Понятие мотивации учебной деятельности: Мотивация учения – основное условие успешного обучения
Психолого–педагогические подходы к определению учебной мотивации — Информио
Что же движет человеком в желании достижения определенных целей деятельности? Что стимулирует, подстегивает к действию? Для чего человек делает что-либо? В этих вопросах и многих других подобных учеными было разработано множество теорий мотивации личности. Для начала следует разобрать понятие мотивации. Сам термин изначально сроднен слову «мотив» (от латинского «movere» – приводить в движение, толкать) [2, c. 196].
Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, то есть, он всегда отвечает той или иной потребности. Его психологическая триада «потребность-мотив-деятельность» раскрывает источник побудительной силы мотива, а так же говорит о том, что деятельность всегда имеет мотив и даже не один (полимотивированность). Окончательное решение действие принимает, как правило, сознательный субъект (т.
Стоит заметить, что мотивы, потребности и цели не тождественны. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс [11]. Связь двух понятий часто разнится от ученого к ученому. В книге И.А. Джидарьян понятие мотивации как будто становится лишним, когда все взваливается на мотив. В.Г. Леонтьев же делит мотивацию на два типа: первичную и вторичную, где вторая создается за счет мотива личности, а не непроизвольности, инстинкта. Но факт того, что они взаимосвязаны должен учитываться [8, c. 140].
На сегодняшний день слово «мотивация» исследователями понимается по-разному. Это и совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; и чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов [4].
Мотивация, по словарю А.М. Новикова, есть процесс побуждения к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, совершаемых человеком.
Она представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений [5].В.К. Стародубцева под понятие мотивации подводит такую мысль: «Это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе». Её основа – мотивы, под которыми имеются в виду конкретные стимулы, заставляющие личность действовать [9].
Русский психолог А.А. Реан, исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивации, вывел, что под мотивационной сферой личности следует понимать совокупность стойких мотивов имеющих определённую иерархию выражающих направленность личности. Из выражения ученого выходит что, по существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учёта особенностей его мотивации (в том числе социально-педагогического взаимодействия с ребёнком, подросткам, юношей) [8, c. 139-144].
Учебная же мотивация завязана на одноименном виде деятельности. Учение – это деятельность ученика, которая подразумевает [10]:
- освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
- самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
- осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
В этом виде деятельности проблема мотивации особенно ярко выражена. Так как с ранних лет ребенку закладывается определенное отношение к учебе, и с последующими годами жизни это отношение превращается либо в интерес, либо в безразличие [1]. Поэтому преподавателю необходимо знать, как мотивировать и поддерживать обучающихся, чтобы обеспечить успешную учебную деятельность и эффективный результат.
Е.Б. Горчакова предлагает определение учебной деятельности, как «индивидуальную познавательную деятельность, характер которой самостоятельно выбирает ее обучающийся». В ходе соединения исследований В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко, Т.И. Сердюк из трех понятий выходит, что под учебной деятельностью понимают «успешное освоение предметного содержания на основе способов действий с ним, которые образуют универсальные учебные действия» [3].
Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным в 60-х годах была разработана теория учебной деятельности, основанная на концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка. Исходя из этого, учебную мотивацию можно рассматривать как главную особенность учебной деятельности человека [12, с. 212].
При высоком интересе личности конкретной деятельности может включаться, как его называет А.А. Реан – компенсаторный механизм. Недостаток требуемых способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и подобное). Таким образом, по мнению ученого, обучающиеся могут добиться больших успехов [8, с. 143].
Способности и мотивация находятся здесь в единстве, но некоторые исследования показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а потому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. При этом способности не исключаются из важных факторов влияния на деятельность [8].
Учебная мотивация так же вполне может обладать собственной типологией. В основе классификаций учебной мотивации по Л.И. Божович заложены два основных типа учебных мотивов, имеющие разные происхождения и содержания [6].
К одним из них относятся: первое – познавательные мотивы. Они включены в познавательную мотивацию и подразумевают под собой овладение новыми знаниями, а на усвоение способов получения знаний направлены учебно-познавательные мотивы.
Второе – это социальные мотивы. Рассматривая их, отмечают такие явления, как долг и ответственность, стремление иметь определенную позицию с окружающими, сотрудничество, взаимодействие с людьми [4].
В чем-то схожи две классификации, данные А.А. Реаном и Т.А. Ильиной, о тенденции мотивации к достижению успеха и к избеганию неудачи. В первом случае, обучающиеся активно ставят цели и достигают конструктивно положительных результатов деятельности, а во втором же – стараются избежать наказания, боятся деятельности и подобных негативных последствий [8, 32].
Мотивация учебной деятельности состоит из доминирующих мотивов учения. В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:
- с ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;
с ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;- с ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса, и учиться его вынуждают обстоятельства.
За каждым мотивом стоит та или иная потребность, и в ходе продуктивного учебного процесса у студентов должны возникать мотивирующие к учебной деятельности потребности:
- потребность в творчестве и творческом труде;
- потребность быть личностью;
- потребность в самоутверждении и самовыражении;
- потребность в общении;
- потребность в познании;
- потребность в свободе;
- нравственно-эстетическая потребность;
- потребность смысла жизни.
Уровень внутренней мотивации (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового) обучающихся повышается, если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности. Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.
Таким образом, учебная мотивация – важная составляющая успешного обучения любого обучающегося, который осознанно поступил в учреждение на ту или иную специальность. Она определяется, как частный вид мотивации, то есть процесс побуждения к действию, включенный в деятельность учения. Мотивация может характеризоваться наличием познавательных и социальных мотивов и иметь пять уровней: высокий уровень, хорошая мотивация, положительное отношение к учреждению, низкий уровень и негативное отношение к учреждению.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психолого–педагогические подходы к определению учебной мотивации
Гендерные различия при выборе мотивации учебной деятельности подростков 13–14 лет
Манатова Эльвира Расулевна,студентка3 курса факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]
Гендерные различия при выборе мотивацииучебной деятельности подростков 1314 лет
Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте; показано, что от мотивов, которые движут школьником, зависит особенность его учебной деятельности; представлены результаты исследования учебной мотивации подростков 1314 лет. Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, подростки, мотивация, мотивы.
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Актуальность её обусловлена тем, что мотивация учебнопознавательной деятельности –это феномен, который требует от педагога систематической работы на протяжении всего учебного процесса. Необходимость развитой учебной мотивации у школьников понимает каждый педагог, так как для включения ученика в работу, задачи которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности должны быть понятны и внутренне приняты им. Процессы интериоризации мальчиков и девочек отличаются.Основы гендерных различий закладываются генетически и имеют значительные различия, это влияет на способности учеников, их поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. В связи с этим, учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации подростков важен для совершенствования учебного процесса.Для того, чтобы грамотно выстроить учебный процесс, замотивировать ученика, педагогу надо знать особенности мотивации учения на разных возрастных этапах, акцентировав при этом внимание на подростковом возрасте и гендерных особенностях ученика[8].
Уровень учебной мотивации12345Количество испытуемых
441
Проанализировав данные таблицы 1, мы делаем выводы, что у 44% учеников выявлен 2 уровень учебной мотивации. Это признак хорошей школьной мотивацией, являющейся нормой. Еще 44 % учеников данного класса положительно относятся к школе, но она больше привлекает их своей внеучебной деятельностью–3 уровень мотивации учения. 11% от всей характерен 4 уровень учебной мотивации. У таких подростков низкая школьная мотивация, они посещают школу неохотно, предпочитая прогуливать уроки.
Рис. 1.Сравнительный анализ результатовдиагностики мотивации учения М.ИЛускановой.
Из рисунка 1 мы видим, что максимальныйвыявленный уровень учебной мотивации у девочек такой же как и у мальчиков, минимальныйуровень у мальчиков –ниже,чем минимальныйуровень мотивации у девочек. Двум мальчикам и двум девочкам характерен высокий уровень мотивации учения и такому же количеству мальчиков и девочек характерен средний уровень.У 1 одного ученика выявлен низкийуровень мотивации учения.С целью определения преобладающего мотива, который определяетжелание ребенка идти в школу, мы использовали методикудля диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой). Результаты исследования диагностики учебной мотивации школьников поданнойметодике представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты диагностики учебной мотивации школьников М.В.Матюхиной в модификацииН.Ц.Бадмаевой
Мотивы ученияКоличество испытуемых Долга и ответственности4Самоопределения и самосовершенствования7Благополучия7Аффилиации2Престижа1Избегания неудачи4Учебнопознавательные (содержание учения)4Учебнопознавательные (процесс учения)2Коммуникативные2Творческой самореализации1Достижения успеха7
По данным, представленным в таблице, преобладающими мотивами учения в данном классе являются мотивы самоопределения, достижения успехаи благополучия(78%). 44% учеников руководствуются мотивами долга и ответственности.Такое же количество испытуемых мотивирует само содержание учения и стремление избежать неудачи.22% движут коммуникативные мотивы и стремлениебыть в обществе других людей или мотив аффилиации. Столько же 4040205050010203040506012345Количество испытуемых %Уровень учебной мотивацииколичество мальчиков %количество девочек %учеников интересуются процессом учения. Мотив творческой самореализации и мотив престижа выявленыу 11% испытуемых.
Ссылки на источники1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http://www.klex.ru/um. [Дата обращения 10.04.2015].2.РеанА.А. Психология и педагогика. http://www.twirpx.com/file/4557/
[Дата обращения 11.04.2015].3.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.. –М.:. ВЛАДОС, 2013.–687 с.4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.http://www.pedlib.ru/Books/1/0389/index.shtml?from_page=3.
[Дата обращения 10.04.2015]. 5.ХилькоМ.Е., Ткачева М.С.Возрастная психология. Конспект лекций. М.:Юрайт, 2014. –208 с.6.Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психологопедагогические показатели деятельности школьника. Критерии и диагностика. http://www.twirpx.com/file/1004565. [Дата обращения 11.02.2015].7.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. http://window.edu.ru/resource/940/18940/files/Mtdusc10.pdf. [Дата обращения 11.02.2015].8.Долгова В.И. Проблемы подготовки руководителей инновационного процесса в начальной школе: (аспект психологии пола). / Новые системы обучения в начальной школе. –Материалы региональной конференции. Под ред. Гашевой Л.П., Геращенко Н.В., Ерыкаловой Л.П. –Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. –1994. –С. 1517 9.Савина Н.Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности. / Культура и образование: от теории к практике. Т. 1. Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятский колледж культуры». –2015 г. С. 302306.
020406080100количество испытуемых %самоопределенияаффилиацииизбегания неудачиучебнопознавательные …творческой самореализации …Количество испытуемых %Ряд1
2.2: Мотивированный ученик — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 52372
- OpenStax
- OpenStax
Вопросы для рассмотрения
Сфера деятельности | Что это значит для вас | Как это применимо к обучению | Реальный пример |
---|---|---|---|
Эта страница под названием 2.2: Мотивированный ученик распространяется под лицензией CC BY 4.0 и была создана, изменена и/или курирована OpenStax с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- ОпенСтакс
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 4,0
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- знать о любом отрицательном смещении
- сосредоточьтесь на хорошем, прежде чем начать
- зернистость
- рост
- инстинкт
- вести журнал благодарностей и достижений
- устойчивость
- источник@https://openstax. org/details/books/college-success
- источник@https://openstax.org/details/principles-microeconomics
- упорство Модель
- Использование и удовлетворение
Мотивация на уроке
Мотивация на урокеРеклама
1 из 17
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения офлайн
Обучение
Виды мотивации 9 0032
Реклама
Реклама
Мотивация в классе
- Результаты обучения: 1. Определение мотивации 2. Определите типы мотивации 3. Описывает различия между Внутренняя и внешняя мотивация 4. Объясните стратегии, которые могут способствовать мотивации студентов
- Слово «мотивация» относится к тому, чтобы заставить кого-то движение. Когда мы мотивируем себя или кто-то еще, мы разрабатываем стимулы или мы устанавливаем условия, которые запускают или прекращают поведение. В образовании мотивация решает проблему создать условия, чтобы учащиеся будут работать в меру своих возможностей в академические условия. Мы часто мотивируем учащихся помогая им развить ожидание того, что выгода будет иметь место в результате их участие в учебном опыте
- «Понятие мотивации тесно связано к другим конструктам в образовании и психология, например, конструкты внимания, потребности, цели и интересы, которые все способствовать развитию интереса учащихся к обучение и их намерение заниматься конкретной деятельности и достижения различных цели.» (Краузе К.Л., Бохнер С. и Дюшен, С., 2003).
- «Определение мотивация – это сила, заряжает энергией и направляет поведение по отношению к цели». (Барон, 1992 и Шунк, 1990) «Понятие мотивации применяется, когда человек энергичный, чтобы удовлетворить некоторые потребность или желание. Персона будет заниматься или будет привлечены к деятельности которые воспринимаются как имея возможность удовлетворить эту потребность или желание». (Тан О.С., Парсонс Р.Д., Хинсон, С.Л., и Браун, Д.С., 2003)
- Писатели и преподаватели, такие как: МАРИЯ МОНТЕСОРИ РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР ПАОЛО ФРЕЙРЕ КАРЛ РОДЖЕР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ ПРИСУТСТВЕННО МОТИВИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАНИЕ В большинстве стран учебная программа ориентирована на внешне мотивированных модели,. Потому что это мотивирует студентов соревноваться, а не учиться самостоятельно
- Мотивация связана с факторами, которые стимулировать или подавлять желание заниматься поведение. НЕ ДУМАЕТСЯ, ЧТО ВНЕШНЕЕ МОТИВАЦИЯ ВЛИЯЕТ НА ВНУТРЕННИЕ МОТИВАЦИЯ?
- Внутренняя мотивация относится к вознаграждению, обеспечиваемому самой деятельностью. Мотивация связана с факторами, которые стимулируют или тормозят желание участвовать в поведении. Мотивация связана с факторами которые стимулируют или подавляют желание участвовать в поведении. мотивация возникает из-за использования внешних вознаграждений или взяток, таких как еда, похвала, свободное время, деньги или баллы за деятельность. Все эти стимулы являются внешними в том смысле, что они отделены от личность и задача. Например, ребенок может заниматься домашними делами не потому, что они ему нравятся, а потому, что это приносит пособие, и студенты, которые внешне мотивированные могут усердно готовиться к тесту, чтобы получить хорошую оценку по курс. Внутренняя мотивация возникает из-за внутренних факторов.
- Внешнее вознаграждение для студентов является материальным награды, выдаваемые учителями ученикам за мотивировать их и повышать производительность и поведение. Они являются внешними, потому что они исходить извне от студента, а не внутри.
- В идеальном классе учащиеся обращают внимание, задавать вопросы и хотеть учиться. Они делают свое задания без жалоба и изучение без уговоров и уговаривал. Но учителя часто есть студенты, которые не кажутся мотивированными работать над поставлены классные задачи для них.
- Учителя используют внешние мотивация стимулировать обучение или поощрение ученики выступают в особым образом. Это один из самый мощный мотивы. Это действует, когда индивидуум мотивирован результат, который внешний или как-то связанные с деятельностью в кто она или он помолвлен.
- «Внешний мотивация относится к наградам, которые получено не от активность, но как следствие активность.» (Моррис и Майсто, 2002)
- Эта мотивация возникает в результате использования внешних наград или взятки, такие как еда, похвала, бесплатно время, деньги или указывает на активность.Эти стимулы все внешний, в том они отдельные от человека и задача.
- Согласно Кэрол Эймс (1990, 1992), шесть областей, которые могут повлиять на мотивация учиться. 1.Задание, которое предлагается выполнить учащимся. 2. Студенты автономии допускаются в работающий. 3. Как учащиеся получают признание за их достижения.
- 4. Групповая практика. 5. Процедуры оценки. 6. Планирование времени на занятиях.
- Скопируйте материал и получите свой выводы и поделиться с коллегами.