Построить социограмму онлайн: Социограмма в виде графов выборов
Составление социограмм
Социограмма- это графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы, это способ изображения структуры взаимоотношений. При построение социограмм следует помнить следующий принцип – символы надо размещать так, чтобы обеспечить максимальное удобство для анализа и рассмотрения социограмм.1
4.1. Свободная или произвольная социограмма.
4.2. Круговая социограмма.
4.3. Концентрическая социограмма.
4 – лидер
2,3,7,1 – предпочитаемый выбор
6 — принятый член
5,8 – изолированный
Таблица индивидуальных индексов
№ | Социометрический статус | Индекс изоляции | Индекс эмоциональной экспансивности | Индекс объёма взаимодействия | Индекс когерентности |
1 | 3/7=0,43 | 0,57 | 0,29 | 0 | 0 |
2 | 2/7=0,29 | 0,71 | 0,43 | 0,07 | 0,33 |
3 | 2/7=0, 29 | 0,71 | 0, 14 | 0,07 | 0,33 |
4 | 5/7=0, 71 | 0,29 | 0, 29 | 0,13 | 0,67 |
5 | 0 | 1 | 0,14 | 0 | 0 |
6 | 1/7=0, 14 | 0,86 | 0,43 | 0,07 | 0,33 |
7 | 5/7=0,71 | 0,71 | 0,43 | 0,07 | 0,33 |
8 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Социометрический статус
Полученный выбор каждого члена группы
Sj (R) =
n — 1
n – число индивидов в группе
Индекс социальной изоляции
Вычисляется по формуле:
1 — Sj (R)
Sj(R) — социометрический статус
Индекс эмоциональной экспансивности
Xi(R)
E i (R) =
n — 1
Xi(R) –число отдельных выборов каждого члена группы
n – число индивидов в группе
Индекс объёма взаимодействия
Vi ( R ) = ½* (E i (R) + Sj (R) )
Взаимный выбор каждого члена группы
Vi ( R ) =
Все сделанные выборы
Индекс когерентности
ωi(R )
Wi (
R )
Xi(R)
Xi(R) – число взаимных выборов каждого члена группы
ωi(R ) – число всех взаимных выборов
Вычисление групповых индексов
1. Индекс плотности группы
P (R) =N/n 2
N – взаимный контакт группы
n – число индивидов в группе
Следовательно, P (R )= 3/64 = 0,047
2.Индекс сплочённости группы
Сплочённость – черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия её членов, является обобщённым показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплочённость – привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться. 2
Wi(R)
W (R) =
Xi(R)
Xi(R)– число всех выборов
Wi (R)– число взаимных выборов
Следовательно, W (R) = 3/15 =0,1
3.Индекс групповой интеграции
Групповая интеграция – согласованность, упорядочённость и стабильность и стабильность системы внутригрупповых процессов. 3
Y (R) = 1/ j + 1
j – количество индивидов, не получивших ни одного выбора
Следовательно, Y ( R) = 0,5
Вычисление подструктур на основе статуса
Социометрический статус – характеристика, отражающая реальную роль каждого члена малой группы, а также дающая определённое представление об общих его индивидуально — и социально-психологических особенностях.
Статус вычисляется с использованием метода социометрии по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определённый «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.
Как правило, в группе выделяют:
социометрических «звёзд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии
высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа выборов отрицательных
изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные)
членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число выборов положительных
отверженных членов группы («изгоев»), имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы
Социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но и очень часто переходит с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус- категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением.
На основе своих вычислений, я выявила:
S R = -1 | Статус « отрицательная звезда» | |
-1< S R < 0 | Отвергаемые члены группы | |
S R = 0 | Изолированный член группы | №2 |
0 < S R < 0, 25 | Принятый член группы | №3, №4 ,№6 , №8 |
0, 25 < S R < 0, 5 | Предпочитаемый член группы | №1 №7 |
0, 5 < S R <0, 75 | Лидер | №5 |
0, 75 < S R <1, 0 | Звезда |
7.
4.1. Социометрия и оценка группыПсихология спорта ↓
Термин социометрия, означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен американским ученым Дж. Морено. (СНОСКА: См.: Методики психодиагностики в спорте. – Указ. изд.)
Социометрическая процедура в основном сводится к следующему: сначала определяется значимый критерий для оценки той или иной стороны межличностного взаимодействия, для чего формулируются вопросы, относящиеся к определенной реальной ситуации. Например: с кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде? Кого из членов вашего класса (группы) ты бы хотел иметь соседом по квартире? Кого бы ты пригласил на день рождения?» т.д. Вопрос, не связанный с конкретной деятельностью, например: Кто из членов класса (группы) вам товарищ? – является слабым критерием. Таких неконкретных формулировок следует избегать. Вопросы заносятся на специальную карточку и сообщаются устно, при этом на карточку заносятся только ответы, т.е. фамилии (или их кодовые обозначения) выбранных членов группы. Число выборов может соответствовать количеству членов обследуемой группы, но может быть ограниченным до 3-5 выборов.
Существуют два взаимодополняющих друг друга способа графической обработки результатов – социоматрица и социограмма.
Социоматрица внешне напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии (или кодовые обозначения) всех членов изучаемой группы, по горизонтали – только их номера. На соответствующих перечислениях цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь. Взаимный выбор обводится кружком.
На основе социоматрицы возможно построить социограмму – карту социометрических выборов. Данная карта может иметь вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. В первом круге располагаются испытуемые, получившие 6 и более выборов, во втором – 3-5 выборов, в третьем – 1-2 выбора, в четвертый круг попадают не получившие ни одного выбора.
Концентрическая социограмма представлена на рис. 4. Таким образом, члены спортивной команды, расположившиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в группе, а спортсмены, оказавшиеся в третьем и особенно в четвертом круге, находятся в неблагоприятном положении. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот.
Характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы могут быть изменены количественно.
Похожие материалы в разделе Психология спорта:
- 3.5. Специализированные восприятия в спорте
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
- Агрессивность в структуре личности спортсмена
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- Релаксация
- Регуляция психических состояний
- 8.3. Социально-психологический климат
- Классическая методика И. Шульца
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям
Инструмент Excel для создания социограмм
Инструмент Excel для создания социограмм
Автор: Доктор Райд Льюис, Школа Математика, Кардиффский университет, Кардифф, Уэльс. www.rhydlewis.eu
Последний Обновлено: Среда, 31 августа 2022 г. .
На этой странице представлена информация о простом в использовании Инструмент на основе Excel для создания социограмм школьников. Инструмент воспроизводит инструмент социограммы Робина Банджери, хотя и с гораздо более простым интерфейсом.
Инструкция по применению
Программу Excel можно скачать здесь. После загрузки вся необходимая информация должна быть введена в Data рабочий лист, как показано на скриншоте ниже. Чтобы собрать эти данные, опрос должен проводиться в классе. В этом опросе каждый ребенок сначала следует попросить назвать до трех студентов, которые им больше всего нравятся (ML) и до трех учеников, которые им меньше всего нравятся (LL). Дополнительная информация о том, как чтобы сделать это безопасным и действительным способом, можно найти здесь.
Собранная информация должна быть напечатана в электронную таблицу. В частности, каждому ребенку должен быть присвоен идентификатор. номер и идентификационные номера для их номинаций ML и LL должны быть перечислены рядом, как показано на следующем снимке экрана.
После ввода данных социограмма программа выполняется нажатием на кнопку в правом верхнем углу электронная таблица. Это создаст матрицу, суммирующую данные и визуализация социограммы:
Интерпретация матрицы и социограммы
Матрица, представленная этой программой, дает сводка данных. В нижней части листа приведена таблица, в которой перечислены, для каждого студента, как часто они были названы наиболее понравившимися (ML) и Наименее понравившийся (LL) другими учениками. Социограмма, созданная Excel Программа дает визуальное представление данных. Следующий текст, выделенный курсивом, цитируется дословно с этой веб-страницы Робина Банджери, описывает, как интерпретировать это сеть.
Каждый узел представляет зрачок, а стрелки указывают номинации ML. Одноголовый Черные стрелки указывают на безответные номинации ML и двунаправленные синие стрелки указывают на взаимные номинации ML. Если вы включили номинации ML и LL, тогда некоторые ученики могут быть отнесены к одному из следующих сверстников с цветовой кодировкой статусные категории на основе количества номинаций ML и LL получено:
Популярные (зеленый цвет): получили большое количество Номинации ML и небольшое количество номинаций LL. Большинство школьников с эта классификация имеет тенденцию быть просоциальной, демонстрируя социально компетентное поведение.
Отклонено (выделено серым цветом): получено небольшое количество ML номинации и большое количество номинаций LL. Это считается классификация статуса сверстников в группе риска, поскольку она часто ассоциируется с внешние и/или внутренние проблемы. Это также имеет тенденцию быть наиболее стабильным классификация по статусу сверстников, при этом некоторые ученики переживают несколько лет неприятие сверстников. Дальнейшая оценка этих учеников, измерение их чувств и их модели мышления, будет иметь важное значение для поддержки этих учеников развитие в целенаправленной работе. Кроме того, ссылки в социограмме будут предоставить ценную информацию для поддержки и управления этими учениками в группе работа.
Спорный (цветной оранжевый): получил большое количество номинаций на ML и большое количество номинаций на LL. Эта классификация имеет тенденцию быть менее стабильной, но учащиеся, попадающие в эту категория может иметь большое влияние. Они часто являются доминирующими персонажами, которые воспринимаются как очень популярные, однако они могут быть агрессивными, разрушительными и даже пугает. Из-за их влияния работа с этими учениками может иметь существенное влияние на классный дух.
Забытые (выделены розовым цветом): получили небольшое количество ML номинации и небольшое количество номинаций LL. Эта классификация, как правило, считается менее проблематичным, чем категория «Отклонено». Исследования часто обнаруживают, что эти ученики, несмотря на низкое социальное влияние, хорошо приспособлены, хотя они могут иметь репутацию застенчивых людей.
Медведь Имейте в виду, что присвоение однорангового статуса основано на статистических пороговых значениях. В классе/группе могут быть другие ученики, которые немного не дотягивают до порог для одной из этих категорий однорангового статуса. Пожалуйста, проверьте свой Excel таблицу, чтобы увидеть точное количество номинаций ML и LL, полученных каждым ученик.
Как производится визуализация?
При построении социограммы этот инструмент использует вариант имитации отжига алгоритм, чтобы решить, где разместить каждый узел на плоскости. Этот Подход предназначен для облегчения визуальной интерпретации сети. Здесь Функция стоимости этого алгоритма стремится обеспечить подходящий баланс между пятью критерии: (а) стрелки не должны быть слишком длинными; (b) пары стрелок не должны крест; (c) узлы должны быть распределены равномерно; (d) узлы не должны быть слишком близко до границы; и (e) стрелки не должны проходить слишком близко к другим узлам. Исходный код VBA этой реализации можно просмотреть, следуя инструкции, указанные в таблице.
Как создать социограмму в классе – Mondship
Когда я начал работать учителем, я не нашел хороших руководств по созданию диаграмм социального взаимодействия. Поэтому я решил создать свой собственный путеводитель.
В этом пошаговом руководстве описан процесс создания социограммы. Что касается нескольких недель в новом учебном году, я обычно прошу студентов написать трех человек, с которыми они хорошо работают.
Думаю, это важно сделать, когда весь класс соберется. если кто-то вернулся из школы из-за болезни, подождите, пока все дети не вернутся в школу. Чтобы получить полную и достоверную социограмму, в нее должны быть вовлечены все.
И вот как я продолжаю эту работу.
Вопрос «хорошо работать с» — это первый из трех вопросов, которые я задаю, и я начинаю с синего цвета, чтобы отличить его от других вопросов.
Каждый ученик получает синюю бумагу и просит перечислить свой выбор из трех одноклассников (очень осторожно).
Затем я собираю синие листочки и продолжаю с двумя другими цветами: желтым для «С кем бы ты хотел больше поиграть?» и зеленый для «С кем бы вы хотели сесть рядом?»
После занятий начинаю рисовать социограмму.
Прежде всего я рисую круг для каждого ученика.
Затем я добавляю инициалы/имена и начинаю рисовать стрелки между тем, кто кого выбирает. Когда весь класс нарисован, вы видите, с какими из них популярно работать, потому что на их имя направлено много стрелок.
Начать подсчет всех входящих стрел для каждого человека (круг). Если входящей стрелки (красный кружок) нет, возможно, это человек, которому нужна ваша поддержка, если вы намерены выполнять групповую работу. Зеленые круги (более 5 входящих стрелок) — самые популярные персоны, но помните только об этом конкретном вопросе: «С кем у вас хорошо работается?».
В социограмме также видно, какие ученики выбрали друг друга (обозначены зеленой линией). Пунктирная зеленая линия указывает на наличие группы (они выбрали друг друга).
Затем вы продолжаете таким же образом с другими вопросами. Это занимает некоторое время, но результат в то же время очень ценен.
Как часто нужно создавать социограмму?
Эмпирическое правило, которое сработало для меня, состоит в том, чтобы использовать социограммы дважды за школьный семестр. В первый раз я делаю это через пару недель после начала семестра, а затем, когда до конца семестра остается около месяца. На самом деле очень интересно посмотреть, какие серьезные изменения могут произойти в социальных взаимодействиях между студентами всего за несколько месяцев. Очень редко (почти никогда) социограммы не совпадают между различными измерениями. Однако не забывайте задавать одни и те же вопросы в разных измерениях, чтобы провести релевантное и справедливое сравнение.
Если необходимо, вам может понадобиться провести повторную социограмму, когда вы были вынуждены предпринять действия, чтобы «исправить» искаженную социограмму (где вы ясно видели исключение или проблемы с взаимодействием класса/группы). Тогда, конечно, каждый семестр будет больше социограмм, и я знаю, что некоторые учителя каждый месяц добавляют новые диаграммы.
Каковы преимущества и недостатки?
С помощью нарисованной социограммы вы получаете хорошую возможность получить обзор социальных расстановок и групповых образований в классе. Большим преимуществом является то, что вы можете уточнить исключение лучше и проще, чем во многих других инструментах. После того, как вы предприняли действия по улучшению группового созвездия, вы можете позже проверить, принесли ли меры ожидаемый эффект с помощью новой социограммы.
Как и в случае с любой другой документацией, вы должны быть профессиональны и этичны в том, как ее использовать, а социограммы требуют анализа после того, как они будут сделаны. Как интерпретировать результаты и что с ними делать? Это довольно обширная и трудоемкая работа, чтобы скомпилировать все. Это своего рода недостаток, когда дело доходит до социограмм. Подробное чтение социограммы и понимание ее различных частей может быть довольно сложным (не все диаграммы так просты, как социограмма лучших друзей выше…). Важно, чтобы вы как учитель не делали неправильных выводов.
Учитель также должен отметить, какие дети популярны. То, что с ребенком контактируют многие, не означает, что ребенок хочет играть со многими. Некоторым детям может быть трудно поддерживать постоянный контакт. Может быть, вы неосознанно предъявляете более высокие требования к этому ребенку?
Должен ли я задавать только положительные вопросы?
Нет, не обязательно. Вы также можете использовать предложения с отрицательной формулировкой, такие как
- С кем бы вы не хотели сидеть рядом?
- С кем бы вы не хотели работать?
- С кем бы ты не хотел играть?
Отрицательный критерий all указывает на занятие, которое не очень нравится и нравится.