Психология для старшеклассников: Психология для старшеклассников | Домашняя школа ИнтернетУрок

Содержание

Читать онлайн «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», Марина Ростиславовна Битянова – Литрес

Предисловие

Уважаемые старшеклассники!

Эта книга адресована вам.

Скажем честно, перед нами, авторами, стояла непростая задача. С одной стороны, мы хотели простым, «человеческим» языком передать те современные психологические знания, которые могут быть вам сегодня действительно интересны и нужны. (Каждое из выделенных слов имеет свою ценность.) С другой стороны, мы не хотели создавать упрощенный вариант академического учебника по психологии, этакие научные комиксы, скорее – путеводитель по внутреннему миру. В этом путеводителе есть определенное количество научной информации, немного проблемных или спорных вопросов, некоторые авторские ответы на эти вопросы известных и уважаемых людей… Все то, что помогает нам понимать и разбираться в устройстве Вселенной, отношений между людьми, самих себя. В нем нет непреложных истин и аксиом, так как внутренний мир – и это нам очень важно было донести до читателя – принципиально познаваем только тем человеком, который им владеет и кто его ежечасно и ежеминутно создает – своими поступками, своими желаниями, своими переживаниями.

У этой книги есть определенная структура. Каждая глава посвящена тому или иному аспекту нашего Я и нашей ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Внутри главы есть информационная часть. Она разделена на некоторые тематические блоки, многие из которых заканчиваются проблемными вопросами. Нам кажется, это те вопросы, которые очень полезно задавать самому себе время от времени. После информационной части следуют различные тематические рубрики. Психологическая консультация, самоисследование– это возможность проанализировать себя или получить психологический совет. Лаборатория, психология в жизни – это факты, полученные в экспериментах, проявления психологических закономерностей в жизни – все то, что позволяет увидеть психологию в реальных явлениях. Лирика – еще один психологический взгляд на мир и на самого себя: не научного характера, но не менее значимый и глубокий. Великая литература подарила нам множество образцов серьезнейших психологических исследований.

Мы, авторы, постарались решить те задачи, которые перед собой поставили. И надеемся, что эта книга поможет вам, уважаемые читатели, решить те задачи самопознания и саморазвития, которые вы перед собой ставите.

Удачи!

Марина Битянова, Игорь Вачков

Глава 1


Человек и его Миры (начало)

Мир внешний и мир внутренний

Цивилизация, к которой все мы – люди рубежа второго-третьего тысячелетия – принадлежим, существует и развивается на Земле уже довольно давно. Конечно, по нашим, человеческим меркам. Значительно старше ее мир Земли: он видел закаты и рассветы, встречал весны и зимы задолго до рождения первого представителя нашего рода. Мы появились, создали свою цивилизацию, особый человеческий мир и назвали себя homo sapience («человек разумный»). Тем самым мы подчеркнули, выделили среди прочих одну из самых ценных для нас, самых ярких и значительных способностей: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь.

Разумность – это предмет гордости вида «Человек». Но она далеко не исчерпывает уникальность каждого его представителя, каждого из нас. Более того, даже уводит несколько в сторону от понимания этой уникальности. В сторону от открытия главной тайны Человека.

Что же это за тайна? Как ни парадоксально, на словах она известна практически всем, но по-настоящему может быть открыта только каждым из нас в отдельности, как Личная Тайна. Что обязательно и происходит с человеком в какой-то момент его жизни. Иногда довольно рано, иногда на склоне лет, часто – через сильные переживания, душевную боль. Приходит понимание того, что Человек – житель двух хотя и взаимосвязанных, но все же самостоятельных миров. В одном мире он рождается и существует в своем физическом облике. Этот мир дарует ему тело, в котором заложены свойства и возможности. Он же определяет среду, в которой человеку предстоит существовать: дышать, развиваться, стареть и умирать. Имена этого мира – Вселенная, галактика, Земля, эпоха, страна. Второй мир постепенно раскрывается перед человеком богатством своих возможностей, красок, просторов.

Человек открывает этот мир в себе, развивает, совершенствует, расширяет его границы. Имя ему – внутренний мир, или мир собственного Я, или же душа…

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Сократ

Во внешнем мире развивается цивилизация людей. Каждый из нас учится жить в этом мире: постигать его, изменять, приспосабливаться к нему. Что знали мы о Земле и галактике тысячу лет назад и что знаем сейчас? А что будем знать еще через сотню лет! Человечество придумало множество способов для изучения и изменения свойств окружающего мира, оно создало науку, технику, технологии, помогающие ему разговаривать с внешним миром, миром предметов и природных явлений.

Но и внутренний мир также открыт для познания, понимания, принятия и изменения. Что я знаю о себе сейчас? Что буду знать завтра? В русском языке, как и в любом другом, существует множество словосочетаний, обозначающих разные приемы общения человека со своим внутренним миром.

Мы говорим: «понять себя», «поговорить с самим собой», «разобраться в себе», «разрешить себе», «забыться» (забыть себя), «жить с собой в ладу», «быть недовольным собой» и т. д.

Какой мир важнее, значительнее? Можно ли вообще ставить вопрос таким образом? Наверное, нет, ведь в каждый миг своего существования мы пребываем в удивительном пространстве, в котором эти миры пересекаются, дополняют и определяют друг друга. Как это происходит? А вот смотрите.

Все мы очень разные. То, что радует одного, оставляет равнодушным другого, то, от чего один взорвется, другой воспримет спокойно и т. д. На первый взгляд, все определяется особенностями личности, особенностями Я каждого из нас. Это так, да не совсем. Потому что есть еще чисто физиологические свойства нашего организма, данные нам природой, – особенности нервной системы, обмена веществ, физической конституции, которые задают нам наши реакции – их силу, продолжительность, последствия.

Скажем, два друга решили целый день заниматься ремонтом старенького мотоцикла. Один и через пять часов работы полон сил и энтузиазма и с осуждением смотрит на товарища, который уже двигается и вникает в технические подробности с видимым трудом. Первый в обиде: разве мне одному это нужно? Решили же вместе… Конечно.

Но есть такое свойство психики – утомляемость. И у одного она от природы низкая, а у другого, увы, высокая. Он так устроен. И лень здесь ни при чем.

Или другой пример: подруги поругались, был для этого повод. Незначительный, но все же. Одна вспылила и очень быстро успокоилась. Она уже готова говорить о другом. А вторая «завелась». По пятому разу она твердит одно и то же, никак не может успокоиться, забыть. Первая чувствует, как раздражение снова начинает накапливаться в ней, требуя быстрого и сильного выплеска эмоций. В чем дело? В воспитании? Во вредности второй подруги, неумении ее дружить? Скорее все гораздо проще. Разные типы нервной системы: гибкая и «застревающая». Плюсы и минусы есть у каждой, речь сейчас не об этом. Речь о том, что свойства внутреннего мира, наши действия, оценки, желания, существенно зависят от тех качеств, которые дарованы природой нашему телу.

Порой кажется: я веду себя так, как считаю нужным (Я! Лично я!). А на самом деле это природные свойства тела задают нам наши реакции. Внешний мир вмешивается во внутренний.

Но есть и обратная связь. Внутренний мир – наши желания, устремления, чувства – определяет, в каком внешнем мире мы будем жить. Нет, дело не в магии. Не в том, что свойства внешнего мира меняются в соответствии с нашими представлениями о нем.

Во-первых, человек будет стараться организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям. Тот, кто очень любит общение и суету, быстрое течение жизни, не поедет жить в маленький поселок у края тайги. Тот, кому дороги покой и уединение, не выберет профессию журналиста. Питающий страсть к достатку в доме лучше сэкономит на билетах в театр, чем на красивой «финтифлюшке» для убранства комнаты. Стремящийся к духовному обогащению поступит наоборот.

Во-вторых, наш внутренний мир, состояние души влияет на то, как мы видим, воспринимаем внешний мир. Если для одних он юдоль земная и источник вечных проблем, то для других – расцвечен радостью, удивлением, жаждой познания.

Как вы думаете, пессимист и оптимист живут в одном мире или в разных?

Познание внутреннего мира

Мы уже говорили о том, что для постижения внешнего мира человек придумал множество способов. Прежде всего это наука. Биология и химия, физика и география занимаются познанием внешнего мира, разрабатывают основы тех технологий, с помощью которых человек изменяет его свойства (увы, часто поспешно и непродуманно). Но не только наука. Каждый из нас постигает окружающий мир, используя для этого замечательный инструмент – органы чувств.

Внутренний мир тоже доступен изучению. Но есть определенные трудности. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит только одному человеку. Каждый из нас – обладатель собственного уникального внутреннего мира. Поэтому естественным образом он открывается только своему обладателю, который при желании может поведать о нем другим, приоткрыть завесу своей тайны. Так поступают писатели, художники, композиторы, создавая свои творения, так поступают влюбленные, друзья и все те, кто чувствует близость своих душ, своих внутренних миров.

Итак, мы можем познавать свой внутренний мир, общаясь с самими собой. Мы можем постигать внутренний мир других людей (общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью) и благодаря этому раскрывать новые стороны своей собственной души. Но человеку разумному этого кажется мало. Ему нравится обобщать, выводить закономерности, постигать всеобщие законы. Поэтому были созданы особые науки, пытающиеся понять свойства внутреннего мира человека. Свойства, присущие большинству людей, и свойства редкие, почти уникальные. Среди этих наук особое место принадлежит психологии и философии. Философия пытается ответить на самые главные вопросы, волнующие человека и человечество: «Что есть человек?», «Каковы цели и смысл его существования?», «Каковы его роль и место в мире?». Вопросы, на которые пытается ответить наука психология, чуть проще: «Как устроена психика человека?», «Какими психологическими свойствами человек наделен?», «Чем все люди похожи и чем они отличаются друг от друга?», «Как мы думаем, чувствуем, действуем?».

 

Самое главное в человеке – то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить.

Александр Мень

Психологи проводят исследования, обобщают их данные, пытаются установить общие закономерности психологической жизни человека. Но все же научная психология – лишь один из путей познания собственного внутреннего мира, так же как естественные науки – лишь один из путей познания внешнего мира. Каждый человек – психолог своего собственного внутреннего мира. В постижении его свойств человеку могут помочь:

♦ психологические и философские науки;

♦ литература, искусство;

♦ открытое, доверительное общение с другими людьми;

♦ общение с самим собой, опыт собственной жизни.

Да, все эти знания, чужой и собственный опыт находятся в распоряжении того, кто решил открыть внутри себя целый мир, вторую Вселенную, скромно и коротко именуемую Я.

Какими источниками для познания собственной души сегодня пользуетесь вы?

Зачем познавать свой внутренний мир? Два образа жизни

А нужно ли вообще задумываться о своем внутреннем мире? Во-первых, многия знания – многия печали, как говаривал царь Соломон. А во-вторых, общеизвестна истина: самокопание до добра не доводит. Хорошо, коли там клад. А коли залежи, так сказать, естественных удобрений? И самому нюхать неприятно, а другим, которым сдуру открылся, – вообще тошно.

Психология – наука опасная и бесполезная. Опасная – по описанным только что причинам, а бесполезная – вот почему: узнать о себе человек может прекрасно и без нее. Ведь никто лучше самого человека его душу не знает. И не сумеет узнать, поскольку для постороннего она, как известно, потемки. Для нас – и только для нас! – открыты наши психические явления. И не надо туда лезть со специальными научными методами и инструментами, всякими психологическими штангенциркулями и прочими тестами. Нам-то самим эти самые явления без труда видны, а другому никакие приспособления не помогут. Верно это или нет?

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Козьма Прутков

Неверно. Потому что непосредственность восприятия многих переживаний и психических явлений иллюзорна. Первым это показал великий австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?

Представляется, что ответ на этот вопрос можно найти внутри себя или в диалоге, общении с интересным, думающим собеседником. А в помощь вам предлагается следующее рассуждение.

Человек рождается, живет и умирает. Так устроен внешний мир. Человек обладает психикой, сознанием и свободой воли. Человек так устроен. Познаем ли мы законы жизни и собственного устройства или нет – от этого ничего не меняется. В том смысле, что внешний мир остается таким, какой он есть, и внутренний мир дан каждому из нас.

Но есть два способа жизни, которые возможны при таком мироустройстве. И нам дано право выбирать один из них.

Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первые – это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и… представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое – воздушное – пространство. Им оно недоступно, а подавляющему большинству – попросту неинтересно.

Но есть особая группа океанских жителей – летающие рыбы. Кто наградил их крыльями – Бог, судьба, собственное любопытство, – трудно сказать. Однако благодаря крыльям они могут выходить – пусть ненадолго! – в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах – это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства. Конечно, они вновь нырнут в воду и погрузятся в привычную суматоху. Но они умеют останавливаться. Они способны к рефлексии.

Первый способ жизни – это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я»… Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них. Утро, день, вечер… Радость, обида, разочарование, успокоение… Поел, попил, поучился, погулял, а завтра будет завтра. Все понятно. Жизнь течет, человек растет, изменяется, стареет. Ему ни к чему задумываться о том, почему именно так развивается его жизнь. Так получается, так складывается. Человек растворяется в природе, добывании хлеба насущного, в отношениях с другими людьми. Такая жизнь вполне может приносить умиротворение и чувство наполненности. И такой образ жизни явно не предполагает серьезного интереса к своему Я.

Другой способ жизни – жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и с самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем – анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем – свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей. Жизнь теряет плавность, в ней появляются взлеты и падения, временные остановки (для осмысления сделанного) и периоды бурного развития. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. Такая жизнь может приносить радость, чувство осмысленности бытия. И она основана на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.

Так надо ли постигать свой внутренний мир и почему?

Устройство внутреннего мира

Об этом – все последующие тематические блоки этой главы, все упражнения, разговоры и споры на уроках психологии. Как устроен внутренний мир? Сложно, красиво, удивительно тонко и гармонично. А как именно устроен внутренний мир – человека вообще и наш, личный, собственный?

Некоторые общие представления о том, как устроен внутренний мир человека, разработаны в философских и психологических теориях разных авторов. На их основе мы и построили эту книгу. Но главная ее задача не в том, чтобы рассказать вам об устройстве внутреннего мира абстрактного homo sapience. Ее задача – помочь вам раскрыть свой собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать. А наука психология, одноклассники и близкие люди, произведения искусства и ваш опыт исследования этого мира будут в этом помогать.

Пока человек существует, он будет себя открывать.

Евгений Богат

В чем может состоять их помощь? Ведь мы несколько раз повторили, что открытие внутреннего мира, его уникальных свойств – это личная работа каждого. Только я могу до конца понять свое Я. Но опыт других людей поможет увидеть разнообразие внутренних миров, найти их созвучие и различия. Науки о человеке дадут знание о тех общих закономерностях, на которых построен внутренний мир каждого. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным Я.

Каждый ли способен к познанию своего внутреннего мира? Всем ли это нужно?

Кон И.

С. ПСИХОЛОГИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА

И.С.Кон

ПСИХОЛОГИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА1

 

Хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному.

Прежде всего действует закон неравномерности со­зревания и развития. Эта неравномерность является од­новременно межличностной (подростки созревают и развиваются в различном темпе, поэтому хронологиче­ские сверстники и одноклассники могут фактически на­ходиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутриличностной (гетерохронность физи­ческого, полового, умственного, социального и нравст­венного развития одного и того же индивида). Поэтому первый вопрос, возникающий при встрече со старше­классником: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком, причем не вообще, а применительно к данной конкретной сфере жизнедеятельности?

Далее, в зависимости от индивидуально-типологиче­ских особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность — период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характери­зующийся серьезными, эмоциональными и поведенчески­ми трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравни­тельно легко, но до некоторой степени пассивно; роман­тические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше все­го хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование само­стоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, одна­ко, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отлича­ются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интро­спекция и эмоциональная жизнь.

Подобно темпам созревания, разные типы развития «даны» воспитателю как объективные, не зависящие от его воли личностные свойства его воспитанников. При­чем соотношение и формы проявления этих типов, по-видимому, не совсем одинаковы у юношей и у девушек. Однако, уловив индивидуально-типологические особен­ности ученика и зная сильные и слабые стороны каждо­го типа, учитель может достаточно эффективно коррек­тировать их проявления и последствия, что весьма суще­ственно как в краткосрочной, так и, особенно, в долго­срочной перспективе.

Важно иметь в виду, что речь идет большей частью не просто о возрастных, а о половозрастных особенно­стях. Поэтому многие категорические суждения о психологических особенностях юношей и девушек, высказы­ваемые в популярной литературе и отдельных учебных пособиях, не основаны на научных данных, а выражают лишь субъективные мнения авторов, отражающие их личный опыт или расхожие  клише обыденного сознания, которые могут быть как истинными, так и ложными, но почти всегда бывают упрощенными, чем категоричнее такие суждения тем критичнее их нужно воспринимать. Однако сами по себе половые различия весьма сущест­венны, проявляясь и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных решений, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения. Воспринимать и оценивать девушек-старшеклассниц по юношеским критериям и стандартам совершенно недопустимо.

Половозрастные особенности и процессы всегда тес­но переплетаются с личностными. Для юношеского воз­раста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я». Тут есть извест­ная общая логика. Судя по имеющимся, к сожалению, довольно скудным, эмпирическим данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, рас­плывчатого «я», затем проходят стадию «ролевого мора­тория», деятельность которой может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности, завер­шается же социально-психологическое и личностное са­моопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Юноши и девушки, переживающие стадию диф­фузного «я» или «ролевого моратория», часто отличают­ся меньшей психологической самостоятельностью и по­вышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям не­достает глубины, психологической интимности и устой­чивости. Слишком поспешное самоопределение путем бездумного, пассивного принятия готовых образцов и шаблонов деятельности коррелирует с ригидностью ин­теллектуальных процессов и стереотипным, формаль­ным стилем общения. Нужно подчеркнуть, однако, что никаких жестких возрастных норм перехода из одной стадии в другую не существует. Не все люди достигают высших этапов умственного, нравственного и социаль­ного развития, предполагаемых понятием Личности с большой буквы. Одни и те же свойства у одного старшеклассника являются временными, стадиально-возра­стными, а у другого — индивидуально-личностными, ко­торые будут сопутствовать ему всю жизнь.

У большинства старшеклассников уже отчетливо вы­ражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Один любит умственный труд, другой — физический, третий — общение с людь­ми, четвертый — общественную работу, пятый увлекает­ся всем поочередно, а шестой — ко всему одинаково рав­нодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим — желание приносить кому-то пользу, третьим — чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым — желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д. Разумеет­ся, это не всегда заметно.

Все это требует от воспитателя вдумчивости и осто­рожности в оценках. Наши недостатки — не что иное, как продолжение наших достоинств. Известная рассогласованность ценностных ориентаций, стремлений и поведения, которая кажется проявлением возрастной не­зрелости юношей и девушек, нередко наблюдается и у взрослых и не всегда считается недостатком.

Социально-культурные различия так или иначе не­избежно преломляются в конкретных условиях микро­среды, где растет и формируется старшеклассник,— в структуре его семьи и межличностных отношений, в спе­цифических ценностях юношеской субкультуры, направленности интересов, способах проведения досуга и т.п. Воспитатель обязательно должен учитывать все это.

Даже выводы экспериментальной психологии нельзя принимать механически, без размышлений, особенно, если речь идет не о причинных связях, а о статистических корреляциях. Например: имеется статистически значи­мая связь между: а) агрессивностью и жестокостью под­ростка и б) холодным или жестоким отношением к нему родителей в детстве. Но можно ли считать доказанным, что а) действительно является причиной б)? Нет, нельзя, хоть это и правдоподобно. Не менее логично предполо­жить, что родительская холодность к ребенку была следствием его собственных неприятных качеств или же что эти черты (агрессивность, жестокость) являются в этой семье наследственными, общими для ребенка и его родителей. Проверить каждую из этих гипотез не так просто даже ученым-психологам, воспитатель же имеет дело с уже готовыми следствиями.

Исключительно многогранен и сам процесс воспита­ния старшеклассника. Юность — завершающий этап первичной социализации. Это ставит перед школой три взаимосвязанные задачи. Школа должна подготовить старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к се­мейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей. Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. Комплексный подход к воспитанию означает неразрывное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, причем во всех этих во­просах школа работает не одна, а в содружестве с дру­гими общественными институтами.

Отсюда необходимость развития каждым учителем собственного социально-педагогического мышления, учи­тывающего множественность институтов и средств соци­ализации, ясное понимание того, что конечный воспита­тельный эффект зависит от успешной деятельности и степени согласованности всех ее каналов, включая родительскую семью, школу…, неформальное общество свер­стников и средства массовой коммуникации…

Социально-педагогическая перспектива позволяет школе более всесторонне, трезво и реалистично оцени­вать эффективность и качество собственной деятельности и одновременно — лучше координировать усилия, других. Вместе с тем закономерности юношеской психо­логии еще раз подтверждают необходимость личностно­го подхода к старшеклассникам. При всей общности их положения и жизненных задач старшеклассники суще­ственно отличаются друг от друга. Разными будут и их жизненные пути. Образование и обучение должны быть ориентированы не на нивелирование индивидуаль­ных особенностей, а на формирование у учащихся индивидуального стиля деятельности.

Еще важнее такая ориентация в сфере идейно-поли­тического и нравственного воспитания. Центральный психологический процесс юношеского возраста — разви­тие самосознания, которое побуждает личность соизме­рять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее подросток, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от учителя боль­шой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность воспитанника.

К сожалению, школа не всегда учитывает это. Боль­шая часть претензий старшеклассников к школе сводит­ся именно к тому, что в ней недостает творчества и самостоятельности. Это касается и организации учебно­го процесса, где ребята жалуются на недостаточно ак­тивные методы обучения и школьного самоуправления, которое часто бывает формальным. Объясняя такое по­ложение, учителя нередко ссылаются на пассивность и инфантильность самих старшеклассников, не проявляю­щих инициативы и чувства ответственности. Однако это — прямое следствие соответствующего стиля воспитания. Нельзя внушать ребенку, что дорогу осилит иду­щий, и одновременно не позволять ему ходить.

Активная жизненная позиция, которую мы хотим привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными по­ступками, за которые он несет личную ответственность. Как писал <…> С.Л.Рубинштейн, «всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в сознание ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребен­ка, воспитание его личностных свойств и качеств».

Отрицательные явления, существующие среди неко­торой части юношества, иногда объясняют глобальными социальными процессами, связанными с НТР (удлине­ние периода ученичества, неопределенность социального статуса подростков, множественность факторов социа­лизации и т.п.). Но как «и важны эти процессы сами по себе, не они порождают разгильдяйство, лень и без­ответственность, а недостаточная требовательность к молодежи в сочетании с мелочной опекой над ней.

Каждый старшеклассник представляет собой проти­воречивое единство детскости и взрослости, и от воспи­тателя зависит, какую грань он предпочтет высветить, на какое начало — детское или взрослое — опереться. Многие учителя и родители чаще апеллируют к детско­му началу в подростках, уповая главным образом на зависимость и послушание. Такая установка бессозна­тельно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощнее и инфантильнее кажутся дети, тем значительнее и нуж­нее выглядят в своих собственных глазах учителя и ро­дители. Но установка эта ложная и вредная. Как подчеркивал Л.С.Выготский, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». У постоянно опекаемого человека вырабатывается привычка к пассивной зависимости или бессмысленный, анархический негативизм. То, что ка­жется некоторым педагогам инфантильностью, фактиче­ски представляет собой уже сформировавшуюся ижди­венческую, потребительскую установку…

Взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние (вспом­ним выражение «стать взрослым»). Это процесс, стадия жизненного пути, характеризующаяся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, а с дру­гой — самостоятельностью, способностью и умением ини­циировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства. Эти свойства неодинаково выражены у разных людей. Сравнивая понятия, в которых взрослые люди ретроспективно описывали свой переход от юности к зрелости, психологи обнаружили два полю­са. Одни люди переживают взрослость как обогащение своей личности, расширение сферы жизнедеятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, ко­роче — как самореализацию. Другие, напротив, подчер­кивают главным образом приспособление к объектив­ным обстоятельствам, считают, что материальные успехи достигнуты ими ценой отказа от индивидуальности, утраты свободы самовыражения, свежести чувств и т.д. К какому же из этих вариантов мы готовим своих воспитанников?

В психологии давно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы и творчест­ва. «Свободы не в обывательском смысле (в смысле упрямого стремления делать то, что «мне желается»), а в смысле развитой способности преодолевать препят­ствия, казалось бы, неодолимые, в способности преодо­левать их легко, изящно, артистично, а значит, в способ­ности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие спо­собы действия применительно к индивидуально-неповто­римым ситуациям, особенностям материала». Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это — важнейшее требование к условиям ее формирования.

Мы часто говорим, что юность «находится в пути», «ищет свой путь» и т.п. Эта метафора имеет глубокий философский смысл. Личность — это именно путь, по которому человек идет. Как бы хорошо ни была изучена местность, каждый человек сам прокладывает свой маршрут, и в этом смысле он всегда индивидуален и не­повторим. Указать другому его жизненный путь так же невозможно, как раскрыть ему смысл его жизни. Сде­лать это — значило бы прожить жизнь за другого, вме­сто него. Воспитание — прежде всего формирование си­стемы потребностей человека, а не системы его знаний. В этом смысле, как писал индийский мудрец Вивекананда, научить другого человека нельзя, каждый должен учить себя сам, можно лишь помочь ему в этом трудном деле. Воспитатель прежде всего освободитель, помогающий ученику глубже осознать себя, стать самим собой, реализовать то лучшее и ценное, что в нем есть.

В свете метафоры «человек — это его путь» воспита­тель обязан дать ученику максимально точную карту местности, по которой ему предстоит идти, указать важнейшие ориентиры и научить технике ходьбы. Кроме то­го, он может, если сумеет, поделиться личным опытом своего собственного жизненного поиска. Объективное знание поможет ученику яснее видеть вокруг, а жизнен­ный опыт старшего друга — глубже разобраться в са­мом себе и понять, что проторенные тропы не самые ин­тересные. Остальное — дело самого путника. Мы не мо­жем заранее сказать, куда именно ему нужно будет свернуть на крутом повороте жизни, когда привычная тропа раздваивается или исчезает из виду. Но ему поможет приобретенный с нашей помощью опыт принятия решений и готовность принимать за них ответственность. В такой же ситуации постоянного беспокойства и поиска находится и классный руководитель. Учитель­ская профессия — одна из самых творческих в мире. Но величайшая профессиональная вредность этой работы более опасная, чем срыв голосовых связок, — привыка­ние, незаметная стереотипизация не только частных пе­дагогических приемов, но самого стиля общения с уча­щимися, склонность упрощать сложные ситуации, назой­ливая дидактичность и категоричность суждений. Исто­ки этих черт общеизвестны. Это многократное, рассчи­танное на непонятливого ученика повторение одного и того же материала, испытание властью, тягостная при­вычка чувствовать себя как на сцене. Избежать этих опасностей и окостенения можно. Для этого нужно хо­рошо знать свои характерологические слабости, само­критично оценивать результаты работы и особенно знать и чувствовать индивидуальность каждого своего клас­са, каждого ученика и каждой педагогической ситуации. Ибо главный залог профессионального долголетия учи­теля и его самосохранения как личности — то же самое качество, которое лежит в основе всякого воспитатель­ного воздействия,— вечно живое Творчество.



1 Кон И.С. Психология старшеклассника. –М.: Просвещение. —  1982. – 191 с.

Психология и хорошая жизнь

Психология и хорошая жизнь

Йельский курс счастья — переосмысление как БЕСПЛАТНАЯ школьная программа.

ВНИМАНИЕ: Мы временно закрыты для новых регистраций. Летом 2023 года мы запустим совершенно новую учебную программу, основанную на нашем новом бесплатном курсе для подростков «Наука благополучия для подростков». Чтобы получать уведомления о появлении новой учебной программы, пожалуйста, присоединитесь к списку ожидания ниже!

Присоединяйтесь к списку ожидания

Об учебной программе

Психология и хорошая жизнь (PGL) основан на одноименном курсе Йельского университета. Он учит студентов тому, что наука психология говорит о том, как делать более разумный выбор и жить более счастливой и полноценной жизнью. PGL был самым популярным курсом Йельского университета за более чем 300 лет, на него записался почти каждый четвертый студент. Мы надеемся, что эта адаптированная учебная программа позволит старшеклассникам насладиться лекциями доктора Сантоса, которые изменят их жизнь!

  Что включено

Расскажите своим ученикам о науке и практике хорошей жизни с помощью этих ресурсов:

Видеолекции:

Более 100 видео, организованных в более чем 20 часов контента PGL 9 0004

«Перемонтаж ” Занятия

11 Занятия, помогающие выработать привычки к хорошему самочувствию

Учебный план

Примеры учебных планов, которые вы можете адаптировать для своего класса

Ресурсы поддержки

Конспекты лекций, материалы для чтения, выпуски подкастов и другие ресурсы

Советы для занятий в классе

C получено от учителей для проведения мероприятий по благополучию в классе (эмпирически не подтверждено)

Объедините эти ресурсы тремя способами, чтобы использовать учебную программу

16-недельный курс

Недельные единицы

Ремонт электропроводки

Нужно больше убедительности?

5 причин принести PGL в вашу школу:

    ", "description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Psychology and the Good Life is already being used with <a href=\"https://www.cnn.com/2021/02/01/us/yale-good-life-class-trnd-wellness/index.html\" target=\"\">700+ students in 30 low-income high schools in 17 cities across the US.<\/a><\/p>", "button": { "buttonText": "", "buttonLink": "#" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0.49, "y": 0.405 }, "imageId": "60eefa5ee0913b028480c3c8", "imageAltText": "School", "image": { "id": "60eefa5ee0913b028480c3c8", "recordType": 2, "addedOn": 1625075074152, "updatedOn": 1625599882590, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1625075074152, "authorId": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "systemDataId": "1625075074159-65V0G4G3FIACPZPJKL5R", "systemDataVariants": "500×500,100w,300w,500w", "systemDataSourceType": "PNG", "filename": "icons8-school-building-500. png", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "000000", "topRightAverage": "000000", "bottomLeftAverage": "000000", "bottomRightAverage": "000000", "centerAverage": "c5b6b1", "suggestedBgColor": "000000" }, "urlId": "ioufpdqldq0elhisrtf2v19wwz16kb-ldmay-g8ay9-h9ds9", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "displayName": "Mikaela Boone", "firstName": "Mikaela", "lastName": "Boone", "avatarUrl": "https://static1. squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be", "bio": "", "avatarAssetUrl": "https://static1.squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be" }, "assetUrl": "https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/608ecbeda75c3677fd409504/1625075074159-65V0G4G3FIACPZPJKL5R/icons8-school-building-500.png", "contentType": "image/png", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "500×500" } }, { "title": "Students love it. ", "description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Taught back in 2018, Psychology and the Good Life remains the <a href=\"https://www.nytimes.com/2018/01/26/nyregion/at-yale-class-on-happiness-draws-huge-crowd-laurie-santos. html\" target=\"\">most popular course in Yale University’s 300+ year history<\/a>, with 25% of Yale’s undergraduates signing up.<\/p>", "button": { "buttonText": "" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5 }, "imageId": "60eefa5ee0913b028480c3cb", "imageAltText": "Hearts", "image": { "id": "60eefa5ee0913b028480c3cb", "recordType": 2, "addedOn": 1625075192146, "updatedOn": 1625599882596, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1625075192146, "authorId": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "systemDataId": "1625075192153-C2E2WMVDQ5CAAh566ADG", "systemDataVariants": "500×500,100w,300w,500w", "systemDataSourceType": "PNG", "filename": "icons8-romance-500. png", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "000000", "topRightAverage": "000000", "bottomLeftAverage": "000000", "bottomRightAverage": "000000", "centerAverage": "f44336", "suggestedBgColor": "000000" }, "urlId": "lo9bbe33yu6xahgm7mjb3fpkvvdle3-xdsbp-l5tfw-f5znx", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "displayName": "Mikaela Boone", "firstName": "Mikaela", "lastName": "Boone", "avatarUrl": "https://static1. squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be", "bio": "", "avatarAssetUrl": "https://static1.squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be" }, "assetUrl": "https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/608ecbeda75c3677fd409504/1625075192153-C2E2WMVDQ5CAAh566ADG/icons8-romance-500.png", "contentType": "image/png", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "500×500" } }, { "title": "It’s evidence-based.", "description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Everything taught in PGL is drawn from empirical research in psychology. Relatedly, 6-week coursera version of the course, <em>The Science of Well-Being<\/em>, has been shown to significantly improve happiness in this study. <\/p>", "button": { "buttonText": "" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5 }, "imageId": "60eefa5ee0913b028480c3ce", "imageAltText": "microscope", "image": { "id": "60eefa5ee0913b028480c3ce", "recordType": 2, "addedOn": 1625075287070, "updatedOn": 1625599882599, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1625075287070, "authorId": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "systemDataId": "1625075287076-J3FU4S2VZ07DR76FBKDX", "systemDataVariants": "500×500,100w,300w,500w", "systemDataSourceType": "PNG", "filename": "icons8-microscope-500.png", "mediaFocalPoint": { "x": 0. 5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "000000", "topRightAverage": "000000", "bottomLeftAverage": "000000", "bottomRightAverage": "000000", "centerAverage": "015175", "suggestedBgColor": "000000" }, "urlId": "1nj4lfx6b5p0vuf1ei1iw62ya2wv4w-n7kn3-w8lh4-e7g2p", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "displayName": "Mikaela Boone", "firstName": "Mikaela", "lastName": "Boone", "avatarUrl": "https://static1. squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be", "bio": "", "avatarAssetUrl": "https://static1.squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be" }, "assetUrl": "https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/608ecbeda75c3677fd409504/1625075287076-J3FU4S2VZ07DR76FBKDX/icons8-microscope-500.png", "contentType": "image/png", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "500×500" } }, { "title": "It’s from Yale University.", "description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">We figure that probably counts for something!<\/p>", "button": { "buttonText": "", "buttonLink": "" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0. 5, "y": 0.5 }, "imageId": "60eefa5ee0913b028480c3d1", "imageAltText": "Yale logo", "image": { "id": "60eefa5ee0913b028480c3d1", "recordType": 2, "addedOn": 1625591189935, "updatedOn": 1625599882603, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1625591189935, "authorId": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "systemDataId": "1625591189998-VETV7ZLV8UI8TH7X99MD", "systemDataVariants": "900×900,100w,300w,500w,750w", "systemDataSourceType": "JPG", "filename": "Yale+Y.jpg", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "01346b", "topRightAverage": "01346b", "bottomLeftAverage": "01346b", "bottomRightAverage": "01346b", "centerAverage": "bccad5", "suggestedBgColor": "01346b" }, "urlId": "i9w6f8xz1anvhbvwc8f132qjxim8fn-z3w6y-66l26-zmmjw", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "displayName": "Mikaela Boone", "firstName": "Mikaela", "lastName": "Boone", "avatarUrl": "https://static1. squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be", "bio": "", "avatarAssetUrl": "https://static1.squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be" }, "assetUrl": "https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/608ecbeda75c3677fd409504/1625591189998-VETV7ZLV8UI8TH7X99MD/Yale%2BY.jpg", "contentType": "image/jpeg", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "900×900" } }, { "title": "It’s free! ", "description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Nice, right? You can thank the <a href=\"https://blankfoundation.org\" target=\"\">Arthur M. Blank Family Foundation<\/a> for making this possible.<\/p>", "button": { "buttonText": "", "buttonLink": "/" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0. 49, "y": 0.39 }, "imageId": "60eefa5ee0913b028480c3d4", "imageAltText": "Man throwing money in the air", "image": { "id": "60eefa5ee0913b028480c3d4", "recordType": 2, "addedOn": 1625076314610, "updatedOn": 1625599882606, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1625076314610, "authorId": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "systemDataId": "1625076314643-2WP6XEK7ZAAG11QOVMI6", "systemDataVariants": "500×500,100w,300w,500w", "systemDataSourceType": "PNG", "filename": "icons8-man-with-money-skin-type-5-500.png", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "000000", "topRightAverage": "000000", "bottomLeftAverage": "000000", "bottomRightAverage": "000000", "centerAverage": "b56615", "suggestedBgColor": "000000" }, "urlId": "2c1ielrel6p7plkhpb4h46ppltzdxc-ppfk6-dwctf-9cwa9", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "60ca221f8e1523035eec4a1f", "displayName": "Mikaela Boone", "firstName": "Mikaela", "lastName": "Boone", "avatarUrl": "https://static1. squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be", "bio": "", "avatarAssetUrl": "https://static1.squarespace.com/static/images/60ca22202e85d80250bae7be" }, "assetUrl": "https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/608ecbeda75c3677fd409504/1625076314643-2WP6XEK7ZAAG11QOVMI6/icons8-man-with-money-skin-type-5-500.png", "contentType": "image/png", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "500×500" } } ], "styles": { "imageFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5 }, "imageOverlayOpacity": 0.3, "backgroundColor": "white", "sectionTheme": "white", "imageEffect": "none", "backgroundMode": "image", "backgroundImage": null }, "video": { "filter": 1, "videoFallbackContentItem": null, "nativeVideoContentItem": null, "videoSourceProvider": "none" }, "backgroundImageFocalPoint": null, "backgroundImageId": null, "options": { "maxColumns": 5, "isCardEnabled": false, "isMediaEnabled": true, "isTitleEnabled": true, "isBodyEnabled": true, "isButtonEnabled": false, "mediaAspectRatio": "1:1", "layoutWidth": "inset", "mediaWidth": { "value": 75, "unit": "%" }, "mediaAlignment": "center", "contentWidth": { "value": 100, "unit": "%" }, "titleAlignment": "center", "bodyAlignment": "center", "buttonAlignment": "center", "titlePlacement": "center", "bodyPlacement": "center", "buttonPlacement": "center", "cardVerticalAlignment": "top", "contentOrder": "media-first", "verticalPaddingTop": { "value": 3. 3, "unit": "vmax" }, "verticalPaddingBottom": { "value": 3.3, "unit": "vmax" }, "spaceBetweenColumns": { "value": 20, "unit": "px" }, "spaceBetweenRows": { "value": 20, "unit": "px" }, "spaceBetweenContentAndMedia": { "value": 6, "unit": "%" }, "spaceBelowTitle": { "value": 9, "unit": "%" }, "spaceBelowBody": { "value": 6, "unit": "%" }, "cardPaddingTop": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingRight": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingBottom": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingLeft": { "value": 20, "unit": "px" }, "titleFontSize": "heading-2", "bodyFontSize": "paragraph-2", "buttonFontSize": "button-medium", "customOptions": { "customTitleFontSize": { "value": 1. 6, "unit": "rem" }, "customBodyFontSize": { "value": 1, "unit": "rem" }, "customButtonFontSize": { "value": 0.9, "unit": "rem" } } }, "layout": "simple", "isSectionTitleEnabled": true, "sectionTitle": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><strong>Need more convincing?<\/strong><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">5 Reasons to bring PGL to your school:<\/p>", "spaceBelowSectionTitle": { "value": 49, "unit": "px" }, "sectionTitleAlignment": "center", "isSectionButtonEnabled": false, "sectionButton": { "buttonText": "Make It", "buttonLink": "#", "buttonNewWindow": false }, "sectionButtonSize": "large", "sectionButtonAlignment": "left", "spaceAboveSectionButton": { "value": 70, "unit": "px" } }» data-media-alignment=»center» data-title-alignment=»center» data-body-alignment=»center» data-button-alignment=»center» data-title-placement=»center» data-body-placement=»center» data-button-placement=»center» data-layout-width=»inset» data-title-font-unit=»rem» data-description-font-unit=»rem» data-button-font-unit=»rem» data-space-between-rows=»20px» data-space-between-columns=»20px» data-vertical-padding-top-value=»3. 3″ data-vertical-padding-bottom-value=»3.3″ data-vertical-padding-top-unit=»vmax» data-vertical-padding-bottom-unit=»vmax»>
  • Это уже в школах.

    «Психология и хорошая жизнь» уже используется более чем 700 учащимися в 30 средних школах с низким доходом в 17 городах США.

  • Студентам это нравится.

    Курс «Психология и хорошая жизнь», преподаваемый еще в 2018 году, остается самым популярным курсом за более чем 300-летнюю историю Йельского университета: на него записалось 25% студентов Йельского университета.

  • Это основано на доказательствах.

    Все, чему учат в PGL, основано на эмпирических исследованиях в области психологии. Кроме того, 6-недельная версия курса Coursera, Наука о благополучии , в этом исследовании показала, что значительно повышает уровень счастья.

  • Это из Йельского университета.

    Мы полагаем, что это что-то значит!

  • Это бесплатно!

    Красиво, правда? Вы можете поблагодарить Фонд семьи Артура М. Бланка за то, что это стало возможным.

Вопросы?

Лучшие курсы психологии для старшеклассников онлайн 2023

Курсы психологии для старшеклассников!

Студенты-психологи, которые хотят больше учиться за пределами традиционной классной комнаты, часто обращаются к бесплатному онлайн-курсы . Эти занятия также посещают будущие специалисты по психологии, которые хотят освоить основы перед поступлением на программу обучения или просто хотят освежить свои знания. Бесплатные онлайн-курсы по психологии обычно не присуждают кредит, но они дают вам доступ к знаниям и данным.

В большинстве курсов используются видеолекции, задания, викторины и экзамены для облегчения самостоятельного обучения. Онлайн-чаты и задания по чтению часто включаются в курсы. Приведенный ниже список бесплатных онлайн-курсов по психологии охватывает широкий круг тем.

Содержание

Критерии для изучения психологии

Ниже приведены некоторые типичные критерии оценки, с которыми вы можете столкнуться при подаче заявления на получение степени бакалавра психологии за границей:

  1. Диплом средней школы или его эквивалент, два GCE A-level проходит по двум предметам и три GCSE проходит с оценкой C или выше.
  2. Средний уровень A BBB, что означает, что вы должны иметь выпускные оценки не ниже B по крайней мере в трех областях.
  3. В зависимости от университета вступительные требования могут варьироваться от CCC до AAB.
  4. Пятерка по психологии в средней школе является преимуществом, хотя обычно в этом нет необходимости. Математика, статистика, социология, антропология, экономика, политика, философия и история являются дополнительными важными предметами.
  5. В некоторых требованиях может быть указано, что кандидаты должны иметь 5 выпускных экзаменов в школе с оценками A-C, включая английский язык и математику, или их эквивалент.
  6. Большинство колледжей поощряют абитуриентов иметь по крайней мере одну пятерку по химии, физике, биологии или математике.
  7. Для выпускников британской системы образования требуется квалификационный уровень 3, эквивалентный 120 баллам UCAS.
  8. Если у вас есть оценка C по математике на экзамене GCSE или выше, некоторые университеты (особенно при подаче заявления на получение степени бакалавра наук) будут учитывать ваш опыт работы.

Основы психологии преподаются в средней школе и помогают учащимся понять, как ведут себя люди. Первокурсники средней школы и колледжа изучают общую психологию в качестве основы, прежде чем перейти к конкретной области психологии.

Общая психология — это онлайн-курсы по психологии для старшеклассников, которые вы должны пройти, потому что это основа, на которой вы можете развиваться.

Почему старшеклассникам следует проходить онлайн-курсы психологии

Было бы здорово, если бы вы изучали психологию в старшей школе, потому что она применима во многих сферах деятельности. Есть большая вероятность, что ваша предполагаемая профессия потребует от вас некоторых базовых психологических знаний.

Онлайн-курсы психологии для старшеклассников — лучший вариант для изучения курсов психологии. Вам не нужно полагаться на учебную программу вашей школы, потому что онлайн-уроки адаптируются и приурочены к технологическим достижениям, что облегчает обучение.

Вы должны прочитать; Listening Communication Skill 2022

Когда зачислять старшеклассников на онлайн-курсы по психологии

Как правило, вы можете посещать занятия в любое время, поскольку большинство онлайн-курсов достаточно гибкие. Это означает, что вам не нужно ждать перерыва, чтобы посетить уроки; вместо этого вы можете делать это, когда позволяет ваше расписание.

Продвинутая психология размещения часто преподается младшими и старшими в большинстве средних школ. Тем не менее, некоторые школы разрешают второкурсникам поступать на психологию AP.

В большинстве онлайн-курсов по психологии для старшеклассников не указано, на какой учебный год они должны записаться.

Как записаться на онлайн-курсы по психологии для старшеклассников веб-сайт, который предлагает их, если вы хотите посещать занятия по психологии онлайн. После регистрации очень важно запланировать время для посещения занятий.

Вы должны выбрать образовательную платформу с расписанием, которое подходит именно вам, поскольку степень гибкости занятий варьируется.

Читайте также: Лучшие советы по покупке аксессуаров для декоративно-прикладного искусства с ограниченным бюджетом в 2022 году

Тот факт, что колледжи предлагают старшеклассникам летние курсы психологии, не является новостью последних дней. Некоторые колледжи и образовательные платформы теперь также предлагают эти занятия онлайн.

Онлайн-курсы психологии для старшеклассников

1. Онлайн-курсы психологии для старших классов с Excel High School

Этот вводный курс по психологии направлен на расширение взглядов учащихся на исследования, теорию и человеческое поведение. К концу курса студенты учатся наблюдать и оценивать мир через психологическую призму.

Одной из ключевых идей для изучения является психология человеческого социального поведения и то, как работает мозг. В этом курсе также противопоставляются и сравниваются многие академические дисциплины.

Сумма заданий, тестов и экзаменов учащегося составляет его оценку. Аккредитация Excel High School исходит от Cognia и других организаций.

2. Курсы психологии Study.com для старшеклассников

Пользователи платформы Study.com могут учиться, просматривая библиотеку учебных фильмов. Психология этой платформы для старшеклассников настолько адаптируема, что к ней можно получить доступ в любой момент.

Читайте также; Требования к поступающим в FAU Атлантического университета Флориды 2022

Курсы охватывают 30 глав психологии средней школы и предназначены для самостоятельного изучения. Они также включают практические экзамены.

Учащиеся заканчивают курс с глубоким пониманием школьной психологии.

3. eAchieve Academy Онлайн-курсы по психологии для старшеклассников.

Для учащихся с 9 по 12 классы eAchieve Academy предлагает курс психологии, изучающий человеческое поведение и разум. Курсы имеют одну кредитную единицу и аккредитованы NCAA.

Учащиеся готовят диссертацию, применяют материалы для изучения отношений и делают выводы, а также улучшают свои коммуникативные навыки в течение одного года курса.

В этом курсе есть варианты как очного, так и заочного обучения. Это шанс получить дополнительный кредит.

4. Предуниверситетская онлайн-психология в Королевском колледже

В Королевском колледже можно пройти двухнедельный летний онлайн-курс по психологии.

Курсы охватывают психиатрию, психологию и неврологию. Студенты сдают устный и письменный экзамен.

Студенты узнают о человеческом разуме на уроках и готовятся к психологии в колледже. После этих курсов студенты не будут незнакомы с психологией первого курса колледжа.

5. Онлайн-программы и курсы по психологии для довузовской подготовки

Психология является одним из многих предметов, предлагаемых онлайн-программами и курсами для довузовской подготовки. Этот курс психологии с тремя кредитными единицами длится несколько недель. Охвачены как психология, так и наука о мозге.

Асинхронные живые занятия запланированы вместе с проведением курса. Вы можете записаться на курс, чтобы получить дополнительный кредит средней школы.

6. Оксфордские летние онлайн-курсы по психологии

Оксфорд запустил еще одну программу летних онлайн-курсов с целью помочь детям в возрасте от 12 до 18 лет в учебе.

Неврология и психология входят в учебную программу программы. При поступлении новых учеников в каждом классе может быть не более 10 учеников из разных стран.

Человеческий разум и поведение, наука о связи и любви, память, язык и воображение — все это темы, рассматриваемые в курсе психологии. По окончании программы выпускникам будет вручен Оксфордский академический сертификат.

7. Социальная психология Университета Квинсленда Введение

В этом курсе изучается влияние на людей, невербальное общение , а также мысли и поведение людей в социальных контекстах. Это 7-недельный бесплатный курс для самостоятельного изучения с возможностью обновления.

Передаваемый сертификат включен во вводный курс. В результате кредиты средней школы не добавляются.

Плата за обновление составляет 199 долларов США. Благодаря этому обновлению учащиеся получают доступ к неограниченному количеству материалов, а также к оцениваемым домашним заданиям и тестам.

8. Онлайн-психология Университета Британской Колумбии

В этом курсе рассматривается развитие психологии и ее методологии исследования. Трехнедельные уроки для самостоятельного обучения бесплатны.

В дополнение к интервью с настоящими психологами-исследователями, занятия проводятся в формате видео.

Экзамены, задания и викторины также предусмотрены. Хотя курс бесплатный, вместо него доступно обновление за 49 долларов. С этим обновлением вы получаете доступ к неограниченному контенту, оцениваемым тестам и заданиям, а также передаваемым сертификатам.

Читайте также: 20 самых дешевых онлайн-колледжей с самостоятельным обучением

9. Виртуальная школа Apex Learning Online AP Psychology

Вы можете посещать эти онлайн-уроки психологии для старшеклассников за 380 долларов каждый семестр. В курсе рассматриваются обзор и самые последние открытия в области психологии.

Чтобы получить полное представление о том, как работает человеческий разум и мозг, учащиеся изучают базовую психологию. У студентов также будет возможность исследовать профессиональную терапию, чтобы получить более глубокое понимание.

10. Онлайн-программа AP BYU по психологии

Этот курс изучает психологию, которая дает глубокое понимание как собственного поведения, так и поведения других. Онлайн-курс психологии AP BYU стоит 289 долларов. Эта сумма предназначена для расходов на учебники.

То, как организован материал курса, помогает учащимся подготовиться к тестам AP по психологии, чтобы они могли получить кредит колледжа.

Часто задаваемые вопросы о занятиях по психологии для старшеклассников

Есть ли курс психологии в Интернете?

Да. Многочисленные учреждения предоставляют онлайн-степени по психологии. Хотя некоторые программы психологии для выпускников предоставляют онлайн-обучение, все они требуют стажировки или практики на месте. Онлайн-студенты обычно заканчивают их в своих городах.

Онлайн-психология бесплатна?

Существует множество благотворительных организаций, которые предоставляют бесплатные консультационные услуги через Интернет, а также волонтеров с психиатрическим прошлым, чаты и группы поддержки сверстников.