Подход к обучению заключающийся в развитии способностей – Развитие способностей детей в процессе обучения

Содержание

Развитие способностей детей в процессе обучения


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 22Следующая ⇒

 

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

В школе применяют активные методы обучения, при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу, чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо

чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе, это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», — пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности,

как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)

Мухина стр.318-322




infopedia.su

Способность к обучению, обучаемость

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие обучаемости

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.  

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.  

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.  

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не  исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению. Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами:

  1. Так как проблемы в обучении нередко связаны с возникновением соматических заболеваний, нужно следить за здоровьем, периодически проводить диагностику. Решив проблемы со здоровьем, можно облегчить процесс обучения. Например, у ребенка испортилось зрение, и он стесняется в этом признаться, элементарно не видит, что написано на классной доске, отсюда – снижение успеваемости и обучаемости.
  2. Психологический климат в семье и общее психологическое благополучие  человека влияет на способность концентрироваться на учебе. К примеру, если родители ребенка постоянно ссорятся и хотят развестись, он переживает психологическую травму, все его мысли заняты мыслями о родителях, он просто не может думать об учебе.
  3. Потребность в обучении является одной из социальных потребностей человека, которая не может возникнуть без удовлетворения базовых потребностей.  Правильно питание, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе необходимы и взрослым и детям для того, чтобы иметь возможность усваивать новую информацию.
  4. Адекватное восприятие способностей к обучению, врожденным особенностям психических процессов. Врожденные способности, определенные генетикой и физиологией и приобретенные в процессе обучения и воспитания у всех различны. Их нужно знать и учитывать. Некорректно сравнивать себя или своего ребенка с другими людьми. Даже учитывая то, что системой образования предусмотрена оценка знаний, ее нужно воспринимать как условное и субъективное определение уровня знаний. Не всегда оценка «отлично» свидетельство безупречных знаний, и наоборот, даже зная все по теме, не всегда можно суметь донести свои знания преподавателю так, что получить отличную оценку.
  5. Не стоит вешать ярлык «глупый» на человека, которому трудно дается учеба. Причина проблем в обучении обычно кроется в расстройстве или неразвитости одно из познавательных процессов. Нужно разобраться в том, что это за процесс, а затем начать развиваться и работать над конкретной проблемой.  К примеру, если проблемы с запоминанием – найти и применить методики по улучшению памяти.
  6. Поработать над самооценкой и уверенностью в себе. Часто человек не верит в то, что осилит учебу, такая негативная установка мешает учиться. Дети, которых чаще хвалят за успехи и меньше ругают за неудачи в учебе, имеют больший интерес к знаниям и оттого лучше учатся.

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.

Рекомендуем почитать:

  1. Дж. Варгас “Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости” 
  2. О. Холодова, Е. Крашенинников “Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет”
  3. Т. Трясорукова “Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста”
  4. О. Булатова “Влияние семьи на формирование интереса к учению у детей”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки – и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные – превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…> Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей – как общих, так и специальных – обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами – интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т.п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т.п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется – на основе задатков – индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития. (Рубинштейн)

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения. (40)

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей. (40)

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей. (40)

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их. (40)

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. (40)

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. (40)

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач. (40)

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). (40)

studfile.net

12.3. Способности к обучению

Острейшая способность к обучению — это своеобразный талант человеческого детства, определяющий гигантский потенциал развития, долголетия и творчества, — так считает большинство исследователей, изучающих способности человека.

Способности к обучению заложены в самой природе человека, в механизме его развития.

Вспомним С. Л. Рубинштейна: «…способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития…».

Все эти выводы подтверждены данными современной науки. Подробнее рассмотрим эти данные. Известно, что часть своего развития мозг задерживает, чтобы завершить его в конкретных жизненных условиях, в которых ребенок оказывается сразу после рождения, т.е. мы можем сказать, что участие среды в развитии ребенка генетически запрограммировано.

Развитие мозга ребенка завершается к шестилетнему возрасту. Однако функциональной зрелости мозг достигает лишь к концу отрочества. Развитие мозга сопровождается созданием «незанятых» нейронов, своеобразного резерва, который может быть использован в дальнейшем процессе. Те нейроны, которые оказались «незагруженными» в повседневной жизни, отмирают. За весь период развития мозг теряет до 3 % всех нейронов. «Резервные» нейроны не могут образовать достаточного количества дендритных ветвей и обеспечить себя полноценным информационным «входом», т. е. достаточным уровнем энергии, и разрушаются.

Начиная с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток. В процессе старения может наблюдаться и более выраженное явление — полное разрушение некоторых отделов мозга, что влечет за собой развитие старческого слабоумия. Гибель нейронов — это результат не только «обедненной» социальной среды, но и отсутствия целенаправленной работы над собой, отсутствия сенсорной и интеллектуальной нагрузки. Мозг сохраняет себя только путем беспрерывной напряженной работы. Безделье, незагруженность убивают мозг, старят его. Старость — это в значительной степени бездеятельная зрелость. Об этом удивительно просто сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я бы установил для себя правило читать ежедневно какое-то количество стихов, и быть может, путем такого управления мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые атрофировались…».

Сохраняет ли нейрон способность к возобновлению своих функций? Оказывается, сохраняет, по крайней мере — некоторые из нейронов. Именно с сохранением нейронами способности к росту и к новому ветвлению связана сохраняющаяся практически на всю жизнь способность к обучению и, следовательно, возможность компенсаторного переключения функций. Сегодня доказано, что способность к росту нейронов коры больших полушарий головного мозга может проявляться и после 70 лет.

Как видим, развитие способностей к обучению зависит от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности, от степени тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов, от качества наличных знаний и умений и, что особенно хочется подчеркнуть, от активной, целенаправленной работы над собой. Поэтому вдвойне прав Е. И. Гарбер, определивший способности как «умения получать умения».

Затрудняясь в определении понятия «способности к обучению», наука шла от противоположного: от констатации и описания фактов нарушений способности к обучению. В начале 60-х гг. XX столетия появилась новая область психологии, занимающаяся изучением нарушений способности к обучению у детей.

Такие дети не имеют сенсорных дефектов, не отстают в умственном развитии и живут в условиях, которые не предполагают педагогической запущенности.

Проблемы этих детей касаются именно обучения, прежде всего — усвоения навыков чтения, письма, счета.

В науке эти нарушения носят название дислексии, дисграфии и дискалькулии. Исследования в психогенетике хромосомных отклонений и их сопоставление с дислексией и речевыми нарушениями дали возможность непосредственно определить генетические причины снижения способностей. Хромосомные отклонения встречаются с частотой 0,5 % (т. е. 5 детей на 1000 рождаются с различными хромосомными аномалиями). Принято считать, что эти аномалии приводят к умственной отсталости. В большинстве случаев это действительно так и есть, однако в некоторых наблюдается сохранность интеллекта и вместе с тем нарушение способности к обучению. По оценкам ряда исследователей, дети с хромосомными аномалиями составляют примерно 5 % от числа детей, у которых наблюдаются нарушения способности к обучению.

Данные семейных исследований, в которых сопоставлялись родители и дети, а также сибсы, указывают на то, что генетические влияния воздействуют на вариативность показателей дислексии и овладения речью: братья, сестры и родители пробандов демонстрируют снижение релевантных показателей по сравнению со средне-популяционными.

Родственники пробандов чаще обнаруживают нарушения речи, чем родственники испытуемых, вошедших в контрольную группу. Результаты этих исследований показывают, что больше половины пробандов имеют родственников с похожими нарушениями и в целом процент их родственников, имеющих речевые нарушения, оказывается значительно выше, чем у родственников контрольной группы.

Подводя итоги исследованиям нарушений способности к обучению, проведенным в генетике поведения, можно сказать, что они позволяют сделать вывод о влиянии генотипа. В отечественной психологии больше принято говорить не о способностях к обучению, а об обучаемости как общей познавательной способности, от которой зависят быстрота и легкость в овладении знаниями, умениями, способами учебной деятельности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует интенсивному умственному развитию, но высокое умственное развитие может быть достигнуто и при низкой обучаемости за счет большой трудоспособности. Кроме того, высокая обучаемость не определяет высокой способности к определенной деятельности. История знает много фактов, когда известные гениальные люди (Эйнштейн, Дарвин и др.) проявляли низкую успешность в обучении.

В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевые. Восприимчивость к обучению во многом зависит от активности личности. В современной литературе описаны два вида нейрофизиологических механизмов, позволяющих предположить уровневую структуру обучаемости. Речь идет об имплицитной и эксплицитной обучаемости. Имплицитное обучение проявляется главным образом в улучшении выполнения определенных заданий в случаях, когда сам испытуемый не может описать, чему он, собственно, научился.

Такое обучение предполагает деятельность систем памяти, не касающихся общего запаса знаний индивида. Имплицитная обучаемость — это способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося. Эксплицитная обучаемость — способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающихся. Этот процесс происходит быстро и связан с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. В целом мы можем сделать вывод о большой зависимости обучения от степени сформированности и уровня развития познавательных процессов. Следовательно, чтобы развивать свои способности к обучению, нужно развивать и тренировать психические процессы. В качестве примера мы предлагаем рассмотреть память как центральный познавательный процесс, участвующий в развитии всех других познавательных психических процессов.

Вот некоторые правила по развитию памяти:

1. Верьте в свои силы!

2. Следует иметь установку на запоминание.

3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче.

4. Знайте особенности своей памяти.

Для развития зрительной памяти:

— при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;

— читайте сами;

— подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

— пользуйтесь наглядными пособиями;

слуховой памяти:

— чаще слушайте других;

— читайте сами вслух;

— работайте в тихих помещениях;

— рассуждайте вслух;

моторной памяти:

— работая, конспектируйте материал;

— рисуйте таблицы, графики, диаграммы;

— в лабораториях делайте все сами.

Разрабатывайте сами и применяйте мнемические приемы запоминания. Например:

  1. Образовывайте смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации.

  2. Ритмизируйте — переводите информацию в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

  3. Запоминайте длинные термины с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Так, чтобы запомнить медицинские термины «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

studfile.net

МЕТОДИКА И ПЕДАГОГИКА. 2018

1. Планирование преподавание и рефлексия по серии последовательных уроков направлены на: актуализацию рефлексии и влияние на практику

2. Пример использования аспекта преподавания демонстрация при применении ИКТ: обмен учеников работами в целях изучениях и обсуждения

3. Оптимальным способом развития критического мышления младших школьников является: стимулирование их к реагированию

4. Суммативное оценивание – это оценивание которое: служит для составления количественной отчетности

5. Содержание мировоззрение ребенка образует его: картину мира

6. В основе воспитывающий ситуации лежит : противоречие

7. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процесс: наблюдения

8. Проведение контрольной работы администрацией школы соответствуют цели оценивания: контроль и исполнение стандартов

9. Критерий определения одаренных и талантливых учеников предполагающий умение учеников самостоятельно регулировать свое обучение: самообразование

10. Одной из ключевых характеристик подхода <<Исследование урока>> является: креативность

11. Первым этапом в реализации подхода Lesson Study является: совместное детальное планирование

12. Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности как к самостоятельному сознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия: личностный подход в воспитании

13. В основе воспитывающей ситуации лежит: противоречие

14. Метод педагогического воздействия который должен предупреждать нежелательные поступки вызывать чувство вины перед собой и другими: наказание

15. Выделить закономерность отражающую внутренние связи педагогического процесса: активность школьников есть следствие организованной учителем деятельности

16. Планирование разрабатываемой на период 10-20 лет: перспективное

17. К цели оценивания <<Прогнозирование и отбор>> относится : тест в средней школе для выявления пробелов в знаниях

18. Очевидным назначением оценивания обучения является: предоставление отчетности отбор и мониторинг

19. Первоначальным шагом процесса критического мышления учеников является: ознакомление с информацией

20. Планирование серии последовательных уроков осуществляемой группой учителей на основе учебной программы: среднесрочные

21. Мотивация деятельности педагога при заслуженном поощрении результатов его деятельности: повышается

22. Главный инструмент для формирования коллективного опыта: речь

23. Подход к обучению заключающийся в развитии способности к обучению внимание речевых навыков размышления аргументирования и креативности: когнитивный

24. Метод являющийся наименее продуктивным из перечисленных в контексте запоминания полученной информации учениками: чтение

25. Движущей силой <<обучение обучению >> является: метапознание

26. При исследовательской беседе: идеи проходят тщательную проверку

27. Учителя осуществляющие << Исследования урока>>: моделируют преподавания нового подхода

28. После цикла <<Исследование урока>>группа: согласует изменения в подходах обучения и учебных программ

29. Принцип обучения при котором система научных знаний создается в той последовательности которая определятся внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся: принцип последовательности и систематичности

30. Авторы классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся: И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

31. Потребности общества в образованных людях – это один из: факторов отбора содержания образования

32. Рефлексия – это: осознанный самоанализ человека

33. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутри школьного управления:. Ю.А Конаржевским

34. Высказывание <<Душа ребенка требует развития>> принадлежит: К.Д. Ушинскому

35. Вопросы ответы на которые расцениваются как <<правильные>> <<неправильные>>: буквальные

36. В результате социального взаимодействия с более знающими людьми ребенок приобретает внутренний ресурс для собственного: мышления

37. К технике постановки вопросов <<перенаправления >> относится вопрос: Кто может предложить решение проблемы

38. Формы контроля: текущий промежуточный итоговый

39. При организации тестовых испытаний полезен: Видео-метод

40. Система научных знаний, практических умений, позволяющая усвоить основные положения определенной дисциплины: учебный предмет

41. Целеполагание урока предполагает обязательное изучение: Рабочей программы

42. Разбивка учебного материала по урокам , их логическая взаимосвязь сроки проведения отражается в : Календарно- тематическим планом

43. Условное расчленение педагогических явлений на составляющие элементы с целью изучения и определения их свойств.(Педагогический анализ)

44. Выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.(Контекстный подход)

45. Нововведения в педагогической системе ,улучшающие течение и результате образовательного процесса ,называются.(Инновациями)

46. Это индивид как носитель сознания ,обладающий способностью к деятельности.(Субъект)

47. Ответной реакцией подростка на авторитарное отношение со стороны взрослых будет.(Протест)

48. Инновационный потенциал педагога определяется как.(Способность учителя к самоорганизации изменений в педагогической деятельности)

49. Теорию поэтапного формированию умственных действии и понятий разработал.(П.Я.Гальперин)

50. Уборка дома, участие в приготовлении пищи, уход за растениями и животными должны быть для дошкольника, прежде всего работой.(Посильной)

51. Демократический стиль предполагает внимание и учет учителем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить а не приказывать, ведет диалогическое общение на.(Равных)

52. Усталость, бессонница, психосоматические осложнения ,увеличение приема психостимуляторов(табак, кофе, алкоголь, лекарства),уменьшение аппетита или переедание ,все это перечень основных признаков_____ выгорания учителя.(Исполнительского)

53. Инновация означает.(Нововведение)

54. Процесс перехода внешних действий во внутренний план, называется.(Интериоризация)

55. Развитие доброты, сочувствия, уважение к людям и предупреждение жадности, жестокости у детей раннего возраста является основой для.(Нравственности)

56. Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих товарищей на занятии, их побуждений активности к.(Творчеству)

57. Когнитивное развитие у учеников младшего возраста происходит в процессе.(Социального взаимодействия)

58. Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь.(Теоретических и практических знаний)

59. Определяется как познания о познании и представляет собой специфичную форму осознание собственных мыслительных способностей.(Метапознание)

60. Вид памяти посредством которой мы вносим информацию в сознании таким образом мы можем работать с ней.(Кратковременная)

61. Один из надежных критериев выявления успешных учеников, определяющих умение говорить, читать и писать с раннего возраста ранняя символическая деятельность

62. Исследование урока предназначено для повышения Успеваемости учащихся

63. Учителя,осуществляющие «Исследование урока» моделируют преподавание нового подхода

64. Вопросы для выиснение дополнительной информации Уточняющие

65. К технике постановки вопросов перенаправления относится вопрос Кто может предложить решение проблемы

66. Использование инструментов в программирования является примером Моделирования процесса

67. Пример использования аспекта преподавания моделирование при применении ИКТ Предоставление ученикам моделей реальных жизненных событий

68. Умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять на ирактическим опытом характеризует мышление Критическое

69. Профессиональная ориентация в школе нацелена на: Помощь в профессиональном самоопределении

70. Методы убеждений Внушение, повествование, инструктаж

71. На выбор метода воспитания влияет Уровень профессиональной компетентности воспитателя

72. Основные дидактические положения, определяющие содержание организационные формы и методы учебного процесса в соответствии целями и закономерностями Принципы обучения

73. Требует от педагога умения обеспечить уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности, реализация принципа Связи воспитания с жизнью

74. При организации тестовых испытаний полезен Видео метод

75. Система научных знаний, практических умений, позволяющая учащимся усвоить основные положения определенной дисциплины Учебный метод

76. Целеполагание урока предполагает обязательное изучение Рабочей программы

77. Разбивка учебного материала по урокам, их логическая взаимосвязь сроки проведения отражается в Календарно – тематическом плане

78. Концентрация казахских племен в регионе Семиречья давала им возможность образовать отдельное казахское ханство, потому что Между местными и переселяющимся племенами издавна существовали этнические связи

79. вопросы на выяснения дополнительной информации Уточняющие

80. К технике постановки вопросов перенаправления относится вопрос Кто может предложить решение проблемы

81. Использование инструментов программирования является примером Моделирования процесса

82. Пример использования аспекта преподавания моделирования при применении ИКТ Предоставление ученикам моделей реальных жизненных событий

83. Умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять на ирактическим опытом характеризует мышление Критическое

84. Исследование урока предназначено для повышения Успеваемости учащихся

85. Учителя, осуществляющие Исследование урока Моделирует преподавание нового подхода

86. Принцип,обращенный к созданию необходимых отношений между воспитанником и воспитателем Принцип гуманизации воспитания

87. Главным показателем эффективности правового воспитания является Уровень сформированности правового сознания

88. Упражнения как метод воспитания Многократное повторение определенных действий с целью формирования умений, навыков и привычек

89. интересное упражнение с целью быстрой выработки привычки, называется Приучение

90. Метапознавательные способности позволяют учащимся самостоятельно определить степень усвоения материала. Примером является размышление учащегося Хорошо ли я понял это

91. Необходимый навык ученика в 21 веке для личностного становления Готовность быть критиком

92. Вопросы низкого порядка направлены на развитие навыка Запоминания

93. Обеспечение единства национального, интернационального, межнационального, межнационального начал в воспитании и образовании это принцип Культуросообраности

94. Профессиональная ориентация в школе нацелена на Помощь в профессиональных самоопределении

95. Методы убеждений Внушение, повествование, инструктаж

96. На выбор метода воспитания влияет Уровень профессиональной компитентности воспитателя

97. Определение, принцип воспитания основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания

98. При решении задач этого воспитания используются такие организационные формы как малые олимпийские игры, туристические походы, эстафеты Физическое воспитание

99. Методы формирования сознания Диспут

100. Средство воспитания Совокупность приемов воспитания

101. Правило принципа доступности обучения Согласование обучения с возможностями и способностями учащихся

102. Способность определить местонахождение, организовать информацию используя цифровые технологии Цифровая грамотность

103. Соответствие между аспектами преподавания «оценка и анализ» посредством информационно-коммуникационных технологий и примеров практики Сравнение разных работ

104. Имея сформированные навыки критического мышления, ученик и учитель должны быть настроены на Их практическое использование

105. Для определения этапа, на котором находятся обучающиеся, и направлений их дальнейшего развития используется Формативное оценивание

106. Интерпретация результатов наблюдения с целью оценивания предполагает Определение значения полученных данных

107. Определите содержание типа диалога «механическое запоминание» Заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения

108. Ученики выдвигают гипотезы, рассуждают, обосновывают свои идей ищут поддержку со стороны участников групп в ходе Исследовательской беседы

109. Посредством wiki ученики могут Создавать видео записи интервью

110. Наиболее оптимальный путь развития критического мышления-стимулирование учеников к доказательствам на основе Собственного опыта

111. Принцип, обращенный к созданию необходимых отношений между воспитанниками и воспитателем Принцип гуманизации воспитания

112. Главным показателем эффективности правового воспитания является Уровень сформированности правового сознания

113. Упражнение как метод воспитания Многократное повторение определенных действий и поступков с целью формирования умений, навыков и привычек.

114. Интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка Приучение

115. Правило принципа доступности обучения Нужно опираться на ранее усвоенные знания

116. Формы контроля Текущий, промежуточный, итоговый

117. Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является Учебник

118. Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать Организационное, функциональное и информационное единство системы

119. Принцип учебной работы, предполагающий использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов

120. Метод обучения Совокупность приемов, при помощи которых преподаватель формирует у учащихся умения и навыки.

121. Определить содержание образования- значит, решить вопрос Чему учить

122. В работе начинающего учителя основной опорой является Развернутый конспект.

123. Действие , направленное на оценку различных вариантов проведения будщего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию Проектирование.

 

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Методическая разработка по теме: методологические подходы к обучению

ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ.

1.

Логико-информационная корректность языковых выражений состоит в соблюдении следующих требований: ЯСНОСТИ, ТОЧНОСТИ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ.

ЯСНОСТЬ терминов, составленных из них высказываний и рассуждений, как последовательностей высказываний означает, что обучаемый и обучающийся вкладывают в них одинаковый смысл, который заранее известен им обоим. Неясность информации устраняется различными способами: за счет установления языкового происхождения слов или принадлежности их к определенному терминологическому тезаурусу и т.п. Ясность фиксирует определённый уровень полноты знания, как описания, объяснения или предсказания, позволяя ответить определённо не только на вопрос»что это такое?», но и на вопрос «как это сделать?», что означает то или иное следствие из заранее известного предпосылочного знания. Фиксируя уровень полноты знания, ясность всегда относительна, связана с определённым контекстом, в который входит не только сопровождающая познавательную ситуацию информация, но и сам уровень образованности или осведомленности участвующих в этой ситуации людей. Не существует абсолютной ясности, абстрактной ясности, ясность всегда конкретна и обусловлена контекстом используемых языковых выражений.

ТОЧНОСТЬ или определённость языковых выражений, используемых в описаниях, объяснениях и прогнозах, предполагает возможность установления их информационных границ относительно контекста, в котором они употреблены. Но уточнения возможны лишь тогда, когда ясно о чем идет речь! Точность предполагает конкретизацию используемой информации, привязку её непосредственно к теме исследования с одновременным уяснением самого уровня конкретизации. Не уточненная, а следовательно неопределенная информация не имеет познавательной ценности и не способствует эффективности её использования для решения конкретных задач, связанных с образовательным процессом или предметно-практической деятельностью людей. Границы информационной точности так же относительны, подвижны и определяются, в первую очередь, конкретными условиями, задачами использования информации в тех или иных целях. Не существует абсолютной, абстрактной, оторванной от конкреной познавательной ситуации информационной точности.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ языковых сообщений как формы представления знания предполагает такой порядок его использования в учебном процессе, при котором каждый предшествующий законченный информационный фрагмент является необходимым и информационно достаточным условием ясного и точного восприятия или понимания непосредственно следующего за ним информационного фрагмента. Последовательность, особенно в учебном процессе, предполагает неперестановочность языковых сообщений. Не должны меняться местами не только главы или параграфы учебной литературы, но даже абзацы текстов. Последовательное изложение означает движение от простого к сложному. Под простым знанием следует понимать такое знание, которое для своего уяснения или понимания не требует дополнительной информации, а под сложным — такое, которое для своего уяснения или понимания требует привлечения дополнительной информации. Последовательность, как и первые два критерия всегда связана с контекстом и осуществляется относительно контекста, в котором используются языковые сообщения.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, как критерий информационно-логической корректности в учебном процессе реализуется выполнением правил обоснования или построения логического вывода. Особую роль здесь выполняют аргументы или предпосылочное знание. Необходимо строго следить за тем, чтобы их функцию выполняли научно проверенные положения, в истинности которых не приходится сомневаться. Однако типы доказательств или выводов, например в естественном и гуманитарном знании, могут существенно различаться. Поэтому необходимо, чтобы доказательность была связана со стремлением убедить, а не только продемонстрировать правильность или неправильность отдельных высказываний, правил или операций. Но доказательство окажется бесполезным, если используемые в нем языковые выражения не ясны, не точны или непоследовательно изложены. Доказательность предполагает прежде всего выполнение первых трех требований корректности. Доказательства, как и выше изложенные требования, связаны с контекстом, с целями и задачами, применительно к которым доказательства используются.

Интеллект — умение ясно, точно, последовательно и доказательно описать объекты и факты, обосновывать знание о фактах и получать новое знание из заранее известной информации, а так же целесообразно использовать приобретенное знание в предметно-практической или теоретической деятельности.


2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ основные приёмы и методы работы с информацией.

2.1 Методы оптимизации информации (ОИ).

В основе методов ОИ (уменьшения) лежит целенаправленность и целеобусловленность деятельности, в соответствии с которыми формируется отношение к информации и ценностная ориентация (в каком ключе или аспекте необходимо что-либо делать).

3 метода выделения главного:

статистический

связан с частотой использования важных слов, терминов употребляемых в тексте;

позиционный

любая часть любой книги пишется по принципу: постановка задачи, содержание, выводы;

индикаторный

связан со словами: итак, подведем итог, главное…

В основе выделения главного – целевая установка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА — информационно-важные слова, без которых фразы, в которых эти слова встречаются теряют смысл или смысл резко искажается.

2.1.1 Длинный метод ОИ заключается в формировании фразы из ключевых слов, возможна замена более длинных слов на короткие:

-цель ОИ;

-слева на право последовательно выбираются слова фразы, если смысл не искажается без этого слова, то его выбрасываем, если искажается, то оставляем.

Пример: «Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»

-цель:        выделить событие.

-ОИ:        «Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»

2.1.2 Короткий метод ОИ заключается в формировании ответа на вопросы «Что для меня главное в этом информационном фрагменте? О чем идет речь?». Ответы, достроенные до короткой фразы – есть целевая установка и ОИ.

Пример:

«В день мартовских ИД (15.03) 44года до новой эры, у входа в сенат, на глазах у многочисленных сенаторов, даже пальцем не пошевельнувших, что бы спасти, Цезарь был убит. Говорили, что на его теле нашли 23 раны»

Вопросы:-Что главное?-О чем идет речь?

1.-цель: выделить Что? Где? Когда?

Ответ:                «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был убит»

2.-цель: выделить Что? Где? Когда? Как?

Ответ:                «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был жестоко убит»

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте фрагмент 1, определите:

-каким методом ОИ лучше воспользоваться в данном случае?

-попытайтесь ОИ.


2.2 Обработка текста

Все следующие приемы обработки текста могут давать различные результаты, при различных целях изучения одного и того же текста. Кроме того, что Вы должны четко понимать с какой целью Вы знакомитесь с текстом: ознакомительной (быстрый взгляд), чтение или детальное изучение, Вам необходимо сформулировать цель изучения научного текста.

Цель:

Постановка вопросов

Ознакомившись с текстом, в соответствии с целью изучения, поставьте к нему серию вопросов, различного уровня.

  1. Общий вопрос / основополагающий вопрос / ответ на который будет соответствовать цели изучения текста.
  2. От 2 до 5 (не более 7) вопросов /проблемные вопросы/, ответы на которые выделят смысловые разделы и определят логику текста.
  3. Уточняющие вопросы по каждому из разделов текста.

Переформулировав вопросы, Вы можете представить логику изложения информационного материала в виде тезисов / суждений / умозаключений.

Графическое представление структуры текста

Обозначьте, выделенные Вами смысловые единицы текста ключевыми словами / терминами и представьте структуру текста в виде кластера / графа. Свернув информацию, переданную в тексте, Вы строите опорную схему, которая может быть использована в дальнейшем для доклада / пересказа – развертки содержательной части текста.

Общие мыслительные умения

1. Анализ и выделение главного.

2. Сравнение.

3. Обобщение и систематизация.

4. Определение и объяснение понятий.

5. Конкретизация.

6. Доказательство и опровержение.

7. Умения, необходимые в проблемном обучении.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Анализ — наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать — значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Обобщение — получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных.

Сравнение — мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.

Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

Подведение под понятие — отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков.

Конкретизация — вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления).

Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций у студентов должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Существенный — наиболее важный, значимый, главный, основной, определяющий, образующий.

nsportal.ru

Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения

Психология на протяжении столетий являлась спутником педагогики, ведь в образовательном процессе просто необходимо учитывать психологические характеристики учащихся. Существует и специальный раздел психологии, изучающий особенности образовательного процесса. Называется он психологией образования или педагогической психологией. И сегодня мы рассмотрим вопросы взаимодействия этих двух дисциплин.

Точно так же, как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность. Знания педагога в области психологии способны многократно повысить эффективность его деятельности. В том же случае, если педагогика не будет опираться на психологические знания, она станет просто набором педагогических рекомендаций, неспособным оказать педагогу существенную помощь в работе.

Любая область педагогики (дидактика, теории восприятия, частные методики и т.д.) предполагает психологическое исследование. Знание о законах, по которым протекают психические процессы, формируются умения и навыки, а также о том, чем характеризуется их динамика и в чём заключается природа мотивов и способностей, имеет огромнейшее значение в процессе решения главных педагогических проблем, к примеру, повышения эффективности образовательных и воспитательных методов или содержания образования на каждой ступени обучения.

Доподлинно известно, что цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, которая будет соответствовать требования социума. Достижение же данной цели невозможно без изучения тех закономерностей, согласно которым формируется личность: мотивов, потребностей, способностей, направленности и т.п. Благодаря связи педагогики и психологии началось изучение возрастных особенностей учащихся, выявление факторов и условий, которые влияют на развитие детей.

Стремление специалистов интегрировать в педагогический процесс психологию стало основой, на которой впоследствии была построена вся система педагогической психологии, появившейся в первой половине XX столетия, а также обусловило тот факт, что в разработке педагогических проблем стали принимать участие учёные из других областей науки. Собственно, взаимосвязь педагогики и психологии отражается в одном общем связующем их звене – педагогической психологии.

Педагогическая психология

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Психологические основы обучения

Как известно, обучение представляет собой педагогический процесс, где учащиеся под контролем педагога осваивают опыт и навыки по применению систематизированных знаний различных дисциплин. Представленный процесс является двусторонним, и соединяет в себе работу педагога (обучение) и работу учащегося (изучение). Результат обучения заключается в получении учащимся общего образования, формировании у него научного мировоззрения и его подготовке к жизни.

Педагог же обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития.

Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек. Особая роль в психологическом становлении личности отводится обучению и воспитанию как процессам воздействия, которые отвечают требованиям социума, процессам влияния на младшее поколение старшего поколения на пути к сознательным целям.

Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей. К примеру, нельзя не брать во внимание тот факт, что психическое развитие находится во взаимосвязи с биологическим возрастом, в особенности, если говорить о развитии мозга. И данный факт обязательно должен учитываться в образовательно-воспитательной деятельности.

Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.

С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика. И здесь просто необходимо брать во внимание индивидуальные особенности, степень умственного развития учащихся, а также особенности психологической работы.

О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:

  • Скорость, с которой учащийся усваивает материал
  • Темп, в котором учащийся воспринимает материал
  • Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
  • Степень аналитико-синтетической деятельности
  • Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
  • Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний

Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности. Педагог, организуя подачу учебного материала, должен также формировать у учеников и мыслительные операции, такие как синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, анализ и т.д. Наибольшим значением обладает формирование у учащихся навыка систематизации и обобщения знаний, самостоятельной работы с источниками информации, сравнения фактов по каждой конкретной теме.

Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.

Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий – только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.

Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.

Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач – реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить стремление в постоянному совершенствованию умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, нужно добиться сознательного усвоения мотивов образования и сформировать у учащихся позитивное отношение и интерес к изучаемому предмету.

С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.

Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов – воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее. На тему интереса к знаниям говорили и писали такие выдающиеся педагоги, как Я. Коменский, Б. Дистервег, К. Ушинский, Г. Щукина, А. Ковалёв, В. Иванов, С. Рубинштейн, Л. Бажович, В. Ананьев и другие. Интерес к знаниям способствует интеллектуальной активности, совершенствованию памяти, усилению восприятия, концентрации внимания, живости мысли и т.д. Кроме того, он воспитывает волевую и духовную составляющую личности.

Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.

Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося мотивацию к обучению, которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т.д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).

И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, эксперименты, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.

В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.

В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится здесь). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека – вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается самообразованием.

10 принципов эффективного обучения и развития

Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать творческое мышление своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.

1

Принцип первый – убедиться в том, что обучение и развитие необходимы

В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т.п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, темперамента и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.

2

Принцип второй – создать условия, способствующие обучению и развитию

Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться – необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.

3

Принцип третий – обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике

Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.

4

Принцип четвёртый – включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты

Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо планировать. Важно убедиться в том, что содержательная часть обучения приведёт учеников к постижению тех знаний и обретению тех навыков, которые соответствую целям обучения. Об этом учащиеся должны быть оповещены, а значит, будут знать, чего вообще от обучения ожидать. Кроме того, они будут знать, как применяется то, что они узнают. Образовательный процесс должен быть разбит на этапы, каждый этап должен преследовать свою самостоятельную цель. Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе – это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.

5

Принцип пятый – объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения

Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или страха перед неизвестным.

6

Принцип шестой – донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение

Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса – они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т.д.

7

Принцип седьмой – использовать весь педагогический инструментарий

Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия – как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности – как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости – как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке – как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения – как способа сформировать в учащихся доверие к себе.

8

Принцип восьмой – использовать больше визуального материала

Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером – даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.

9

Принцип девятый – сначала доносить суть, а после – детали

Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.

10

Принцип десятый – не перегружать информацией и давать время на отдых

Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение – процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным – толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то спать рекомендуется 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.

На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.

Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения – именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

4brain.ru