Понятие арт терапии: Арт-терапия. Что такое «Арт-терапия»? Понятие и определение термина «Арт-терапия» – Глоссарий

Арт-терапия, ее цели и направления

Понятие арт-терапии

Определение 1

Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на занятиях пациентов творчеством (в первую очередь, изобразительным).

У арт-терапии нет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и может быть использована практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек может выражать себя и свои чувства через мелодию, звуки, движения и рисунки. Иногда это является единственным доступным человеку способом заявить о себе, как о творческой личности.

Сегодня существует два основных подхода понимания арт-терапии и практической работы по этому направлению:

  • арт-терапия в качестве направления психотерапии, связанного с использованием в отношениях между специалистом и клиентом разных видов искусства;
  • арт-терапия в качестве одного из направлений психотерапии, связанного с использованием в отношения специалиста и клиента визуальных и пластических средств самовыражения.

Направления арт-терапии

Известно два основных направления арт-терапии, выделенных на основании использования произведений искусства и творческих продуктов.

  • Использование готовых произведений, принадлежащих мастерам изобразительного искусства и музыкального творчества, отражающие сложность и динамичность переживаний. Их использование помогает снизить беспокойство клиента, связанное с отсутствием умения рисовать, писать музыку или сочинять стихи.
  • Использование плодов самостоятельного творчества – в творческом процессе индивиды самостоятельно создают уникальные и оригинальные работы – коллажи, мелодии, рисунки, песни и пр.

На основании используемых видов искусства и средств творческого самовыражения, принято различать изотерапию, глинотерапию, куклотерапию, библиотерапию, музыкотерапию и пр. Создание рисунков, например, относят к изотерапии, изготовление кукол и работу с ними — к куклотерапии и пр.

Уровни применения арт-терапии

На сегодняшний день арт-терапию используют многие психологи и педагоги.

Здесь необходимо понимать и уметь распознать уровень осуществления работы:

  • Арт-терапия в качестве профессии – в таком случае специалист будет называться арт-терапевтом. Чтобы иметь возможность работать на данном уровне, специалист должен пройти курсы повышения квалификации на основании уже имеющегося у него педагогического, психологического, медицинского образования, которые по продолжительности займут не менее двух лет.
  • Использование методов арт-терапии – оно не предполагает, что специалист является арт-терапевтом. Он имеет специальное психологическое образование и работает в рамках других направлений, например, юнгианского анализа или гештальт-терапии, и при этом использует отдельные методы арт-терапии, например, проективный рисунок.
  • Использование техник арт-терапии – в таком случае специалист имеет четкое представление о том, какие конкретные приемы и техники арт-терапии он может использовать в своей работе, например, «Мой герб».

Цель, задачи и особенности арт-терапии

Цель арт-терапии – восстановить и гармонизировать психическое состояние человека, сформировать у него способность находить оптимальные для него способы поведения.

Задачи арт-терапии:

  • фокусировать внимание клиента на его собственных ощущениях и чувствах;
  • создавать наилучшие для него условия, помогающие осознать, проговорить те представления, мысли и чувства, которые он привык подавлять;
  • помочь найти социально приемлемые способы выражения положительные и отрицательных эмоций.

Процессу арт-терапии характерны некоторые особенности, которые отличаются его от других психотерапевтических направлений и связаны с тем, что отношения клиента, участников группы и арт-терапевта опосредованы продуктом творческой деятельности клиента.

Основными особенностями являются:

  • триадичность – наличие триады клиент – продукт творческой деятельности – терапевт. Клиентом создается продукт творчества, он рассказывает о нем и получает обратную связь;
  • экспрессивность – творческая работа и ее результат помогают выразить чувства через визуальные, аудиальные и пластические средства;
  • метафоричность – собственное мировоззрение индивид выражается в художественном образе;
  • креативность – предполагает создание уникального творческого произведения;
  • научение – человек, создавая творческий продукт, приобретает опыт самоощущения, самопознания и самовыражения в творческой деятельности, а воспринимая произведения искусства получает представления о мировосприятии, ценностях, переживаниях и жизненном опыте автора;
  • ресурсность – процесс создания рисунка или скульптуры, сочинение сказки или музыки актуализируют и развивают спонтанность, эксперименты, позволяя осознать и выразить свою неповторимость;
  • материализация – в результате творческой деятельности выражены представления и переживания автора, которые могут быть рассмотрены, изучены и даже изменены.

Основные механизмы процесса арт-терапии

Творческое самовыражение предполагает, что клиент создаст уникальную, неповторимую работу – рисунок, скульптуру, аппликацию, коллаж, сочинение, песню и пр.

Проекция проявляет себя в том, что индивид переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрытые потребности, переживания и представления.

Сублимация предполагает выражение в социально-приемлемой форме потребностей и эмоций.

Объективация – индивид свои переживания изображает и проговаривает вслух после того как выполнит каждое упражнение.

Рефлексия представлена осознанием индивидом собственных потребностей и переживаний, представлений о самом себе и людях, мире и там, как он воспринимается окружающими, включая участников группы.

Понятие арт — терапии и ее возможности в коррекции эмоциональных проблем младших школьников

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи39.

В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт — терапия, изотерапия и т.п.). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы.

Термин «арт — терапия» (art — искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Это терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством. Арт — терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Первые попытки использовать арт — терапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт — терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США40.

Впервые термин «арт — терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным

41.

Арт — терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений, в первую очередь изобразительного искусства, а также творческой деятельности, связанной с изобразительным искусством42.

Стратегической целью арт — терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт — терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арт — терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения43.

Поскольку арт — терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия, танец, движение – кинезитерапия). В свою очередь каждый вид арт — терапии подразделяется на подвиды44.

Музыкотерапия — это вид арт — терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии45.

Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие

46:

— регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

— катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

— повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

— облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

— активизация творческих проявлений.

Кинезитерапия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна

47.

Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973). Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. В соответствии с этим задачами имаготерапии являются48:

— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

— воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

— развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

— тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

— создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией49. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода50:

— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии — в большей мере коррекционно-профилактическими. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт — терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень тревожно51.

Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

На занятиях арт — терапией основная цель — терапевтическая и коррекционная работа в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач. Арт — терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности.

Арт — терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.

Таким образом, арт — терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике52.

При реализации арт — терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в арт — терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Специфика арт — терапевтической диагностики — в ее гуманности по отношению к ребенку. Диагностический и терапевтический процессы протекают одновременно. При этом легче устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения между ребенком и психологом.

Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится только к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют53. Рассматривая спонтанные рисунки как средство выражения бессознательного для интерпретации выбираются опорные элементы: впечатление от рисунка, расположение его частей, цвета деталей и т. п. При интерпретации рисунков нужно54:

1. обратить внимание на то, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно.

2. изучить рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение, они с большой долей вероятности обозначают или символизируют то, чего недостает этому человеку в жизни.

3. то, что нарисовано в центре рисунка, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным.

4. Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов, животных, людей. Преувеличенно большие фигуры призваны что-то усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить.

5. Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, которой необходимо уделить особое внимание.

6. Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически угнетает «художника». В большинстве случаев это «что-то» является для него бременем, из-за него человек испытывает страх.

7. Написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Иногда ребенок боится, что не смог выразить суть рисунка, поэтому слова призваны внести ясность в него. При этом возникает вопрос, что же было не так истолковано клиентом и неправильно понимается им сейчас. Возможно, это сомнения рисовальщика в невербальном способе общения55.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию.

Арт – терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Оно является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Именно через рисунок (динамику его изменения) младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию56.

Нужно заметить, что работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Видение и понимание психологом отраженного в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, чаще всего неосознаваемых и невербализуемых, позволяет вести беседу по тому, что изображено на рисунке.

С этого момента терапевтический процесс может проходить следующие этапы.

1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, чувствами, возникающими по отношению к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя, то, что он делает.

2. Описание рисунка с точки зрения ребенка. Ребенок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется. Это следующий этап осознания себя.

3. Обсуждение содержания рисунка. Обсуждается содержание рисунка, его части и детали, появившиеся образы предметов, людей, животных. Проговариваются и обсуждаются конкретные чувства, вызванные изображенной ситуацией и всем тем, что с ней было связано. Проводится необходимая работа с переживаниями.

4. Описание рисунка с использованием слова «Я». Психотерапевт просит ребенка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я» (если это уместно).

5. Идентификация. Выбираются важные для ребенка предметы на рисунке, для того чтобы он идентифицировал их с чем-нибудь или с кем-нибудь. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка, обострение осознания себя.

6. Работа с героями рисунка. Ребенку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта и злость, любовь и ненависть, горе и радость, сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

7. Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвет: что он означает, о чем говорит.

8. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникшие в ходе беседы. В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление57.

Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения или трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент58.

Таким образом, мы видим, что арт – терапия является одним из лучших и результативных способов коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.

Она без особых затруднений позволяет отреагировать отрицательные эмоции, привить навыки приемлемого избавления от гнева, агрессии, развить внутренний контроль. Арт – терапия способствует разрушению коммуникативных барьеров, тем самым позволяет ребенку включиться в социальное окружение.

Гуманистическая направленность арт – терапевтических методов содействует установлению позитивных контактов ребенка как со взрослым, так и со сверстниками.

В настоящее время существует колоссальное количество направлений данного вида психотерапевтического воздействия, каждое из которых направлено на гармоничное развитие личности посредством формирования способности к самовыражению и самопознанию через искусство, а так же позволяет привить навыки конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Арт терапия в Краснодаре — Реацентр

ОПИСАНИЕ

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия».

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его.

Арт-терапия помогает:

1. Повысить самооценку;
2. Снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
3. Избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
4. Решить семейные и детско-родительские конфликты;
5. Выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
6. Лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

Что такое арт-терапия как направление психотерапии

Многие недооценивают арт-терапию и даже считают ее антинаучной. Рассказываем о том, почему методы арт-терапии работают и кому они подходят.

Арт-терапия — дословно «излечение с помощью творчества»; психотерапия, в которой используются творческие техники. Однако, она отличается от простого кружка по рисованию, музыке или актерскому мастерству. Цель арт-терапии — не создать объект искусства, а работать с собственным Я. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию.

В основном методы арт-терапии применяют в сочетании с другим психотерапевтическим направлением. Такая комбинация способствует наиболее полному раскрытию клиента, проработке травм и снятию блоков.

Виды арт-терапии

Изотерапия — Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.
Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека.

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.
Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы.

Сказкотерапия — К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми.

Драматерапия — Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.

Куклотерапия — Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.

Песочная терапия — Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.

Музыкотерапия — Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии.

Кому подойдет это направление

Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Ее преимущество в работе с детьми — элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Благодаря последнему арт-терапия хорошо показывает себя в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Среди них много тех, кому трудно выражать себя вербально, и окружающий мир кажется им хаотичной непонятной структурой.

Людям, которые столкнулись с тяжелой болезнью, арт-терапия помогает принять случившееся и проходить через лечение. Она показывает, как не копить в себе переживания, продолжать радоваться и жизни, и предотвращает глубокую депрессию.

Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.

Определение, использование и принцип работы

Старая поговорка «Одна картинка стоит тысячи слов» отражает мощное влияние, которое искусство и творческое самовыражение оказывают на человеческое понимание и общение. Арт-терапия использует эту силу в терапевтических целях.

Точно так же, как картина или музыкальное произведение могут сказать что-то таким образом, который почти не поддается описанию, арт-терапия предоставляет людям, сталкивающимся с физическими, эмоциональными и когнитивными проблемами, новые пути к пониманию и самовыражению.

Людям не обязательно быть художниками или даже «хорошо разбираться в искусстве», чтобы получить пользу от арт-терапии. Эта форма лечения — больше, чем художественный класс или просто чем-то занять людей. Арт-терапия использует силу искусства и различные способы общения, чтобы заставить людей открыться и по-новому вовлечься в свою терапию, что может способствовать исцелению всех видов.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше об арт-терапии и других формах творческой терапии, которые могут быть полезны людям, испытывающим проблемы с психическим здоровьем.

По данным Американской ассоциации арт-терапии, арт-терапия — это вид терапии, которая объединяет психическое здоровье и социальные услуги с использованием «активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта».

Эти сеансы, подходящие для людей всех возрастов, проводят лицензированные специалисты, обученные как терапии, так и искусству. Арт-терапию можно включить в сеансы один на один, групповую терапию и семейное или парное консультирование.

Одной из основных целей арт-терапии является улучшение самочувствия человека. Это может помочь улучшить или восстановить функционирование человека. Арт-терапия проводится в образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях, а также в частных практиках и клиниках психического здоровья.

Люди, занимающиеся искусством в любой форме, независимо от того, считают они себя художниками или нет, принимают участие в процессе самопознания, который дает им безопасное пространство для выражения своих чувств. Кроме того, это позволяет им лучше контролировать свою жизнь. Этот творческий процесс доставляет удовольствие сам по себе, но это не единственное занятие, которое происходит на сеансе арт-терапии.

In an art therapy session, an individual may do some of the following exercises:

  • painting
  • drawing
  • finger painting
  • working with clay
  • carving
  • sculpting
  • doodling and scribbling
  • making collages

Хотя эти упражнения выполняются под руководством арт-терапевта, на выходе должны быть нефильтрованные реакции человека. Понимание их может способствовать психическому здоровью и благополучию.

Чтобы раскрыть это понимание, человек и его арт-терапевт обсудят произведение искусства. Они будут исследовать, какие объекты, люди и изображения появляются и не появляются в нем.

Хотя искусство было неотъемлемой частью человеческого опыта на протяжении тысячелетий, практика арт-терапии является относительно новым явлением, и художник из Соединенного Королевства впервые описал ее в 1940-х годах.

Ключевые мыслители пришли в эту область с опытом работы в сфере образования, изобразительного искусства и психотерапии. На «мать арт-терапии» Маргарет Наумбург оказала влияние первая волна психоаналитической теории в начале 20 века. Она считала, что в процессе творчества люди выявляют бессознательные мысли и чувства, которые они могли подавлять.

Она чувствовала, что когда люди обсуждают этот творческий процесс с терапевтом, они могут прийти к пониманию того, что их произведения говорят им о них самих. Это понимание, в свою очередь, будет способствовать психологическому исцелению. Ее произведения продолжают оказывать влияние в 21 веке.

Аттестационный совет по арт-терапии утверждает, что арт-терапия может удовлетворить потребности:

  • людей, которые пережили травму, такую ​​как боевые действия или стихийное бедствие
  • люди со значительными проблемами со здоровьем, включая черепно-мозговые травмы и рак
  • люди с определенными состояниями, такими как депрессия, аутизм и слабоумие

Арт-терапия может помочь уменьшить стресс и тревогу у людей, живущих с болью. Кроме того, эксперты говорят, что эта практика может быть полезна для людей, живущих с другими состояниями, такими как:

  • тревога
  • расстройства пищевого поведения, наряду со стандартными методами лечения
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • стресс

Практики говорят, что арт-терапия также может помочь людям улучшить определенные навыки путем:

  • улучшения их подхода к разрешению конфликтов
  • улучшения социальных навыков
  • управления стрессом
  • улучшения их способности к саморегуляции
  • 2 их понимание самих себя

Исследователи обнаружили, что арт-терапия может быть полезна для детей, сталкивающихся со следующими специфическими проблемами:

  • детская травма
  • инвалидность и особые образовательные потребности
  • уголовная судимость несовершеннолетнего
  • хроническая астма

Арт-терапия также может помочь детям, которые не занимаются одной единственной проблемой, а сталкиваются с целым рядом жизненных проблем.

Изобразительное искусство — не единственная художественная дисциплина, которую можно включить в терапевтическую практику.

Другие формы творческой терапии включают:

Музыка

Музыкальная терапия может включать:

  • сеансы прослушивания музыки
  • написание песен и текстов
  • музыку в исполнении

Музыкальная терапия может помочь людям с проблемами психического здоровья, травмами, болезнью Альцгеймера и другими состояниями. Некоторым беременным людям это может помочь во время родов.

Танец

Танцевальная терапия использует невербальное общение для оценки и лечения состояния человека.

Драма

Активный и эмпирический процесс, драматерапия работает, помогая людям выражать свои чувства и развивать навыки межличностного общения посредством рассказывания историй и преднамеренной импровизации.

Поэзия

Поэтическая терапия способствует исцелению посредством выразительного письма, такого как ведение дневника и терапевтическое рассказывание историй.

Экспрессивная терапия

Когда в рамках терапевтического процесса используются дополнительные творческие формы искусства, это называется экспрессивной терапией.

Одно исследование показало, что добавление танца, драмы, музыки и двигательной активности к сеансам терапии для людей с деменцией привело к заметным улучшениям в общении, вовлеченности и удовольствии.

Арт-терапия — это терапевтический подход, который способствует исцелению путем подключения и раскрытия самых глубоких мыслей и чувств человека с помощью искусства. Практикующие прошли обучение как искусству, так и терапии.

Эта терапия доступна людям всех возрастов, в том числе и тем, кто не считает себя способным к искусству. Исследования показывают, что это может быть полезно людям с самыми разными заболеваниями, от расстройств пищевого поведения до травм.

Для тех, кто считает другие формы терапии трудными или неэффективными, арт-терапия может стать отличным вариантом дополнительного лечения.

Определение, использование и принцип работы

Старая поговорка: «Изображение стоит тысячи слов» отражает мощное влияние искусства и творческого самовыражения на человеческое понимание и общение. Арт-терапия использует эту силу в терапевтических целях.

Точно так же, как картина или музыкальное произведение могут сказать что-то таким образом, который почти не поддается описанию, арт-терапия предоставляет людям, сталкивающимся с физическими, эмоциональными и когнитивными проблемами, новые пути к пониманию и самовыражению.

Людям не обязательно быть художниками или даже «хорошо разбираться в искусстве», чтобы получить пользу от арт-терапии. Эта форма лечения — больше, чем художественный класс или просто чем-то занять людей. Арт-терапия использует силу искусства и различные способы общения, чтобы заставить людей открыться и по-новому вовлечься в свою терапию, что может способствовать исцелению всех видов.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше об арт-терапии и других формах творческой терапии, которые могут быть полезны людям, испытывающим проблемы с психическим здоровьем.

По данным Американской ассоциации арт-терапии, арт-терапия — это вид терапии, которая объединяет психическое здоровье и социальные услуги с использованием «активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта».

Эти сеансы, подходящие для людей всех возрастов, проводят лицензированные специалисты, обученные как терапии, так и искусству. Арт-терапию можно включить в сеансы один на один, групповую терапию и семейное или парное консультирование.

Одной из основных целей арт-терапии является улучшение самочувствия человека. Это может помочь улучшить или восстановить функционирование человека. Арт-терапия проводится в образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях, а также в частных практиках и клиниках психического здоровья.

Люди, занимающиеся искусством в любой форме, независимо от того, считают они себя художниками или нет, принимают участие в процессе самопознания, который дает им безопасное пространство для выражения своих чувств. Кроме того, это позволяет им лучше контролировать свою жизнь. Этот творческий процесс доставляет удовольствие сам по себе, но это не единственное занятие, которое происходит на сеансе арт-терапии.

In an art therapy session, an individual may do some of the following exercises:

  • painting
  • drawing
  • finger painting
  • working with clay
  • carving
  • sculpting
  • doodling and scribbling
  • making collages

Хотя эти упражнения выполняются под руководством арт-терапевта, на выходе должны быть нефильтрованные реакции человека. Понимание их может способствовать психическому здоровью и благополучию.

Чтобы раскрыть это понимание, человек и его арт-терапевт обсудят произведение искусства. Они будут исследовать, какие объекты, люди и изображения появляются и не появляются в нем.

Хотя искусство было неотъемлемой частью человеческого опыта на протяжении тысячелетий, практика арт-терапии является относительно новым явлением, и художник из Соединенного Королевства впервые описал ее в 1940-х годах.

Ключевые мыслители пришли в эту область с опытом работы в сфере образования, изобразительного искусства и психотерапии. На «мать арт-терапии» Маргарет Наумбург оказала влияние первая волна психоаналитической теории в начале 20 века. Она считала, что в процессе творчества люди выявляют бессознательные мысли и чувства, которые они могли подавлять.

Она чувствовала, что когда люди обсуждают этот творческий процесс с терапевтом, они могут прийти к пониманию того, что их произведения говорят им о них самих. Это понимание, в свою очередь, будет способствовать психологическому исцелению. Ее произведения продолжают оказывать влияние в 21 веке.

Аттестационный совет по арт-терапии утверждает, что арт-терапия может удовлетворить потребности:

  • людей, которые пережили травму, такую ​​как боевые действия или стихийное бедствие
  • люди со значительными проблемами со здоровьем, включая черепно-мозговые травмы и рак
  • люди с определенными состояниями, такими как депрессия, аутизм и слабоумие

Арт-терапия может помочь уменьшить стресс и тревогу у людей, живущих с болью. Кроме того, эксперты говорят, что эта практика может быть полезна для людей, живущих с другими состояниями, такими как:

  • тревога
  • расстройства пищевого поведения, наряду со стандартными методами лечения
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • стресс

Практики говорят, что арт-терапия также может помочь людям улучшить определенные навыки путем:

  • улучшения их подхода к разрешению конфликтов
  • улучшения социальных навыков
  • управления стрессом
  • улучшения их способности к саморегуляции
  • 2 их понимание самих себя

Исследователи обнаружили, что арт-терапия может быть полезна для детей, сталкивающихся со следующими специфическими проблемами:

  • детская травма
  • инвалидность и особые образовательные потребности
  • уголовная судимость несовершеннолетнего
  • хроническая астма

Арт-терапия также может помочь детям, которые не занимаются одной единственной проблемой, а сталкиваются с целым рядом жизненных проблем.

Изобразительное искусство — не единственная художественная дисциплина, которую можно включить в терапевтическую практику.

Другие формы творческой терапии включают:

Музыка

Музыкальная терапия может включать:

  • сеансы прослушивания музыки
  • написание песен и текстов
  • музыку в исполнении

Музыкальная терапия может помочь людям с проблемами психического здоровья, травмами, болезнью Альцгеймера и другими состояниями. Некоторым беременным людям это может помочь во время родов.

Танец

Танцевальная терапия использует невербальное общение для оценки и лечения состояния человека.

Драма

Активный и эмпирический процесс, драматерапия работает, помогая людям выражать свои чувства и развивать навыки межличностного общения посредством рассказывания историй и преднамеренной импровизации.

Поэзия

Поэтическая терапия способствует исцелению посредством выразительного письма, такого как ведение дневника и терапевтическое рассказывание историй.

Экспрессивная терапия

Когда в рамках терапевтического процесса используются дополнительные творческие формы искусства, это называется экспрессивной терапией.

Одно исследование показало, что добавление танца, драмы, музыки и двигательной активности к сеансам терапии для людей с деменцией привело к заметным улучшениям в общении, вовлеченности и удовольствии.

Арт-терапия — это терапевтический подход, который способствует исцелению путем подключения и раскрытия самых глубоких мыслей и чувств человека с помощью искусства. Практикующие прошли обучение как искусству, так и терапии.

Эта терапия доступна людям всех возрастов, в том числе и тем, кто не считает себя способным к искусству. Исследования показывают, что это может быть полезно людям с самыми разными заболеваниями, от расстройств пищевого поведения до травм.

Для тех, кто считает другие формы терапии трудными или неэффективными, арт-терапия может стать отличным вариантом дополнительного лечения.

Определение, использование и принцип работы

Старая поговорка: «Изображение стоит тысячи слов» отражает мощное влияние искусства и творческого самовыражения на человеческое понимание и общение. Арт-терапия использует эту силу в терапевтических целях.

Точно так же, как картина или музыкальное произведение могут сказать что-то таким образом, который почти не поддается описанию, арт-терапия предоставляет людям, сталкивающимся с физическими, эмоциональными и когнитивными проблемами, новые пути к пониманию и самовыражению.

Людям не обязательно быть художниками или даже «хорошо разбираться в искусстве», чтобы получить пользу от арт-терапии. Эта форма лечения — больше, чем художественный класс или просто чем-то занять людей. Арт-терапия использует силу искусства и различные способы общения, чтобы заставить людей открыться и по-новому вовлечься в свою терапию, что может способствовать исцелению всех видов.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше об арт-терапии и других формах творческой терапии, которые могут быть полезны людям, испытывающим проблемы с психическим здоровьем.

По данным Американской ассоциации арт-терапии, арт-терапия — это вид терапии, которая объединяет психическое здоровье и социальные услуги с использованием «активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта».

Эти сеансы, подходящие для людей всех возрастов, проводят лицензированные специалисты, обученные как терапии, так и искусству. Арт-терапию можно включить в сеансы один на один, групповую терапию и семейное или парное консультирование.

Одной из основных целей арт-терапии является улучшение самочувствия человека. Это может помочь улучшить или восстановить функционирование человека. Арт-терапия проводится в образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях, а также в частных практиках и клиниках психического здоровья.

Люди, занимающиеся искусством в любой форме, независимо от того, считают они себя художниками или нет, принимают участие в процессе самопознания, который дает им безопасное пространство для выражения своих чувств. Кроме того, это позволяет им лучше контролировать свою жизнь. Этот творческий процесс доставляет удовольствие сам по себе, но это не единственное занятие, которое происходит на сеансе арт-терапии.

In an art therapy session, an individual may do some of the following exercises:

  • painting
  • drawing
  • finger painting
  • working with clay
  • carving
  • sculpting
  • doodling and scribbling
  • making collages

Хотя эти упражнения выполняются под руководством арт-терапевта, на выходе должны быть нефильтрованные реакции человека. Понимание их может способствовать психическому здоровью и благополучию.

Чтобы раскрыть это понимание, человек и его арт-терапевт обсудят произведение искусства. Они будут исследовать, какие объекты, люди и изображения появляются и не появляются в нем.

Хотя искусство было неотъемлемой частью человеческого опыта на протяжении тысячелетий, практика арт-терапии является относительно новым явлением, и художник из Соединенного Королевства впервые описал ее в 1940-х годах.

Ключевые мыслители пришли в эту область с опытом работы в сфере образования, изобразительного искусства и психотерапии. На «мать арт-терапии» Маргарет Наумбург оказала влияние первая волна психоаналитической теории в начале 20 века. Она считала, что в процессе творчества люди выявляют бессознательные мысли и чувства, которые они могли подавлять.

Она чувствовала, что когда люди обсуждают этот творческий процесс с терапевтом, они могут прийти к пониманию того, что их произведения говорят им о них самих. Это понимание, в свою очередь, будет способствовать психологическому исцелению. Ее произведения продолжают оказывать влияние в 21 веке.

Аттестационный совет по арт-терапии утверждает, что арт-терапия может удовлетворить потребности:

  • людей, которые пережили травму, такую ​​как боевые действия или стихийное бедствие
  • люди со значительными проблемами со здоровьем, включая черепно-мозговые травмы и рак
  • люди с определенными состояниями, такими как депрессия, аутизм и слабоумие

Арт-терапия может помочь уменьшить стресс и тревогу у людей, живущих с болью. Кроме того, эксперты говорят, что эта практика может быть полезна для людей, живущих с другими состояниями, такими как:

  • тревога
  • расстройства пищевого поведения, наряду со стандартными методами лечения
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • стресс

Практики говорят, что арт-терапия также может помочь людям улучшить определенные навыки путем:

  • улучшения их подхода к разрешению конфликтов
  • улучшения социальных навыков
  • управления стрессом
  • улучшения их способности к саморегуляции
  • 2 их понимание самих себя

Исследователи обнаружили, что арт-терапия может быть полезна для детей, сталкивающихся со следующими специфическими проблемами:

  • детская травма
  • инвалидность и особые образовательные потребности
  • уголовная судимость несовершеннолетнего
  • хроническая астма

Арт-терапия также может помочь детям, которые не занимаются одной единственной проблемой, а сталкиваются с целым рядом жизненных проблем.

Изобразительное искусство — не единственная художественная дисциплина, которую можно включить в терапевтическую практику.

Другие формы творческой терапии включают:

Музыка

Музыкальная терапия может включать:

  • сеансы прослушивания музыки
  • написание песен и текстов
  • музыку в исполнении

Музыкальная терапия может помочь людям с проблемами психического здоровья, травмами, болезнью Альцгеймера и другими состояниями. Некоторым беременным людям это может помочь во время родов.

Танец

Танцевальная терапия использует невербальное общение для оценки и лечения состояния человека.

Драма

Активный и эмпирический процесс, драматерапия работает, помогая людям выражать свои чувства и развивать навыки межличностного общения посредством рассказывания историй и преднамеренной импровизации.

Поэзия

Поэтическая терапия способствует исцелению посредством выразительного письма, такого как ведение дневника и терапевтическое рассказывание историй.