Подростки группы риска это: Кто такие «дети группы риска»?
21.Подростки «группы риска».
Группой риска называют подростков, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения. Можно выделить следующие категории:
неуспевающие учащиеся;
подростки, бросившие школу или регулярно ее прогуливающие;
подростки с отклоняющимся (от правовых и нравственных норм) поведением;
сбежавшие из дома подростки;
подростки, начавшие употреблять ПАВ;
гомосексуалы;
одинокие матери-подростки.
Выявление негативных влияний на подростков затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразных факторов. В свое время Б.Г. Ананьев отмечал, что развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека.
Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы, а также силы, связанные с взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Имеется ряд других факторов, которые оберегают подростка от негативного влияния факторов риска, они называются защитными факторами. Факторы защиты – те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска.
Таким образом, опираясь на знание о факторах риска и факторах защиты, мы можем проанализировать жизненную ситуацию подростка. И, исходя из особенностей этой ситуации, помимо непосредственной социальной и психологической помощи, мы можем спланировать профилактическую программу, позволяющую существенно снизить вероятность попадания подростка в группу «риска».
Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью. Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям. Третий фактор риска, — неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.
Первыми рассмотрим подростков с явлениями психической неустойчивости.
Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно — внушаемые», «с неустойчивым настроением». Клиника синдрома психической неустойчивости детей и подростков в детской психиатрии и дефектологии описана в рамках различных нозологических групп. К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС ребенка с «органическим» инфантилизмом, психогенно обусловленное аномальное формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины.
Подростки «группы риска» с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Центральное проявление их школьной дезадаптацией – аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит легкой органической недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».
Подростки с ЗПР. Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется как рядом трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей в подростковом возрасте и нуждающихся в лечебно-педагогической коррекции, так и необходимость дифференциации трудовой подготовки. Сравнивая клинико-психологическую структуру «трудных подростков» и подростков, не входящих в группу риска, можно сделать следующие выводы, отражающие патогенез нарушений поведения. Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.
В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.
Подростки — группы риска — презентация онлайн
1. Подростки-группы риска
2. Характеристика подростков группы риска
Подростковый возраст в многочисленных источниках квалифицируетсякак трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного
личностного развития, в котором встречается наибольшее число детей
со школьной дезадаптацией. Подростку, испытывающему резкие
физические и физиологические изменения, становится нелегко
обеспечивать целостность и стабильность своего «Я», поддерживать
адекватную самооценку, сохранять нормальные взаимоотношения с
окружающими, что значительно повышает риск виктимизации. В
результате, в этом возрасте встречается больше детей группы риска и
разнообразнее ее представительство. Все это требует особого
внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов к
личным проблемам детей данного возраста. Однако, следует отметить,
что в группу риска входят самые разные школьники-подростки.
В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной
категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с
разного рода психическими и нервными расстройствами, подростков,
состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей
из неблагополучных семей .
Достаточно распространенным является и такой подход,
когда к этой категории в образовательном учреждении
относят:
1) детей с «социализированными формами»
антиобщественного поведения, для которых не характерны
эмоциональные расстройства и которые легко
приспособляются к социальным нормам внутри тех
антиобщественных групп, к которым они принадлежат;
2) детей с несоциализированным антиобщественным
агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в
плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей,
имеют значительные эмоциональные расстройства,
проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости,
мстительности .
4. Представители категории группы риска
1. Дети, требующие медицинской помощи. В их отношении в образовательномучреждении ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь подросткам
развиваться в соответствии с нормой; минимизировать возможные
отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности.
Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию,
чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию.
Главное в этом случае — научить других школьников принимать таких детей,
строить взаимоотношения с ними, взаимодействовать.
2. Педагогически запущенные дети, к которым, в свою очередь, относят детей и
подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным
поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы
социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным
воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск
заключается в опасности совершения ими противоправных действий.
Причины повеления таких детей и подростков, многие из которых находятся на,
так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного
окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и
молодежной субкультуры, средств массовой информации.
3. Неуспевающие дети. Те, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении
учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко
относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются
поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных
предметах.
4. Недисциплинированные дети, чье поведение расценивается
взрослыми как плохое, хотя как свидетельствуют выводы многих
авторов, у каждого подростка за этим стоит своя уникальная
комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту
этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую
адаптацию школьников к реальной жизни, неумение
анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно
выбирать цели на определенном этапе взросления.
Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих
социально-бытовых обстоятельствах делают их легко
внушаемыми и зависимыми.
6. Подростки находящееся в зоне повышенного суицидального риска
• депрессивные подростки,• подростки, злоупотребляющие алкоголем и
наркотиками,
• подростки, которые либо совершали
суицидальную попытку, либо были
свидетелями того, как совершил суицид кто-то
из членов семьи,
• одаренные подростки,
• подростки с плохой успеваемостью в школе,
• беременные девочки,
• подростки, жертвы насилия.
7. Подростки-алкоголики и наркоманы
Можно выделить три способа воздействия алкоголя и наркотиков на «депрессивного»подростка:
Если подросток в принципе не пьет и не употребляет наркотики, но находится в
состоянии депрессии и подумывает о суициде, выпивка и наркотик могут затуманить его
сознание и подтолкнуть к суициду.
Если подросток – пьющий и наркоман, выпивка и наркотик могут вызывать у него депрессию
и суицидальные мысли.
Если родители подростка – алкоголики и наркоманы, то вызванные этим обстоятельством
семейные скандалы и неурядицы могут существенно подействовать на психику подростка,
подвести его вплотную к суицидальной черте.
Примерно треть совершающих суицид подростков находятся под воздействием алкогольного
или наркотического опьянения. Чаще всего подросток не употребляет наркотики, а выпивает –
как правило, пиво: оно дешевле и доступнее. Едва ли пиво представляется тебе
«смертельным оружием», однако если под его воздействием твой друг отправляется на тот
свет, – оно, согласись, ничуть не менее опасно, чем заряженный пистолет.
Большинство молодых людей, совершающих самоубийство под воздействием алкоголя или
наркотиков, на самом деле не наркоманы и не алкоголики. Если они выпили или
«кольнулись», то лишь потому, что им плохо. Алкоголь и наркотики затуманивают сознание,
лишают подростков возможности размышлять «на холодную голову».
.
Суцидальным подросткам, чьи мозги затуманены
алкоголем или наркотиками, гораздо легче принять
решение уйти из жизни. Они и без того подавлены – под
воздействием же алкоголя и наркотиков самоубийство
может показаться им единственным средством остановить
душевную боль. «Под парами» или «на игле» у них
появляется кураж, и они более расположены к риску, чем в
трезвом состоянии.
Наркотики и алкоголь пагубно сказываются и на жизни тех
подростков, чьи родители – алкоголики и
наркоманы. Сами по себе молодые люди могут не быть
зависимыми от наркотиков и алкоголя, однако их жизнь
полна страданий из-за того, что распадается семья.
Среди суицидологов бытует мнение, что
большинство подростков, которые либо
совершили, либо собираются совершить
суицид, так или иначе связаны с алкоголем и
наркотиками. В эту группу суицидологи
включают и тех подростков, которые выпили
и приняли наркотик прямо перед
совершением суицидальной попытки, и тех,
кто пил и «кололся» регулярно, и тех, у кого
родители – алкоголики и наркоманы, – всего
75% всех совершивших самоубийство
молодых людей.
10. Депрессивные подростки
Депрессия и желание покончить с собой – не одно и то же. Можно страдать отдепрессий, но о суициде даже не помышлять. В то же время большинство
суицидальных подростков объединяет склонность к депрессиям. Подавленности
предшествует обычно ощущение грусти, нередко безотчетной, и безысходности.
Почти все молодые люди время от времени испытывают тоску и меланхолию.
Перепады настроения свойственны молодежи, однако продолжаются эти
перепады день-два, не больше. Так называемая ситуационная депрессия
напрямую связана с тем, что произошло или происходит в жизни подростка:
юноши и девушки живо реагируют на плохие отметки, на ссоры с друзьями и
подругами, на семейные неурядицы, на потерю работы. Подростки, которые
сталкиваются не с одной, а с несколькими проблемами одновременно, впадают в
депрессию, утраивают способность находить выход из создавшейся ситуации.
Депрессия может подтолкнуть молодых людей к совершению суицидальной
попытки, поскольку впавшие в депрессию подростки часто думают, что их
несчастьям не будет конца. Им кажется, что они попали в полосу невезения, что
«дальше будет только хуже» и что выхода из создавшегося положения нет и
быть не может. Им представляется, что та жизнь, которую они ведут теперь,
будет продолжаться всегда. Выходом из этого состояния безысходности может
стать суицид.
Впавшие в депрессию подростки теряют
интерес к жизни, к людям, которые их
окружают. Они перестают общаться с
друзьями, перестают делать то, что раньше
делали с интересом. Вид у них грустный,
подавленный, они много спят, разговаривают
обычно тихим, усталым голосом. Впечатление
такое, будто живут они через силу. Они
вовлечены в порочный круг: депрессия ведет к
отчуждению, отчуждение порождает тоску,
тоска – новый виток депрессии. И чем дольше
длится этот цикл, тем больше риск, что
подросток, пытаясь покончить с меланхолией
и одиночеством, покончит с жизнью.
12. Подростки пытавшиеся покончить с собой
Как правило, подростки пытаются покончить с собой только один раз вжизни, однако имеются случаи и повторной суицидальной попытки.
Происходит это, как правило, примерно через три месяца после
предыдущей попытки. Следи за своим приятелем особенно
внимательно, когда со времени совершенной им суицидальной
попытки прошло три месяца.
Подростки, относящиеся к группе повышенного суицидального риска,
остаются суицидоопасными в течение года. Все это время они должны
знать: если жизнь опять начнет преподносить неприятные сюрпризы,
им будет на кого опереться.
Рискуют совершить суицидальную попытку и те подростки, в чьих
семьях уже кончали с собой. Они ощущают пустоту, боль, тоску, гнев,
горе и нередко в том, что их родственник решил уйти из жизни,
виноватыми считают себя. Иногда депрессия от потери близкого
человека становится совершенно непереносимой, и подростку
начинает казаться, что дальше так жить невозможно. Совершивший
самоубийство родственник словно бы внушил ему мысль, что
самоубийство – выход из безвыходной ситуации, а потому не
удивительно, что пережившие утрату близкого человека могут
воспользоваться его опытом, решив, что суицид – вполне приемлемый
способ выхода из кризиса.
13. Одарённые подростки
С трудом верится, что твои умные, талантливые друзья могут столкнуться спроблемами, из-за которых они совершат попытку уйти из жизни. Все дело в том,
что одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое
преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них
немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а
награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми
они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую
отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место, или еще
как-нибудь «доказать», что дарования их преувеличены, – как они впадают в
депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих
себя. Чувства стыда и вины за постигшую «неудачу» может подтолкнуть их к
мысли о суициде.
Подростки, одаренные в той или иной области, часто бывают излишне
дотошными, мелочными; каждый свой шаг они тщательно выверяют,
продумывают; им кажется, что любое решение, которое они примут, должно быть
единственно возможным, что иного пути, кроме ими избранного, не существует.
Им сложно – и даже невозможно – представить себе, что они ошиблись в своих
расчетах и что следует избрать иной путь.
Такая дотошность, методичность может быть очень опасной, особенно если
решение совершить суицид уже принято. Одаренные дети могут пойти на этот
отчаянный шаг только потому, что они приняли такое решение и никакого другого
не существует.
Подростки: какие риски для их жизни и здоровья?
В этом документе рассматриваются результаты новых исследований, касающихся биологических, поведенческих, психологических и социальных процессов, происходящих в подростковом возрасте. Новое исследование позволяет выявить взаимодействия между структурами мозга, выработкой гормонов и поведенческими импульсами, которые лежат в основе и объясняют связи с серьезными проблемами, возникающими в подростковом возрасте: расстройствами поведения, злоупотреблением психоактивными веществами, рискованным сексуальным поведением, насилием и другими социальными расстройствами.
Ключевые слова: Подросток, Снижение вреда, Принятие риска, Молодой взрослый
Подростковый возраст определяется как период жизни, который начинается с биологических, гормональных и физических изменений полового созревания и заканчивается в возрасте, в котором человек достигает стабильная, независимая роль в обществе. Здоровью и благополучию подростков угрожает их склонность к рискованному и безрассудному поведению. Факторы, влияющие на подростковый возраст, в том числе быстрые изменения в развитии и физическом росте, семейные и социальные условия, означают, что рискованное поведение на этом этапе существенно отличается от поведения взрослых [1]. Подростки склонны к более рискованному поведению, чем взрослые, хотя величина возрастных различий в склонности к риску неодинакова; как правило, подростки и молодые люди чаще, чем взрослые, злоупотребляют алкоголем, курят сигареты, имеют случайных половых партнеров, совершают насилие и другие виды преступного поведения, а также попадают в несчастные случаи со смертельным исходом или серьезными последствиями.
Значительный прогресс достигнут в изучении поведения подростков, склонного к риску, путем интеграции результатов из различных дисциплин, таких как неврология, психология, социология. Последнее десятилетие было периодом устойчивого интереса и технологических достижений, которые открыли перед исследователями множество возможностей узнать больше о мозге. Продольные МРТ-исследования показали, что второй всплеск роста нейронов достигает пика в головном мозге непосредственно перед половым созреванием [2, 3].
Мы знаем, что изменения, происходящие в подростковом возрасте, функционально связаны с изменениями в структуре мозга. Подростковый возраст является периодом «пластичности мозга», когда возникает чрезвычайная изменчивость мозга [4].
Пластичность, способность мозга изменяться в ответ на повторную стимуляцию, важна в подростковом возрасте, поскольку позволяет нам учиться и адаптироваться; он заключается в разработке и стабилизации синаптической архитектуры, построенной как часть процесса обучения, но также повышает уязвимость подростков к принятию нездоровых решений. Их мозговые схемы все еще формируются: перепрограммирование, пролиферация нейронов и обрезка, таким образом, затрудняют критическое мышление перед тем, как сделать выбор. Нейронные связи также могут формироваться и улучшаться или ослабляться и отбрасываться во время пластичности [2].
Широко распространено мнение, что подавляющая часть развития мозга происходит в первые несколько лет жизни, но мозг развивается прямо в подростковом возрасте до двадцати и тридцати лет [5]. Это важное открытие помогло лучше понять развитие мозга подростков и обеспечило поддержку многих необъяснимых поведенческих реакций, возникающих в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте.
Этот всплеск, точно такой же, как и в младенчестве, состоит из утолщения серого вещества мозга. Нейроны растут и увеличивают свою способность соединяться с другими нейронами. После этого периода пролиферации мозг «перестраивается» в подростковом возрасте, особенно в префронтальной коре. Перенастройка осуществляется двумя механизмами: миелинизацией (процессом, увеличивающим скорость проведения нервных импульсов) и нейронным сокращением (процессом очистки неиспользуемых синапсов).
В подростковом возрасте связи между различными областями и структурами мозга увеличиваются и укрепляются, что позволяет выполнять несколько задач одновременно, лучше решать проблемы и повышать способность обрабатывать все более сложную информацию.
Процессы пролиферации и сокращения нейронов, происходящие в подростковом возрасте, приводят к тому, что мозг становится очень податливым и адаптируемым перед лицом вызовов, возникающих в окружающей среде, и в значительной степени подвержен формированию под влиянием опыта. Опыт и использование цепей мозга формируются благодаря практике. Так мозг консолидирует обучение. Это означает, что подростки могут в какой-то степени влиять на работу собственного мозга посредством деятельности, которой они занимаются, опыта, который они ищут, и того, чем они занимаются. Травма, хронический стресс, употребление психоактивных веществ и даже малоподвижный образ жизни могут иметь более серьезные негативные последствия, если они возникают в этот чувствительный период развития мозга.
Успехи в исследованиях мозга показали, что гормоны — не единственное объяснение беспорядочного поведения подростков [6]. Исследователи до сих пор пытаются установить точный характер взаимосвязи между пубертатными процессами и развитием мозга подростков. Время изменений мозга может лежать в основе многих аспектов подросткового поведения и принятия рисков. Что касается изменений мозга, которые предшествуют половому созреванию, то мозг сам инициирует половое созревание, выделяя гормоны. Изменения мозга, связанные с гормонами полового созревания, по-видимому, происходят в основном в структурах мозга, наиболее тесно связанных с эмоциями, возбуждением и мотивацией, а также с моделями аппетита и сна (лимбическая система). Изменения мозга, не зависящие от полового созревания, как показывают исследования мозга подростков, связаны с развитием передовых когнитивных функций (префронтальной коры). Гормоны, связанные с половым созреванием, напрямую влияют на физические побуждения (такие как аппетит и сон), мотивацию и эмоции, тогда как когнитивный и регулятивный контроль над поведением устанавливается более постепенным и косвенным образом.
Лимбическая система, которую иногда называют «эмоциональным мозгом», участвует в выражении эмоций (страха, гнева) и мотивации, особенно связанных с выживанием. Лимбическая система также участвует в чувстве удовольствия, которое вознаграждает поведение, связанное с выживанием вида, такое как еда и секс. Кроме того, структуры лимбической системы выполняют функции, связанные с хранением и извлечением воспоминаний, особенно воспоминаний, связанных с событиями, вызвавшими сильную эмоциональную реакцию.
Различные исследования [7], включающие сканирование мозга, показали, что при взаимодействии с другими людьми и принятии решений подростки чаще, чем взрослые, подвержены влиянию своих эмоций. Кроме того, подростки часто неправильно «считывают» чужие эмоции. Исследования, посвященные сравнению мозга подростка с мозгом взрослого, показали, что префронтальная кора подростков (где происходит «логическое» мышление) реже используется во время межличностных взаимодействий и принятия решений, чем у их взрослых коллег. Вместо этого подростки больше полагались на эмоциональную область своего мозга при чтении чужих эмоций, что более импульсивно [8].
Понимание того, что происходит в лимбической системе в подростковом возрасте, помогает частично объяснить некоторые характерные и знакомые черты поведения подростков, такие как быстрота гнева, резкие перепады настроения и принятие решений на основе чувств. Мозг подростков по-прежнему связан с «эмоциональным мозгом», что затрудняет принятие решений, которые взрослые считают логичными и правильными.
Что касается мозга, то наиболее драматические события происходят с префронтальной корой, областью мозга, отвечающей за высокоуровневые когнитивные функции, такие как принятие решений, планирование, социальное взаимодействие и самосознание. МРТ-исследования показывают, что в подростковом возрасте эта область претерпевает весьма существенные изменения. На самом деле в подростковом возрасте наблюдается значительное снижение активности префронтальной коры, потому что мозг настраивает сам себя.
По мере того, как подростки приближаются к взрослой жизни, саморегулирующиеся части их мозга все еще развиваются. Более раннее начало полового созревания повышает уязвимость современных подростков, делая их более восприимчивыми к рискам, влияющим на их здоровье и развитие в течение более длительного периода времени. Саморегуляция широко описывается психологами как управление эмоциями и мотивацией. Это также включает в себя направление и контроль поведения для решения проблем окружающей среды и работы для достижения сознательной цели. Саморегуляция также включает в себя регуляцию аффектов, что влечет за собой контроль над выражением интенсивных эмоций, контроль импульсов и отсрочку удовлетворения.
Такой контроль поведения требует более высокого уровня когнитивных и исполнительных функций. Эти функции находятся в префронтальной коре, которая созревает независимо от полового созревания и все еще развивается и развивается до двадцати пяти лет. В этот период развития подростки не должны быть чрезмерно защищены, им следует позволять совершать ошибки, учиться на собственном опыте и практиковать саморегуляцию.
Префронтальная кора отвечает за когнитивный анализ и абстрактное мышление, а также за модерацию «правильного» поведения в социальных ситуациях. Префронтальная кора получает информацию от всех органов чувств и программирует мысли и действия для достижения конкретных целей [9].].
Префронтальная кора — одна из последних областей мозга, достигших зрелости. Эта задержка может помочь объяснить, почему некоторые подростки ведут себя именно так. Эта область участвует в таких функциях, как внимание, решение проблем, оценка последствий поведения, прогнозирование, планирование, балансирование краткосрочных вознаграждений с долгосрочными целями, контроль импульсов и откладывание удовлетворения, эмоции.
Эта область мозга дает человеку способность проявлять «здравый смысл» в трудных жизненных ситуациях
Исследования головного мозга с помощью МРТ показывают, что процессы развития, как правило, происходят в мозге в обратном направлении, что объясняет, почему префронтальная кора развивается последней. Эти исследования показывают, что развитие мозга не завершается примерно до 25 лет, особенно в отношении развития префронтальной коры.
Лучший поток информации между областями мозга обеспечивается процессом миелинизации связей [10]. Этот массив данных исследований мозга привел к идее прогрессивного роста префронтальной коры, которая постепенно становится способной контролировать и регулировать поведенческие реакции, инициированные более примитивными лимбическими структурами [11]. Область мозга более активна у подростков, когда они принимают решения, чем у взрослых, что говорит о том, что подростки действительно используют другой психологический подход для принятия социальных решений. Способность учитывать чужую точку зрения все еще развивается даже в относительно позднем подростковом возрасте.
В подростковом возрасте белое вещество увеличивается в мозолистом теле, пучке нервных волокон, соединяющем правое и левое полушария головного мозга. Это позволяет усилить связь между полушариями и позволяет использовать полный набор аналитических и творческих стратегий для решения сложных проблем, которые могут возникнуть в жизни молодого человека. Роль опыта имеет решающее значение в развитии нейронной связи, которая позволяет сознательно контролировать эмоции и страсти в подростковом возрасте. Подростки, которые рискуют в относительно безопасных ситуациях, тренируют схемы и развивают навыки самоконтроля в более опасных ситуациях.
С незрелой префронтальной корой, даже если подростки понимают, что что-то опасно, они все равно могут действовать рискованно. Признание асинхронности развития областей мозга помогает нам увидеть подростковый риск в новом свете [12]. Наиболее распространенными рисками для подростков являются рискованное сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ, травмы и насилие, которые являются основными причинами смерти в возрасте 10-24 лет (автокатастрофы: 30%; убийства: 15% и самоубийства: 12%). ). Употребление алкоголя и наркотиков играет ключевую роль примерно в 41% смертей, связанных с автомобильными авариями. Рискованное сексуальное поведение является причиной почти половины 19миллионов новых инфекций, передающихся половым путем, ежегодно диагностируется у подростков в возрасте 15–24 лет в США [13].
Подростки рискуют, чтобы проверить и определить себя. Особенно среди мужчин риск имеет смысл с точки зрения эволюции: он может привести к ситуациям, когда приобретаются новые навыки, а новый опыт может подготовить их к будущим вызовам. Риск служит средством для открытия себя, других и большого мира. Естественная и нормативная склонность к риску играет центральную роль в подростковом развитии, делая его временем как большого потенциала, так и большой уязвимости.
Важно понимать, как изменения, происходящие в мозгу, влияют на рискованное поведение подростков.
Специалисты по психологии развития измерили и задокументировали скачок когнитивных способностей в раннем подростковом возрасте. Примерно с 12 лет подростки перестают полагаться на конкретное мышление и начинают проявлять способность к абстрактному мышлению, визуализации потенциальных результатов и пониманию причины и следствия. Подростки начинают рассматривать ситуации и решать, безопасны ли они, рискованны или опасны [14].
Эти аспекты развития коррелируют с созреванием лобной доли, переходом от расширения нервных связей к сокращению и увеличению высвобождения гормонов; все это определяет настроение и импульсивное поведение подростка. Исследования показывают, что к 15 годам мало различий в принятии решений о гипотетических ситуациях между взрослыми и подростками [14].
Установлено, что подростки способны рассуждать о возможном вреде или пользе различных действий. Однако в реальном мире подростки по-прежнему совершают опасные поступки, несмотря на понимание связанных с этим рисков. Необходимо учитывать как роль эмоций, так и связь между чувством и мышлением: мышление в условиях сильных эмоций и сильного возбуждения приводит к тому, что подростки принимают более неверные решения. Когда обстоятельства менее напряженные, подростки могут принимать более взвешенные решения. С добавлением всех сложных чувств, таких как страх быть отвергнутым, желание выглядеть «умным», возбуждение от риска или тревога, подросткам становится еще труднее продумывать возможные результаты, понимать последствия своих решений, или даже использовать здравый смысл.
Незрелость связей между лимбической системой и префронтальной корой, а также исследования миндалевидного тела подтверждают эту теорию. Прилежащее ядро, часть системы вознаграждения мозга, расположенная в лимбической системе, представляет собой область, которая обрабатывает информацию, связанную с мотивацией и вознаграждением. Исследования изображений головного мозга показали, что прилежащее ядро у подростков сильно сенсибилизировано, посылая сильные импульсы к действию, когда они сталкиваются с возможностью получить что-то желаемое [15]. Эти области вовлечены в различные аспекты социальной обработки, включая распознавание социально значимых стимулов (выражения, социальные суждения, оценка других, оценка привлекательности, оценка чужих намерений, социальные рассуждения и многие другие аспекты социальной обработки). Интересно, что у подростков области, которые активируются во время воздействия социальных стимулов, значительно перекрываются с областями, которые также оказались чувствительными к изменениям в величине вознаграждения. Поскольку эти же области вовлечены во многие процессы аффекта, связанного с вознаграждением, предполагается, что, по крайней мере, в подростковом возрасте социальное признание сверстниками может обрабатываться способами, аналогичными другим видам вознаграждения, включая несоциальные вознаграждения [16].
Когда подростки одни, они принимают более безопасные решения, но в присутствии друзей подростки принимают более рискованные решения. Это помогает объяснить, почему так много подростков рискуют в контексте группы сверстников. Влияние сверстников является важным компонентом развития подростков и приводит как к положительным, так и к отрицательным результатам [12].
В подростковом возрасте подростки начинают заводить дружеские отношения, которые становятся более близкими и продолжительными, и в то же время имеют несколько групп друзей, схожих по демографическим характеристикам или интересам. Эти дружеские отношения позволяют подросткам развивать свою идентичность и определять себя независимо от родителей, чувствовать себя принятыми и практиковать социальные навыки.
Здоровая дружба помогает справиться с трудностями, с которыми подростки сталкиваются в подростковом возрасте, и дает положительный опыт в эти годы интенсивных перемен. Однако, когда подростки оказываются в эмоционально возбуждающих ситуациях и с их незрелой префронтальной корой, когнитивное мышление может быть нарушено, и они могут быть более склонны к безрассудным действиям и импульсивным решениям [12].
Средства массовой информации, общественные нормы и образцы для подражания взрослых также влияют на рискованное поведение подростков. Подростков постоянно бомбардируют эмоционально возбуждающими и часто опасными сообщениями через мультимедиа: незащищенный секс, злоупотребление психоактивными веществами и употребление алкоголя, перед которыми даже взрослые с трудом сопротивляются.
В период полового созревания повышение уровня эстрогена и тестостерона связывает рецепторы в лимбической системе, что не только стимулирует половое влечение, но и повышает эмоциональную импульсивность подростков. Также были обнаружены изменения в чувствительности мозга к вознаграждению, происходящие в период полового созревания. Они связаны с изменениями в дофаминергических нейронах, цепях, которые вызывают чувство удовольствия (помимо других функций). Увеличение склонности к риску в период между детством и юношеством связано, прежде всего, с усилением поиска ощущений, которое связано с изменениями в паттернах дофаминергической активности во время полового созревания [17].
Из-за этих изменений подросткам может потребоваться более высокий уровень стимуляции для достижения того же уровня удовольствия или вознаграждения, что побуждает их искать новые впечатления и побуждает принимать более рискованные решения. Ранняя реорганизация дофаминергических нейронов в системе мотивации вследствие секреции половых гормонов (преимущественно эстрогенов, тестостерона и окситоцина) в начале полового созревания побуждает подростков к поиску острых ощущений. С другой стороны, медленное созревание системы когнитивного контроля, в основном осуществляемой префронтальной корой, означает, что эти импульсы не могут быть должным образом отрегулированы [18].
«Подростки более уязвимы, чем любая другая возрастная группа, к никотину, алкоголю и другим наркотикам, потому что области мозга, которые управляют импульсами и мотивацией, еще не полностью сформированы» [19].
Родители могут помочь подросткам в этот период, выслушав их, предложив поддержку и руководство.
Подростки должны быть окружены заботливыми взрослыми и учреждениями, которые помогают им освоить определенные навыки и соответствующее взрослое поведение. Предложения должны отвечать на более сложные и конкретные вопросы о конкретных системах и практиках, которые лучше всего помогут им расти и взрослеть соответствующими способами и возможностями, которые будут наиболее эффективными для развития навыков суждения, планирования и контроля импульсов.
Знание развития мозга подростков может помочь понять, почему подростки идут на риск и что рискованное поведение является нормальной и необходимой частью подросткового возраста. Эти знания могут помочь в разработке эффективных вмешательств, направленных на снижение вреда, связанного с рискованным поведением, для создания более безопасной, здоровой и дружественной к подросткам среды.
1. Taylor SJ, Barker LA, Heavey L, et al. Типичное развитие траектория социальных и исполнительных функций в позднем подростковом возрасте и ранняя взрослость. Дев психолог. 2013;49: 1253–1265. [PubMed] [Google Scholar]
2. Giedd JN, Blumenthal J, Jeffries NO, et al. Развитие мозга в детском и подростковом возрасте: продольное МРТ-исследование. Неврология природы. 1999; 2: 861–863. [PubMed] [Google Scholar]
3. Dosenbach NUF, Nardos B, Cohen AL, et al. Прогнозирование отдельных Зрелость мозга с помощью фМРТ. Наука. 2010; 329:1358–1358. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Lebel C, Beaulieu C. Продольное развитие человеческого мозга проводка продолжается из детства во взрослую жизнь. Дж. Нейроски. 2011;31:10937–10947. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Stiles J, Jernigan TL. Основы развития мозга. нейропсихология 2010; 20:327–334. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Sisk CL, Foster DL. Нейронная основа полового созревания и подросткового возраста. Неврология природы. 2004; 7: 1040–1478. [PubMed] [Google Scholar]
7. Guyer AE, McClure-Tone EB, Shiffrin ND, et al. Зондирование нейронные корреляты ожидаемой оценки сверстников в подростковом возрасте. Детский Дев. 2009 г.;80:1000–1015. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Cohen Kadosh K, Johnson MH, Dick F, et al. Эффекты возраста, выполнение задач и структурное развитие мозга на лице обработка. Кора головного мозга. 2013; 23:1630–1642. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Casey BJ, Jones RM, Hare TA. Подростковый мозг. Энн Нью-Йорк акад. 2008; 1124:111–126. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Giedd JN. Структурная магнитно-резонансная томография подростка мозг. Энн NY Acad Sci. 2004; 1021:77–85. [PubMed] [Академия Google]
11. Стейнберг Л. Взгляд социальной нейробиологии на подростков принятие риска. Dev Rev. 2008; 28:78–106. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
12. Стейнберг Л. Риск в подростковом возрасте: что меняется и почему? Энн Н.Ю. Академия наук. 2004; 1021:1051–1058. [PubMed] [Google Scholar]
13. http://www.cdc.gov/mmwr/pdf/ss/ss6104.pdf — по состоянию на март 2013 г.
14. Стейнберг Л. Когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте. Тенденции Cogn Sci. 2005; 9: 69–76. [PubMed] [Академия Google]
15. Гарднер М., Стейнберг Л. Пир Влияние на принятие риска, риск предпочтения и рискованных решений в подростковом возрасте и совершеннолетие. Дев Псих. 2005; 41: 625–635. [PubMed] [Google Scholar]
16. Leijenhorst L, Zanolie K, Meel CS, et al. Что мотивирует подросток? Области мозга, отвечающие за чувствительность к вознаграждению через подростковый возраст. Кора головного мозга. 2010;20:61–69. [PubMed] [Google Scholar]
17. Lopez, Schwartz SJ, Prado G, et al. Подростковое неврологическое развитие и его последствия для подростковой наркомании профилактика. J Prim Prev. 2008;29: 5–35. [PubMed] [Google Scholar]
18. Barbalat G, Domenech P, Vernet M, et al. Принятие риска в подростковом возрасте: нейроэкономический подход. Энцефал. 2010; 36: 147–154. [PubMed] [Google Scholar]
19. Карлс Дж. Центр по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. 1 2004. Ноябрь, Новое исследование развития мозга подростков. [Google Scholar]
Наука, стоящая за риском и исследованием подростков
Ключевые концепции и темы: обучение и образование, исследование и принятие риска
Подростки, как правило, более склонны к риску и неопределенности, чем дети или взрослые, и это хорошо.
Для подростков не только нормально рисковать и пробовать новое, это неотъемлемая часть обучения в эти годы. Способность и желание идти на риск — часть нашей естественной склонности к изучению новых вещей в подростковом возрасте — способами, которые помогают нам узнать, кто мы есть, расширить свои навыки и, в конечном счете, покинуть безопасное гнездышко дома.
Недавнее исследование склонности подростков к риску помогает нам понять, почему в эти годы мы чаще приближаемся к вещам, которые кажутся неуверенными или пугающими, и почему эти риски так важны для обучения и развития. Это также дает представление о том, как эта тяга к новым и захватывающим впечатлениям может способствовать нормальным и здоровым версиям риска, которые могут поддержать взрослые.
Определение «риска»
Риск — это просто поведение, результат которого неизвестен. Подростковый возраст особенно наполнен неопределенностью, поскольку молодые люди выясняют, кто они, в контексте меняющихся социальных ландшафтов, новых обязанностей и более сложных школьных заданий.
Исследования показали, что подростки более склонны, чем взрослые, склоняться к неопределенности и исследовать ситуации, в которых есть возможность получить вознаграждение (в любой форме), но результат не гарантирован. Эта терпимость к неоднозначным результатам необходима для обучения и развития в подростковом возрасте. Попытки освоить новый навык, баллотироваться в студенческое самоуправление, пригласить кого-то на свидание и заступиться за друга — все это кажется очень рискованным, особенно в подростковом возрасте, когда большинство из нас пробуют эти вещи по-новому или впервые.
Таким образом, хотя многие взрослые опасаются риска, которому может подвергнуться их ребенок, готовность приблизиться к новому и неизвестному на самом деле является важным и адаптивным качеством, особенно в подростковом возрасте.
Как дофамин способствует обучению
Наш мозг претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте, добавляя новые связи, обрезая неиспользуемые пути и укрепляя часто используемые пути в ответ на опыт.
Один из способов, которым мозг реагирует на переживания, имеющие значение, — это нейротрансмиттер под названием дофамин. Дофамин участвует в том, как мозг обрабатывает вознаграждения, но это не просто химическое вещество «хорошего самочувствия». Дофамин также важен для обучения и мотивации.
Удивительная или неожиданная награда вызывает дополнительный выброс дофамина. Таким образом, каждый раз, когда мы делаем что-то с неопределенным результатом — идем на «риск», — выделяется повышенный дофамин, пока мы определяем, что происходит. Этот выпуск предупреждает другие части мозга о том, что действие или ситуация являются новыми и заслуживают внимания. Это своего рода усиленное обучение, которое активно формирует связи между нейронными системами в нашем мозгу.
Поскольку мозг подростка выделяет больше дофамина по сравнению с детьми или взрослыми, подростки более чувствительны к наградам и хорошим чувствам, которые приходят от сюрпризов и новых впечатлений. Хотя не все подростки спокойно относятся к рискам, в целом подростковая система поощрения более взволнована рисками (по сравнению с детьми или взрослыми), что, как правило, вызывает у молодых людей больший интерес к исследованиям.
Rational Risks
Повышение уровня дофамина в подростковом возрасте связано не только с поиском ощущений и принятием риска, но также играет роль в управляющих функциях, таких как внимание и когнитивный контроль, которые помогают поддерживать принятие решений.
Итак, когда мы говорим о риске, мы не говорим о неконтролируемом поведении. Фактически, к среднему и позднему подростковому возрасту подростки часто выполняют задачи когнитивного контроля так же хорошо или даже лучше, чем средний взрослый.
Равные и принятие риска
Риск не возникает в вакууме. Исследования показали, что когда сверстники находятся в комнате или даже если подростки думают, что сверстники могут наблюдать за ними из другой комнаты или в Интернете, они с большей вероятностью идут на риск, и реакция вознаграждения за рискованное поведение усиливается. Дело не столько в том, что друзья вынуждают друг друга к рискованному поведению, сколько в том, что приятные чувства становятся более интенсивными, когда их друзья присутствуют.
Хотя взрослые часто ассоциируют сверстников с более опасным и рискованным поведением, сверстники также могут поощрять и мотивировать молодежь идти на позитивный риск. Активность, отстаивание интересов, в которые они верят, или отстаивание интересов кого-то другого — все это происходит в среде сверстников.