Помощь первокласснику в учебе – 45 советов и правил, как помочь ребёнку освоиться в первом классе
45 советов и правил, как помочь ребёнку освоиться в первом классе
Самые полезные блоги для родителей первоклассника
Сколько ни готовься всей семьёй к первому классу, что-то обязательно пойдёт не по плану. Ребёнок, который отлично читал и считал, может с трудом делать это на уроках из-за того, что рядом сразу 20 одноклассников. Мы собрали самые полезные блоги про начало учёбы в школе, которые помогут избежать тонны ошибок.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
10 правил для успешной адаптации к школе
Если ваш ребёнок пошёл в первый класс, а учёба что-то не задалась, скорее всего, это адаптация. И она точно продлится всю первую четверть (а то и больше). Учитель и одноклассники, уроки, новая форма и даже пенал с карандашами, который теперь всегда с собой, усиливают стресс. Чтобы учёба пошла, надо расслабиться и привыкнуть к новой обстановке. Но как сделать это быстро, если даже дорога в туалет и до столовой всё никак не запомнится. Наталия Романова-Африкантова занимается развитием метапредметных навыков у детей и взрослых. Она рассказывает, как родители могут помочь ребёнку привыкнуть к школе.
Узнать, как привыкнуть к школе
9 способов пережить первый класс без потерь
Сын преподавателя МФТИ Татьяны Кондратьевой пошёл в этом году во второй класс. Она рассказывает, почему школа сегодня отнимает столько сил у родителей. Им приходится помогать ребёнку с уроками, готовить косоворотки, картузы и другие костюмы к выступлениям, участвовать в интернет-опросах. Татьяна делится отличными советами, как несмотря ни на что сделать первый класс лёгким для всей семьи.
Узнать, что поможет в учёбе
«Плевать на оценки, научите этому ребёнка» и ещё 15 правил мамы первоклассника
Помощь нужна не только первоклассникам, но и их мамам. Покупка канцелярии, родительские чаты сразу в нескольких мессенджерах, а ещё и собрания, цветы учителям и насильное патриотическое воспитание. Школа вдохновляет не только на учёбу. Одна из мам составила сразу 16 правил, которые помогли ей пережить первые недели сентября.
Узнать правила смелой мамы
4 способа, которые помогут читать лучше в первом классе
Нина Шевчук помогает взрослым и детям улучшить технику чтения. В своём блоге она рассказывает, как помочь ребёнку, если он слишком медленно читает или не понимает прочитанного. Играйте в три алфавита, читайте «волной» и пробуйте чтение коротких слов. Правда, работает!
Узнать, как помочь ребёнку улучшить технику чтения
6 советов, как помочь первокласснику привыкнуть к школе
Игровой педагог Женя Кац рассказала, как помочь ребёнку привыкнуть к школе. В первом классе самым сложным могут быть прописи, необходимость делать письменные уроки по вечерам, долгое сидение на одном месте и даже сосед по парте. Женя Кац рассказывает, как могут помочь родители. Например, не запрещайте ребёнку прыгать и бегать и научите просить о помощи. Сложности адаптации никак не связаны со способностями ребёнка. Первый класс — это большая нагрузка, даже если ребёнок готов к школе.
Узнать, как сделать учёбу в первом классе лёгкой
mel.fm
Статья по теме: Как помочь первокласснику учиться
Как помочь первокласснику учиться.
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Будьте рядом!
Это большая радость и большая ответственность — быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: «Какую оценку получил?» Лучше: «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился день?». Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель — очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника — настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием — значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: «Не хочу», выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют «физиологической бурей», и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
Главное — чувство меры!
Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно «нащупывать» границы возможностей школьника, и эти границы — отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба — это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание «дать ребенку все» с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка — значит принять его таким, какой он есть.
Мелочей нет.
Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.
Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки — не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства — ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: «Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время». Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.
Как делать домашнее задание
Организация приготовления уроков
- Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей — с 16 до 18 часов.
- Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
- Тщательно проветривайте комнату.
- Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз — 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет — не более 10 минут.
- Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях — час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.
Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.
Памятка
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
- Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
- Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг — вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика — это внимание взрослых.
nsportal.ru
Как помочь первокласснику в учебе
Инфо
С поступлением в школу младший школьник начинает осваивать новый для него вид труда — учебным. Для дошкольника, который преимущественно играл, учебный труд покажется сложной. Ведь до сих пор не привык к труду, к добросовестному выполнению обязанностей, достигать успехов. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. Для этого существует несколько условий.
Одна из них — помочь ребенку младшего школьного возраста организовать свое время дома. Ибо организован, усидчивым и внимательная ребенок хорошо работать в школе на уроке.
Хорошим помощником в этом есть четкий режим дня, который обеспечивает разумное распределение времени на все виды деятельности, привитие навыков поведения. Например, некоторые дети пытаются сразу после школы сесть за уроки. Правильный режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. После школы ребенок должен погулять, отдохнуть и только после этого готовить домашнее задание.
Рассмотрим эти положения на примерах. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь по хозяйству, или по любым другим причинам нарушить обычный распорядок дня. Часто бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, а его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу — его просят полить цветы. Девочка рисует, а ее отправляют погулять с младшим братиком. И неожиданно для себя родители могут вдруг услышать: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну заниматься чем интересным, заставляют делать другое ». В таких случаях лучше сказать ребенку: «Как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. Вот, я деньги приготовила ». Или: «Заканчивай играть с конструктором. Через 10 минут ужинать ».
Следующая важное условие обеспечения успешного обучения — умная помощь старших. Она проявляется, прежде всего, в осведомленности родителей по делам ребенка: «Какие были сегодня уроки? Что нового ты узнал? Как справился с задачей? А как это произведение написал твой друг Саша? Во-вторых, важно проверить правильность выполнения домашнего задания. Практика обучения убеждает, что хорошо осознан тот материал, который рассказывается другому человеку. Поэтому желательно, чтобы ребенок рассказал кому из взрослых изучены уроки: правила по украинскому языку, решение задачи по математике, стихотворение или рассказ по чтению. Если взрослый чувствует, что ребенку трудно устно изложить основное содержание материала, то это означает, что урок еще не изучен и его надо повторить. При проверке письменного задания не спешите указывать ребенку на ошибку. Она имеет приучаться к самоконтролю. Поэтому предложите ребенку самостоятельно отыскать ошибку, вспомнить, как можно проверить решение. И только в крайнем случае показать, где она допустила ошибку. Итак, помощь обязательна, но не такая, в которой вместо «вместе с ребенком» наступает «вместо нее».
Родители не должны забывать о такой негативный фактор как перегрузки ученика. Часто бывает так, что взрослые, кроме задач учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными задачами. У таких родителей ребенок сначала выполняет задание на черновике, потом переписывает его в рабочую тетрадь. Если учитель задает домой 2 столбика примеров, родители заставляют делать 4, мотивируя тем, что лучше знать! Ребенок переутомляется и нередко начинает учиться не лучше ли, а хуже. У нее теряется интерес к обучению, которое становится для него тяжелой и неинтересной работой.
Часто родители жалуются, что ребенок очень долго выполняет домашние задания и обращаются к учителю с вопросами: «Сидеть или не сидеть с ребенком за уроками?» Рецептов нет. Каждый ребенок и каждый случай — особый. Один школьник может работать самостоятельно, достаточно просто проверить сделанное задачи. С другим надо сидеть, не отходя и организовывать каждое движение: открой под — ручник, возьми карандаш и т.д., обсуждать написания каждой буквы.
Бесконечное сидение за уроками объясняется еще и тем, что не все дети одинаково развиваются. Некоторые из них трудно усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток со временем можно было бы преодолеть, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком. Раздражены, они начинают кричать, ребенок нервничает. В конце концов дело ухудшается, ребенок начинает ненавидеть школу, как такую, которая виновата в ее неудачах.
Таким образом, терпение родителей, их доброжелательный тон, постоянная заинтересованность и уважение к мелочам, из которых состоит школьной жизни ребенка, спокойная уверенность в том, что их можно преодолеть, кропотливая ежедневная работа — важные условия успешной помощи ребенку в учебе.
Если же родителям трудно выявить причины трудностей в обучении, надо срочно посоветоваться с классоводом.
Конечно, учитель и сам чувствует, когда у вашего ребенка то не ладится: с одноклассниками не дружит, с взрослыми спорит, задачи никак решаются или плохой почерк. Он обязательно пригласит родителей в школу. Но родители за ежедневными будничными хлопотами могут не заметить, что ребенку нужна их помощь. Так постепенно можно потерять взаимопонимание с собственным ребенком. А восстановить душевное согласие бывает очень трудно. Поэтому, не забывайте школу. Помогайте учителю, ведь после школы классный приносит домой не только десятки тетрадей, которые надо проверить, не только заботу о следующих уроки, к которым надо подготовиться, но и постоянную заботу о сегодняшнем дне ученика и его будущее.
Теперь вы знаете Как помочь первокласснику в учебе, удачи вам родители!
newgdz.com
Родительское собрание на тему: «Как помочь первокласснику учиться»
Как помочь
первокласснику
учиться?
Разработкаучителя начальных классов
Емельяновой Г.М.
Начался первый для вашего ребенка учебный год. От него во многом зависит, как будет учиться ваш ребёнок в дальнейшем. И, естественно, родителей волнуют вопросы: Как помогать первокласснику учиться? Что делать, если он не успевает по математике? Как приблизить ребёнка к чтению? и так далее.
Итак, как же помогать ребёнку учиться?
С первых дней обучения первоклассники нуждаются в серьёзной поддержке и контроле. Окончились те 6 дней, когда первоклассникам давались несложный задания, но вот уже сложность возрастает: решить примеры, придумать задачу, прочитать страницу в Букваре.
Теперь главное – обратить внимание на то, сколько времени первоклассник затрачивает на выполнение домашних заданий. Вырабатывайте у него
С какого предмета начинать выполнение дом. заданий? На этот счёт существует много разногласий: с математики, с русского языка, с устных заданий…
Кто же прав?
Какой предмет дается труднее, с того и нужно начинать работу дома.
Как же определить, нужна или не нужна ребёнку сегодня ваша помощь? Расспросите ребёнка о том, как он собирается выполнять задание. Убедитесь, что материал понят правильно, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле зрения ребёнка) и займитесь своими делами: вязанием, шитьём, изредка поглядывайте, как идёт работа.
Иногда ребёнок воспринимает присутствие взрослых как повод поговорить.
Понимая, что вопросы, не имеющие отношения к дом. заданию, вероятно, взрослые не одобрят, первоклассники удачно выбирают тему для таких бесед: что было в классе, как решали примеры, что сказала по поводу этого учительница…Приучайте первоклассника не отвлекаться от работы. Такие разговоры очень нужны, но лучше перенести их на другое время или расспросить ребёнка об этом сразу после школы.
Создать привычку работать не отвлекаясь – наиболее распространённая трудность. Это редко кому из первоклассников легко даётся, но работать над этим необходимо.
Оконченную работу ребёнок должен проверить сам. Нередко первоклассник добросовестно вглядывается в неверно написанное слово, но не может обнаружить своей ошибки. В этом случае родители иногда спешат показать ошибку. Как же правильно помочь первокласснику?
Предложить ему остро отточенным карандашом, читая слово по слогам, разделить слоги едва заметными точками. Тогда ошибка будет на виду.
Неверно написанное ребёнок аккуратно одной чертой зачёркивает, а сверку, при необходимости пишет правильно.
Другие способы исправления недопустимы.
У многих первоклассников чуть ли не с первых дней обучения в школе появляются дополнительные тетради. Нужны ли такие тетради вообще? Нет, не нужны. Работа в дополнительной тетради приводит к перегрузке ребёнка, к непроизводительным затратам времени на подготовку письменного задания.
Порой в семье так переписывают первые неудач ребёнка, что нарушают требования, которые были высказаны на родительском собрании. Учительница, к примеру, просила не заставлять малышей писать на черновике. Но расстроенная неудачами ребёнка мама заставляет его в черновике писать букву за буквой. Буквы с каждой новой строчкой всё сильнее заваливаются набок, ладошка намокает от пота, оставляя на листе бумаги след, пальцы, сжимающие ручку устают. Дело, как правило, кончается если не ссорой, то слезами. В классную тетрадь перебираются «уроды», которые никого порадовать не могут. А у ребёнка постепенно начинает складываться отрицательное отношение к учению. Яркий и незабываемый праздник первого звонка затмевают будни, которые не дарят ребёнку радости.
Итак, дополнительные домашние задания может давать только учитель, который даст вам совет, чем, когда и как догружать ребёнка, и есть ли в этом необходимость. В противном случае чрезмерное настойчивость взрослых, стремящихся во что бы то ни стало «вытянуть» первоклассника на «4» и на «5», обращается во вред: у ребёнка начинает формироваться негативное, отрицательное отношение к учению.
Но вот все уроки закончены. Помогите ребёнку подвести итоги: всё ли сделано, удалось ли уложиться во времени, почему работа затянулась. Скажите ему, как вы оцениваете его прилежание сегодня. Похвалите за старание. Поддержите. Постарайтесь подбодрить, вселить в него уверенность в том, что терпение и труд всё перетрут.
Окончив работу, первоклассник дожжен привести в порядок рабочее место, подготовиться к следующему рабочему дню.
Привычка обстоятельно и аккуратно готовиться к школе будет способствовать формированию в характере ребёнка таких черт, как бережливость и аккуратность.
Итак:
Помогите ребёнку выполнять домашнее задание. Сделайте совместное с ребёнком приготовление дом. заданиё школой его самостоятельной работой.
Приучайте первоклассника при выполнении дом. заданий укладываться во время, отведённое для того режимом дня.
Следите за осанкой ребёнка и во время самостоятельной его работы по приготовлению дом. заданий.
Не давайте первокласснику никаких дополнительных заданий без согласования с учителем.
Следующий вопрос:
Как привит интерес к чтению?
Читать в семье надо начинать задолго до того, как ребёнок начинает посещать школу.
Интерес к книге как источнику знаний, заложенный в раннем детстве остаётся на всю жизнь. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о привитии любви к книгам, бережного отношения к ним.
С самого раннего возраста ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Лучшим подарком для всех возрастов является книга.
Очень важно, чтобы ребёнок знал, какие книги у него есть в библиотеке, что они существуют не для того, чтобы занимать место на полках, а для чтения.
Постоянно нужно вызывать у ребёнка интерес к чтению, рассказывая, что в дом. библиотеке есть много интересных книг на разнообразные темы.
А что, если ребёнок с первых дней не хочет самостоятельно читать?
В этом случае родители подобрать приёмы «зажигающие» в ребёнке интерес к книге. Один из приёмов – домашнее чтение. Кто-то из взрослых начинает читать книгу вслух и останавливается на самом интересном. Ребёнку невольно захочется узнать, что же произошло дальше и сам в следующий раз возьмётся за книгу.
Очень полезно вместе с детьми читать вслух, беседовать о книге как в процессе чтения, так и после чтения, рассматривать иллюстрации.
Слушая громкое чтение или читая сами, дети лучше поймут книгу в целом.
Особенно важно читать вслух дома младшим школьникам, у которых ещё слаба техника чтения. Таким детям часто трудно самостоятельно справиться с книгой и не потому, что она трудна по содержанию, а потому, что им труден самый процесс чтения. Но не надо отказываться и от чтения «про себя». Во-первых, к чтению «про себя» надо приучать, во-вторых, увеличивает беглое чтение. После такого чтения надо побеседовать с ребёнком.
Им необходимо несколько раз прочитать домашнее задание по чтению, причём ненавязчиво попросить прочитать вслух бабушке, сестрёнке и т.д.
После того, как книга прочитана, хорошо бы поговорить о неё. Хорошая книга обычно вызывает желание поделиться впечатлениями с товарищами, с родителями.
Во многих семьях систематические беседы о книгах стали традицией. Очень хорошо, когда дети на таких беседах-обсуждениях пересказывают содержание понравившихся эпизодов.
Круг чтения постоянно должен рассматриваться и включать в себя научно-познавательную литературу.
Материал для чтения детей посоветует вам учитель.
Читающего первоклассника можно записать в библиотеку. Постарайтесь, чтобы день записи в библиотеку был необычным и обязательно торжественным. Сами сходите с ребёнком в библиотеку, посмотрите его читательский формуляр, поинтересуйтесь, что он читает.
В общем, воспитывайте в своём ребёнке активного читателя.
infourok.ru
Как помочь первокласснику? | Материнство
— Мой сын, как пошел в школу, совсем отбился от рук, — пожаловалась своей подруге Анна, мама семилетнего Ванюши. — Стал капризным, нервным, непослушным, чуть что – начинает плакать. Чувствую, что сама скоро сойду с ума, хоть к психологу его веди!— Да ты что, а я думала, это только у нас такое происходит! – поддержала Анну мама Ваниной одноклассницы Виолеты. – Абсолютно та же картина: слезы по любому поводу, нервозность, непослушание…
Практически каждый родитель первоклассника, общающийся со своим ребенком после школы (некоторые по воле обстоятельств не имеют возможности наблюдать за своими детьми), может рассказать аналогичную историю про истерики и изменившееся поведение малыша, пришедшего с занятий. Каждая мама по-своему реагирует на подобный «раздражитель» в ее жизни. Кто-то начинает морально задавливать ребенка, чтобы тот умолк, кто-то, напротив, позволяет «вить веревки» из себя, лишь бы он не капризничал.
Как помочь первоклашкам преодолеть нелегкий новый этап в жизни? И как родителям маленьких школьников не сойти с ума в поисках подхода к неуправляемому семилетке?
Распорядок дня
Особую роль в преодолении физической и эмоциональной усталости маленьких учеников занимает четкий распорядок их дня. Не многие привыкли жить по расписанию: питаться, гулять, играть и ложиться спать в отведенное для этого время. Однако хорошо продуманный распорядок дня, где все будет стоять на своем месте, поможет ребенку вовремя отдохнуть и набраться сил, перекусить, сменить род деятельности, чтобы не переутомиться.
Чтобы не было спешки и нервных одергиваний: «Хватит копаться, мы опаздываем!», поставьте будильник на 5-10 минут раньше. Для сна эти несколько минут не играют никакой роли, но иногда их так не хватает, когда нужно куда-то спешить. Те родители, которые замечали за собой такие слабости, как несобранность и медлительность, должны всеми силами постараться, чтобы эти качества не передались детям, и они не стали «хроническими опаздывающими», потому что, пока наши чада маленькие, ответственность за их опоздания несем мы.
Ребенок должен четко знать свои утренние обязанности: почистить зубы, заправить постель, позавтракать и т.п., на все это ему должно хватать времени. Некоторые родители даже умудряются найти 5 минут на прочтение с ребенком перед школой коротенького рассказа или сказки для хорошего настроения.
После школы малыш чувствует себя особо уставшим, тем более, если сразу после занятий он идет на кружок или секцию. Внесите в ваше расписание обязательное время для отдыха после каждого рода деятельности. Отдыхом может быть не только физическое расслабление на диване, но и игра, прогулка, просмотр мультфильма, занятие любимым делом (рисование и т.п.).
Определяя время отхода ко сну, учитывайте все, что должен успеть сделать малыш до этого момента: собрать игрушки, искупаться и т.д. В зависимости от этого завершайте все занятия заранее за час или полчаса. Хорошо, если в вашем расписании будет отведены десять-пятнадцать минут для общения с ребенком именно перед сном, для чтения небольшого рассказа на ночь.
Норма сна первоклассников – 9-10 часов. Постарайтесь, чтобы за отведенные для бодрствования 13-14 часов ребенок успел сделать все необходимые дела. Никогда не жертвуйте временем сна – это важно для здоровья малыша.
Правильное питание
Каждый ответственный родитель заботится о том, чтобы в рационе ребенка присутствовали все жизненно важные витамины и микроэлементы. О значимости этого мамы и папы знают с рождения малыша. От содержания этих веществ в организме зависит и иммунитет, и работа мозга, и общий тонус и даже настроение ребенка.
Чтобы облегчить адаптацию к школе и снизить уровень возможных заболеваний на фоне усталости и стресса, родителям первоклашек также необходимо обратить внимание на питание своего чада.
Почти все дети как минимум один раз в день питаются в школе. Контролировать остальные приемы пищи – задача родителей. Малыши с радостью могут целый день питаться пиццами и булочками из столовой, но мамы и папы должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получал полноценные завтрак, обед и ужин.
Нюансы для удачного дня
Все мы знаем, что наша жизнь состоит из мелочей. С самого утра незначительные вещи способны поднять нам настроение и с таким же успехом испортить его на весь день.
Постарайтесь, чтобы ваш первоклашка зарядился позитивом с самого утра. Если малышу трудно рано вставать, изберите наименее травмирующий его способ пробуждения. Например, громкий раздражающий звук будильника можно заменить легкими прикосновениями к ребенку, ласковым поцелуем.
Улыбка мамы, доброе слово, вкусный завтрак – все это пробудит малыша и положительно настроит его на предстоящий день. Напротив, грубые окрики, раздражение и одергивания будут ассоциировать сборы в школу с напряженным и неприятным временем. Плохой эмоциональный настрой будет отнимать у ребенка силы, предназначенные для учебы и общения со сверстниками.
Постарайтесь готовить одежду, обувь и все необходимое для школы заранее – вечером. Этим вы сократите время сборов.
Помогайте ребенку. По утрам часто и у взрослых нет сил, поэтому не сочтите за лишнее в чем-то сделать поблажку малышу, застегнув ему тугую пуговицу или заправив за него постель, когда он не успевает это сделать.
Больше внимания
Первый класс для малышей сопряжен с разными чувствами и эмоциями. Потому-то и слышны жалобы родителей то на плаксивость, то на непослушание, то на гиперактивность. Стресс проявляется в той или иной степени у каждого ребенка. Одна девочка, которая считалась до школы среди друзей самым общительным ребенком, приходила домой после занятий и несколько часов подряд оставалась наедине с собой, отказываясь идти на прогулку с другими детьми, тогда как ее друзья сразу после уроков бежали на улицу и звали ее к себе.
Время, проведенное с родителями, окажет благотворное влияние на психику первоклашки. Забота и любовь родителей, их участие в жизни маленького ученика помогут ребенку почувствовать уверенность и собраться с мыслями.
Уделите больше внимания малышу, «лечите» его эмоции задушевными разговорами. Рассказывайте о своем школьном детстве, вспомните веселые приключения и смешные истории. Покажите фотографии вашего класса, поведайте малышу о ребятах, учившихся с вами, о том, как они были маленькими, какие секреты у вас были, что вам нравилось и не нравилось в школе.
Малыш должен почувствовать в вас поддержку, «сильное плечо». Только в общении с вами он может удостовериться, что вы понимаете его и можете во время помочь, дать нужный совет, не осудить. Для девочек в это время важно больше общаться с мамой, для мальчиков – с папой, потому что поделиться сокровенным часто легче с родителем своего пола.
Быть в курсе
Несвойственное ребенку поведение может указывать на какую-либо проблему в отношениях с ребятами в школе или учителями. Возможно, вы чего-то не знаете или не замечаете. Очень часто дети даже не догадываются поделиться душевной тяжестью с родителями, нося в себе свои переживания.
Если вы заметили странности в поведении ребенка и даже если ничего подобного не замечали — не упустите возможности поинтересоваться всеми сторонами его школьной жизни. Чаще спрашивайте у малыша, что было на занятиях, что ему понравилось и не понравилось, за что его похвалили и пожурили. Узнавайте, с кем дружит ребенок, и кто к нему плохо относится. Наблюдайте, как реагирует малыш на ваши вопросы на ту или иную тему, это поможет вам увидеть проблемную сферу.
Понаблюдайте после уроков, кто из учеников как ведет себя по отношению к другим, как ваш ребенок реагирует на одноклассников. При возможности общайтесь с родителями детей вашего класса, часто то, чего не знаете вы, знают другие.
У малышей случаются столкновения и с детьми из старших классов. Однажды мальчик-первоклашка наотрез отказался идти в школу. Родители выяснили, что уже долгое время его обижает ученик третьего класса. Первоклашка скрывал от родителей свои школьные неприятности до последнего, пока не закончились эмоциональные силы. Чтобы не произошло подобного, будьте в курсе школьной жизни малыша.
Общайтесь с преподавателем
Ваш контакт с учителем будет иметь огромное значение для всех, кто задействован в учебном процессе: для ребенка, для вас и для учителя. Общаясь с преподавателем, вы будете узнавать всю важную информацию «из первых уст». Учитель даст вам дельный совет и подскажет, на что нужно обратить внимание в воспитании маленького школьника. Возможно, преподаватель будет знать и об отношениях вашего ребенка с другими учениками, и сможет направить вас в решении возникшей проблемы.
Для педагога важен тот факт, что родитель приходит в школу, разделяя все тяготы учебного процесса и участвуя в жизни своего ребенка. Учителя ценят не только ответственных учеников, но и ответственных родителей. Часто преподаватель относится к ребенку иначе, имея контакт с его отзывчивым родителем. Не отдавайте свое чадо полностью на воспитание школе — все самые главные качества закладываются в человеке именно в семье.
Видя отношение родителей к его учебе, малыш будет чувствовать себя увереннее. Зная, что мама постоянно общается с преподавателем, он будет ответственнее подходить к заданиям. Учительница уже не будет чужой тетей для малыша, и, в свою очередь, малыш не будет для учителя ребенком из непонятной, редко посещающей школу семьи.
Из всего этого будут складываться как отношение первоклашки к учебному процессу, так и комфортность его пребывания в коллективе класса, его адекватное поведение, способность дружить и правильно реагировать на слова учителя.
Прилагая усилия, соблюдая нехитрые правила, вы будете постепенно вливаться в новую жизнь – жизнь родителей маленького школьника. Какие-то из этих правил вы уже знали, какие-то вам подскажут близкие, а какие-то – сама жизнь. Будьте не только строгим и справедливым родителем для своего ребенка, но и понимающим другом и верным защитником. Пройдет немного времени и ваш уже взрослый школьник скажет вам «спасибо».
Читайте также:
Памятка родителям первоклассника
Первый класс — первый стресс
Советы психолога родителям первоклассника
Дата публикации 24.10.2012
Автор статьи: Наталья Ворожцова
materinstvo.ru
Научить учиться. Как помочь первокласснику адаптироваться в школе | ОБЩЕСТВО
Психолог Вита Акулова рассказала «АиФ-Черноземье» о том, как помочь первокласснику справиться со стрессом от первых шагов в школе и сделать учебные будни праздником.
Первые шаги
Евгения Ладыгина, «АиФ-Черноземье»: Как помочь ребёнку привыкнуть к школе, так ли необходима подготовка к ней и на что она влияет?
Вита Акулова: Когда наши маленькие детки приходят из детского сада в школу, они испытывают колоссальный стресс, вне зависимости от того, ходили ли они на подготовительные занятия или нет. Новый учитель, новые требования, новый коллектив. Самое главное, что всё строго ограничено по времени, им необходимо сидеть и выполнять какие-то задания, а это сложно. Чтобы стресса не происходило, необходимо вводить правила. Сам процесс адаптации всегда очень болезненный, а вхождение в школьную жизнь вообще может занимать до двух месяцев. В это время мы можем наблюдать различные симптомы, на которые будет жаловаться ребёнок — болит голова, живот. Самое интересное, что в школу поначалу они идут с удовольствием, несмотря ни на что, но потом праздник сменяется суровыми буднями.
— Получается, что стресса не избежать, но ведь его можно минимизировать?
— Первое правило — это подготовить психологически ребёнка где-то за месяц до начала учебного года. В августе необходимо начинать вводить режимные моменты. Поскольку дети в этом возрасте уже в основном не спят днём, их нужно учить засыпать вовремя. Если ребёнок ложиться в девять в лучшем случае, то по-хорошему он должен проснуться в восемь утра. Но вы понимаете, что это из разряда фантастики. На деле в этом возрасте дети ложатся спать в среднем около десяти. Между десятью и двенадцатью у нас мозг отдыхает, а потом он начинает перерабатывать информацию. Поэтому надо приучать ребёнка к режиму и готовить ко сну с полдесятого. Это может быть тёплая ванна, сказка на ночь и любой ритуал, который приятен вашему чаду. Плюс ему надо начинать рассказывать, что он будет делать в школе. Можно даже сводить его туда на экскурсию. Обязательно нужно устроить, чтобы поход в школу был всегда праздником. Следующим немаловажным моментом является ритуал подъёма. Хорошо, когда ребёнок сам выберет мелодию на будильнике, которая станет ему приятна. А мама при этом будет проявлять с утра больше нежности и ласки.
Важен ритуал
— Как можно суровые будни сделать праздником?
— Устройте праздник из покупки учебников, школьной формы, тетрадей и вместе с этим, например, день вредной еды. Он должен запомниться ребёнку, так как самое важное для него — это ритуалы. И уже когда он пойдёт в школу, все покупки, которые были сделаны, станут ассоциироваться у ребёнка с чем-то праздничным и интересным. Ещё одним важным моментом является полный отказ от игрушек. Нельзя запрещать им играть, иначе они начинают носить их с собой в школу.
По дороге на учебу необходимо правильно настраивать ребёнка на то, что он умница, он молодец, у него всё обязательно получится.
Конечно, вначале будет не всегда получаться, а мы иногда начинаем давить на ребёнка, и вариант неуспешности за ним закрепляется. В первом классе даже самый хороший и усидчивый ребёнок невнимателен — он обернулся и прослушал половину материала. Мальчики, например, априори неаккуратны, но всё равно их нужно хвалить: ты молодец, давай договоримся, что ты будешь сегодня внимательно слушать, а потом я приду, и ты мне всё расскажешь.
Нельзя задавать вопросов: какие ты сегодня задания получил, как ты себя вёл и прочие. Необходимо убрать морализаторский тон!
Никаких привозов и увозов
— Как подготовить ребёнка к походу в школу — мы разобрались, но что делать со временем после учёбы, как его лучше распределить?
— Исходя из того, что первоклашки занимаются в среднем до 12 часов, после занятий хотя бы полчаса ребёнок должен пройтись. То есть нужно сменить нагрузку умственную на физическую, где он может побегать и попрыгать. Следующим идёт обязательное налаживание рациона питания. Необходимо вводить в него больше каш, рыбы, печени, иначе ребёнок будет испытывать потребность в необходимых витаминах и хуже воспринимать новую информацию. После еды ему необходимо отдохнуть и не раньше четырёх часов приступать к домашнему заданию.
Делать уроки нужно по нисходяшей — от сложных к легким — и не более часа. Сделали задание — и 15 минут перерыв. Но это должны быть не компьютер, телевизор и планшет. Лучше, если это будет подвижная игра, упражнения на развитие координации.
И в период адаптации необходимо, чтобы лишней информации было поменьше, включая даже кружки и различные секции.
— А как лучше организовать самостоятельную работу ребёнка?
— Хорошо действует, когда ребёнок сам составляет себе план работы, который утверждается коллегиально. Он предлагает, вы соглашаетесь, и если малыш откажется что-то делать, мы можем сконцентрировать его на плане и сказать, что он сам так решил.
В итоге развивается организация, ответственность, но при этом он — молодец.
Помимо домашнего контроля родителям необходимо наблюдать и чутко следить за тем, что происходит в школе. Если возникают какие-то стрессовые ситуации, хорошо, если ребёнок вам будет сам говорить об этом. Но иногда дети замыкаются в себе, и последствия бывают самые разные. Вы должны узнавать про такие моменты, интересоваться, что было хорошего, что плохого. Каждую ситуацию нужно комплексно разбирать.
Если учительница чересчур строга, лучше сразу перевести ребёнка в другой класс, там, где ему не будут наносить морального вреда. Необходимо знать, что начальная школа — это не только место для обучения основам грамотности, но и закладка личности ребёнка. Если мы исковеркаем эту личность в начале учёбы, потом будет много проблем в подростковом и взрослом возрасте. Это закон. Нужно всё очень чётко организовать и помогать своему ребёнку, но ни в коем случае не сидеть и делать всё за него.
chr.aif.ru
Как помочь ребенку хорошо учиться: советы психолога
На сегодняшний день качественное образование стало одним из весомых пунктов в развитие человека как социального индивида. Но с хорошими учебными навыками не рождаются, поэтому некоторые ученики нуждаются в большем внимании и руководстве для того, чтобы лучше усвоить материал.
Одним из важных факторов является родительское отношение к обучению ребенка. Особенно если он не справляется с учебным материалом, но при этом родные ожидают от него хороших результатов, то без их помощи ребенку не обойтись. Можно ли повлиять на умственные способности ребенка и как именно это делать, будем разбираться вместе в материалах этой статьи.
Как помочь ребенку хорошо учиться
Когда взрослые выделяют время на помощь своему чаду, это оказывает более эффективное влияние на его успеваемость в школе и в изучении материала, нежели качество самого учебного заведения или собственных способностей. При этом не стоит забывать, что каждый ученик уникален и требует особого внимания не только от учителей, но и от своих родителей. В этом случае к каждому пункту по оказании помощи ребенку в учебе стоит отнестись серьезно, чтобы добиться положительных результатов.
Теплые взаимоотношения ребенка с родителями играют большую роль в учебном процессе. До определенного возраста ( примерно 10-12 лет) ребенок учитывает интересы родителей. Если он должен что-то делать, где требуется проявить волю – он делает это для родителей, а значит и процесс обучения он воспринимает как что-то, от чего родители были бы довольны.
Для себя он играет, ест сладости, смотрит мультики. Поэтому стоит учитывать тот факт, что ребенок до определенного возраста не задумывается о том, что ему необходимо учиться для себя и своего будущего.
Любой организационный процесс в учебе детей должен быть сформирован правильно и при этом, не нарушая их личные привычки. Индивидуальные особенности также должны учитываться.
Ведь если родители проигнорируют, к примеру, привычный распорядок дня ребенка и начнут озабочено заниматься только его учебной стороной, то в таком случае они могут столкнуться с препятствием в виде сопротивления с его стороны в сотрудничестве. В таком случае развить учебный потенциал окажется во много раз сложнее.
Стоит помнить, что главное в помощи ребенку хорошо учиться это: придерживаться плана, оказывать должное внимание, общение, контроль, взаимоуважение и соучастие.
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
- сон
- занятия на свежем воздухе
- учебная деятельность и воспитание
- прием пищи
- игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
- личная гигиена
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.
Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Обсуждения
Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.
Говорить и высказываться
Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.
К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.
Игры со словами
Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.
Контроль за выполнением домашнего задания
Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.
Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.
Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.
Правильное питание – залог успешного обучения
Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.
Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.
Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.
Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.
Продукты, которые содержат данные вещества:
- морковь
- капуста
- печень животных
- яйца
- растительное и оливковое масло
- кисломолочные продукты
Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:
- мясо
- яйца
- мясо рыбы
- гречневая крупа
- орехи и семечки
Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Приучение детей к самостоятельности
Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы.
Обязанности, которые дают им родители, нацелены на то, что бы вовлечь детей в процесс выполнения работы, которая требует от них максимальной самостоятельности. Это проявляется в самостоятельном выполнении домашних задания, в ситуациях, где от ребенка требуется сделать выбор или какое-то решение тоже самостоятельно. Даже некоторые обычные жизненные неудачи могут научить ребенка самостоятельно справляться с ними.
По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить:
- Зубной гигиене
- Делать выбор касательно предложенных нарядов
- Собирать игрушки
- Стелить и заправлять постель
В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол.
Ко второму классу детей полезно научить:
- Убираться на кухне (мыть посуду, вытирать ее и складывать)
- Пользоваться плитой и уметь готовить себе элементарные завтраки
- Пылесосить
К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки.
Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.
childage.ru