Стереотип это в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий
Этнические стереотипы населения
Баженова Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
магистрант
Аннотация
В данной статье раскрывается содержание, понятия «этнические стереотипы населения».
Ключевые слова: автостереотипы, гетеростереотипы, социальные стереотипы, стереотип, этнические стереотипы
Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Е.В. Этнические стереотипы населения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24684 (дата обращения: 25.02.2023).
Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии.
В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Явление стереотипа – характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.
Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать его.
Стереотип, характеризующий явление, которое может быть оценено с националистических позиций, неизменно предстает в виде националистически направленного стереотипа.
Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы.Для каждой социальной группы социально психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое».
«Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.
Многие ученые, исследовавшие социальные стереотипы, вообще не считают проблему «зерна истины» заслуживающей внимания. Придерживается этой точки зрения и П.Н. Шихирев, утверждая, что «неважно, истинно данное значение или ложно», поскольку главное в стереотипе не сама истинность, а убежденность в ней…» [1].
Стереотипы должны рассматриваться как системы понятий с их позитивными и негативными функциями, обладающими теми же самыми типами свойств, что и другие понятия, и служащими для организации опыта подобно другим понятиям.
У. Липпман подчеркивал роль стереотипов как понятий благоприятствующих экономии мышления неизбежной из-за разнородности социальных явлений. Согласно У. Липпману стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира в «голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищает его ценности, позиции и права [8].
Позже, вслед за У. Липпманом, было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления.
Так, Т. Шибутани определял социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легкого различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей [2].
Р. Таджури понимает под социальным стереотипом склонность воспринимающегося субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории [8].
Последователь У. Липпмана американский психолог Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их.
Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и выделил его следующие характеристики:
люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или «социальные категории» недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течении очень длительного периода времени;
социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [4].
В.Г. Крысько, в свою очередь, считает, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа [5].
Можно следующим образом суммировать важнейшие характеристики стереотипа, представленные выше [6]:
1. Сущность (сокращенный, упрощенный и ценностный образ действительности стереотипа проявляется в том, что они укореняются в исторически-культурной основе общности, содержатся в ней чаще всего потаенно, потенциально. Их каждый раз оживляет общественно-политическая практика. Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.
2. Генезис стереотипа выражается в многократной связи его символов с определенной категорией явлений, традиций;
3. Способ существования (в содержании сознания индивида, общественном сознании) состоит в том, что в первом приближении стереотип есть разновидность оценочного суждения, убеждения, представления. Как суждение, стереотип подлежит логической классификации, как убеждение, он изучается, скорее, с использованием психологических подходов.
Стереотипы усваиваются индивидуально прежде всего в межгрупповых и внутригрупповых отношениях, в которых функционирует индивид. Контекст его проявления позволяет раскрыть (в абстрактном виде) некоторые свойства стереотипного суждения. Психологический контекст стереотипа отражает индивидуальную предрасположенность к восприятию стереотипных суждений;
4. Главная функция стереотипа вытекает из разделения и проявления в сфере общественного сознания понятий «мы – они». Стереотипы формируют чувство социальной и личностной идентичности, возникшей в результате функционирования оппозиции собственной группы (мы) группе чужой (они). Социальная функция стереотипа, состоящая в защите общепринятых обществом или группой ценностей или оценок, интеграция которых как обязательной социальной нормы, служит условием интеграции индивида с группой.
Кроме того, в процессе межличностного взаимодействия стереотипы выполняют следующие функции:
— объяснения и оправдания существующих социальных отношений;
— защиты групповых ценностей;
— когнитивной межгрупповой дифференциации;
— трансляции культурно-исторического опыта;
— сохранения и передачи культурно-исторического опыта;
— экономии мышления.
Многие исследователи стереотипов сходятся во мнении, что стереотипы как психологические явления крайне многообразны. Они охватывают широкий спектр обобщающих и повторяющихся в сознании людей психических образований. Это и стереотип мыслительный, закрепляющий какое-то представление, и стереотип динамический, который закрепляет автоматизм поведения. Гетеростереотипы – это совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа [7].
Так этнолог Н.А.Ерофеев пишет:«Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа – и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение» [8].
Стереотипы – чувственно окрашенные социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Психологический механизм возникновения этнического стереотипа в сознании – некритическое усвоение – сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре вырабатываются, например, групповые, профессиональные и возрастные стереотипы. В качестве объектов стереотипизации нередко выступают обобщенные и упрощенные образы таких групп. В основе национального, или этнического, стереотипа обычно лежит какая-нибудь заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос или выдающиеся скулы, форма головы, рост и т.
В основе стереотипа может быть и какая-нибудь типичная черта в характере и поведении (молчаливость, жестикуляция, сдержанность, скупость и т. п.).
Помимо этого в содержании этнического стереотипа может присутствовать и предписание к действию в отношении людей данной национальности.
Этнический стереотип подразделяется на два вида – автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений о других народах представителями данной этнической общности. Гетеростереотипы в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов могут быть как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, рассматривая национальные стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающего субъекта, необходимо серьезно относится к расхожим в обыденной жизни национальным характеристикам. Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант. Существует взаимно противоречивые стереотипы об одной и той же нации. Видимо, этнические стереотипы меньше зависят от реальных особенностей описываемого народа, чем от ряда других факторов. При чем, вероятно, важнейший из них – политические взаимоотношения между государствами: похоже, что национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным описанием.
Часто они не основаны на личном впечатлении, а перенимаются у других лиц.Этнические стереотипы могут в определенной степени изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических преобразований общества. Возможности изменения этнических стереотипов связаны с критическим отношением к собственной этнической группе, к изжившим себя и мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни; с ориентацией индивида как на эталоны, предписанные референтной группой, так и на стереотипы, принятые в той группе, в которую индивид включен в данный момент. Активное межэтническое общение в процессе совместной деятельности, правда, далеко не всякое, разрушает этнические стереотипы.
Библиографический список
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1995. 206 с.
- Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Собр.науч.трудов. М., 1984. 277 с.
- Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.95.
- Коптяева Е.А. Этнические стереотипы в современном российском городе // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2016. № 4 (12). С. 81-86.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. 200 с.
- Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности СПб.: Речь, 2017. 240 с.
- Коптякова Е.Е., Быкова Л.В. Выявление этнических стереотипов через сопоставление национальных ценностей // Общественные науки. 2016. № 5. С. 103–108
- Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: АСТ, 2013. 210 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Баженова Елена Васильевна»
СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Стереотип и его функции.
- Основные свойства социальных стереотипов.
- Борьба с негативными стереотипами.
СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп.Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых,экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых,защищают его ценности, позиции и права.
Исторически так сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными «чужими». Поэтому термин «стереотип» был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д.
Стереотип и его функции.
Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».
Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.
Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления.
Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации. Т.е. стереотипизация существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.
Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.
Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).
Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.
Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении.
С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники, ожидающие от американцев общительности и сердечности, бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.
Основные свойства социальных стереотипов.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.
Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.
Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.
Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.
В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.
Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.
Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.
Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.
То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов.
Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую.
Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.
Борьба с негативными стереотипами.
В 1947 в рамках проекта ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между народами (Tensions affecting international understanding) было проведено исследование в 9 странах с выборкой в тысячу человек в каждой стране. Исследователи полагали, что стереотипы являются причиной если не происхождения, то поддержания и обострения межгрупповых конфликтов. Поэтому предполагалось, что если люди будут лучше осведомлены о стереотипах как о часто ошибочных и не всегда полных образах своей и других наций, то эти образы будут заменены более точным знанием о народах, что в свою очередь приведет к ослаблению международной напряженности. В настоящее время социальные психологии понимают, что такое воздействие должно затрагивать не только стереотипы, но и более широкую область межгрупповых отношений, включая поведение, социальные установки (аттитюды) и пр.
Одним из ведущих направлений исследований стала разработка т.н. «гипотезы контакта», основой которой служит предположение о том, что непосредственное общение при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов и разрушает предубеждения. Но даже при соблюдении большинства условий, благоприятствующих контактам (группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие сотрудничества, и подчиняются единому своду правил), полученные результаты позволяют усомниться в том, что встречи и знакомства с представителями другой большой группы неизбежно ведут к приписыванию им более позитивных качеств.
Однако неспособность гипотезы контакта предсказать, распространятся ли возникающие в ходе межличностных отношений позитивные установки на всю группу в целом, и приведут ли они к изменениям в стереотипах, является ее главным недостатком. По мнению британского социального психолога М. Хьюстона, позитивному эффекту способствуют три аспекта контакта. Во-первых, в ситуации общения воспринимающие субъекты начинают признавать различия между членами чужой группы. Во-вторых, «распространению» положительных установок благоприятствует использование информации, не подтверждающей начальный стереотип. В-третьих, увеличение межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов.
В последнее десятилетие 20 в. в социальной психологии получили развитие подходы, которые нацелены на целенаправленное подавление негативных стереотипов и на замену поведения, основанного на согласованных социальных стереотипах, на действия, в основе которых лежат персональные убеждения. Их сторонники основываются на концепции исследовательницы из США П.Дивайн, согласно которой стереотипы неизбежно активизируются в ситуации восприятия представителя другой группы, несмотря на любые попытки их игнорировать. Исследования продемонстрировали автоматизацию стереотипных черт, относящихся к афроамериканцам, азиатам, пожилым людям, мужчинам и женщинам.
В моделях снижения негативных стереотипов подчеркивается, что свободные от предубеждений «ответы» на стереотипы требуют от человека, воспринимающего представителей «чужих» групп, знаний о своей предубежденности и стремления изменить свои убеждения исходя из ценностей равенства и справедливости, чувства вины, угрызений совести и т.п.
Татьяна Стефаненко
20/20 | Журналистские расследования и новостной журнал
Пятница в 21:00 по восточному поясному времени
Пятница в 21:00 по восточному поясному времени
Исповедь?
Убийства в семье Мурдо
Модельное убийство
01:20:29
Список убийств
Новый год
7Horror in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho.
Доктор ОбманХолод на ощупь
Божественное вмешательство
Убийства девочек-скаутов
01:19:34
С поличным
01:19:59
Босоногий свидетель
01
«20/19» убийства.
10 марта
02
«20/20» рассмотрит убийства Анжелики и Вонды Гойены в 2007 году.
16 февраля
03
«20/20» рассказывает о почти 25-летнем уголовном расследовании смерти Джули Дженсен.
10 февраля
04
Осужденная мать размышляет об убийстве 2017 года с Джуджу Чанг из ABC News.
03 февраля
05
Дин Файелло похоронил тело Марии Крус под бетонной плитой в своем гараже.
08 декабря
Исповедь?
Убийства в семье Мурдо
Модель убийства
01:20:29
Список убийств
Злой
Horror in Idaho: The Student Murders
Doctor Deceit
Cold to the Touch
Divine Intervention
Girl Scout Murders
01:19:34
Red Handed
01:19:59
Босой свидетель
Передовая статья: Психологический процесс формирования стереотипов: содержание, формирование, интернализация, механизмы, эффекты и вмешательства
Стереотип — это всепроникающая и устойчивая человеческая склонность, которая проистекает из основной когнитивной потребности классифицировать, упрощать и обрабатывать сложный мир. Эта тенденция является предпосылкой для социальных предубеждений, предубеждений и дискриминации. В условиях вспышки COVID-19 дискриминация, изоляция и даже враждебность, вызванные стереотипами, все чаще становятся важной социальной проблемой, затрагивающей политическую и социальную стабильность. Таким образом, настоящий выпуск посвящен широкому спектру исследований, посвященных четырем основным темам: (1) психологические процессы, участвующие в формировании и усвоении социальных стереотипов, (2) негативные последствия стереотипов, (3) нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе стереотипов, и (4) вмешательства, направленные на устранение последствий негативных стереотипов в эту эпоху с изменениями и вызовами. В частности, тема исследования состоит из 13 статей 54 ученых, направленных на изучение стереотипов среди различных социальных групп, включая мужчин и женщин, пожилых людей и молодое поколение, представителей расовых меньшинств, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), людей с проблемами психического здоровья, несовершеннолетние правонарушители, беженцы и американцы азиатского происхождения во время COVID-19вспышка. Эти исследования проводятся в культурно разнообразных странах, включая Бразилию, Китай, Германию, Венгрию и США, что способствует более целостной картине современных стереотипов.
1. Формирование социальных стереотипов
На формирование негативных стереотипов со стороны населения могут влиять наши знания о целевой группе и психологическая дистанция к ней, убеждения в податливости группы, убеждения в неявном изменении черт и моральных ценностей. Например, Калдас и др. проверили, повлияют ли осведомленность людей и близость к обстоятельствам, связанным с правонарушением несовершеннолетних, на их мнение о предложении о снижении возраста совершеннолетия в Бразилии. Они исследовали прохожих на площади и работников судов по делам несовершеннолетних и обнаружили, что люди более склонны придерживаться негативных стереотипов о несовершеннолетних правонарушителях, если находятся вдали от них. Паскуй и Орош сосредоточились на беженцах как на наиболее уязвимой группе в неспокойные международные времена, и они обнаружили, что групповые представления о податливости отрицательно связаны с тенденциями дегуманизации и угрозами, воспринимаемыми мигрантами в Венгрии. Протцко и Скулер исследовали более общий негативный стереотип о молодежи, также известный как «эффект современных детей» (эффект КТД). В двух исследованиях со взрослыми американцами вера в то, что черты меняются в течение жизни, была связана с такими предубеждениями. Кроме того, Лай и соавт. сосредоточились на трех сигналах, связанных с воспринимаемой женщинами высокой долгосрочной ценностью для спаривания, и сообщили, что китайские женщины, демонстрирующие «сексуально привлекательные» сигналы, воспринимаются как имеющие более низкие моральные ценности. Более того, стереотипно считалось, что они имеют более низкий уровень человечности, чем женщины, демонстрирующие «красивые» черты лица или «добродетельные» поведенческие признаки, что, в свою очередь, приводило к меньшим возможностям для спаривания.
Культура также играет важную роль в формировании стереотипов. Ли М. и др. нацелены на стереотипы в отношении высокопоставленных лиц и показали, что люди, находящиеся под влиянием конфуцианства, придерживаются положительных стереотипов компетентности и теплоты по отношению к высокопоставленным высокопоставленным лицам. Этот вывод не согласуется с традиционным утверждением о том, что влиятельные люди, как правило, стереотипно воспринимаются как обладающие высокой компетентностью и низкой теплотой. Это может быть связано с тем, что в конфуцианской культуре ожидается, что влиятельные люди будут нести большую социальную ответственность и заботиться о благополучии других. Кроме того, в связи с COVID-19 появились новые стереотипы.в глобальном контексте. COVID-19 представляет угрозу для физического и психического здоровья, и в различных отчетах указывается, что COVID-19 тесно связан со стигматизацией и дискриминацией. В двух исследованиях изучались стереотипы, связанные с COVID-19. Чжао и др. обнаружили, что распространенность негативных стереотипов, связанных с COVID-19, в Китае была низкой. Кроме того, чем больше люди знают о COVID-19, тем меньше негативных стереотипов, связанных с COVID-19, они сообщают. Дейли и др. с другой стороны, сообщалось, что американцы азиатского происхождения сталкивались с растущими проблемами со стороны разных этнических групп по социальным вопросам, связанным с COVID-19. в Соединенных Штатах, а растущая тенденция обвинять Китай в пандемии была связана со стереотипным представлением азиатских людей как более иностранцев.
2. Последствия негативных стереотипов
Негативные стереотипы людей будут влиять на их поведенческие установки по отношению к целевым группам и даже на правотворчество в целом. Например, Вен и др. протестированы связанные с космосом стереотипы, связанные с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС). Они обнаружили, что люди, которые придерживались негативных стереотипов в отношении пространств, занятых ЛЖВС, более сопротивлялись посещению таких мест, а восприятие людьми угрозы и оценка сообщества опосредовали влияние таких стереотипов, связанных с пространством, на готовность приближаться к сообществу. Кроме того, Калдас и соавт. обнаружили, что чем дальше люди были от несовершеннолетних правонарушителей, тем больше у них были негативные стереотипы по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, и они согласились с законодательным предложением о снижении возраста судимости в Бразилии.
Уязвимые группы могут усвоить негативные стереотипы и попасть под их влияние. Гертнер и др. проверили самостереотипы людей с психическими заболеваниями и обнаружили, что негативные стереотипы об их теплоте и компетентности заставляют их развивать отрицательные эмоции и, таким образом, проявлять более высокий уровень активного или пассивного членовредительства, чем психически здоровые люди. Кроме того, Li J. et al. интересовались гендерным самостереотипированием среди студентов колледжей и отметили, что гендерное самостереотипирование положительно коррелирует с реляционной и личной самооценкой и в дальнейшем коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью только в мужской выборке. То есть гендерное самостереотипирование было связано с более высоким уровнем самооценки и удовлетворенности жизнью у студентов мужского пола, в то время как у женщин этот эффект не сохранялся.
3. Нейрокогнитивные механизмы стереотипов
Нейрокогнитивные механизмы стереотипов исследовали Ву и Чжао. Они использовали центральность степени RS-fMRI (RSDC), сетевой анализ, основанный на теории графов, чтобы определить, как негативные стереотипы работают в мозгу. При тестировании стереотипов, связанных с математикой, среди студенток университетов они обнаружили, что были затронуты RSDC различных областей мозга, что свидетельствует о том, что стереотипы являются результатом действия сети мозга в целом. Например, снижение RSDC в левом гиппокампе является реакцией на связанный со стереотипами стресс, а увеличение RSDC в задней теменной области (PPC) является отражением самозначимых процессов, индуцированных стереотипами.
4. Вмешательства, направленные на устранение последствий негативных стереотипов
Наконец, в двух исследованиях тестировались вмешательства против негативных стереотипов посредством контактов между поколениями и когнитивного обучения. Лонг и др. обнаружили, что просто межпоколенческий контакт или даже просто его воображение уменьшали негативные стереотипы о пожилых людях и повышали отношение молодых людей к пожилым людям. Чен и др. использовали традиционную IAT для сравнения влияния множественных и однократных когнитивных тренировок на стереотипы старения у 12–13-летних. Они обнаружили, что рекомендуются несколько учебных заданий и дополнительные учебные занятия, поскольку они могут значительно продлить положительный эффект вмешательства.
В целом, в этих 13 документах обсуждались различные аспекты формирования стереотипов, последствия, механизмы и вмешательства. Мы надеемся, что эти статьи вдохновят будущих исследователей на разработку теорий и проведение новых вмешательств против негативных последствий стереотипов. Поскольку нынешняя эпоха «инцидентов с черными лебедями» и связанных с ними социальных проблем создает идеальные условия для процветания и усиления стереотипов, исследователи должны продолжить изучение психологических механизмов, стоящих за возникающей социальной стигмой и негативными стереотипами. В частности, развитие нейронауки предоставит дополнительные возможности для изучения мозговых механизмов стереотипов с более микроскопической точки зрения. Это в сочетании с макроскопическими психосоциальными механизмами обеспечит новые способы устранения серьезных опасностей негативных стереотипов в разных контекстах, странах и временах и принесет пользу целенаправленным вмешательствам и разработке политики.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Примечание издателя
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают претензии их дочерних организаций, издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.
Ключевые слова: стереотипизация, формирование социальных стереотипов, последствия негативных стереотипов, нейрокогнитивные механизмы, вмешательства. стереотипизация: содержание, формирование, интернализация, механизмы, эффекты и вмешательства. Перед. Психол. 13:1117901. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1117901
Поступила в редакцию: 07 декабря 2022 г.; Принято: 15 декабря 2022 г.;
Опубликовано: 05 января 2023 г.
Отредактировано и проверено: МинДжэ Ли, Юго-западный медицинский центр Техасского университета, США
Авторские права © 2023 Zhang, Hu, Zhao, Wen, Dang and Zawisza. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания оригинального автора(ов) и владельца(ей) авторских прав и при условии цитирования оригинальной публикации в этом журнале в соответствии с общепринятой академической практикой.