дни Кольта продолжает проект, посвященный будущему Беларуси

1 марта 202246910

Театр
Случайность и неотвратимость 

Зара Абдуллаева о «Русской смерти» Дмитрия Волкострелова в ЦИМе

22 февраля 202239199

Литература
«Меня интересуют второстепенные женские персонажи в прозе, написанной мужчиной» 

Милена Славицка: большое интервью

22 февраля 202239130

Общество
Архитектурная история американской полиции 

Глава из новой книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации»

22 февраля 202238538

Общество
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах» 

Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока

22 февраля 202248433

Искусство
Два мела на голубой бумаге 

Что и как смотреть на выставке французского рисунка в фонде In Artibus

21 февраля 202242390

Способность загорать является генетической чертой человека

Люди, меняющие свое исконное место жительства на гораздо более жаркую или, наоборот, холодную территорию, рискуют здоровьем кожи и даже правильным развитием своих будущих детей. Не приспособленная к уровню солнечной радиации и к нужному типу загара кожа не может поддерживать баланс витаминов B и D, необходимый для нормального функционирования организма.

Люди, кожа которых под воздействием солнечного света остается бледной, могут обвинять в этом гены и еще раз гены. Это значит, что их далекие предки выбрали для жизни северные широты, а вот предки легко загорающих людей жили в субтропиках.

Новое исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences посвящено изучению изменений в пигментации кожи человека в ответ на радиационные условия среды, а также воздействия загара на здоровье обитателей разных климатических зон.

«Изменение интенсивности ультрафиолетового излучения в течение года, особенно в средних и высоких широтах, очень велико.

Загар — это не просто косметический атрибут, это механизм защиты от вредного воздействия УФ-лучей, многократно усовершенствованный эволюцией людей всего мира», — отметила руководитель работы, профессор антропологии из Университета Пенсильвании Нина Яблонски.

Ученые проанализировали степень освещенности Солнцем разных частей Земли. Они собрали данные об уровне излучения и углах падения УФ-лучей А и В типа на различных широтах. Выяснилось, что лучи диапазона А (длина волны 315—400 нм), лучше всего проникающие сквозь атмосферу, освещают Землю почти равномерно, а вот интенсивность В-лучей (280—315 нм), в большей степени поглощаемых озоном, водяным паром и кислородом атмосферы, значительно меняется с широтой местности.

В-излучение ответственно за выработку витамина D, образующегося на коже человека при облучении УФ-светом естественной жировой пленки. Вместе с тем происходит разрушение фолиевой кислоты (витамина B9), необходимой для роста и развития клеток кровеносной и иммунной систем. Особенно его недостаток опасен для женщины во время беременности: он может вызвать дефекты нервной трубки эмбриона, являющейся зачатком центральной нервной системы.

«Мы точно знаем, что ряд проблем со здоровьем у людей с сильной пигментацией связан с уровнем витамина D. Как раковые заболевания людей с темной кожей, так и проблемы у людей, постоянно пользующихся кремом от загара или вообще избегающих прямых солнечных лучей, связаны с уровнем этого вещества в организме», — отметила Яблонски.

Со времен появления эволюционной теории ученые понимали, что пигментация кожи у разных народов мира связана с длительным опытом воздействия солнечного света. С тех пор как предки человека потеряли волосяной покров, позволявший им остужать организм по всей площади с помощью выделения пота, их кожа оказалась беззащитной перед УФ-излучением и менялась сообразно его уровню. В тропиках, колыбели человека, уровень УФ-лучей и А, и В типов остается высоким круглых год. Там в результате естественного отбора возникли люди с темной кожей, хорошо защищенной от них.

Однако что стало фактором давления эволюции? Солнечные ожоги не меняют способности человека к репродукции, а перепроизводство витамина D успешно регулируется в организмах всех людей. Скорее всего, причиной является именно способность темнокожих людей сохранять в организме фолиевую кислоту при высоком уровне УФ-излучения, не теряя способности к выработке витамина D.

Фолиевая кислота, в свою очередь, напрямую влияет на развитие эмбриона и отражается на процессе репродукции.

Солнцезащитный крем от рака не спасает

Солнцезащитные кремы не дают достаточной степени защиты кожи, и только плотные ткани, такие, как шерстяная и…

04 июня 17:42

По мере расселения человека из Африки на другие континенты, в субтропические, умеренные и даже субполярные широты кожные покровы людей претерпевали изменения. УФ-излучение в этих широтах не только не опасно, но и дефицитно. Жители территорий выше 46 градусов широты — Канады, России, Скандинавии, части стран Западной Европы, Монголии — испытывают почти круглогодичный недостаток В-лучей, необходимых для выработки витамина D. Пигментация кожи им уже не нужна.

А вот жители широт от 23 до 46 градусов — Северной Африки, Южной Америки, Средиземноморья и большей части Китая — находятся в промежуточном положении. В течение года уровень В-излучения значительно изменяется, поэтому ни сильно пигментированная, ни белая кожа не отвечают потребностям этих областей. Темная кожа будет препятствовать выработки витамина D зимой, а светлая не защитит фолиевую кислоту от разрушения жарким летом.

Поэтому именно жители этих широт склонны быстро и хорошо загорать в теплые периоды года, а потом быстро терять загар.

Естественный перебор

Мечты о едином мире, в котором не будет национальностей, напрасны. По данным генетиков, вместо движения к…

09 января 08:10

«Мы показали, что в средних широтах, для которых характерны серьезные годовые колебания уровня УФ-излучения, загар появился в результате нескольких циклов эволюции как механизм приспособления и частичной защиты организма человека от вредного воздействия солнца», — заключила Яблонски.

Способность загорать независимо эволюционировала в разных группах людей, поэтому ее генетические механизмы могут быть различными, подчеркивают авторы работы. Эволюция групп людей, кожа которых лишена пигмента и почти не загорает, также проходила в несколько ступеней.

Результаты исследования важны в первую очередь для «генетических мигрантов», например, людей со стабильно бледной кожей, переехавших на постоянное место жительства в тропические и субтропические области, и, наоборот, темнокожих жителей умеренных широт. Первые рискуют приобрести постоянный дефицит фолиевой кислоты, а вторые — зимнее недопроизводство витамина D. В связи с этим им необходимо системно следить за своим здоровьем.

«В современном обществе люди перемещаются слишком быстро. Эволюционные механизмы не поспевают за ними, поэтому природа уже не может охранять их здоровье. Эта тенденция еще молода: ей 200—500 лет», — подчеркнула Яблонски.

Почему я такой бледный? Как принять бледную кожу, даже если ты ее ненавидишь

«Почему я такая бледная? И что я могу с этим поделать?» Если вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос — или вас дразнили из-за вашей бледной кожи — этот пост для вас…

Ранее на этой неделе в мой почтовый ящик попало электронное письмо, которое немного разбило мне сердце. Вот он: 

Привет, Эмбер. Я люблю вашу страницу. Я очень бледный, с темными волосами, и меня всегда оскорбляют. Меня называют альбиносом и болезненным. Я скоро уезжаю в отпуск, и я так стесняюсь из-за того, что я бледная, и люди, с которыми я иду, комментируют мою кожу, поскольку все они загорают. Есть ли у вас какие-либо советы или советы. Спасибо — Хейли

Итак, прежде всего, Хейли, я хотел бы протянуть руку через экран и обнять тебя прямо сейчас, потому что никто не заслуживает того, чтобы его заставляли стесняться своего естественного цвета кожи — никогда. Кроме того, я уверен, что не я один думаю, что бледные + темные волосы звучат сногсшибательно, и так, так поразительно — не то, чтобы это имело значение, конечно, потому что… ну, см. выше: никто не заслуживает чувствовать себя неловко в своих собственную кожу, независимо от того, какого она цвета. Разве не удручает, что на это даже нужно указывать некоторым людям?

Да, однако: и я знаю, что да, потому что, как и Хейли, я тоже получил свою долю комментариев, некоторые из которых я перечислил в этом посте — раздел комментариев которого, кстати, заполнен другими бледнокожие женщины рассказывают об оскорблениях, которые они получили, потому что они имели неосторожность показать свои (бледные) лица на публике без обязательного загара. Итак, Хейли, ты не одинока в этом: но вот в чем дело — это не имеет большого значения, не так ли? Вот почему я не решаюсь ответить на этот вопрос обычными банальными фразами о том, что «Мы ВСЕ прекрасны!» и «Вы просто должны верить, что вы прекрасны!» потому что по опыту знаю, что это не так просто. В доказательство этого привожу в доказательство следующее:

Почему я такой бледный, спрашиваю я себя? И вообще, почему меня это должно волновать?

Вы, наверное, думаете, что на этой фотографии я чувствую себя довольно уверенно, верно? Я имею в виду, что я позирую в купальнике (этот купальник, просто к вашему сведению…) и выкладываю его в интернет, ради бога, так что я явно не стесняюсь своей светлой кожи, не так ли? Дело в том, однако, что здесь у меня искусственный загар: не так много, конечно, и я не ношу его все время, но пока я могу говорить хорошо, и мне искренне нравится иметь бледную кожу. – большую часть времени – я все еще достаточно стесняюсь этого, чтобы хотеть вырваться из искусственного загара для бассейна или пляжа, и носить джинсы все выходные, потому что я беспокоился о том, чтобы ослепить людей своей бледностью ноги, если бы я попробовала надеть платье.

Хейли, вы не одиноки: и я знаю, что мой совет просто держать голову и гордо носить свою бледную кожу, вероятно, на самом деле не поможет вам здесь, поэтому у меня есть три основных совета. :

01.


Пожалуйста, не поддавайтесь искушению загореть только из-за давления сверстников.

Знаю, заманчиво. Поверьте мне, были времена, когда я был подростком, когда я лежал бы на солнце весь день, если бы я не знал, что это только даст больше веснушек, а не настоящий загар (я также надеялся, что веснушки бы все присоединились и ВЫГЛЯДИЛИ как загорелые: да, я был абсолютным идиот как подросток, серьезно…), но оно того не стоит. Я уверен, что вы уже знаете о рисках рака кожи, вызванных повреждением солнцем, поэтому я не собираюсь проповедовать о вас, но серьезно: однажды я провел день в аквапарке, когда был подростком, и , несмотря на мои самые лучшие намерения, я, очевидно, недостаточно часто наносила солнцезащитный крем на левую ногу, в результате чего кожа на этой ноге всегда была обесцвеченной и на самом деле совершенно другого цвета. (Так что теперь я тоже стал стесняться ЭТОГО: ура!)

Это произошло случайно: я честно содрогаюсь при мысли о том, какой ущерб я мог бы причинить себе, если бы я действительно пытался получить тот золотистый загар, о котором всегда мечтал, поэтому, пожалуйста, пожалуйста, позаботься о своей драгоценной бледной коже — это единственное, что вы собираетесь получить! Я не знаю вас, конечно, но я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знаю, что ваша кожа именно такого цвета, каким она должна быть, и что никто в этом мире не имеет ни малейшего права заставлять вас чувствовать себя обязанным изменить ее, просто чтобы удовлетворить их потребности. – совершенно произвольные – эталоны «красоты».

02.


Поймите, что комментарии других людей обычно не о вас.

Мне потребовалась большая часть моей взрослой жизни, чтобы по-настоящему понять это, поэтому я не говорю, что это легко, но после многих лет, когда меня спрашивали, был ли я тайным вампиром (Ответ: Да, но я пью только кровь людей которые раздражают меня своими глупыми вопросами…), я пришел к выводу, что людям, которые говорят такие вещи, на самом деле все равно, какого цвета моя кожа: это просто люди, которым не нравится все, что кажется из ряда вон выходящим. для них «норма». Вероятно, это те же самые люди, которые пытаются уговорить непьющих присоединиться к ним в баре — не потому, что они искренне считают, что трезвеннику от этого будет лучше, а потому, что они стремятся оправдать свои собственные действия. («Если я пью, то я хочу, чтобы все тоже пили!»), и им трудно понять, что не все такие как они . Это своего рода стадный менталитет, который возникает снова и снова, и чем раньше вы поймете, что это такое, и перестанете принимать это на свой счет (проще сказать, чем сделать, я знаю…), тем легче станет ваша жизнь.
Наконец:

03.


Расскажите своим друзьям, какие чувства у вас вызывают их комментарии.

Я думаю, что одна из причин, по которой люди продолжают пытаться «бледно стыдиться», заключается в том, что те из нас, кто получает такие комментарии, часто боятся бросить им вызов, опасаясь, что их заклеймят как «бесчувственных» — а это стандартный ответ каждый раз, когда вы пытаетесь защитить себя или указать, что на самом деле ваша кожа ДОЛЖНА выглядеть именно так, спасибо. Итак, сначала вам говорят, что у вас слишком бледная кожа, ПОТОМ говорят, что она слишком тонкая: некоторые люди действительно восхитительны, не так ли?

Дело в том, однако, что если ваши «друзья» действительно ЯВЛЯЮТСЯ ужасными, ужасными людьми (в таком случае, я полагаю, они не будут вашими друзьями?), они, вероятно, не пытаются преднамеренно причинить вам боль, когда они сказать вам, что эй, ваш цвет кожи на самом деле не так уж и льстит вам, и вы должны полностью изменить его, просто чтобы угодить им! Да, я знаю, что может быть трудно не прочесть в таком комментарии что-то ДРУГОЕ, кроме «преднамеренного оскорбления», но, очевидно, если бы все было так просто, а ваши друзья действительно были просто мудаками, то ответ на этот вопрос был бы тоже просто: найди новых друзей. Быстро .

Однако не всегда все так просто. Как я уже сказал, в большинстве случаев люди не пытаются быть мудаками: они либо следуют стадному менталитету, либо думают, что ведут себя забавно, либо просто бездумно повторяют то, что слышали от других людей. и которые, по их мнению, являются социально приемлемыми. И если вы не скажете им остановиться, они тоже будут продолжать это делать. Так что вам действительно нужно быть честным с ними. Вам не нужно придавать этому большое значение или устраивать сцену, но в следующий раз, когда кто-то сделает комментарий о цвете вашей кожи, который вызывает у вас дискомфорт, просто остановите его на середине комментария и скажите: «Эй, я знаю». ты не это имеешь в виду, но эти комментарии, которые ты продолжаешь делать, на самом деле заставляют меня чувствовать себя довольно неловко: есть ли шанс, что ты сможешь покончить с этим?» Или слова на этот счет.

И, конечно, само собой разумеется, что если они продолжают это делать, даже после того, как вы попросили их прекратить, значит, пора заводить новых друзей!

У кого-нибудь еще есть совет для Хейли?

Понравился этот пост?? Найдите секунду, чтобы поддержать Эмбер на Patreon!

Как появилась светлая кожа в Европе?

Это отличный вопрос, который касается того, как изменения могут происходить в видах из-за окружающей среды. Бледная кожа всегда присутствовала в генах европейских предков. Потребовался кризис, чтобы вывести их и сделать так, чтобы у большинства всех была светлая кожа.

Учитывая все опасения по поводу рака кожи, иногда легко забыть, что солнечный свет также имеет важные преимущества. Например, людям нужно солнце, чтобы вырабатывать собственный витамин D.

В настоящее время мы можем (хотя и не всегда) получать достаточное количество этого витамина из наших поливитаминов, витаминизированного молока, витаминизированного апельсинового сока и т. д. Но тысячи лет назад , нам приходилось полагаться в основном на солнце.

Что не было проблемой в Африке, где мы все начинали. Там так много солнечного света, что не было проблемой получить достаточное количество витамина D… проблема была в жестком солнечном ультрафиолетовом свете. Вблизи экватора полезно иметь более темную кожу, которая помогает защитить вас от ультрафиолетового излучения.

Но получение достаточного количества витамина D, безусловно, было проблемой в Северной Европе. Как вы знаете, если вы когда-либо бывали там, это место не способствует получению большого количества солнца. Зимние дни короткие, а холодная погода заставляет людей закрывать большую часть тела и оставаться дома. И пасмурно ужасно много.

В таких условиях так трудно получать достаточное количество солнца, что темная кожа становится проблемой. Возможно, именно поэтому жители Северной Европы из темных стали бледными — чтобы получить достаточное количество витамина D.

Это объясняет почему довольно хорошо, но не как . Чтобы понять как, нам нужно пройтись по нескольким основным понятиям генетики. Тогда мы увидим, как такая черта, как светлая кожа, может стать обычной.

Категория: 

Спросите генетика

 

Темная кожа полезна в районах с интенсивным солнечным светом, поскольку она защищает вас от УФ-повреждений. Но чем дальше от экватора, тем светлее кожа способствует выработке достаточного количества витамина D. Via Wikipedia

Любой, кто оглядится вокруг, знает, что все люди выглядят совершенно по-разному. По большей части эти различия существуют потому, что мы все разные генетически.

Это не значит, что у всех нас разные гены. Как люди, мы все разделяем один и тот же набор генов. Что отличает каждого из нас, так это то, что у нас могут быть разные версии одних и тех же генов.

Это объясняет, почему мы все разные. Но это не очень хорошо объясняет, как, например, у двух темнокожих родителей может быть светлокожий ребенок.

Чтобы понять это, нам нужно вспомнить, что у нас есть две копии каждого из наших генов — одна от мамы и одна от папы. Это означает, что у одного и того же человека могут быть копии разных версий генов.

Например, существует ген цвета кожи, называемый SLC24A5 . Этот ген существует в двух разных версиях: темной (D) и светлой (L).

Люди с двумя темными версиями (DD), как правило, намного темнее, чем люди с двумя светлыми версиями (LL). Люди с копией каждого (DL), как правило, находятся между ними.

Представьте, что у двух родителей DL есть ребенок. Ребенок получит одну версию гена SLC24A5 от мамы и одну от папы. Какая копия ребенок получает от каждого родителя, совершенно случайно.

Категория: 

Спросите у генетика

Родители могут передавать скрытые черты, потому что у нас есть две копии большинства наших генов.

Таким образом, в половине случаев мама сдаст двойку, а в половине случаев — двойку. То же самое и с папой. Это работает для каждого ребенка, имеющего шанс 1 из 4 получить две буквы L и, следовательно, быть намного более светлокожим, чем его или ее родители.

Конечно, правда еще сложнее! SLC24A5 — не единственный ген, влияющий на цвет кожи. Оказывается, задействовано множество разных генов, каждый из которых может быть в разных версиях.

Это означает, что у человека может быть набор светлых и темных версий разных генов. И у ребенка этого человека может быть немного другой набор, в зависимости от того, что они унаследовали от обоих родителей.

Вот почему у африканцев иногда может быть более светлый ребенок (и, если на то пошло, более темный). Но теперь нам нужно выяснить, как светлая кожа стала настолько распространенной. Ответ кроется в так называемом отборе.

Представьте, что группа африканцев мигрирует в Северную Европу. Эта популяция имеет множество различных версий генов. С точки зрения цвета кожи это означает, что существует диапазон цветов от темного до более темного.

Большинство из этих людей имеют две темные версии гена SLC24A5 — они генетически DD. Но некоторые из них также могут быть DL. Эти люди с DL, как правило, находятся на более светлой стороне цветового диапазона кожи. И то же самое будет верно и для многих других генов, отвечающих за цвет кожи: у некоторых из этих людей будет более светлая версия этих генов.

В какой-то момент после прибытия в Европу темнокожие люди начали болеть. Поскольку у большинства людей была темная кожа, это означает, что большинство людей были больны. Это было не лучшее время для европейца.

Болели не только они, но и их темнокожие дети. У детей были слабые кости, и они страдали от многих болезней, в том числе от ужасной болезни под названием рахит. Большинство из этих детей не выжили, чтобы иметь собственных детей.

Категория: 

Спросите генетика

Рахит может привести к искривлению ног, задержке роста, болям в костях, легким переломам костей и другим проблемам.

Помните, однако, что было несколько светлокожих людей, которые были генетически DL (у них была облегченная версия SLC24A5). У них дела пошли лучше, потому что они могли получить больше витамина D от слабого европейского солнца. И некоторые из детей унаследовали менее темную кожу своих родителей.

В следующем поколении люди, которые могли иметь детей, были людьми со светлой кожей. Это означало, что относительно редкие люди из DL теперь могли найти друг друга и завести детей. Иногда оба родителя получали пятерку, и кожа у ребенка была намного светлее.

Эти люди с НЛ гораздо лучше адаптировались к своему окружению и справились даже лучше, чем их соседи с НЛ. Затем у этих людей из LL были дети, которые в основном были светлокожими. Повторите это несколько раз и вуаля, вы получите гораздо более бледную группу людей.

Здесь важно отметить, что недостаток солнца не вызвал генетическую разницу, которая привела к более светлой коже. Разница уже была в нескольких людях. Потребовался довольно жестокий отбор, чтобы быстро сделать его самой распространенной версией гена цвета кожи у европейцев.

Хорошая, чистая история. Конечно, в генетике все не так просто. Всегда есть несколько поворотов, чтобы сохранить интерес.

Например, ранние результаты показывают, что бледная кожа распространилась по Европе между 6000 и 12000 лет назад (ученые могут сказать это, изучив ДНК вокруг гена SLC24A5 ). Но африканцы прибыли туда 30 000-40 000 лет назад. Так почему же потребовалось так много времени, чтобы бледная кожа закрепилась?

Одна идея — диета. Бледная кожа охватила Европу как раз в то время, когда зародилось земледелие. Идея заключается в том, что охотник-собиратель может получить достаточное количество витамина D из своего рациона, а фермер — нет.

Эти десятки тысяч лет при слабом солнечном свете, возможно, также позволили передать случайное изменение (или мутацию) в гене SLC24A5 . В Африке иметь светлую кожу было плохо. В Европе охотников-собирателей это не имело большого значения. Таким образом, мутация в гене SLC24A5 может лучше переноситься в Европе.

Если это так, то у первых поселенцев не было облегченной версии SLC24A5 , когда они покидали Африку. Оно могло появиться уже после того, как они прибыли в Европу.

Еще один интересный момент заключается в том, что SLC24A5 — не единственный способ стать светлокожим. Например, у большинства жителей Восточной Азии светлая кожа, но у них нет версии SLC24A5 со светлой кожей. Более светлая кожа у этих популяций обусловлена ​​различиями в совершенно разных генах!

Обе группы находились под одинаковым давлением, чтобы стать светлокожими. Но они реагировали по-разному в зависимости от генов, уже имеющихся в их популяциях.

10 советов по макияжу для бледной кожи, которые должен знать каждый

Макияж

АвторHollie

Для каждого типа кожи и оттенка кожи нужны свои советы и приемы, чтобы макияж выглядел наилучшим образом. И позвольте мне сказать вам, я эксперт по бледной коже!

Я был бы миллионером, если бы получал пенни каждый раз, когда кто-нибудь спрашивал, все ли со мной в порядке. Да, я такая бледная и изо всех сил пытаюсь подобрать правильный оттенок для своей кожи. Однако с годами я научилась всем хитростям, которые нужны бледной коже, чтобы выглядеть живой и здоровой!

Я собрал здесь 10 лучших проверенных советов для бледной кожи, которые изменят ваше представление о своей коже. Если вы похожи на меня, и у вас никогда не было хороших отношений со своей бледной кожей, попробуйте эти советы.

Они могут просто передумать, потому что с годами, когда я научилась справляться со своей бледной кожей, я постепенно начала получать удовольствие от своей кожи!

1. Хорошо ухаживайте за кожей

Начнем с основы. Чтобы макияж выглядел наилучшим образом, ему нужна хорошая основа. Правильный уход за кожей необходим для хорошего макияжа. Бледная кожа, в частности, нуждается в дополнительном увлажнении, иначе она выглядит довольно скучно.

Основной уход за кожей включает очищение один или два раза в день и увлажнение два раза в день, утром и вечером. Используйте увлажняющие средства, чтобы ваша кожа сияла!


2. Смешайте основу для макияжа со средствами по уходу за кожей

Иногда даже самый лучший уход за кожей не дает сияющих результатов, если поверх него нанести макияж.

Отличный способ обойти это — смешать увлажняющий крем с тональной основой перед ее нанесением. Кроме того, вы можете выбрать оттеночный увлажняющий крем, который даст вам лучшее из обоих без хлопот смешивания продуктов!

Ознакомьтесь с другими советами по созданию безупречной основы здесь.


3. Держитесь подальше от продуктов на основе апельсина

Продукты на основе апельсина — проклятие для бледной кожи, если, конечно, вы не хотите выглядеть как умпа-лумпа! Придерживайтесь макияжа с розовой или нейтральной основой, это придаст вам естественный румянец.


4. Используйте нейтральный бронзатор/контур

Продолжая предыдущий пункт, держитесь подальше от оранжевых бронзаторов и контуров. Трудно сказать, какие бронзаторы и контуреры будут выглядеть оранжевыми на коже. Проверьте лучшие контуры для бледной кожи здесь.

Еще одна вещь, с которой нужно быть осторожным, это не переусердствовать с контуром или бронзатором. Слишком многое выглядит неправильно. Просто неправильно! Нанесите несколько мазков вдоль скул.

Если вы хотите выглядеть загорелой, рассмотрите продукт для автозагара, который дает гораздо более естественный загар. Но сделайте себе одолжение и не пытайтесь добиться загорелого вида с помощью бронзатора!


5.

Не пропускайте румяна

Румяна особенно важны для обладательниц бледной кожи. Он добавляет естественный румянец, который многие оттенки имеют сами по себе. Даже если вы наносите контур или бронзер, не пропускайте румяна!

Тем не менее, придерживайтесь мягкого розового оттенка для естественного вида, более темные оттенки могут выглядеть слишком ярко.


6. Будьте осторожны с хайлайтером

При выборе хайлайтера отдавайте предпочтение ледяным серебряным оттенкам, а не теплым розовым. Также рекомендуется использовать жидкий хайлайтер, а не порошковый, потому что порошки, как правило, больше «сидят» на коже.

Когда дело доходит до бледной кожи, все более заметно, поэтому вам не нужно, чтобы что-то «сидело» на коже.

Fenty Beauty Liquid KillaWatt Fluid Freestyle Highlighter имеет прекрасный оттенок для бледной кожи. Однако я не рекомендую жидкий хайлайтер для жирной кожи, даже если у вас бледная кожа.

Если у вас жирная кожа, ознакомьтесь с другими нашими рекомендациями по использованию хайлайтера для бледной кожи.


7. Убедитесь, что ваша шея и лицо совпадают по цвету

Это классическая проблема для всех оттенков кожи! Чаще всего лицо темнее шеи. Но это часто выглядит более экстремально, когда дело доходит до бледной кожи.

При нанесении контура или бронзатора обязательно нанесите немного на шею, чтобы лицо и шея совпадали!


8. Уделите особое внимание коже под глазами

Когда дело доходит до бледной кожи, все проявляется намного проще. Каждая отметина и каждая морщинка. Вот почему так важно регулярно увлажнять кожу и использовать увлажняющие средства.

Область под глазами является одной из наиболее пострадавших областей. Бледная кожа часто склонна к более темным мешкам, и скрыть их может быть сложно.

Помимо увлажнения области под глазами два раза в день, используйте увлажняющий консилер и не втирайте его при нанесении! Нанесите консилер для достижения наилучших результатов. Вы также можете смешать увлажняющий крем с консилером для дополнительного увлажнения.