Положительные оценки это: Оценка положительная — Энциклопедия по экономике

Содержание

Оценка положительная — Энциклопедия по экономике

При оценке экологических последствий налицо явная асимметрия в отношении к положительным и отрицательным последствиям. Большие усилия прилагаются при оценке положительных последствий, но очень редко подвергаются экономической оценке косвенные экологические ущербы.  [c.101]

Третье направление — теория органического баланса Ф. Шмидта, отличает изменение общего объема средств, вызванное его колебанием цен, от реальной прибыли, распределение которой не может привести к потере средств. Разницу в оценках (положительную или отрицательную) называют фиктивным финансовым результатом, который, корректируя собственность предприятия, должен быть отнесен на особый счет Резервный фонд (капитал) [11].  [c.213]

По данным табл. 4.4 проводится анализ структуры и динамики оборотных активов. Оценка положительной или отрицательной динамики запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств должна проводиться на основе сопоставления с динамикой финансовых результатов (аналогично табл.

4.1, см. стр. 141). При различной эффективности использования оборотных средств рост запасов в одном случае может быть оценен как свидетельство расширения объемов деятельности, а в другом случае — как следствие снижения деловой активности и соответствующего увеличения периода оборота средств.  [c.145]

Для сводной оценки положительного эффекта внедрения рекомендуемых мероприятий при разработке перспективных 10  [c.147]

Важнейшим показателем, характеризующим качество МТС, является математическое ожидание дохода отдельной сделки. У прибыльной системы эта величина больше нуля. Задача состоит в том, чтобы по выборке сделок оценить математическое ожидание дохода и убедиться в том, что полученная оценка положительна и значимо отличается от нуля. Выборками случайных величин, на основе которых можно рассчитать выборочную среднюю и выборочное с.к.о. являются  [c.192]

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров. (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).  [c.111]

Оценка трудового потенциала резерва проводится не менее раза в год и является показателем возможности изменения социального статуса работника (продвижения в должности, получения или лишения надбавок и т.п.). Процедура оценки положительно воспринимается работниками, поскольку дает возможность проявить себя. В то же время важно, чтобы не смешивались аттестационная оценка работника и оценка работника как кандидата на выдвижение. В последнем случае оценка должна быть более полной, связанной с дополнительной бумажной и аналитической работой, и конфиденциальной.  [c.259]

Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры  [c.280]

Рынок сбыта. Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры.  [c.283]

На основе использованной в таблице 6.3.3 шкалы оценок можно сделать некоторые выводы относительно результирующей оценки. Положительно результирующая оценка по-  [c.312]

В случае а) продукция /-го поставщика вывозится полностью, следовательно, этот поставщик — дефицитный, и его двойственная оценка положительна. В случае б) не вся продукция /-го поставщика востребована, он — недефицитный и имеет нулевую двойственную оценку.  [c.135]

В случае а) потребность у-го потребителя удовлетворяется полностью, такой потребитель является дефицитным, и его двойственная оценка положительна. В случае 6) продукции не хватает для полного удовлетворения потребности у -го потребителя, т, е. он — недефицитный, и имеет нулевую двойственную оценку.  [c.136]

Оптимизация состава внеоборотных и оборотных активов требует учета отраслевых особенностей осуществления операционной деятельности, средней продолжительности операционного цикла на предприятии, а также оценки положительных и отрицательных особенностей функционирования этих видов активов.  [c.112]

Если оценка положительная, разработчик переходит к части 2, в которой содержится больше технических аспектов оценки базового уровня сокращений выбросов и их количественных значений (табл. 5). Тем самым обращено внимание на важный момент достаточное ли количество сокращений выбросов ( кредитов ) генерировано, чтобы можно было гарантировать получение статуса проекта СО. Если ответ не очевиден, разработчик должен обратиться к различным разделам данного обзора для дальнейших инструкций.  [c.27]

Оценка (положительная или отрицательная) личного вклада работника в результаты деятельности коллектива.  [c.45]

Сумма балльных оценок (положительных или отрицательных), отражающая дополнительные показатели соревнования членов каждой бригады. Она характеризует уровень взаимоотношений бригады с другими бригадами, обусловленный поведением каждого ее члена.  [c.191]

Наличие монополии (единственного продавца, оказывающего своими действиями влияние на рыночную цену) в отрасли порождает проблемы потерь общественного благосостояния. Чистые потери благосостояния возникают вследствие сокращения совокупного выпуска отрасли и роста равновесной цены по сравнению с состоянием свободной конкуренции — Парето-эффективно и ситуацией. Измерение чистых потерь при разных соотношениях предельных издержек, цен, эластичности спроса с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга, эффекта дохода, изменения предельной полезности денег дает их разные значения в диапазоне от 0,01 до 10 процентов ВНП. При этом остаются проблемы оценки положительных и отрицательных сторон поведения монополиста, длительности существования монополии и характера изменения издержек в результате монополизации.  [c.62]

Однако выше были исследованы веские причины, по которым выход хозяйственной системы на такую траекторию развития весьма затруднителен. В этой связи, если это уместно в конкретных обстоятельствах, то желательно, чтобы в таком коэффициенте была обеспечена еще и более высокая избирательность оценок положительных отклонений в этой траектории,  [c.

146]

Оценка положительного значения гибкости в случае опасности и оценка степени уязвимости фирмы.  [c.382]

На дату погашения задолженности перед продавцом (дату расчета) производится пересчет ее рублевой оценки. Положительная курсовая разница (при росте курса иностранной валюты) относится на убытки проводкой по кредиту счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками и дебету счетов 80 Прибыли и убытки , 83 Доходы будущих периодов . Отрицательная курсовая разница (при падении курса валюты) относится на прибыль проводкой по дебету счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками и кредиту счетов 80 Прибыли и убытки , 83 Доходы будущих периодов .  [c.517]

Проблема создания водохранилищ должна решаться путем тщательной экономической оценки положительных и отрицательных экологических последствий. Существующие подходы по управлению природопользованием позволяют провести анализ ситуации по блокам социально-экономических факторов, землепользования и оценки изменения в экосистемах.

Анализируя ситуацию по последнему блоку и конкретно по качеству воды водохранилищ, необходимо отметить, что проблема качества воды связана буквально со всеми другими проблемами.  [c.95]

Функция предпочтения ЛПР — комплексная оценка положительных (либо отрицательных) последствий решения, характеризующая его эффективность и качество, учитывающая все существенные факторы. Функция предпочтения зависит от психологии, опыта и компетентности ЛПР и отражает обобщенную характеристику руководителя или группы экспертов как измерительного, прибора при субъективной оценке решений. Для иллюстрации сущности функции предпочтения с определенными допущениями упрощенно ее можно изобразить графически [1, с. 68]. На рис. 1 изображены графики типовых функций предпочтения трех условных ЛПР.  [c.32]

В 70 — 80-е годы появилось много нового., прежде всего в содержании труда. Новая техника сплошь и рядом оставляла за работником функции контроля и управления производственным процессом, освободив от прямого участия в создании материального продукта.

Так что уже не приходилось говорить о сноровке или индивидуальной умелости,которые отражались бы на количестве и качестве готовых изделий, деталей, полуфабрикатов. Новая стадия автоматизации производства сместила оценки работников в пользу образования, а значит — в пользу молодых. Тем не менее фирмы не отказались ни от одного слагаемого прежней оплаты, а лишь приуменьшили их значение, добавив целый ряд новых. Например, коль скоро ежегодные прибавки к зарплате облегчали продвижение новой техники и способствовали положительному отношению к ней персонала, их не ликвидировали, но распределять между работниками стали по-новому, стараясь больше поощрять молодежь.  [c.25]

Японское управление оригинально, оно идет вразрез с канонизированными нормами капиталистического ун-и добивается положительного результата, по-рассуждения о чудесах и парадоксах , оно успешно и эффективно и т. д. и т. п. Такие и им фразы очень часто встречаются в оценках ными учеными и практиками бизнеса управления производством в Японии.

Но что скрывается за эффективностью  [c.19]

Анализ должен вскрыть ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая потребует более глубокого изучения, прежде чем на ней остановятся как на очередном целевом рынке. Чтобы убедиться в достаточной привлекательности открывающейся возможности, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса. При положительном результате на следующем этапе производят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Фирма может остановиться на обслуживании одного или нескольких сегментов рынка. Применительно к каждому из них фирма должна решить, какую именно позицию она хочет в нем занять. Ей следует изучить позиционирование на целевом рынке марочных товаров конкурентов с точки зрения свойств, являющихся, по мнению потребителей, наиболее важными.

Кроме того, следует оценить объем спроса на возможные сочетания свойств товара. Затем предстоит решить, что именно создавать марку, рассчитанную на удовлетворение оставшейся еще не удовлетворенной нужды, или марку, аналогичную одной из уже существующих. В последнем случае фирма должна быть готова вступить в борьбу с конкурирующей маркой, внедряя в сознание потребителей представление об отличиях своего товара.  [c.107]

Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль заведующей производством марочного товара имеет в глазах данного общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери. В качестве заведующей производством марочного товара Бетти будет приобретать одежду, которая отражает именно эту ее роль и ее статус.  [c.191]

В некоторых организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне. К сожалению, это не только трудно сделать технически, но и заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет. Кроме того, если сохранять размеры заработков сотрудников в тайне, то (как это следует из теории ожидания) организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе. В примере 13.4. приведены некоторые сведения о том, как рабочие воспринимают несправедливость при оплате труда.  [c.381]

МОТИВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Как вы могли уже понять, информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.  [c.579]

Тестирование и творческие работы, являясь регулярными, служат одновременно формой текущего и промежуточного контроля приобретаемых студентами знаний. Обучение завершается итоговым контрольным опросом по всем темам курса. По окончании изучения всех разделов курса, при положительных оценках по тестам всех разделов, учащиеся допускаются к экзамену.  [c.126]

В качестве основного показателя при сравнительной, оценке эффективности запроектированного объекта используют удельные приведенные затраты, которые применяются по всему комплексу расчетов, включая транспорт по трубопроводам и железным дорогам конкурирующих видов топлива, хранение и сливно-наливные операции, автомобильный транспорт по доставке нефтепродуктов или угля к потребителям и получаемый у потребителей эффект в результате внедрения газа. В этом случае проводимые вариантные сопоставления весьма наглядны и дают возможность провести количественную и качественную оценку положительных, а также отрицательных явлений, сопутствующих реализации предлагаемого к сооружению объекта. Например, при выборе экономической технологической схемы исходят из минимальных приведенных затрат. Укрупненные технико-экономические показатели применяют при оценке эффективности принимаемых решений (табл. 11). Так, при перекачке газа по газопроводу диаметром 1020 мм оптимальным является объем, равный 7,5 млрд. м3, поскольку при этом объеме транспортируемого газа приведенные затраты минимальны.  [c.99]

Каковы последствия реализации на практике данной интерпретации понятий свободы и равенства Как всегда, и положительные, и отрицательные. На оценке положительных последствий сосредоточились представители классического и неоклассического направлений экономической науки. Они указали на непосредственную связь между свободой в экономической сфере и возрастанием богатства нации1.  [c.138]

Метод расчета экономической ценности товара предполагает следующие этапы расчетов определение затрат, связанных с использованием того товара, который покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив определение всех параметров товара, которые отличают его как в лучшую, так и в худшую сторону от возможных вариантрв оценка ценности для покупателя различий в параметрах рассматриваемого товара и товара-альтернативы суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий рассматриваемого товара от товара-конкурента.  [c.184]

Методика расчёта экономического и экологического ущерба, равно как и оценка положительной роли пожара как природного экологического фактора, есть самостоятельная задача, далёкая до своего решения. Однако интенсивность тепловыделения на кромке пожара — это главный физический параметр, определяющий степень поражения лесного сообщества, а, следовательно, и все послепожарные изменения.  [c.37]

В последние годы появились отдельные фирмы, специализирующиеся на разработке современных методов подбора и оценки кадров с предоставлением консультационных услуг. Например, фирма «Персонел Администрейшн» (США) разработала вопросник, содержащий 90 пар суждений-оценок положительного и отрицательного свойства. Опрашиваемый должен останавливать свой выбор на тех суждениях, которые максимально характеризуют его. По результатам опроса составляют график-диаграмму, анализ которого дает представление о таких качествах, как динамизм, общительность, стиль работы, эмоциональность, независимость, направленность, способность руководить и т. д. При этом подвергаются оценке 20 факторов человеческого поведения в процессе работы факторы личной жизни затрагиваются лишь в незначительной степени. Процедура заполнения вопросника длится 10—15 минут и, по словам авторов метода, дает немедленную «обратную связь». Указанный метод, получивший название «метод предпочтительного уровня», используется более 15 лет в различных странах мира на договорных началах. По утверждению сотрудников фирмы, им можно пользоваться на любом предприятии и в любом учреждении для оценки работников любого уровня, начиная с телефонистки и заканчивая генеральным директором [1 5].  [c.61]

Успех такой деловой женщины зависит от того, насколько администрацией будутугаданы возможные поприща, способные дать удовлетворение трудом. Замечено, что женщины хорошо справляются с функциями, требующими общения с людьми, если же это еще и интеллектуальная деятельность -учительница, журналист, экскурсовод и т. п. — то высокая эффективность их труда и положительная ими самими оценка почти наверняка совпадут. В Японии женщинам редко удается получить инженерное, естественно-научное образование, особенно по современным, наиболее перспективным специальностям, тем не менее их включение в широко распростра-няющиеся подвижные целевые группы по решению нестандартных задач оказывается продуктивным. Изобретательность женского ума замечена давно и во всех странах. В Японии же, когда хотят привести яркое тому доказательство, вспоминают конкурс, объявленный известной фирмой «Адзи-но мото». Она предложила большой денежный приз за подсказку, как увеличить продажи, выпускаемой ею приправы, с виду похожей на соль и продаваемой в подобии солонок. Люди писали трактаты, привлекали всевозможные научные знания. Но победительницей стала домохозяйка, ответ которой уместился в одной строке «Сделать покрупнее дырки у солонки».  [c.62]

Точно так же, не существует правильного ответа на перемены. При высоких темпах научно-технического прогресса в современном мире организации, которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой похвали п высокой оценки. Однако, хотя Аи Би Эм и Эппл добились своих замечательных успехов благодаря применению новых методов, это вовсе не означают, что это лучшие методы для всех. Римская католическая церковь редко меняет снега политику и то — только после многих лет размышлений. Но чрезвычайная с габнлыюсть является положительной характеристикой для такой организации, роль которой в обществе заключается в том, чтобы быть опорой, поддержкой, на которую люди могут рассчитывать в тяжелые времена. Кроме того, было бы неправильно, если организация, целью которой является распространение фундаментальных истин, постоянно меняла свою точку зрения. Следовательно, быстрое изменение ориентации, которое необходимо чтобы добиться успеха в очень неустойчивом обществе быстрых технологических перемен, очень важно для наукоемких производств и потенциально опасно для таких организаций как церковь.  [c.55]

Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В МОДЕЛИ ХОМАНСА (см. рис.15.2.) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств — положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодейстзовать в будущем. В рубрике Пример 15.2. показано применение модели в американской армии. Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления (делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организации, она показывает необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем,.ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей.  [c.446]

3. Отрицательные и положительные оценки.

У каждого человека есть потребностьбыть оцененным. Эта потребность связана с такой важной личностной структурой как уровень притязании. Различная потребность каждого в до­стижениях воплощается в различном уровне притязаний, т.е. одни люди считают себя способными достигнуть большего, другие — меньшего. Но и для тех и для других мотив дости­жения очень важен. В свою очередь, уровень притязании свя­зан с самооценкой человека. Чем выше и устойчивее самооценка, тем выше и уровень притязаний. Таким образом, складывается причинно-следственная цепочка: успехи человека, его достижения во многом зависят от его уровня притязаний, уровень притязаний — от самооценки. А из чего же складыва­ется самооценка? А самооценка складывается из оценок окружающих. И хотя, чем более зрелой становится личность, тем менее оценки со стороны могут поколебать ее самооценку, тем не менее, и в зрелом возрасте они играют в формировании самооценки значительную роль.

Поэтому для поддержания самооценки человек стремится быть оцененным. Но вот парадокс. С одной стороны, люди стремятся быть оцененными, с другой — стараются избегать

каких бы то ни было ситуаций оценивания — экзаменов, про­верок, экспертиз, демонстраций, да зачастую просто не хотят оказаться в центре внимания, боясь подобных ситуаций. По­чему это происходит? Да потому, что по опыту все знают, что обычно те, кто оценивает, понимают задачу «оценить» как «найти плохое». Это касается не только экспертов и экзамена­торов, но и нас с вами в нашем повседневном общении. Из всех оценок, которые мы даем друг другу, подавляющее боль­шинство — отрицательные.

Если всем известна заповедь «О мертвых — хорошо, или ничего», то во взаимоотношениях с живыми мы, похоже, ру­ководствуемся обратным правилом: о живых —или плохо, или ничего. Т.е., если мы видим чьи-то достоинства, то просто по привычке предпочитаем промолчать, но если видим недостатки — обязательно на них укажем.

Например, Вы устраиваетесь на новую работу, на которую долго стремились попасть, под начало именно того руководи­теля, с которым и хотели работать. Вы этого хотели, т.к. зна­ли о его многочисленных достоинствах и о выгодах и возможностях роста, которые открываются Вам под его нача­лом. Но уже через некоторое время после начала работы на новом месте. Вы привыкаете к этим достоинствам, начинаете воспринимать их как само собой разумеющиеся и вместе с новыми коллегами включаетесь в непрерывное обсуждение его мелких недостатков.

То же самое касается и супружеских отношений. Выйдя замуж за человека, безусловно, достойного, женщина часто в дальнейшем воспринимает его достоинства как должное, а внимание свое концентрирует на недостатках. Вот и получает­ся: сделал супруг (или супруга) что-то хорошее — в ответ молчаливое удовлетворение, совершил оплошность — открытое возмущение, отрицательная оценка вслух.

Такие неправильные сформировавшиеся у нас общенческие привычки и приводят к тому, что чаще всего мы слышим отрицательные оценки. Что же в основном оказывается объектом отрицательной?

Прежде всего, это личность партнера в целом. Отрицательная оценка личности в целом

может проявляться не только в грубом «ты серый человек» или еще более оскорбительном «ты ничтожество», но и просто, например в незаинтересованности человеком.

Вот пример. В ваш отдел пришел новый, сотрудник. Вам его представили. Вы буркнули формальное приветствие и про­должаете работать, как ни в чем ни бывало. Всем своим видом вы показываете невнимание к его личности, что для него оз­начает, что вы явно отрицательно его оцениваете. Не ждите после этого, что у вас сложатся с этим коллегой отличные от­ношения, когда потом назреет конфликт, ваши сетования на то, что «а я ничего такого не делал», будут неправомочны.

Нередко отрицательной оценке подвергается интеллект. Популярное «ты дурак», конечно, грубая форма. Но не то же самое ли означает «ты ошибаешься»? То же самое, но только в смягченной форме. Кстати, здесь, если более грубо, то даже меньше ранит, потому что, так сказать, дальше от истины. От оскорбления «идиот» защититься легче и просто отвергнуть его легче, чем «вы плохо разбираетесь в своем деле». Сюда же от­носятся и упреки в неосведомленности, указания на ошибку и т.д.

Отрицательно оцениваются различные качества личности. Подвергается сомнению честность человека, его выдержан­ность, его трудолюбие. Даже сомнение в наличии у человека чувства юмора — уже отрицательная для него оценка.

Если мы даже не произносим слов, то отрицательная оценка может быть выражена непроизвольно нашей мимикой, жестами, позой, интонациями.

Ироническое «спасибо» может означать отрицательную оценку ваших слов или поступка, а «спасибо» настойчивее — призыв прервать вашу затянувшуюся речь. Поэтому нужно тщательно следить и за этой стороной нашей коммуникативной жизни.

Итак, мы убедились, что отрицательные оценки мы даем чаще, чем положительные. Каковы же глубинные психологиче­ские мотивы отрицательных оценок? Из предыдущих объясне­ний, касавшихся позиции превосходства, мы можем по аналогии понять, что, давая другим отрицательные оценки, мы в глубине души, наверное, меньше всего думаем об этих других — нас волнуем мы сами. Приятно подчеркнуть недостаток партнера, если такой же есть и у вас — вы, таким об­разом, не исключение. Приятно отметить оплошность другого и в обратном случае — если сами вы таких оплошностей ни­когда не допускали. Ясно, что здесь действует уже знакомый нам мотив самовозвышения за счет унижения другого, а не за счет реальных достижений.

Еще мотив отрицательной оценки, в данном случае давае­мой «за глаза». Это желание объединиться с кем – то третьим, наладить с ним отношения, а это гораздо проще сделать за счет совместной критики недостатков других, чем за счет по­иска общих конструктивных интересов. Такого рода примеры можно очень часто наблюдать во всех сферах общения. На­пример, обделенный общением в рабочем коллективе человек мгновенно находит контакт со вновь поступившим на работу коллегой за счет доверительного рассказа ему о недостатках каждого в этой группе. Такой контакт удовлетворяет потреб­ность ранее обойденного члена группы в общении, а также потребность вновь прибывшего преодолеть изоляцию новой группы. Поэтому, если никто не уделяет позитивного внима­ния новому сотруднику, он всегда попадает в общение к тем, кто строит его на основе сплетен.

Еще одним мотивом отрицательных оценок может быть желание покрасоваться, если речь идет о критике вышестоя­щих. Хорошо быть смелым, если это «по делу» и приносит реальные результаты, то есть сопровождается попытками из­менить существующий порядок. В таком случае можно про­стить даже желание покрасоваться. Но если человек критикует начальство только в кулуарах — это чистое желание покрасо­ваться, а не желание конструктивных изменений.

Итак, нам понятны причины, по которым мы склонны давать в основном отрицательные оценки, а от положительных просто воздерживаемся. А как действует на нас и на наших партнеров отрицательная оценка? Безусловно, ранит. Ранит, т.к. снижает самооценку, делает менее реальными надежды на определенные достижения. Ранит, т.к. из отрицательных оценок обычно делаются «оргвыводы» — «Это неинтересный чело­век, значит, с ним не интересно общаться. Не буду с ним об­щаться и другим не посоветую». «Это опасный человек — нужно держаться от него подальше», «Это бесполезный чело­век — можно не принимать его во внимание». И человек ли­шается необходимого ему общения, у него разлаживаются деловые и личные контакты. Именно такая угроза слышится каждому в любой отрицательной оценке. Все это порождает неприятную тревогу. А ведь от отрицательной оценки недалеко и до самого страшного — осмеяния.

Как же реагируют люди на отрицательную оценку? Так же, как и на любую другую угрозу ранения — защитой. За­щита эта может быть различной. Ну, во-первых, отрицатель­ная оценка не принимается. Она отбрасывается методом отрицания отрицания. «Нет, я не плохой — я хороший». Но этого недостаточно, поэтому продолжение защиты будет за­ключаться в переносе этой отрицательной оценки на самого оппонента: «Я-то не дурак, а умный. А вот он – дурак, потому – то так и говорит». Или с перенесением в другую плоскость: «Я-то достаточно осведомленный человек, а вот Вы — уроди­на».

Есть и еще варианты психической защиты от отрицатель­ных оценок. Например, поскольку всегда больше ранит отри­цательная оценка от человека значимого, то можно внутренне снизить для себя значимость критика, «Да кто он мне? И что мне его мнение? Да он вообще человек незначительный».

Огромное большинство людей автоматически строят подо­бные психозащитные сооружения, но есть люди очень плохо защищенные. У них любая негативная оценка ухудшает на­строение, снижает работоспособность, ухудшает общее состоя­ние.

Таким образом, давая людям отрицательные оценки, мы не достигаем того, чего желали подсознательно, т.к. возвыше­ние за счет унижения другого в действительности не способст­вует росту самооценки. Не достигаем мы даже и тех поверхностных целей, которые выдвигали — исправить недостатки партнера, где партнер отрицательных оценок не принимает.

Он от них защищается. Причем защищается агрессией, что и приводит к конфликту. Ясно, что отрицательные оценки, исходя из этого, нецелесообразны. Они конфликгогенны. От них необходимо отказаться, т.к. нарушаются и разрушаются отношения и конструктивное сотрудничество, возникает конф­ликт, если ваш партнер —высокоэнергетичныи психотип, и обиды или холодая напряженность, если — низкоэнергетичный.

Тем не менее, бывают случаи, когда необходимо указать на ошибку, именно с целью ее направления. Как же сделать это так, чтобы не поступать конфликтогенно? И в каких слу­чаях это целесообразно?

Рассмотрим три таких варианта, в зависимости от того, в каких отношениях находитесь Вы с Вашим партнером: сверху, на равных или выше? Действительно, может возникнуть необ­ходимость поправить ученика, который, собственно, за тем и учится, чтобы его поправляли, или подчиненного, который за­тем и состоит у Вас в подчинении, чтобы Вы осуществляли контроль за его деятельностью. Второй вариант: Вы хотите по­править своего близкого друга или коллегу с тем, чтобы он потом не подвергался осуждению со стороны других, менее доброжелательно настроенных к нему коллег. И, наконец, бы­вает необходимость высказать свое мнение по поводу поступ­ков вышестоящего, которые как Вы считаете, наносят ущерб общему делу.

Рассмотрим первый случаи: как указать на ошибку ребен­ку, ученику, подчиненному? С подобными ситуациями обычно связаны следующие распрастраненные типы конфликтогенного поведения. Это стремление указать на ошибку сразу же, не дать пройти незамеченным ни одному промаху. Так ли уж это необходимо? Нет, это нужно лишь в случае, когда вы увере­ны, что ребенок не знает о том, что поступил плохо, что уче­ник не заметил своей ошибки, что подчиненный не проверяет результаты своего труда. Если же это не так, не спешите — дайте им самим заметить свою ошибку, наверняка после это­го они сами же ее и исправят, а к Вам испытают благодар­ность за то, что «не ткнули носом».

Вторая распространенная ошибка, оказывающаяся конфликтогенной — оценивать не проступок, а личность. Если ребенок не убрался, укажите ему на то, что в комнате грязно, а не на то, что он — неряха. Ес­ли ученик ошибся, укажите ему на то, что он сегодня не до конца выучил материал, а не на то, что он — тупица. Если подчиненный принес вам неприятности, при оценке сконцент­рируйтесь на самом его проступке, а не на его личностных качествах. Не нужно обобщать частный промах на все осталь­ные свойства и качества человека.

Итак, в общении с теми, по отношению к кому мы объ­ективно «сверху» — оценивать проступок, а не личность.

Теперь о втором варианте: как указать на ошибку другу или коллеге. Прежде всего, подумайте: так ли это необходимо? Возможно, ваш коллега-экономист или бухгалтер, или прораб неправильно произносит какое-то слово. Вы заметили это. По­думайте, прежде чем указать ему на ошибку: «А важно ли это? Действительно ли мне хочется, чтобы он правильно гово­рил, или мне хочется просто показать, какой я сам грамотный?» Наверное, все-таки, последнее. Тогда воздержитесь от отрицательной оценки. А вот если этот Ваш друг или коллега — учитель, то тогда поправить его необходимо, да он и сам должен бы к этому стремиться. Но все равно будем очень ос­торожны и деликатны. Лучший способ в данном случае — не говорить об ошибке, а как бы объединиться в поисках исти­ны. Ведь речь идет о человеке, с которым вы на равных. Луч­ше всего не сразу же, а через небольшое время обратиться к нему нейтрально: «Послушай, а вот как ты думаешь? Я ду­маю так-то, но слышал и другое мнение. Давай вместе уточ­ним в словаре (или учебнике, или в справочнике, или у специалиста).

Такой совместный поиск истины не ранит Ва­шего партнера и не поставит его в унизительное положение. А значит, не будет и конфликтогенным.

И, наконец, вариант третий: как указать на ошибку вьшестоящему лицу. Обсудим ситуацию. Занимая определенную руководящую должность, любой человек тем самым как бы сознательно ставит себя в ситуацию оценивания по определен­ным параметрам — умению контактировать с людьми, организаторским способностям, а, кроме того, по сугубо професси­ональным качествам — если это заведующий отделом культу­ры, то — по уровню культуры, а если главный инженер завода — то по уровню технических знаний. Таким образом, он дол­жен принимать как должное любые оценки как вышестоящих, так и подчиненных, если, конечно, они объективны. Поэтому отрицательные оценки, даваемые в целях улучшения общего дела сказать, сам «назвался груздем», нельзя считать конфликтогенами. Но, конечно, при этом дол­жны быть соблюдены все предыдущие правила — давать оцен­ку конкретным поступкам, а не всей личности, стараться не прямо указывать на ошибку, а вести совместный поиск исти­ны.

Таким образом, в большинстве случаев отрицательная оценка — конфликтоген. Необходимо отказываться от при­вычки давать партнерам по общению отрицательные оценки. Если мы хотим хотя бы нейтрального общения, т.е. хотя бы «холодного», но все-таки мира, то следует вообще воздержаться оценок.

В биологическом мире, где все насыщенно опасностью, у наших предков должна была развиться избирательная насторо­женность по отношению к отрицательному. Вот ее и унаследо­вали мы от них и унесли в мир человеческий. Но в этом мире, более возвышенном, к которому мы идем, куда зовет нас наша человеческая совесть, мы должны, наверное, преодо­леть этот биологический анахронизм. И если нам нужен не просто нейтральный, а комфортный психологический климат, то синтонным, по отношению к потребности человека быть оцененным, будет провозглашение правила: «Ищи в людях хо­рошее».

Плохое ведь и само лезет в глаза. Отсюда и вся наша не­объективность. Уравновесим этот наш биогенный страх перед плохим старанием замечать только хорошее. Создадим перед своим внутренним взором более безопасную среду, чем нам это постоянно кажется. И мир вокруг станет реально безопас­нее.

Как же научиться искать в людях хорошее? Попробуем начать с самого простого приема

с понимания того, что все недостатки — это продолжение наших достоинств. В са­мом деле, нельзя найти такого недостатка, чтобы он не прояв­лялся в человеке и каким-нибудь положительным качеством. Вас раздражает, что Ваш начальник говорит в Вашем или сво­ем маленьком кабинете слишком громким голосом? Наверное, он прекрасно выступает публично. Ваш подчиненный слишком медленно выполняет Ваши задания, значит, он будет успешен в тех из них, где необходима особая тщательность.

Как уже было сказано, плохое само лезет в глаза. Поэто­му, если мы овладеем этим приемом — попарного психологи­ческого видения — плохое только в паре с хорошим, то и хорошее будет «лезть нам в глаза» и для нас не представит трудности увидеть хорошее в любом человеке, мы освободимся из плена «отрицательного» видения.

Хорошее в партнере нужно не просто искать, а не забы­вать говорить об этом. Представьте себе, сколько вокруг лю­дей, которые умеют только отмечать чужие ошибки, а о положительном предпочитают молчать! Как выгодно будут вы­глядеть Ваши коммуникативные умения на их фоне! Насколь­ко вырастет качество вашего общения! Насколько уменьшится число разгорающихся вокруг Вас конфликтов.

Попробуйте воспользоваться этими синтонами. Если Вы подошли к подчиненному, который, на Ваш взгляд, слишком медленно выполняет Ваше задание, и с Ваших губ уже готова сорваться отрицательная оценка его медлительности, — попро­буйте произнести прямо противоположное: «Как приятно видеть Вашу тщательность в работе. Эта повала ускорит его работу гораздо вернее, чем замечание о медлительности.

Ваш коллега раздражает Вас постоянным беспорядком, ца­рящим на его рабочем столе: «Всегда удивляюсь твоей способности сконцентрироваться, не смотря ни на что, и работать в любых условиях! Я так не умею».

Главное — это произносить положительные оценки не с той же целью, что вы давали отрицательные, т.е. не стремясь с их помощью тут же исправить положение, а именно ради тренировки — чтобы учиться подавать такие синтоны. Если вы будете хвалить партнера с целью все-таки исправить его — это будет выглядеть неискренне, иронично и издевательски. Если Вы будете давать положительные оценки только ради са­мих положительных оценок, то вы действуете с более дальним прицелом — создаете такой комфортный микроклимат, в ко­тором со временем не трудно будет решить любые проблемы, исключить любые несогласия.

Понятно, что если вы хотите обратиться за помощью к партнеру и непосредственно перед этим делаете ему компли­менты, то это все «шито белыми нитками» и выглядит наро­чито и даже неприлично. Поэтому стоит делать комплименты окружающим постоянно — не для извлечения выгоды, а для создания теплой атмосферы взаимного сотрудничества, в кото­рой ни для кого не будет проблемой обратиться к другому с просьбой.

Вспомним у Окуджавы: «Давайте говорить друг другу ком­плименты». Стараясь искать в окружающих хорошее, постепен­но стараемся отучать себя искать плохое. У нас часто наготове формула: «Вы хороший человек, но…» Лучше бы де­ржать поближе в памяти формулу «Вы хороший человек, и…»

Окружающие вас люди в ситуации поиска в них хорошего будут чувствовать себя гораздо комфортнее, чем в ситуации оценивания вообще. Т.е. им будет комфортно в Вашем обще­стве.

Итак, вроде бы ясно: хула — плохо, похвала — хорошо. Но есть еще некоторые сложности.

Вот мать хвалит пятилетнего ребенка: «Умничка, Ванечка, вынес мусор!» Приятно ему? Приятно. Это синтон со стороны матери? Синтон.

Другая ситуация — мать хвалит такими же словами пят­надцатилетнего сына, может быть, даже при его приятеле или приятельнице. Приятно ему? Сомнительно. Синтон это со сто­роны матери? Сомнительно.

И, наконец, представим себе, что жена хвалит мужа таки­ми же словами… Это уже смешно, потому что слишком явно неудачно.

Ребенок относится к матери «снизу вверх» и похвала сверху ему приятна. Для таких отношений это — синтон. А вот муж справедливо считает, что они — на равных, похвала свер­ху его уязвляет. Подросток борется за место среди взрослых, за равенство, значит, и ему, скорее всего, неприятно подчерки­вание, даже со стороны мамы, или тем более со стороны ма­мы, что он для нее не более чем ребенок.

Кстати, в свете двух последних примеров иначе восприни­мается и первый. Очень быстро проходит то время, когда ре­бенок мал и удовлетворен своим положением снизу. А родителям, привыкающим к такому стилю общения, уже трудно перейти на другой, да и время, когда это необходимо сделать, они обычно пропускают, не замечая взросления ре­бенка. Лучше сразу пробовать с ребенком общение на равных. Оно не подведет.

Итак, относительно потребности партнера в положитель­ной оценке, КОНФЛИКТОГЕННЫМ будет отрицательное оце­нивание, беспричинное обобщение недостатков стремление дать отрицательную оценку сразу же, не дать пройти незамеченным ни одному проступку, оценивание не поступка, а личности в целом и похвала, данная с неадекватной пристройкой сверху. НЕЙТРАЛЬНЫМ будет воздержание от оценок вообще, оценивание не личности, а поступка.

СИНТОННЫМ окажется положительная оценка, справед­ливая, заслуженная похвала, даваемая с позиции на равных или же «снизу», постоянная атмосфера доброжелательности и поиска в партнере хороших сторон его личности.

1.2. Классификации оценок. Положительные и отрицательные оценки и их соотношение в языке : Жанровый аспект положительной оценки лица Хорешко О.Н. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

В связи с многообразием оценочных значений встает вопрос о возможности и необходимости построения их типологии. В настоящее время в лингвистике нет единой классификации оценок. Все существующие классификации построены на различных основаниях и сложным образом пересекаются.

Наиболее общее членение оценочных значений предполагает наличие в языке  двух противопоставленных типов: общеоценочного и частнооценочного. Первый тип представлен в языке «прилагательными хороший и плохой, а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный, превосходный, великолепный, отличный, замечательный и др.). Эти прилагательные выражают <…> аксиологический итог» [Арутюнова 1988: 75]. Вторая группа является более обширной и разнообразной. «В нее входят значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения» [Там же].

В свою очередь  частные оценки могут подвергаться более детальной классификации. Одна из наиболее известных типологий частнооценочных значений, на которую опираются многие исследователи, была предложена Н. Д. Арутюновой. В основание этой классификации положена мотивация. Оценки распределяются по типам в зависимости от тех причин, по которым субъект выносит оценку. Исходя из этого принципа, исследовательница делит все оценочные значения на несколько категорий: сенсорно-вкусовые, психологические, эстетические, этические, утилитарные, нормативные и телеологические оценки [Арутюнова 1988].

Важным в лингвистике является противопоставление объективных и субъективных оценок. В его основе позиция человека, которую он занимает при оценивании. Оценочная норма устанавливается обществом. Человек как член общества не может быть безразличным к социальным стереотипам, традициям, общепринятым ценностям. А потому объективная оценка того или иного объекта соответствует представлениям общества об этом объекте. С другой стороны, каждый человек – это уникальная, неповторимая личность со своим  индивидуальным миром, со своими взглядами, мнениями, способностью оценивать окружающую действительность по собственному усмотрению. Субъективная оценка исходит из той системы ценностей, которая присуща отдельному индивиду и, соответственно, может не совпадать с мнением общества.

По типу оценки оценочные компоненты подразделяют на рациональные, эмоциональные и рационально-эмоциональные. Рациональная оценка, которую М.А. Ягубова  [Ягубова 1993] называет также оценкой «от головы» заключается в рациональной характеристике предмета. Это оценка логическая, основанная на информации о присущих объекту свойствах. Эмоциональная оценка или оценка «от сердца» основана на эмоциях, которые вызывает у субъекта оцениваемый объект. Эмоциональная оценка заключается в выражении эмоциональной характеристики предмета и его эмоционального восприятия субъектом. Наиболее частотной в речевом общении является оценка, которая носит комплексный характер, совмещающая в себе рациональные суждения и эмоции. Это рационально-эмоциональная оценка или оценка «от головы через сердце». В ее основе «рациональная (интеллектуальная) оценка окружающей действительности (субъектов, предметов, действий, качеств, явлений), пропущенная сквозь призму человеческой психики» [Ретунская 1996: 10].

Таким образом, очевидно, что все перечисленные классификации построены на различных основаниях и в разной степени отражают мотивы и причины использования тех или иных оценок. Список классификаций можно было бы продолжить. Мы привели лишь некоторые из них, на которые мы будем опираться в ходе исследования. Так, нас будут интересовать общие и частные оценки, объективные и субъективные, рациональные и эмоциональные и, прежде всего,  оценки положительные и отрицательные, о которых речь пойдет ниже.

Оценочный компонент лексического значения слова обычно воспринимается как выражающий либо положительную, либо отрицательную оценку. Оценки «хорошо» или «плохо» даются каждый раз в сопоставлении с чем-то не обладающим такой оценкой. Положительную и отрицательную оценки можно рассматривать, по мнению С.С. Хидекеля и Г.Г. Кошеля, как «полярные, предполагающие некую нулевую оценку, которая выступает в качестве точки отсчета при оценочной квалификации объекта» [Хидекель, Кошель 1983: 11]. Нулевая оценка передает оценочно-нейтральное отношение к оцениваемому объекту. Положительная оценка свидетельствует о соответствии этого объекта идеализированной модели мира. Отрицательная оценка, напротив, означает несоответствие  объекта этой модели по одному из присущих ей параметров.

Особенностью оценки в языке является асимметрия между положительной и отрицательной зонами, «обозначения  плохого более дифференцированы, чем обозначения хорошего» [Вольф, цит. по Чернейко 1996: 47]. Это связано, по мнению многих исследователей, с психической предрасположенностью человека считать хорошее нормой. В психологии существуют представления, согласно которым человек гораздо тоньше и лучше различает то, что вызывает у него дискомфорт. По мнению психологов, знания, связанные с неприятными для человека впечатлениями, отрицательными эмоциями, болезненными ощущениями, более дифференцированы, чем знания, основанные на позитивных эмоциях. С другой стороны, психолингвисты выдвинули предположение, суть которого сводится к тому, что тенденция употреблять оценочные слова позитивного характера чаще, разнообразнее и с большей легкостью, чем оценочные слова негативного характера, присуща всем языкам. Однако русская речь в современном ее состоянии выпадает, по словам  Л.О. Чернейко [Чернейко 1996], из этой оптимистической  универсалии. Так, например,  М.А. Ягубова отмечает, что в русской речи отрицательные оценки, связанные с этической стороной жизни человека встречаются в два раза чаще положительных. Это, по мнению исследовательницы, доказывает существование в языке, как и в обществе, закона «социального предостережения». Действие этого закона заключается в том, что фиксируются отклонения  от этической нормы, которые одновременно и осуждаются (аморальное поведение, недобросовестное отношение к труду, нечистоплотность в достижении своих целей и т. д., например: жулик, подлец, распущенность, обмануть и др.). Соответствие этической норме не требует предостережения, поэтому, как утверждает М.А. Ягубова, нет специальных лексем, обозначающих хорошее поведение. «Положительные качества эмоционально одобряются, хотя, может быть, не так часто и не с такой силой, как осуждаются отрицательные» [Ягубова 1996: 36].

Оценка очень часто реализуется в речевом общении с помощью различных речевых жанров. Однако этот вопрос недостаточно хорошо изучен в современной лингвистике. Нас, в частности, будут интересовать жанры, с помощью которых передается положительная оценка лица. Прежде чем обратиться к их исследованию, рассмотрим основные проблемы жанроведения, существующие в настоящее время.

МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок»

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Подготовила:
Маненькова. В.А., воспитатель гр.11
МООД ул. Ворошилова,8

В «Кон­цепции дошкольного воспитания» подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а положительная педагогическая оценка в воспитании ребёнка признаётся залогом успешности самореализации личности дошкольника.

Педагогическая оценка в практике дошкольного образования часто рассматривается односторонне, подобно школьной практике (это оценка знаний, умений, способов действий, личностных качеств), отсутствует ориентировка на относительные показатели  детской успешности (сравнение сегодняшних показателей с вчерашними).

В дошкольном возрасте отношение, оценка взрослого (родителей, педа­гога) приобретает для ребенка особую важность. Дошкольник находится в большой эмоциональной зависимости от родителей и педагогов. В процессе взросления у дошкольника постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению. Однако адекватно оценивать свои действия ребенок не всегда может, так как во всем привык полагаться на взрослого. Взрослый для малыша — образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий.

 В младенческом возрасте отношения роди­телей к ребенку строятся на его полном принятии, поэтому оценка носит аб­солютный положительно-эмоциональный характер. Постепенно в ходе овла­дения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его практических действий «получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие». Так потребность в положительных эмоциях значимого взрос­лого во многом определяет поведение ребенка. Ребенку важно, чтобы взрос­лый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его дейст­вия. Поддержка и одобрение взрослым любых, даже самых незначительных успехов, позволяет удовлетворить потребность ребенка в любви, эмоциональ­ной поддержке, уважении и признании. А если взрослый постоянно делает за­мечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ре­бенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится из­бежать его. Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обра­щать внимание на процесс и результат своих действий, стремиться достигать желаемых социально и личностно значимых результатов. Оценка взрослого становится регулятором действий ребенка. Под воздействием этой оценки развивается умение действовать сознательно, формируются эмоциональная сфера, волевые процессы, характер. Важно, чтобы в ходе педагогического оценивания главной точкой отсчета должны быть собственные достижения ребенка (сравнение ребенка с тем, каким он был еще сравнительно недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вчера). Нельзя подчер­кивать, что он еще чего-то не умеет, чтобы не отбить интерес к важному для него занятию, внушить уверенность в своих силах, и почувствовать свою зна­чимость. Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее поло­жительное отношение ребенка к самому себе.

Современная дошкольная педагогика предлагает новую типологию оценочных высказываний педагога ДОУ, обусловленную характером взаимоотношений и  взаимодействий в системе «взрослый – ребёнок». Е.А. Царегородцева выделила 4 типа педагогической оценки: разрушающий, ограничивающий, поддерживающий и развивающий.

* Деструктивный (разрушающий) тип педагогической оценки — это такие оценочные высказывания педагога, которые содержат критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, поведенческих актах, действиях и их результатах. Пример:  «На что же это похоже?», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Опять все сделала не так»…

* Оценочные высказывания ограничивающего (рестриктивного) типа вы­носятся посредством соотнесения действий и результатов ребенка с некото­рым эталоном «образцом», правилом поведения, который хорошо знает взрослый и «как бы» должен знать воспитанник. Примеры: «Сегодня у тебя неплохо получилось, но…»; «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь!». Такая педагогическая оценка ведет к уга­санию инициативности, самостоятельности; приводит к формированию уста­новки ребенка все действия осуществлять только по образцу взрослого.

* Поддерживающий тип педагогической оценки (реструктивный). Примеры: «Умный, отзывчивый, добрый, ответствен­ный», «Я очень рада за тебя! У тебя так замечательно стали получаться эти фигурки», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ты у нас такой храбрый», «Моло­дец! Ну, ты просто талант».  Хотя этот вид оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения целостности личности воспитанника на определенном уровне образовательных достижений, однако не всегда обеспечивает перспективу и тактику развития в рамках образова­тельного процесса.

* Конструктивный (развивающий) тип педагогической оценки осуществ­ляется с позиции интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Этот тип педагогических оценок должен расширять зону ближайшего развития ребенка и «пробуждать и вызывать к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Примером являются следующие ре­чевые высказывания: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уве­рена, что, и этому, ты научишься»; «Какие замечательные работы. Может, ты сможешь научить этому других ребят?», «Ты быстро нашла решение этой за­дачки, а другие способы сможешь открыть». Педагогическая оценка ориен­тирует ребенка в осуществлении адекватной оценки своих образовательных достижений.

Целенаправленное  оценочное высказывание педагога должно быть выстроено в соответствии со следующей структурой: обращение к ребёнку, обращение к ситуации, отношение к ребёнку. В этом случае воспитатель может обратиться к позитивным моментам или в оценке ситуации, или в оценке личностных качеств дошкольника. Положительная оценка рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе. Ребёнок находясь в состоянии «душевного комфорта» будет проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, активность, не опасаясь возможности неудачи.  Особенно это ярко проявляется в продуктивных видах деятельности (в частности, конструирование).

Кроме подобных вербальных оценок,  в нашем детском саду разработаны и апробированы модули успешности для старших дошкольников. Их  мы используем на занятиях и в совместной деятельности – помещая фотографии воспитанников по результатам деятельности дошкольников, т.е. это делает сам педагог, 2 вариант – самооценка самих дошкольников.  Эти модули помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Также в детском саду мы проводим различные викторины, олимпиады, турниры, где участвуют все дети старшего дошкольного возраста. Каждый ребёнок имеет возможность повысить свою самооценку и как стимул получить грамоту или медаль.

Таким образом, положительная оценка рождает уверенность в своих силах, положительное отношение к себе. Маленький ребенок спо­собен раскрыться как личность, в полной мере проявить свою творческую инициативу и самостоятельность, в том случае, если ребенок чувствует себя в безопасности, ему удобно и приятно действовать; он ясно понимает и разде­ляет те требования, которые к нему предъявляются; где ценят его таким, ка­кой он есть, и отмечают его успехи и достижения.

  • < Назад
  • Вперёд >

Система оценок в Испании.

Испания по-русски

Несмотря на то, что система школьного образования в Испании и в России отличается по ряду аспектов, системы оценки знаний, полученных учениками обеих стран в ходе обучения, весьма похожи. В их основу заложен принцип соответствия знаний учащихся тому уровню, который определен в законодательно установленных стандартах начального и среднего образования. В России — это федеральные государственные стандарты, в Испании — обязательная часть учебного плана в системе начального или среднего обязательного образования. Важно отметить, что в России установлены единые стандарты на федеральном уровне, в то время как в Испании региональные органы власти обладают широкими полномочиями в области образования и активно участвуют в разработке стандартов школьного образования.

В соответствии с Законом 2/2006 об Образовании, оценка знаний учащегося происходит в течение всего учебного процесса, по результатам которой в конце каждого учебного года принимается решение о переводе ученика на следующий уровень образования, проще говоря, в следующий класс.

Как известно во многих странах Европы, а также в США система оценок разительно отличается от пятиступенчатой шкалы, установленной в России.  Между тем система оценок в Испании начального и среднего обязательного образования  придерживается того же пятиступенчатого принципа, хотя и с некоторыми отступлениями.

Приказом  ECI/1845/2007 определена следующая шкала оценок в Испании:

  • Insuficiente (IN) — неудовлетворительно,
  • Suficiente (SU) — удовлетворительно
  • Bien (BI)- удовлетворительно/ хорошо,
  • Notable (NT) — хорошо
  • Sobresaliente (SB) — отлично

Согласно Приказу ECI/1845/2007 к словесному определению оценок добавляется цифровая градация по аналогии с системой оценок, существующей в высших учебных заведениях Испании:То есть в отличие от России в испанской системе оценок неудовлетворительной является только одна, все остальные признаются положительными. Это важно, так как наличие положительных оценок является необходимым условием для перевода в следующий класс.

  • Insuficiente (IN) 1,2,3,4 — неудовлетворительно,
  • Suficiente (SU) 5 — удовлетворительно
  • Bien (BI) 6 — удовлетворительно/ хорошо,
  • Notable (NT) 7 , 8 — хорошо
  • Sobresaliente (SB) 9 ,10 — отлично

В средней обязательной школе ученик переводится на следующий курс, то есть, в следующий класс даже при наличии у него двух «неудов». При трех и более «неудах» перевод не производится, только если профессорат школы не принимает решение о переводе в исключительном порядке. Одновременно установлено ограничение в отношении «второгодников»: один и тот же курс не может быть повторен дважды, а также из 4 курсов среднего обязательного образования могут повторены только два из них. Решение о повторении последнего курса принимается в исключительных случаях профессоратом школы. При наличии неудовлетворительных финальных оценок ученик начальной школы может быть оставлен на второй год (только один раз), при этом ему разрабатывается специальная программа обучения. Интересно, что учащийся может быть переведен в среднюю обязательную школу даже при наличии неудовлетворительных оценок при окончании начальной школы, если учебное заведение принимает решение, что полученных знаний ему для этого достаточно.

Система оценки знаний учащегося по программе подготовки для поступления в Университет  похожа на систему в средней обязательной школе. При наличии двух «неудов» ученик может быть переведен на второй курс, однако для получения диплома об окончании программы, необходимого для поступления в Университет, необходимо получить положительные оценки по всем предметам. Зачастую организуются дополнительные сессии с тем, чтобы «отстающие» могли досдать, так называемые, «хвосты».

Успешное окончание программы на получение степени бакалавр (bachillerato – по нашей системе это 10 и 11 класс) не является гарантией поступления в Университет. Дополнительно необходимо сдать аналог российского ЕГЭ (Selectividad). Финальный балл рассчитывается в процентном соотношении: 60% от среднего балла Bachillerato и 40% от Selectividad, при этом для расчета 60% от среднего балла Bachillerato учитывается 30% от среднего балла за первый год и 30% от среднего балла за второй год.

Что касается системы оценок в Испании, которая используется в Университетах, то здесь действует Болонская система «крéдитов». Болонское соглашение, принятое в 1999 году, призвано привести высшее образование европейских стран к единой системе организации и оценки с целью создания единой европейской системы высшего образования. В настоящее время к диплому Университета, выданному в любой стране участнице соглашения выдается приложение единого образца с указанием пройденных предметов, полученных оценок и зачисленных «крéдитов», подтверждающих количество часов, затраченных на изучение каждого предмета. В России некоторые вузы также стали выдавать «болонское» приложение, автоматически признаваемое в странах Европы, поэтому их выпускники могут продолжить обучение в Испании по программам послевузовского образования без необходимости прохождения процедуры официального признания диплома  о полученном в России высшем образовании.

 

Центр услуг «Испания по-русски» – это Ваш гид по обучению в Испании. Подбор учебных заведений, перевод в испанский вуз, визы, ВНЖ для всей семьи, детские лагеря, спортивные и английские школы.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?