Под воздействием чего формируется я концепция: Статья «Я-концепция и условия её формирования»

Значение я-концепции

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-копцепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

Вслед за

Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы

восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит

задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Приведу случай из собственной практики. Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQупал до уровня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валидностью теста. Я же был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизитьIQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта.

Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обстоятельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью — не изменила своего представления о себе.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем такую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчике» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального Поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой. и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция «младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нём за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса.

Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации — домашняя и школьная — как-то належатся одна на другую, например если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник в должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей я действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а с другой, мы стремимся. преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я-концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден

искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс (1890) определил самооценку с помощью оригинальной формулы

успех

самооценка == —-———— ,

притязания

он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.

Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальвые факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени

выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он

стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно,самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных

с негативной самооценкой.

В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда (1949), а также в работе Шерифа и Шерифа (1956) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил (1947), однажды сложившаяся установка имеет свойство «самоподдержания». Поскольку в детстве Я-концепция

является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками.

Структура Я-концепции

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы пнести ясность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой — упорядочить терминологию, нстречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я-концепции (рис. 2).

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако не следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Рис. 2. Структура Я-концещии

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим, Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

При рассмотрении понятия Я-концепции и различных его приложений мы сталкиваемся с целым рядом проблем. В этой книге термин «Я-концепция» употребляется как собирательный для обозначения всей совокупности представлений индивида о себе; с его помощью охватываются психологические явления, связанные как с образом Я, так и с самооценкой. Термин «идентичность» мы будем рассматривать, как в основе своей синонимичный Я-концепции, но употребление его ограничим теми разделами психологической теории, где он является общепринятым, то есть при рассмотрении вопросов половой принадлежности и при изложении взглядов Эриксона.

10

Реферат — Я-концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

КРЫМСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ФЕОДОСИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

ТЕМА: «Я-КОНЦЕПЦИЯ» КАК СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ

Выполнила: Сергиенко М.В.

студентка группы ФЛзФ-141

Проверила:

ассистентЛитвинова О.В.

Феодосия 2006

Содержание

Введение

Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена

Проблема «Я-концепции» в отечественной психологии

Проблема «Я-концепции» в зарубежной психологии

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи). Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа «Я» представляют собой личностные константы, направляющие поведение.

Объект исследования — Я — концепция личности. Предмет исследования — Я — концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.

Цель исследования — рассмотреть особенности Я — концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

Дать социально-психологическую характеристику Я-концепции как психологическому феномену.

Рассмотреть подходы к определению Я-концепции в отечественной психологии.

Охарактеризовать подходы к определению Я-концепции в зарубежной психологии.

Я в социальном мире определяется: Я — концепция — это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженное с их оценкой, а так же совокупность установок, направленных на самого себя.

Я-конценция представляет собой составляющую, связанную с отношением к самому себе или к каким-то отдельным своим качествам, и называют это самооценкой, или принятием себя.

Я-конценция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он думает о себе, как он смотрит на свою деятельность и на свои возможности развития в будущем. Представление индивида о самом себе, чаще всего кажутся ему убедительным, независимо от того, основываются ли представления на объективном знании или субъективном мнении или независимо от того, являются ли они истинными или ложными.

Качества, которые мы приписываем собственной личности: они далеко не всегда объективные и с ними не всегда готовы согласится др. люди, чаще всего мы пытаемся себя охарактеризовать с хорошей стороны и всегда здесь присутствует, сильный, личностный, оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена стереотипами, бытующими в той или иной среде. Я — концепция. Формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него людьми, Эти люди определяют представление индивида о самом себе.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Согласно оценочной составляющей Я-концепции качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие, на первый взгляд, объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостаткам и, является социально неадекватным (даже ее/т ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающее его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные, на первый взгляд, характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с престижностью данного района в глазах определенной социальной группы. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы пли болельщик, обладаете высоким или низким ростом — все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакции других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Человек усваивает оценочный, смысл различных характеристик, присутствующих в его Я — концепции. При этом усвоение новых оценок может изменят значение усвоенных прежде, например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье вообще имеют благоприятный социальный резонанс.

Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. «Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова „скучный“, „ленивый“ содержат имманентную негативную оценку, в то время как „умный“, „смелый“, „надежный“ — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для поднимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, выражение установки в поведении модификации или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом особенность Я-концепции как комплекса установок заключаться лишь в том что объектом в данном случае является сам носитель установки благодаря этой само направленности все эмоции и оценки связанные с образом Я являться очень сильными и устойчивыми.

Т. Шибутани рассматривает Я-концепцию с точки зрения того, что каждый может определить самого себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств он рассматривает себя, как неповторимого индивида. Каждый человек, следовательно, обладает относительно устойчивой — Я-концепцией, он знает, что существуют другие люди, чем-то похожие на него, особенно если он считает себя существом „средним“, но в нашем обществе само собой разумеется, что никогда не существовало никого точно такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем.

Каждый человек способен вообразить, что он делал, делает и предполагает сделать, и он может реагировать на свое собственное воображение. Понятия „Я-образ“ и „Я-концепция относиться, следовательно, не к каким-то частям человеческого тела, а к неким закономерностям в человеческом поведении.

Мир каждого индивида сконцентрирован вокруг него самого. В вынесении суждений и осуществлении решений, в разговоре о пространстве и времени даже самый неэгоистичный человек принимает себя за центральную точку отсчета. Каждый способен узнавать свои собственные устремления, разочарования страхи и может отличать их от подобных переживаний других людей.

Ощущение человеком своей определенности создается также непрерывностью его переживании во времени. Существо поминания о прошлом, от которых нельзя убавиться, надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний дает возможность каждому человеку интегрировать их в единое целое; в большинстве случаев эта целостность разрушается толь смертью.

Органическими основами Я -концепции по мнению Т. Шибутани является связь между его телом и ощущением его индивидуальности.

С точки зренияНечджаана Л. адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей своей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. Я-концепция является результатом социализации и социальной психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) является показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры.

Нечджаана Л различает три разновидности адаптации которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий:

1) адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация;

2) адаптация путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная “адаптация», бегство, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребное;

3) адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Каждая из этих адаптивных стратегий имеет свои разновидности и варианты.

Согласно современным представлениям, Я -концепция личности имеет сложную структуру. В нее входят образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах следует описать эти ее подструктуры и раскрыть и позитивные функции и возможности. Следует иметь в виду «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самоценности.

1. В образе тела (телесное Я) В. Шонфельд выделяет следующие компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ человека в его представлении:

1) актуальное субъекты — приятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта и вида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;

3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;

4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей».

Некоторыми советскими авторами схема тела характеризуется в качестве субъективного образа взаимного положении состояния движения частей тела в пространстве. «Схема тела служит в качестве эталона для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть», облегчает организацию движений. Однако вряд ли можно утверждать, будто этим исчерпываются функции схемы тела важного «блока» Я-концепции личности. Чтобы убедится в неправомерности нашего сомнения, достаточно ознакомим последствиями патологических изменений схемы тела, а также теми ситуациями, в которых такие нарушения возникают. Поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда, по-видимому, не бывают полностью изолированными.К. Клейст заметил, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятий и представлений сопровождаются тонким снижением «чувства Я».

Схему тела можно назвать телесным Я образом личности. Она является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такою понимания схемы тела, мы не можем согласиться с мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В. Столин, «они встроены непосредственно в психическую структуру организма». Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не «аналогами Я на уровне организма», а полноценными «блоками» или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепцин, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста.

2. Настоящее (актуальное) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный «момент» ее жизни качеств. Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются то настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.

3. Динамическое Я, Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции которая зависит от социального статуса личности и возможности успехов.

4. Фантастическое Я. В эту подструктуру входит представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

Поскольку с достижением зрелости человек обычно все в большей степени становится реалистом, то мы предполагаем, что структура фантастического Я, начиная с конца юношеского возраста, постепенно свертывается. В повседневной жизни.

5. Идеальное Я, адаптивные возможности личности и «синдром Пеле». Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов.

Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно. Это те нормы, которые желательны для наиболее значимых социальных

6. Будущее или возможное Я. Эту подструктуру Я-концепции М. Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Считается, что этот тип может резко отличаться от идеального Я: человек может стремиться стать героем, в то же время чувствует, что становится мещанином. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

7. Идеализированное Я. Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас.

8. Представляемые Я. Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я.

9. Фальшивое Я и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание — очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т д.

10. Соотношения между центром Я и подструктурами Я-концепции. Для понимания динамики человеческой психики следует иметь представление о том, каким образом центральная инстанция Я осуществляет контрольное управление психической деятельностью. Бернс сосредотачивает свое внимание на трех основных составляющих Я-концепции. Когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих Я-концепции

Когнитивная Я-концепция по мнению Бернса это представления индивида о самом себе, как правило, кажутся у убедительными независимо от того, основываются ли они объективном знании или субъективном мнении, являются ли я истинными или ложными. Конкретные способы самовоспитания, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», и т.д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуациями. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое исходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо им относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным сдельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самовоспитания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Есть разные подходы к пониманию Я — концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов:

В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида — направленных на самого себя, эти установки имеют разные модальности:

реальное Я — это установки связанные с тем как индивид воспринимает свои способности, свои роли, свой актуальный статус, т.е. те установки, которые связаны с представлениями о том какой он на самом деле.

зеркальное я (социальное я) — это установки связанные с преставлениями индивида о том, как его видят другие.

идеальное я — это установки связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Майерс Д. он добавляет к этим трем еще одну модальность это Возможное я — это установки связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. Функциями Я — концепции Я-концепции являются способность достижения внутренней согласованности личности Я-Конценция является источником ожидания личности — если бы у нас не было Я-Конценции — мы бы просто не росли.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться Я сознающее и Я как объект (Ме). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой — осознает и, один из элементов действительности, — значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории. Поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я — это всегда одновременно и Я-сознающее. и Я-как-объект.

По мысли Джемса, Я-как-объект — это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие п располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в концепцию самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я.

Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго-иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

В 1912 году Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа, характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между „членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, г. ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид. В соответствии с концепцией «зеркального ‘Г Кули Мид считал, что становление человеческого Я как много психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий „внутри“ индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом ‘I сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, падающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человек как и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознание и принятия тех представлений, которые существуют у людей относительно этого человека. Мид считал, что Ме образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I — это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Ме образует собственно личностное, или интегральное Я (Self). I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего, но далее развивается и заканчивается как Ме, поскольку оказывается под влиянием социо-культурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Ме направляет его в определенные рамки.

Карл Роджерс ситал, что ммногочисленные психологические эксперименты показали, что чем тщательнее мы проверяем свои теории и объясняем, почему они могли быть истинными, тем в большей степени мы становимся, закрыты для информации, которая способна пошатнуть наше мнение. Неверно мнение о других людях и даже о самом себе может продолжать существовать даже после дискредитации.

Я концепция — имеет структурно — динамический характер. Образ Я складывается из когнитивных составляющих установок: статусные, имущественные, ценностные характеристики и в целом эти установки находятся в определенной иерархии (для кого то деньги важнее чем водка).

Источником оценочных суждений индивида о самом себе, являются:

1. Социокультурные стандарты и нормы социального окружения (пример: если ты воспитывался в среде ненормативной лексики, вряд ли тебе будут резать слух, некоторое выражения).

2. Социальная реакция других людей к индивиду, их субъективная интерпретация

3. Индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Индивид реализует 2 процесса самооценки:

Сравнение я реального — с я идеальным.

Сравнение я реального — с процессом я социальным или я зеркальным.

Источник формирования Я концепции:

1. Представление о своем теле

2. Язык — развивающая способность выражать словами и формировать представление о себе и др. людях.

3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе (значимые другие — учителя, друзья, т.е. мнение близких о себе).

4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение с связанной с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина).

1. Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. — К.: Рута, 2001. — 320с.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Издательство „Питер“, 2000. — 480с.

3. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Издательский дом „БАХРАХ-М“, 2003. — 656с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2000. — 608с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: ВДАДОС, 1987.

6. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.

7. Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические модели исследования). — К.: Милленниум, 2003. — 152с.

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 143с.

Влияние концептуальной учебной деятельности на развитие клинических суждений учащихся

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Атыпон

Полнотекстовые ссылки

Контролируемое клиническое исследование

. 2009 авг; 48 (8): 441-6.

doi: 10.3928/01484834-20090518-04. Epub 2009 28 мая.

Кэти Ласатер 1 , Энн Нильсен

принадлежность

  • 1 Орегонский университет здравоохранения и науки, Школа медсестер, Портленд, Орегон 97239, США. [email protected]
  • PMID: 19681533
  • DOI: 10.3928/01484834-20090518-04

Контролируемое клиническое исследование

Kathi Lasater et al. J Нурс образования. 2009 г.Август

. 2009 авг; 48 (8): 441-6.

doi: 10.3928/01484834-20090518-04. Epub 2009 28 мая.

Авторы

Кэти Ласатер 1 , Энн Нильсен

принадлежность

  • 1 Университет здоровья и науки штата Орегон, Школа медсестер, Портленд, штат Орегон 97239, США. [email protected]
  • PMID: 19681533
  • DOI: 10.3928/01484834-20090518-04

Абстрактный

Традиционная модель клинического обучения сестринскому делу для полного ухода за пациентами становится неадекватной. Новые модели необходимы для развития более глубокого клинического мышления, тем самым влияя на развитие у учащихся клинического суждения. Концептуальная учебная деятельность, впервые введенная в 1990, предлагают сосредоточиться на конкретной концепции. В этом исследовании оценивалось влияние концептуальной учебной деятельности на развитие клинического суждения у студентов-медсестер со степенью бакалавра. Было проведено сравнение клинического суждения студентов, которые подвергались и не подвергались концептуальной учебной деятельности. Количественные данные были проанализированы с использованием однофакторного анализа. Кроме того, качественные данные предоставила фокус-группа, состоящая из членов лечебной группы. Результаты показывают, что учебная деятельность, основанная на концепциях, является стратегией клинического обучения, которую преподавателям следует учитывать для углубления клинического мышления при подготовке к выработке обоснованных клинических суждений.

Copyright 2009, SLACK Incorporated.

Похожие статьи

  • «Детский мир»: творческий и визуальный триггер для стимулирования исследовательской деятельности учащихся в модуле проблемного обучения.

    Бэррон С., Ламберт В., Конлон Дж., Харрингтон Т. Бэррон С. и др. Медсестра образования сегодня. 2008 ноябрь; 28 (8): 962-9. doi: 10.1016/j.nedt.2008.05.017. Epub 2008 24 июля. Медсестра образования сегодня. 2008. PMID: 18656287

  • Использование конструктивистского подхода с онлайн-картами понятий: связь между теорией и сестринским образованием.

    Conceição SC, Taylor LD. Conceição SC, et al. Нурс Эдюк Перспектива. 2007 сен-октябрь; 28 (5): 268-75. Нурс Эдюк Перспектива. 2007. PMID: 17944263

  • Внедрение практики в преподавание: предварительное исследование навыков межличностного общения студентов-медсестер и эффектов использования эмпирических данных в качестве ресурса для преподавания и обучения.

    Алед Дж. Алед Дж. Джей Клин Нурс. 2007 Декабрь; 16 (12): 2297-307. doi: 10.1111/j.1365-2702.2007.01948.x. Джей Клин Нурс. 2007. PMID: 18036120

  • Использование критической рефлексии в бакалавриате по сестринскому делу.

    Батлер К.М. Батлер КМ. Форум Нурс Лидерш. Лето 2004 г .; 8 (4): 138–45. Форум Нурс Лидерш. 2004. PMID: 15495761 Обзор.

  • Концептуальное картирование: эффективный, активный метод обучения.

    Клейтон Л.Х. Клейтон Л.Х. Нурс Эдюк Перспектива. 2006 г., июль-август; 27(4):197-203. Нурс Эдюк Перспектива. 2006. PMID: 16921805 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Разработка и психометрическое тестирование рубрики клинического рассуждения на основе сестринского процесса.

    Рамазанзаде Н., Гахраманян А., Заманзаде В., Вализаде Л., Гаффарифар С. Рамазанзаде Н. и соавт. BMC Med Educ. 2023 7 февраля; 23 (1): 98. doi: 10.1186/s12909-023-04060-3. BMC Med Educ. 2023. PMID: 36750822 Бесплатная статья ЧВК.

  • Анализ эффективности обучения и факторов, влияющих на принятие клинических решений.

    Се М.С., Ли М.С., Чен Т.И., Цай Т.С., Пай Ю.Ф., Шеу М.М. Хси М.С. и соавт. Ци Цзи И Сюэ За Чжи. 2017 окт.-дек.; 29(4):223-227. doi: 10.4103/tcmj.tcmj_34_17. Ци Цзи И Сюэ За Чжи. 2017. PMID: 29296052 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стандартизированные сестринские языки: необходимы для сестринского персонала.

    Джонс Д., Ланни М. , Кинан Г., Мурхед С. Джонс Д. и соавт. Анну Рев Нурс Рез. 2010;28:253-94. doi: 10.1891/0739-6686.28.253. Анну Рев Нурс Рез. 2010. PMID: 21639030 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Типы публикаций

термины MeSH

  • 9039189
  • 9
  • 9

    Полнотекстовые ссылки

    Атыпон

    Укажите

    Формат: ААД АПА МДА НЛМ

    Отправить по телефону

    Что такое неправомерное влияние? Определение, принцип работы и примеры

    К

    Адам Хейс

    Полная биография

    Адам Хейс, доктор философии, CFA, финансовый писатель с более чем 15-летним опытом работы на Уолл-стрит в качестве трейдера деривативов. Помимо своего обширного опыта торговли деривативами, Адам является экспертом в области экономики и поведенческих финансов. Адам получил степень магистра экономики в Новой школе социальных исследований и докторскую степень. из Университета Висконсин-Мэдисон по социологии. Он является обладателем сертификата CFA, а также лицензий FINRA Series 7, 55 и 63. В настоящее время он занимается исследованиями и преподает экономическую социологию и социальные исследования финансов в Еврейском университете в Иерусалиме.

    Узнайте о нашем редакционная политика

    Обновлено 12 января 2022 г.

    Рассмотрено

    Чип Стэплтон

    Рассмотрено Чип Стэплтон

    Полная биография

    Чип Стэплтон является держателем лицензий Серии 7 и Серии 66, сдал экзамен CFA уровня 1 и в настоящее время имеет лицензию на жизнь, несчастный случай и здоровье в Индиане. Он имеет 8-летний опыт работы в области финансов, от финансового планирования и управления активами до корпоративных финансов и планирования и анализа.

    Узнайте о нашем Совет по финансовому обзору

    Что такое неправомерное влияние?

    Неправомерное влияние имеет место, когда человек может убедить других принять решения из-за отношений между двумя сторонами. Часто одна из сторон находится в положении власти над другой благодаря высокому статусу, высшему образованию или эмоциональным связям. Более влиятельный человек использует это преимущество, чтобы заставить другого человека принимать решения, которые могут не соответствовать его долгосрочным интересам.

    Неправомерное влияние — это доктрина справедливости, предполагающая, что одно лицо использует в своих интересах положение власти над другим лицом. Это неравенство сил между сторонами может аннулировать согласие одной из сторон, поскольку они не могут свободно осуществлять свою независимую волю. Оказывая неправомерное влияние, влияющий человек часто может использовать в своих интересах более слабую сторону. В договорном праве сторона, утверждающая, что она стала жертвой неправомерного влияния, может иметь право аннулировать условия соглашения.

    Основные выводы

    • Неправомерное влияние чаще всего возникает, когда более сильная сторона оказывает влияние на менее сильную сторону для достижения желаемого результата.
    • В зависимости от степени влияния и наличия посторонних факторов некоторые договоры могут быть признаны недействительными.
    • Неправомерное влияние широко варьируется по размеру, от простой услуги до многомиллиардных сделок.

    Понимание неправомерного влияния

    Неправомерное влияние имеет место, когда человек может использовать преимущество, чтобы принудить другую сторону к принятию решений. Часто это принуждение происходит в ущерб более слабой стороне и в пользу более сильной или влиятельной стороны. Некоторые отношения, такие как отношения между пациентом и врачом или между родителем и ребенком, считаются сопряженными с риском неправомерного влияния и регулируются законом.

    В этом типе отношений на влиятельном человеке лежит бремя доказывания того, что он не использовал свое положение для получения выгоды от другой стороны. В других ситуациях одну сторону на основании предыдущих взаимодействий можно обвинить в использовании доверия другой стороны в своих интересах.

    Пример неправомерного влияния

    Например, Берт — терапевт Эрни. Берт также участвует в нескольких сделках по развитию недвижимости в городе. Эрни начинает говорить с Бертом о том, как он слышал о продаже квартир в комплексе, в развитие которого Берт инвестирует. Эрни не заинтересован и не считает уместным покупать дом в то время, но чувствует, что его друзья оставили позади, которые все покупают квартиры или вкладывают другие средства в проект.

    Берт использует свою власть над Эрни, чтобы убедить его, что это хороший шаг вперед в его жизни, а также вложение средств в проект. Это наносит финансовый ущерб Эрни, но увеличивает стоимость инвестиций Берта. Берт использовал неправомерное влияние.

    Неправомерное влияние на финансовые рынки

    На финансовых рынках мира наблюдается пандемия неправомерного влияния.