Межличностная тревожность это: Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся



Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений), вызванных сложностью и многозначностью процедуры ГИА. В этой связи актуальным становится вопрос изучения влияния сдачи ГИА на тревожность учеников. В современных условиях в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению ГИА, так как в процессе подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации у выпускников наблюдаются определенные психологические трудности, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

В 1912 году австралийский психолог Альфред Адлер в своей теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, который понимал как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения.

Невроз — это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных стилях жизни. При таких условиях дети становятся повышено тревожными, не чувствуют себя в безопасности, вырастают психологически неуравновешенными людьми и развивают стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности [1, с. 162].

Ондрей Кондаш в 1973 году в своей методике «Шкала тревожности» оценивает не наличие или отсутствие каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, оказываются менее зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения).

Для устранения страхов Кондашом предложен метод групповых занятий. Автор рекомендует учитывать при воспроизведении ситуаций, вызывающих страх, также действительные события, имевшие место в жизни человека. Такое развитие метода позволило создать приём, названный им десентизацией.

Карен Хорни, в отличие от Фрейда, не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. В развиваемой ею социокультурной теории личности сущность тревоги заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Всё то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребёнка, приводит к тревоге. Значит, происхождение тревожного поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителем. Если ребёнок ощущает любовь, то он чувствует себя в безопасности, следовательно, впоследствии он будет более психически уравновешенным, чем человек, который был лишён родительской любви в детстве. Хорни приводит сравнение между страхом и тревожностью.

Страх — реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. Страх и тревожность — адекватные реакции на воображаемую опасность, но в случае страха опасность очевидна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация [3, с. 123].

А. М. Прихожан в процессе создания шкалы личностной тревожности учащихся выделила несколько видов тревожности: общая, школьная, самооценочная, межличностная и магическая. Под общей тревожностью понимается общее эмоциональное состояние подростка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Школьная тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности в учебных ситуациях, в том числе, при сдаче государственных экзаменов. Самооценочная тревожность показывает уровень тревоги, вызванной оценкой своей внешности и своих способностей по сравнению со сверстниками.

Межличностная тревожность — это тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками. Магическая тревожность проявляется в боязни потусторонних существ [2, с. 24].

В нашем исследовании под тревожностью школьников мы будем понимать эмоциональное состояние, возникающее при ожидании неблагополучного развития событий, а конкретно в ситуации сдачи ГИА. Школьная тревожность напрямую влияет на подготовку учащихся к сдаче экзаменов, вызывает страх и мешает адекватной оценке собственных способностей. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным. Тревога непосредственно связана с потребностями личности и является регулятором поведения в потенциально опасной ситуации, каковой, в нашем исследовании, является ситуация сдачи государственных экзаменов.

Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9 и 11 классов. В анкетировании приняли участие 60 человек (30 обучающихся 9-ых классов, 30 обучающихся 11-ых классов).

Результаты первого этапа исследования (шкала личностной тревожности А. М. Прихожан) (количество человек в %) представлены на Рисунке 1.

Рис. 1. Общий уровень тревожности (А. М. Прихожан) (по уровням)

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что 13 обучающихся на момент окончания 1 четверти имеют нормальный уровень тревожности, что составляет 22 % от общего числа выпускников, 21 обучающийся — повышенный уровень тревожности (35 %), 15 учеников — высокий уровень тревожности (25 %), 11 учеников — очень высокий уровень тревожности (18 %). В целом общий уровень тревожности у практически половины респондентов (57 %) определяется как оптимальный.

Особый интерес представляет интерпретация результатов методики (шкала личностной тревожности А. М. Прихожан) по видам тревожности (школьная, самооценочная, межличностная, магическая) для обучающихся 9-х и 11-х классов. По шкале «школьная тревожность», т. е. переживание школьных ситуаций, (ответ у доски, контрольная работа) как стрессовых, тревожных, волнительных, высокий балл у 20 человек. По шкале «самооценочная тревожность», т. е. все, что связано с оценкой личности обучающегося вызывает у него тревогу, как правило, у него завышенные требования к себе, низкая самооценка; высокий балл у 15 человек. По шкале «межличностная тревожность», т. е. взаимоотношения между одноклассниками, сверстниками, все, что связано с контактами; высокий балл у 14 человек. По шкале «магическая тревожность», т. е. вопросы, связанные с колдовством, магией, нечто сверхъестественным; высокий балл у 11 человек. Результаты наглядно представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Виды тревожности (А. М. Прихожан)

Результаты второго этапа исследования (шкала тревожности О. Кондаша) (количество человек в %) представлены на Рисунке 3.

Рис. 3. Общий уровень тревожности (О. Кондаш) (по уровням)

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что сократилось число обучающихся в 3 четверти, имеющий нормальный уровень тревожности (с 13 до 10), что составляет 17 % от общего числа выпускников, а также повышенный уровень тревожности (с 21 до 13 человек), что составило 21 %.

Напротив, число респондентов с высоким и очень высоким уровнями тревожности возросло: 18 против 15 (30 %), 19 против 11 (32 %).

Далее была проведена интерпретация результатов методики (шкала тревожности О. Кондаша) по видам тревожности (школьная, самооценочная, межличностная) для обучающихся 9-х и 11-х классов. Результаты представлены на Рисунке 4.

Рис. 4. Виды тревожности (О. Кондаш)

Полученные данные позволяют констатировать, что основной вид тревожности у обучающихся на данном этапе — школьная тревожность в предэкзаменационной период, а такие критерии как самооценка и взаимоотношения в коллективе отходят на второй план.

Аналитический этап заключался в выявлении взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучающихся средних и старших классов по основным предметам, по которым предстоит сдача государственной итоговой аттестации (русский язык, математика). Для определения успеваемости обучающихся, нами был проведен анализ учебной документации.

В группу учеников с высоким уровнем успеваемости входят 20 %, со средним уровнем успеваемости 74 %, с низким уровнем успеваемости всего лишь 6 %. Следующий шаг заключался в определении успеваемости учащихся при различных уровнях тревожности. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах учеников с тем или иным уровнями тревожности определяли процент отличников, хорошистов, троечников. Так, например, в группе учащихся (по методике А. М. Прихожан) с нормальным уровнем тревожности (22 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 12 % имеют средний уровень успеваемости. В группе учащихся с повышенным уровнем тревожности (35 %): 15 % имеют высокий уровень успеваемости, 10 % имеют средний уровень успеваемости, 10 % низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с высоким уровнем тревожности (25 %): 16 % имеют средний уровень успеваемости, 9 % имеют низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с очень высоким уровнем тревожности (18 %): 9 % имеют средний уровень успеваемости, 9 % имеют низкий уровень успеваемости.

В группе учащихся (по методике О. Кондаша) с нормальным уровнем тревожности (17 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 7 % имеют средний уровень успеваемости. В группе учащихся с повышенным уровнем тревожности (21 %): 8 % имеют высокий уровень успеваемости, 8 % имеют средний уровень успеваемости, 5 % низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с высоким уровнем тревожности (30 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 10 % имеют средний уровень успеваемости, 10 % имеют низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с очень высоким уровнем тревожности (32 %): 20 % имеют средний уровень успеваемости, 12 % имеют низкий уровень успеваемости.

Практическая часть показала, что общий уровень тревожности обучающихся в сравнении первой и третьей четверти повысился с 43 % до 62 %, что свидетельствует о том, что приближение периода сдачи экзаменов вызывает тревожность, усталость, подавленность, что, безусловно, сказывается на качестве образовательных результатов учащихся. Выявлена взаимосвязь уровня тревожности и успеваемости обучающихся средних и старших классов по основным предметам (русский язык, математика): нормальный и повышенный уровни тревожности характеризуются наличием учащихся с высоким и средним уровнями успеваемости, в то время как высокий и очень высокий уровни включают в себя учеников со средним и низким уровнями успеваемости. Полученные результаты способствуют повышению эффективности подготовки к государственным экзаменам, а также возможности использования полученных результатов для консультирования учащихся средней и старшей школы.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / A. Адлер // М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
  2. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан // Спб.: Питер, 2007. — 192 с.
  3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни // М.: Артис-пресс, 2004. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень успеваемости, группа учащихся, высокий уровень тревожности, высокий уровень успеваемости, вид тревожности, высокий балл, повышенный уровень тревожности, государственная итоговая аттестация, школьная тревожность, нормальный уровень тревожности.

Показатели личностной тревожности (по методике «Шкала личностной тревожности» (а.М.Прихожан))

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

Школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

Общая

Пол

Возраст

Подростки с БА

1.

Мальч.

14 лет

11/6

24/8

18/7

5/1

50/5

Нормальный

2.

Дев.

16 лет

28/10

23/8

20/8

34/10

105/10

Очень вы-сокий

3.

Дев.

14 лет

22/09

24/9

7/1

20/10

87/9

Явно по-вышенный

4.

Мальч.

13 лет

10/5

19/6

11/4

4/1

52/5

Нормальный

5.

Дев.

16 лет

17/7

25/8

11/4

13/7

78/8

Несколько повышенный

6.

Мальч.

16 лет

15/9

17/5

25/10

21/8

74/7

Несколько повышенный

7.

Мальч.

13 лет

22/10

25/8

19/9

25/10

79/9

Явно по-вышенный

8.

Мальч.

15 лет

20/10

26/9

19/9

25/10

81/9

Явно по-вышенный

9.

Мальч.

13 лет

15/9

18/6

25/10

21/8

71/8

Несколько повышенный

10.

Мальч.

14 лет

18/10

21/7

19/9

25/10

77/9

Явно по-вышенный

11.

Мальч.

15 лет

17/10

24/8

19/9

25/10

80/9

Явно по-вышенный

Продолжение таблицы 3

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

пол

возраст

школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

общая

12.

Мальч.

14 лет

10/5

14/4

12/3

18/7

60/6

Нормальный

13.

Мальч.

15 лет

14/8

26/9

17/8

38/10

78/9

Явно по-вышенный

14.

Дев.

13 лет

20/8

22/8

25/10

21/8

68/7

Несколько повышенный

15.

Мальч.

16 лет

11/6

16/5

17/6

18/7

45/4

Нормальный

16.

Дев.

13 лет

18/10

19/7

19/9

25/10

87/9

Явно по-вышенный

Здоровые подростки

1.

Мальч.

16 лет

15/9

21/7

19/9

25/10

83/10

Очень вы-сокий

2.

Мальч.

15 лет

14/8

26/9

11/4

13/7

62/7

Несколько повышенный

3.

Мальч.

16 лет

15/9

24/8

7/1

20/10

76/9

Явно по-вышенный

4.

Дев.

14 лет

21/9

20/6

25/10

21/8

86/7

Несколько повышенный

5.

Мальч.

13 лет

10/5

21/7

14/6

9/4

35/3

Нормальный

6.

Дев.

13 лет

16/10

23/8

7/1

20/10

81/09

Явно по-вышенный

7.

Мальч.

15 лет

8/3

8/2

5/1

6/2

30/2

Не свой-ственно

8.

Мальч.

16 лет

9/4

15/4

9/2

3/1

41/3

Нормальный

9.

Мальч.

14 лет

10/5

16/5

4/1

10/5

42/4

Нормальный

Продолжение таблицы 3

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

пол

возраст

школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

общая

10.

Дев.

15 лет

17/7

27/10

11/4

13/7

68/7

Несколько повышенный

11.

Мальч.

16 лет

11/6

22/7

17/6

5/1

43/4

Нормальный

12.

Мальч.

15 лет

1/1

1/1

2/1

0/1

4/1

Не свой-ственно

13.

Дев.

15 лет

15/6

23/8

18/7

5/1

40/3

Нормальный

14.

Дев.

16 лет

20/7

17/6

9/2

3/1

44/3

Нормальный

15.

Дев.

13 лет

15/6

23/8

18/7

5/1

50/4

Нормальный

16.

Мальч.

13 лет

12/7

29/10

11/4

13/7

68/7

Несколько повышенный

Рассмотрим подробнее каждую шкалу данной методики. Сводные данные по шкале «школьная тревожность» представлены на Рис. 2 (стр.51).

Рис. 2. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Школьная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

Из диаграммы видим, что достаточно значимая разница возникает между двумя группами испытуемых при нормальном уровне тревожности в пользу здоровых испытуемых, это нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Уровень «состояние тревожности не свойственно» показал незначительное наличие у здоровых подростков – 6,25%, это может говорить о скрытой форме тревожности, о которой мы упоминали выше; в группе подростков с БА не был выявлен вообще.

Несколько повышенный уровень и явно выраженный уровень тревожности показали похожие результаты: у подростков с БА в обоих случаях – в 25% случаев, у здоровых подростков – 18,75% соответственно. Такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. В данном случае можно предположить, что данные испытуемые имеют трудности в учебных ситуациях (в ситуации экзамена, ответа у доски, общении с учителями).

Очень высокий уровень тревожности по данной субшкале был выявлен в 37,5% случаев в группе подростков с БА, в группе здоровых подростков – 6,25% случаев. Очень высокий уровень проявления тревожности может говорить о том, что проявления общей тревожности мешают этим учащимся в школьной жизни и учебных ситуациях.

Сводные данные по шкале «самооценочная тревожность» представлены на Рис. 3.

Рис. 3. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Самооценочная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

Как видно из диаграммы, полученные результаты по субшкале «Самооценочная тревожность», могут свидетельствовать о наличии следующих уровней проявления тревожности, связанной с представлением о самом себе. 18,75% испытуемых здоровых подростков показали, что состояние тревожности им не свойственно. Мы описывали ранее, что это может означать, что эти испытуемые не испытывают беспокойства, думая о себе, оценивая себя, а может быть не хотят в этом признаваться в своих страхах и тревогах по этому поводу.

Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 50% испытуемых в группе здоровых подростков и 25% подростков с БА. Это может говорить об адекватной самооценке данных испытуемых, устойчивости к критике со стороны окружающих.

Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 50% испытуемых в группе подростков с БА, тогда как в группе здоровых подростков было выявлено 31,25%. Такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Можно предположить, что данные испытуемые, в некоторых ситуациях, испытывают страх несоответствия, своей малоценности.

Явно повышенный уровень тревожности показали 25% испытуемых в группе подростков с БА, и 6,25% — в группе здоровых подростков. Такая тревожность носит «разлитой», генерализованный характер. Скорее всего, данные испытуемые имеют низкую самооценку, ощущают свою малоценность.

Очень высокий уровень проявления тревожности показали только в группе подростков с БА – 6,25%. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Тревожность в таких случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Сводные данные по шкале «Межличностная тревожность» представлены на Рис. 4 (стр.54).

Рис. 4. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Межличностная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

По субшкале «Межличностная тревожность» были получены следующие результаты. 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков в ситуации межличностного взаимодействия состояние тревожности не свойственно, как мы уже писали раньше, данный показатель может как иметь, так и не иметь защитный характер. В группе подростков с БА данный показатель был выявлен в 6,26% случаев. Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, в данном случае общения, показали 25% испытуемых подростков с БА и 31,25% здоровых подростков.

Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 18,75% испытуемых (подростки с БА) и у 12,5% (здоровые подростки), такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.

Явно повышенный уровень тревожности показали31,25% испытуемых в группе подростков с БА и всего лишь 6,25% — в группе здоровых подростков. Такая тревожность носит «разлитой», генерализованный характер. Возможно, данный испытуемый имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Очень высокий уровень проявления тревожности показали 18,75% в группе подростков с БА и 6,25% — в группе здоровых подростков. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Можно предположить, что данные испытуемые переживают социально-ролевой конфликт.

Сводные данные по шкале «Магическая тревожность» представлены на Рис. 5.

Рис. 5. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Магическая тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А. М.Прихожан)

Мы видим, что 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков и 12,5% подростков с БА показали, что состояние «магической тревожности» им не свойственно, что также может говорить о защитных реакциях. Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 12,5% испытуемых в группе здоровых подростков, у подростков с БА данной позиции выявлено не было. Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 37,5% подростков с БА и 25% здоровых подростков. Явно повышенный уровень тревожности по данной субшкале был выявлен у 18,75% испытуемых в группе здоровых подростков и 12,5% подростков с БА. Очень высокий уровень проявления тревожности показали 37,5% испытуемых и только в группе подростков с БА. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Скорее всего, у данных испытуемых высокий уровень проявления «Магической тревожности» носит «культивируемый» характер на фоне проявления общей тревожности, что можно увидеть в данных, обнаруженных нами в ходе исследования.

В целом, в результате проведения методики А.М.Прихожан, учащиеся показали следующие результаты проявления личностной тревожности. Половина испытуемых 12,5% в группе здоровых подростков показали, что состояние тревожности им не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие», может как отражать объективное состояние испытуемых, так и иметь защитный характер. Полное отсутствие тревоги как явление, препятствует нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешает нормальному развитию и продуктивной деятельности. Можно предположить, что у некоторых испытуемых, имеет место «скрытая тревожность» – защитное поведение. Испытуемые часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесцениваются). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности, школьник, как бы не допускает неприятный опыт в сферу сознания. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не осуществляется анализ полученного опыта. Испытуемый выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).

Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков, тогда как группе подростков с БА – всего 25%. Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен в равных пропорциях как у подростков с БА, так и здоровых подростков – у 25% испытуемых. Явно повышенный уровень тревожности у испытуемых был обнаружен с явным преимуществом в группе подростков с БА – 43,75%, тогда как у здоровых подростков – всего 12,5% испытуемых попали в данную категорию. Очень высокий уровень проявления тревожности показали в одинаковой пропорции обе группы испытуемых – 6,25%. Испытуемые с таким уровнем тревожности относятся к группе риска.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков, здоровые подростки более склонны к проявлению чрезмерного спокойствия. Явно высокий уровень тревожности показали преимущественно в группе подростков с БА, и это показатель того, что испытуемые данной группы более тревожны.

Полученные количественные результаты по методике «Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л.Ханина)» представлены в Таблице 4.

Сводные данные по шкалам «Реактивная тревожность» и «Личностная тревожность» также представлены в таблице 4 (стр. 58).

Таблица 4

Что такое социальная тревожность? | Институт социального беспокойства

Томаса А. Ричардса, доктора философии. Google+

Психолог/директор Института социальной тревожности

Социальная тревожность – это страх быть осужденным и оцененным другими людьми, что приводит к чувству неполноценности, неполноценности, застенчивости, смущению, унижению и депрессии.

Если человек обычно становится (иррационально) тревожным в социальных ситуациях, но чувствует себя лучше, когда он один, тогда проблема может заключаться в «социальной тревожности».

*Если вы ищете лечение социальной тревожности, начните здесь*

Третья по величине проблема психического здоровья

Социальное тревожное расстройство (ранее называвшееся «социальной фобией») является гораздо более распространенной проблемой, чем предполагалось ранее нам верить. Миллионы людей во всем мире ежедневно страдают от этого опустошительного и травматического состояния либо из-за специфической социальной тревоги, либо из-за более общей социальной тревоги.

В Соединенных Штатах эпидемиологические исследования недавно определили социальное тревожное расстройство как третье по величине психологическое расстройство в стране после депрессии и алкоголизма. Подсчитано, что около 7% населения в настоящее время страдает той или иной формой социальной тревожности. Показатель распространенности в течение жизни для развития социального тревожного расстройства составляет 13-14%.

Специфическая и генерализованная социальная тревога

Специфической социальной тревогой может быть боязнь выступать перед группой (только), в то время как люди с генерализованной социальной тревогой беспокоятся, нервничают и испытывают дискомфорт почти во всех социальных ситуациях.

У людей с социальной тревожностью гораздо чаще встречается генерализованный тип этого расстройства. Когда предвосхищающая тревога, беспокойство, нерешительность, депрессия, смущение, чувство неполноценности и самообвинение присутствуют в большинстве жизненных ситуаций, работает генерализованная форма социальной тревожности.

Симптомы социального тревожного расстройства

Люди с социальным тревожным расстройством обычно испытывают значительный эмоциональный стресс в следующих ситуациях:

  • Знакомство с другими людьми
  • Поддразнивание или критика
  • Быть в центре внимания
  • За вами наблюдают, когда вы что-то делаете
  • Встреча с авторитетными людьми («важными людьми»)
  • Большинство социальных контактов, особенно с незнакомцами
  • Ходить по комнате (или столу) по кругу и говорить что-то
  • Межличностные отношения, будь то дружеские или романтические

Этот список, безусловно, не является полным списком симптомов — с социальной тревогой связаны и другие чувства.

Физиологические проявления, сопровождающие социальную тревожность, могут включать сильный страх, учащенное сердцебиение, покраснение или румянец, обильное потоотделение, сухость в горле и во рту, дрожь (боязнь взять в руки стакан воды или использовать посуду для еды), затрудненное глотание и подергивания мышц, особенно вокруг лица и шеи.

Постоянная сильная тревога, которая не проходит, является наиболее распространенной чертой.

Люди с социальным тревожным расстройством знают, что их тревога иррациональна и не имеет рационального (то есть когнитивного) смысла. Тем не менее, «знать» что-то — это не то же самое, что «верить» и «чувствовать» что-то.

Таким образом, у людей с социальной тревожностью мысли и чувства тревоги сохраняются и не проявляют никаких признаков исчезновения, несмотря на то, что социально тревожные люди «сталкиваются со своими страхами» каждый день своей жизни.

Только соответствующее лечение помогает облегчить социальное тревожное расстройство, самое серьезное тревожное расстройство, о котором мало кто знает.

Эффективная терапия социального тревожного расстройства 1

Хорошей новостью является то, что когнитивно-поведенческая терапия социального тревожного расстройства оказалась заметно успешной. Как исследования, так и клинические данные свидетельствуют о том, что когнитивно-поведенческая терапия, которая должна носить комплексный характер, вызывает необратимые изменения в жизни людей.

Социальное тревожное расстройство можно преодолеть, хотя для этого требуются постоянство и настойчивость. Но, за исключением когнитивных проблем (например, деменции, болезни Альцгеймера), каждый может добиться прогресса в борьбе с социальной тревожностью, используя соответствующий тип когнитивно-поведенческой терапии.

В Институте социального беспокойства мы называем когнитивно-поведенческую терапию социального тревожного расстройства «комплексной» когнитивно-поведенческой терапией, чтобы отличить ее от общей идеи о том, что когнитивные концепции упрощены и могут быть решены с помощью лишь нескольких стратегий.

Успешная программа терапии социального тревожного расстройства должна включать в себя десятки когнитивных методов, стратегий и концепций, которые позволят мозгу человека (то есть его мозговым ассоциациям или нервным путям) буквально измениться. Мозг постоянно учится, и иррациональные мысли и убеждения могут измениться в результате этого когнитивного процесса.

Хорошая терапевтическая программа предоставит необходимые и конкретные стратегии, а также покажет людям, как и почему им нужно практиковать, работать над собой и начинать принимать рациональные мысли, убеждения, эмоции и восприятия.

Как получить помощь при социальном тревожном расстройстве

Социальное беспокойство, как и другие тревожные расстройства, можно успешно лечить. В поисках поддержки по этой проблеме ищите специалиста — того, кто (а) хорошо понимает эту проблему и (б) знает по опыту, как ее лечить.

Станьте информированным клиентом и задавайте вопросы. Например, понимает ли терапевт, что вы чувствуете себя очень застенчивым и что другие наблюдают за вами и формируют у вас негативную оценку? – или они преуменьшают то, что вы говорите, и просто говорят: «Нет, нет, нет, вы в порядке… вы просто преувеличиваете…» или ожидают, что вы выйдете и сделаете необоснованные «разоблачения» ?

Это правда, что мы, пережившие социальную тревогу, действительно осознаем, что наш разум во многих случаях иррационален, и мы преувеличиваем, но все равно ОЩУЩАЕМСЯ, что другие наблюдают и судят нас. Наше самосознание — это чувство, и оно очень реально.

Если ваш психолог/работник по охране психического здоровья не понимает этого, вы знаете о социальной тревожности больше, чем они. В этих обстоятельствах очень сомнительно, что они смогут вам помочь.

Также помните, что профессионал всегда рад вашим вопросам. Если кто-то кажется вам недружелюбным или слишком строгим, вам не следует выбирать такого терапевта.

Тем из нас, у кого есть (или была) социальная тревожность, нужна поддержка, поощрение и относительно свободная от стресса среда во время терапии, чтобы наш мозг мог поглощать все происходящие изменения, не повреждаясь внешними факторами. (т. е. негативное окружение, негативные люди). Если наше окружение относительно мирное, когда мы лечимся от социальной тревожности, то легче усвоить новые привычки, которые навсегда изменят наши мысли, убеждения, чувства и нашу жизнь.

Ваш терапевт говорит: «Посмотри в лицо своим страхам, и они уйдут?»

Извините, но этот терапевт не понимает динамики социальной тревожности. Мы, как люди с социальной тревожностью, с самого рождения постоянно сталкивались со своими страхами — нам приходилось сталкиваться — и сейчас мы чувствуем больше страха, чем в прошлом.

В этом случае обратитесь к другому терапевту. Крайне важно, чтобы вы нашли психолога, который полностью понимает социальное тревожное расстройство, потому что, если они даже не знают, что это такое, как они узнают, что делать, чтобы помочь вам преодолеть его?

Преодоление социального тревожного расстройства — непростая и не сложная задача. Многие тысячи людей уже сделали это.

Пока вы находитесь в эпицентре синдрома социальной тревожности, вы чувствуете себя безнадежно — вам кажется, что вам никогда не станет лучше. Жизнь — это всего лишь одна мучительная тревожная проблема за другой.

Но это можно остановить, подавить и убить за относительно короткий период времени, если найти когнитивно-поведенческого терапевта, который понимает и специализируется на лечении социальной тревожности.

Наиболее важные элементы в преодолении социальной тревожности

1. Понимание и осознание проблемы,

2. Приверженность проведению когнитивно-поведенческой терапии, даже если она повторяется и кажется трудной,

3 , Практика, практика, практика, чтобы получить эту информацию (то есть, когнитивные методы, стратегии и концепции) глубоко в вашем мозгу, чтобы эти когнитивные методы стали привычными и автоматическими,

4. Участие в группе терапии социальной тревоги, в которой вы можете медленно и постепенно работать над проблемами, которые вызывают у вас беспокойство в реальном мире.

То есть человек, который испытывает беспокойство во время чтения на публике, использует определенные стратегии для достижения своей цели, в то время как человек, который хочет научиться знакомиться и участвовать в светской беседе во время общественной деятельности, медленно продвигается к своим целям. Мы используем ролевые игры, актерское мастерство, магнитофон и видеокамеру, периоды вопросов и ответов, имитацию собеседования при приеме на работу и преднамеренно делаем глупости в рамках нашей группы поведенческой терапии для людей с социальной тревожностью.

Примечание. Лестничную диаграмму или «иерархию» следует использовать в качестве гибкого руководства при планировании. Мы хотим практиковаться, достигать наших целей, повышать наши ожидания, достигать наших целей, повышать наши ожидания, пока наша цель, наконец, не будет достигнута.

Группы

Группы поведенческой терапии социальной тревожности не должны давить, подталкивать или уговаривать людей что-то делать. Нельзя использовать негативную тактику, потому что человек должен решить участвовать в своем собственном темпе. Если она хочет сидеть там в группе и не говорить ни слова, это нормально. Никого нельзя заставлять что-либо делать.

Вы можете спросить: «Разве люди никогда не добьются прогресса, если они решат ничего не делать в каждой группе?» Вот в чем секрет: этого никогда не было. Люди в группе понимают, зачем они здесь, и, несмотря на естественное присутствие беспокойства, они добровольно решают работать над своими конкретными тревогами. Это гораздо практичнее и реальнее, чем принуждение к чему-либо.

Терапевтические группы для социальной тревожности всегда должны быть ободряющими, позитивными и поддерживающими. Если создана правильная атмосфера, люди могут (и продолжают) продвигаться вверх по своей «иерархии» социальных тревог.

Невозможно остановить целеустремленного человека, который отказывается сдаваться. Роль терапевта состоит в том, чтобы точно знать, что делать и как быстро это делать. Это звучит легко, но это не так. Вы должны практиковать правильный материал, и вы должны двигаться в правильном темпе для ваших собственных тревог. Вы больше контролируете этот процесс, чем думаете.

Сегодня когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения обеих форм социальной тревожности. С помощью когнитивно-поведенческой терапии мы не погрязаем в прошлом и постоянно вспоминаем о нем, потому что это не приносит нам никакой пользы. Вместо этого мы сосредотачиваемся на сегодняшних проблемах и симптомах и используем множество небольших техник и методов, чтобы искоренить тревожное мышление, чувства, убеждения и системы убеждений.

Вот где вступают в действие мотивация и практика. Чем больше вы будете практиковать эти небольшие методы и приемы, снижающие тревогу, тем быстрее сможете уменьшить тревогу и преодолеть социальную тревогу.

*Если вам нужна помощь в преодолении социальной тревожности, начните здесь*

1. Голдин П.Р., Зив М., Джазайери Х., Хан К., Хаймберг Р. (2013, октябрь). Влияние когнитивно-поведенческой терапии социального тревожного расстройства на нейронную динамику когнитивной переоценки негативных представлений о себе, JAMA Psychiatry, 2013;70(10):1048-1056.

Ссылки и цитаты

Высокофункциональная социальная тревожность — мосты к выздоровлению

Социальное тревожное расстройство — это состояние психического здоровья, которое влияет на жизнь миллионов американцев. После лечения и других усилий, направленных на выздоровление, состояние многих людей с выраженной социальной тревожностью резко улучшается до такой степени, что их можно классифицировать как высокофункциональных. Люди, достигшие этой стадии — или те, кто всегда был высокофункциональным, — могут строить отношения, делать карьеру и прилагать постоянные усилия для реализации своего потенциала во всех сферах жизни. Тем не менее, они продолжают испытывать неприятные и изменяющие жизнь симптомы беспокойства, и именно поэтому людям с высокофункционирующей социальной тревогой все еще может быть полезно лечение.

Социальное тревожное расстройство является второй наиболее часто диагностируемой формой тревожного расстройства. Больные испытывают непреодолимое чувство нервозности и страха быть отвергнутыми во время большинства социальных взаимодействий, что заставляет их избегать таких ситуаций, если это возможно. Люди с выраженным социальным тревожным расстройством могут быть сильно ограничены своей социальной фобией, испытывая трудности во многих сферах своей жизни.

Но хроническая социальная тревога не всегда приводит к инвалидности. Некоторые люди испытывают страх и тревогу, но на уровне, который не мешает им строить отношения, удерживать работу, использовать возможности волонтера, выступать с речами или иным образом выступать или выступать публично. Эти люди имеют высокофункциональную социальную тревожность, которая неприятна и вызывает стресс, но не настолько парализует, чтобы помешать больным жить нормальной жизнью.

Некоторые люди с высокофункционирующей социальной тревожностью всегда были такими, в то время как у других симптомы тревожности и/или уровень работоспособности со временем улучшались.


Социальная тревожность вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы. Для людей с нормальным социальным тревожным расстройством все их симптомы усиливают их неспособность социализироваться и общаться.

Люди с высокофункционирующей социальной тревожностью испытывают те же физические и психологические/эмоциональные симптомы, что и другие люди, страдающие социальной тревожностью, но обычно в меньшей степени. И они демонстрируют гораздо меньше поведенческих симптомов, что является основной причиной того, что их социальная тревожность носит ярлык высокофункциональных.

К физическим симптомам социальной тревожности относятся:

  • Покраснение
  • Потливость
  • Учащенное сердцебиение
  • Легкомысленность, головокружение
  • Спазмы желудка или тошнота
  • Затрудненное дыхание
  • Дрожь
  • Сухость во рту
  • Трудно думать о правильных словах при разговоре

Люди с высокофункциональной социальной тревожностью знакомы с каждым из этих симптомов, хотя они не проявляются так часто и так сильно, как у людей с более серьезной социальной фобией. Тем не менее, такие симптомы могут быть утомительными и неприятными, и страдающие социальной тревожностью с высоким уровнем функционирования не ждут социальных контактов, которые могут спровоцировать такие реакции.

Между тем, психологические и эмоциональные симптомы социальной тревожности могут проявляться до, во время и после социальных контактов. К ним относятся:

  • Сильный страх быть отвергнутым
  • Постоянный страх сказать или сделать что-то неловкое
  • Крайний дискомфорт вокруг авторитетных фигур
  • Нежелание открыто и честно выражать свою точку зрения
  • Одержимость наихудшими сценариями и негативными последствиями
  • Защитность и паранойя при задании вопросов
  • Страх того, что реакции тревоги будут видны и будут замечены другими
  • Предположение, что другие настроены враждебно и быстро судят
  • Стыд из-за социальной тревожности или из-за того, что ты «другой»
  • Интенсивная самокритика и сомнения после окончания социальных контактов

Люди с социальным тревожным расстройством страдают от чрезмерной и инвалидизирующей застенчивости, из-за которой становится трудно выносить даже ранее желаемое социальное взаимодействие. Те, у кого высокофункциональная социальная тревожность, испытывают многие из тех же мыслей и страхов, но они разработали стратегии преодоления страха и взаимодействия с другими, когда это необходимо.

Социальное тревожное расстройство влияет как на поведение, так и на эмоции, поскольку больные часто идут на крайние меры, чтобы избежать ненужных социальных контактов. Когда взаимодействия неизбежны, они будут говорить как можно меньше и убегать как можно быстрее, несмотря на стыд, который вызывает у них их избегающее поведение. Они, как правило, предпочитают онлайн-взаимодействие использованию телефона или личному общению с людьми, и у них вырабатывается привычка делать то, что другие делают в одиночку.

Люди с высокофункциональной социальной тревожностью также могут избегать контактов с людьми, если считают их несущественными. Но по большей части они не позволяют своим социальным страхам мешать им делать то, что они действительно хотят делать. Поскольку их избегающее поведение более сдержано и контролируемо, они могут заводить друзей, находить романтических партнеров, устраиваться на работу, просить помощи в магазинах или делать тысячи других вещей, которые люди с тяжелой социальной тревожностью считают проблематичными.

Количество человеческих контактов, которые они инициируют, по-прежнему несколько ограничено по сравнению с более общительными людьми, и они по-прежнему склонны чувствовать себя некомфортно среди незнакомцев или случайных знакомых. Но люди с высокофункционирующей социальной тревожностью не так быстро упускают возможность получить удовлетворение, и в результате их жизнь становится богаче и приносит больше удовольствия, чем у людей, страдающих социальным тревожным расстройством.

Позвоните для бесплатной конфиденциальной оценки.
877-727-4343


Симптомы у некоторых с высокофункциональным социальным беспокойством всегда были легкими или умеренными. То, что они испытали, является более стрессовым и меняет жизнь, чем обычная застенчивость, но их социальная тревога никогда не была достаточно сильной или пугающей, чтобы серьезно помешать их способности строить отношения или достигать своих целей.

Однако ситуация для многих высокофункциональных людей, страдающих социальной тревожностью, отличается. В детстве, в подростковом и юношеском возрасте симптомы социальной тревожности были сильными и стойкими, во многих отношениях ограничивая их активность и препятствуя поиску счастья и самореализации. Только со временем они смогли справиться со своей социальной тревогой, научившись справляться с ней достаточно хорошо, чтобы, наконец, вырваться из добровольного социального изгнания.

Есть ряд причин, по которым некоторые люди преодолевают самые тяжелые симптомы социальной тревожности. Большинство мужчин и женщин, которые выздоравливают от социального тревожного расстройства, делают это только после обращения за лечением, часто в стационарное психиатрическое лечебное учреждение. Благодаря сочетанию психотерапии и лекарств большинство людей, страдающих социальной тревожностью, в конечном итоге могут научиться справляться со своими симптомами, интенсивность которых может снизиться, если лечение будет продолжаться в течение длительного периода времени.

Хотя лечение социального тревожного расстройства жизненно важно, часто существуют другие факторы, которые помогают страдающим перейти от тяжелого к высокофункциональному социальному беспокойству. Некоторые из этих факторов включают:

Самопомощь

В дополнение к лечению или вместо него многие люди, страдающие социальной тревожностью, обращаются к книгам по самопомощи, в которых описываются методы или стратегии преодоления их нервозности в присутствии людей. Они также могут записаться на курсы, которые обещают научить коммуникативным навыкам или методам преодоления застенчивости или проблем с самооценкой. Онлайн-форумы и социальные сети предлагают еще больше возможностей для самопомощи для социально тревожных людей, которые хотят общаться со сверстниками для получения совета и моральной поддержки.

Хотя книги, занятия и онлайн-друзья не могут заменить организованное лечение, в качестве дополнения к нему они могут быть весьма эффективными.

Техники исцеления тела и разума

В последние годы популярность холистических оздоровительных практик возросла благодаря слухам об оздоравливающих эффектах йоги, медитации, массажной терапии, тай-чи, музыки и арт-терапии, гипноза, биологической обратной связи, и другие методы исцеления разума и тела получили распространение. Многие стационарные центры лечения психических заболеваний в настоящее время предлагают целостные методы лечения в рамках своих программ восстановления, что свидетельствует о том, насколько хорошо они работают как в реабилитационном центре, так и за его пределами.

Людям, страдающим социальной тревожностью, и тем, кто испытывает тревожность в целом, комплексные психофизические практики могут помочь снять стресс и помочь в продолжающемся процессе переподготовки мозга реагировать с меньшим страхом и паранойей во время социальных взаимодействий.

Снижение интенсивности, связанное со старением

Одно долгосрочное исследование страдающих социальным тревожным расстройством показало, что 37 процентов продемонстрировали значительное улучшение своих симптомов в течение 12-летнего периода, несмотря на то, что они не получали никакого лечения.

Тем не менее, средний участник опроса уже испытывал социальную тревогу в течение 19 лет в начале эксперимента, поэтому эта статистика не дает больших надежд на спонтанное улучшение у более молодых людей, страдающих социальной тревогой. Кроме того, 37-процентный показатель улучшения был заметно ниже, чем показатель выздоровления при генерализованном тревожном расстройстве (58 процентов) и паническом расстройстве (82 процента). Таким образом, несмотря на возрастные улучшения, лечение остается критически важным для большинства людей, страдающих симптомами тяжелой социальной тревожности.

Необходимость заботиться о жизненных потребностях

Независимо от тяжести их первоначальных симптомов социальной фобии большинству людей, страдающих социальной фобией, для выживания по-прежнему приходится выполнять определенные жизненные обязанности. Это может означать поступление в колледж, выполнение всех академических требований по выбранным направлениям карьеры, прохождение собеседования при приеме на работу и выполнение всех обязанностей и заданий на рабочем месте, необходимых для правильного выполнения работы после ее получения. Межличностные императивы также заставляют многих страдающих социальным тревожным расстройством обращаться к другим за любовью или дружбой, и теперь это легче сделать через различные онлайн-площадки.

Несмотря на силу своих симптомов социальной тревожности, большинство людей, страдающих социальным тревожным расстройством, в конечном итоге будут тянуться к другим людям, связываться с ними или будут вынуждены взаимодействовать с ними, и по мере того, как они приобретают больше опыта взаимодействия с другими людьми, их социальные навыки и уровень комфорта снижаются. обязательно улучшится до некоторой степени.


Люди с высокофункциональным социальным тревожным расстройством находятся в относительно привилегированном положении по сравнению с людьми с социальным тревожным расстройством. Но они часто зарабатывали свой высокофункциональный статус упорным трудом, самоотверженными усилиями и постоянной приверженностью лечению, которое является путем к выздоровлению, потенциально доступным для всех.

В качестве отправной точки стационарные программы лечения социальной тревожности в стационарном психиатрическом учреждении дают страдающим социальным тревожным расстройством наилучшие шансы на окончательное выздоровление.